О несчастие! Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а Христово уничижается. О прельщение христиан! О суждение и учение отцов! Кто не осмеет сего нечестивого мнения? Потому что, если найдется человек, безчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо безчестящий изображение царя безчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и — безчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя небесного; именно, что безчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову. Ты скажешь мне, что Бог неописуем и недомыслим, безстрастен и непостижим? Но описуема плоть, которую Он принял и по которой виден был на земле с состояниями ее. Или отделяешь плоть от Божества? Да не будет! Потому что никогда они не отделялись друг от друга, ни во чреве Матери, ни при крещении, ни на кресте, ни во аде. Но скажешь мне: если никогда не отделялись, то как описываешь только плоть? Скажи же мне и ты: кто сосал молоко из сосец Матери? Не плоть ли? Конечно, этим питалась плоть, а Божества не касалась сия потребность. И кто дерзает говорить или спорить из–за этого о Божестве и погубить душу свою, как многие еретики? Или кто, опять, может описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто. Потому что мы постигаем не мысленное в человеке по образу Божию, а являемое. Являемое же сложно и описуемо, а Бог прост, несложен и неописуем. И плоть, которою облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается как видима была на земле. И это не есть идолослужение. Потому что Христос, сойдя, упразднил идолов на земле; как же снова оставил нам идолов? Скажешь ли, что не заповедал нам делать изображений и покланяться им? Но Сам Христос сделал образ, так называемый нерукотворенный, и даже доныне он существует и почитается, и никто не назвал его идолом. А если почитание икон есть идолослужение, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (Рим.11:25; Мф.24:14)? О несчастие! Если от снисшествия Христова до времен господина Германа патриарха народ погибал, кланяясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолослужением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Весь его аристократический облик, все его привычки, конечно, контрастируют с этим нелепым титулом – «митрополит Ленинградский». Но он последовательно идет по тому пути, которым ведет Церковь митрополит Сергий (Страгородский) . Он безупречно корректен с властями и ничего не предпринимает без указания своего предстоятеля, который к этому времени уже объявил себя, как вы помните, Патриаршим Местоблюстителем. Конечно, страшные репрессии 1937–38 годов как-то отзываются в его душе, но он не властен ни в чем, даже в том, чтобы выступать в защиту священнослужителей, которые пошли вслед за ним и митрополитом Сергием. В этом и был ужас положения сторонников митрополита Сергия. Те, кто погибал, не идя на компромиссы, погибал с ощущением исполненного долга. А им приходилось погибать с ощущением того, что они согрешили перед Христом, и грех этот уже не вменится им ни в какое оправдание. Впрочем, в качестве своеобразной меры поощрения – или иронической насмешки судьбы – он получает в 1938 году право ношения двух панагий, оставаясь одним из четырех пребывающих на свободе и исполняющих свое епископское служение иерархов Русской Церкви – тех, кто, собственно, сохранился благодаря политике митрополита Сергия. Затем – война. Мы с вами уже говорили о том, какую позицию занял митрополит Сергий (Страгородский) , буквально, с первых дней войны. Позиция диаметрально противоположна той, которую занял его сподвижник Сергий Воскресенский на оккупированной территории. Одним из самых главных изъянов фильма «Поп» является как раз образ митрополита Сергия (Воскресенского). Упаси вас Бог представлять этого очень яркого иерарха по тому персонажу, которого вы увидели на экране в этом фильме. Что же касается Алексия Симанского, то он остается в городе, и подобно Сергию Страгородскому , 26 июня 1941 года пишет воззвание « Церковь зовет к защите Родины». То есть, по существу, занимает во всем тождественную митрополиту Сергию (Страгородскому) позицию. Основной период блокады он пребывает в городе, по-прежнему проживая на хорах Никольского собора. Конечно, несет все те тяготы, которые несло духовенство блокадного города. Но опять-таки, человек, уже в эти годы очень закрытый, как он осмыслял для себя испытания, выпавшие на долю нашего города? Трудно сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(7) А если почитание икон есть идолопоклонство, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (ср. Рим. 11:25 ; Мф. 24:14 )? О несчастье! Если от сошествия Христова до господина Германа патриарха народ погибал, поклоняясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолопоклонством. Ведь если бы оно было идолопоклонством, то хотя бы один собор обязательно отринул бы их. Если не отринул их первый, почему не отринул второй? Опять-таки, почему третий не отринул их? Почему не отринул четвертый, пятый, шестой? Напротив, он еще и дал о них разъяснение. Поищи в определениях шестого собора, в главе восемьдесят второй, и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли богоносные отцы: «На некоторых изображениях честных икон пишется агнец, указуемый рукою Предтечи, так что принят во образ благодати тот, кто в законе нам предозначает истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, переданные Церкви как знамения и предначертания истины, предпочитаем благодать и истину ( Ин. 1:17 ), приемля ее как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы через то, созерцая смирение Бога Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мира» 641 . Если так определили отцы, то какая нам нужда преступать определения их и производить расколы в Церкви Божией? Разве ты не знаешь, что нарушающий постановления отцов подлежит отлучению? Смотрите, что вы сделали, и все еще пребываете во зле! Если бы ты сказал мне, что они появились с шестого собора, то у тебя было бы что сказать, хотя и так это не было бы основательно; а если они начались с пришествия Христова, то тебе нечего сказать против них. Ты хочешь сказать, что отцы шести соборов озабочены были ниспровержением иных богохульств и ересей? Но есть ли, скажи мне, что-либо хуже идолопоклонства? И почему они упразднили менее опасное, а тягчайшее из всех оставили на погибель народу?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читаю воспоминания девяностолетней прихожанки одного из московских храмов. Интереснейший рассказ о 30-х годах ушедшего столетия, о гонениях на Церковь, о репрессиях, расстрелах, лагерях… И тут же эта пожилая, много повидавшая и много претерпевшая дама специальным образом оговаривает, что прихожане того храма, в который она тогда ходила, были интеллигентными людьми, и все женщины стояли на службах в шляпках, а отнюдь не в простонародных платочках. Ну что на это скажешь? Только и остается вспомнить византийскую пословицу времен гибели Империи: «Мир погибал, а моя жена все наряжалась…». Заметим, что о пресловутом «плетении волос» буквально одними и теми же словами высказываются апостолы Петр и Павел. Это были люди разного темперамента, воспитания и культуры, имевшие сложные взаимоотношения и иронически высказывавшиеся по отношению друг к другу; при этом апостол Павел был убежденным холостяком, а Петр имел жену и неизбежную тещу. Единственное, в чем их мнения дословно совпадают (1 Петр. 3, 1–4; 1 Тим. 2, 9–10) – это отношение к женщинам, которые, едва войдя в христианский мир, уже пытались занять в нем доминирующее положение, переделывая его «под себя», согласно своим собственным, языческим, представлениям. Не просто так ведь говорили первоверховные апостолы о «женщинах, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (ср.: 2 Тим. 3, 6–7). Повторять «паки и паки», что дважды два равняется четырем, дело скучное и неблагодарное. Разумеется, Православие – это не один сплошной Великий пост; есть и Рождество, и Пасха с роскошью стола, есть прекрасное Преображение с «благорастворением воздухов и изобилием плодов земных», есть и Святки, и Масленица с тройками и бубенцами, так сочно описанные в классической русской литературе … да мало ли чего у нас есть! И, разумеется, православная женщина не должна быть неряхой, одетой «в темное и просторное». Напротив, в старину, впрочем, не столь уж отдаленную, существовало понятие «кобеднешнего платья», то есть особого, праздничного платья, в котором не стыдно было пойти к обедне. А если у кого-то сложилось иное впечатление, то здесь действует, условно говоря, «социология грубошерстного пальто» (такой рассказ есть у Генриха Белля). Кто в основном наполнял наши храмы до того, как сгинула КПСС? Немолодые женщины, пенсионерки, вдовы – беднейшие люди, у которых вообще никогда не было дорогой и красивой одежды. Вспомните те зарплаты и те пенсии…. Вспомните, что производила наша легкая промышленность и что можно было купить в советских магазинах!

http://pravoslavie.ru/38048.html

А настоящее – жалость к людям погибающим. Страх быть наказанным Господином за то, что зарыл свой талант, желание получить большую награду на небесах – вот это должно двигать миссионером. Мы должны ходить перед Богом, как говорил Господь про Еноха: «Ходил Енох перед Богом, и… Бог взял его» (Быт. 5: 24). Вот это хождение пред Богом – корень миссии. При таком условии вы увидите, что и молитва, и миссия – это в общем-то одно и то же. Когда я выхожу проповедовать, я целую наперсный крест священнический и говорю такие слова: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50: 17). Я знаю, что как только я полагаюсь на себя – миссия проваливается, как только я полагаюсь на Бога – миссия поднимается. Потому что я слуга Христа. И любой человек может стать слугой Христа. Любой человек может получить награду. Наш Собор Русской Православной Церкви принял миссионерскую концепцию, и в ней есть очень важные слова. Там сказано, что миссия Церкви есть продолжение миссии посланничества Христа. Христос – Первоапостол. И в нас продолжается слово Христа. В нас Сам Сын Божий проповедует. Нас влечет Сам Дух Святой. И более того: вы знаете, что Бог Отец ведет большую «разведочную работу»? Как говорит Господь: «Ибо Отец таких поклонников, которые поклоняются в Духе, ищет Себе» (см.: Ин. 4: 23). Он отыскивает на земле тех людей, которые готовы Ему поклоняться. А через кого Он отыскивает, знаете? Через миссионеров. Он посылает миссионеров, чтобы они отыскали для него этих людей. Представьте себе: что Бог Отец скажет нам, если мы откажемся? Конечно, Господь других пошлет, да. Он щедрый, Он пошлет других, но с нас-то какой будет спрос? Господь скажет: «Вот человек погибал, ты прошел мимо. Ты отказался Мое Слово исполнить». Как мы потом перед Ним станем? Мы скажем: «Да, Господи, но мы Тебе так молились». Господь скажет: «Что значит молились? Человек погибал. Почему вы Мое прямое слово нарушили? Он просил хлеба, вы ему дали камень, вы отвернулись от него». Отвержение миссии – это и забвение о суде Божием, забвение о том, что мы за свои поступки будем давать ответ. Забвение о том, что даже в светском законе есть такое понятие как «преступное бездействие», неоказание помощи погибающему. И оно относится и к духовному закону. Неоказание духовной помощи – разве это не преступление?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Благодарю Господа, услышавшего вчера (в Рамбове 76 , когда я находился у Евграфа Андреевича) молитву мою тайную и спасшего меня от лукавства диавольского и от неловкого положения моего вследствие лукавых мыслей при разговоре о кончине моей матушки. Как я стал спокоен и [стал] смело смотреть в глаза, когда Господь омыл от лукавства сердце мое благодатию Духа Святого! Слава Тебе, Посетителю души моей! 4-го августа Ранняя (первая) обедня. Тяжело согрешили пред Господом все мы: я, диакон и дьячок; диакон, как мельница молол, спешил без толку; дьячок, наученный протоиереем без ума торопиться, тоже мчался во всю прыть и, удивительно, не спотыкался – особенное искусство! А я, слушая их, досадовал и смущался. К тому же и тот грех, что вчера я [прошатался] в Рамбове, гуляя, у Шустова пил много кофе (три стакана) и чаю (два стакана) , да у Всеволжского два стакана спустя час времени; домой пришел – закусил на ночь рыбы жареной, маринованной и икры немного, все это с черным хлебом, – ну и одебелил свое сердце, расстроил нервы: диаволу готовая жертва – действовать чрез болезненные нервы на душу легко, чтоб возмутить, потрясти её! И возмутил, и потряс ужасно. Только вера и упование на бесконечное милосердие спасли меня! Горько мне, тяжело было мне! Диавол просто торжествовал над нами, скакал от радости, что возмутил нас! Погибал я, ужасно погибал душой! Только по употреблении Святых Даров успокоился в Господе! Слава милосердию Твоему, долготерпению Твоему, слава силе Твоей, Господи, яко спас еси мя от толикой бури! Стыдно мне было всех прихожан! Так мучил меня враг! Началось с того, что подумал купить другой наперсный крест. Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею [ Пс. 11, 7 ]. Словеса чиста, то есть чистая истина; сребро разжжено, то есть слово, огнем очищенное, огнем Духа Святого от всякой примеси мудрования человеческого, земного, житейского, суетного; искушено земли – очищенное от всяких земных стремлений, расчетов, целей; очищено седмерицею – ибо семь даров Святого Духа. Таково было слово пророков, апостолов, иерархов, преподобных и всех святых – ибо чрез них говорил Дух Святой. 5-го августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Другая картина... Плывёт из Соловок в Архангельск монашеское судно. Ветхое, полуразвалившееся... На нём капитан монах, лоцман монах и монахи прислужники. А время бурное. Разбивает корабль. И страшно монахам. Хотя, когда они вышли из своей пристани, они и пели: „изволися святому Духу и нам“, но корабль всё-таки погибал. Потому погибал, что на путь его не было изволения Духа Божия, а только их изволение. Да и цели, ради которых отплыл корабль, не были святыми целями. Судно вышло для того, чтобы захватить одного богатого купца, от которого монастырь надеялся на богатое даяние. Корабль разбило. „И плакали о нём купцы. И цари плакали, говоря: какое богатство погибло“ (Апокалипсис). Ничего не осталось. Мерзость запустения стала на месте святом. Прекратились жертвоприношения. Осталась только стена плача“. Читателю нет нужды разъяснять, о каком корабле говорит Розанов. Он хочет сказать, что погибла Церковь, потому что она живёт не Духом Божиим, не произволением Божиим. Что значит это? Как принять эту новую хулу на Духа Святого? Жива ли Церковь ? Я начну свой ответ призывающим Церковь к своему самозванному суду словами одного из корчемников церковного корабля, которому я поведал о новом походе на Духа Божия. „Не в первый раз требуют от нас возвращения пяти талантов те, которые не вручали нам их на хранение. Но пусть! Если они желают отчёта, то мы должны его дать и дадим. Потеряла ли Церковь истину, которая была отдана ей на хранение? Ответим. Среди смут и вековой борьбы против истины одна Церковь, которую теперь называют погибшей и умершей, сумела сохранить истину Христову, идею Церкви, как Тела Христова, организации любви в свободе, – соборной и всенародной Церкви. Одна эта Церковь всегда учила и учит, что Церковь, это весь церковный народ, что жизнь церковная созидается жизнью всего народа, возглавленного Иисусом Христом. За что упрекают Церковь ? За то, что она не захотела последовать за искусителем, не захотела взять в свои руки власть и объявить рабами тех верных, которых Христос отдал в руководство ей и не захотела поработить пропитанной наркозом обстановкой, властностью, кострами их совести? Она не захотела манить за собой народ обещанием насытить пятью хлебами 5 тысяч человек, – обещаниями решить и социальный и все другие вопросы, не гипнотизирует массу тайной и авторитетом, отнимая у неё Писание и оставляя только для иерархии чашу крови Господней (как католичество).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не надо. Когда возвратилась домой, кошелек оказался на диване. Не показывает ли это, что умершие принимают участие даже в нашей повседневной жизни? Слова в память моей супруги, умершей в ночь с 30 июня на первое июля 1988 года в пять минут первого. Шли вместе по земле, страдали вместе, мучались, искали, ожидали. И вот ты уже там, а я еще здесь. Как-то всё поблекло после тебя… Но надо делать. Ты моя помощница, не забывай меня там. Смерть — это особое явление и не может быть она случайной. Сам человек к ней подготовиться не может, к ней готовит Бог. В смерти, думают, человек остается одиноким, но как раз в смерти всё приходит на помощь, особенно Бог и святые. То, что нам кажется, мы не выдержим, с помощью Божией выдерживается легко, и страдания становятся благими и легкими. Господь наш Иисус Христос, смирившись, завладевает нами. Мы, смирившись, соединяемся с Богом и получается вечный и неразрывный союз. Мы притягиваемся друг к другу смирением, поэтому какая это великая сила — СМИРЕНИЕ! Рассказала женщина. Когда она была еще девочкой лет пяти-шести, у неё на фронте убили отца. И вот видит она немца пленного, загорелась к нему ненависть, захотелось подойти к нему и сказать: — За что ты убил моего отца? — плюнуть ему в лицо, но когда подошла к нему, увидела, что он сам изможден, ей его стало жалко, и она решила подать ему сухарик. Смотрит, а немец плачет. И эта картина, как гнев у неё меняется на жалость, осталась у неё на всю жизнь. На фронте погибал человек. Матери приснилось, что он просит у неё помощи. Она разбудила всех в семье и поставила их на колени молиться Богу. Человек этот замерзал, его случайно обнаружили. Потом сверили, молитва была именно в тот день и час, когда он погибал. Рассказала женщина, что когда она ездила на богомолье в Пюхтицкий монастырь, её там поразила женщина, не имеющая ни правой руки, ни правой ноги. Столько у неё было энергии и упования на Бога. Она раньше была неверующей, попала под поезд, потеряла руку и ногу. Брат её заставлял ходить побираться, она отчаялась и хотела покончить с собой, но перед тем воззвала к Богу. Вместо петли, попала мимо. Её окружили женщины и привели в храм. Она вдруг поняла, что жизнь — дар Божий, и стала трудиться для Бога. Ходила по деревням и собирала милостыню для храмов, отстаивала храмы от разорения, вообще помогала людям.

http://azbyka.ru/fiction/na-skreshheni-d...

е. заботьтесь об управлении их в царство небесное, ибо они находятся на особом попечении отца небесного и св. ангелов, приставленных к ним для хранения. Разительный пример исполнения сей заповеди представляет св. Иоанн Богослов, друг и наперстник Христов: поручив епископу одного доровитого юношу, он просил особенно позаботиться о его христианском воспитании. Как известно, заповедь апостола не была исполнена, юноша развратился, погибал и непременно погиб бы, если бы о сем во время не узнал его истинный отец и воспитатель. Скорбь св. апостола настолько была сильна, что он забыл свои старческия лета, и с пылом юноши бросился в то место, где погибал юноша; настигнув его бежавшего, он пал пред ним на колена и, со слезами лобызая руку юноши, просил пощадить умирающего старца и себя спасти от погибели. Голос любящего отца сильно подействовал на юношу: он зарыдал и сделался послушным учеником св. Иоанна, наставлениями и руководством которого он был спасен от погибели и направлен опять в царство небесное. Св. отцы и учители Церкви усердно заботились о воспитании вверенных их попечению детей и юношей и старались, для руководства родителей и воспитателей в сем великом и весьма трудном деле, выяснить начала, цель, необходимость и самый способ христианского воспитания детей и юношей; особенно много потрудился св. Иоанн Златоуст . В своих замечательных словах о христианском воспитании детей и юношей он учит, что истинное воспитание отроков состоит в том, чтобы они, приобретши нужныя для жизни научныя познания, научились жить по-христиански, а не в том, чтобы быть знатными, богатыми и занимать только видныя места, что родители должны во время воспитания обратить особенное внимание на юношей, ибо их возраст опасный, а для сего, чтобы отвратить от погибели, учители и воспитатели в детстве должны воспитывать их по-христиански, в противном случае дадут ответ пред Богом на страшном суде. Глубоко сознавали эти истины пастыри и учители русской Церкви всех веков, и им принадлежит заслуга о выяснении начал христианского воспитания детей и проведении их в русское общество и во все русския учебныя заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пусть же никогда не умрет в нас и среди нас способность к благородым порывам, к идейным начинаниям и подвигам! Пусть Древо жизни, Крест Христов, нами подъятый над полумесяцем, останется навсегда нашим знаменем и вместе символом спасения от врагов видимых и невидимых: сим победиши! Пусть сознание цены нашего православия растет и в ширь и в глубь в нашей дорогой родине: оно соделало нас великим, мировым народом, пусть же пребудет оно во веки веков нашею святынею, источником самых возвышенных и благородных подвигов! Заключим наше слово словами св. апостола, преисполненными глубокого религиозного трепета и благоговения, – тех чувств, которые так мощно проявлялись в русских сердцах во все наши народные войны: Братие! «Богу благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе» ( 2Кор. 2:14 ). Аминь. Семя святое 69 Как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее ( Ис. 6:13 ). Это – слова Господа, обращенные некогда к пророку Исаии при самом избрании его на пророческое служение. В тяжелую пору жизни древнего Израиля к нему послан был великий проповедник и глашатай слова Божия. Тяжело было и пророку исполнить Божественное посланничество. Кругом его в жизни родного ему края и народа как бы развертывался свиток, виденный некогда другим пророком, свиток, на котором вписаны были роковые слова: «рыдание, жалость и горе». Погибал древний богоизбранный Израиль; погибал народ священников и пророков, – народ, который был наследником великих и святых обетований. Отовсюду, как жадные хищники, зачуявшие добычу, налетели на него враги. С севера и юга терзали его безбожные язычники, а внутри царила неурядица, измена веры, побиение пророков, озлобление за всякое слово правдивого обличения. При таком положении чей дух не предался бы отчаянию, чье сердце оказалось бы твердым, полным веры и упования? И вот Господь при посольстве пророка на проповедь дает ему в напутие, как светлое утешение будущего, как поддержку среди грядущих испытаний и преследований, радостное указание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010