В следующем псалме еще яснее изображается незлобие Иисуса Христа, ненависть к Нему иудеев и предательство Иуды – ученика Спасителя. «Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего. Внимай мне и услышь мен: я стенаю в горести моей и смущаюсь. Страх и трепет нашел на меня и ужас объял меня». Но особенно тяготит Божественного Страдальца то, что один из учеников Его сделался Его предателем: «Не враг мой поносит меня – это я перенес бы, не ненавистник мой величается предо мною, от него я укрылся бы. Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий... Ты, Господи, – обращается Он к Своему Отцу Небесному, – низведешь врагов моих в ров гибели; кровопийцы и коварные не достигнуть половины дней своих. А я, Господи, уповаю на Тебя» ( Псал. 54 ). Враги Господа Иисуса приготовили для Него тяжкие страдания, крестную смерть, унижение и поношения. Они, кажется, придумали все средства, чтобы усилить Его страдания. Но и в эти ужасные минуты Агнец Божий был безгласен. Он взывал только к Отцу Своему, уповал на Него и молился за врагов Своих среди самых невыносимых мучений. Его незлобие во время крестных страданий и величие Его, как Сына Божия, ясно изображаются в словах последнего псалма шестого часа: «Живущий под кровом Всевышнего в тени Всемогущего почивает. Говорит Господу: Ты прибежище мое и защитник мой; Бог мой, на Которого я уповаю. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Не убоишься ужасов ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мрак, заразы, опустошающей в полдень. Только смотреть будешь очами твоими и увидишь возмездие нечестивым. За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое» ( Псал. 90 ). В заключительной молитве шестого часа мы обращаемся с благодарностью к Отцу Небесному за то, что Он ниспослал на землю для спасения нас грешных Своего Единородного Сына; далее мы молим Господа Бога, чтобы Он принял наши молитвы, избавил нас от всякого прегрешения и озарил нас Своим божественным светом, чтобы мы могли воссылать Ему непрестанно наши хвалы и благодарить за Его неисчислимые милости к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В своей хвалебной песни по случаю рождения богодарованного сына ( Лк.1:67 и дал.) священник Захария с восторгом говорит о посещении и спасении Богом Своего народа от руки всех ненавидящих его, а целью общественного служения Мессии он ставит служение пред Богом в святости и правде, прощение грехов и руководительство народом по пути мира и справедливости. А какой искренней и сердечной представляется благодарность престарелого Симеона за исполнение его надежды, когда он от всей глубины сердца восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля!» ( Лк.2:29–32 ), Как согласно звучало с этими словами Богоприимца Симеона и похвальное слово пророчицы Анны, этой восьмидесятичетырехлетней вдовы, когда она прославляла Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:36 и далее). И таких благочестивых, верующих, надеющихся душ, было, конечно, немало среди иудейского народа; на основании ветхозаветных пророчеств они твердо держались того убеждения, что уже должно быть близко к ним время спасения не только государственного, но и душевного, а что Ожидаемый ими должен явиться среди Своего народа как Искупитель, как Спаситель, как Свет мира и Слава людей Своих – Израиля! Знатные, каким был, например, «благообразный» советник Иосиф Аримафейский ( Мк.15:43 ), ожидали приближающегося Царствия Божия так же, как и представители простого народа – позднейшие ученики Иисуса Христа. И если от имени апостолов Петр торжественно исповедует своего Учителя: «Ты – Христос, Сын Бога живого!» ( Мф.16:13 и далее; ср. Мк.8:27 и далее; Лк.9:18 ), то этим высказывается лишь общая уверенность учеников, что уже исполнилось в лице их Учителя то, чего они давным-давно ожидали (Ср. Мф.14:33 ). Подобным образом Марфа ( Ин.11:27 ) и Нафанаил ( Ин.1:49 ) также исповедуют Господа как Христа, как Сына Божия, Царя Израилева. Даже когда искуситель в пустыне и изгоняемые демоны ( Мф.4:3, 6 ; Мк.3:11 и др.) говорят об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то этим они доказывают также только ту мысль, что таковым в то время ожидали Мессию многие из иудеев; они пользуются в этом случае лишь выражением, которое было тогда в народном употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вообще в Новом Завете название христиане встречается только два раза, и то как название вне Церкви употреблявшееся. Кто же стал нас так называть? Вряд ли, что сами последователи Христа, для них были привычны и ближе другие названия, зачем же их было менять. Иудеи также не могли назвать этим словом исповедников новой веры, так как Христос (Мессия) для них было священным именем, но таковым нашего Господа они не признавали. А последователей Иисуса Христа они пренебрежительно называли назарянами или галилеянами, вкладывая в эти названия дурной, насмешливый смысл. Поэтому можно утверждать, как, кстати, предполагают многие толкователи и исследователи, высоким званием христиан мы, братья и сестры, обязаны язычникам Антиохии, которые не знали догматического религиозно-исторического значения слова «Христос» и приняли его за имя собственное, образовав из него название всех верных Спасителю учеников. В то время вообще имелась такая тенденция — называть последователей по имени: сочувствовавшие Помпею назывались помпеянами, Ироду — иродианами, Цезарю — цезарианами. Соответственно, Христу — христианами. Однако, несмотря на видимую случайность такого названия, это слово имело и имеет очень важное значение, ведь оно подразумевает всех исповедников христианской веры, вне зависимости от происхождения и мест проживания — как из иудеев, так и из язычников, познавших и принявших искренней душой слово Божие. Вот почему мы всегда должны с благодарностью вспоминать последователей Христа из язычников в Антиохии, по милости Божией возвеличивших нас таким наименованием. Только скажем еще сегодня и о том, что сами мы обязаны так жить и веровать, чтобы быть достойными столь высокого звания. А это возможно только в том случае, если мы действительно возгреем в сердце своем любовь к Господу, осознаем всю полноту Его Искупительной Жертвы и обретем живым, осознанным видением Его присутствие среди нас, памятуя благословенные слова: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Тот же, кто не хочет видеть Господа и отвергает Его, не способен ощутить благодатную помощь Божию, которая невидимо, но неразлучно пребывает с нами. Это должно стать нашим вдохновением, а также спасительной оградой от рабства греха. Если Бог с нами, то никакие злые силы не способны нас победить. Уповая на Господа, и сами будем деятельны, активны, милосердны. Святитель Феофан Затворник пишет: «Последняя цель человека — в Боге, в общении или живом единении с Богом. Созданный по образу и подобию Божию, человек по самой природе своей из Божеского рода. Только в Боге находит человек упокоение». Об этом откровении знали еще ветхозаветные пророки. Вспомним, как одухотворенно воспевает псалмопевец Давид, вещая избранным: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек ( Пс.72:25-26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Пусть рука твоя будет не только простерта для приятия, но и готова на делание. Бог все дарует. «Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога» ( Иак.1:5 ) – и приимет. Он, по молитвам вашим, и нам глаголющим, да даст слово, а вам слушающим веру! 9. Итак, поищем свидетельств о страдании Христовом, потому что собрались мы ныне не для умозрительного истолкования Писаний, но более для удостоверений в том, во что уверовали. Прежде слышал уже ты свидетельство о пришествии Иисуса, слышал, что ходил Он по морю: «Путь Твой в море» ( Пс. 76:20 ); «и ходит по высотам моря» ( Иов. 9:8 ). А в другое время выслушал свидетельство и о разных исцелениях. Поэтому, начинаю тем, с чего началось страдание. Пришел и напротив стал предатель Иуда, глаголал «мирная» ( Пс. 34:20 ), и уготовлял брани. Поэтому говорит о нем Псалмопевец: «Друзья мои и искренние мои отступили от язвы моей» ( Пс. 37:12 ); и еще: «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» ( Пс. 54:22 ). «Радуйся, Равви» ( Мф. 26:49 ), и предал Учителя на смерть, не устыдился Того, Кто напоминал ему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» ( Лук. 22:48 )? Ибо почти так сказал ему: вспомни имя свое: Иуда значит исповедание, а ты условился, взял сребренники, признайся скорее. «Боже хвалы моея! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные, говорят со Мною языком лживым, отовсюду окружают Меня словами ненависти» ( Пс. 108, 1 –3). А что были при этом некоторые из архиереев, и что пред вратами города наложены узы, об этом слышал ты недавно, если помнишь изъяснение псалма, в котором указано время и место, сказано, что возвратились на «вечер», взалкали «яко псы», и обошли град ( Пс. 58:7 ). 10. Выслушай и о тридцати сребренниках: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою, если же нет – не давайте» и проч. ( Зах. 11 , 12). Иная награда следовала Мне от вас за уврачевание слепых и хромых, а иную получаю: вместо благодарности – бесчестие; вместо поклонения – поругание. Смотри, как предузнало об этом Писание: «И отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (11:12). Какая точность в пророчестве, какое великое, непогрешительное разумение Святого Духа! Не сказал Пророк десять или двадцать, но в точности тридцать, сколько именно было. Скажи же, Пророк, куда поступает эта цена? Удерживает ли ее взявший или возвращает назад, и куда поступает по возвращении? И Пророк говорит: «И взял я тридцать серебряников и бросил их в дом Господень для горшечника» (13). Сличи пророчество с Евангелием; сказано: «Тогда Иуда, раскаявшись, бросил сребренники в храме, вышел» ( Мф. 27, 3. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

192. К Анатолию, чиновнику префектуры . Еще прежде получения вашего письма я узнал, какие притеснения, какие козни, какие искушения, какое оскорбительное обхождение вы испытываете, и потому особенно ублажаю вас, имея в виду те награды, воздаяния и венцы, которые ожидают вас за это. Как строящие вам козни и беспокоящие вас подвергают себя тяжкому осуждению и навлекают на свою голову огонь геенский, так вы, претерпев это, сподобитесь великого возмездия, великого вознаграждения. Не смущайтесь же и не тревожьтесь поэтому, — напротив, радуйтесь и веселитесь, одушевляясь чувствами апостола, выразившимися в его словах: « Ныне радуюсь в страданиях моих » (Колосс. 1:24), или еще: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность » (Рим. 5:3, 4). Сделавшись, таким образом, искушенными и постепенно богатея богатством небесным, радуйтесь тем более, чем жесточе будут ваши страдания, если вам придется испытать еще более сильное гонение: « Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим. 8:18). Нам небезызвестно, сколько вы показали терпения, мужества, твердости, искреннего и горячего расположения к нам, непреклонности, неизменности и непоколебимости в своем образе мыслей. Свидетельствуем вам великую благодарность за это и со своей стороны. Мы постоянно от всей души заботимся о вас, и дальность расстояния нисколько не делает нас равнодушнее к любви вашей. Благодарю вас также за то усердие, с каким вы постарались не допустить в церковь готскую никакого смятения и дело отсрочили. Не только не осуждаю вас за то, что вы никого не послали, но хвалю и одобряю. В особенности похвально то, что все вы согласно затруднились принять в настоящее время это предложение. Старайтесь и вперед, сколько от вас будет зависеть, как сами непосредственно, так и через других, через кого только будет можно, отложить дело до срока. Успеете ли в этом, или нет, во всяком случае вы заслужите этим полнейшую награду за свое намерение и благожелание. 195. К пресвитеру Акакию  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И тем самым окончательно их портят. Псалмопевец говорит: обличение – вот «елей, который не повредит голове моей» ( Пс. 140:5 ). Поэтому Господь кого любит, того обличает и наказывает. Часто говорят: ну как, вот христиане веруют, а вся жизнь их в страданиях и бедствиях? Так это и говорит о том, что Христос их любит, ибо наказывает! Поэтому в жизни всякое обличение должно приниматься нами не с ропотом и обидой, а со смирением и благодарностью, ибо это хорошо для нас. Лучше сейчас понести наказание, чем в вечности. Ныне многие молодые родители решили, что детей нельзя физически наказывать, их, мол, любить надо, и они сами должны доходить до всего своим сознанием; они, мол, должны иметь свою волю. А вот что говорит Священное Писание : «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы в последствии утешаться им» ( Сир. 30:1 ); «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч. 13:25 ); «не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» ( Притч. 23:13–14 ). Видно, и лаодикийцев наказывал Христос, и вот, Он призывает их: Итак будь ревностен и покайся . Во многом мы проявляем ревность. В приобретении богатств, образования, чинов, друзей, грехов. Христос же призывает «теплых» лаодикийцев к ревности в покаянии. Мы обычно говорим о ревностном служении Господу. Но чтобы служение наше действительно было ревностным и богоугодным, надо быть ревностным в покаянии. А как часто мы в этом ни холодны, ни горячи. Холодные – это те, что вообще не каются, это безбожное пребывание в грехе. Горячие – это искренне, слезно и постоянно кающиеся во всех своих грехах и оставляющие свои грехи. Теплые – время от времени бывают у батюшки на исповеди, рассказывают ему какие-то грехи свои; перед греховным делом могут сказать: прости, Господи, – и совершить грех. Но нет искреннего раскаяния в своих грехах, нет слез души, не опротивел им грех, в их глазах он не ужасен, не понимают, что этот их грех введет в геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

16. " Тогда, " говорит, " явлени будут " печатлеющиися, " еже не учитися " закону, – т.е. обнаружатся восстающие против законов: как в (вавилонской) печи опалило тех, которые находились вне ее, а тем, которые находились внутри, не причинило вреда, то же самое произойдет и там. 17. " Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него " (И речеши: пожду Бога, отвращшаго лице Свое от дома Иаковля, и уповая буду нань). Что ты говоришь? Ты будешь ждать Того, Кто других отвел в плен? Конечно, говорит, Его, и говорит правильно, чтобы и другие научились терпению, иначе и они будут подвержены тому же наказанию. Это именно слово учит их терпению в скорбях, чтобы они стали разумнее. " Пожду " , говорит, терпеливо Того, Кто сокрушил меня и подверг меня наказаниям. Ведь когда мы находимся в ссоре с отцом или матерью, мы не ищем другого отца и другой матери, но стараемся примириться с ними же; тем больше, когда Бог прогневается на нас, нам должно стремиться к Тому, Кто прогневался, а не к тому, кто не гневался. Именно, когда Он гневается, тогда Он бывает более милостивым к тебе: если удары от друзей лучше, нежели ласки от врагов, – то насколько лучше вразумление от Бога? " Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего " (Причт. 27:6). Выслушай, что говорил Давид " возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его… " И аще не восхощет мя, " то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно " (2 Цар. 15:25–26). Не будем, говорит, полагать для него законов, и спрашивать у Него основания относительно того, что происходит с нами; но только одно должно нам делать, – когда Он нас вразумляет, принимать вразумление с благодарностью. 18. " Вот я, " говорит, " и дети " мои, " которых дал мне Господь " , а не природа: если Он их дал, Он и сохранит. И не только, говорит, " вот я " , но вместе с детьми " вот я " , – как говорил Давид: " вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно " (2 Цар. 15:26). Подобным ему был и этот раб Господа, который предал Ему себя и говорил: вот я здесь; мое ли это? Богу свойственно ограждать тех, которых Он дал мне; и вот, я себя самого и тех, которых Он дал мне, приношу Ему же. И мы в несчастьях будем говорить так, как говорил Иов: " Господь дал, Господь и взял " (Иов. 1:21). Постигнут ли бедствия или что-либо иное, – он, доказывая свое повиновение Богу, говорит: " Вот я и дети, которых дал мне Господь " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лк.7:44 . И обрáщься к жене, Симонови речé: видиши ли сию женý? Внидóх в дóм твóй, воды на нóзе мои не дáл еси: сия же слезáми облия ми нóзе и власы главы своея отрé. Лк.7:45 . Лобзáния ми не дáл еси: сия же, отнéлиже внидóх, не престá облобызáющи ми нóзе. Лк.7:46 . Мáслом главы моея не помáзал еси: сия же миром помáза ми нóзе. Лк.7:47 . Егóже рáди, глагóлю ти: отпущáются греси ея мнóзи, яко возлюби мнóго: а емýже мáло оставляется, мéнше любит. Лк.7:48 . Речé же éй: отпущáются тебе греси. (И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.) Воды на нозе мои не дал еси и пр., т. е. не оказал принятых знаков гостеприимства и любви. Целование в уста, это – другой знак приветствия и любви к гостям ( Быт.33:4 ; Матф.16:49 ). Также еще знаком приветствия и любви к гостям служило помазание головы маслом (ст. 37–38. Руф.3 ; 2Цар.12:20 ; Пс.22:5 ). Симон фарисей, приняв в дом Господа, не оказал Ему этих знаков гостеприимства, приязни и любви. Женщина все это сделала, и с большим усердием и особенностями: она омыла ноги Иисуса Христа не водою, а слезами, целовала их, и помазала не маслом простым, а более дорогим, чем масло, миром, и помазала не голову только, но и ноги. Насколько же поступок женщины в нравственном отношении был выше, если бы даже Симон и оказал обычные знаки гостеприимства и любви; но он не сделал этого. И за то, что женщина грешница оказала более любви, благодарности, преданности Господу и раскаяния в своих грехах, прощаются грехи ея многие, т.е. она освобождается от ответственности за свои грехи, как бы многочисленны они ни были. А кому мало прощается (а емуже мало оставляется), меньше любит. Это – указание на самого Симона: так как он не оказал обычных знаков гостеприимства и любви к Господу, хотя и принял Его в дом; то ему прощается меньше, но все же прощается за некоторое расположение к Господу. После таких слов Спасителя Симону, сделался ясным смысл притчи как для него самого, так и для всех возлежащих с ним, также – и причина, почему Господь позволил жене грешнице прикоснуться к Нему, что так смутило Симона, – он даже усомнился в том, что Христос есть пророк (39 ст.). Господь, как всевидящий, знал расположение сердца, как женщины, так и его. Из слов Спасителя Симон должен был понять, что Христос не только пророк, но больше пророка. Отпущаются (прощаются) тебе греси. Господь Сердцеведец, видя искреннее раскаяние жены грешницы, простил ее грехи (Сл. Мф.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Пребудьте во Мне, и Я в вас» 104 . «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» 105 . «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» 106 . Чтобы эта юная душа, при каждом таком акте единения с Господом, понимала, что естественная цель, истинное счастье в жизни, истинная красота ее, только лишь в служении одною любовью ко всему человечеству и в единении с Ним. Затем, – знаю, не под силу нам, – охваченным вместе с современной культурой, культурою духа тьмы, – искоренить из своих привычек, из своей обыденной жизни, гнилые слова, гнилые речи и гнилые поступки, которые, проникая в очи и уши детской души, как самая беспощадная гангрена, разлагает их 107 ; ибо, если мы сами заградим свои уста и свои поступки, то, увы, наши дети увидят все это в окружающих нас. Постараемся же сделать так, чтобы, возможно чаще, в глаза и уши наших детей проникало Слово Божие, как верное и единственное противодействие указанному выше злу, повсюду вливающемуся в душу наших детей. Молитесь, возможно чаще, при ваших детях и вместе с ними. Начинайте словами горячей, неподдельной, искренней молитвы, со всей вашей семьей каждый ваш день. Не садитесь за стол общей трапезы, не призвавши Божьего благословения. Не кончайте вашего общего дня без того, чтобы не излить пред Всемогущим благодарности за прожитый день. За все, что Он ниспослал нам в течение его и испросите у Него прощения всем совершенным вами за этот день ошибкам, заблуждениям, увлечениям. И ни на одно мгновение не стесняйтесь, а старайтесь при ваших детях, в случаях переживаемой какой-либо нужды, горя, печали, скорби, обращаться к Господу со словами горячей просьбы, с полною искреннею верою, что эта просьба будет услышана и исполнена, – чтобы в детском сердце навсегда запечатлелись слова Христа: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» 108 . «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010