Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии [др. названия - синтоизм учений и течений, сектантский синтоизм, синто конфессий], собирательное обозначение движений, возникших в япон. синтоизме в XIX в. КЕЦАЛЬКОАТЛЬ [майя-Кукулькан; в эпосе «Пополь Вух» - Кукумац], в мифологии доколумбовой Мезоамерики бог ветра, неба, творец и создатель человека; олицетворение планеты Венера КЕЧУА РЕЛИГИЯ традиционные верования америндейской этнической общности, говорящей на языках семьи кечуа (совр. Перу) КИБЕЛА фригийская богиня - прародительница всего сущего, олицетворение матери-природы, богиня плодородия; объект мистериального культа КИБЛА [араб.- «направление», «то, что находится напротив»], в исламе направление на главное святилище - Каабу в г. Мекка, соблюдаемое во время совершения молитвы и нек-рых ритуалов КИМБАНГУИЗМ [офиц. название - Церковь Иисуса Христа на земле через Его избранного вестника Симона Кимбангу], афрохрист. новое религ. движение синкретического характера, крупнейшая Независимая Африканская Церковь на территории тропической Африки КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии «КНИГА ПЕРЕМЕН» кит. " книга книг " , наиболее авторитетноепроизведение канонической (цзин) и философской (цзы) литературы , стоящее во главе конфуцианского «Пятиканония» («У цзин») и неоконфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши-сань цзин») КОАН собого рода текст в кит. буддизме в школах традиции Чань и в буддийских школах тех стран, где она получила распространение (Сон в Корее, Тхиен во Вьетнаме, Дзэн в Японии и др.) КОБЕН (1173, п-ов Кии, совр. префектура Вакаяма - 1232, Тоганоо близ совр. Киото), япон. мыслитель, сторонник возрождения буддийской общины и обновления учений «старых» буддийских школ, один из знаменитых монахов-проповедников в Японии в XIII в. КОНФУЦИЙ (551-479 до Р. Х.), первый кит. философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства КОРАН священная книга мусульман, собрание откровений, к-рые были произнесены пророком Мухаммадом между 610 и 632 г. КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке

http://pravenc.ru/rubrics/122520_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки ЙЕЗИДЫ этноконфессиональная общность, в религиозных верованиях которой сочетаются элементы зороастризма, иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма и ислама; относятся к курдскому этносу КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН КАРАДЖИЧ Вук (1787-1864), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, деятель серб. национального возрождения КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), русский писатель, журналист, историк, член Российской академии и почетный член С.-Петербургской АН «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИЕВСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ (1843-1921), организация, учрежденная в Киеве в 1843 г. с целью выявления, изучения и публикации архивных документов «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.) КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КЛОЦЕВ СБОРНИК один из древнейших памятников славянской письменности и старославянского языка, отрывок пергаменной глаголической рукописи XI в. КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНДАКОВ Никодим Павлович (1(13).11.1844.- 17.17.02. 1925), российский историк искусства, археолог, музейный деятель, акад. СПбАН (1898)

http://pravenc.ru/rubrics/122904_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БААЛ-ШЕМ-ТОВ (Исраэль бен Элизер; ок. 1700, Окуп - 1760, Меджибож), основоположник хасидизма в Вост. Европе. Род. в бедной евр. семье и рано осиротел; работал помощником учителя в школе, помогал в синагоге; в 18 лет женился, но быстро овдовел и отправился странствовать по Вост. Галиции. Женившись вторично, он поселился в Карпатах и прожил там неск. лет почти в уединении. Ок. 1730 г. Б.-ш.-т. приехал в Тлусту (совр. пос. Толстое, Тернопольская обл.), где стал известен как целитель и чудотворец (баал-шем), излечивающий физические и духовные болезни. В нач. 40-х гг. XVIII в. он переехал в Меджибож (ныне Хмельницкая обл.), где вокруг него собралась группа учеников и откуда он совершал поездки по Подолии и Вост. Галиции, продолжая заниматься целительством. Б.-ш.-т. не оставил после себя никаких рукописных трудов, он также никогда не проповедовал публично и запрещал своим ученикам вести записи его бесед. Только спустя 20 лет после его смерти вышла книга его ученика Якова Иосефа, где он собрал изречения и отрывки из бесед учителя, к-рые содержат кроме его собственных идей, изложенных, как правило, в форме афоризмов и притч, извлечения из агады, этических и каббалистических сочинений (лурианского толка). Центральным моментом в учении Б.-ш.-т. является личность цадика: он не аскет, отрекшийся от мира, а посредник между Богом и человеком, духовный наставник народа, к-рый должен научить человека служить Богу мыслями и делами. Причем не к.-л. особенными подвигами, а повседневными делами - т. н. «служением Богу в материальном мире», потому что Божие присутствие проявляется во всем и везде. Б.-ш.-т. считал, что человеку необходимы любовь к Богу, к народу Израиля и к Торе, он осуждал чрезмерное увлечение как постами и самобичеванием, так и галахической казуистикой и мистическим экстазом. Посредничество цадика между Богом и людьми распространяется и на грешников, т. к. цадик обязан помогать грешникам обратиться к добру и помочь им освободиться от пороков. Для выполнения своего предназначения цадик должен периодически впадать в состояние «двекут», т. е. находиться в общении с высшей сферой Божественного милосердия. Основной путь достижения этого состояния - молитва. Особенно сильный молитвенный экстаз способен вызвать состояние «алият нешама» - «взлет души». По преданию, Б.-ш.-т. неоднократно достигал этого состояния, а во время одного из них даже говорил с Мессией. Лит.: Бубер М. Хасидские предания. Первые наставники. М., 1997; 100 еврейских местечек Украины: Ист. путеводитель. Вып. 2: Подолия. Спб., 2000. Рубрики: Ключевые слова: ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического

http://pravenc.ru/text/77278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛЛЕРБЕК [нем. Billerbeck] Пауль (4.04.1853 - 23.12.1932), нем. протестант. богослов, пастор в Циленциге (совр. Суленцин, Польша) и Хайнерсдорфе. Основной труд (1906-1922) Б. - издание нем. перевода сравнительного материала из лит-ры раннего и раввинистического иудаизма, собранного в виде комментария к НЗ: Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch. Bd. 1: Das Evangelium nach Matthäus. Münch., 1922, 19695; Bd. 2: Das Evangelium nach Markus, Lukas und Johannes und die Apostelgeschichte. 1924, 19695; Bd. 3: Die Briefe des NT und die Offenbarung Johannis. 1926; Bd. 4: Exkurse zu einzelnen Stellen des NT. 1928, 19654; Bde 5, 6: Rabbinischer Index; Verzeichnis der Schriftgelehrten/Hrsg. J. Jeremias, K. Adolph. 19693. Инициатива издания и его финансирование принадлежат нем. гебраисту Г. Л. Штраку. Материал первых 3 томов располагается в последовательности писаний НЗ, 2-й и 4-й тома содержат ряд экскурсов, развивающих темы отдельных текстов: праздник кущей, день последней вечери и день смерти Иисуса Христа, пасхальная трапеза в иудаизме, пост, молитва «Слушай, Израиль...», фарисеи и саддукеи, предзнаменования и исчисление дня прихода Мессии, воскресение мертвых, картины последнего суда в иудейской лит-ре и др. В научном мире эта работа нашла в свое время широкое признание как справочник, к-рому отдавали предпочтение в сравнении с трудами предшественников Б., от Дж. Лайтфута ( Lightfoot J. Horae hebraicae et talmudicae// idem. Op. omnia. Rotterdam, 1686. T. 2. P. 241-940) до А. Вюнше ( W ü nsche A. Neue Beiträge zur Erklärung der Evangelien aus Talmud und Midrasch. Gött., 1878), в том, что касается объема использованного материала и тщательности его обработки. Название издания - «Комментарий» - не соответствует его содержанию, т. к. оно представляет собой не толкование, а именно собрание более чем 40 тыс. раввинистических текстов, переведенных на нем. язык. Рубрики: Ключевые слова: ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления

http://pravenc.ru/text/Биллербеком.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XIX в. - нач. XX ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858) ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798)

http://pravenc.ru/rubrics/123054_2.html

Важнейшими для историко-критической библеистики НЗ были исследования Д. лит-ры, связанной с именем ап. Иоанна. В статье, посвященной сравнению 1-го Послания и Евангелия от Иоанна, Д. показал различие авторов этих произведений (The First Epistle of John and the Fourth Gospel//BJRL. 1937. Vol. 21. P. 129-156). Выводы, сделанные в этой работе, учтены Д. в комментариях на Послания ап. Иоанна (The Johannine Epistles. L., 1946). В дальнейшем эти идеи были развиты в кн. о толковании Евангелия от Иоанна (The Interpretation of the Fourth Gospel. Camb., 1953), в к-рой рассматриваются религиозно-исторический фон Евангелия и «основные его идеи» (символизм, вечная жизнь, познание Бога, Истина, Логос и др.). Итогом многолетних трудов над проблемами 4-го Евангелия стала работа о его исторических традициях (Historical Tradition in the Fourth Gospel. Camb., 1963), Д. пришел к выводу о существовании независимого от синоптической традиции до-иоанновского евангельского предания. Ап. Иоанн, как считает Д., написал свое повествование для эллинистической аудитории, отдаленной по времени и месту от евангельских событий. О мировоззрении первых читателей этого Евангелия, по мнению Д., можно судить по лит-ре раввинистического иудаизма, по сочинениям Филона Александрийского и в лит-ре герметизма , при этом «отличительный характер Иоаннова христианства обнаруживается в преобразовании идей, общих с другими формами религии» (The Interpretation. P. 133). Д. не сомневается, что евангелист правильно понимает смысл служения Христа, использует самые сильные из совр. ему религ. языка понятия для выражения единства человека с Богом, чтобы подчеркнуть, что вера во Христа дает возможность «вступить в личное общение с вечным Богом». Это сверхъестественное, неотмирное отношение, обозначаемое термином ϒπη, все же укоренено в этом мире не только потому, что ϒπη может быть выражено только в практических действиях, но и потому, что центральное событие ϒπη в действительности произошло в истории, «апрельским днем приблизительно в 30 г. по Р. Х., за столом Тайной вечери в Иерусалиме, в саду напротив долины Кедрона, при дворе Понтия Пилата, и на римском Кресте на Голгофе» (Ibid. P. 199-200).

http://pravenc.ru/text/Додд.html

Для понимания ранней истории ИПЦ важно, как именно называли себя ее первые члены. На основании этого могут быть сделаны выводы о степени ее близости к совр. ей течениям в межзаветном иудаизме, поскольку главной особенностью первоначальной христ. общины в Иерусалиме было то, что ее члены продолжали соблюдать все обрядовые заповеди закона Моисеева. Восходящим ко времени земного служения Иисуса Христа является наименование членов ИПЦ «учениками» (Деян 1. 15; 6. 1, 2, 7; 9. 1 и др.). Понятие ученичества тесно связано с распространением в Палестине греч. культуры, но при этом сближает первых христиан с формировавшимся в эту же эпоху течением фарисеев (но если в раввинистическом иудаизме термин «ученики» закрепился в последующую эпоху, из христ. лексикона он был практически исключен уже в нач. II в.). Др. возможными самоназваниями членов ИПЦ были такие выражения, как «нищие» (Рим 15. 26; Гал 2. 10; ср.: Мф 5. 3; 6. 19-21, 24-33; 19. 21; Лк 4. 18; 6. 20; 7. 22), «святые» (Рим 15. 26; 2 Кор 8. 4; 9. 1, 12; Деян 9. 13, 32, 41; 26. 10; ср. схожую терминологию в кумран. памятниках - 1QM 6. 6), «церковь Божия» или «церковь Господа» (1 Фес 2. 14; 1 Кор 15. 9; Гал 1. 13; Флп 3. 6; Деян 20. 28; Мф 16. 18; ср. в кумран. свитках - 1QM 4. 10; 1QSa 1. 25). Однако все эти варианты использовались не только в иерусалимской, но и в др. христ. общинах. Наименование «христиане», появившееся изначально в Антиохии (Деян 11. 26), вероятно, также очень рано стало использоваться и по отношению к членам др. общин, в т. ч., возможно, и по отношению к членам ИПЦ (ср.: Деян 26. 28). Ряд ученых полагают, что исключительно к членам ИПЦ относилось наименование «назореи/назареи», а также употреблялось понятие «назорейская ересь». Выражение «назорейская ересь» не противостоит понятию «ортодоксия», но обозначает течение, подобное греч. философским школам, т. е. один из допустимых вариантов богословия или практики в рамках межзаветного иудаизма; Иосиф Флавий называет «ересями» учения фарисеев, саддукеев и ессеев; как именование христиан оно впервые использовано в Деян 24. 5, 14 и сохранялось в средние века за христианами, жившими в семито- и ираноязычных регионах; во II-V вв. также была известна иудеохрист. секта назореев, о преемственности к-рой по отношению к ИПЦ спорят. Происхождение общины

http://pravenc.ru/text/293788.html

Для сщмч. Иринея Лионского «бытие человека в виде мужчины и женщины никогда не сводится к функции деторождения». То, что в раю не было половых отношений и рождения детей, вызвано тем, что люди сначала должны были созреть, дорасти до таких отношений, но не успели сделать это до грехопадения. Совершенно иначе учит Климент Александрийский, который провозглашает деторождение единственной целью брака. Но в этом он основывается не на Св. Писании, а на идеях стоиков, причем игнорирует их контекст (мысль Мусония Руфа о взаимной любви как основе и цели брака). Трактат свт. Григория Нисского «О девстве» следует понимать более глубоко, т. к. «брак» в нем может означать также «страстную привязанность вообще», а «девство» - «общее отсутствие привязанности». Он не критикует брак в целом, а указывает на ошибочность мотивов людей, стремящихся вступить в брак. Согласно Григорию Нисскому, брак должен быть основан не на эгоистических побуждениях (стремление к удовольствию, бессмертие в детях), а на самоотверженности (брак как «литургия» в первоначальном смысле этого слова - общественная повинность). При этом человек должен не замыкаться на браке самом по себе, а сохранять любовь к Богу и только от Него ожидать бессмертия и постоянства. В таком случае «брачная жизнь имеет больше сходства с Богом, чем безбрачие». Свт. Григорий, говоря о девстве, не считает, будто оно выше брака (за счет более последовательного воздержания), а, напротив, показывает, что «безбрачие - для тех, кто слишком слаб, чтобы устоять перед силой природы... они усыпляют страсти, но не научаются мудрости использовать их». В тексте доклада показано, что иудейское богословие брака в первые века по Р. Х., как оно может быть реконструировано на основании раввинистической литературы, находилось «в разительном противоречии с правовыми нормами иудаизма». В самом деле, идеалы единобрачия, возвышенной любви и взаимной верности супругов резко контрастируют с  дозволением на практике полигамии, приниженным положением жены. Высокое учение раввинов о браке, казалось бы, возможно объяснить только влиянием христианства, однако для него удается найти основания в Ветхом Завете.

http://bogoslov.ru/article/253592

До недавних пор было принято считать, что древнейшим сохранившимся памятником русского языка является Остромирово евангелие, написанное в 1056-1057 гг. для Софийского собора в Новгороде. Однако 13 июля 2000 г. на Троицком раскопе в Новгороде археологи нашли еще более древний русский текст: три деревянные дощечки, покрытые воском и полностью исписанные псалмами. Эти дощечки представляли собой как бы деревянную тетрадку из трех покрытых воском страниц. Эта «Новгородская псалтирь» датируется концом X — началом XI века, т.е. она позже крещения Руси всего на одно-два десятилетия. Оба древнейших памятника русского языка — библейские тексты. Это ясно говорит нам, что русский язык, русская письменность, русская культура неотделимы от русской Библии. Как и любой живой человеческий язык, славянский язык менялся. К XVIII веку (тем более — к началу XIX) разрыв между церковнославянским языком и языком повседневного общения увеличился настолько, что возникла нужда в новых переводах. Ответом на эту потребность стал, после долгих дискуссий, проб и ошибок, Синодальный перевод Библии, вышедший в свет и одобренный Святейшим Синодом в 1876 году. Еще до появления книгопечатания Библия была переведена более чем на тридцать языков. К концу XVI века Библия существует практически на всех языках Европы. Миссионерская деятельность среди народов Азии, Африки и Америки приводит к появлению все новых и новых переводов, даже на языки племен малочисленных и отдаленных. На настоящий день Библия, полностью или частично, переведена более чем на 2000 языков мира. Текст Библии в церковной традиции Служение Нового Завета, как пишет апостол Павел, это служение «не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3:6). С самого начала христианской истории внимание Церкви было обращено на Весть, на проповедь, на миссию, а не на фиксированный текст на конкретном «священном» языке. Это радикально отличается, например, от отношения к священному тексту в раввинистическом иудаизме или в исламе. Для раввинистического иудаизма Библия как священный текст не переводима: перевод или переложение могут лишь приблизить к пониманию единственно верного текста, каковым является для иудея еврейский масоретский текст. Точно так же и для ислама Коран не переводим, а мусульманин, желающий знать Коран, должен выучить арабский. Христианской традиции такое отношение к священному тексту совершенно чуждо.

http://patriarchia.ru/db/text/3394042.ht...

Касаясь истории формирования иудейской традиции, мы рассматриваем следующие основные вопросы: предпосылки образования раввинистического иудаизма в ветхозаветный период, разрушение Иерусалимского храма и еврейское рассеяние и др. Подробно исследуется процесс формирования Талмуда и его содержание. В качестве учебного материала используются некоторые статьи из «Православной энциклопедии» , в частности, в этом издании недавно была опубликована статья, содержащая историю иудейского образования . В курсе рассматривается трактовка иудейской традицией писаний Ветхого Завета. Изучаются течения в современном иудаизме (ортодоксальное, консервативное, реформистское) и их влияние на российский иудаизм, а также иудейские религиозные традиции и праздники. Прослеживаются этапы и результаты христианско-иудейского диалога на Западе. В этом контексте следует отметить, что Русская Православная Церковь в лице ее официальных представителей не раз заявляла, что готова к взаимоуважительному диалогу с иудаизмом . При изучении иудаизма особое внимание обращается на анализ религиозно-философского содержания хасидизма. Рассматриваются состояние современных иудейских религиозных объединений и деятельность их лидеров. При изучении буддизма используется учебный материал, подготовленный для духовных школ К. Смоляром . Подробный обзор географии распространения буддизма и его особенностей представлен в «Православной энциклопедии» . Значительный интерес для студентов-богословов представляет сравнительный анализ христианства и буддизма, предпринятый проф. МДА протодиаконом А. Кураевым . При изучении современного российского буддизма немалую роль играют работы проф. Е. С. Сафроновой . В курсе «Религиоведение», который читается в МДА, не изучается собственно Православие, потому что этому посвящены основные курсы, читаемые в Московской духовной академии. Но изучение старообрядчества занимает значительное место в нашем курсе. Студенты изучают работу М. О. Шахова «Старообрядческое мировоззрение», которая представляет единственную на сегодняшний день попытку философского осмысления старообрядческой традиции. «Православная энциклопедия» имеет очень большой объем материалов по истории и современному состоянию различных согласий старообрядчества . И, конечно, не обходится вниманием литература, которая выпускается современными старообрядческими авторами. Глубокое изучение современного старообрядчества призвано помочь налаживанию взаимоуважительного диалога с представителями этой религиозной традиции.

http://bogoslov.ru/article/740746

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010