В 1970-е годы возникла реальная угроза полного уничтожения храма: в то время активно велось проектирование новой транспортной магистрали как раз на месте церкви. Общественность города и, прежде всего, Общество охраны памятников истории и культуры встало на защиту этого храма — свидетеля древней истории Минска. Борьба завершилась тем, что церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и Сторожевская брама были приняты под государственную охрану как памятники архитектуры. В начале 1980-х годов храм был включён в " Свод памятников истории и культуры Белоруссии " , где говорится, что " церковь является оригинальным памятником архитектуры так называемого " русско-византийского стиля " , получившего распространение на территории Российской империи с 30-40-х годов XIX века. Это был один из первых памятников такого типа, сооруженных на землях Беларуси. Информация с сайта http://library.by/shpargalka Рядом с церковью Марии Магдалины в 1992 г. построена крестильная церковь Иоанна Предтечи (освящена в 1995 г.) и часовня всех белорусских святых (построена и освящена в 1998 г.). Также на территории храма находится памятник в честь 200-летия Минской епархии и надгробие протоиерея Михаила Буглакова. Место, где сейчас расположена церковь минский судья Мартин Володкович пожертвовал православному монастырю в конце сороковых годов XIX в. Здесь находилось православное кладбище и была построена небольшая деревянная церковь. Эта церковь сгорела. В 1847 г. вместо сгоревшей была возведена каменная церковь с большими позолоченными куполами. Стены были расписаны фресками. Храм был освящен 26 октября 1847 г. Стены храма украсила фресковая роспись. Через год было построено новое деревянное здание богадельни. В 1903-1904 гг. рядом с причтовым домом, был возведен одноэтажный церковно-приходской школы. К этому же времени относится строительство каменной брамы, в нишах которой размещались иконы. Церковь была закрыта осенью 1933 г., но неожиданно для всех к 19 января 1934 г. храм был возвращён верующим. 8 июля 1937 г. храм закрыт вторично и его превращают в столярную мастерскую. На купольных фресках у евангелистов были соскоблены лики, с колокольни сорвана главка с крестом. Сам храм обнесли глухим деревянным забором.

http://sobory.ru/article/?object=08618

Учебный корпус переходом (после 1893 года) соединен с церковью Марии Магдалины и пансионом. Западным концом он входит в притвор церкви, на востоке южной стороной примыкает к западному крылу учебного корпуса. Переход решен в виде параллелепипеда и имеет два этажа. В первом этаже на осях, сдвинутых к церкви, размещены две пологие арки. Одна из них сквозная проездная, другая — подъездная к санитарному блоку учебного корпуса. Фасады перехода организованы размещением окон и оконных ниш. На втором этаже проемы сгруппированы так, что средние два окна и две оконные ниши имеют равные простенки, а крайние окна приближены к ним. Поэтажные профилированные карнизы и межоконные тяги выявляют горизонтальные членения фасадов. Для архитектуры Урала — редкий образец такого назначения. В 1863 году каменное здание пансиона (первая половина XIX века) с деревянным флигелем и усадьбой было приобретено для женской гимназии первым и в 1866 году было перестроено для нужд учебного заведения. Как пансион оно упоминается с 1889 года. Церковь Во Имя Святой Мироносицы и Равнопрестольной Марии Магдалины (Толмачева, 8) возвели и освятили в 1893 году. Она примыкает к зданию пансиона своей северной стороной. Церковь сооружалась на единовременное пособие от Екатеринбургского земства и пожертвования частных лиц при энергичном участии председателя Попечительского совета Екатеринбургской женской гимназии, почетного гражданина А.Н. Казанцева. Двухэтажное здание церкви замыкает юго-западный угол комплекса екатеринбургской женской гимназии. На севере здание церкви примыкает к пансиону, на востоке переходом соединено с учебным корпусом. Постройка включает собственно храм и апсиду, расположенные по оси восток — запад; с севера храм дополнен помещениями, примыкающими к пансиону. Собственно храмовая часть выделена высотой объема и композицией фасада. Западный фасад церкви обращен на улицу Толмачева. Он состоит из двух частей. Одна из них — трехчастная симметричная, завершенная щипцом, оформляет храмовую часть. Другая — оформляет помещения, примыкающие к храму с севера. Имеет трехчастную симметричную композицию фасада из однотипных окон с лучковым завершением. В центре ее помещены по три окна в каждом этаже и по сторонам от них еще по два.

http://sobory.ru/article/?object=25571

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило. Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех. Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю , святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы. Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году. «Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую Хосе де Рибера. Мария Египетская. 1651 Житие святой Марии Египетской, автором которого стал Иерусалимский патриарх Софроний, нашло свое отражение в богослужении и иконописи. В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним. В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина — это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской.

http://foma.ru/stoyanie-marii-egipetskoj...

С древнейших времен Крест стал основным символом христианства, Знаменем победы Жизни над смертью. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — молитвенно взываем мы, с благоговением преклоняя колени перед этим Святым Жертвенником, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь» . Искупительная жертва была принесена Спасителем мира «нас ради человек и нашего ради спасения» . Священное Писание свидетельствует, что в час крестных страданий вместе с Пресвятой Девой и апостолом любви Иоанном Богословом на горе Голгофе среди немногих, сохранивших верность Божественному Учителю, была и святая Мария Магдалина. Она стояла на Голгофе у Креста, сопереживая страданиям Искупителя и разделяя скорбь Матери Божией. Евангелие упоминает имя этой святой, как одной из верных последовательниц Иисуса Христа. Вместе с тем, Евангелист Марк говорит, что Господь некогда изгнал из нее семь бесов (Мк.16,9). Сподобившись исцеления от духовного недуга, Мария Магдалина, всю жизнь посвятила Богу — она сопровождала Спасителя во время Его странствований по городам и весям  Палестины, служа «от имений своих» (Лк.8,3). Всем сердцем любя Господа, она не покинула Его и во время крестных страданий, и после смерти, сопровождая Пречистое Тело Христово при перенесении Его ко гробу в сад праведного Иосифа Аримафейского. Воистину, как верная ученица, она вместе с Богоматерью, Иосифом и Никодимом, и другими женами-мироносицами воздала  Ему последние почести, умастив Его Тело миром и ароматами (Лк. 23, 56). Мария Магдалина первой из людей удостоилась увидеть Христа Воскресшего, и возвестила апостолам благую весть о Его воскресении. Священное Предание сообщает нам, что после Вознесения Спасителя святая проповедовала в Риме. Там она предстала перед императором Тиверием, благовествуя ему о воскресении  Христовом, Его жизни, чудесах и учении, а после поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскресе!». Это событие и стало началом древней христианской традиции — обмена пасхальными яйцами, символизирующими новую жизнь, дарованную Воскресением Христовым. Православная Церковь чтит святую Марию Магдалину как равноапостольную, ибо она вместе с апостолами стала первой благовестницей Христова воскресения.

http://pravmir.ru/velikie-svyatyni-afona...

Закладка храма состоялась 21 января 1885 г. В закладной надписи было сказано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего государя императора Александра Александровича и августейших его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергея и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны» (документ 137). 3 июня 1885 г. Антонин телеграммой извещает помощника председателя ППО М. П. Степанова: «Plan poloutchen go tow trouditsia» (д. 492, л. 8). Правда, стиль, в котором проектировал церковь Д. И. Гримм, не вызвал энтузиазма у Антонина, удивившегося вместе с местным архитектором К. Шиком (ему на первых порах хотели поручить строительство) «обилию и разнообразию внешней орнаментовки» (документ 138). В последующих письмах Антонина содержится немало ироничных замечаний по поводу новорусских архитектурных излишеств. «Привыкши в течение 36 лет жизни моей на Востоке к простым, чистым, величественным формам византийского архитектурного стиля, я поражён был массою, как бы кучею не требуемых ни нуждою, ни идеей, ни тонким религиозным вкусом вычурных налепков, приставок, маковок, коковок и всякого рода прибауток, характеризующих наш так называемый русский стиль» (из письма М. П. Степанову от 5 июня 1885 г. – д. 492, л. 22 об. См. также письмо М. П. Степанову от 22 сентября 1886 г. – документ 153). Смета строительства, оценённая К. Шиком в 443 тыс. франков, была признана слишком большой. 7 февраля 1886 г. Степанов сообщает Антонину о том, что разрешено строить, исходя из сметы в 100 тыс. руб. Шик отказывается. Телеграмма Сергея Александровича М. П. Степанову от 20 марта 1886 г.: «Очень досадно. Не знаю, что предпринять. Сергей» (там же, л. 57). На другой день архимандрит Антонин телеграфирует в Петербург В. Н. Хитрово о том, что следует поручить строительство молодому иерусалимскому архитектору Георгию Франгья: «Franguias тоже находит мало 100 тысяч, но берётся построить без пола, крестов, дерева, металла. Надо согласиться и спешить делом. Антонин» (там же, л. 58). Отзыв В. Н. Хитрово (без даты): «Франгья – молодой, очень дельный архитектор, на службе турецкой, городским или губернаторским архитектором в Иерусалиме. Он левантиец. Против него я имею одно, что он католик, но нечего делать – иного нет» (л. 63). В письме Антонину от 5 апреля 1886 г. М. П. Степанов цитирует письмо Сергея Александровича из Ливадии: «Прихожу к заключению, что постройку Гефсиманской церкви следует поручить архитектору Франгья если о. Антонин за него ручается. Пускай строит за 100 тыс. руб., а там будет видно, как поступить: главное, чтобы строили, и чтобы отец архимандрит не отказался следить внимательно за этим делом». В том же письме, уступая критике Антонина, Степанов пишет: «Если и на новом чертеже украшения покажутся ещё слишком замысловатыми, то Вам предоставляется ещё их поубавить, не меняя лишь общего характера стиля» (там же, л. 64–65 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Поэтому речь у нас пойдет о других святых женщинах, носящих это славное, давно пришедшее к нам и укоренившееся в России имя - Мария. СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА Имя этой святой знакомо многим, но подробности жизни известны не всем. Часто смешивают жития Марии Магдалины, Марии Египетской и Марии - сестры Лазаря. Святая Мария происходила из палестинского города Магдалы. Она тяжко болела и никто не мог ее вылечить, так как она была БЕСНОВАТАЯ, т.е. одержимая бесами. Услышав о чудесах, творимых Иисусом Христом, она пришла к Нему с мольбой о выздоровлении и получила исцеление. Не только чудо исцеления, но и чудо самой этой встречи заставило Магдалину уверовать в Иисуса Христа Спасителя и стать верной Его ученицей. Св.Мария не отреклась от Него даже во время страшных испытаний, ареста и суда над Учителем. Даже когда апостолы испугались и покинули Его. Она была свидетельницей Распятия, смерти и погребения Христа. И она же стала очевидицей потрясающего чуда - Воскресения Спасителя из мертвых. Это произошло на третий день после Распятия. Мария вместе с другими женщинами пришла к могильной пещере, чтобы воздать последние почести Учителю, умастив Его Тело МИРОМ - драгоценным благовонным маслом. Но к их ужасу Христа в гробнице не было... Горе женщин было настолько велико (и, наверное, слезы им мешали), что они приняли двух ангелов, сидевших на камнях гробницы, за людей и молили сказать, куда унесли их Учителя. И даже когда перед Магдалиной появился Сам Христос, она не узнала Его. Она подумала почему-то, что это садовник - и вновь спрашивала о пропавшем из гроба Иисусе. Тогда Христос назвал ее по имени - и Мария вдруг поняла, Кто это, и какое чудо вошло в мир!.. Их стали называть " женами-мироносицами " - не оттого лишь, что св.Мария и ее спутницы несли драгоценное масло к могильной пещере. А потому, что как драгоценнейшее миро понесли эти женщины людям Весть о Воскресении Спасителя... А люди не верили, не хотели, а часто и не принимали этой Вести. И даже ближайшие ученики Христа - апостолы - не сразу поверили тому, о чем так убежденно говорили им жены-мироносицы.

http://foma.ru/mariya.html

Институт открылся 10 октября 1854 года во временном помещении — в доме А. Н. Челюсткиной на Малой Сергиевской улице (ныне улица Мичурина). К этому сроку была назначена первая начальница института — вдова подполковника Ольга Ивановна фон Швенсон, приняты на службу классные дамы, учителя, технический персонал, призванные обеспечивать постоянную опеку над поступившими в заведение 22 воспитанницами — девочками 9 – 11 лет, образовавшими первый по счёту младший институтский класс. На торжественном открытии присутствовали «начальствующие лица и почётные члены местного общества». Епископ Саратовский и Царицынский Афанасий (Дроздов; †1876) совершил на открытии молебствие с водоосвящением, а по завершении молитвы присутствующие с чувством исполнили народный гимн «Боже, Царя храни».  Одновременно саратовский купец Василий Викулович Гудков совместно со своей матерью Пелагеей Мнемоновной взял подряд на строительство нового каменного трёхэтажного дома, в котором предполагалось размещение института. Строительство началось в бывшей усадьбе саратовского губернатора А. Д. Панчулидзева. Проект здания был заказан петербургскому архитектору Плавову, но по исполнении был несколько упрощён и удешевлён саратовским губернским архитектором Г. В. Петровым. Подрядчики обязались к весне 1858 года закончить строительство и отделку здания. К осени 1857 года собственное институтское здание было закончено постройкой (годом раньше, чем предполагалось), и 23 сентября состоялся перевод института из наёмного дома Челюсткиной в новые апартаменты, в коих он размещался до 1918 года. В 1860 году, уже в новом здании, состоялся первый выпуск института. На следующий день после перевода института, 24 сентября 1857 года, в здании, на третьем этаже, была освящена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, «в честь и память» супруги Императора Павла I Императрицы Марии Феодоровны (†1828), Небесной покровительницей которой была святая мироносица. Приснопамятная Императрица Мария «начальствовала над воспитательным обществом благородных девиц» (по Указу Ея Августейшего Супруга от 12 ноября 1796 года). Существуют свидетельства, что по случаю такого знаменательного события в Саратов для участия в торжествах памяти своей Царственной бабушки приезжал император Александр II Николаевич. Впоследствии храм ремонтировался и освящался вновь, а в 1897 году был переведен в новое здание, пристроенное к институтскому корпусу. В новое помещение был перемещен иконостас и всё церковное имущество из старого храма. 28 сентября того же года церковь была освящена Преосвященным епископом Саратовским и Царицынским Николаем (Налимовым; †1914).  Службы в храме проходили ежедневно. Среди икон институтской церкви имелись дорогие и редкие, дарственные, преподнесённые благодетелями и меценатами, а также воспитанницами разных курсов.

http://sobory.ru/article/?object=14810

12 ноября Предстоятель Русской Церкви освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Далее Его Святейшество почтил память жертв фашизма, посетив мемориал «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Продолжая паломничество по святым местам Иерусалима, Предстоятель Русской Церкви посетил монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон. Здесь он совершил заупокойную службу у гробницы архимандрита Антонина (Капустина). За литией поминались почившие начальники Русской духовной миссии в Иерусалиме, архиереи Русской Зарубежной Церкви . 13 ноября Святейший Патриарх посетил монастырь Преображения Господня на горе Фавор. В продолжение паломничества Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм Благовещения в Назарете. На площади перед церковью Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали местные жители и мэр города Рамез Джирасси. В Назарете продолжилось братское общение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила. 13 ноября 2012 года в митрополии Назарета состоялась беседа Предстоятелей двух Церквей. Затем Его Святейшество посетил монастырь Двенадцати апостолов в Тиверии, осмотрел «Дом со сводами» — недавно реконструированную паломническую гостиницу Русской духовной миссии. В храме подворья Русской духовной миссии во имя святой Марии Магдалины, расположенного в Галилее неподалеку от города Тиверия, Святейший Патриарх Кирилл благословил присутствующих. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Странноприимный дом на реке Иордан. Состоялся прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла, в котором также принял участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил. Во время мероприятия Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность управлению делами Президента и лично его главе В.И. Кожину за реализацию проекта строительства Русского дома паломника, наградив В.И. Кожина орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/2593235.ht...

По прибытии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Землю Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей посетили Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. В состоявшихся затем переговорах Предстоятелей двух Церквей были затронуты вопросы развития паломничества в Святую Землю из Русской Православной Церкви и тематика общеправославного взаимодействия. 10 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил Базилику на месте погребения Божией Матери в Гефсимании и базилику Рождества Христова в Вифлееме, совершил всенощное бдение в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме в день 140-летия со дня освящения этого храма. В ночь на 11 ноября Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию на Гробе Господнем, а 12 ноября Предстоятель Русской Церкви освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Продолжая паломничество по святым местам, Его Святейшество посетил монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании и Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон, где совершил заупокойную литию у гробницы архимандрита Антонина (Капустина). Святейший Владыка также посетил монастырь Преображения Господня на горе Фавор, храм Благовещения в Назарете, монастырь Двенадцати апостолов в Тиверии, подворье Русской духовной миссии во имя святой Марии Магдалины в Галилее, русский Странноприимный дом и греческий монастырь святого Иоанна Предтечи на месте Крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан. 14 ноября Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды в реке Иордан. В ходе посещения Израиля и Палестины состоялись беседы Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Израиля Шимоном Пересом, главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, мэром Иерусалима Ниром Баркатом, мэром Назарета Рамизом Джирасси, верховными раввинами Израиля Шломо Моше Амаром и Йоной Мецгером. В Иордании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Королем Иордании Абдаллой II бен аль-Хусейном.

http://religare.ru/2_98848.html

В храме пять престолов. Главный алтарь освящен во имя святого первоверховного апостола Павла (престольный праздник 12 июля); приделы — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены (3 июня); святой равноапостольной Марии Магдалины (4 августа); в нижнем храме: предел иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (7 февраля) и придел святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля). В Павловском соборе находятся святыни: частица древа Креста Господня; ковчег с частицей мощей святого пророка Иоанна Крестителя; мощи преподобномученицы Марии Гатчинской; частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона; частица мощей святой княгини Анны Кашинской; чтимые иконы: икона Божией Матери «Утоли моя печали», икона Божией Матери «Скоропослушница», икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, икона Покрова Божией Матери, икона Божией Матери «Филермская». В алтаре находится крест с частицей Тернового венца Спасителя и частью вериг святителя Тихона Задонского. Ежегодно 25 октября Русской Православной Церковью празднуется «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя (1799)» — святынь подаренных императору Павлу I Мальтийским орденом (сегодня они находятся в Черногории). В этот день ежегодно совершается крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца-музея в Павловский собор с иконами и мощами. Традиция проведения этого крестного хода была восстановлена Гатчинским благочинием в 1999 году, в год 200-летия перенесения святынь из Мальты в Гатчину. Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. Год спустя состоялось обретение и принесение мощей святой из Санкт-Петербурга в Павловский собор. В 2008 году в храме был проведен капитальный ремонт, а звонницу украсили девять колоколов, отлитых в Воронеже. Самый крупный из них весит более двух тонн. На каждом колоколе изображены иконы особо чтимых в соборе святых, в том числе и святой Марии Гатчинской.

http://patriarchia.ru/db/text/3617295.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010