Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос провозглашает: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» ( Лук.6:33 ). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Во всех странах мира и во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому, такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, по учению Иисуса Христа христианским поступком не является. А считается деянием, совершаемым грешниками, строящими свои поступки на расчете, выгоде и корысти. В Своих последующих словах Иисус Христос обращается к этой же теме, и дальше, развивая Свою мысль, говорит: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лук.6:34 ). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать так. Раньше, до появления Иисуса Христа, люди совершали бескорыстное добро очень редко. В первую очередь это объяснялось языческой этикой и идеологией, которая была основана на страхе перед многочисленными языческими божествами, на корысти и расчете в отношениях между людьми. Иудеи, в отличие от язычества, признавая Единого Бога Творца и Вседержителя, редко придерживались исполнения заповеди о любви к ближнему. И даже между собой строили свои отношения как язычники, на выгоде и корысти. Свои добрые дела евреи, вместо бескорыстной любви даже друг к другу, очень часто совершали только по расчету, заменяя бескорыстие выгодой. За это их и обличает Иисус Христос, сравнивая евреев с грешниками, которые дают взаймы тем людям, от которых надеются получить обратно. Такой поступок по учению Христову бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Помни сие, Христианине, и храни, молись и постись, да здрав будеши и духом, и телом, да чист внидеши в Царствие Божие. Твори всегда повеленное и пользуйся благословенным, да на последнем суде не яко тать Божеских даров, но яко сын и наследник Божий, и сонаследник Христов обрящешися 225 . Аминь. Беседа XII. О Знамении, данном от Бога верующим в том, что для них не будет вечного потопа И рече Господе Бог Нове: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, я же есть с вами в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею. ( Быт.9:121:13 ) Когда праведный Ной по повелению Божию вышел из ковчега со всею семьей своей и со всеми животными; и когда он за таковое благодеяние Божие принес искреннюю благодарения жертву, принес жертву от чистых животных и с чистым сердцем, принес жертву Богу благоприятную, яко от истинной благодарности происходящую: тогда Премилосердый Бог, Бог благотворения Свои благотворения умножающий, Бог за должную благодарность паки благотворящий, – тогда сей милостивый небесный Отец Ноя, яко человека чувствующего благодеяния Его, благословил, благословил его, и сынов его, благословил всяким благословением, и внутренним, и наружным, и духовным, и телесным, и вечным, и временным, и к душе, и к телу относящимся. Премилосердый Господь Бог человеколюбивым благоснисхождением Своим уверил Ноя о внутреннем спокойствии, уверил в том, что он в любви у Него, что он любезен Ему, и что он мир, и покой, и радость всегда будет иметь в духе своем, уверил также и о наружном спокойствии, уверил в том, что он и по телу спокоен будет. А наипаче убедил его, что он и сыны его никогда уже не увидят толь страшного и жалостного зрелища, каков был потоп, убедил, что потопа, подобного сему, не будет. В чем и знамение дал, тако глаголя: се Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой душе живущей с вами от птиц, и от скот, и всем зверем земным, елика с вами суть от всех исшедших из ковчега. И поставлю завет Мой с вами, и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. И сие знамение завет, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечного между Мною и землею. И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет вечный между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. Сие знамение завета, егоже положил между Мною, и между всяко плотию, яже есть на земли 226 . Се знак, еже впредь не навести потопа на землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

14:21–22). Чем же мы извинимся в том, что не хотим великодушно, мужественно и с благодарностью переносить все постигающие нас бедствия, когда знаем, что нам невозможно и получить спасение иначе, как прошедши этим путем? Да и что в этом странного и нового, когда все праведники прошли настоящую жизнь путем скорби? Послушай Христа, Который говорит: « в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь » (Ин. 16:33). Чтобы слышавшие это не упали духом, Он тотчас ободрил их и обещал им свою помощь: « но мужайтесь », говорит, « Я победил мир ». Есть, говорит, у тебя тот, кто облегчит печаль твою, кто не попустит тебе погибнуть под бременем искушений, кто при искушении подаст и облегчение и не наведет бедствий сверх силы нашей (1 Кор. 10:12). Что же ты печалишься? Что скорбишь? Что ропщешь? Что малодушествуешь? Ужели Он оставит нас, если мы сделаем все, что только можем, — если покажем терпение, твердость и благодарность? Ужели обстоятельства, хотя бы они были в самом отчаянном положении, сильнее премудрости нашего Господа? Будем только мы исполнять, что нам должно, будем иметь искреннюю веру и надежду на премудрость Попечителя душ наших. А Он, лучше нашего знающий, что нам полезно, наверное устроит все так, как и Ему прилично, и нам полезно, чтобы нам и получить награду за терпение, и удостоиться Его человеколюбия, благодатью и щедротами Господа Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 33 « И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале » (Быт. 13:2–4).   Возвращение к предмету прерванного наступлением Святого Праздника бесед. — Прибытие Аврама к месту прежнего жертвенника между Вефилем и Агге. — Смирение, миролюбие и бескорыстие Аврама. — Побуждение слушателей к смирению пред другими.   1. Видя сегодняшнее ваше усердное собрание здесь и расположение к слушанию, хочу отдать вам долг, которым обязан я вашей любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поэтому и праведник, чтобы показать свою признательность, тотчас же обращается к благодарению. « И создал », сказано, « там жертвенник Господу, явившемуся ему ». Вот тебе свидетельство души боголюбивой! Самое даже место, где удостоился он беседы с Богом, (праведник) посвятил (Богу), и тем обнаружил, сколько мог, свою благодарность. Выражение — « создал жертвенник » — значит, что он возблагодарил (Бога) за Его обетования. Подобно тому, как люди, движимые любовью, часто строят и дома там, где встречаются с искренними друзьями своими, а многие воздвигли даже города и дали им названия от встречи с друзьями, — так точно и этот праведник, где удостоился увидеть Бога, там создал жертвенник Господу, явившемуся ему. И двинулся », сказано, « оттуда » (Быт. 12:7–8.). Что значит: и « двинулся оттуда »? Значит — когда место было уже освящено и посвящено Богу, (Авраам) отошел оттуда и перешел в другое место: « в гору », сказано, « на восток » от Вефиля « и поставил шатер свой », то есть, наскоро устроил себе жилище. Вот, как он был чужд всего излишнего, как был на все готов, что мог, с женой и рабами, так скоро переселяться! Пусть слушают это мужья, пусть слушают и жены. Часто мы, имея надобность отправиться в село, придумываем тысячу распоряжений, беспокоимся о множестве разных вещей, чтобы, набрав много не только ненужного, но и излишнего и бесполезного, заготовленного нами для одного блеска, все это нести и возить с собой. Но праведник этот не так, а как же? Сподобившись беседы с Богом, он освятил место, создал жертвенник, и потом со всей скоростью переселился в иное место. « И поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа » (Быт. 12:8). Смотри, как он во всем выказывает свое благочестивое расположение. Там, ради данного ему Богом обетования, он создал жертвенник, и, освятив место, отошел; а здесь, так как водрузил кущу, то опять, сказано, « создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа ». Видишь любомудрую душу? Видишь, как то, о чем (впоследствии) писал и увещевал чудный учитель вселенной, блаженный Павел, говоря: « на всяком месте, воздевая чистые руки » (1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вопросы о согрешающих и принимающих наказание Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди. Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30). Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2 Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6). Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, — с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания. Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Поэтому Евхаристия, согласно ее Божественному установлению, есть высший, завершительный акт этого соединения, высшее выражение общения верующих с Господом и между собой. Поэтому Евхаристия не могла существовать изолированно, вне связи с остальными актами богослужения. Напротив, если установление Евхаристии составляет заключительный акт новозаветных учреждений и предписаний, который, как в фокусе, сосредоточивает все Домостроительство спасения, то совершение Евхаристии должно составлять и составляло с самого начала средоточие общественной жизни. Достойное совершение и принятие (Евхаристии) в качестве необходимого условия предполагало веру, выраженную в воспоминании и познании, просвещенную через учение и пламенную молитву. Потому-то первое общество Христово не могло собираться около Трапезы Господней, не назидаясь пророческим и апостольским словом, не испрашивая благодатного общения с Богом Спасителем и не изъявляя своей искренней благодарности за Его благодеяния. Равно как, с другой стороны, оно не могло совершать все это, не совершая в то же время Евхаристии как единственного средства личного усвоения спасительных заслуг Христовых, как Святейшей Жертвы, которая одна угодна Богу и которая должна быть венцом и украшением всего христианского богослужения. Епископ Христофор. Труды Киевской Духовной Академии ( 114, 150–152 ). ПРИЧАЩЕНИЕ «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54) Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом ( 113, 527 ). Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа (да не будет!), но самое Тело Господа обожествленное, так как Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое», не образ Тела, но «Тело»; и не образ Крови, но «Кровь». И прежде этого – иудеям, что «если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ст. 23. …И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него… Конечно, музыка и сама до себе имеет смягчающее и умиротворяющее влияние на душу человеческую; но музыка Давидова растворена была присутствием особенной благодати Божией. Эта то благодать была нестерпима для злого духа, и она то проливала в мрачную душу Саула отраду и утешение. В древности, вообще, имели весьма высокое понятие о благотворном влиянии музыки на душу человека, и даже на животных, как это видно из греческих мифов, например, из мифа о магической музыке Орфея. Из слова Божия мы видим, что сами пророки Божии нередко возбуждали свой дух к вдохновению, посредством музыки 337 . Глава 28. Саул у Аэндорской волшебницы а) Вооружение Филистимлян против Израильтян. Анхус приглашает Давида принять участие в сем вооружении. Стан Филистимский в Сонаме. Стан Израильский на Гелвуе (ст. 1–4). б) Саул, не получив ответа от Бога об исходе войны, идет к Аэндорской волшебнице (5–10). в) Тень Самуила, вызванная чарами волшебницы (ст. 11–14). г) Скорбное предсказание тени Самуиловой о погибели Саула и детей его (ст. 15–19). д) Испуг и расслабление Саула (ст. 20–25). Ст. 1. …В то время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. И сказал Анхус Давиду: да будет тебе известно, что ты пойдешь со мною в ополчение, ты и люди твои... На предложение Анхуса Давиду можно смотреть, как на наказание Божие Давиду за то, что он решился искать безопасности вне своего отечества, вопреки слову пророка Божия 338 . Если до этих пор Давид притворялся перед Анхусом, то, вот, промысл ставит его в безвыходное положение – или изменить совести и любви к отечеству, или оказаться неблагодарным перед своим благодетелем и, в то же время, подвергнуться от него опасности лишиться жизни. Ст. 2. …И сказал Давид Анхусу: ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. И сказал Анхус Давиду: за то я сделаю тебя хранителем головы моей на все время… Искреннее, или притворное было обещание Давида идти с Анхусом на войну против Израильтян? Некоторые полагают, что Давид, на самом деле, решился было, частью по страху, частью – из благодарности к Анхусу, воевать с ним против отечества своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Понятно для вас, скажу ещё и то, какая высокая, истинно царственная любовь к вам выражалась в продолжение вашего воспитания – выражается и ныне, при его окончании, – во всех благодетельных распоряжениях высочайшей воли, которой не более, как орудиями были все начальствовавшие над вами и учившие вас. Но, вменяя себе в священную обязанность во всю жизнь и до последнего вашего вздоха хранить глубочайшую благодарность, детскую любовь и верноподданническую преданность августейшим покровителям вашим, можете ли не вспомнить при этом, что в свою очередь и венценосцы наши – только орган небесной благости, только орудие Того, кем царие царствуют, и сильнии пишут правду ( Притч.8:15 )? Итак, Ему-то, Царю царствующих и Господу господствующих, да воздастся от вас первая дань хвалы и благодарения и первый долг – служить верно и нелицемерно во всех путях и обстоятельствах вашей жизни, как подобает истинным чадам благословенного дома Божия, св. православной Церкви. Словом сказать, искренно желая доставить всею последующею своею жизнию радость и утешение своим родителям и всем, которые в разных отношениях заступали и будут заступать для вас их место, прежде всего и более всего живите во славу Бога и Отца и в похвалу славы благодати Его, которою Он облагодетельствовал вас о Возлюбленном, в котором мы имеем избавление кровию Его и оставление прегрешений по богатству благодати Его ( Еф. 1:6–7 ). Посему и мы, благовествующие вам неизмеримое богатство Христово, всеми силами души нашей молим Господа преимущественно о том, да даст вам по богатству славы своей крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, вкоренённые и утверждённые в любви, могли разуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф. 3:8, 16, 19 ). Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, Тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков ( Еф. 3:20–21 ). Аминь. IV 93 Возлюбленные о Христе чада и сестры!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

— Объяснение вступительной речи Моисея, в которой он, по совету своего тестя Иофора, высказал необходимость избрания мудрых и просвещенных людей для того, чтобы они помогали ему в управлении народом Израильским. — Проповедник приводит несколько оснований в объяснение продолжительности своих вступлений. — Обобщение предшествующего наставления. — Почему изменено было имя ап. Павла? — Почему это не сделано было тотчас же после его обращения? — Объяснение слов: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» до слов «Я Иисус, Которого ты гонишь». Рассуждение о том, что обращение ап. Павла было совершенно свободным.   1. Некоторые из любезных наших (слушателей) стали упрекать нас за то, что мы очень распространяем вступления своих поучений; а справедливо, или несправедливо стали упрекать, это узнаете вы тогда, как выслушаете и наше оправдание, и затем произнесете суд как бы во всенародном судилище. Я, с своей стороны, еще не входя в объяснение этого дела приношу им благодарность за упреки, потому что эти упреки происходят от доброго, а не от злого расположения; а я могу сказать о себе, что люблю любящего меня не тогда только, как он хвалит, но — и когда упрекает меня и исправляет. Хвалить без разбора все, доброе и худое, свойственно не другу, но льстецу и насмешнику; напротив, хвалить за доброе дело, и упрекать за проступок — вот долг друга и доброжелателя. И чтобы вам увериться, что без разбора хвалить все и прославлять за все, свойственно не другу, но обманщику, (вот что) говорит Бог: « вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили » (Ис. 3:12). Итак, не люблю врага и тогда, как он хвалит (меня); люблю друга, и когда он упрекает. Тот, хоть и целует меня, противен; этот, хоть уязвляет меня, любезен: поцелуй того подозрителен, рана от этого есть признак заботливости (его обо мне). Поэтому некто говорит: « Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего » (Притч. 27:6). Что говоришь? Раны лучше поцелуев? Да, говорит, потому что смотрю не на качество того, что делается, но на расположение делающих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    3. По учению Иисуса Христа и Его апостолов, христианская молитва есть беседа души с Богом. Когда мы молимся, пред нами проходят в своем настоящем виде и труды, и заботы наши, и радости, и печали, — и все это человек искренне вверяет Господу Богу с убеждением, что все это устраивается по воле Божией. В молитвах мы не скрываем от Бога, что терпим всякие неприятности, что нам нелегко живется. Высказавшись искренно, после молитвы мы чувствуем облегчение в душе — является убеждение, что всякая скорбь, посетившая нас не по нашей вине, полезна нам; вместе с тем является нравственная сила ее перенести с отрадной уверенностью, что терпеливое несение скорбей преклонит к нам Божию милость, а Господь есть Источник всякого блага.    Знаком радостной уверенности в Божием Отеческом покровительстве и милосердии становится то, что наше обращение к Богу как бы окрыляется и уже бывает не только внутренним, немым, но и выражается благочестивым пением. Таким образом проявляются внутренние чувства души. Наша молитва есть выражение благочестия. Голос наш выносит из сердца чувства веры ко Господу, надежды, любви, благодарности, а также просьбы и славословия Богу!.. Таково должно быть содержание всех наших христианских молитв. Аминь. Поучение двадцать третье о праздности     Если кто не хочет трудиться,     тот и не ешь.    (2Фес. 3:10) I    Эти слова принадлежат славному из апостолов, св. Павлу. Сам он был трудолюбивейший из людей: он работал с утра до вечера и с вечера до утра; то работал топором, пилою, то пером боговдохновенного писателя, то являлся учителем-златоустом. Св. апостол вооружался против праздности. Он считал ее в христианине преступлением и причиной многих пороков.    Сам Господь Бог произнес первому человеку на земле ясное повеление: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3:19). Царь Давид изобразил признаком достоинства человека труд. Он вдохновенно говорил: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс. 104:24, 22, 23). Деятельность и труд — неувядаемая красота человеческого рода.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010