О Богослужении вообще Начало и важность Богослужения Служение Богу есть непременная, высокая и священная обязанность человека и особенно Христианина. К этому мы призваны, как творения, созданные Богом, а тем более как рабы Христовы, купленные кровью Господа ( 1Кор.6:20; 7:22–23 ). Начало Богослужения положил Сам Творец седьмым днем покоя по создании мира. В последствии законом, данным Моисею на Синае, Господь распространил его. Сын Божий, сшедший на землю творить волю Отца Своего, и св. Апостолы своим примером и учением показали важность и необходимость Богослужения, участвуя в нем сами и внушая верующим не оставлять Священных собраний ( Мф.18:20 ; Лк.2:46,49 . Ин.2:13; 5:1 ; Деян.2:46 ; Евр.10:25 ) 85 . Начало и основание Христианского Богослужения указал Господь Иисус Христос установлением св. таинства Причащения и повелением творить сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа и неуклонно следуя примеру и учению Его и св. Апостолов, Христианская Церковь от первых времен своих непрерывно совершает Богослужение, назидая и освящая им верующих. Побуждения к Богослужению По указанию Божественного Откровения и Православного Богослужения, состоящего в славословии, прошении и благодарении Господа и Святых, сильнейшие для нас побуждения к непрестанному и искреннему служению Богу заключаются в чувстве благоговения к Нему, необходимо рождающемся при созерцании бесконечных Его совершенств, в чувстве наших немощей, невольно обращающем нас к надежде на помощь Всемогущего, и в чувстве благодарности к Всевышнему Виновнику неисчислимых и незаслуженных благ, свыше нам ниспосылаемых. Чувство благоговения Высочайшая премудрость, благость и всемогущество Бога Творца и Промыслителя видны всюду в необъятном творении Божием, не только для Христианина, но и для язычника, непросвещенного чистым Боговедением. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (и язычниках) потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Чувство раскаяния, но одновременно и надежды на прощение и помилование с силой пробудилось и в душе Закхея, когда взглянул на него Господь взглядом благоволения и сострадания. Но с еще большей силой чувство раскаяния и надежды заговорило в нем, когда он услышал слово Христово: сойди поскорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Милостивый взгляд и милостивое слово Христово произвели решительный переворот в душе начальника мытарей. Он положил твердое намерение оставить греховную жизнь, прилепился всей душой ко Христу и с радостью принял Его в свой дом. Этого мало: искренность своего раскаяния и благодарности ко Христу, взыскавшему его Своей благодатью, он засвидетельствовал тем, что тотчас дал обет пред Ним загладить свои грехи перед ближними – делами милосердия. Он объявил, что одну половину имущества своего раздаст нищим, а из остальной вчетверо вознаградит обиженных им. Ни того, ни другого не требовал от Закхея закон Моисеев. В этом законе предписано только, чтоб незаконно присвоивший чужую собственность исповедал свой грех пред Господом и возвратил ее обиженному с прибавлением одной пятой части ( Чис. 5:6–7 ). Закхей стал выше закона: обиженного им незаконным присвоением собственности он обязывается вознаградить вчетверо – и, кроме того, отказывается от половины своих законных стяжаний в пользу нищих. Таким образом, Закхей приблизился к тому нравственному совершенству, к достижению которого Христос не мог склонить одного богатого юношу, спросившего Его: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? ( Мк.10:17 ). Грешник, недугующий подобно Закхею пристрастием к земным стяжаниям! Постарайся по примеру Закхея вырваться из сетей этого пагубного пристрастия. Горе тебе, если не успеешь освободиться от них до смерти, если до самой смерти будешь служить корыстолюбию и мечтать о чувственных наслаждениях, подобно богачу евангельской притчи! Да устрашит тебя грозный приговор, поразивший этого богача: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк. 12:20 ). Не доводи себя до подобного положения. Подумай о долготерпении Господа, продлевающего твою жизнь в ожидании покаяния от тебя и готового поступить с тобой так же милостиво, как милостиво поступил Он с Закхеем. Ищи увидеть светлое, благосклонное к кающимся грешникам лицо Иисуса с таким же усердием, как Закхей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В вопросе Спасителя мы видим все то же любящее и заботливое сердце Господа. Он стоит на пороге к страданиям. Для апостолов Его также наступают тяжелые и трудные времена. Скоро отнимется у них их Заступник и Спаситель; они должны будут заботиться о себе сами. Им не избежать, конечно, упорной и тяжелой борьбы в жизни. И вот Господь, отходя из мира, старается ко всему подготовить учеников Своих Своими наставлениями, предостережениями, обетованиями. Вопрос, с которым Он только что обратился к апостолам, имел ту же благую цель. Когда теперь выйдут они на проповедь во имя Его, они должны везде быть осторожными и предусмотрительными. «Но теперь, – говорит Он, – кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ( Лк. 22, 36 ). При этом, однако, они не должны забывать прежних наставлений Христовых: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф. 6, 25 ). В этом отношении им нужно только помнить, что они работают во имя Христово, опыт прежних лет мог уже доказать им, что недостатка они ни в чем не будут иметь. Они должны были одушевляться живою надеждой на то, что Господь и в будущем не допустит им претерпеть недостатка, но всегда и во всем будет исполнять свои обетования к ним: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ). Подобно тому как накануне страданий Господь обращался к ученикам Своим с вопросом: «имели ли вы в чем-нибудь недостаток?» – и к нам ныне может быть обращен тот же вопрос: имели ли мы в чем-нибудь недостаток? Что ответим мы на такой вопрос? Если каждый из нас искренно и правдиво обсудит свою жизнь и пытливо остановится на своем прошлом, всякий признает с благодарностью, что Господь чудесным образом сопровождал нас всю жизнь нашу, милостиво охранял и спасал нас во всем и всегда. Разумеется, пути Господни направляются иногда не в ту сторону, куда мы желаем. Быть может, в поте лица своего ты должен трудиться для обеспечения себя и своих близких от нужды; быть может, тяжкие заботы о будущности твоей семьи угнетают тебя. Господь всегда с тобою и всегда охранит тебя на всяком пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Также, остерегайтесь, братья, зависти, это – сети диавола, ибо то место, где обитает зависть и памятозлобие, не посещает благодать Божия, но оно есть источник ненависти, злопамятства диавольского и отверстый ров погибели. Во время святых трудов, то есть на послушаниях, удерживайте язык ваш от зла, не произносите слов праздных, ибо во время ужасное, в день Страшного суда Господь потребует от каждого ответа за каждое его праздное слово. Положите хранение уст ваших, языка и мыслей, если желаете в жизни сей жительствовать по вере христианской. “Тот, кто оберегает язык свой, тот оберегает душу свою от скорби”, ибо во власти языка смерть и жизнь. Как поучает нас Иаков, брат Господень, говоря: “Да будет каждый человек скор на послушание, и медлителен на слово, ибо тот, кто не согрешает в слове, тот есть человек совершенный, могущий обуздать и все тело свое” ( Иаков. 3, 2 ). Остерегайтесь того, чтобы вам не собираться без надобности на кухне, в палатках и во всяком месте, ибо при продолжительных разговорах вы не избежите празднословия, пересмешек и сплетен. Не ходите друг к другу в хижины без причины благословенной и без благословения духовника, в особенности же после повечерия, ибо это святые Отцы строго запрещают. Помните, что находясь в хижинах или на работе, следует, как если бы вы были в монастыре, поучаться Божественным заповедям, то есть, смирению, кротости и любви, ибо Сам Господь говорит в Евангелии: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой душам вашимъ” ( Матф. 11, 29 ). Также научайтесь смирению по поучению тайному – каждый имеет его в сердце своем, – что подобает ему смиряться как должно, и не иначе: только себя осуждать, быть у всех под ногами и считать, что ты прах и пепел. Также в трапезной, на поле, где бы вы ни были, постоянно укрепляйте и обуздывайте себя страхом Божиим, памятью смертной, памятью о вечных муках; глазами туда и сюда не глядите, но вниз смотрите и о своих грехах размышляйте; искренним покаянием за каждый прошедший день очищаться навыкайте, и всякого рода испытания, которые от немощных братьев приходят, с радостью и благодарностью терпите.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Изволением Верховного Архиерея, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, чрез благочестивого помазанника Его мне указано, братие, другое место пастырского служения. Не дерзаю испытывать судьбы Божии. Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос, Коему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), не открывает нам ни причин, ни целей промыслительных действий в управлении Своею Церковию. Не знаю и того, буду ли я способен понести бремя, на меня возлагаемое, ибо это зависит не от нашей немощи, а от Его помощи. Сама десница Господня подает мне жребий и указует путь – кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? ( Деян.11:17 ), то есть кто я такой, чтобы спорить с Богом? Обязанный творить волю Пославшего, иду в указанное место с упованием на милость Его, с готовностью трудиться на пользу Церкви Святой, насколько благоугодно будет Ему даровать мне разума и сил на предлежащем поприще высокого служения. Вот уже совершено мною последнее служение в этом святилище, и недалек уже час разлуки с вами. Не осудите, возлюбленные чада, если с откровенностью скажу, что чем ближе подвигается этот час, тем тяжелее становится на душе. Должно быть, справедлива та познанная опытом истина, что тогда только можно видеть, какими глубокими корнями дерево связано с почвою, когда его вырывают из нее и пересаживают на другое место, – тогда только мы чувствуем, как крепки нити, связующие нас с близкими нашему сердцу, когда приходится разрывать их. Недолго, только пять лет служил я у вас, но и в это короткое время я успел сжиться с вами и приобрести внимание и снисходительность одних, доверие и преданность других и полюбить вас тою христианскою любовью, которая долго терпит, всему верит ( 1Кор.13:4,7 ). Не естественна ли отсюда та внутренняя туга, которую испытываю я в настоящие дни разлуки? И что удивительного в том, если у меня является потребность высказать вам сейчас некоторые из своих личных чувствований и ощущений, причем само собою понятно, что личные чувствования я должен освятить словом Божиим и посредством его дать им правильное направление. В этом случае я не могу припомнить никакого другого изречения Священного Писания, которое так соответствовало бы всему, что наполняет сейчас мое сердце, как приведенное мною изречение апостола Павла к Филиппийцам. Чувство благодарности, которое в нем высказывается, есть и мое чувство к вам; уверенность и надежда на дальнейшее преуспеяние Филиппийской Церкви, высказываемое Апостолом, есть мое искреннее желание для вас. Оглядываясь назад, и я должен сказать: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне; а заглядывая в будущее, и я могу сказать: будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Целью любой церковной дискуссии и любой критики должно быть улучшение, очищение, созидание церковной жизни. Если же человек стремится разрушить Церковь, потворствует расколу, сам уходит в раскол, либо рассуждает только о «переделе власти», забывая о главном – о проповеди слова Божия, об устроении христианских трудов, — то это тоже грех, в котором нужно каяться и который нужно обличать. Протоиерей Владимир Вигилянский: Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе Протоиерей Владимир Вигилянский Предстоятели Русской Православной Церкви всегда говорили, что у нас нет ни тем, которые мы не могли бы обсуждать, ни областей церковной жизни, которые мы не могли бы критиковать. Однако в этом отношении существует несколько условий. Во-первых, критика должна основываться на реальных, проверенных фактах, а не на слухах и сплетнях, то есть не быть голословной. И второе, за подобной критикой должна стоять искренняя любовь к Церкви, забота о том, чтобы эта критика не способствовала нарушению единства Церкви. А также, чтобы в ее основе не стояли побуждения, не связанные с любовью к ближнему, потому что любовь, конечно, превыше всего. Такую критику Церковь и священноначалие будет принимать с благодарностью. Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе. В этом отношении следует руководствоваться евангельским принципом, заповеданным нам Самим Господом: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь » (Мф. 18, 15-17). В Церкви существует множество механизмов, в которых возможно участие всех членов Церкви, стремящихся к улучшению положения Церкви. К ним относятся Поместные Соборы, Архиерейские Соборы, Синод, Святейший Патриарх, правящий архиерей, церковный суд, Межсоборное присутствие, синодальные отделы и т.д.

http://pravmir.ru/opros-mozhet-li-kritik...

С самого начала этой ситуации мне было понятно, что мы столкнулись с опасным и коварным недугом. В зоне же особого риска должны были оказаться духовенство и наши пожилые прихожане. И за последние дни мы уже потеряли нескольких уважаемых священнослужителей и многих верных чад Церкви. Как Предстоятель я всегда осознавал свою ответственность за клир и народ. С большой скорбью мне далось решение обратиться к вам с призывом временно не посещать храмы. Без преувеличения то были самые трудные слова в моей жизни. Никогда ничего подобного мне не приходилось говорить. Но таково бремя ответственности, которую несет Предстоятель Церкви, принимая на себя не только почести патриаршего сана, но и всю душевную боль епископата, духовенства и паствы. И боль эта в моем сердце, всякий раз, когда я думаю о том, что миллионы православных людей жаждут приобщиться Святых Христовых Таин и не могут переступить порог родного храма; когда я думаю о священнослужителях, совершающих богослужения за закрытыми дверями и лишенных сегодня материальной поддержки. Но как вера без любви не приносит человеку никакой пользы, так и христианское сострадание должно иметь зримые плоды. А потому я обратился к людям состоятельным и благорасположенным к Церкви со смиренной просьбой оказать материальную поддержку нашим священнослужителям. И благодарение Господу — мои мольбы были услышаны. Конечно, может быть, это не изменит радикально ситуацию, но каждый из нас должен сегодня делать то, что в его силах, чтобы оказать помощь ближнему. Я искренне благодарен тем людям, которые несмотря на сложности экономического характера, через которые проходит страна и весь мир, явили подлинно христианскую готовность делиться своим имением ради ближних. Всещедрый Господь да воздаст вам за ваши добрые деяния. Несмотря на то, что я, как и многие из вас, вынужден пребывать в закрытом пространстве, получаю постоянные свидетельства о драматических случаях, происходящих в разных городах и весях в связи с распространением губительного поветрия. И стараюсь, насколько это возможно, корректировать усилия наших волонтеров в их по-настоящему подвижническом служении. Всем добровольцам во главе с епископом Пантелеимоном, с которым имею ежедневное общение и получаю от него необходимую информацию — моя особая благодарность, ибо к вам непосредственно могут быть отнесены слова Христа Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

http://pravoslavie.ru/130807.html

«Пойдите, говорил Он двум ученикам, в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодого осла, привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите его и приведите. И если кто спросит вас: зачем отвязываете? – скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал. Когда же отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И приведи его к Иисусу и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса» ( Лк. 19:30–35 ). Здесь не знаешь, чему более удивляться, всеведению ли Господа, обнимающему все не только великое, но и малое, или покорности учеников и послушанию хозяина осла; одни беспрекословно идут исполнять поручение, если и не невозможное, если и не опасное, то во всяком случае странное; а другой по одному слову: он надобен Господу, – отдает неизвестным людям для неизвестной цели, быть может, все свое состояние. Не образ ли это истинного последователя Христова, который должен оставить все, чтобы следовать за Господом? Когда бесчисленные толпы, так горячо желавшие видеть Иисуса, увидали Его, крик восторга невольно вырвался из груди тьмочисленного народа: Осанна! осанна! Благословен грядый во имя Господа! Осанна в вышних! (то есть да спасет, или да сохранит тебя Всевышний). В жару усиливавшегося все более и более восторга многие снимали с себя одежду и постилали по дороге, по которой ехал Спаситель, другие резали финиковые ветви и, потрясая ими в воздухе, с восторгом восклицали: Осанна! Шествие приняло торжественный, царский вид. Так действительно на Востоке встречали царей; так не особенно давно иудеи встречали Симона вождя с хвалением и ваиями (1 Макк. 13:51); так персы устилали миртами дорогу Ксерксу при переходе его в Европу… Посему нет ничего удивительного, что те, которые видели в Иисусе Мессию, думали, что теперь-то настал час, когда Он откроет царство в Иерусалиме, что Он затем туда и идет, чтобы сесть на престоле Давидовом и судить языки… Восторг их не знал границ; им уже чудилось, как пред возлюбленным Мессиею склоняются и цари, и царства, и сами они занимают видные места в Его царстве. Другие, хотя и не признавали в лице Иисуса Мессию, тем не менее видели в Нем великого пророка; они рады были сему случаю, чтобы выразить Ему свое уважение и свою благодарность за то добро, которого так много сделал Иисус из Назарета. Наконец, третьи (этаких, конечно, была большая часть) были увлечены общею радостью, общим восторгом: они радовались, торжествовали, громко кричали осанна, сами не давая себе отчета в этом. Но то несомненно, что все радовались, радовались искренно, чистосердечно. Увы! Это была последняя радость Израиля! После того в истории этого благословенного некогда народа мы слышим только стон и плач: этот стон, этот плач вот уже около двух тысяч лет раздается, а скоро ли он кончится?!

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Впрочем, этими словами Он не лишает благости и людей, но только отличает эту последнюю от благости Божией, а потому и присовокупил: «только один Бог». И притом не сказал: только Отец Мой, для того, чтобы мы знали, что Он не открылся юноше. Точно в таком же смысле Он раньше назвал людей злыми, когда сказал: «если вы, будучи злы»  ( Мф. 7:11 )». Отстранив таким образом излишнюю и неподобающую лесть в вопросе юноши, Господь дает и прямой ответ на его вопрос:  ЕСЛИ ЖЕ ХОЧЕШЬ ВОЙТИ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ , если действительно хочешь наследовать вечную жизнь на Небе, то  СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ  Закона Божия, которые для того и даны человеку, чтобы руководить его к вечной жизни. Итак, по учению нашего Спасителя, для спасения нужно, во-первых, искреннее желание спасения: «если хочешь»; потому что насильно и Бог никого не спасает; во-вторых, соблюдение заповедей, потому что одно желание спасения, без послушания заповедям Божиим, не привлечет к человеку спасающей Божией благодати. «Не сказал Господь: исполни заповеди, – замечает святитель Филарет, – поскольку ведал, что для этого недостало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). Но сказал: «соблюди заповеди», т.е. не теряй их из вида, не оставляй без внимания, имей всегда пред очами, сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь. Не сказал также: соблюди заповеди и внидешь в жизнь вечную; потому что знал, что человек не достигнет жизни вечной одним соблюдением заповедей, которых не может исполнить в совершенстве. Но сказал: «если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»; т.е. желающему достигнуть вечной жизни нужно начать и продолжать это дело соблюдением заповедей, хотя, впрочем, не этим одним совершится это дело. В чем же должен быть плод соблюдения заповедей? В том, что поскольку соблюдаешь их и, по возможности, действительно исполняешь, постольку очищаешь себя от всякой скверны плоти и духа, и приготовляешь себя к принятию Божией благодати; а поскольку на пути заповедей изнемогаешь, претыкаешься, падаешь, постольку испытываешь свою немощь, смиряешь свой помысл, ощущаешь потребность искупления от грехов и вышней благодатной помощи к доброделанию; глубоко и внутренне познаешь достоинство и силу заслуг и благодеяний Иисуса Христа, Его страдания и смерти, Его воскресения, прилепляешься к Нему верой, надеждой, любовью, благодарностью, желанием последовать Его учению и примеру. К этому точно хочет вести посредством заповедей Господь наш, когда после начального наставления: «соблюди заповеди», предлагает другое совершительное: «следуй за Мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Напрасно кто-нибудь стал бы обличать подражателей Манассии и вразумлять: они ненавидят обличителей и были бы готовы поступить с ними с жестокостью Манассии в отношении к Исайе, были бы готовы сжить их со свету, если бы их не удерживал от этого страх земного суда и наказания. Но бедствия смирили Манассию, и он раскаялся. Душа, подражающая Манассии в нечестии, поревнуй и его покаянию, стяжи умиление, которым он умилостивил Господа. Знай, что если не раскаешься – не минуешь гнева Божия. Быть может, не будешь наказана здесь, ибо и нечестивые нередко благополучно доживают до смерти и умирают спокойно; но не обольщай себя надеждой на безнаказанность в жизни будущей. Если не благодарность к Господу, щадящему тебя доселе и долготерпеливо ожидающему от тебя покаяния, по крайней мере страх будущего неумытного Суда Его пусть остановит тебя на пути нечестия. Приди в себя и исповедуй пред Господом вины твои словами Манассии: «Согрешил я, Господи, паче числа песка морского (осквернив себя множеством всякого рода грехопадений и повторением их несчетное число раз). Многочисленны беззакония мои, Господи, и я недостоин взирать на высоту небесную от множества неправд моих (воспоминание о них повергает меня в стыд пред Тобою, и я невольно опускаю глаза мои, как безответный пред Тобою грешник). Но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, не погуби меня с беззакониями моими, не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты – Бог кающихся и на мне яви милость Твою, а я буду прославлять Тебя во все дни жизни моей». С этой покаянной молитвой соединяй ревность об очищении себя от нечестия. Иной говорит: «Согрешил паче числа песка морского», – но ни одной песчинки греховной не хочет выбросить из своей души. Не подражай таким. Не только избегай прежних грехов, но приноси плоды покаяния, твори противоположные грехам добродетели. Манассия искренность своего покаяния засвидетельствовал тем, что старался уничтожить следы своего нечестия, соблазн, произведенный им между подданными. Старайся и ты не только о твоем спасении, но и о спасении ближних, соблазненных твоим нечестием, увлеченных твоими гнилыми речами и твоим злым примером, чтобы не отвечать тебе на том свете не за одни свои грехи, но и за чужие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010