Священник предстоит пред Богом у престола церковного, совершая Евхаристию. Верующему чаду церковному тоже дано это право, оно реализуется именно на исповеди. Поэтому здесь, под священнической епитрахилью, пред Крестом и Евангелием, каждое слово должно быть правдиво, искренне и достойно Того, с Кем разговариваешь. Надобно помнить апостольское: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Бережно, целомудренно обращаясь с бесценным даром слова, мы в результате становимся сродниками Самого Божественного Логоса, Воплощенного Слова, — Господа нашего Иисуса Христа. О десятом Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лк. 17:17–19) Как же хочется быть десятым! И не получается. Вечно забывается за суетой, удовольствиями и удовлетворениями «спасибо» сказать. Всё о себе любимых печалимся. Даже ектенья такая на службе есть: «шесть раз мне и один раз Тебе». Просительной называется, как будто мы отдать что-то в состоянии… Вопль по всей Руси: «Дай, Господи!». Не знаю, как часто в иных градах и весях благодарственные молебны служат, а у нас в обычае лишь в дни престольные, да особые. В будни же опять то же самое — Дай! И все время повторяем: «Возлюби Бога своего…» Хотя прекрасно известно, что любить Бога можно только через Его благодарение. Правда, есть такое понятие, как «жертвенное служение», но ведь служение это тоже знак благодарности. Помнится, в прошлый Новый год был свидетелем, как мамаша учила своего сыночка на утреннике: «Пойди, зайчик мой, поблагодари деда Мороза и скажи ему, что ты его любишь. Он тебе еще одну шоколадку даст». Ребенок так и поступил, а затем гордо показывал своим сверстникам лишнюю конфету. Вот так и мы «мОгем», как говорил несравненный комэска Титаренко, когда за «спасибо» конфетку новую или чего-нибудь посущественней. Запросто получается. А вот просто так поблагодарить, за то, что дал нам всё и вся, забывается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2306...

Итак, всемерно избегай и малейшей обиды ближнего, да не будешь орудием всезлобного диавола. Старайся всегда быть спокойным и невозмутимым – при всех неблагоприятных обстоятельствах, при всех искушениях. Если всех ожидает праведный Суд, то нам незачем и думать об отмщении нашим врагам, потому что Господь всем отомстит, всем воздаст [ Рим. 12, 19 ] – воздаст даже здесь. Надо молиться о врагах, чтобы они не погибли из-за злобы на нас, а обратились и покаялись. Надо со всеми жить в мире и любви. Недолго нам жить на земле, и не земля наше наследие – из-за чего же ссориться? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [ Ин. 13, 35 ]. Великое оставление Богом моей немощи, великое смущение, скорбь и теснота постигают меня ради моего лакомства и пресыщения и, может быть, щегольства. А братия моя – отцы протоиереи и диаконы и чтецы – покойны. О, какое мне искушение при больших, парадных собраниях! А по окончании дела молитвы видишь, что все – обыкновенные люди, что боязнь была нелепостию, малодушие – безумием и что буря бесовская, мечтательная была очень велика. Побеждай зло добром [ Рим. 12, 21 ]: если знакомый, или подчиненный, или духовный сын твой не приветствует тебя или горделиво обходится с тобою, не возмущайся духом, не имей рвения обличить его – но кротостию и смирением своим низлагай его гордыню и особенно молитвою за него. Не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю [ Пс. 36, 8 – 9 ]. Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?.. И если вы приветствуете только братьев ваших и не приветите же искренно врагов, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? [ Лк. 6, 32 ; Мф. 5, 47 ]. В том-то и состоит христианская вера, чтобы побеждать зло добром, чтобы идти против страстных влечений своего сердца, чтобы отвергаться себя, чтобы попирать свое самолюбие и быть искусным врачом греха и страстей в себе и в других. Согрешил ко Господу: созданного по образу Божию человека и член Христов – нищего, настойчиво требовавшего милостыни, мальчика лет пятнадцати, с яростию назвав собакой и сунув ему гривенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вам, мои милые, хорошо известно о том, что я очень далек от всякого лицеприятия. Кто из вас стоит ближе к Богу, тот и ближе к моему любящему всех вас одинаково сердцу. Мы же с вами, мои дорогие, как я полагаю, уже в достаточной мере взаимно засвидетельствовали истинно христианское расположение друг к другу. Нам не о чем беспокоиться и тужить. Напрасны все ваши страхи, сомнения, оправдания по всем тем вопросам, о которых мне никто ничего не писал. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия». Не могу, мои дорогие, чтобы не поскорбеть о том, что все вы, дети мои, очень душевные, но еще не совсем духовные. А последнее совершенство, конечно, выше первого. Совершенствуйтесь! «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие». Дорогого собрата о. Сергия поздравляю еще раз с принятием благодати священства и целую его святым целованием, а его матушку (свою духовную дочь) поздравляю с духовной радостью и шлю ей Божие благословение. Да поможет им во всем Господь! Пусть не забывают чаще молиться обо мне, недостойном собрате и духовном отце. Радуюсь и благодарю Бога за то, что вам представилась возможность утешить его своим скромным подарком. А также за успехи милого мальчика Алешеньки, которому прошу передать Божие благословение и мой взаимный сердечный привет и благополучный исход дела на службе Г.В. Передайте Божие благословение и мое приветствие с присоединением сердечной благодарности за все дорогим В.В. и Е.Серг. Не нарушая общий график отправки посылок, в удовлетворение искреннего желания Е.С., необходимо ей уступить свою очередь – 20/ХИИ, т.к. 6/1 б.г. день ея именин. Свой же скромный, конечно, очень маленький, гостинец к Рождеству Христову вы можете прислать вскоре по получении моего настоящего письма (вместе со всеми нижеперечисленными предметами).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В этот радостный день для Вас, моя добрая, и для Вашей сподвижницы Г., пишу к вам обеим, потому что вы составляете одно: одну простую любящую душу и всескорбящее сердце, всегда готовые на непринужденное совершение любых христианских подвигов и добродетелей во славу имени Божия, словами, заимствованными из письма одного из русских классиков к своим друзьям, преисполненными такими же чувствами чистой любви и благодарности к ним, какими всегда полно и мое сердце к вам за все ваши постоянные заботы обо мне на протяжении всего времени, и благодарить вас, мои милые, за все доставляет мне особое внутреннее наслаждение: «Для того все приятно делать, кого любишь, а вы меня любите, за что да наградит вас Бог много, много! Много есть людей, которые говорят мне тоже, что они меня любят, но любви той я не доверяю: она шатка и подвержена всяким изменениям и влияниям. Вы же любите меня во Христе, а потому и любовь ваша вечна, как самая жизнь во Христе». «Буди, Господи, буди!» И Бог да хранит вас на всех путях вашей земной жизни на много, много лет и да благословит. [Подпись]. Февраль 1953 г. Дорогие мои М. Г., Г. и Наташенька! Свое первое общее письмецо ко всем вам троим я позволю себе начать словами ап. Павла: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1:8–9 ); «...что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас...» ( 1Фес. 3:6 ). «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп. 2:4 ). Я уверен в том, мои дорогие, что никто из вас не сомневается в наличии всех этих святых и благородных чувств и в моем пастырском сердце по отношению ко всем вам – моим духовным детям и что вы со смирением исполните то, о чем я намерен вас просить. Вы, конечно, всегда готовы и горите искренним желанием приехать ко мне все вместе и доставить этим самым мне большую радость, но из-за невозможности осуществить это наше взаимное желание в текущем году, по причинам от нас независящим, я вынужден убедительно просить приехать на самое кратчайшее время только одну из вас. Причем дорогую Наташеньку, история болезни которой мне очень хорошо известна, прошу и молю даже и не думать о поездке ко мне в этом году, т.к. это, безусловно, отрицательно повлияет на ее слабый организм, а чрез это могут усугубиться страдания как мои (лично), так и всего нашего семейства. Пусть она серьезно бережет свое слабое здоровье как ради своей любимой мамочки, так и ради всех нас, любящих ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Облик и походка Преподобного Сергия были подобны ангельским, его лицо было украшено постом и честными сединами, сияло воздержанием и цвело братолюбием; кроткий взор, тихая походка, умиленное лицо говорили о смиренном сердце, возвышенной и добродетельной жизни и присутствии в нем Божией благодати. Святой Сергий почитал Бога, и Бог почтил его великими дарами; святой Сергий прославил Бога, и Бог прославил его на земле, по слову Господа в святом Евангелии: »...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного« [ Мф. 5, 16 ] и еще: »И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. Не может укрыться город, стоящий на верху горы« [ Мф. 5, 14–15 ] и прочее. Бог так возвеличил и прославил Своего угодника – Преподобного отца нашего преблаженного Сергия, что по его молитвам люди выздоравливали после многих болезней и исцелялись от разнообразных недугов, многие избавлялись от бесов и очищались от искушений. Господь так прославил Своего угодника, что о нем знали не только в стране, где он жил, но и в дальних городах и странах, среди всех народов, населяющих земли между двумя океанами, не только в Царьграде, но и в Иерусалиме. Не одни только православные изумлялись добродетельной жизни Преподобного, но и многие из неверных дивились его блаженной жизни, ибо он возлюбил Бога всем своим сердцем и своего ближнего – как самого себя. Святой Сергий равно любил всех и равно всем творил добро, получая за это сердечную благодарность; он имел любовь ко всем, и все любили и искренне почитали его. Многие приходили к Преподобному – не только из близлежащих мест, но и из дальних городов и стран, желая увидеть и услышать его, и получали от его поучений и дел великую для себя пользу и спасение души, потому что он учил и делал то, о чем сказано в Деяниях святых апостолов: что Иисус делал и чему учил от начала [ Деян. 1, 1 ]. Чему Преподобный Сергий учил словом, то сам совершал на деле. Не только поучения святого Сергия наставляли народ – многие люди получали пользу от одного только лицезрения Преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Утешая Олимпиаду, святитель советует ей читать его книги, писать ему частые и длинные письма, обещая в свою очередь при первой возможности отвечать ей такими же частыми и длинными письмами. Он дает ей надежду на свидание в скором будущем, если не здесь, то в блаженной вечности. «Ибо совсем немаловажный подвиг, – говорит он далее, – подвиг, заслуживающий великую награду: переносить разлуку с возлюбленной душой» 80 . В свою очередь он требует мужественной души, любомудрого ума. «Кто говорит это? Кто умел искренне любить, кто лучше всех понимает силу любви, тот поймет, о чем я говорю» 81 . Он посвящает несколько красноречивых страниц описанию той грусти, которую испытывал великий апостол Павел от разлуки с преданной ему душою Тита, когда не нашел его в Троаде: я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита ( 2Кор. 2, 13 ). Затем Послание к Фессалоникийцам того же апостола Павла проясняет ту истину, что недостаточно для душ, любящих друг друга, сознания, что они душой связаны друг с другом, но естественно желание видеться: «При личном свидании друзья прислушиваются к словам, по которым узнают о внутренних действиях духа, видят глаза, живописующие движения души: через эти орудия лучше наслаждаться обществом с любимой душой» 82 . Рассуждения свои он обосновывает словами апостола Павла: Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше ( 1Фес. 2, 17 ). Глубоко понимая скорбь Олимпиады по поводу разлуки с ним, он приспособляет предыдущие рассуждения к данному случаю: «Видишь ли, какой величайший подвиг – кротко переносить разлуку с другом? Как мучительно и горько это дело. И какой возвышенной и крепкой души требует оно. Пусть же это будет тебе утешением в медлительности писем, – и особенно то, чтобы мне увидеть тебя некогда обремененной наградами за твое терпение, увенчанной и прославленной» 83 . Далее он советует своей ученице: «Старайся же и ты подражать Павлу; представляй себе, что чем прискорбнее дело, тем оно выгоднее, если ты с благодарностью вытерпишь его. Не одни побои телесные, которыми бьют тело, но и муки души приносят нам венцы, даже муки души гораздо больше, чем муки тела, венчают нас, когда они бьют нашу душу, а мы благодарно переносим их… Докажи же любовь свою ко мне тем, что я через письма мои имею великую над тобой силу. А ты ясно докажешь ее тогда, когда я узнаю, что мои письма несколько смогли тебя успокоить; да не несколько, а столько именно, сколько мне хочется. Очень желаю видеть тебя и ныне в таком же веселом расположении, в каком видел в то время, когда жил там, у вас» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но в первой главе книги Неемии мы видим, как он «сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился перед Богом Небесным». И в этой-то искренней, уединенной молитве, он, несомненно, заранее почерпнул силу и возможность во всякое время и во всякой обстановке взывать к Господу. Душа его как бы бессознательным порывом возносилась к Богу в трудные минуты, зная, где искать опору и помощь. Итак, в уверенности, что тайная молитва дает возможность молиться всегда и везде, мы должны приучить себя к постоянному ежеминутному исканию Бога в неотступной молитве, пользуясь минутами уединения. Тогда, когда придется нам променять уединение на общение с людьми и «ходить перед сынами человеческими» ( Пс. 30:20 ), мы уже будем знать, как открывать «свои желания перед Богом» ( Флп. 4:6 ). Никакие внешние условия не будут уже в состоянии помешать нашему общению с Господом. Жертвенник Авраама 10 июля. «И двинул Авраам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» ( Быт. 13:18 ) Особенное значение имеет этот жертвенник, воздвигнутый Авраамом. Он уже прошел по всей святой земле, и когда, достигнув Хеврона, мог отдохнуть под тенью пальмовых деревьев, в нем, быть может, проснулось как бы предчувствие вечного покоя, и в порыве благодарности он вознес хвалебную песнь к небесам. Не случалось ли и нам испытать нечто подобное? Когда, после отчаянной борьбы против наших злых наклонностей, мы, наконец, достигаем возможности покориться и исполнить волю Божию, не чувствуем ли мы себя ближе к Богу, и не приближается ли Он к нам? Не видится ли нам тогда, пусть слабое, отражение вечного блаженства? Быть может, мы хотели бы жить во времена пророков и испытать на себе, как они, видимое прикосновение Божества. Мы бы желали с Савлом пройти по пути в Дамаск, мы бы хотели видеть своими глазами те чудеса, свидетелями которых были апостолы. Мы жаждем достигнуть в нашей жизни того величия, той славы, которая окружала ветхозаветных Патриархов, а между тем Господь призывает нас быть верными в малом – в тех бесконечных мелочах ежедневной жизни, которые проходят незаметно в глазах людей. Вот в чем наше призвание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Но, добрейший Яков Ефимович, я не знаю Вашего состояния: быть может, Вы сами в нужде и Вам сделать такое большое пожертвование не по силам. В таком случае, конечно, и говорить нечего: He требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть ( 2Кор.8:13 ). Если же Вы изобилуете, то убеждаю Вас словами Божественного Писания: сделайте, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае ( 2Кор.9:3 ). При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Уделите по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог . Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы 6ы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело...( 2Кор.9:7–8 ). Пишу это на случай, если бы условие, под которым Вы жертвуете Ваш иконостас, не состоялось. Но и видимое мною воочию Ваше искусство, и известия из России дают мне надежду, что оно состоится, чего истинно от всей души желаю и без мысли об уплате или неуплате за иконостас, так как искренно нахожу Вас вполне достойным того. Во всяком случае, никогда не перестанем мы быть благодарными Вам за Ваш великолепный иконостас и молиться о том, чтобы Господь хранил Вас в добром здоровье, благочестивом настроении духа и даровал Вам дальнейшее преуспеяние в Вашем художественном деле и служении им Святой Церкви. С глубочайшим уважением и душевною преданностью остаюсь Вашим покорнейшим слугою и богомольцем начальник Российской духовной миссии в Японии епископ Николай P.S. Уже приготовив это письмо к отсылке, я получил с почты ящик с Вашим портретом и двумя фотографиями иконостаса. Приношу Вам искреннюю благодарность за это. Другой ящик, одновременно полученный, препроводил в Кёото господину Мацумуро. Из фотографий вижу, что мы ни в чем не ошиблись, ставя Ваш иконостас в храме. Праздничная икона Благовещения намеренно поставлена нами не крайнею, чтоб яснее вся была видна молящимся, так как крайние иконы пришлись в полуоборот на клиросы, по необходимости, как я писал Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Встреча Любви и Чистоты с подлостью, безнравственностью и злом приносит страдание. Взор Сына Божиего к Отцу в молитве не мог не охватить Его соотечественников и все последующие поколения, которые либо отвергнут Его Евангелие, либо примут: одни искренно, а другие формально. Когда человек ради спасения других отдает все, что имеет, даже саму жизнь, а ему в ответ не любовь и благодарность, а легкий и вежливый реверанс, это каково? Что такое смертельная скорбь, знают те люди, которым приходилось пережить большие трагедии либо гибель близких людей. Этого словами не передашь. Нравственные страдания Христа усиливались и от того, что Он принял на Себя все грехи мира и шел на смерть за них. То, что должно было быть следствием греха всех людей, сосредоточилось на Нем Одном: испить без Божественной поддержки всю чашу страданий духовных и телесных до самого дна. Святой Афанасий Великий утверждает: «Господь ясно показывал, что имеет и плоть, и кровь, и кости, и душу, которая скорбит, возмущается и печалится… (см. Мф. 25, 35–37; Ин. 12, 27). Но никто не скажет, что это в естестве Божества; сделалось же сие по естеству собственным Богу, когда Слово благоволило принять человеческое рождение и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертью, восстановить в Себе в обновленном образе. Посему осуждение греха сотворил Он на земле, отменив клятву (проклятие) на древе крестном, избавил от тления во гробе, разрушил смерть в аду, пройдя всюду, чтобы совершить спасение всего человека, показав в Себе Образ нашего образа ». Евангелист Лука сообщает, что во время молитвы явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 43–44). Мы можем сострадать человеку, облегчая его страдания. Однако люди, самые близкие Христу, даже молчаливым присутствием не оказали Ему никакой духовной поддержки. Человеческая душа Богочеловека смертельно скорбела, человеческая природа изнемогала. Кровавый пот, когда от чрезмерного нервного напряжения лопаются капилляры и кровь сочится через кожу, очень ослабляет человеческие силы (этот факт известен медицине). Тогда Отец Небесный посылает Возлюбленному Своему Сыну в эту минуту страшных душевных страданий Ангела, который укреплял Его. Выражение явился Ему говорит о чувственном явлении Ангела, а не просто о духовном явлении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Дело в том, что елей этот особого рода: его никогда не может быть достаточно, и тем более с избытком. Не может быть у человека никаких «сверхдолжных заслуг», которыми можно было бы поделиться. И истинные праведники, день и ночь проводя в трудах, – ни во что не ставят эти труды, всё время видя перед собой Божию любовь и Божие совершенство. Именно – день и ночь, потому что – вот, уже полночь, когда, казалось бы, какая торговля? – а они искренне советуют неразумным: «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». И неразумные послушались, пошли, и даже, и кажется, преуспели. Но всё-таки они безнадёжно опоздали, потому что приобретать надо не тогда, когда тебя уже обжигает приближение Небесного Жениха: тут уже надо припасть к Нему и омыть Ему ноги слезами. Тут же не о нищих надо заботиться, продавая для этого драгоценное миро, но – помазать этим миром ноги дорогому гостю ( Ин. 12:2–5 ). А неразумные как раз именно тут и бросились спешно продавать миро и раздавать нищим, приобретая тем самым билет на гордое и независимое право входа!.. Но ведь всё-таки горел огонь у неразумных дев! Значит, всё же было в них чему гореть, значит, всё-таки не совсем чужды Господу были они… Да, Господь и подавшего стакан воды обещал не оставить от награды. Награда же – и есть огонёк радости в душе и чувство успокоенной совести. И беда наша, что – теплится огонёк – и ладно! Так и от добрых дел ищем лишь человеческой благодарности, и от молитвы – лишь благодарных ощущений. И ухитряемся так же относиться даже к высоким духовным дарам. В древней Церкви, например, были разные степени даров Святого Духа: дар вдохновенного говорения иными языками, дар истолкования языков, дар пророчества. Говорение языками было великим утешением для христианина. Говорит!.. – радостно ощущал он, когда неведомая сила исторгала из уст неведомые ранее слова. и Апостолу приходилось возвращать таковых к реальности: А что, если в это время, – говорит он, – «войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» «А потому говорящий на незнакомом языке» не успокаивайся на этом, но «молись» о большем, о даре истолкования» ( 1Кор. 14:13 ). И тогда, если вы пророчествуете, «и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010