И опять, — повелевая не клясться вовсе, изгнал пристрастие к имуществу и деньгам, а заповедуя не противиться злому, подставлять и другую щеку, отдавать и срачицу, сопровождать и две версты, — Он удержал дух от мщения. Мф.5:42. Просящему у тебе дай Просящему у тебя дай,…    Когда Он стоял, уча на ровном месте, то сказал яснее: «всякому же просящему у тебе дай», как написал Лука (6, 34). Притом, повелевает не различать достойного от недостойного. Какой бы он ни был, он нуждается в том, чего просит. И Бог все необходимое для поддержания жизни равно предоставил всем людям, добрым и злым, верным и неверным. Мф.5:42. И хотящаго от тебе заяти не отврати и от хотящего занять у тебя не отвращайся.    Теперь повелел занимать без росту, а когда учил, как сказано выше, на ровном месте, то повелел не требовать назад и того, что дано взаймы. Если, говорит, взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность (Лк. 6:30).И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.    Но то, что находится в настоящем месте, относится к несовершенным, а то, что у Луки, — к более совершенным. Мф.5:43-44. Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,    Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся; потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, — любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно — благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая. Говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Оно равнозначительно тогда смерти. Станем есть и веселиться, говорит любвеобильный Отец при возвращении блудного сына, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк.15:23–24 . Сравн. Ин.5:24 ). Хотя нет греха, который не составлял бы вины пред Богом и не подлежал бы Его осуждению, тем не менее не каждый грех подлежит одинаковому осуждению. Самому меньшему подлежат те, которые совершаются людьми по неведению, а самому большому – те, которыми высказывается намеренное и сознательное противление воле Божией. Так, по поводу греха иудеев Христос Спаситель Сам умолял Отца Своего, чтобы Он простил им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ), а по поводу неверия совершаемым силою Духа Святого чудесам Он говорил: хула на Духа не простится человекам ( Мф.12:31 ). Вообще, чем больше имел кто средств не грешить, тем ответственнее таковой, по учению Христа Спасителя, пред судом правды Божией. Раб, говорит Он, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк.12:47–48 ). Как велики ни были бы, впрочем, грехи человека, ему стоит принести искреннее покаяние, стоит, подобно блудному сыну, сказать: Отче, я согрешил против неба и против Тебя и уже недостоин называться сыном Твоим ( Лк.15:20 ), и милосердый Отец Небесный Сам выйдет навстречу к нему с богатыми Своими милостями. Все, что требуется для получения такого прощения, есть прощение грехов другим и благодарность к Богу. Как важно и необходимо прощение грехов другим, о том, кроме притчи о заимодавце ( Мф.18:23–35 ), свидетельствуют следующие прямые и решительные слова Его: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). А как много значит в деле прощения благодарность и любовь к Богу, на то указывает пример грешницы, омывшей слезами ноги Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Для чего пост? Чтоб с плотию воевать, чтоб на страсти подвизаться. Воюй же, подвизайся же на страсти, искореняй их с помощью Божией. Ты просишь Бога на молитве – так проси же сердечно и не забывайся, не болтай лениво, сонливо, бессознательно, бесчувственно; ходатайствуешь, просишь за кого – ходатайствуй же сердечно, с живостью, с усердием, а не бормочи только бессознательно и без всякого чувства и желания сердца устами своими. Принеси Богу в жертву свое сердце. Не только у человека, а и у животных – у рыб, и птиц, и насекомых, и пресмыкающихся есть чувство самосохранения, которое побуждает их защищаться от недоброжелателей и преследователей, и они принимают суровый и иногда грозный вид, когда видят врагов своих. Уважай же чувство самосохранения и во всяком человеке, не презирай сурового иногда вида его, на тебя обращенного. Этот вид означает, что он подозревает в тебе своего недоброжелателя и врага, против коего он по чувству самосохранения хочет защитить себя; постарайся же уверить его задушевною ласкою в твоем истинном к нему доброжелательстве и, особенно если ты старший в доме, не имей сам сурового и гнушающегося вида к нему: смотри на него весело, с любовью, вся терпящею и всё побеждающею. Пред чем надо удивляться и благоговеть (например, пред детородными членами мужчины и женщины), на то мы по научению диавольскому смотрим нечистыми очами; что должно быть для нас свято, то мы обращаем мысленно, а иногда и делом в мерзость. О, горе нам, нечистым, мерзким и скверным! Горе нам, что мы мечты бесовские принимаем за что-то действительное и внимаем этим мечтам. Горе нам, что мы творим беззаконие, зная, что это беззаконие! Ибо когда надо соединяться? Когда Бог благословит. И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся [ Быт. 1, 22 ]... К кому чувствуешь нелюбовь, того и старайся любить искренно, тому и старайся оказать больше милости или знаков любви: иного ухлеби и напой, с иным ласково и смиренно говори всегда. Ты бо зол – это твое лекарство. Злоба лечится любовью. Такова воля Господня: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тоже делают [ Лк. 6, 32 – 33 ]. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? [ Мф. 5, 47 ]. Господи, помози!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Кротость ваша да будет известна всем человекам». Как Господь Спаситель наш кроток, и заповедует Своим ученикам быть кроткими, т.-е. тихими, уступчивыми, готовыми переносить оскорбления и обиды от других, смиренными; так будьте кротки и вы пред всеми людьми, учит Апостол. Пусть все знают, что вы ученики Христовы; и как Он был на земле кроток и смирен сердцем, так и вы будьте кротки и незлобивы, подражая примеру своего учителя и Господа. Пусть все видят, что вы ученики Господа, учителя кроткого и смиренного сердцем. «Господь близко». Господь с вами, как Сам Он говорил своим ученикам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Не смущайтесь никакими обстоятельствами, но всегда возводите ваши взоры ко Господу, и держите себя кротко, как перед Господом, несомненно уповая, что Господь видит ваши скорби, видит ваши нужды, видит ваши бедствия; ничто не сокрыто от Него, и за все, что вы терпите ради имени Его, Он воздаст вам, когда приидет судить живых и мертвых. 6. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. «Не заботьтесь ни о чем», помня, что Господ близ вас, что Господь знает все ваши обстоятельства, знает все ваши нужды; не предавайтесь излишним заботам, но всегда обращайте ваши мысли и сердца ко Господу, и на Него непоколебимо уповайте. Апостол тоже говорит, что говорил Иисус Христос; ту же надежду на Бога внушает, какую заповедал Сам Господь, говоря: не пецытеся убо глаголюще, что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех ( Мф.6:31–32 ). «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Но всегда, во всяком деле, среди всяких обстоятельств, в счастии и в несчастии, возносите ум и сердце к Богу, и благоговейно повергайте пред Ним ваши прошения, не переставая питать чувство благодарности к Нему за те великие благодеяния, которыми вы пользуетесь от Него, и за то всеблагое Божеское попечение о вас, которое и самые скорби, лишения, нужды и страдания ваши обращает Он к вашему благу. Чувство признательной преданности и искренней благодарности никогда да не оставляет вас: потому что мы, памятуя о том, что Господ близ нас, и сознавая свою безусловную зависимость от Него, должны всегда прославлять и благодарить Его, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

16. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. «Слово Христово да вселяется в вас обильно; со всякою премудростию научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Так должно раскрываться в душах верующих в Иисуса Христа чувство постоянной признательности и благодарности к Виновнику всех благ. Чем совершеннее сознаем мы великие благодеяния Божии: тем искреннее и тем постояннее должны мы благодарить Господа Бога за Его милости. Как же мы должны благодарить Бога? «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Божественное учение Иисуса Христа вселяется обильно в душу человека, когда он внимательно слушает или читает его, с благоговением принимает, помнит и исполняет слышанное, и всегда носит в своей душе это божественное учение, как необходимый светильник, который светит ему на всех путях его жизни, среди всех его занятий и во всякое время. О чем ни мыслит юн в своей душе, что ни предпринимает, что ни делает; всегда старается он и мыслить, и предпринимать и делать все согласно с наставлениями слова Божия. «Со всякою премудростию научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Христиане, полные света божественного учения и чувств признательности и благодарности к Богу, не только сами в своей душе благодарят и прославляют Бога, стараясь более и более познавать волю Божию и исполнять ее всеми силами, но искренно и ревностно стараются также и других научат и вразумлять в познании пути спасения и в исполнении христианских обязанностей; со всякою премудростию руководствуются теми правилами духовной мудрости, которые сообщает им слово Божие, применяясь к обстоятельствам и духовным потребностям ближних; стараются друг друга научать и вразумлять псалмами, славословием и духовными песнями ( Еф.5:19 ). Древние христиане, внимая апостольскому наставлению, любили изучать псалмы и духовные песни; и в домах, среди домашних занятий, и в собраниях любили прославлять Бога и назидать друг друга пением псалмов и духовных песней. Видим мы из Евангелия, что этот священный обычай был и в первенствующей, новосозидаемой Церкви, когда глава ее Христос еще видимо пребывал среди учеников своих: по окончании последней вечери Господа с учениками, сказано в Евангелии, и воспевше изыдоша в гору Елеонску ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«К которому вы и призваны в одном теле». Апостол присовокупляет это, показывая, что, по благости Божией, этот вожделенный мир принадлежит всем истинным христианам, или всем истинно верующим в Иисуса Христа. Призванные к вере в Иисуса Христа призваны вместе и к сему миру Божию, – в одном теле Христовом, т. е. в Его Церкви, где все призывает к миру с Богом или в Боге, и к взаимному миру с ближними, к взаимному согласию одних членов с другими. В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: Молю вас достойно ходити звания, в неже звани бысте; со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию: тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф.4:1–6 ). Столько побуждений предлагает Апостол верующим в Иисуса Христа к сохранению взаимного мира и согласия между собою! Так все верующие в Иисуса Христа должны искать сего благодатного мира и хранить его! Имея мир в Боге, христиане должны распространять действие сего мира и около себя, на все отношения к своим ближним; должны жить в мире и согласии одни с другими, как члены одного тела – Церкви, которого глава Христос, как ближние между собою, у которых все драгоценное и вожделенное для сердец их есть общее, нераздельное, всем равнодоступное, по беспредельной благости Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. «И будьте благодарны». За все такие великие дары Божии, учит Апостол, вы должны благодарить Бога. Эта благодарность или искренняя признательность и выражение сей признательности пред Богом необходима нам для того, чтобы быть достойными даров Божиих и не лишиться их. Эта благодарность охраняет в нас дары Божии от злоупотребления их, устремляя наш ум и сердце к Богу, подателю всех даров, и вместе побуждает нас быть любвеобильными и благотворительными к ближним нашим, по заповеди Господа: будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть ( Лк.6:36 ). В объяснение слов: будьте благодарны, Апостол далее присовокупил: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава IV Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23). Флп.4:1 .  Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления. Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию ( Флп.3:17 ). Называя читателей своею «радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь ( «возлюбленные»), Апостол просит их «стоять в Господе», т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел. Флп.4:2 .  Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. «Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их «мыслить одинаково о Господе», т. е. о деле служения Богу. Флп.4:3 .  Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни. «Сотрудник» – правильнее: Синзиг ( σγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный ( γνοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» ( Флп.1:1 ). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных ( «книге жизни» ср. Исх.32:32 и Отк 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предстоя перед Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом на пороге нового своего церковного послушания, в глубине души слышу божественные слова, некогда сказанные пророку Исаии: «Ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). В эти священные для меня минуты благоговейно молю великого угодника Божия, тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского, святого огромного края Присвирья, монастырям и приходам которого я искренне служил 20 лет, быть мне молитвенником и помощником в моем новом церковном послушании. Земно кланяюсь Вам, Святейший Владыка Ангелу Церкви всея Руси, благодарю Вас за то, что Вы оказали мне огромное доверие и честь служить в архиерейском сане. Заверяю Вас, Ваше Святейшество, что с Божией помощью и под Вашим Первосвятительским руководством буду усердно трудиться в новом послушании, делая все возможное, чтобы мудрые и жизненно необходимые решения Архиерейских Соборов Русской Православной церкви и лично Вашего Святейшества претворялись в жизнь. Выражаю свою особую сыновнюю благодарность Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины , святителю, поддержавшему меня во время моего духовного становления в молодые годы. Безмерно благодарен Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому , моему правящему архиерею, за его отеческую любовь и достойный пример самоотверженного служения Церкви. Я искренне благодарю всех, кто на протяжении многих лет был причастен к моему священническому служению, оказывая помощь и дружескую поддержку. В заключение прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, помолиться обо мне в минуты моей личной Пятидесятницы, чтобы Господь ниспослал мне обильные дары Святого Духа. Да будет архиерейство мое благоуспешным для Церкви Христовой, Отечества нашего и спасительным для меня и моей паствы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/1640540.ht...

Привет вам, возлюбленные о Христе братия, и благословение от преподобного Сергия Радонежского, преп. Саввы Сторожевского и преп. Иосифа Волокамского, мощам которого судил мне Господь ныне поклониться. Давно, с тех пор, как наречен я именем богоспасаемого града вашего, имел я желание быть среди вас и лично выразить вам благодарность за привет ваш и благожелания, принесенные мне по случаю посвящения моего во епископа. Но условия моего служения не благоприятствовали исполнению сего моего желания. Только ныне судил мне Господь иметь молитвенное общение с вами, хотя и краткое. Душевно сожалею, что по многим причинам не могу войти в более тесное и искреннее общение с вами через совершение божественной вечери господа нашего Иисуса Христа, через приобщение Тела и крови его. Но и за то благодарение Господу, что хотя немногие минуты я могу соутешиться верою вашею, о которой свидетельствуете вы своим присутствием в сем св. храме не в обычный час. Вижу я здесь и отцов и матерей, и детей малых, и юношей, и взрослых и радуюсь, что, несмотря на разделяющее нас расстояние мы не чужие друг другу, что между нами, и вообще между народом русским и его архипастырями, сохраняется союз, который не успело еще разрушить тлетворное дыхание времени. Благодарение за сие Господу. Да так и должно быть. Если мы и далеки друг от друга по месту жительства, если мы и не знаем друг друга, мы однако близки во Христе, мы все одинаково присные Богу чрез Иисуса Христа, великого Архиерея нашего, примирившего и примиряющего нас с Богом, соединившего и соединяющего нас, по-видимому далеких и чужих, в единое братство, в одну родную семью, даже больше – в одно тело и в один дух. Мы рождены и возрождены единым благовествованием Христовым, в лоне единой матери – Церкви, которая одинаково заботится обо всех, воспитывая нас каждого к иной, лучшей жизни. У нас одна вера, одно крещение, один Бог и отец всех, мы носим одно имя – имя Христово, у нас один жертвенник, и все мы от единого хлеба и единой чаши причащаемся и питаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

К Филипписеям послание Апостола Павла Филиппы – римская военная колония в Македонии. Это было первое место, где Апостол Павел начал проповедь ( Деян.16:12 ); не раз он туда и возвращался ( Деян.20:2–6 ). Послание писано из Рима из заточения, в тяжкое время Неронова гонения, когда Апостол видимо готовился к последнему страданию. Глава 1 Павел и Тимофей, рабы Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе, сущим в Филиппах, с епископами и диаконами. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарственная молитва Всякое воспоминание мое о вас – с благодарностью Богу. Всегда, во всякой молитве моей за всех вас, с радостью, благодарность за ваше общение в благовестии, от первого дня даже до ныне. И уверен я в том за вас, что кто начал доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисус Христова. Так и праведно мне помышлять о всех вас, и все вы у меня в сердце, потому что все вы сообщники благодати моей и в узах моих, и в защите и утверждении благовестия. Свидетель мне Бог, что люблю всех вас благоутробием Иисус Христовым. И о том молюсь, чтобы любовь ваша паче и паче возрастала в познании и во всяком чувстве, и будете вы, испытуя лучшее, чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности, чрез Иисуса Христа, во славу и хвалу Божию. Успех Евангельской проповеди в узах Надобно вам знать, братия, что бывшее со мною много послужило к успеху благовествования, так что узы мои огласились о Христе во всей претории и у всех прочих. И многие из братий о Господе, ободрившись узами моими, паче прежнего дерзают без страха проповедовать слово Божие. Иные, правда, из зависти и ревности; но другие и с искренним желанием проповедуют Христа. Одни из ревности возвещают Христа нечисто, думая увеличить тяжесть уз моих, другие же по любви, зная, что я поставлен на защиту Евангелия. Но что до того! Каким бы образом ни проповедали Христа – притворно или искренно, Он проповедуется, и я сему радуюсь. И стану радоваться, ибо знаю, что все это будет мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисус Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010