873 Имеется в виду состав синода, назначенный Временным правительством 14 апреля 1917 г. В него входил и архиепископ Агафангел. 874 В частности, губернскому Исполнительному комитету духовенства Курской епархии, а также комитетам духовенства при отдельных благочиниях г. Курска. 878 Пересвет Александр (?1380) – герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря. Его поединок с татарским богатырем Темир-мурзой, в котором оба погибли, стал началом сражения. 880 Пожарский Дмитрий Михайлович (15781642) – русский полководец, народный герой. В 16131618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов. 881 24 мая 1917 г. на Петроградскую митрополию епархиальным собором был избран епископ Вениамин (Казанский) (ЦВ. 1917. 2223. С. 148). 882 Известна другая, сокращенная редакция данного воззвания: «Тяжкими тысячелетними усилиями, ценою страданий и жизни множества своих сынов, народ наш создал величайшую в мире державу. Много наша родина имела врагов, которые нередко исступленно шли на нее и иногда даже подчиняли ее себе и порабощали. Но никогда, даже в самые тяжелые времена, не угасал дух народа. Ныне снова враг ворвался в страну, осквернил наши св[ятые] храмы, ограбил и сжег наши города и селения, избивал жителей, насиловал женщин, захватил наши земли, и истязует он бесчеловечно пленных братьев наших. Среди тяжкого этого испытания нам ниспослано и другое тяжкое бедствие: среди народа нашего воцарилась рознь, брат пошел на брата. Земля наша покрылась огнем и дымом пожаров, мучительно стонет церковный набат, слышны вопли ограбленных и погибающих. Родина наша оросилась братской кровью даже тех, кто недавно сидел в окопах вместе с солдатами, с ними проливал кровь и с ними погибал за народ свой на суше и на море, оросилась братскою кровью своих офицеров, униженных и погибших от рук не врага, а от руки... младших братьев своих. Во дни свободы народа волна самых низменных стремлений, насилий и пороков грозит захлестнуть нашу родину. Первый свободно избранный петроградский епархиальный собор, мы, миряне и духовенство, заявляем: безумцы, остановитесь! Забудьте распри! Враг у ворот столицы государства нашего. Под шум взаимных у нас распрей он ринется на нас, разорит нас, погубит дорогую нашу родину, погубит свободу нашу! Вы не ведаете, что творите, ослепленные злобою, вы идете друг на друга. Вы преступно проливаете братскую кровь!» (День. Пг, 1917. 1633 (72). С. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понеже язык взыде на землю Мою (Иоил. 1:6); это — Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. Утрезвитеся, пиянии… и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино (Иоил. 1:5). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. Восплачися… как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем (Иоил. 1:8). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав её. И изсше вино , погибли маслины. Посрамишася земледелателе , возрыдали виноградари (Иоил. 1:10–11). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. Вся древа… изсхоша , потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим (Иоил. 1:12). Посрамишася земледелателе (Иоил. 1:11), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, — Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления. Положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление (Иоил. 1:7). Виноград есть образ синагоги, а смоквы  — тайна всего человечества. Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила , потому что при наступлении голода прекратились десятины и жертвоприношения (Иоил. 1:17). Отъяся от дому Господня семидал и возлияние (Иоил. 1:13). Словами: отъяся… семидал, — пророк означает, что утратилась чистота нравов, а словами: отъяся …возлияние , — дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения из-за недостатка духовного разумения. И паствы овчыя погибоша… восплакашася стада волов (Иоил. 1:18), стада овец погибли, яко не бе пажити им . Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Это было как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в это время Вавилоняне осадили Иерусалим и опустошили все окрестности), так и с обоими царствами Израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во времена царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол Самарийский, а второй причинил много бедствий Иудее. В таинственном же смысле стоны волов означают воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих, ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете не волею (Рим. 8:20). А то, что пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, то этим изображается еще более жестокий голод перед пришествием Господа нашего, мучивший все человечество из-за скудости небесного хлеба, и, наконец, утоленный и прекращенный Евангельской проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Разделы портала «Азбука веры» ( 296  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Великопостные пирожные Это был первый Великий пост в моей жизни. Все было еще в новинку, и все переживалось бурно. Долгие монастырские службы переполняли душу радостью, зато простая великопостная пища была для меня сущим наказанием. Иду однажды в трапезную монастыря и думаю с отвращением: «Опять эти каши, каши!» А я их с детства не выношу. Задумалась я о ненавистных мне кашах и не заметила, как откуда-то сбоку подошел архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и говорит: – А у меня слюнные железы, вероятно, так устроены, что я черный хлеб ем как пирожные. Благословил меня архимандрит и помолился, возложив руки на мою голову, забитую помыслами о кашах. С той поры и поныне я искренне каюсь Великим постом: – Батюшка, я же не пощусь, а пирую. До чего все вкусно! Молитва схимника, или Как я спасала мир Имя этого схимника из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря мне, к сожалению, неизвестно. Да и знакомство наше не назовешь знакомством – так, мимолетное виденье в весенний день. По случаю хорошей погоды схимника вывезли на инвалидной коляске в цветущий яблоневый сад. И я оторопела, увидев его, – древние живые мощи и одновременно молодые веселые глаза. Белые лепестки яблонь, осыпаясь, парили над схимником, а воробьи доверчиво садились к нему на колени. Тощий юный воробьишка пытался клевать «старческую» гречку на руках иеросхимонаха, а воробьи потолще наблюдали за ним. Позже я освоила тот этикет бойкости, когда при встрече надо сказать: «Батюшка, простите, благословите». А тут, как глупый воробей, глядела на схимника, а он улыбался мне. Вот и все – молчали, улыбались. А потом схимника увезли обратно в келью, и он спросил на прощанье: – Как твое святое имя, детка? – Нина. Больше я схимника не видела, но через насельника монастыря Игоря иногда получала известия о нем. Впрочем, сначала два слова об Игоре. В миру он погибал от наркотиков, и отчаявшиеся родители привезли его на отчитку в монастырь. Здесь он исцелился, полюбил монашество и решил остаться в монастыре навсегда. Он уже подал прошение о зачислении в братию, но вдруг заколебался. Игоря, как говорят, «закрутило» – он начал окормлять юных паломниц, влюбленно внимавших своему «аввочке», а заодно решил облагодетельствовать схимника, вызвавшись ухаживать за ним. Ругал он при этом схимника нещадно:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-nina-p...

Отцы Неофит и Даниил, оба ученика отца Каллиника, всеми силами старались обеспечить своему старцу требуемый покой. Все труды по ведению хозяйства каливы, всю заботу о посетителях и удовлетворение всех прочих потребностей они брали на себя, радуясь тому, что их старец достиг такой высокой духовной ступени и удостоился чести, как говорит святитель Григорий Нисский , «вечно пребывать в духовном и возноситься вместе с Божественными силами». Даже малейшее нарушение безмолвия и самое незначительное беспокойство создают препятствия для умного созерцания. Поэтому отец Каллиник стремился жить в полной беспопечительности и невозмутимости ума. Заботам о земном, материальным интересам, мирским проблемам не было никакого места в душе подвижника, избравшего трезвение. «Итак, – призывает преподобный Нил Пустынник, – пусть чистота добродетели не тревожится мирскими помышлениями, а ясность созерцания не возмущается телесными заботами». Отец Каллиник ни разу не раскрыл рта, чтобы полюбопытствовать у посетителей, что нового происходит в мире. Всякое расположение духа к любопытству должно было быть подавлено. Даже если бы погибал весь мир, старцу следовало бы, препоручив все это Промыслу Божию, не отрывать ум от духовного созерцания. Столь великие требования предъявляет к своим последователям трезвение, «благое, по слову преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского , и сладкое, сияющее и приятнейшее, прекрасное и всесветлое, вечно и непрестанно вдыхающее и призывающее одного лишь Иисуса Христа». С захода солнца и до полуночи, когда ученики старца отдыхали и кругом царило совершенное безмолвие, сам он в своей келлии – в шестидесяти метрах от их жилища – предавался божественному труду молитвы. В полночь, когда ученики начинали уставные службы в церкви в соответствии с порядком, принятым на Святой Горе, он ложился на несколько часов, чтобы отдохнуть до утра. Храм святого Герасима отец Каллиник посещал обычно раз в неделю, чтобы приобщиться Святых Христовых Таин. Что же касается повседневных дел, которыми отец Каллиник перестал заниматься, то иногда ему приходилось вспомнить о приготовлении пищи. Ученики заранее приносили ему дрова и все необходимое, и он в одиночестве сам готовил свой скромный обед (обычно это был вареный рис), не прекращая творить сердечную молитву. Пищу свою старец принимал отдельно от учеников, чтобы в уединении сопровождать каждый съеденный кусочек молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На этих примерах из жизни Аввы Дорофея , как нельзя лучше видна та духовная высота, те характерные черты, которые принадлежат истинным пастырям. Не тот учитель достоин удивления, который понятливых детей сделал умными, но тот который умудрил и усовершил непонятливых и тупоумных 140 . Так и Великий Варсануфий, уже совершенно поглощенного отчаянием и печалью Авву Дорофея , обуревавшегося иногда самыми постыдными страстями 141 , довел до состояния бесстрастия и соделал Богоносным. Истинного пастыря отличает и истинная молитва пред Богом. Великий Варсануфий и здесь стяжал победные венцы и почести, которые редко имели себе достойное подражание. Молитва его была столь сильна, что он один мог умолить Бога о неисчетном множестве людей, и прошение его не было отвергаемо 142 . Его молитва , как он сам говорил (конечно, прикровенно, в третьем лице), восходила ко Господу, как блистающая молния и как солнечные лучи, о которых веселится Отец, радуется Сын, и утешается Дух Святой 143 . И этот молитвенник за тьмы людей показал себя таковым на самом деле спустя некоторое время. В Палестине тогда случилось великое испытание для ее жителей; мир совершенно погибал, и смерть распространяла всегубительство 144 . Безмолвствующие отцы Серидовой обители, как к Самому Богу, обратились к Великому старцу о мире. «Мир бедствует», писали они: «и мы все умоляем тебя, помолись благости Божией, да отъимет руку ( 1Пар. 21:15–27 ) и возвратит меч во влагалище его. Стань среди падших и живых со святым твоим фимиамом ( Числ. 16:47–48 ) и сотвори, чтобы престало всегубительство; воздвигни святой алтарь на святом гумне ( 1Пар. 21:28 ) и престанет гнев Божий. Усиленно молимся и просим тебя: «помилуй мир погибающий; вспомни, что мы все члены твои; покажи и в настоящем (времени) милосердие твое и чудеса от Бога, ибо Ему слава во веки». Не мог святой отец отказать столь слезному молению, хотя в такой просьбе, которая, по видимому, превосходила человеческие силы. Но не мог с другой стороны и скрыть того, что дело это представляет и великие трудности; при чем причина этого заключалась не в слабости его молитв, а в ослаблении ее действенности множеством грехов, совершающихся в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С горечью пишет Григора, что его соотечественники не желали понять, что снаряжаться надо не тогда, когда опасность уже перед глазами, а задолго до этого; суровый приговор слышится в словах историка о том, что жизнь византийцев была полна одними рассуждениями и они „казались добровольно оглохшими», δελοκωφεν δκουν Βυζντιοι 475 . Внешне Константинополь жил бьющей ключом жизнью; принимались и чествовались послы, развёртывались сложные и нарядные церемонии во дворцах и церквах, блистала умственная и художественная культура; но поток товаров и денег уже не проходил через столичные рынки, свернув на Галату; в торговле воцарилась итальянская монета, население города чаще голодало, чем было сыто, зловещая язва – итальянское гнездо в Пере – разъедала изнутри расползающееся хозяйство. Сохранялась по стойкой традиции лишь пышность на деле сильно оскудевшего двора, и оправдывалась народная греческая пословица: κσμος ποντζετο κα μ γυν στολζετο – „мир погибал, а жена моя украшалась» 476 . После того как при Андронике II, пользуясь его слабоволием и преступным небрежением к византийскому флоту, генуэзцы расширили и укрепили свою территорию в Галате; после того как они помогали Андронику младшему отнять престол у деда и исподволь продолжали усиливать свои позиции при этом, сравнительно недолго царствовавшем, императоре, – они окончательно проявили себя в период злосчастного правления Иоанна V Палеолога. Все византийские летописи неоднократно и в самых разнообразных выражениях отмечают высокомерный тон генуэзцев, их чванливость и коварство, самомнение и презрительное, доходящее иногда до наглого издевательства, обхождение с константинопольцами. Им, изначальным хозяевам босфорских берегов и великого города, они позволяли себе приказывать (πταττον) „властно и дерзко, преисполнившись бесстыдства», γεμονικς κα πολλ τ ϑρσει ροντες»). 478 На требование императора покинуть захваченную и уже обведённую ими стеной территорию вокруг Перы они, по словам самого, не умевшего совладать с ними, Кантакузина „и ухом не повели», οδ κροις κατεδχοντο σν».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имени этого схимника из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря я, к сожалению, не знаю. Да и знакомство наше не назовёшь знакомством — так, мимолётное виденье в весенний день. По случаю хорошей погоды схимника вывезли на инвалидной коляске в цветущий яблоневый сад. И я оторопела, увидев его, — древние живые мощи и ясные молодые весёлые глаза. Белые лепестки яблонь, осыпаясь, парили над схимником, а воробьи доверчиво садились к нему на колени. Тощий юный воробьишка пытался клевать старческую «гречку» на руках иеросхимонаха, а воробьи потолще наблюдали за ним. Позже я освоила тот этикет, когда при встрече надо сказать: «Батюшка, простите, благословите». А тут, как глупый воробей, смотрела на схимника, а он улыбался мне. Вот и всё — молчали, улыбались. А потом схимника увезли обратно в келью, и он спросил на прощанье: — Как твоё святое имя, детка? — Нина. Больше я схимника не видела, но через насельника монастыря Игоря иногда получала известия о нём. Впрочем, сначала два слова об Игоре. В миру он погибал от наркотиков, и отчаявшиеся родители привезли его на отчитку в монастырь. Здесь он исцелился, полюбил монашество и решил остаться в монастыре навсегда. Он уже подал прошение о зачислении в братию, но вдруг заколебался. Игоря, как говорят, «закрутило» — он начал окормлять юных паломниц, влюблённо внимавших своему «аввочке», а заодно решил облагодетельствовать схимника, вызвавшись ухаживать за ним. Ругал он при этом схимника нещадно: — Грязь развёл. Беспредел! Печь закопчённая, окна немытые, и ремонта не было сорок лет. Родители Игоря, люди денежные, тоже решили облагодетельствовать схимника, сделав в его келье евроремонт. Но когда они с прорабом явились к схимнику, тот испуганно забормотал, что он, мол, грешный, совсем многогрешный и недостоин таких забот. — Батюшка, — сказала недавно крестившаяся мама Игоря, — Господь по неизречённому благоутробию прощает грехи, если кается человек. Вы уж, пожалуйста, поскорее покайтесь, а мы ремонтик вам провернём. Схимник охотно обещал покаяться, но от ремонта отказался наотрез. Он уже угасал и почти не ел, отдавая все силы молитве. А Игорь с благими, конечно, намерениями неустанно терзал его:

http://azbyka.ru/fiction/mihajlov-den-za...

Валентина 24 февраля 2016, 00:12 Очень грустно читать высказывания отца Андрея об Украине, об ослеплённом народе, о не таком духовном священстве, как в России, о его отношении к женщине... Сначала мы восхищались его проповедями, а потом после проклятия людей на майдане, после его отъезда в Россию и после его темных высказываний о стране, где он жил, после его нелюбви к Украине, после этого всего... Отец Андрей, да поможет Вам Бог стать миротворцем, быть священником, а не политиком, нести свет Божественный, а не раздор и неуважение к украинскому народу. Души погибших украинских защитников Отечества слышат Вас, матери, потерявшие своих сыновей в этой войне не простят тех, кто подогревает вражду между украинцами и русскими. УПЦ МП сильна и едина, украинцы и русские едины в своём стремлении к Богу. Русские братья! Нас не надо освобождать, мы, русские, всегда говорили и говорим на русском, у нас прекрасные православные церкви, нас никто не обижает. Те, кто пришёл к нам с мечом, возвращайтесь домой! Будем молиться о мире в Украине, о том, чтобы никто не погибал за призрачные идеи. Мир каждой стране и каждому дому! С нами Бог! Ekaterina Zimina 23 февраля 2016, 23:31 Как же он сложно говорит Галина 23 февраля 2016, 22:50 Половину статьи хочется разобрать на цитаты. Особенно понравилось " Говорить то, что всем нравится,-- это значит работать в передаче " В гостях у сказки " . Майя Князева 23 февраля 2016, 22:29 К сожалению, о. Андрей ошибся с музыкой на стихи Р.Рождественского - композитор этой песни Микаэлл Таривердиев. Елена Кораблёва 23 февраля 2016, 22:29 Спасибо, о. Андрей! Как всегда с большим интересом прочитала Ваше интервью. Читала с болью и, не скрою, со слезами. Я живу в Донецкой области, на украинской её части. То, какая идеологическая свистопляска происходит здесь, невозможно описать. Был ли когда-нибудь подобный эпизод в истории, когда ОБЕЗУМЕВШИЕ люди, потерявшие совесть, рассудок, способность просто логически рассуждать, внимательно наблюдать жизнь, находятся во всех сферах власти, когда у нас всё раскрашено в желто-голубые цвета (столбы, мосты, фонари, скамейки...), когда люди (вчера читавшие русскую литературу)сегодня с пеной у рта доказывают, что самый главный враг - русские... Всего не напишешь, не расскажешь... Больно, горько, досадно... Обидно не за свою жизнь, так неожиданно испоганенную. Обидно за страну. Но мне хочется верить, и Вы, о. Андрей, моей вере поддержка, что всё в истории не случайно, всё происходит по воле Божьей. Остаётся - молиться, крепиться и уповать. Спасибо всем, кто не забывает о нас, кто душой и мыслями с нами. Слава Богу за всё.

http://pravoslavie.ru/90882.html

Таков-то и был Давид. Несмотря на то, что закон допускал тогда такую меру, повелевая вырывать " глаз за глаз, зуб за зуб " (Втор. 19:21), и это не было преступлением, Давид однако был так любомудр, что не только не преступал закона, но и далеко превосходил его, и перескакивал, так сказать, его границы. Он считал для себя недостаточным в деле добродетели, если еще не превзойдет данных заповедей. Между тем от нас требуется не только то, чтобы мы не отмщали, но чтобы и благодетельствовали. " Молитесь " , - говорится, - " за обижающих вас " ; " благотворите ненавидящим вас " (Мф. 5:44). Какое же будем мы иметь прощение, какое оправдание, если даже после пришествия Христова не достигаем меры тех, кто жил в ветхом завете, и это когда от нас требуется великий преизбыток? " Если " , - говорится, - " праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное " (Мф. 5:20). Подобно тому как неравны между собою те, кто проявляет одинаковую добродетель под законом или до закона, так точно - и те, кто во время благодати или [до закона, а вернее] под законом, но в зависимости от времени между ними существует большое различие. Когда я подумаю о благости, милосердии и любвеобилии Господа нашего Иисуса Христа, то поражаюсь, трепещу и прихожу в изумление, как Он и на самом даже кресте молился за распинателей. Что может сравниться с этим? Даже оба разбойника сначала поносили Его: но когда благоразумный разбойник, придя в сознание, сказал: " помяни меня, Господи " (Лк. 23:42), то Он раньше всех отверз ему рай. Он плачет о готовившихся распять Его, и смущается, видя предателя, не потому, что Ему предстояло распятие, а потому, что погибал этот последний. Он смущался, именно, предвидя его удавление и наказание после удавления, и, зная его нечестие, до самой последней минуты заботился о нем, не отвергал его. Мало того, преблагой Господь даже поцеловал предателя, давая нам образец и пример благостыни и долготерпения. " Иуда " , - говорит, - " целованием ли предаешь Сына Человеческого " (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но вопрос в другом, в принципиальной допустимости или недопустимости молитв на литургии за некрещеного. Я не знаю, кто беседовал с родственниками, может быть, это были Вы, может быть, кто-то из служителей. Просто напомню, что мои слова сказанные родителям не были противоканоническим жестом сострадания, но имеют под собою действительную основу. Нужно лишь вспомнить практику древней Церкви. В IV-V вв. и в последующие десять веков обычно крестили детей по достижении ими трехлетнего возраста 1 . Что же делали с новорожденными? Их оглашали. Сразу по рождении ребенка читались молитвы Первого дня , затем нарекалось имя. На сороковой день младенца приносили к храму и воцерковляли. Непосредственно после воцерковления дети считались «некрещенными христианами». Так их называют древние Константинопольские Евхологии и наш Потребник патриарха Филарета (Москва. 1625г.). За такого младенца молились за Евхаристией. Если такой оглашенный младенец внезапно умирал, за него молились как за полноценного христианина. В древних Константинопольских Евхологиях вообще не существовало чина Како младенца крестити страха ради смертнаго , ибо этого «страха» не было. Этот чин пришел от католиков и встречается лишь со времен Требника Петра Могилы. То, что у нас сегодня Воцерковление совершается после Таинства Крещения, является нарушением древней (существовавшей вплоть до 17-го века) практики. Да и сами Требники обличают нас, ведь печатается же там Воцерковление перед Крещением. Итак, повторю: Если младенец рождался от верующих православных родителей, над ним по рождении были проведены чины 1, 8, 40 дней, и он внезапно погибал, этот маленький человек считался христианином. Сегодня об этом мало кто знает и поэтому расхожее мнение: некрещеннельзя поминать в Церкви за Литургией, стало нормой. Не зная древней практики Церкви, пусть практики экстремальной , но все же подлинной, а не какой-то вымышленной, мы лишаем родителей возможности поминать дорогих их сердцу малюток в самые священные минуты Богослужения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otkrytoe-pi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010