41. Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда; а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею). 42. Многий сон происходит иногда от насыщения; иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от естества. 43. Многословие происходит иногда от объедения, а иногда от тщеславия. 44. Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке. 45. Хула есть собственно дщерь гордости; а часто рождается и от того, что мы ближнего в том же осуждали; или от безвременной зависти бесов. 46. Жестокосердие рождается иногда от насыщения; иногда от бесчувствия; а иногда от пристрастия. Пристрастие же опять иногда от блуда, иногда от сребролюбия, иногда от объедения, иногда от тщеславия, и от многих других причин. 47. Лукавство происходит от возношения и от гнева. 48. Лицемерие – от самоугодия и самочиния. 49. Противные же сим добродетели рождаются от противных родителей. Но как мне недостало бы времени, если бы я захотел рассуждать о каждой из них в частности, то вообще и кратко скажу, что умерщвление всем вышепоказанным страстям есть смиренномудрие; и кто приобрел сию добродетель, тот все победил. 50. Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа; но и удаление от первого, без удаления от второго, не принесет нам никакой пользы. 51. Страх, который чувствуем к начальникам и к зверям да будет для нас примером страха Господня; и любовь к телесной красоте да будет для тебя образом любви к Богу; ибо ничто не препятствует нам брать образцы для добродетелей и от противных им действий. 52. Весьма развратился 93 нынешний век, и весь стал преисполнен возношения и лицемерия: труды телесные, по примеру древних отцов наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется; хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований как ныне. И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет себя Бог . Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Елифаз обращается к Иову: Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? ( Иов. 4:7 ). Елифазу кажется, что в мире страдают лишь нечестивые: значит, таков и сам Иов. По словам Дидима Слепца , Елифаз уверен: «на праведного подобное не наводится» от Бога 417 . Однако здесь он, по убеждению святителя Григория Великого , заблуждается: «...ведь часто погибают невинные и искореняются праведники, да только гибелью они заслуживают вечной славы» 418 . В интерпретации Златоуста Елифаз здесь как бы говорит Иову: «Когда ты видел праведников, погибающих до конца? Если бы ты не согрешил и не сделал чего-либо достойного греха, праведный Судия не осудил бы тебя несправедливо. Велики твои грехи... Но, конечно, ты нередко обижал вдов, притеснял сирот. Если же это случалось, то Бог справедливо произнес против тебя такой приговор» 419 ... Вслед за этим ( Иов. 4:8–11 ) Елифаз выражает убеждение, что гнев Божий поражает только нечестивых: Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают ( Иов. 4:8–9 ). Елифаз настаивает на том, что любое постигающее человека наказание исходит от Самого Бога и потому не может быть несправедливым. По замечанию святителя Иоанна Златоуста , этими словами Елифаз дает Иову понять: «...не думай, что случившееся есть дело демонов или умысла людей; наказывает Бог; поэтому не подлежит сомнению, что это наказание справедливое» 420 . Елифаз свидетельствует здесь и о том, что Божественное наказание преследует грешников как неизбежная, справедливая и скорая кара за их преступления против Господа: такие преступления заслуживают лишь смерти. Однако святитель Григорий Великий , возражая Елифазу, отмечает, что в подобных вещах у Бога никогда не бывает закономерностей. Порой Бог здесь, на земле, медлит с наказанием зла. Господь руководствуется лишь одним: духовной пользой спасаемых. Ведь дела злых зачастую способствуют дальнейшему очищению и совершенствованию терпящих от них зло: тех, кто живет по Богу и стремится к святости. Святитель Григорий пишет об этом: Бог «долготерпит тех, кого осуждает навеки, но иногда, напротив, быстро поражает, когда прибегает к этому для утишения малодушия невинных. Следовательно, иногда Всемогущий Бог позволяет несправедливым долгое время благоденствовать, чтобы путь праведных полностью очистился. Так, если бы ныне Он поразил всех, делающих злое, на ком бы тогда Он исполнил последний, высочайший суд? Но если бы Он не поражал совсем никого, кто бы поверил, что Бог заботится о делах человеческих? Следовательно, иногда Он наказывает несправедливых, чтобы показать, что Он не оставляет зло безнаказанным. Иногда, напротив, терпит зло долгое время, чтобы показать созерцающим тот суд, который Он для них предназначил» 421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

15. Свет монахов суть Ангелы, монахи же свет для всех человеков; и потому да подвизаются они быть благим примером во всем, «никому ни в чемже претыкание дающе» ( 2Кор. 6, 3 ), ни делом, ни словом. 16. С помощью Св. Троицы, вооружимся против трех главных страстей тремя добродетелями. Если не так, то мы сами на себя навлечем множество трудов. 17. Если Бог воскреснет в нас деянием, то расточатся врази Его; и если мы видением приблизимся к Нему, то «побежат ненавидящии Его» и нас «от лица Его» и нашего. 18. Потом (трудом) наипаче, а не нагим словом, потщимся научаться познанию Божественных истин; ибо не слова, а дела должны мы показать во время исхода. 19. Услышавшие, что сокровище сокрыто на известном месте, ищут его, и с трудом нашедши, тщательно сохраняют обретенное; без труда же разбогатевшие бывают расточительны. 20. Какие грехи происходят от восьми главных страстных помыслов, и какой из трех главных родитель есть каждому из пяти прочих? – Матерь блуда есть объедение; матерь уныния – тщеславие; печаль и гнев рождаются от всех трех главных страстей; а гордости матерь есть тщеславие. – Какие же грехи происходят от восьми главных, на это скажу, что в неистовых страстях нет толку и порядка, но всякое бесчиние и нестроение. 21. Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда; иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутри бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от пресыщения. 22. Многоспание происходит иногда от насыщения: иногда от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда просто от естества. 23. Многословие происходит иногда от насыщения, а иногда от тщеславия. 24. Хула есть собственно порождение гордыни; но нередко она рождается от осуждения ближнего в том же самом, или от неприязненной зависти бесов. 25. Ожестение сердца бывает иногда от пресыщения, иногда от бесчувствия; иногда же от пристращения к чему либо. А пристращение опять бывает иногда от блуда, иногда от сребролюбия, иногда от чревоугодия, иногда от тщеславия, – и от многих других причин.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

42. Многий сон происходит иногда от насыщения, иногда же от поста, когда постящиеся возносятся, иногда от уныния, а иногда и просто от естества. 43. Многословие происходит иногда от объядения, а иногда от тщеславия. 44. Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке. 45. Хула есть собственно дщерь гордости, а часто рождается и оттого, что мы ближнего в том же осуждали, или от безвременной зависти бесов. 46. Жестокосердие рождается иногда от насыщения, иногда от бесчувствия, а иногда от пристрастия. Пристрастие же опять иногда от блуда, иногда от сребролюбия, иногда от объядения, иногда от тщеславия и от многих других причин. 47. Лукавство происходит от возношения и от гнева. 48. Лицемерие – от самоугодия и самочиния. 49. Противные же сим добродетели рождаются от противных родителей. Но как мне недостало бы времени, если бы я захотел рассуждать о каждой из них в частности, то вообще и кратко скажу, что умерщвление всем вышепоказанным страстям есть смиренномудрие, и кто приобрел сию добродетель, тот все победил. 50. Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа, но и удаление от первого без удаления от второго не принесет нам никакой пользы. 51. Страх, который чувствуем к начальникам и к зверям, да будет для нас примером страха Господня, и любовь к телесной красоте да будет для тебя образом любви к Богу, ибо ничто не препятствует нам брать образцы для добродетелей и от противных им действий. 52. Весьма развратился нынешний век и весь стал преисполнен возношения и лицемерия: труды телесные по примеру древних отцов наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется; хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований, как ныне. И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог. Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако, отринет Господь несмиренномудрого делателя. 53. Когда кого-нибудь из наших воинов о Христе увидим в телесном страдании и недуге, то не будем лукаво объяснять себе причину его болезни, но лучше примем его с простой и не мыслящей зла любовью и постараемся уврачевать как собственный член и как воина, уязвленного на брани.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Я же, видя Его страдания, не вынес страданий Его; но убежал на масличную гору, оплакивая случившееся. И после того, как начали кричать: возьми! Он был распят в шестой час дня и тма разлилась по всей земле. Потом Господь мой, став в средине пещеры и осветивши меня, сказал: Иоанн! Меня распинает иерусалимская чернь; Меня пронзают копьем и тростию, напояют уксусом и желчию. Тебе же говорю и выслушай, что Я тебе говорю: Я допустил тебе взойти на эту гору, чтобы ты услышал то, чему должен научиться ученик от учителя, а человек от Бога. Сказавши это, Он показал мне водруженный световидый крест и около креста великую разнообразную толпу, которая в кресте получала один образ и один вид. Самого же Господа зрел я на кресте не имеющим вида, но издающим только голос и голос не такой, какой обыкновенно мы слышали, но какой-то приятный, и добрый и воистину Божий. Голос говорил мне: Иоанн! одно ты должен услышать от Меня; потому что Я считаю нужным, чтобы ты из того, что имеет быть, услышал одно: это то, что крест света Я называл для вас иногда Словом, иногда умом, иногда Христом, иногда дверию, иногда путем, иногда хлебом, иногда семенем, иногда воскресением, иногда Иисусом, иногда Отцом, иногда Духом, иногда жизнию, иногда истиною, иногда верою, иногда благодатию». Святейший патриарх Тарасий сказал: «окинем взором все это сочинение; оно противно Евангелию». Святой собор сказал: «да, владыка! Оно вочеловечение называет мнимым». Святейший патриарх Тарасий сказал: «В этих путешествиях написано, – что Он ни вкушал, ни пил, ни попирал земли ногами, подобно тому как говорят это и фантазиасты; между тем как в Евангелии о Христе написано, что Он и ел и пил и иудеи говорили о Нем: се человек ядца и винопийца ( Матф. 11, 12 ) и если бы действительно, как они баснословили, Он не касался земли; то как же написано в Евангелии, что Иисус утомившись от путешествия сел при колодце»? Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «это та книга, на которой основывался лжесобор». Святейший патриарх Тарасий сказал: «это достойно смеха».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Возбуждаемые благодатию, иногда, подобно находящимся на царском пире, радуются и веселятся наслаждением неизреченным. Иногда они, подобно невесте, наслаждающейся с женихом своим, наслаждаются Божественною сладостию. Иногда, как бестелесные Ангелы, они бывают весьма легки и свободны, находясь еще в теле. Иногда, как упившиеся от вина, они веселятся, упоенные Святым Духом, т.е. питием Божественных и духовных тайн. А иногда они плачут и рыдают о роде человеческом, и, моляся за весь род Адама, по любви духовной к человечеству проливают слезы. Иногда Дух Святый исполняет их таким восторгом и любовию, что, если бы можно было, они желали бы принять в свои недра всякого человека, не рассуждая, хорош ли он или худ. А иногда, по смиренномудрию духовному, они так себя унижают, что почитают себя всех хуже и презреннее. Иногда Дух Святый держит их в неизреченной радости. Иногда, как сильный ратник, облекшись в царское всеоружие и вышедши на брань, мужественно сражается с врагами и побеждает их: так и духовный человек их, приняв небесное оружие Духа, выходит против врагов, сражается и повергает их к ногам своим. Иногда душа успокаивается в великой тишине и мире, находясь в духовной радости, неизреченном покое и безопасности. Иногда она научается от благодати знанию и непостижимой премудрости и разумению тех вещей, которых никакой язык пересказать не может» 159 . «Хотя благодать, – говорит святой Макарий в другом месте, – непрестанно сопребывает, укореняется и действует, как закваска, в человеке с юного возраста, и сие сопребывающее в человеке делается чем-то как бы природным и неотделимым, как бы единою с ним сущностию; однако же, как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в человеке к его пользе. И огонь иногда возгорается и бывает сильнее, а иногда слабее и тише; и свет временем сияет и светит сильнее, а временем сокращается и меркнет. Равным образом и сия свеща, т.е. благодать, всегда горящая и светящая, иногда горит ярко, и тогда душа возгорается сильней от упоения любви Божией; но потом издает свет умереннее, хотя и это, остающееся в душе, есть свет только слабейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никифоров: - Владыка Иоанн Белгородский что-то не очень сказал ясное про героев Великой Отечественной, кто и ради чего погибал. Может, он несколько коряво высказался, но это устная речь. Тут подхватили, переврали, начали задавать ему неудобные вопросы, что он за епископ такой? Я думаю, было бы легче, если бы он не говорил открыто, искренне то слово, которое он говорил? Кстати, это было сказано своим ученикам в семинарии. И нашлись подонки, которые отдали речь своего отца духовного, руководителя, отца-ректора этой семинарии, на всеобщее посмеяние. Это уже подло и некрасиво. о. Андрей:  - Мне это очень знакомо. Никифоров: - Да, знаю, и защищал Вас неоднократно. А что вы хотите? Вы хотите заученную выверенную речь по бумажке, как в царское время, когда благочинному относили написанную проповедь на утверждение, и была цензура? о. Андрей:  - Да, разрешается зачитать. Произнести нельзя было, а только зачитать. Никифоров: - В результате, что мы получили? Революцию. Безгласную Церковь, которая говорила все верно, но бездушно. о. Андрей:  - Стерильно, правильно, но не от жизни. Люди вообще перестали слушать проповедь, потому что не верят проповедникам. А когда тот читает по бумажке, я бы самому ему не верил. Никифоров: - «Се, вышел человек сеять семя…». о. Андрей:  - Да, да, да. Все красиво, зализано, понеже, аще убо, благоволить - а что это все? А кто заплакал, а кто изменился, а кто покаялся, а кто помирился с врагом, а кто побежал деньги бедным раздавать? Какие плоды слов? Сю-сю и траля-ля, все пушистые, будьте счастливы, не трогайте меня. Никифоров: - Стерильность не плодоносит. о. Андрей:  - Да, там где стерильно, нет живого. Никифоров: - Ошибки вполне могут быть, тем более, когда говорится живое слово. о. Андрей:  - Не ошибается тот, кто ничего не делает. Эти премудрые пескари, которые в ил закопались, конечно, не ошибаются. Еще опасно, если они ждут уловить кого-то. И пошли разносить, набрасывать вуаль на вентилятор. Такая война сегодня. Ничего не поделаешь. Никифоров: - А «Чернобыль»  - это фильм про Россию, Украину или СССР?

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на Церковь случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало. Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей, если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями. Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет. Могут ли родители присутствовать на Крещении? Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет. Когда совершается Крещение? Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка. Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения? Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры. Цель Крещения — соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански

http://azbyka.ru/voprosy-o-tainstve-kres...

Перейдём к XX веку. Сейчас в православном сознании культивируются представления о том, что в советской стране, где за четверть века практически уничтожили крупнейшую поместную Церковь православного мира, почему-то с семейной жизнью всё было хорошо. Более того, иногда звучат утверждения о том, что советская семья была чуть ли не православной. Давайте вспомним некоторые основные этапы советского времени, которые, на мой взгляд, не могли не добить и без того достаточно слабо складывавшуюся у нас церковную русскую семью. Уже в декабре 1917 года в ряду законов, касающихся Церкви и определяющих религиозную политику, принимаются законы, устанавливающие в качестве обязательного лишь гражданский брак и до предела упрощающие процедуру его заключения и расторжения. Аналоги мы можем найти в событиях французской революции, когда даже последовательные роялисты с радостью отзывались на новые законы и расторгали свои церковные браки. Чем руководствовались большевики, принимая декрет о ликвидации церковного брака и об установлении гражданского брака с максимально облегчённой процедурой его заключения и расторжения? Очевидно, коммунистическими постулатами; мы помним, что в “Манифесте коммунистической партии” предполагалось уничтожение частной собственности, семьи и религии 8 . Пожалуй, больше и откровеннее всех на эту тему писала народный комиссар призрения А. М. Коллонтай, — писала так, что даже Ленин смущался. Она прямо говорила о том, что ликвидация буржуазного брака, который в дореволюционной России был браком именно церковным, и утверждение гражданского брака, максимально легко заключаемого и расторгаемого, является лишь первым шагом на пути к полной ликвидации семьи в коммунистическом обществе. И действительно, страну захлестнула огромная волна не только разводов, но и браков-однодневок. Не нужно думать, что беспризорники 20-х годов — это лишь дети тех, кто погибал во время гражданской войны от голода, эпидемий и репрессий. Значительная часть беспризорников — это дети, которые зачинались вот в таких браках-однодневках и рождались уже вне семьи. Эта тенденция практически сохранялась в течение всех 20-х годов. Достаточно вспомнить хотя бы рассказ Зощенко, где жених не может узнать в лицо свою невесту на свадьбе, хотя он с ней уже расписан.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

НИОРРГБ. Ф. 60. К. 13. Д. 7. Л. 1. Подлинник. 672. Воззвание к народу Петроградского епархиального собора 877 духовенства и мирян 26 мая 1917 г. Тяжкими тысячелетними усилиями, ценою страданий и жизни множества своих сынов, народ наш создал величайшую в мире державу. Много наша родина имела врагов, которые нередко исступленно шли на нее и иногда даже подчиняли ее себе и порабощали. Но никогда, ни даже в тяжкие времена татарщины не угасал дух народный. Народ поднимался, свергал врагов-поработителей. И во главе этих движений народных всегда стояла наша Церковь , вокруг которой объединялся народ. Отвергая политику, вносящую рознь в единый народ русский, мы должны преклоняться пред подвигом народа нашего, падавшего под ударами татар, при защите последних оплотов церквей Киевских. Мы преклоняемся пред памятью пошедших, с благословения преподобного Сергия [Радонежского], на ратное дело иноков Пересвета 878 и Осляби 879 и павших за свободу народа на Куликовом поле. Мы преклоняемся пред памятью иноков и народа, отстоявших среда голода, жажды и всякой скудости Троице-Сергиеву Лавру, пред подвигом Минина и Пожарского. 880 Мы благоговейно преклоняемся пред ракой [святых мощей] Святителя Гермогена смертью своею запечатлевшего верность нашей вере, родине и народу нашему. Ныне снова враг ворвался в страну нашу осквернил наши св[ятые] храмы, ограбил и сжег наши города и селения, избивал жителей, насиловал женщин, захватил наш] земли, бесчеловечно истязует пленных братьев наших. Миллионы русских людей бежали под натиском жестокого врага из веками насиженных мест, трупами своими устилали путь отступления под расстрелом врагов. И мы призываем народ наш не падать духом и верить в Промысел Божий. С этим тяжким испытанием нам ниспослано и другое тяжкое бедствие: среди народа нашего воцарилась рознь: брат пошел на брата. Земля наша покрылась огнем и дымом пожаров: мучительно стонет церковный набат, слышны вопли ограбленных и погибающих. Родина наша оросилась братской кровью даже тех, кто недавно сидел в окопах вместе с солдатами, с ними проливал кровь, и с ними погибал за народ свой на суше и на море..., оросилась братскою кровью своих офицеров, униженных и погибших от рук не врага, а от рук... младших братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010