Тихвинской монастырь был основан в 1860-х гг. за чертой города Екатеринослава как женский общежительный. По данным на 1907 г., монастырь имел 725 десятин земли, в нем проживало 200 монахинь и послушниц; к моменту закрытия монастыря в 1924 г. — до 350 насельниц. В 1924–1942 гг. монастырь не действовал, в зданиях обители были размещены детские учреждения . Храм Святой великомученицы Варвары Тихвинского монастыря. Днепропетровск. Вторая половина 1950-х гг. Открылся монастырь во время немецкой оккупации. По сведениям днепропетровского уполномоченного по делам РПЦ, в 1942 г. «бывшие монахини захватили пять помещений и снова основали монастырь с церковью, обустроив под молитвенное помещение клуб школы-интерната» . В обитель вернулся чудотворный Тихвинский образ Божией Матери, хранившийся после закрытия монастыря на частной квартире у одной из монахинь. Главный монастырский собор Вознесения Господня был отремонтирован, но в 1942 г. после единственного богослужения он был взорван неизвестными. В монастыре действовали два храма: главный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом святой равноапостольной Марии Магдалины и зимний — во имя святой великомученицы Варвары. Монастырь не имел прихода и по этой причине нуждался в финансовой поддержке . На 1 января 1957 г. в Тихвинском монастыре проживало 75 сестер: 1 игумения, 3 схимонахини, 33 мантийные монахини, 32 рясофорные послушницы и 6 послушниц. Обитель помимо двух храмов имела четыре жилых корпуса. Для удовлетворения своих нужд монастырь арендовал у города три гектара земли под огород, а также имел две коровы и лошадь. Архиепископ Гурий докладывал Патриарху Алексию следующую информацию о монастыре: «Обед для сестер варится только по воскресеньям и большим праздникам, причем варево выдавалось на дом. Теперь налаживается общая трапеза в те же дни. Возраст сестер весьма пожилой. Молодых очень мало. А работа лежит больше всего на плечах молодых сестер — и на огороде, и со скотом, и пение, и обслуга дряхлых стариц. Я обратил внимание на то, что среди послушниц, давно поступивших в монастырь, имеется немало в возрасте 70 лет и более. Оказалось, что игумения требовала от постригавшихся в мантию, чтобы они надевали при постриге прямой клобук, какой носим мы и какой носила сама игумения (она из Керченского монастыря). Но эти послушницы заявили, что они наденут клобук только той формы, который всегда был в Тихвинском монастыре, т. е. наподобие схимнического клобука в мужских монастырях. Немало бесед и уговариваний было у меня с игуменией Ксенией в 1956 г. На ее стороне было только 4 сестры. Все остальные за “Тихвинский” клобук. В декабре 1956 г. милостью Божией игумения и все остальные надели клобук одинаковой формы. Все это прошло мирно, и все были рады. Игумения благодарила меня за умиротворение их замкнутого монашеского мирка. В 1956 г. мною были пострижены с благословения Вашего Святейшества 3 сестры в схиму и 9 в мантию» .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Множество обителей открылось позже, при покойном Патриархе Алексии, Царствие ему Небесное. Мы с матушкой Варварой (Трофимовой - настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря с 1968 по 2010 годы) его всегда поминали. У нас давняя духовная дружба. В свой день рождения, 23 февраля, он, еще будучи Таллинским и Эстонским архиереем, всегда приезжал в Пюхтицу, и мы, две Валентины (имя обеих матушек в миру - М.С.), его поздравляли. А он поздравлял нас - в этот же день у нас был день Ангела. Митрополит Алексий постригал меня в мантию. Имя святого Георгия я получила раньше, при постриге в рясофор - его совершал предшественник владыки, владыка Роман Таллинский и Эстонский. Так что мой праздник - Георгиев день. В Пюхтице Георгия Победоносца особенно чтили - там даже часовенка в его честь есть. После праздничного молебна обязательно ходили крестным ходом на скотный двор, освящали там скотинку, а после этого в первый раз после зимы выпускали коровушек в поле. Две Валентины Между постригом в рясофор и мантию я несла послушание в Вильнюсе. Даже никогда не думала, что там окажусь! В Пюхтице еще до пострига я несла послушание келейницы, жила в игуменском у матушки Рафаилы. Однажды приехала одна девушка, постучалась в игуменский, просится к матушке. «Я, - говорит, - из Луги, это под Ленинг радом. Я там с родителями живу. Я хотела с матушкой поговорить». Я доложила матушке игуменье, а она говорит: «Валя, ты с ней поговори, дай ей чайку, а потом я освобожусь, ее приму и поговорю». Я привела ее в келью и стала расспрашивать. Звали ее Валентина. Она рассказала, что была в Вильнюсе у сестры Любы и узнала, что там есть женский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Там настоятельницей была восьмидесятилетняя матушка Нина, очень духовная старица, духовная дочь отца Амвросия Оптинского. Валя стала к ней проситься. Матушка говорит: «Приходи, я тебя беру. Где ты живешь, сколько тебе лет, что ты делаешь, где работаешь?» Она отвечает: «На почте бухгалтером работаю, в храме на клиросе пою».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

16 октября 1869 года Михаил Соколов пишет прошение, в котором просит совет Мариинского института благородных девиц ходатайствовать об определении к занятию должностей законоучителя и настоятеля институтской церкви. 21 ноября 1869 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанникием II (Рудневым) он был рукоположен в сан диакона, через два дня - во иерея, а с 1 декабря определен законоучителем, а также преподавателем педагогики и настоятелем Марие-Магдалинской церкви института. На этом месте он прослужит всю свою жизнь. Первоначально церковь института была на третьем этаже здания, однако через некоторое время она оказалась очень тесной. В связи с этим по проекту архитектора А.М. Салько к главному корпусу было пристроено особое каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже этого здания была устроена обширная светлая церковь, вход в которую шел из классного коридора главного корпуса. Она была освящена 28 сентября 1897 года епископом Саратовским Николаем (Налимовым) также во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Богослужение отец Михаил совершал в воскресные, праздничные и табельные дни (дни торжеств, связанных с царствовавшим домом) в учебное время, за исключением летних каникул. Два хора воспитанниц пели на обоих клиросах под управлением учителя церковного пения, а в его отсутствие управляли сами воспитанницы. До революции в храме находились многочисленные иконы, пожертвованные благотворителями и выпускницами. Конечно, присутствовал отец Михаил, когда 31 августа 1871 года состоялось посещение института государем Александром II с сыновьями Александром (будущим императором) и Владимиром. Император, прибыв в институт, ознакомился со зданием и постановкой здесь образования. Помимо службы в институте, отец Михаил 1 января 1870 года был определен членом попечительства о бедных духовного звания, а с 27 июня 1870 года стал членом Совета Саратовского епархиального женского училища. Некоторых из тех, у кого из-за недостатка средств не имелось возможности содержаться в училище, брало на свое содержание попечительство о бедных духовного звания. Но кандидатов было много, и поэтому члены Совета епархиального женского училища, в том числе отец Михаил, по списку, имеющемуся при попечительстве, и по прошениям, поступившим в Совет училища, производили посредством жребия выбор девочек-сирот для содержания и обучения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В «Памятной книжке Саратовской губернии на 1859 год» говорится: «В Саратове 16 православных приходских и кладбищенских церквей - все каменные, 6 - домовых». В Адрес-календаре на 1902 год отдельно перечислено 15 домовых церквей с указанием настоятелей. В «Памятной книжке на 1907 год» - уже 17, к списку добавлена и крестовая церковь, имевшая особый статус. Как правило, домовые храмы устраивались на средства частных лиц. Крестовая церковь архиерейского дома (Волжская, 36) Архиерейские домовые церкви по сложившейся традиции принято называть крестовыми. Открытие самостоятельной епископской кафедры состоялось в Саратове в 1828 году. Тогда же в город прибыл Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Епископу предстояло выбрать место для своей резиденции. Ему понравился деревянный дом напротив Соборной площади, принадлежавший купеческому обществу. Впоследствии там было воздвигнуто каменное здание архиерейского дома, на втором этаже которого, с юго-восточной стороны, и размещалась крестовая церковь. После революции в бывшем архиерейском доме располагался Отдел церковно-художественной старины при Губернском музее, затем была организована клиника детских болезней СГМУ, и только в перестроечное время здание архиерейского дома было возвращено епархии. Домовый храм Мариинского приюта (Комсомольская, 20) В 1842 году по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) в Саратове начало работу Губернское попечительство детских приютов. Уже на следующий год открылся первый в нашем городе Мариинский приют для детей из малообеспеченных семей, существовавший на пожертвования состоятельных лиц. В 1852 году для приюта было приобретено собственное здание на Сергиевском взвозе. Дом имел обширный двор с хозяйственными постройками и сад с фонтаном. В приюте были свой лазарет, столовая, прачечная, баня, а 4 августа 1859 года на третьем этаже появилась и домовая церковь. Епископ Иоанникий (Горский) освятил храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Средства на благо­устройство пожертвовал купец Георгий Петрович Шортан. Около ворот под навесом висело четыре колокола. «На верхнем этаже находится церковь с небогатым, но изящным иконостасом»,- говорится в книге «Благотворительные учреждения России».

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/6/tud...

Графу Михаилу Иларионовичу Воронцову родившемуся в 1714-м году служившему который за великие и знатные заслуги, верность и усердие к Самодержи... камер-юнкером, камер-гером, Генерал-порутчиком и Лейб Компании Порутчиком, Памятник графу М.И. Воронцову Действительным Тайным Советником, Вице-Канцлером и Канцлером, имевшему ордены Святой Анны, Святого Александра Невского и Святого Апостола Андрея, Пруского Черного орла и стяжав все сии титлы заслугами умершему 1767-го года Февраля дня. Внизу вырезано: Annuente Jllmo Duo Comite Carolo del Medico Sta..enti fuit constructum hoc opus Carrari-propre Liburnum Anno MDCCLXX. 152 В главном храме на стене, отделяющей его от Николаевского придела, на черной доске, вставленной в золоченую раму, вырезано: «1751 года Апреля 7 числа в самый праздник Светлого Воскресения, по полуночи в 6 м часу преставился Генерал- Аншеф, Сенатор, Главнокомандующий в Москве, орденов Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Александр Невского Кавалер Василий Яковлевич Левашов, жития его было 84 года, и погребен против сей надписи». В том же храме в западной арке на левой стороне медная вызолоченная доска с надписью: «В память погребенного Генерал-Майора Федота Михайловича Каменского, скончавшегося 1755 года Декабря 30, родившегося 1696 года от жильца Михайлы Сергеевича Каменского, который убит 1701 года под Нарвою, и от супруги его Аграфены Ульяновны Челищевой, и в память супруги его Анны Алексеевны, роду Зыбиных; по воле дочери его вдовы Марьи Федотовны, супруги Действительного Тайного Советника и Кавалера Ивана Анофриевича Брылкина, братом ее Генерал – Фельдмаршалом Графом Михаилом Федотовичем Каменским сделан сей памятник мая 8 дня 1798 года; тела их погребены в сем храме, против сего памятника, где сделан был предел во имя Святого Священномученика Феодота Епископа Киренейского; престол поставлен был над гробницею его». В приделе св. Марии Магдалины, на северо-западной стене, надпись: «1723 году Мая в 21 день на память Святых великих Царей и равноапостолов Константина и Елены преселился в вечную жизнь в 2 часу дня Воздвиженского монастыря Игумен Макарий Феофилактов сын Чернцов, а жития его было 65 л. и 6 мцев, а в Воздвиженском монастыре был игуменом 7 лет 8 мцев, положен в церкви, в пределе Симона, иже в Персиде, на левой стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян М.В. и П.Т. Зубковых, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска на пожертвованной монастырю купцом Димитрием Созоновым земле. Заботами игумении Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь с колокольней в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки (Курская губерния). Храм был освящен во имя небесных покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1898 г. была выстроена скитская монашеская богадельня в память Императорской коронации Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны. А в 1903 г. завершилась постройка теплого храма, освященного в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царя Николая. В 1909 г. был устроен колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей, и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминалось в синодике монастырского скита. В настоящее время жизнь в скиту возрождается, ведутся богослужения в деревянной церкви. Восстанавливается каменный храм. В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы. С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей. В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей. С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ «ЖАКТ «Воля». В кельях разместили 260 заключенных. Были развернуты мастерские, устроена библиотека для заключенных с читальным залом.

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Троицк...

По указу имп. Екатерины II Алексеевны от 28 февр. 1778 г. образована Орловская губ. (5 сент. 1778 - 12 дек. 1796 Орловское наместничество). Ко времени образования территория губернии распределялась между 3 епархиями: Московской (Севское вик-ство), Воронежской и Крутицкой. 6 мая 1788 г. последовал указ имп. Екатерины II о приведении границ епархий в соответствие с новым территориальным делением империи. На этом основании Синод указом от 17 мая открыл самостоятельную епархию на базе Севского вик-ства и передал в ее состав все мон-ри и церкви в пределах Орловского наместничества. Архиереи получили титул «Орловские и Севские». Их местопребыванием был определен архиерейский дом в Севском Преображенском монастыре, где находились семинария (основана в 1778) и консистория. В состав новообразованной епархии были включены города на территории совр. Орловской обл.: Орёл, Дмитровск, Кромы (ныне поселок), Дешкин (ныне не существует), Мценск, Ливны, Малоархангельск и Болхов. Первоначально в пределах Орловской епархии насчитывалось 824 церкви: 560 отчислены от Севского вик-ства, 196 - от Воронежской епархии и 68 церквей - от Крутицкой кафедры. По инициативе Орловского еп. Ионы (Павинского ; впосл. архиепископ) в нач. 1820 г. епархиальный центр перенесен из Севска в Орёл, резиденцией архиереев стал комплекс построек упраздненного в кон. 1819 г. орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (преобразован в архиерейский дом). Весной 1827 г. из Севска в Орёл переведена и семинария. Воскресенская ц. на Афанасьевском кладбище. 1895 г.. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Воскресенская ц. на Афанасьевском кладбище. 1895 г.. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В XIX в. в Орловской епархии были основаны 3 обители. В 1853 г. в Болхове на средства помещицы С. И. Трубицыной (впосл. схиигум. София) была создана жен. община, в 1875 г. преобразованная в Богородице-Всехсвятский жен. мон-рь. К 1908 г. в 3 верстах от обители существовал Екатерининский жен. скит с ц. во имя вмц. Екатерины. В 1879 г. на средства купца А. П. Торопова образована жен. община во имя св. Иоанна Предтечи в сельце Посошки (ныне с. Рыжково Сосковского р-на) близ Кром (в 1911 община преобразована в жен. мон-рь). В 1884 г. на средства помещицы М. А. Охотниковой основан Марии Магдалины святой равноапостольной женский монастырь в с. Никольском совр. Должанского р-на.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Православие . Если первая католическая месса была отслужена здесь в 1519 г., то первые православные христиане в Аргентине появились намного позже – в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи от притеснений со стороны мусульман. К началу 1880-х гг. сюда переселилось также довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, чуть позже начали прибывать румыны и болгары. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество. 1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии русского посла в Аргентине А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в частном доме в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. И 1 января 1889 г., в ней была совершена первая православная литургия на этом континенте. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Общая вера преодолевала культурные и национальные барьеры, и православные всех национальностей молились здесь вместе. Протопресвитер Константин Изразцов В 1891 г. настоятелем храма в Буэнос-Айресе был назначен священник Константин Изразцов (1865–1953). Среди первых дел он озаботился возведением полноценного здания храма, а также открытием церковно-приходской школы. Император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и пожертвовал на создание храма в Аргентине из своих средств 5000 рублей. Также на церковь пожертвовали и вдовствующая императрица Мария Федоровна, среди крупных жертвователей были праведный Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. На эти средства, а также на пожертвования аргентинских православных, 6 декабря 1898 г. началось строительство, которое закончилось через три года, и 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя святого Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины был торжественно освящен. Церковь была построена на красивом месте в историческом центре города. Афонские монахи пожертвовали для нее святые мощи. Во время торжественного освящения присутствовал тогдашний президент Аргентины Хулио Рока.

http://pravoslavie.ru/3223.html

В первой половине XIV века королева Санчи Неаполитанская (Майоркская) устроила в Неаполе обитель для раскаявшихся падших женщин. Для обители в 1342 году архиепископом Гаспаре де Диано была заложена каменная церковь во имя святой Марии Египтяныни (Santa Maria Egiziaca a Forcello). Содержание монастыря, принявшего устав блаженного Августина, оплачивала королевская казна. В храме был помещен бюст преподобной с частицей ее мощей, привезенных из Иерусалима . (В Великий пост 2009 года русские паломники посетили церковь преподобной в Неаполе и поклонились ее святым мощам .) Начиная с XIV века многие мотивы судьбы святой Марии Египетской в средневековых западных легендах постепенно переносятся на житие святой Марии Магдалины . В другом итальянском городе, Ассизи в области Умбрия, с 1228 года был возведен монастырский комплекс Сан Франческо. В нижней базилике комплекса расположена капелла святой Марии Магдалины, расписанная в 1320-х годах живописцем Джотто и его учениками. Практически весь фресковый цикл капеллы заимствует сюжеты из жития преподобной Марии Египетской, наделяя ими жизнь святой Марии Магдалины . Образ кающейся грешницы очень распространен в западной культуре, но почти всегда при этом изображена святая Мария Магдалина. Преподобная Мария Египтяныня у них известна, но оказалась на втором плане. Вид на церковь преподобной Марии Египетской и собор монастыря с крыши Никольской церкви во время ее разборки. Фото 1928 г. Православная культура – это культура покаяния перед Господом за свои грехи. Память преподобной Марии Египетской всегда приходится на Великий пост. В 692 году святитель Андрей Критский (ок. 660 – 740) представил в Константинополе Вселенскому Собору свой Великий Покаянный канон вместе с житием святой Марии Египетской – образцом покаяния. C VIII века устанавливается в Византийской Церкви одно из важнейших богослужений Великого поста – утреня четверга пятой седмицы, на которой полностью читают Великий Покаянный канон, дополненный тропарями в честь преподобной Марии и ее житием .

http://pravoslavie.ru/32260.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010