Зачем вообще нужна вера в Бога? Почему вы верите в своего Бога? Зачем вам эта вера? Коротко сказать – потому, что Бог достоин того, чтобы в Него верить. По Своим личным качествам. Я постараюсь объяснить это на примерах. Я думаю, вам знакомо чувство уважения, восхищения и благодарности, которое могли вызывать у вас другие люди, их поступки, произведения искусства и т. д. Меня, например, восхищает музыка Генделя. Люди проявляют ко мне бескорыстную доброту, это вызывает во мне благодарность и желание как-то откликнуться. Я узнаю о чьих-то добрых, достойных делах (мать Мария прячет евреев и беглых военнопленных от нацистов; Жан Ванье посвящает жизнь заботе о детях-инвалидах; Махатма Ганди стремится установить мир и справедливость в своей стране); я испытываю искреннее уважение к этим людям. Думаю, вы понимаете, о чем идет речь. При этом я сознаю, что, проявляя восхищение, благодарность и уважение, я не просто переживаю определенные эмоции, но реагирую адекватным, должным образом. Красота действительно достойна восхищения, доброта действительно достойна благодарности, а достойный поступок действительно заслуживает уважения. Так вот, Бог – это тот, кто вызывает восхищение, уважение и благодарность, потому что Он в высшей степени достоин этого; я могу повторить от своего лица слова псалмопевца: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» ( Пс. 91:5 ). Я благодарен (увы, недостаточно благодарен) Богу за Его неизменную доброту, снисходительность и милосердие ко мне; личность и искупительный подвиг Христа вызывают у меня глубочайшее уважение. Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен ( Втор. 32:3,4 ). …достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и (все) по Твоей воле существует и сотворено ( Откр. 4:11 ). И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени ( Откр. 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Счастливейший удел проповедовать Евангелие всей твари и учить тому, что заповедал Христос Бог, даруется тем верующим во Христа (а наипаче священнослужителям Православной Церкви), которые сами с любовью исполняют слова Христовы, сами пребывают в радостном единении любви со Христом и охотно, с радостью и любовью готовы идти в мир с проповедью всем Евангелия Христова, призывая всех к той радостной жизни, которая только и достигается верующими через исполнение ими евангельского учения Христова. 145 Сподоби, Господи Иисусе Христе, всем нам с любовью исполнять слова и заповеди Твои, жить в радости единения любви с Тобою и всегда благодарно славить Тебя, Искупителя и Спасителя. Аминь. Господь наш Иисус Христос «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). Господь «пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Он «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). Христос «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ). Он призывает всех: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Моя вера в другого человека бывает основана на простом возникшем во мне доверии к нему. Так, если я знаю о его порядочности, правдивости и благочестии в жизни, если он любит меня, то я и доверяю всему тому, что он говорит или делает, я верю в искренность его отношения ко мне. Если же человек ко мне относится враждебно, то и веры к нему у меня не будет. Вера в Господа нашего Иисуса Христа обусловлена Его вечной и неизменной любовью к нам; ибо Христос так возлюбил нас, грешных, что ради нашего блага и спасения принял за нас страдания и смерть на Голгофском Кресте. Своею жертвенной любовью Христос искупил нас от тяготевшего над нами проклятия за грехи наши и принял на Себя страдания и смерть, которым подлежали мы. Мы сознаем, что Господь наш Иисус Христос по милосердию Своему принимает наше покаяние и дарует нам, верующим в Него и исполняющим Его слова и заповеди, Жизнь Вечную, жизнь святую. Он промыслительно с отеческою любовью всегда для нашего блага посылает нам и скорби, и утраты, и болезни, дабы помочь нам успешно от силы в силу восходить по узкому пути смирения и любви к праведности и святости в нашей жизни земной. И, зная Его любовь неизреченную к нам, грешным, зная сколь многих радостей духовных удостаивает нас Господь, а наипаче радости соединения с Ним в причащении Его Святейшего Тела и Крови, мы начинаем яснее сознавать свое бессилие, свою неспособность хоть как-то выразить, высказать, воспеть свою за все, за все благодарность Господу нашему Благодетелю и Спасителю, столь возлюбившему нас, неключимых рабов Своих. Да и язык бессилен изречь благодарность Господу, за Его безмерную и вечную любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Мф.5:42.   И хотящаго от тебе заяти не отврати и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Теперь повелел занимать без росту, а когда учил, как сказано выше, на ровном месте, то повелел не требовать назад и того, что дано взаймы. Если, говорит, взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность (Лк. 6:30). И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но то, что находится в настоящем месте, относится к несовершенным, а то, что у Луки, — к более совершенным. Мф.5:43—44.   Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся; потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, — любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно — благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая. Говорит: Мф.5:45.   Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

6–7. Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их. Моля Бога о заступлении, Давид имел уверенность в помощи Божией: ибо, «вот, говорит он, Бог помогает мне и Господь является заступником за мою душу». – Давид уверен даже, что Господь не только спасет его душу, но и отвратить злая врагом его или обратит на его врагов то самое зло, какое ему готовили враги, – гонение и погубление, – что Господь, по ревности к своей правде, истребить их... Действительно, так произошло при нападении Саула на Давида в пустыне Зифе и при преследовании его в пустыне Маоне. – «Преследуя здесь Давида, Саул шел по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи; ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида, и пошел на встречу Филистимлянам... И вышел Давид оттуда, и жил в безопасных местах Эн-Гадди» ( 1Цар.23:2424:1 ). Так, очевидно, по милости Божией, Давид, преследуемый Саулом, совершенно избавился от опасности, а Саул, напротив, подвергся нападению в тоже самое время. 8–9. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззри око мое. Чем очевиднее была милость Божия к Давиду, тем более искреннее она вызывала в нем благодарение Богу. – Волею пожру Тебе, говорит Давид, – я принесу Тебе жертву не по требованию закона, угрожающая наказанием, а по собственному усердию, движимый чувством благодарности: этой и такой жертвой я прославлю Твое имя, ради которого Ты совершил мое избавление (ст. 3). – Такая жертва благодарности будет именно за то, что Ты избавил меня от всякой печали, какая постигла меня в виду неизбежных бед, – за то избавление, после которого я покойно смотрю на врагов моих, ибо вижу, что они не опасны, потому что бессильны пред Твоей силой (ст. 3 и 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Твой любящий дядя Баламут. И еще замечательный пример: Митрополит Антоний Сурожский Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит: «Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!» — «А что ты делаешь против него?» — «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает». — «А в чем же заключается твое тщеславие?» — «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!» Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!» Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: «Что же тогда мне делать? Я погибла!» — «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность — это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту». — «А как же это сделать?» — говорит она. «Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице». Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, — от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал. Смирение – это дар Божий тому, кто искренне желает его получить и от души молит Господа об этом. Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Читайте также: Добровольное и вынужденное смирение О смирении и достоинстве

http://pravmir.ru/chto-znachit-schitat-s...

Молю благость Его, да возвратит Вам здравие, по человеческим соображениям, весьма благопотребное для детей. Но кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником? Предадим сами себя и друг друга Отцу небесному, и покорим желания наши святейшей воле Его по примеру Гефсиманского Страдальца, в молении о чаше смерти лютейшей вещавшего: «Но, не как Я хочу, а как Ты, буди воля Твоя»! С искренним чувством живейшей благодарности уведомляю вас, достопочтеннейший Дмитрий Тимофеевич, что и деньги в пользу миссии, и бедных между новокрещенными, и преизящные изображения Иисуса Христа, и превосходные стихотворения Степана Дмитриевича, 150 получены мной в совершенной целости. Как принесу вам достойное благодарение? Помолюсь Господу Богу, да воспримет в Свое всемогущее покровительство искренние желания недостоинства моего, относящиеся к болезненному состоянию Вашему, и да приидет на Вас благословение Божие! С того времени, как по водительству Провидения Божия, вошел я в близкие соотношения с Григорием Тимофеевичем, никогда не отделял Вас и чад, Вам дарованных Богом, от брата Вашего, в моих воспоминаниях, помышлениях, желаниях. Милостивые государи Николай и Георгий Дмитриевичи! Милостивая государыня Надежда Дмитриевна! Душа моя исполнена приятнейшими чувствами благодарности в отношении к Вам, и всегда радуется, вспоминая о Вас. Я желаю писать к Вам в другое время досуга, а теперь скажу кратко: помните, что Вы ученики Иисуса Христа единородного Сына Божия, и дети Божии. Помните, что Вы облеклись в Иисуса Христа, когда крестились во имя Его. Помните, что Господь Иисус Христос невидимо с Вами во все дни до скончания века. Да ополчатся Ангелы Божии окрест Вас, мои Господни, и возлюбленные во Христе други и братия! Да сохранят Вас невредимыми от соблазнов мира, и наставят Вас радовать сердце родителя Вашего прекрасными успехами в науках и благонравием. Будьте благополучны. Преданный Вам Архимандрит Макарий. 1836 г. Июня 20 д. Бийск. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему, пишет святой апостол Иаков ( Иак. 1:5 ). Господь всегда отвечает на просьбу о мудрости, когда мы просим об этом бескорыстно, не с целью стать лучше других, не затем, чтобы получить некое преимущество, а для того, чтобы лучше Его узнать. Господь всегда отвечает на молитвы благодарности, и мы чувствуем Его ответ во внутреннем мире, наполняющем душу радостью и любовью, которые всегда приходят после искренней сердечной благодарности Небесному Отцу. И конечно, Господь отвечает и на многие другие наши просьбы и мольбы и дает просимое, если оно не причинит нам вреда, о котором мы можем не знать, а Он знает. Даже тогда, когда Бог отвечает на нашу молитву молчанием, стоит помнить, что молчание — это тоже ответ. Золотое правило Другое важное состояние в жизни — любовь и добро по отношению к другим людям: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. …Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:31,35 ). Емкое объяснение христианской нравственности, выраженное Христом и получившее впоследствии название «Золотое правило этики», — чрезвычай но справедливое, по-человечески понятное, обладающее полнотой здравого смысла правило: если ты хочешь чего-то себе от другого человека, то и сам по отношению к другим будь таким. Мерилом христианской этики становится сам человек. Человеку предлагается стать на место другого и глазами этого другого посмотреть на жизнь, попытаться прочувствовать за другого боль, разочарование, тяжесть укора и подумать: хотел бы ты этого себе? Как бы ни казалось справедливым ответить грубостью на злой поступок, как ни хотелось бы порой, чтобы обидчик получил справедливое возмездие, как бы ни казалось, что правильно было бы наказать, обличить, одернуть человека, мы должны помнить, что Евангельская весть, проповедь Господа Иисуса Христа — совсем об ином.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

Чем же вы должны отплатить теперь Ему и выразить за это свою благодарность? О, если благодарность ваша должна быть равна благодеянию, то вам необходимо при этом придется с грустью сказать: чем же я воздам Господу за все то, что Он сделал для меня? Денег, драгоценностей, богатства у меня нет – что же я могу дать Господу? Но успокойтесь: Господь не желает от вас ни богатства, ни денег; Он желает и требует от вас только одного – чтобы вы любили, боялись и слушались Его, чтобы Вы отдали Ему ваше сердце. Сын мой! говорит Он в Священном Писании, отдай сердце твое Мне ( Притч.23:26 ). Да, вашего сердца требует Он; в чистом, невинном детском сердце находит Он особенное для Себя удовольствие: оно драгоценное для Него и дороже всего, что вы помимо сего могли бы предложить Ему; в чистом, не запятнанном никаким тяжким грехом сердце Он желал бы всегда иметь Свое жилище. И придем, говорит Он в Святом Евангелии, и обитель у него сотворим. И в другом месте говорит: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). Отдайте же Ему то, что для Него особенно дорого, – отдайте ваше сердце, обещайте отселе любить Его и исполнять заповеди Его во все дни вашей жизни. Скажите сейчас Ему: «О, Иисусе Господи, да будет во всем Твоя святая воля! Тебе отдаю я себя, точно так же как и Ты отдал мне Себя в Таинстве святого Причастия. Прими благосклонно эту приносимую мною Тебе жертву. Все, что у меня есть, всего себя я отдаю Тебе: мое тело, которое теперь, с принятием Святых Таин, сделалось Твоим храмом; мой язык, данный мне для прославления Твоего имени; мои глаза, мои уши, все мои чувства – все это я буду теперь употреблять для Твоей славы и чести. Отдаю я тебе и мой ум, и мою память, и мою волю, чтобы Тебя более и более познавать, искренне и глубже любить и ревностнее служить Тебе. Отселе я буду любить тебя и исполнять Твои заповеди; я буду сохранять мою невинность и чистоту моего сердца и возрастать по Твоему примеру как в летах, так и в мудрости и благоволении у Бога и людей!» Благо вам, если вы дадите и соблюдете такое обещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1: 9). Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания» . Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)» . Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)» .

http://pravoslavie.ru/28265.html

Это второе слезное крещение. В покаянии скверна греховная омывается и мы снова получаем святость. В таинстве причащения нам преподается честное тело и кровь Господа Иисуса Христа. В нем даруется нам залог вечной блаженной жизни, теснейшего соединения с Господом и обожествления. Если ты послушный и усердный сын церкви святой, то она с молитвами проводит тебя и по смерти в загробный мир и не забудет в моленьях своих, пока будет пребывать на земле до скончания веков. Оцени же теперь все, дарованное нам от Господа для спасения души. Как не возблагодаришь Милосердого Создателя и Промыслителя? Как не скажешь: слава Тебе Богу, Благодателю нашему во веки веков. Да, братие, неразумно было бы оставаться неблагодарными к столь великому Благодателю. Неблагодарность в этом случае показывала бы, что мы не поняли важности благодеяния, сердцем не восчувствовали великости дара и устами не прославили виновника его. Но что воздадим Господу о всех, яже воздаде нам? ( Пс.115:3 ). Благих наших Господь не требует ( Пс.15:2 ) «и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Рим.17:25 ). Так что же, не нужно разве и благодарить Господа, подателя всякого блага? Да не будет. Воспою Господу благодеевшему мне день и нощь. Но только тогда могу неустанно петь, когда ни на одну минуту не забуду Божиих благодеяний, когда сердце мое преполнено будет чувством благодарности. Без этой добродетели не может быть и искренней любви к Богу. Без благодарного чувства не можем мы и воли своей расположить к послушанию, повиновению и исполнению Божьего закона. Посуди сам, кому ты благодарен, тот и любезен и приятен тебе. Благодарный все готов сделать для благодетеля. Так и по отношению к Господу. Если сердце твое полно благодарности к Нему, то как решишься ты оскорбить Его, например, грехом? Ведь грех есть именно оскорбление Господа. Так, братие, благодарность лежит в основе добродетелей. Без нее не может быть истинной любви. Но в сей последней благодарность по преимуществу и проявляет себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010