Следующий урок – намного труднее: проверить, как и о чем мы думаем. Третья ступенька этого невидимого подъема для выхода из засасывающего болота будней – это стремление заметить, что одной своей решимости, одного желания измениться к лучшему мало, слишком мало. На деле оказывается, что и с благими намерениями мы топчемся на месте. Но это не должно нас обескураживать. Решение одолеть пустомыслие, побороть пустословие – уже благо, и за него надо благодарить Бога. В триединой формуле высшего счастья, которую нам открывает апостол: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите ( 1Фес. 5, 16 ), благодарность стоит в конце как естественный итог. Однако многие замечали, что и начинать надо с того, чтобы приучить себя к благодарности. Даже если нет желания благодарить (вроде бы и не за что), можно благодарить по чувству долга. Кто научится быть внимательным, тот много поводов найдет к благодарности. Итак, если начать с благодарности, то придешь и к молитве. Благодарность – это не вообще: «слава Богу за все», как и «грешен во всем», а конкретное выражение благодарности за что-то очень определенное (как и покаяние – не во всем сразу, а в каждом конкретном грехе). Чтобы об этом заботиться, не надо ни особых условий, ни особых талантов, ни даже знаний. Как и о чем молиться, подскажет молитвослов, а вот вниманию и постоянству надо учиться самому. Зависит это только от своего усердия, искренности и терпения. Как же в обыденной жизни, среди самых неотложных дел молиться, когда не до того, чтобы прислушиваться к себе, к своему состоянию? Нужно просто еще раз прочесть слова апостола Павла: Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4, 5 – 7 ). Необходимо ли мирянину молиться Иисусовой молитвой? Одни считают: «Где уж нам!..». Другие очень советуют. Как тут разобраться? Конечно, творить молитву, как святые отцы, – это почти невозможно: и учителей молитвы сейчас нет, и условий нет, и мы не те.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Благодарность истинная требует не только устного исповедания и прославления благодетеля, но и сердечной любви к нему. Любовь же познается по исполнению заповедей Его святых. Кто любит Меня, – говорит Христос, – тот со блюдет слово Мое ( Ин. 14, 23 ). И благодарение устное без сердечной любви не что иное, как лицемерие; о таковых Бог через пророка говорит: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня ( Ис. 29, 13 ). Поэтому не только устами, но и сердцем и делами добрыми, от сердца происходящими, благодарность Богу проявлять должно. Следовательно, не исполняющие этого долга христиане Богу, Благодетелю своему, неблагодарны, хотя устами своими и приближаются к Нему, ибо дела ми отрекаются от Него ( Тит 1, 16 ). А поскольку они Бога оставляют, то и сами судом праведным Им оставляются. От этого бывает, что такие люди во всякое заблуждение и от греха в грех падают. Такой человек, как без Божией благодати находящийся, подобен свирепому коню без узды, которого ожидает самовольная погибель. Отсюда для именующихся христианами нет греха – ближнего обидеть, клятву преступить, суд Божий извращать, судебное место торжищем и корчемницею делать, сироте и вдове насилие причинять, оправдать нечестивого и неповинного осуждать, лгать, обманывать, прельщать и прочие беззаконные дела, каковыми язычники гнушаются, совершать. Это истинные приметы безбожного сердца, хотя и исповедуют устами имя Его. Должен всякий христианин этого опасаться и благодарность свою любовью и послушанием оказывать Богу, чтобы не впасть в вышеуказанное заблуждение. Прославляется имя Божие искренним благодарением за оказанные и оказываемые Его благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство, и Божию милость, и благость, которая и недостойным блага Свои подает, как псаломник поет: исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и буду прославлять имя Твое во век. Ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего ( Пс. 85, 12–13 ). И это особенно проявляется, когда в скорби и под крестом Его благодарим и исповедуемся, как святой Давид делал: благо мне, Господи, что Ты смирил меня ( Пс. 118, 71 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вот побуждение к взаимному, искреннему, любовному обращению! Если любите любящих вас, говорит Господь в нынешнем Евангелии, какая вам за то благодарность? ибо и грешники, т.е. идолопоклонники, любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают; т.е. доколе пользуются благодеяниями, а это значит любить только себя; ибо в благодетелях любят только благодеяния или пользу себе. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно; какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же, – и в этом случае вы любите только себя, свои выгоды, а не пользу ближнего, – не удовлетворяете его нужд совершенно. Если же этих естественных добродетелей христиане не исполняют, то они хуже гораздо и язычников, которые «no естеству законное творят» ( Рим.2:14 ), не имея благодатных сил; христиане же, как известно, получили все Божественные, сверхъестественные силы от Бога «к жизни и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), к исполнению всех Христовых заповедей. Посмотрись, христианин, в это зерцало Божественных заповедей и познай, каков ты, любишь ли ты хотя тех, кои тебя любят, или даже и их иногда не любишь? Делаешь ли добро благотворителям твоим; даешь ли в долг тем, которые возвращают долг? Не уклоняешься ли по корыстолюбию и недоверию? Многие хотят довольствоваться только любовью к любящим, и не хотят понудить себя любить ненавидящих, или враждебно к ним настроенных; с такою любовью языческой, христианин, останешься на страшном суде в стыде. «Но вы любите врагов ваших, – продолжает Господь, – благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного благодатью, это дело легкое, ибо Господь помогает им во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот такую же меру мы должны наблюдать, только с доброй стороны, и относительно других людей, с коими нам приходится жить и действовать каждый день, или только встречаться, знакомиться, быть вместе. – Поступай со всеми так же, как желаешь, чтобы поступали с тобой; искренне уважай и люби всякого; доброжелательствуй всякому от души; жалей о согрешающих; сочувствуй несчастью, горю, скорби, потери, бедности ближнего; пользуйся случаем сделать кому-либо доброе; радуйся с радующимися и плачь с плачущими; не думай ни о ком худо без достаточной причины, а мысли о всех доброе; не имей в душе ни к кому вражды и неприязни, или зависти и недоброжелательства; не унижай и не презирай никого в душе своей из-за каких-либо недостатков и погрешностей, а покрывай всех и все любовью и снисхождением; смотри на согрешающих, как на немощных, как на больных душевно; не плати злом за зло, а воздавай добром за зло – и ты исполнишь заповедь Христову и увенчан будешь от Hero нетленным венцом правды и жизни вечной. Великое дело, братия и сестры возлюбленные – не давать в душе своей места никакому злу, ни даже на одну минуту, но непрестанно побеждать зло добром, и всякий грех – соответствующим ему покаянием и молитвой; ибо безрассудно и гибельно усиливать зло злом, и, так сказать, подливать масло на огонь, и из малого огня делать пламя. Зло или всякий грех есть величайшее бедствие, злополучие, несчастье рода человеческого, о коем надо горько жалеть и которое надобно искоренять, по возможности, добром, любовью, молитвой, увещанием, благотворением или праведным наказанием, и в, крайнем случае – извержением злого человека из среды своей. «Измите злого от вас самих» ( 1Кор.5:13 ). «Если любите любящих вас, – говорит Господь далее, в ныне чтенном Евангелии, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники (т.е. язычники) любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро; какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно; какая вам за то благодарность, ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18). 2Тим.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тим.1:2 .  Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Апостол находился во время написания послания в узах. Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя «апостолом Иисуса Христа по воле Божией». Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедовать волю Пославшего его…», апостол на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны апостол указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь ( Кол 3:3–4 ; Гал 6:8 ). Поэтому-то он, не унывая, терпит всяческие страдания и лишения. 2Тим.1:3 .  Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 2Тим.1:4 .  и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 2Тим.1:5 .  приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу – Которому служу от прародителей – в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку ( ς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее – по русскому тексту. Этими словами апостол ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Апостол помнит о его слезах, какие Тимофей проливал при расставании с ним, помнит о его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимого ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. «Слово Христово да вселяется в вас обильно; со всякою премудростию научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Так должно раскрываться в душах верующих в Иисуса Христа чувство постоянной признательности и благодарности к Виновнику всех благ. Чем совершеннее сознаем мы великие благодеяния Божии: тем искреннее и тем постояннее должны мы благодарить Господа Бога за Его милости. Как же мы должны благодарить Бога? «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Божественное учение Иисуса Христа вселяется обильно в душу человека, когда он внимательно слушает или читает его, с благоговением принимает, помнит и исполняет слышанное, и всегда носит в своей душе это божественное учение, как необходимый светильник, который светит ему на всех путях его жизни, среди всех его занятий и во всякое время. О чем ни мыслит юн в своей душе, что ни предпринимает, что ни делает; всегда старается он и мыслить, и предпринимать и делать все согласно с наставлениями слова Божия. «Со всякою премудростию научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Христиане, полные света божественного учения и чувств признательности и благодарности к Богу, не только сами в своей душе благодарят и прославляют Бога, стараясь более и более познавать волю Божию и исполнять ее всеми силами, но искренно и ревностно стараются также и других научат и вразумлять в познании пути спасения и в исполнении христианских обязанностей; со всякою премудростию руководствуются теми правилами духовной мудрости, которые сообщает им слово Божие, применяясь к обстоятельствам и духовным потребностям ближних; стараются друг друга научать и вразумлять псалмами, славословием и духовными песнями ( Еф.5:19 ). Древние христиане, внимая апостольскому наставлению, любили изучать псалмы и духовные песни; и в домах, среди домашних занятий, и в собраниях любили прославлять Бога и назидать друг друга пением псалмов и духовных песней. Видим мы из Евангелия, что этот священный обычай был и в первенствующей, новосозидаемой Церкви, когда глава ее Христос еще видимо пребывал среди учеников своих: по окончании последней вечери Господа с учениками, сказано в Евангелии, и воспевше изыдоша в гору Елеонску ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1: 9). Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания» . Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)» . Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)» .

http://pravoslavie.ru/28265.html

6–7. Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их. Моля Бога о заступлении, Давид имел уверенность в помощи Божией: ибо, «вот, говорит он, Бог помогает мне и Господь является заступником за мою душу». – Давид уверен даже, что Господь не только спасет его душу, но и отвратить злая врагом его или обратит на его врагов то самое зло, какое ему готовили враги, – гонение и погубление, – что Господь, по ревности к своей правде, истребить их... Действительно, так произошло при нападении Саула на Давида в пустыне Зифе и при преследовании его в пустыне Маоне. – «Преследуя здесь Давида, Саул шел по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи; ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида, и пошел на встречу Филистимлянам... И вышел Давид оттуда, и жил в безопасных местах Эн-Гадди» ( 1Цар.23:2424:1 ). Так, очевидно, по милости Божией, Давид, преследуемый Саулом, совершенно избавился от опасности, а Саул, напротив, подвергся нападению в тоже самое время. 8–9. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззри око мое. Чем очевиднее была милость Божия к Давиду, тем более искреннее она вызывала в нем благодарение Богу. – Волею пожру Тебе, говорит Давид, – я принесу Тебе жертву не по требованию закона, угрожающая наказанием, а по собственному усердию, движимый чувством благодарности: этой и такой жертвой я прославлю Твое имя, ради которого Ты совершил мое избавление (ст. 3). – Такая жертва благодарности будет именно за то, что Ты избавил меня от всякой печали, какая постигла меня в виду неизбежных бед, – за то избавление, после которого я покойно смотрю на врагов моих, ибо вижу, что они не опасны, потому что бессильны пред Твоей силой (ст. 3 и 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

     Личные размышления Жить прямо в эпицентре мировой эпидемии Эболы, конечно, весьма трудная задача. Малейший промах в каждодневной рутине может оказаться фатальным. Иногда просыпаюсь утром с кашлем или каким-либо другим необычным симптомом и думаю про себя: «Вот она. У меня Эбола». Но затем с облегчением замечаю, что нет основных симптомов болезни: ни высокой температуры, ни рвоты, ни диареи. Бог поставил меня сюда. Моя обязанность как пастыря – оставаться со своими чадами, заботиться о них, вести их и охранять от зла, которое безжалостно убивает Мне постоянно звонят люди из-за границы и спрашивают: «Отец, почему вы не уезжаете и не спасаете себя от потенциального заражения и даже смерти?» Ответ очень прост. В настоящее время Бог поставил меня сюда, в Западную Африку. Моя обязанность как пастыря в Сьерра-Леоне – оставаться со своими чадами, заботиться о них, наставлять их, утешать их, вести их и охранять от зла, которое безжалостно убивает. К тому же, Господь наш Иисус Христос наставляет христианского пастыря не оставлять своих овец, когда приходит опасность. Только наемник оставляет овец в критический момент: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Ин. 10: 12-13). Мы полагаемся на помощь Христа. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс 23: 4). Благодарность Снова хотел бы выразить искреннюю благодарность всем друзьям нашей миссии в Греции и особенно Православному Миссионерскому Братству за постоянную поддержку. Вы были в числе первых международных групп, которые отправили помощь сюда, в Сьерра-Леоне, во время кризиса Эболы . Браво! Мы ждем с большим нетерпением и благодарностью ваш контейнер с продовольствием. Просим ваших молитв и продолжения поддержки, так как здесь начинается самый критический и опасный период. С уважением и любовью во Христе. Смотри также: Комментарии читателей

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/7...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» Продолжая провозглашать истины Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5:23–24 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно представлениям еврейского народа, жертвы, которые человек преподносил Богу, должны были образно показать веру человека, приносящего свой дар Господу. Искренняя жертва обозначает также то, что человек через жертву Христову делается участником благодати и любви Божьей. У еврейского народа существовала целая система даров, преподносимых Богу. Например, жертва возлияния (вина на жертвенник) и хлебная жертва, являли Богу приятные плоды святости, выражали угодное Богу самопожертвование и были названы жертвами благоухания. Жертва за грех и жертва повинности были жертвами примирения, дающие возможность грешнику явиться перед Богом для прощения грехов. Жертва мирная, которой еврей, примирившись с Богом, выражал свою благодарность Богу и готовность приносить в дальнейшем свои жертвы, состояла из трех видов жертв. Жертва благодарности, выраженной человеком за полученное благословение Божие ( Лев.7:12 ). Жертва обета приносилась при какой-либо особенной нужде, сопровождаемая просьбой к Богу об избавлении от этой нужды ( Лев.7:16 ). И жертва усердия, которая представляла собой выражение благодарности Богу без какой-либо особой причины ( Лев.7:16 ). Все три вида мирных жертв проходили в торжественной обстановке, имели радостный характер и по своим условиям проведения отличались от жертв за грех и вину. Как видим, у еврейского народа существовало очень почтительное отношение к жертвам, преподносимым Богу, и эти жертвы были подробно детализированы и классифицированы. В своих словах Спаситель не уточняет о какой жертве идет речь. Он просто говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь ...». Слова Иисуса Христа дают нам право полагать, что Он имеет ввиду то, что перед любым видом жертвы, преподносимой Богу, человек прежде чем преподнести жертву, должен примириться с братом (ближним) своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010