Есть один монастырь к югу от устья реки Тайн, в котором раньше подвизались монахи, но так как все со временем меняется, то сейчас его населяет благородная община дев, служащих Христу. Однажды монахи, преподобные рабы Божии, издалека сплавляли по реке связанные в плоты бревна, в которых монастырь имел надобность. Когда они уже были почти у самого монастыря и готовились пристать к берегу, внезапно с запада подул сильнейший ветер. Он погнал плоты вниз по реке – все дальше и дальше к морю. Братия в монастыре, увидев это, хотела помочь попавшим в беду, но сила течения и свирепость ветра были таковы, что ничего нельзя было поделать. Поняв слабость сил человеческих, они прибегли к помощи Божией. И вот они вышли из монастыря, собрались все на скале, опустились на колени и стали смиренно молить Господа о тех, кто погибал у них на глазах. Но помощь Божия пришла не сразу, а только тогда, когда все ясно смогли видеть, какую силу имеют молитвы Кутберта. На берегу, противоположном от обители, собрались крестьяне; среди них был и Кутберт. Скорбными взглядами провожали монахи все дальше уносимые стихией плоты – они были словно пять морских птиц, кувыркающихся в волнах. И вот толпа принялась издеваться над монахами, крича, что они заслужили это бедствие, потому что придумали для себя какие-то особые правила жизни, не как у всех обычных людей. Кутберт решил прекратить оскорбления. «Да что это вы! – сказал он. – Не ведаете, что творите. Разве пристало поносить тех, кто попал в беду и вот-вот погибнет? Не будет ли лучше и человечнее молить о них Господа?!» Но люди эти, со скверной не только на языке, но и в мыслях своих, оборвали его: «Нечего молиться за них! И да не сохранит никого из них Господь! Они изменили старинные обряды и обычаи. И теперь никто не знает, что и как делать». Услышав это, Кутберт пал на колени и стал молиться, склонив голову до самой земли. И вот направление ветра изменилось, а плоты, к несказанной радости монахов, были прибиты к берегу как раз возле монастыря. Видя это, нечестивцы устыдились своих слов; они воздали должное Кутберту за его веру и с тех пор относились к нему с восхищенным почтением. Об этой истории поведал мне один из уважаемых братиев нашего монастыря, он же сам слышал ее от некоего человека, простого и бесхитростного, которому не под силу было бы все это выдумать.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Проповеди Скачать epub pdf Слово перед общей исповедью Благодатные эти минуты, которые мы здесь стоим. Итак, стоим мы перед исповедью. Священническое благодатное разрешение, которое он получил от Христа Спасителя, запечатлевает вас здесь. Поэтому с чем вы приходите, то вы и получаете. Пришел мытарь, он не смел даже войти в церковь , а стоял на паперти, бил в грудь, глаза поднял в небо и только говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». И вышел из храма оправданный. Вот так точно вы. Человек должен сознавать, что Господь милосердный, а ты грешник и больше не рассуждай. Мы знаем, как блудный сынок и в то же время любимец вот так тоже погибал где-то далеко, в далекой стране. И когда пришел в жалкое состояние, все размотал, живя распутно, и стал гибнуть, вспомнил отца своего. Зачем же я гибну, пойду к отцу моему. Так точно каждый из вас, посмотри на свою жизнь? Сколько Господь тебе доброго дал, а как ты все это размотал. Хорошо бы если только размотал, а сколько ты зла себе и другим сделал. Жуткий стал, и теперь тебе не только возвратиться к отцу, а и самому на себя стыдно посмотреть. Но вспомни, что в жизни твоей есть Тот, Кто взял тебя к Себе, есть Тот, Кто истинно, свято любил тебя, – твой Отец. И вот этот сын понял это в той далекой стороне, а ведь в жалком состоянии оказался. Всего лишившись, он нанялся пасти свиней. И когда понял, что ему не дают той пищи, которой кормят свиней, решил вернуться к отцу. Так каждый, посмотри на свою жизнь, на свои грехи, что они тебе принесли? Удовольствие? Жалкий ты человек! Почему Церковь жаждущая? Церковь едина, но Она трехчастна. Церковь торжествующаяэто Богоматерь, святые ангелы и все святые. Церковь Божия воинствующая – это мы с вами. Церковь Божия жаждущая – это все усопшие в вере. Жаждущей Она именуется потому, что жаждет. А жаждет того, чтобы мы некоторых из них, ушедших в вечность, вспоминали, восполняя нашим усердием их недостающее усердие. Поэтому Она именуется – жаждущая Церковь. Итак, о памяти усопших должно у нас сознание быть – они есть жаждущие. Значит, во имя их надо творить молитву, особенно добрые дела приносить в память Христову. Поэтому вспоминаем нашу жаждущую Церковь, вспоминаем дорогих наших усопших, родителей, отцов и матерей наших, братьев, сестер, детей, воинов наших, жизнь свою на поле брани положивших. Вспоминаем всех тех, кого некому вспомнить. Итак, как за близких родных, так и за далеких, поем о них молитву Спасителю: «Со святыми упокой».

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Во время гонений 30-х – 40-х годов здесь находилась тайная православная община верующих. Анастасия Кузьминична Мишина (блаженная Анастасия Пашковская) сподобилась видения Божией Матери, повелевшей ей собрать верных и спасаться на Молочном источнике. Блаженная Анастасия родилась 4 ноября 1881 года в с. Раево Моршанского уезда Пензенской области, была духовной дочерью известного пензенского священника о. Николая Болоховского. Она имела семью – муж Федор и двое сыновей, – и ее примеру последовали несколько верующих семей, присоединившихся к общине, в которой всего было около тридцати человек. День начинали в пять утра: читали правило, затем каноны, акафисты, многие из которых знали наизусть. Потом каждый насельник получал от Анастасии послушание. Например, кто-то навещал болящих в селе, кто-то возил дрова, кого-то посылали по надобности в Вышинскую пустынь. Некоторые отлучались в пешие паломничества к святыням в Дивеево, Сергиев Посад, Киев. У Анастасии и Федора в Раево были дом, сад и пасека. Хозяйство вел Федор, а все плоды трудов супруги раздавали болящим и страждущим. В общине очень почитали прп. Серафима Саровского и Божию Матерь. На службы ходили в с. Салтыково. За благочестивую жизнь Господь наделил Анастасию дарами Святаго Духа: она многих исцеляла, прозревала судьбы и события. В селе Ушинка жила благочестивая раба Божия Анна Петровна Суханова – местный агроном. Председатель исполкома узнал, что она верит в Бога, и на Анну завели дело. В назначенный день в Земетчино должен был состояться суд, на котором с нее хотели публично снять крест. Когда Анна обратилась к Анастасии, то получила ответ: «Езжай на суд – Господь все управит». По совету Анастасии, Анна приехала в Земетчино, и оказалось, что председателя внезапно сняли с должности и перевели в другое место. Суд не состоялся, и само дело было забыто. Известен и другой случай. Однажды в Знаменской округе из-за сильной засухи погибал урожай. Как агроном Анна Петровна Суханова была этим сильно обеспокоена. Зная о силе молитвы Анастасии, она повезла подвижницу в Ушинку молиться о ниспослании дождя. Как только они доехали до Ушинской горы, грянул сильный ливень, и урожай был спасен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примерно в это же время праведный Лазарь приглашает в гости Христа и Его учеников, и там одна женщина помазывает Христа драгоценным миром. Иуда Искариот возмущается и говорит, что лучше было бы продать это миро, а деньги раздать нищим. Христос отвечает на это очень странно: " Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда " (Ин. 12:8). После предательства Иуды Христа арестовывают, избивают и приводят на суд к Пилату. Синедрион требует казнить Иисуса за кощунство, но Пилату Его представляют как вольнодумца, который оспаривает власть кесаря. Пилат начинает допрос и задает самый важный вопрос - правда ли, что Иисус - Царь Иудейский. Иисус на это отвечает: " Царство Мое не от мира сего " (Ин. 18:36). Тогда Пилат задает известный вопрос, и этот момент как раз запечатлен на картине Николая Ге: " Что есть истина? " (Ин. 18:38). Иисус ничего не отвечает на этот вопрос и больше с Пилатом не говорит. Почему? Существует популярное святоотеческое толкование: Христос Сам есть воплощенная истина. Но если правильный ответ на вопрос, что есть истина, " Христос " , то надо спрашивать: " Кто есть истина? " Почему Бог отвечает человеку на вопрос на непонятном для него языке? Пилат - язычник, он верит во множество богов, для него идея Единого Бога уже странная и неприемлемая, тем более - мысль, что Бог, Творец Вселенной, воплотился и сейчас, избитый и замученный, в порванной одежде, стоит перед ним. Молчание Христа - о другом. Истина, о которой идет речь, проста и понятна: перед Пилатом стоит невиновный человек, которого оклеветали. Его нужно отпустить. Пилат стоит перед Христом, ждет ответа, а потом уходит туда, где народ ждет его решения, и показывает, что он эту истину увидел и понял. Он говорит: " Я никакой вины не нахожу в Нем " (Ин. 18:38). Но тут Пилат сталкивается еще с одной силой, под воздействием которой мы принимаем решение, - это общественное мнение. Основным доказательством вины или невиновности в то время в судах были свидетельские показания, но существовали и более экстравагантные методы. В законах Хаммурапи речь шла об испытании водой: если человека обвиняли в колдовстве, его топили в водоеме. Если он был колдун, то духи воды утаскивали его на дно, и человек, заявивший на него, мог забрать его дом. Но если человек не тонул, то он забирал дом того, кто на него заявил. Возможно, эта практика сохранялась и в Иудее. В период " охоты на ведьм " пересмотрели порядок испытания водой: если человек был невиновен, он погибал, Господь забирал его без покаяния, что означало, что он добродетелен, а если он знался с нечистой силой, то выплывал, и тогда его следовало пытать и казнить. Отец Илия отметил, что последний раз этот " метод дознания " был применен в 1836 году - в Сопоте, в Польше одна вдова была так казнена.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

При посредстве совершенно такого же ряда случайностей состоялось и освобождение выросшего на берегах Нила избранного народа от рабства египетского. В самом деле, народ, который предназначался быть носителем великой истины искупления для распространения ее в человечестве, видимо погибал в Египте: жестокий деспотизм фараонов изобретал все новые и новые тягости, чтобы подорвать силы молодого народа, сокрушить его жизненность и превратить в своего вечного дарового раба. Издан был даже кровожадный закон об умерщвлении всех новорождённых мальчиков, и конечно только безнадежное отчаяние Амрама и Иохаведы подсказало им мысль, – положить своего новорождённого мальчика-сына в корзинку и спустить ее в реку в чащу папирусного камыша, – чтобы он, если уже погибать ему, лучше погиб неведомою для них смертью , чем быть убитым на глазах своих родителей. И конечно, этот бедный мальчик мог погибнуть от многих смертей: он мог быть залит водою, задохнуться в пелёнках, мог быть наконец пожран первым, случившимся по близости крокодилом; но ничего этого не случилось, а случилось то, что бедный мальчик найден был царскою дочерью, которая сжалилась над ним, усыновила его и дала ему блистательное образование, «посвятив его во всю мудрость египетскую» ( Дeяh. VII, 22 ). А так как этот мальчик был не кто иной, как Моисей, великий освободитель и законодатель народа, которому для совершения своего великого дела нужно было лично сталкиваться с фараоном и вести борьбу с учёнейшими жрецами и мудрецами Египта, то весь этот ряд случайностей ясно обнаруживает лежащую в их основе разумную волю, направлявшую все к определённой разумной цели. Эта разумность воли особенно ясно обнаруживается еще в том, что чудесное совпадение этих случайностей произошло не в жизни кого-либо другого, а именно Моисея. И другие родители наверно прибегали ко всевозможным способам для спасения жизни своих новорожденных малюток, но ни один из них не был усыновлён дочерью фараона; да если бы даже кто-нибудь из них и был усыновлён или вообще каким-нибудь образом принят при дворе, то все-таки, не обладая несокрушимою самобытностью гениальной натуры Моисея, он легко превратился бы в честолюбивого царедворца, для которого личные интересы были бы выше всего на свете, стал бы стыдиться своего происхождения от жалкого и презираемого всеми народа, вполне отрекся бы от него и конечно из него вышел бы придворный льстец или великосветский нуль, а не великий избавитель народа и мудрейший законодатель в мире. Если и здесь действовал простой случай, а не премудрый Разум, умеющий из случайного калейдоскопа фактов создавать стройный план мироправления, – предполагать это, значит предполагать, что от случайного вулканического сотрясения гранитных гор может случайно образоваться Исаакиевский собор...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/promys...

Вначале они играли поодаль, как бы для себя. Потом кто-то из них вошел в круг, за ним потянулись и остальные, гармоники были отставлены, все подхватили дружно хоровую песню и стали плясать, притоптывая ногами. О. Иринарх и им вынес угощение. Общее веселье захватило всех. Разошлись под самую ночь. Ушли с песнями, и издали мягче и лучше звучали визгливые и громкие бабьи голоса. «Слава Богу, хлеб сжали и в копна сложили и все в один день», говорил хозяйственный о. Иринарх. После этого лета, проведенного в деревне, я вернулась в Москву полная новых впечатлений, познакомившись с жизнью, столь отличной от городской. Я много переписывалась с моей подругой по гимназии Зиной Шамониной и она назвала одно из моих писем: «художественным описанием поместья». Мы тогда изучали теорию словесности и увлекались литературой. Я до сих пор помню это мое письмо, в нем я описывала заброшенную усадьбу. Ее владелец, разбогатевший купец, жил в маленьком флигеле, а дом с дивным садом, с залой в два света, с театром, украшенным изумительно тонкой лепной работой, карнизами, оседал, заростал плесенью, кривился и медленно погибал. Старик сторож позволил нам осмотреть дом и парк. Я рисовала в моем.воображении людей прошлого столетия, в особенности у меня врезалась в память небольшая угловая комната с разноцветными стеклами, половина которых была уже разбита. Вид из этой полуспаленки был изумительный – на Оку, на синеющие вдали леса, на далекую почти пропадавшую в тумане церковку. Мне захотелось узнать, кто жил здесь когда-то, сторож рассказал мне о господской внучке, любившей проводить здесь время и ушедшей в монастырь. Зашли мы и в ванную комнату. В ней стояли два дивана, обитых серовато-голубой материей, очень выцветшей. Они маскировали ванны, в этой комнате необыкновенно хорошо пахло душистыми травами. Не хотелось уходить из этого зачарованного дома и из запущенного сада с гниющими скамейками, с заросшими дорожками и провалившимися оранжереями. Пятнадцатая глава. Окончание гимназии. С А. Зернова Маня кончила курс, я была в 8-ом классе, мы начинали строить планы на будущее, нас обеих больше всего влекло устройство новой школы, совместной для мальчиков и девочек, с преобразованием ее в гимназию. Нам хотелось организовать ее совсем иначе, чем существующие учебные заведения. Я не только мечтала об этом, но даже сжилась с этой мыслью. В гимназии я многим из своих подруг говорила об этом, и все знали, что я создам какую-то новую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

2014/10/11, 00:54:58 яко благ и человеколюбец ; с верой надеждой и любовью к Богу Отцу просят добрые души спасенья о всех и тех кого приучаем во радость любя . валериан 2014/10/09, 19:09:55 Это Господу судить, какие милостивые и добрые нужны в раю И среди католиков немало добрых и милостивых, А повар в Дивеевской обители, который в запальчивости был готов убить человека, и про которого преподобный серафим сказал, что он, несмотря на свой злой характер, он спасается... Не так все однозначно. 2014/10/09, 16:05:38 Наталья - искусительница, и я об этом! 2014/10/09, 15:25:51 Я тоже не пойму , что это написано и для кого , если священники будут опаздывать на службу и проводить литургию , когда получается , а прочитав это , вспоминаю знакомых атеистов , баптистов - тоже так говорят , но на сайте Афона - удивили подобные высказывания - может не так высказались. ? Что будь ты православным , дисциплинированным , справедливым ( со своей личной точки зрения ), но если не будет в тебе доброты и милости к людям , животным , то напрасны труды твои ? 2014/10/09, 14:41:35 Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового о Страшном Суде Христовом и будущей вечной жизни http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/ Надежда 2014/10/09, 14:32:44 преподобный Григорий Синаит: 63. В уме образуются и действуют помыслы, в раздражительной силе - зверские страсти, в воле - скотские стремления, в разуме - фантастические представления. в рассудке - мысли. Демоны наполняют образами ум или. лучше. сами прин мают вид сообразно (духовному устроению) нас самих. Они приражаются в зависимости при наклонности души к преобладающей и действующей в ней страсти. Страстный навык демоны и употребляют в качестве условия к размножению в нас образов. Они во сне, и в бодрственном состоянии показывают нам относмящиеся к богатой и многообразной фонтазии. Демон6ы плотской страсти иногда преображаются в свиней. иногда - в ослов, иногда - в женонеистовых и огневидных коней , иногда в крайне распущенных евреев. (бесы) гнева превращаются иногда в язычников. иногда в львов; (демоны) робости - в измаильтян, (бесы ) непостоянства - в удомеян, (бесы ) невоздержания и пьянства - в сарацин, (демоны) своекорыстия - иногда в волков, иногда в пантер; (бесы ) хитрости - иногда в змей, иногда в ехидн, иногда же преобразуются в лисиц; (бесы) беззстыдства - в собак; (бесы) ленности - в кошек. Случается, что (демоны) блуда иногда (принимают образы) змей, иногда - ворон и грачей. Так как птицы душевны, то вних превращаются преимущественно воздушные бесы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1957

Пришел мытарь, он не смел даже войти в церковь , а стоял на паперти, бил в грудь и не смел глаза поднять в небо, и только говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному.» И вышел из храма оправданный. Вот так точно и вы. Человек должен сознавать, что Господь милосердный, а ты грешник, и больше не рассуждай. Мы знаем, как блудный сынок, и в то же время любимец, вот так тоже погибал где-то далеко, в далекой стране. И когда пришел в жалкое состояние, все размотал, живя распутно, и стал гибнуть, вспомнил отца своего. Зачем же я гибну, пойду к Отцу моему. Так точно каждый из вас, посмотри на свою жизнь! Сколько Господь тебе хорошего дал, а как ты все это размотал. Хорошо бы, если бы только размотал, а сколько ты зла себе и другим сделал! Жуткий стал, и теперь тебе не только возвратиться к Отцу, но и самому на себя стыдно посмотреть. Но вспомни, что в жизни твоей есть Тот, Кто взял тебя к Себе, есть Тот, Кто истинно, свято любил тебя – твой Отец. И вот этот сын понял это в той далекой стороне, а ведь в жалком состоянии оказался. Всего лишившись, он нанялся пасти свиней. И когда понял, что ему не дают той пищи, которой кормят свиней, решил вернуться к Отцу. Так каждый, посмотри на свою жизнь, на свои грехи, что они тебе принесли? Удовольствие? Жалкий ты человек!» В проповеди перед исповедью повторялись одни и те же мысли и образы: блудница у ног Христа, разбойник на кресте, мытарь, блудный сын. Старец стремился донести до сознания исповедников, что Бог смотрит на сердце человека, что в глубине сердца совершается покаяние. О. Таврион учил своих слушателей внимательно относиться к своей жизни, вникать в содержание таинств христианской веры и жить этим содержанием. Он был непримиримым обличителем равнодушия, мелочности, формализма – удовлетворенности внешним, формальным исполнением молитвенного правила, поста. Однажды он во время общей исповеди укорил одну паломницу: «Ты что, в пирожках каяться пришла или в грехах?» («Пирожок села, батюшка») Вообще, во время общей исповеди о. Таврион не поощрял исповедников особо называть свои грехи, как это обычно бывает у других священников на общей исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Почему же проповедь свв. апостолов имела такую невообразимую и бесконечную силу? Потому, что они проповедовали не свое слово, а слово Божие, которое острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). У евангелистов, помимо величайших заслуг, общих для всех апостолов, есть еще безмерная заслуга написания Божественного Евангелия, поэтому им должно воздавать сугубую честь. Драгоценны святое Евангелие апостола Луки, а также написанные им Деяния святых апостолов. Перед тем, как сошел с небес и воплотился Господь и Бог наш Иисус Христос, самой могущественной державой тогдашнего мира была Римская империя, покорившая своей власти все государства. Но сам Рим погибал от неслыханного разврата. Многие из римских правителей были жестокими и кровожадными тиранами. Они проливали кровь своих подданных, попирая все святое. Даже жрецы издевались над верой в языческих богов. И погиб бы не только Рим, но и весь мир, если бы не явился Христос, Который нас научил тому, как жить, как исполнять волю Божию, как мятущимся снискать душевный покой. Христос спас мир, спас и Рим, но покарал его за нечестие, предав в руки варваров, свирепых кочевников гуннов. И Римская империя превратилась в развалины. Двенадцать необразованных людей, проповедью своей потрясли весь мир, изменили его, сокрушили язычество и воздвигли над миром Крест Христов, которым было положено начало новой жизни. Есть такой рассказ. В обществе весьма образованных людей кто-то поставил вопрос: «Если бы мы были осуждены на пожизненное тюремное заключение и нам предоставили бы право взять с собой только одну книгу, какая бы это была книга?» Все в один голос ответили: «Конечно, Библия !» Вот сколь огромно значение Библии, в особенности новозаветной ее части, для всех тех, кто даже открыто не исповедует Христа, но в тайниках сердца питает странное и непонятное для себя благоговение перед Словом Божиим. Ведь Библия неизмеримо ценнее и выше всех человеческих книг вместе взятых, потому что написана святыми Божиими людьми, просвещенными Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Таким образом, если нас донимает уныние, то из этого явствует, что мы искушаемы тщеславием. Далее, печаль и гнев «рождаются от трех главнейших страстей, а матерь гордости – тщеславие». Кроме того, преподобный узнал, что в неразумных людях «нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство». Так, безвременный смех «иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия... Многий сон происходит иногда от насыщения, иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от естества. Многословие происходит иногда от объядения, а иногда от тщеславия. Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что страха Божия нет в человеке. Хула есть собственно дщерь гордости, а часто рождается и оттого, что мы ближнего в том же осуждали, или от безвременной зависти бесов. Жестокосердие рождается иногда от насыщения, иногда от бесчувствия, а иногда от пристрастия». Пристрастие же, то есть привязанность к чему-либо чувственному, происходит от блуда, сребролюбия, тщеславия и иных причин. " Лукавство происходит от возношения и от гнева. Лицемерие – от самоугодия и самочиния». Вообще же родители всех страстей – наслаждение и лукавство (Лест.26:39–48). В этой связи нам необходимо узнать, каким образом какой-либо грех развивается в страсть. Ведь святые отцы, знатоки внутренней брани, не довольствуются простым перечислением страстей, но переходят к описанию происхождения и развития каждой страсти. По словам преподобного Фалассия, «страсти приходят в движение от следующих трех вещей: от воспоминания о предметах их, от довольства и покоя плоти и от чувств» (Добр. Т.3. С.305). Человек, который пригвождает свой ум к чувственным вещам, отчуждаясь духовной любви и воздержания и уступая бесовскому воздействию, испытывает приражеие страстей. «Чрез чувства тогда приходят в движение страсти, когда нет воздержания и любви духовной» (Добр. Т.3. С.305). «Когда ослабнут бразды владычественных чувств, тогда тотчас поднимается восстание страстей и приходит в движение действо раболепнейших чувств».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010