Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Имей всегда эти заповеди великого Законоположника – Бога и старайся исполнять их. Как они важны: весь Закон Моисеев и Пророки, как они ни обширны, главным образом говорят то же, что две эти заповеди» 130]. «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому все равно, что один человек или одно великое древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: возлюбиши Господа Бога твоего (первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и всею крепостию твоею, и ближняго твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), яко сам себе [ Мк. 12:30, 31 ; Ср.: Мф. 22:37, 39 и Лк. 10:27 ]. Естественная необходимость исполнять эти две заповеди» т. 2, 323]. " Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:37–39 ). С минуты преслушания заповеди Божией в раю человек отпал вольною волею от любви Божией и перенес извращенную любовь на самого себя (самолюбие, эгоизм) и на предметы земные, весь облекся в прелесть вражию и эту прелесть обратил на себя, прельстился своим разумом, отпавши от разума Божия – впал в тысячи прелестей, в прелесть всяких земных наслаждений и в сердце не оставил места для Бога, Которого следует любить (всем сердцем) всем существом, прославлять, благодарить, чтить жертвами богоугодными, в знак признательности и благодарности» 47]. «Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю. Возлюбити искренняго твоего яко сам себе [ Мф. 22:39 ], – надо наблюдать его, как свою плоть и кровь: обращаться с любовью, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Угрожает ли несчастье, пусть собираются все домашние или члены общества и помолятся вместе, — и придет помощь, или утешение и укрепление! 2. Обещать исправление. а) Страдания всех родов хотят исправить нас. Если мы в конце концов исправляемся , то мы в состоянии легко избежать страданий. Отец удерживает розгу, если после сделанной угрозы дети дают обещание исправиться. Что сделал блудный сын, обессилев от несчастий? б) Но мы должны потом сдержать наше обещание . К несчастью, бывает очень часто так, что когда Бог наказывает, мы вопием к Нему, а когда щадит, делаемся еще хуже прежнего. 3. Благодарить даже за страдания. Благодарность за страдания, конечно, трудна, также как и любовь, прощающая врагов; но она должна быть в нас, если мы хотим быть истинными чадами Божиими. Страдания доставляют много добра, они благодетельны; следовательно, благодарите за них. Иов взывал: « Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! » ( Иов.1:21 ). Павел пишет: « собою же не похвалюсь, разве только немощами моими » ( 2 Кор. 12:5 ). Иаков заповедует: « с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения » ( Иак. 1:2 ). Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех? « Почему мы не могли изгнать его? » (ст.19). Ученики жалуются Иисусу, что не могли изгнать нечистого духа из человека, одержимого им. Мы часто жалуемся, что не можем изгнать из себя греха. В деле покаяния важнейшее и большее делает Бог . Он пробуждает и призывает к покаянию; Он поддерживает кающегося при покаянии; прощает из милосердия грехи; прилагает к нам заслуги и удовлетворение Иисуса Христа. Но что должны делать мы? Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех? Он должен: 1. Принести искреннее раскаяние. Если грехи, при помощи Божией, узнаны и испытаны, то нужно прибегнуть к раскаянию , именно, к искреннему раскаянию. Оно загладить грехи, поможет их загладить, потому что: а) Оно есть печаль ; эта печаль есть наказание, которое дают сами себе, — и божественное правосудие примиряется; другое наказание — прекращается. « Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже » ( Псал. 50:19 ). «Мы несомненно веруем, что через раскаяние изглаживаются грехи, даже и тогда, если это раскаяние осуществляется при последнем издыхании.»

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Чтобы смягчить этот довольно печальный рассказ, Павел вносит в него оптимистическую ноту, описывая, как Бог всегда и повсюду помогает ему осуществлять действенное служение. 14 Несмотря на трудности, Павел все же воздает благодарность Богу: Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе. Этот образ триумфального шествия, возможно, восходит к римскому триумфальному шествию, и Павел изображает себя солдатом, которого Бог ведет к победе. В этом контексте подобного рода ассоциации не поддерживают «триумфалистский» подход к служению, поскольку Павел подразумевал торжество победы через страдания. В триумфальном шествии «благоухания» предназначались богам, а Павел говорит, что Бог распространяет благоухание познания о Себе, о Христе, через своих служителей. 15,16 Распространяющие Благую весть для Бога уподобляются Христову благоуханию; в тех, кто принимает Евангелие, присутствует запах живительный на жизнь, для отвергнувших же его – запах смертоносный на смерть. Зная, что проповедь Евангелия имеет столь важные следствия для тех, кто слушает его, и потому осознавая серьезную ответственность тех, на кого возложено это служение, Павел спрашивает: И кто способен к сему? (Ответ на этот вопрос мы находим только в 3:5: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить… но способность наша от Бога.) 17 Павел осознает свою глубокую ответственность, говоря: Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие… Он отказывается манипулировать словом Божьим (ср.: 4:2) и отклоняет оскорбительные предположения о том, что он служит Богу из корыстных соображений. Напротив, апостол проповедует искренне, добросовестно отчитываясь во всем перед Богом. 3:1–3 Рекомендательные письма Павел отвечает на требование коринфян относительно рекомендательных писем, которые должны быть у него по прибытии в Коринф. Вероятно, это была идея лжеапостолов, которые подняли свой голос против Павла. 1,2 Павел считает, что такие одобрительные письма не нужны в принципе, потому что сами коринфяне подобны такому письму: Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

После приветствий и благодарностей Павел приступает непосредственно к ответам на вопросы, которые возникли после того, как он узнал новости от Тита. Прежде чем выразить свою радость по поводу верности и любви к нему коринфян, он начал с ряда замечаний, способных несколько омрачить их взаимоотношения. 1:12 – 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией. Эта мысль более полно выражена в 2:17: Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога. В основе мирской мудрости – лукавство и хитрость (ср.: 4:2) или искусное жонглирование словами (ср.: 1Кор. 2:1 ), призванное произвести впечатление на слушателей. Служение же, совершаемое под действием Божественной благодати, целиком зиждется на силе Божьей (ср.: 1Кор. 2:2–5 ). 13 Цельность натуры Павла проявляется и в следующих словах послания: И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете. 14 Он завершает мысль, высказывая надежду на то, что коринфяне должны сами убедиться: он и его сотрудники – честные люди, которыми они могут гордиться (…мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа). Павел предвкушает ту грядущую радость последнего дня земной истории, которую дарует Бог обращенным им, и высказывает надежду, что в настоящее время они могут хвалиться тем, что происходит в их жизни. 15,16 После общих рассуждений в защиту своей чести Павел объясняет, почему он внес коррективы в первоначальные планы своего миссионерского путешествия. Он изменил планы, о которых писал в 1Кор. 16:5–7 , желая прежде встретиться с коринфянами, чтобы они вторично получили благодать от его визита, когда он направлялся в Македонию и обратно. 17 Однако уверенность в коринфянах подвела Павла – они критиковали апостола за то, что тот изменил свои планы, а потому он вынужден был спросить их: Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так–что у меня то «да, да», то «нет, нет»? Составлять планы в мирской манере (по плоти) – значит с легкостью менять их без особой заботы о тех, кто является заинтересованной стороной в их осуществлении, и порой – менять на совершенно противоположные («да» на «нет»). Вопрос Павла призван снять любого рода подозрения читателей в том, что их апостол может действовать подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3 ст. А блуд и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Т. е. что касается незаконных связей мужчин и женщин и всякой другой нечистоты, которая обусловливается нравственной распущенностью, а равно жадности к богатству и всякого рода приобретениям для удовлетворения ненасытных похотей, то они не только не должны быть у вас, но даже самое то название всего этого порочного не должно быть терпимо среди вас христиан. 4 ст. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение. Равно также не могут быть терпимы среди всех христиан сквернословие, т. е. срамные речи, безнравственные разговоры, разжигающие в говорящих страсть, похоть; пустословие, т. е. пустячные глупые речи о глупых вещах; смехотворство, т. е. легкомысленные и двусмысленные речи с безнравственной подкладкой, с ударением на некоторых словах, понятных только разговаривающим; безнравственные гостинные разговоры, замаскированные игривыми фразами. Вместо всего этого из уст христианина должны слышаться слова и речи благодарения. Как выше приведенные речи свидетельствуют о том, что у употребляющих их нет ни веры, ни страха Божия, ни сознания какой либо благодарности к Богу за все Его благодеяния, так у истинных христиан они всегда должны быть проникнуты горячей верой, любовью к Богу и ближним, благоговейным страхом пред Богом, как бы чем не оскорбить Бога Отца нашего небесного в своих речах; истинного христианина никогда не должно покидать сознание тех великих благодеяний Божиих, которые явил Он нам в призвании ко спасению, а отсюда речи христианина всегда должны дышать искреннею благодарностью Богу, благодеявшему нам. 5 ст. Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Т. е. все, что служит блуду, нравственной нечистоте, любостяжательности, которую ап. Павел приравнивает к идолопоклонству, потому что любостяжательный человек более преклоняется и благоговеет пред богатством, чем пред Богом, недостойно быть в царстве Христа, в царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Поскольку ты сын моего искреннего друга, блаженного Евкарпия, то, заботясь о твоём спасении и доброй славе, пишу полезное для тебя. Поэтому оставь золотые перстни и браслеты, которые ты носишь на руках, и подари их лучше будущей законной супруге. А если и супруга твоя благонравна и целомудренна, то, как думаю, не станет их носить и она. 32. Пресвитеру Андрею О монахе говорят, что он алтарь Господень. Алтарь, на котором и у которого приносятся чистые молитвы Богу. Алтарь, духовно созданный и основанный на месте, где, как говорит Давид: подножие ног Его ( Пс. 131:7 ). 33. Монаху Фавмасию Чего ожидал ты, избирая отшельничество и безмолвие? Конечно скорбей и искушений, бесчисленных засад и нападений злобных демонов. Почему же ты негодуешь теперь на то, что отовсюду уязвляют тебя искушения, огненные колеса демонской колесницы на части рвут твою душу, сжигая её как солому? Терпи с благодарностью и великодушием, будь твёрд в мыслях и непрестанной молитве, не ослабевай в бдении и добром воздержании, не отступай от Всевышнего, и сподобишься конца. Конец подвизающихся за Христа – спасение, конец же демонов – вечная гибель. Тогда будут уязвлены терзающие тебя ныне: и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших ( Мал. 4:3 ). Иногда демонские помыслы скрываются внутри нас, иногда же, выходя наружу, побуждают нас к греху. Но если мы призываем на помощь Бога, Он рассеивает и прогоняет их от нас. И тогда мы, отрезвившись, собираем себя, как воскресшие из мертвых, ободряемся духом. Бог возводит нас на высоту бесстрастия, и мы славословим Господа, оканчивая жизнь доброй и богоугодной кончиной. Я думаю, об этом и говорит Давид: делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, – Ты Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем ( Пс. 91:8–11 ). То есть Всесовершенный духовным елеем утучняет подвижника, который был изнурён и истощён множеством тревожащих его страстей. Поэтому не будем смущаться от искушений, если они не сразу прекращаются, а предоставим это Богу – единому имеющему власть прекращать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Говорите, что я о себе не помню; желал бы я, чтобы по слову Вашему было, но не могу сим похвалиться; скажу только и о себе и Вам, что хорошо сколько можно менее оглядываться на себя и сколько можно неуклоннее взирать к Богу. Очи наши ко Господу, Богу нашему, дóндеже ущедрит ны! 207 Как Вы о какой-то Вашей работе заботитесь, то и я скажу о своей работе, которая начата и оканчивается, впрочем, без дальнейшей заботы. Проповеди мои прошедшего года и житие преподобного Сергия отпечатаны и переплетаются. Пришлю Вам и некоторым другим, благосклонно приемлющим, мое недоученное учительство. 18 декабря 1822 года Письмо Ваше обещает, что Вы воспоминаете о мне сегодня с молитвою: потому и я вспоминаю о Вас сегодня с благодарностью и молитвою. Господь да благословит для Вас наступившее лето и да соделает оное для Вас, по благодати летом Господним, а по утешению благодати, летом приятным 208 . Если же и горькая трава примешивается к хлебу (ибо мне кажется, что мы на выходе токмо из Египта!) – знайте, что и сие по воле Божией, и да будет то на здоровье душе. За приключение при исповеди, себя осуждая за грех , Бога благодарите за помощь. Видите ли, как Он благ! Вы согрешили гордою мыслью, но, когда сердце Ваше отвергло ее, то Он чувство греха употребил в средство, чтобы даровать Вам слезы, в которых Вы нашли, наконец, утешение. Когда, приобщаясь, чувствовали себя счастливыми, сие значит, что слезы были и очистительны. Но явив Вам милость, теперь Господь требует от Вас справедливости, вновь возбудив в совести Вашей обличительное чувство. Справедливость требует, чтобы Вы, осудив духовника, хотя только мысленно, осудили себя за то пред ним и получили от него прощение. Самохваления при сем случае можно избегнуть, если скажете только, что Вы согрешили против него мыслью гордою и осудительною, потому что наставление его о молитве показалось Вам ненужным или недостаточным. На сем можно остановиться. Но если он спросит о Ваших молитвенных упражнениях, то скажите кратко из послушания, искренно, как пред Богом, Который есть свидетель исповеди и Который знает прежде исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Призывая вас к нравственному отношению к открываемым научным занятиям, мы открыто заявляем, что науку нужно брать чистыми руками, приступать к ней нужно с чистым сердцем. Библейский мудрец говорит: «Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней» ( Сир. 27:9 ). Этим самым мы вам, господа, первые слушатели лекций, вам, а не иному кому, вверяем и поручаем их судьбу. От вас зависит упрочить их существование; от вас зависит привлечь к ним всеобщее сочувствие; от вас зависит рассеять недоверие и сомнения, с которыми многие относятся к новому делу. Сомневаются в искренности и долговечности ваших желаний учиться; сомневаются в усердии, которое вы должны будете проявить; боятся этого смешения полов мужеского и женского; боятся, как бы среди вас не появилось какой-либо дурной пропаганды; вы, а не иной кто, вы делом, а не словами, должны будете показать несостоятельность этих опасений и оправдать доверие и надежды тех благородных работников-учредителей этих курсов, которые, в глубокой вере в облагораживающую силу науки и в лучшие свойства человеческой природы, находят решимость к своим трудам прибавить еще труд и упорный, и нелегкий. Позвольте мне заключить речь глубоко-поучительным наставлением апостола: «Никто да не обольщает вас пустыми словами... Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы... Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф. 5:6–11, 15–17 ). «Все испытывайте, держитесь доброго» ( 1Фес. 5:21 ). Теперь же призываем вас к молитве, а затем – к бодрому и неустанному труду. Аминь. Подвиг спасения на водах 126 Благословением архипастыря нашего и желанием почтенных представителей Общества, которое сегодня торжествует праздник двадцатипятилетия своей человеколюбивой деятельности, призываюсь я к слову в настоящие знаменательные минуты, в этой необычной обстановке, прямо в виду того места, где не раз проявлялось и исполнялось дело «спасения на водах»... 127 Когда я обдумывал, что сказать здесь по долгу служителя слова в назидание одним, в похвалу и благодарность другим, то мне ясно представилось, что лучшим учителем нашим в данном случае может служить многовековой опыт Церкви в связи с живой наличной действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

8-го мая в час дня мы прибыли в Елисаветград, где на вокзале нас давно уже ждала тысячная толпа народа, сопровождавшая наших паломников, несших в руках иконы св. Феодосия, от вокзала до церкви св. иконы Владимирской Божией Матери. Здесь, в храме в присутствии многочисленных молящихся пред иконой св. Феодосия был отслужен благодарственный молебен, пред началом которого мною было сказано народу поучение и прочтены акты об исцелении Федорова и присоединении ездивших в Чернигов и Киев штундистов. Чтение актов произвело на присутствующих глубочайшее впечатление, вызвавшее искренние слезы благодарности всемогущему и дивному во святых Своих Богу. Молитвой началось, молитвой и окончилось наше знаменательное паломничество ко святым местам Чернигова и Киева «Славьте Господа, говорит псалмопевец, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его» ( Пс.104:1–2 ). «Возвещайте, учит царь и пророк Давид, в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» ( Пс.95:3 ). Повинуясь слову Божию, и мы, все паломники, решили составить официальные, засвидетельствованные подписями многих очевидцев, акты о чудесном исцелении у мощей св. Феодосия тяжко больного Владимира Федорова и о присоединении к православию всех ездивших в Чернигов и Киев штундистов Херсонской губернии, «да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих» ( Пс.106:8 ) и да уразумеют все заблудшие, «яко с нами Бог!». «Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа!» ( Пс.106:43 ). Возлюбленные о Христе братия, христиане православные! Читая или слыша о вышеописанной великой милости Божией исцеления болящего и вразумления заблудших, разумейте, что это великое чудо сотворил Господь для нас, для укрепления всех нас в вере Православной, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). Не будем же более искушать Господа неверием нашим, не будем оскорблять Его сомненим своим, но останемся твердыми и непоколебимыми в вере отцов наших до конца дней своих, помня великое обещание Господа: «буди верен до смерти, и дам тебе венец жизни!» ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк 18:9–14 Евангельской притчей о мытаре и фарисее входим мы в особое время церковного года — в подготовительные недели к Великому посту. В течение нескольких седмиц мы будем замечать в нашем богослужении отблески и тени великопостных дней, так щедро насыщенных Евангельской мудростью и смыслами, что они утешают наше сердце и дают пищу уму целый год. В эти дни в храме другое облачение, иной устав службы, особые умилительные напевы, стихиры и тропари, глубокие и строгие. И эта особая глубина и строгость отрезвляет и вдохновляет, бодрит душу и “очищает смыслы”, как поётся в одной из стихир. Случайность ли то, что это благодатное время начинается притчей о мытаре и фарисее? Ведь есть красивая и драматичная притча о богаче и Лазаре, но вокруг неё не выстроен устав целого воскресенья, да ещё и подготовительного, открывающего счёт постному времени. Есть что-то важное в том, что мы читаем этот отрывок именно сейчас. Мы намереваемся вступить в постный подвиг, и что-то особенное мы должны узнать прежде, чем сделаем первый шаг. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (ст. 10). Сегодня у нас словом фарисей обычно называют лицемеров. В то время, когда эту притчу говорил Христос, значение у этого слова было самое безобидное: благочестивый человек, для которого главным делом жизни было угождать Богу. В церковь вошел благочестивый, богобоязненный, праведный человек. Можно было бы добавить: совершенно искренний в своём благочестии и богобоязненности. Вторым был мытарь, проще говоря, явный грешник: беззаконная жизнь его была очевидна и известна всем. И Господь передаёт нам молитву этих таких разных людей. Фарисей начал с благодарности. Он благодарит за то, что он не такой, как остальные: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. После благодарения он перечисляет свои добродетели — пост и милостыню храму. Вот такая двучастная молитва: благодарение и список понесённых трудов и подвигов. С мытарем же всё гораздо проще: мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (ст. 13).

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010