С замечательным самоотречением апостол сам зарабатывал себе на жизнь шитьем палаток, чтобы не обременять своих учеников (принадлежавших в основном к бедным слоям), а также чтобы сохранить независимость, заградить уста врагам и засвидетельствовать свою благодарность бесконечно милосердному Господу, Который призвал его, безрассудного, фанатичного гонителя христиан, на служение в качестве апостола благодати. Павел никогда не просил денег для себя – только для бедствующих евреев–христиан в Палестине. Лишь в качестве исключения он принимал дары от своих филиппийских учеников, особенно дорогих его сердцу. Тем не менее он снова и снова предписывает церквям щедро поддерживать учителей, которые преломляют для них хлеб вечной жизни. Спаситель мира – плотник! Величайший проповедник Евангелия шьет палатки! Мы едва ли можем составить достаточное представление о тех бесчисленных трудностях, опасностях и страданиях, которые апостол претерпел от рук иудеев, язычников и лжебратьев, поскольку Книга Деяний – это лишь конспект истории. Время от времени Павел ее дополняет: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» 409 Так, защищая себя от клеветников, Павел с неохотой писал коринфянам в 57 г., незадолго до своего самого долгого и трудного заключения в тюрьмах Кесарии и Рима и за семь лет до своей мученической кончины. Он был «отовсюду притесняем, но не стеснен; в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивался; гоним, но не оставлен; низлагаем, но не погибал». 410 Его служение с начала до конца было одной непрерывной битвой. Павел воплощает в себе Церковь воинствующую, «наступающее и побеждающее христианство». Он был unus versus mundum 411 в гораздо более высоком смысле, нежели Афанасий Великий , боровшийся с арианской ересью и имперским язычеством Юлиана Отступника.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Есть, наверное, то, что связывает все эти виды любви воедино, точно так же, как любовь. Вот мы говорим о ревности, о зависти как о вещах амбивалентных, что там есть и белое, и черное, и то, что нас поднимает, и то, что нас сжигает. Наверное, в зависти этого уж совсем мало, в ревности этого может быть побольше. А в любви тоже есть эти две стороны, ведь может быть страстная, испепеляющая, губящая человека любовь и при том, что он гибнет, и ему это нравится, он создает себе еще дополнительные проблемы, он себя накручивает. Любовь, в которой человек любит не другого, не ближнего своего, а любит самого себя. И вот эти свои сложные эмоции, которые он испытывает, с которыми он носится, как с писаной торбой, и о такой любви можно перейти к ее альтер эго — к смерти, к Танатосу, Эрос и Танатос — близнецы-братья, кто более матери-истории ценен? Это именно эротическая любовь, потому что я никогда не слышал, что, допустим, филия и агапэ — любовь спокойная, любовь-приязнь, любовь-уважение, любовь-ценность, что от нее человек как-то бы погибал… Но агапэ, как любовь-жертва, все-таки… А, ну как сознательная жертва, принесение себя в жертву за ближнего — ну это уже святая, «положить за други своя». Но все в этом связано в какой-то единый комплекс, мне не кажется, что надо разделить эти четыре вида любви и — как банка с солью, банка с сахаром, банка с крупой — и ни в коем случае не смешивать, потому что, знаешь, если смешать соль с сахаром, то, в принципе, это уже никуда не годится, еще крупу туда всыпать… Нет, это все-таки одно, но одно какое-то очень сложное, многогранное и, наверное, очень важное, потому что любовь, помимо того, что Бог есть Любовь, мы в Евангелии от Иоанна читаем, но на человеческом уровне любовь — это есть чувство, любовь — это есть эмоция. А вот представим себе человека без чувств, без эмоций — ну это статуя, у французского философа Ламетри: «человек-машина», это статуя. Поэтому я студентам своим говорю, когда я читаю риторику студентам, я говорю: есть главная риторическая эмоция — какая? Любовь. Вот когда ты говоришь, когда ты читаешь лекцию, выступаешь с трибуны Демосфена, ты должен показывать, что ты любишь, что ты ненавидишь, что ты любишь свой предмет, что ты любишь ценности, которые ты защищаешь, Родину, другого человека, за которого ты заступаешься, если ты адвокат в суде, например, условно говоря, то есть ты должен проявить какую-то эмоцию заинтересованности. Вот эта вот стоическая невозмутимость, незаинтересованность, атараксия — это отсутствие любви, это смерть любви. Я не знаю, любили ли стоики, но когда они говорят, что ну вот стоическому мудрецу не подобает иметь жену, потому что жена мешает заниматься философией, то есть ощущение такое… что женщину надо представить себе в виде разлагающегося трупа, чтобы подавить в себе желание, — это тоже один из стоических принципов…

http://foma.ru/chtoby-informacija-stala-...

Бабушка, когда все разойдутся по своим делам, спросит: все ушли? - и начинает молиться. А как молилась! - вся рубашка на груди была мокрая от слез! Просила Бога за всех детей, внуков. Особенно молилась за внука Михаила, которого совсем маленьким увезли в Белоруссию. Он потом рассказывал, сколько раз был на волосок от смерти: все леса и поля Белоруссии были усеяны неразорвавшимися минами. Не было дня, чтобы из ребятишек, бегавших туда играть и рвать грибы и ягоды, кто-то не погибал или не был покалечен. Мишу, видимо, хранила слезная молитва бабушки. Особенно горячо молилась бабушка святой Великомученице Варваре: святая великомученица Варвара, причасти меня перед смертью! умерла бабушка в 1962 году. В то время ни одной действующей церкви в Горном Алтае не было. Но Господь, по горячей вере и молитве своей рабы, исполнил ее просьбу. В Горно-Алтайск " случайно " приехал священник, его попросили причастить бабушку. А через два дня она скончалась... ...Еще помню, как умирал дедушка. Мама после обеда убрала со стола и пошла по делам к соседям. Я осталась прибирать в избе, а было мне тогда 12 лет. Дедушка Петр и спрашивает у меня: где у матери свечи? А свечи были в большом сундуке, на котором дедушка лежал. Он встал, я достала свечи. Он попросил зажечь одну и дать ему в руки. Тут я поняла, что он собрался умирать. Побежала за мамой. Прибегаю: дедушка помирает! Она еще не поверила, потому что совсем недавно из дома ушла, но пошла со мной. Зашли мы в дом, а дедушка уже умер, гляжу - свеча в руке горит, и воск на руку капает... " ...Когда я сказала, что хотела бы опубликовать эти воспоминания, радушная хозяйка удивились: " А что писать-то? Жили по-христиански, молились, трудились, детей растили, вот Бог и давал мирную кончину " . Накануне Родительской субботы хочется вспомнить слова митрополита Антония Сурожского о смерти и смысле жизни: " Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что " еще есть время " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/13/...

Во время борьбы (какую воздвиг дьявол) против Иова, никому, кроме Бога, не была известна цель этой борьбы. Иову была неизвестна причина борьбы, не знал он и о том, что эти подвиги имеют целью его упражнение. Друзья не знали намерений Божиих, дьявол не знал будущего. Ведь, конечно, если бы он знал, что потерпит поражение, он не стал бы и нападать. И для Иова последствия борьбы оставались неизвестными. Что Бог предал его по попущению, об этом Иов узнал только тогда, когда ему было открыто Богом. Дьявол же не знал, к какому концу приведет это состязание. Когда бы он знал, то не стал бы и пытаться, чтобы не навлечь на себя еще большего стыда; но что он потерпел от мучеников, то потерпел и от Иова. Он убивал мучеников, чтобы подавить Церковь , не зная, что от крови мучеников Церковь еще более процветет. Итак, все были в неведении, кроме Бога. Друзья, не ведая ни намерений Божиих, ни чистоты Иова, решились скорее – как бы по суду неведения – осудить Иова, как страдающего заслуженно, чем признать Бога судящим несправедливо. Вооружись вниманием. Они решились осудить человека, как страдающего заслуженно за свой грех, чем сказать о Боге, что Он судит несправедливо. И на половину они достигали цели, объявляя Бога непричастным неправде, на половину же ошибались, осуждая невинного. Но раз они не знали, их неведение оправдывается, и они заслуживают одобрения за то, что даже в неведении рассуждая, тем не менее не произнесли приговора против Божественного правосудия. Против праведности Иова они возражают, правду же Божию восхваляют. Далее Иов подвергается обличению со стороны своих друзей, и они говорят против него: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» ( Иов.4:7 ). Когда ты видел праведников, погибающих до конца? Если бы ты не согрешил и не сделал чего-либо достойного греха, Праведный Судья не осудил бы тебя несправедливо. Велики твои грехи. Если же (допустить, что) сам ты не согрешил, то как (объяснить) это, если не (допустить, что) согрешили дети твои. Но, конечно, ты нередко обижал вдов, притеснял сирот. Если же это случалось, то Бог справедливо произнес против тебя такой приговор. Иов сознавал в самом себе, что он ничего подобного не сделал, но сознавал в то же время, что и Бог не судит несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ИИСУС ХРИСТОС ...Небо и земля все сущее во Христе Иисусе гармонически сочетавается. Затем все текущее во времени в Нем имеет свое средоточие. И есть Он посему ключ к уразумению таин миробытия и мироправления (38, с. 80). Определение быть спасению через искупление во Христе было первоначальное, совершенно свободное определение воли Божией. Первоизбранник Христос. Но как Он не Себя ради, а ради спасаемых, то в избрании Его избраны и сии. Божие благословение все почиет на Христе, а ради Его и на всех верующих в Него. В них все от Бога чрез Христа (38, с. 53). Движимый любовью Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертью удовлетворить правде Божией и, по воскресении, вознестись на небо и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению (44, с. 15). Затем и воплотился Единородный Сын Божий и Бог, что Премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению (44, с. 26). Бог Слово восприемлет человечество, чтоб опять возсоединить его с Богом (38, с. 123). ...Непостижимо великое дело воплощения, сила которого простирается на всю вечность, прикрыто отовсюду глубоким самоуничижением и смирением, и совершилось в смиренной хижине древоделателя, в городе, от которого никто не чаял ничего доброго (51, с. 99). Как в семени, знающие дело, видят все древо, так при виде Младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тот час уразумели в Нем Господа (51, с. 309). Бог в Господе Иисусе Христе учредил новый, лучший и действеннейший образ жизни по Богу. Почему кто хочет ныне жить Богу, то есть вполне по воле Его... тот должен бросить закон и веровать в Господа: ибо такова ныне воля Божия, чтоб Богу жить не иначе, как во Христе и через Христа (31, с. 197). Вся история прежде Христа Господа была педагогического свойства. Все там клонилось к тому, чтобы приготовить человечество к величайшему делу Божию, явленному во Христе (38, с. 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

Святогорскому монаху, который жил в келье один и буквально погибал от бесполезных попечений и не находил ни в чем духовного утешения и покоя, Старец посоветовал: «Возьми «Добротолюбие» и четки и пойди во-о-он туда, видишь: под каштаны». На вопрос, возможно ли сегодня монаху жить в безмолвии на Святой Афонской Горе, Старец ответил: «Возможно — если монах живет в безвестности и не вступает в близкие отношения с мирскими людьми». Старец помог монахам, имевшим предпосылки для безмолвнической жизни. Благодаря ему были заселены многие афонские кельи, в которых возникли очаги безмолвнической жизни. Этим безмолвническим духом дышал Старец Паисий, его он передавал другим. Он возлагал на исихазм — безмолвническую жизнь — великие ожидания и многие упования. Он верил в то, что «из безмолвнической, исихастской жизни придет и возрождение Церкви» .   Трезвение Даже просто говорить о Старце Паисии нелегко, то описывать его внутреннее делание — почти невозможно. «Глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его?»  В этой главе мы совсем чуть-чуть коснемся трезвения — то есть внимания, бодрствования — Старца Паисия. Старец был трезвенным делателем, еще живя в миру. Он был внимателен в выборе того, с кем общаться, в отношении помыслов и чувств. Каждый день он подвергал себя самоконтролю. Он положил себе правилом не смотреть в лицо женщинам. Одна родственница стала жаловаться его матери на то, что он не ответил на ее приветствие. Это произошло потому, что Старец не заметил эту женщину — его помысел и взор были устремлены к иному. Старец не ходил по кофейням и избегал мирских развлечений. «Однажды, — рассказывал он, — в соседском доме устроили шумный пир. Я спал на сеновале. Помолившись, представляя, будто я нахожусь перед Вифлиемскими яслями, я чувствовал радость». «Поступив в монастырь, — рассказывал Старец Паисий, — я начал усердно заниматься молитвой. Однако в отношении внимания к себе слегка расслабился. Прошло немного времени и я понял: со мной что-то не в порядке. Тогда я осознал, что мне не хватает трезвения, постоянного контроля над собой. В начале духовной жизни требуется больше внимания, чем молитвы. Ведь если нет трезвения, то и молитва на пользу не идет. Наш внутренний человек должен непрестанно находиться в трезвении. Мы должны замечать каждое из своих движений. Слежение за собой, внимание (трезвение) помогают нам больше, чем молитва и духовное чтение».

http://pravmir.ru/249925/

Самое замечательное место книги Иова – это эпилог, сцена встречи с его друзьями. Они старательно уговаривали его примириться с страданиями, не роптать и принять их как наказание за грехи. «Вспомни же, – говорили они ему, – погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» 383 «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца» 384 . И вот, после слов к Иову, Господь обращается к Элифазу, старшему из друзей: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» 385 . А что говорил Иов, кроме слов тоски о себе и о мире, кроме слов сомнения, непонимания и протеста? Вот что для уяснения христианства и идей Достоевского надо было бы нам учесть. Сомнения Достоевского только вводят нас глубже в Библию и показывают первоисточники его идей. Бунт Иова заканчивается не отходом от Бога, а, так же как у Достоевского, сильнейшим к Нему устремлением, но точно через какую-то борьбу с Ним. Как сказал один монах: «Это есть та борьба с Богом ради правды Божией, когда человек борется с молчанием Божиим, как когда-то Израиль боролся на утренней заре с безмолвной для него Истиной» 386 . Это одна из вершин Библии, и Достоевский из своей темноты устремлялся к ней. Уже в 1875 году, в «Подростке», он подошел к разрешению этой же загадки в рассказе Тришатова про Диккенса – в образе ребенка, тоже затравленного людьми, стоящего перед тайной солнца и Церкви и знающего, что все тайны мира в полной любви и в полной правде разрешены у Бога. В «Братьях Карамазовых» к этому ответу он прибавил еще и разоблачение той любви Ивана к страдающему человечеству, на которой должен был бы держаться весь его бунт. Достоевский любит Ивана, как и Кириллова. Из любви к нему он сближает некоторые его взгляды со взглядами Зосимы. Он оставляет окончательную его судьбу неизвестной (то есть, может быть, полной каких-то хороших возможностей). Но при всем том он показывает его после всего его бунтарства и богоборчества учителем убийцы Смердякова, нравственным убийцей своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Поэтому, когда была предпринята акция по вскрытию мощей, она формально даже носила характер благонамеренный: «Мы хотим выяснить, а действительно ли мощи святых являются чем-то сверхъестественным, хотим показать людям, что это такое, мощи». На самом деле, подход был вполне очевидным: в нарочито резкой форме происходило вскрытие мощей, оскорбляя чувства верующих людей. Действительно, обнаружилось, что значительная часть мощей, считавшихся нетленными, оказались тленными. Во время всех этих вскрытий не происходило никаких сверхъестественных событий, никто там не погибал, если люди не вступались за эти самые мощи, никакой огонь с неба не сходил на злодеев. А когда люди вступались за свои мощи, они становились жертвами репрессий, потому что их изображали контрреволюционерами. -Эта кампания нанесла удар по Церкви? -Да, логика была такая: попы обманывали вас, говоря о мощах, как о вещах чудотворных и нетленных, они оказались тленными, и никаких чудес не случилось. Значит, они обманывают вас во всем, и им нельзя ни в чем верить. А то, что они пытались возмущаться и защищать это, говорит о том, что Церковь – контрреволюционная организация. В ходе этой кампании выявлялись те, увы, немногочисленные чада Церкви, кто был готов жертвенно защищать свою Церковь, и уничтожались. Была дискредитирована Церковь именно в народном сознании. И после этого распоряжение наркомюста уже 20-го года о полном изъятии мощей, оно впрочем не было доведено до логического конца, уже не вызвало даже какого-то сопротивления. Вот такой эпизод, когда именно ложные представления миллионов простых русских православных людей о том, что мощи являются чуть ли не средоточием церковной жизни, не Евхаристия, не Господь Иисус Христос, а именно мощи, привело к очень серьезному оттоку людей от Церкви и облегчило задачу богоборцев по уничтожению Церкви в нашей стране. Тогда погибло много достойных христиан. И что мы сейчас имеем, проведя канонизацию собора новомучеников? Подавляющее большинство мощей новомучеников нам не доступно и, очевидно, не будет доступно. Может, в каких-то расстрельных рвах они благоухают и лежат, нетленные, но нам это неведомо.

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-mit...

    Любящий тебя до смерти и после смерти твой друг Л. Сумрак».     Письмо игумену гласило: «Ваше Боголюбие, дорогой отче игумене, прости, и только прости. Не допусти, чтобы мое мерзкое тело было похоронено в монастырских стенах. Не достоин я этого. Тело привело меня ко греху в молодости, и грех этот отравил всю мою жизнь. Прикажи, чтобы меня похоронили неподалеку от монастырских стен, на краю реки Милешевки. Когда разольется река, пусть отнесет она мое тело в Лим, а Лим в Дрину и все дальше и дальше до моря. А ты помолись о моей грешной душе.     Кланяюсь в ноги, целую твою святую руку и прошу о прощении. Грешный доктор Сумрак».     Еще не прошло всеобщее потрясение и не стихли пересуды, как очередное удивительное событие случилось в монастыре.   Народ еще говорил о смерти доктора, когда внимание всех переключилось на одного молодого мусульманина из Берана. Впав в безумие, он бегал вокруг церкви с утра до вечера. Поначалу народ жалел его, но постепенно все к нему привыкли. И мало кто обращал на него внимание. Но однажды, когда духовник читал о нем Псалтирь над гробом Святого Саввы, юноша еще раз пробежал вокруг церкви и вдруг внезапно остановился. «Где я?» — спросил он удивленно. Он исцелился. Ум возвратился к нему. Плач радости его сродников. Прославление Святого Саввы и крики радости во всем народе. Явилась тайна Божия, тайна силы угодника Божиего Святого Саввы и всех святых милешевских.     Павле Сарайлия, дотоле удрученный неожиданной смертью друга Сумрака, одновременно исполнился удивлением от этого нового чуда.     — Это воистину чудо Божие! — воскликнул он.     — Господин мой, не удивляйтесь, — проговорил один старик из Хисарджика.   — Это место полно небесного пламени. Мы сверху, с Хисарджика, часто видим по ночам, как пламя выходит из этих могил. И это ли не чудо? Тут бесчисленное количество мучеников, монахов, жен, девушек и детей, убитых османлиссами (турками). Все зло, которое существовало в царстве, вооружалось против Милешево и Святого Саввы. Здесь погибал невинный народ, который собирался в монастыре. Тут лежат и мусульмане, которые поплатились жизнью только за то, что оказались здесь во время нападений. Из могил пламя, господин, пламя за пламенем. Мы когда-то смотрели с гор и думали — пожар в монастыре! Огромный столб огня поднимался от могилы отца Каллистрата. Огромное пламя из могилы матери Кассианы. Дивное место это, господин. Слава Богу и Святому Савве!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Безумне! скажет Господь, в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И возьмут, если повелит Господь. Зная это, не будем отлагать исправления жизни со дня на день. Поверь, никто не будет сожалеть о том, что сегодня положил благое начало покаянию. О, если бы Господь сподобил нас прочее время жизни нашей в мире и покаянии скончати. С покаянием соединим дух смирения, сокрушения, плача, жажды оправдания и помилования, всепрощения, миротворения и готовности терпеть за праведность. Это и суть плоды жизни во Христе. Кто принесет таковые плоды, того Господь Иисус Христос величает блаженным. Как плодоносная маслина, он будет сбережен, сохранен и помилован и внидет в радость Господа своего. Но сохрани Бог от лености. Отлагая день за днем исправление жизни, легко можем опоздать. За гробом ведь нет покаяния. Что здесь на земле соберешь, с тем и явишься пред страшным судилищем Христовым. Сеял леность, нерадение, грехи, пожнешь осуждение. Сего требует правда Божия. Много, слишком много Бог милосердует нас на земле. Неужели будем надеяться, что Он продолжит Свое беспредельное милосердие к грешникам и за гробом, в будущей жизни? Известно нам, что некоторые в древние времена не совсем право учили так, да и в недавнее время открыто это повторяли. Но при этом забывали одно, что при милосердии Господь Бог и правосуден. Если грешник отвергал все Божие попечение о спасении его, то как он не осудится, когда был на стороне врага Божия? Бог не хочет, чтобы человек погибал, но человек-то сам идет погибельным путем. Известен ему путь спасительный. А он не хочет ступать по нему. Бог многоразлично напоминает и побуждает, а человек грешный презрительно относится к попечению Божию. Возможно ли помиловать такого человека, который, сам не искал и как бы не желал помилования? Нет, братие, не льстите себя надеждою после смерти исправиться и после осуждения на всеобщем суде получить прощение от Бога. То верно, что Святая Церковь молится за умерших, и Господь слышит и приемлет молитвы ее. Но эти молитвы будут возноситься к Богу только до кончины века, пока существует Святая Церковь на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010