Необычайные формы, в которые вылился террор 73 вызвали деятельность особой комиссии для расследования дел У.Ч.К., назначенной из центра во главе с Мануильским и Феликсом Коном. Все заключенные в своих показаниях Деникинской Комиссии отзываются об этой комиссии хорошо. Развитие террора было приостановлено до момента эвакуации Киева, когда в июле-августе снова повторились сцены массовых расстрелов. 16-го августа в «Известиях» был опубликован список 127 расстрелянных – это были последние жертвы, официально опубликованные. В Саратове за городом есть страшный овраг здесь расстреливают людей. Впрочем, скажу о нем словами очевидца 74 из той изумительной книги, которую мы несколько раз цитировали и на которую будем еще много раз ссылаться. Это книга «Че-Ка», материалы о деятельности чрезвычайных комиссий, изданная в Берлине партией социалистов-революционеров (1922 г.). Исключительная ценность этой книги состоит с том, что здесь собран материал иногда из первых рук, иногда в самой тюрьме от потерпевших, от очевидцев, от свидетелей; она написана людьми, знающими непосредственно то, о чем приводится им говорить. И эти живые впечатления говорят иногда больше, чем кипы сухих бумаг. Многих из этих людей я знаю лично и знаю, как тщательно они собирали свои материалы. «Че-Ка» останется навсегда историческим документом для характеристики нашего времени, и при том документом исключительной яркости. Один из саратовцев и дает нам описание оврага около Монастырской слободки, оврага, где со временем будет стоять, вероятно, памятник, жертвам революции 75 . «К этому оврагу, как только стает снег, опасливо озираясь, идут группами и в одиночку родственники и знакомые погибших. В начале за паломничества там же арестовывали, но приходивших было так много... и несмотря на аресты они все-таки шли. Вешние воды, размывая землю, вскрывали жертвы коммунистического произвола. От перекинутого мостика, вниз по оврагу на протяжении сорока-пятидесяти саж. грудами навалены трупы. Сколько их? Едва ли кто может это оказать. Даже сама чрезвычайка не знает. За 1918 и 1919 г. было расстреляно по спискам и без списков около 1500 человек. Но на овраг возили только летом и осенью, а зимой расстреливали где-то в других местах. Самые верхние расстрелянные предыдущей поздней осенью еще почти сохранились. В одном белье, с скрученными веревкой назад руками, иногда в мешке или совершенно раздетые...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В-третьих. Кто не умеет сам читать, тот слушай других; кто не может слушать, тот должен несколько минут употребить на размышление о том, что ему должно сделать в продолжение наступающего дня. Пусть он расчислит все дневные часы; распределит их, назначит для каждого из них свое особенное доброе дело. Это можно делать всякому; ибо у всякого рассудок есть. Вот правила для употребления утренних часов: молитва , чтение Писания и благочестивое размышление. После сего наступает время занятий, время труда. У всякого из нас есть свои обязанности, свои дела, своя общественная служба, свои разнообразные нужды и потребности. Но как бы они ни были разнообразны, а главное правило для всех их одно: не бывайте несмыслени, но разумевайте, что есть воля Божия; т.е. при начале всякого дела спрашивайте себя: сообразно ли оно с волею Божиею? При исполнении всякой должности помышляйте: так ли мы верно и рачительно исполняем оную, как требует от вас Господь? Чтобы уметь легче применять сие общее апостольское правило к различным нашим делам и обязанностям, сделаем несколько частных замечаний. Так, например, судья решает тяжбу, или разбирает запутанное дело двух лиц: бедного правого и богатого неправого, обиженного невинно и обидевшего бессовестно. Случается иногда, что весы правосудия, по каким-то причинам, склоняются на сторону богатых обидчиков. Дабы, не сделать фальшивого перевеса, нужно только стать между этими, не на-добро тяготеющими причинами, и между мыслию о воле Божией, нужно спросить себя: сообразен ли подобный перевес с правосудием Божиим? Так ли бы Господь-Судия решал тяжбы человеческие, как иногда хочется нам по известным побуждениям? Самое простое соображение всякому судии дает правильный ответ касательно решения дел; а если кто не поступит по сему ответу, значит, что он не искупил время ценою добра и совести, а продал оное за бесценок, на погибель себе, и на слезы невинно осужденного. Другой случай. Купец покупает и продает товар; по некоей привычке искусительной, ему хочется купить слишком дешево, продать слишком дорого, купить вещь хорошую, продать дурную за хорошую; купить дешево у тех, кои иногда по крайней нужде отдают необходимое для удовлетворения необходимейшему; продать дорого тем, кои неопытны и коих знают, что им непременно должно иметь такую-то вещь. Чтобы искоренить сию привычку, подлежит в продаже и покупке всякой вещи спрашивать себя: не продаем ли мы вместе с нею волю Божию? Сообразна ли такая торговля с законом Господа, Который ненавидит мерила неправедна? Если кто в торговле не соображается с надлежащим ответом на сии вопросы, тот не искупает времени своего, а продает оное, как гнилой товар, закладывая свою душу и совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

И кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10, 38 ). Быть исповедником Христовым – значит словом и делом везде являть себя исполнителем Его закона, значит любить Его более всего в мире, но это часто бывает тяжело и прискорбно. Эти-то скорби, всегда нераздельные с добродетельной жизнью, Господь и сравнивает с крестом, который несет на себе человек. Во время жизни Иисуса Христа злодеев распинали на крестах. Со злодеями был распят и Сам Христос. Крест был тогда позорным орудием, и нести его было и позорно, и тяжело, так как кресты делались очень тяжелыми. Для последователя Иисуса Христа надобно победить любовь к самому себе, иногда – любовь к семейству, родителям, детям; для христианина не редкость – нажить неприязнь соседей, целого общества; или опустить явную выгоду, даже иногда целое богатство, которое так бы легко было приобрести неправым путем; насмешки, укоризны, преследования – все надобно вынести, сдержать на своих плечах этот скорбный крест, чтобы остаться исповедником Христовым. Но каков Учитель, таковы должны быть и ученики. Иисус Христос, не повинный ни в одном грехе, претерпел ради нас оплевание, биение, заушение, распятие на Кресте. И мы, Его последователи, должны также мужественно терпеть скорби временные за имя Его. Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ). Но хватит ли сил вынести эти скорби? – спросите вы. Братья, всякое искушение Господь посылает по мере сил наших, ибо Он долготерпелив и многомилостив (ср.: Пс. 144, 8 ). Он не желает, чтобы посланная Им скорбь сокрушила силы человека, как молот сокрушает стекло, но чтобы человек, перенося скорби, креп в любви к Богу, как крепнет железо, когда его куют. И, побеждая искушения, мужественно перенося скорби, мы будем все более и более находить их легкими и оправдаем на себе слова Господа: иго Мое благо и бремя Мое лето ( Мф. 11, 30 ). Вспомните историю праведного Иова. Первоначально Господь поразил его отнятием одной части имущества: разбойники угнали его волов и ослов. Иов мужественно перенес это лишение. Потом последовали другие лишения: погибли овцы, верблюды; Иов и это перенес. Потом погибли дети его, Иов и теперь не возроптал на Бога. Наконец, жестокая болезнь поразила его тело, и тут же подруга его жизни, его жена, пала духом, оставив его одиноким в этой борьбе с горем. Иов и теперь остался непоколебим в своей любви к Богу. То же бывает и в нашей жизни; глядишь, пойдет беда на человека: то пожар, то неурожай, то воры обидят. Но не падай духом: это рука Божия. Бог, следовательно, видит, что ты все это можешь вынести: иначе праведный Господь так и не испытывал бы тебя, а послал искушение по силам твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возможно, вам ответят: «Спасибо, что спросил. Да, все пишут. Но мне сейчас хочется побыть одному».  — Чего точно не стоит говорить человеку в остром горе? — Когда человек переживает утрату, он или она часто думает, что с ним происходит что-то ненормальное. Особенно если он не склонен к рефлексии, а тут чувства вдруг нахлынули, как никогда раньше, и затопили. Человек много плачет или даже рыдает, он злится на умершего, испытывает чувство обиды и тут же стыдится своих негативных чувств. Кто-то может подумать, что просто сходит с ума.  В действительности спектр нормальных телесных реакций, чувств и мыслей, которые возникают при переживании утраты, огромен. Можно сказать: «То, что с тобой происходит — это нормально», хотя, конечно, это скорее работа психотерапевта. Как дать понять человеку, что я готов выдержать его слезы? Не словами. Опять же это зависит от моей способности выдержать страдания другого человека, не пытаясь ничего с этим делать.  И, видимо, не стоит говорить расхожих фраз: «Он (или она) сейчас в лучшем месте», «Могло бы произойти что-то худшее», «Тебе надо сейчас думать о детях», «Не плачь, слезами горю не поможешь». Иными словами, не стоит пытаться повлиять на то, что переживает сейчас другой человек, изменить его отношение к происходящему. Переживание утраты — это процесс, требующий времени. Это путь, который человек проходит иногда за месяц, иногда за год, а иногда за всю жизнь.  «Я не стал говорить с подругой о смерти ее мужа» Андрей, Санкт-Петербург О том, что подруга потеряла в ДТП всю семью, я узнал из ленты в фейсбуке. Разбился ее муж — мы с ним дружили в институте, вместе играли в КВН. Сначала я не мог поверить, связался с общими друзьями. Первой мыслью было кинуть денег, они точно понадобятся, у Насти и Макса трое сыновей, старший с инвалидностью. Настя потом рассказывала, что еще до того, как узнала о гибели, ей начали на телефон поступать деньги, и только позже пришло сообщение, что Максим погиб. И только то, что столько людей объединились вокруг нее, помогло ей не упасть. 

http://pravmir.ru/nado-zhit-radi-detej-i...

3 . Не завидуй тому, кого почитают или славят; не завидуй тому, кто чем-нибудь бо­гат больше тебя, но считай это за сонное мечтание. Не завидуй земным тленным ве­щам, но прилепись сердцем своим к небес­ным – вечным. Не то есть благодать Божия, чтобы в чем-либо обиловать или быть на земле в почете, но чтобы всегда быть при Боге. Обилующий земными благами всегда находится в боязни и большом страхе, ибо часто внезапно происходит изменение и тяжкая потеря воспринятых благ этих. Мало ли было прежде славных, богатых, храбрых, премудрых?! Но ныне всех покрывает земля, и память о них, как небывших, погибла. Ибо «человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не бу­дет и не познает ктому места своего», гово­рит пророк ( Пс.102:15–16 ). 4 . Знай, что не много завидовал бы ты то­му, кто на короткое время – притворно – взял бы на себя образ царя, или тому, кто раз­богател бы в сонном мечтании; не завидовал бы и тому, если бы кто на один день получил какую-либо почесть, а потом надолго был бы обесчещен. Потому, если кто славится, пусть славится; если кто богатеет, пусть богатеет. А ты себе внемли. «Хваляйся, о Господе да хвалится, богатеяй, о Господе да богатеет», – говорит апостол ( 1Кор.1:31 ). 5 . Не завидуй тому, кого хвалят и прослав­ляют люди, но с похваляющими доброе похва­ляй и ты, злое же молчанием проходи. Не за­видуй тому, кого ублажают и о ком все хорошо говорят. Ибо похвалы человеческие непосто­янны и весьма превратны: иногда люди хва­лят, а иногда и злословят, одни прославляют, а другие бесчестят, одним похваляемый и про­славляемый угоден, а другим нет. Ныне кого-либо почтут, а завтра внезапно обесчестят. Ни похвала, ни бесчестие человеческие не пребы­вают в одной мере, а все скоро изменяется. 6 . Будешь ли ты завидовать Богу в Боже­ственном? Решишься ли прекословить Богу в Божественном? Не завидуй же ни в чем ни од­ному человеку. Но позаботься быть достой­ным Бога, чтобы принять от Бога то, чего бу­дешь достоин. Ибо у Бога нет лицемерия, но у Него – праведное воздаяние по достоянию каждого. Он по возможности всех людей уме­рил правою мерою и каждого почтил своею честию: одного так, а другого иначе. Но по преимуществу " блажен тот человек, емуже есть Господь Бог его» – часть и достояние его, говорит пророк ( Пс.32:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

...Если будешь сострадать ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 67–68). Источник. Когда настал сильный голод в городе Едессе, святой Ефрем, этот божественный муж, сжалившись над поселянами, пришел к богатым гражданам и сказал им: «Отчего вы не имеете сострадания к погибающим людям и гноите свое богатство к осуждению душ ваших?» Они, придумав будто бы благовидную отговорку, сказали святому: «У нас некому доверить раздачу хлеба голодным, потому что все занимаются торговлей». Добродетельный Ефрем сказал им: «Отныне я буду вместе с вами попечителем о бедных». Взяв у них серебро, он устроил дома с разными отделениями, поставил в них до трехсот кроватей, заботился о больных и кормил голодных, погребал умиравших, а у кого была еще надежда на жизнь, за теми ухаживал. Одним словом, всем, кто прибегал к нему, он каждодневно давал пристанище и продовольствие из того, что ему доставляли. По прошествии года, когда настало благоденствие и все пошли по своим домам, этот достославный муж, не имея уже дела для себя, опять вернулся в свою келью и спустя месяц умер, наследовав блаженную землю кротких. Сверх других его подвигов Бог напоследок доставил ему и это служение для получения славнейших венцов за кротость нрава (101, 242). В кельях Хузива жил один пустынник. Старцы того места рассказывали о нем следующее. Живя еще в своем селении, он поступал таким образом. Если случалось ему видеть, что кто-то из односельчан по бедности не мог засеять своего поля, он выходил ночью и со своим скотом и своими семенами засевал поле. Таким же состраданием отличался старец, когда удалился в пустыню и стал жить в кельях Хузива. Он выходил на дорогу, ведущую от священною Иордана ко Святому Граду, взяв с собой хлеба и воды. Если замечал кого-то утомившегося, то брал его ношу и провожал до святой горы Елеонской. Возвращаясь обратно по той же дороге, нес поклажу других до Иерихона. Можно было видеть иногда, как старец обливается потом под большой тяжестью и несет на плечах поклажу одного, а иногда и двух отроков. Иногда он чинил чью-то износившуюся обувь, для чего брал с собой необходимые инструменты. Одних поил водой, которую носил с собой, других кормил хлебом. Когда встречал нагого, то снимал с себя одежду и отдавал ему. Можно было видеть, как он трудился в течение целого дня. Если случалось ему находить мертвого на дороге, он совершал над ним чин погребения и хоронил (102, 29–30). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Может ли Бог , например, создать круглый квадрат? Нет. Но не потому, что возможности Бога ограничены, а потому что выражение «круглый квадрат» (по крайней мере, в русском языке) не означает чего-либо, что в принципе могло бы быть создано, это бессмысленное словосочетание. Бог не может создать светлый мрак, или горячий холод, или жидкого барана, летающего в заостренном небе, – потому что эти запросы содержат противоречия в определениях и, таким образом, бессмысленны. К числу таких бессмысленных запросов относится и «мир, в котором люди (и ангелы) свободны в своем выборе, но не существует никого, кто сделал бы неправильный выбор». Свободная воля означает, что человек сам является автором своих решений – никто другой, даже Бог , не определяет его выбор за него. Если вы существуете в мире, из которого заранее исключены все погибшие, вы просто не можете сделать неправильный выбор – ведь тот факт, что вы существуете, указывал бы на то, что вы неизбежно выберете правильно. Это как если бы мы сказали: «У вас есть свободный выбор – вступать в брак или оставаться холостяком. Но так как Бог заранее исключил из бытия всех, кто останется холостяком, вы неизбежно вступите в брак». Это делало бы само понятие «свободного выбора» бессмысленным. Если есть подлинный выбор – обратиться к Богу или отвергнуть Его, некоторые выберут неправильно. Это их выбор, и Бог , конечно, знает о нём, но дает им возможность его совершить. Любит ли Бог тех, кто погибнет? Иногда мы склонны думать, что Бог любит добрых людей и ненавидит злых, но это не так. Бог любит всё свое творение – добрых людей и злых, святых ангелов и падших. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Все, что существует, поддерживается в бытии Его любовью – никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не Его благоволение. Каждый следующий вдох, который делает человек (даже человек самый дурной), есть дар любви Божией. Ибо мы Им живем и движемся и существуем ( Деян.17:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

На стр. 83–97 приводится «Разговор миссионера с бакшой (настоятелем хурула)». Этот разговор начинается с обсуждения вопроса о посмертной участи человека. Бакша рассказывает, что по их учению «душа каждого умершего человека является на суд всех наших богов и тут посредством волшебного зеркала обнаруживается: праведная она была или грешная» (С. 84), после чего она перерождается или в асура (злого бога) или в бурхана (доброго бога), или какое-либо живое существо земного мира, или в тамуду (обитателя ада) или в бирита (голодного духа). Но это лишь на время, а когда «уже совершенно освободится от своих грехов, то в конце концов делается бурханом, погружаясь в нирвану, где забывает даже о своем существовании» (С. 85). На это миссионер замечает, что все бурханы буддистов, получается, были ранее грешниками, и что притом они не вечны и не всемогущи. Бакша говорит о войне между бурханами и асурами и рассказывает, что бурханы помогают людям узнать доброе учение, сами же пребывают либо в нирване, либо в блаженном царстве, и что «первые бурханы называются буддами, а вторые – бодисатвами» (С. 86). Миссионер замечает, что из-за учения о переселении оказывается, что каждое животное и насекомое имеет душу того, кто прежде был человеком и, значит, убить человека или это животное – одинаково тяжкий грех . Бакша подтверждает, что согласно буддизму грехом является убийство любых живых существ. Миссионер напоминает собеседнику о том, что согласно буддийским каноническим книгам тот, кто «убивает, должен переродиться в бирита, а тот, кто ест резанное мясо – в тамуду» и говорит: «если так, то, значит, на том свете все калмыки должны погибнуть, потому что сейчас нет ни одного калмыка, который не ел бы резанного мяса» (С. 88). Бакша признает, что книга «Боди-мюре» причисляет к живым существам даже насекомых, а миссионер рассказывает о микроорганизмах, которые человек губит, даже не замечая их. Далее он говорит, что «разъезжая на животных, вы в то же время разъезжаете не только на душах умерших людей, но и на своих переродившихся бурханах… так иногда вы можете ездить на своих богах, не ведая того и сами… Следовательно, в таких случаях вы явно не почитаете своих богов» (С. 93). Придя к выводу о том, что в силу сказанного «все люди должны погибнуть и вы напрасно молитесь своим бурханам» (С. 94), и поскольку такое положение вещей существует издавна, то не должно и существовать ни асуров, ни бурханов, ведь все умершие должны перерождаться в биритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Без «охранительных» речений и действий (как и без созидательного труда) мы попросту погибнем Так работать, несомненно, труднее, чем громить кощунственные выставки, театры и громко, а порой, увы, и крикливо выступать в Государственной Думе с пламенными речами «в защиту нравственности». Но без созидательного труда и «охранительных» речений мы погибнем, покорно отдав будущее наших детей на откуп людям, которые уже не станут сомневаться и стесняться кого-то смутить своей прямотой, нетолерантностью или перегибами. Так уже было в 1917 году. И наверняка, так же умные и интеллигентные люди одинаково морщились на очередную выходку террористов, провокаторов, кощунников и тех, кто иногда безалаберно, но всё же пытался противостоять им. Обыватели говорили себе: это пройдет, не может быть, чтобы эти хулиганы и бандиты пришли к власти и начали нами повелевать, не стоит мараться, даже осуждая их вслух. Чем это закончилось, мы помним. Пришли и повелевали. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 15 марта 2017, 10:54 Православным то мягко , то строго указывают : " ваше ,мол, время закончилось -вон из политики , образования , юриспруденции . Сидите в музее и не смейте благовествовать на государственном уровне " .А мы не согласны . Можете смеяться . Православные могут преобразовать все стороны жизни страны .Этому надо учиться , к этому надо СТРЕМИТЬСЯ ! Василий 11 января 2014, 22:21 И всё же и есть что возразить: нельзя делать православие политическим. Это уже не православие. И дело не в том, что у православного не должно быть мнения. Но во-первых, чаще всего священник не является профессионалом в той области, о которой говорит, а во-вторых, что важнее, вера - не политическая платформа. Но Боже как же это развращает людей. Быть политически активным и быть честным с паствой - две вещи несовместимые. Как будто в наш век информационных технологий мало способов не марая себя заглянуть людям в сердца. Василий 11 января 2014, 22:15 Я не православный человек, но и не атеист. Я истинно верю в то, что написано в этой статье.

http://pravoslavie.ru/jurnal/66732.htm

Почему Дух Святый не без причины и на других местах показует таковое действие Божией силы, яко то у Иеремии, в гл. Иер. 5:22 : положих песок предел морю заповедь вечну; и не превзыдет его: возшумят волны его, и не прейдут того. И у Иов. 38:8, 10 : заградих море враты, егда изливашеся, из чрева матери своея исходящее: и положих ему пределы, обложив затворы и врата. Во второй части стиха то же самое повторяет, но с некоторым распространением, показывая, что Бог неизмеримое оное собрание вод не токмо в пределах моря содержит, но и в самых недрах земли с чудною и непонятною силою вмещает. Ибо если кто сравнит стихии сии между собою, тот со удивлением скажет, что сие есть дело превышшее естества, како толикия бездны вод, в недрах земли скрытыя, не потопляют землю? Хотя бо иногда от случающихся землетрясений погибают целые города и селения, однако самое вещество земли во своей целости пребывает. Пс.32:8 . Да убоится Господа вся земля, от негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: Из всего вышереченнаго о всемогуществе и силе Бога взявши случай, Пророк увещавает людей, дабы боялися Бога, и заповедей Его не преступали. Пс.32:9 . яко той рече, и Быша: той повеле, и создашася. Дает причину, чего ради должно единаго бояться Бога: понеже все, что ни есть в мире, создано от Бога, и зависит от мановения Того, от Котораго вся имеют свое бытие. И потому все сущее вне Бога как вредить нам не может, ежели Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не сильно, ежели Он не возблаговолит о нас. Пс.32:10 . Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людий и отметает советы князей. Пророк приступает наконец к премудрости Божией, дабы отвсюду показать, что Бог достоин хвалы: почему глаголет, что премудрость Божия так превосходит всякую мудрость человеческую, что сколько бы люди ни советовали, сколько бы ни разсуждали, и сколько бы советы их премудры и благоразумны ни казались, но Бог в едино мгновение может их разрушить и тщетными соделать. Сие же творит не токмо в разсуждении частных людей, отметая безумныя мысли их, но и в разсуждении целых народов, паче же и самых царей, окруженных советниками, во всяком роде учения преуспевшими. В самом деле достойна удивления премудрость Божия, потому что запинает мудрых в коварстве их ( 1Кор. 3:19 ), и непостижимым образом так иногда испровергает намерения их, что даже и самое полезнейшее, по мнению их, приносит им вред и пагубу. Впрочем, дабы кто не подивился, что Пророк вводит здесь Бога, как бы неблагоприятствующаго людям; поскольку разоряет советы их, а не утверждает, и не приводит к благополучному концу, как свойственно Богу: для того избрал такой пример, который бы мог наипаче служить к утешению людей благочестивых. Ибо мы видим, коль дерзкия намерения предприемлют высокомерные люди, чтоб тирански превознестися над другими и попрать ногами добрых, но бедных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010