В советское время церковь великомученика Никиты закрыли в 1937 г. Правда, она не подверглась разрушению и в 1953 г. была вновь открыта. В 1957 г. церковь горела. Верхняя часть храма погибла в огне, нижняя осталась цела. В 1961 г. церковь восстановили, правда, в упрощенных формах. Поэтому на снимках 40-х г.г. эта церковь отличается от той, какой мы её видим сегодня. В первоначальном варианте она имела высокую колокольню и большой главный купол. Из ведомости о церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в селе Крестовоздвиженском при деревне Дубровке Богородского уезда Богородского благочиния за 1897 год: «…обитель строилась с весны 1872 года 15 лет усердием прихожан Богородского уезда Павловского Посада купцов братьев Николая, Лаврентия и Никиты Брашниных на собственные их средства (с середины XIX века в деревне Дубровке существовало шелкоткацкое производство купца П.В. Брашнина, а в начале XX века в ней располагались две фабрики братьев Брашниных). Здание каменное, теплое, колокольня каменная. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. При церкви существовали приют и церковно-приходская школа. Согласно указу Московской Духовной Консистории, первоначальное посвящение приделов таково: главный – во имя Святой Живоначальной Троицы, боковые – во имя св. благоверного князя Александра Невского и св. Марии Магдалины. При освящении один из приделов стал Крестовоздвиженским, поскольку такое посвящение носила старая деревянная Дубровская церковь». В 1929 г. храм закрыли. Колокольню и купола разрушили. В здании разместили авиамоторный клуб, во время войны — госпиталь, после войны — ремесленное училище, преобразованное в ПТУ В 1984 г. здание храма реконструировали, сделав двухэтажным. К нему вплотную пристроили новые здания и впоследствии в них разместили батальон МВД. В 2001 г. церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Источник: сайт прихода . Первая деревянная церковь была поставлена здесь в 1862 году трудами статского советника Константина Пахомовича Ильина. История прихода в Дубровке-Крестовоздвиженском тесно связана с семьей купцов Брашниных – храмоздателей, меценатов и поборников народного просвещения.

http://sobory.ru/article/?object=09380

Постройка храма обеспечивалась щедрыми пожертвованиями челябинского жителя Андрея Михайловича Новикова. 30 тысяч рублей, внесенных этим купцом, хватило и на сооружение храма, и на постройку церковно-приходской школы, помещения для священник, дьякона, псаломщика. Деньги мецената были пожертвованы не конкретно на храм в Тайге, а в фонд постройки церквей и школ в Сибири вдоль железнодорожного пути. В 1894 году после кончины предпоследнего русского государя ему (фонду) дали название имени императора Александра Третьего. Указом Священного синода храм на станции Тайга был открыт 18 июня 1898 года. Первым священником церкви во имя преподобномученика Критского стал 35-летний воспитанник Томской духовной семинарии Сергей Семенович Соколов. Его перевели в Тайгу из Каинска (ныне город Куйбышев Новосибирской области). К слову, после письменного обращения прихожан к епископу Макарию новый приход был открыт всего через четырнадцать месяцев. Автором проекта храма был известный томский архитектор Константин Константинович Лыгин (1854-1932). В 1895 году замечательный зодчий, выпускник Императорской академии художеств, был приглашен на должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги и переехал на постоянное жительство в Томск. Уже будучи зрелым мастером, членом-корреспондентом Петербургского общества архитекторов, он строил и проектировал в Москве, городах Кавказа и Поволжья, имел награды за свои творческие разработки. В строительной практике Лыгин пользовался природным желтым песчаником, которым покрывались здания из красного кирпича. В этой же излюбленной манере решена и тайгинская церковь – один из первых реализованных проектов архитектора на сибирской земле. … По величественности, внутреннему убранству она, наряду с церковью во имя святого Александра Невского в Новониколаевке (ее автор тоже К.К. Лыгин) и церковью честь святой Марии Магдалины при станции Петропавловск, была одной из лучших на всей магистрали от Челябинска до Владивостока. В томских церквях преобладали иконы и иконостасы, изготовленные в мастерской Панкрышева.

http://sobory.ru/article/?object=23879

С двух сторон от входа поместили мраморные плиты с текстами. На плите справа: «Создан храм сей, во имя Великомученика и Победоносца Георгия, проректорством и благодеянием князя А.Н. Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года». Слева: «Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772 году; скончался 21 июля 1840 года, на 68-м году от рождения». Рядом был изображен герб графа. На медных позолоченных досках были перечислены царственные особы, посетившие обитель. Внутреннее убранство монастыря отличалось богатством. Резной позолоченный иконостас был выполнен из дерева севастопольскими мастерами. Его украсили иконы Спасителя, Божией Матери, держащей на руках Младенца, со стороны южных дверей - семь священников Херсонесских, со стороны северных дверей - три святителя: Николай, Спиридон и Митрофан. Все иконы живописной работы были богато украшены стразами, рубинами, бирюзой, венцы на головах Христа, Богоматери и святых, элементы одежды и кресты выполнили из серебра или покрыли позолотой. В алтаре в золоченой раме находилась икона святой Марии Магдалины. В 1850 году освятили Крестовоздвиженский храм, выполненный в форме трехнефной базилики. Главный вход был оформлен портиком с расписным фронтоном и тремя арками. Завершали здание небольшая башенка со сферическим куполом и четырьмя оконными проемами. После революции братия монастыря поддержала барона Врангеля. Установившаяся после Гражданской войны Советская власть уничтожила монастырь. В 1924 году монастырь был закрыт и в отдан в пользование Черноморскому флоту. В 1929 году монастырь передали курортному тресту, в 1930 году последним закрыли Крестовоздвиженский храм, крест на скале Святого Явлении разломали и сбросили в море. Пострадавший во время землетрясения 1929 года Георгиевский храм бульдозером сбросили в море, а на его фундаменте устроили танцевальную площадку для отдыхающих… Во время Великой Отечественной войны гостиница, братский корпус и трапезная превратились в руины, пострадал некрополь, оказался заброшенным прекрасный некогда парк. После войны на территории монастыря расположилась воинская часть. При подготовке монастыря к празднованию тысячелетнего юбилея в 1890 году позади храма святого Георгия была найдена полузасыпанная пещера. Расчистив ее, обнаружили небольшой пещерный храм, который в 1892-93 годах отреставрировали, украсив снаружи фасадом в византийском стиле в виде глухой стены из инкерманского камня с входным порталом в центре. Во втором ярусе портала устроили прижатую к скале часовню, состоящую из трех сомкнутых полуцилиндрических арок, опирающихся на столбы. Центральная арка украшена легкой византийской аркадой, наверху установлен крест, престол и кафедра вырублены в скале. Пещерный храм был освящен во имя Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=02946

http://www.ortodox.vyazma.com/yyy.shtml Стоит посреди кладбища на высоком холме в западной части города. Выразительный силуэт храма замыкает с западной стороны панораму города при взгляде с севера, от шоссе Москва-Минск, или из центра Вязьмы, с Соборной горы. Построена церковь в 1770-76 гг. Возможно, что при ремонте 1891 г. первоначальные пологие фронтоны над ризалитами по оси каждого фасада заменены более крутыми. На кирпичных стенах местами сохранилась штукатурка 19 в. Это яркий и оригинальный памятник позднего барокко. Крещатое в плане четырехстолпное здание завершено пятью главами. Угловые сделаны в виде глухих башен с плоскими основными и скругленными диагональными гранями, с пилястрами на флангах. Все эти башни увенчаны луковичными главками на круглых шейках. Центральная глава с верхним световым восьмеричком высоко поднята крупным четвериком-постаментом. Фасады имеют вид пятиосных композиций со средним ризалитом в три оси. На каждом углу основного крещатого объема сгруппировано по три колонны. При взгляде с угла колонны (их всего 36) скрывается плоскость фасадных стен - в этом случае сразу видно, по меньшей мере, 11 колонн. Нижнее окно по оси восточного фасада глухое, на остальных фасадах посредине помещены порталы. Три центральных проема на всех фасадах завершены лучковым и треугольными сандриками. На северной и южной сторонах между пониженными порталами и сандриками прорезаны круглые окна. На фасаде обрамления портала и боковых глухих окон сливаются, как и сандрики над ними. Внутри храма большие квадратные столбы приближены к оси запад-восток, из-за чего арки оказываются неодинаковы по ширине, угловые помещения несколько вытянуты по оси север-юг, а средний поперечный неф шире продольного. На стенах и столбах частично сохранились штукатурные обрамления проемов и филенок. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. К числу наиболее выразительных памятников стиля барокко на Смоленщине принадлежит Екатерининская церковь. Стоит она посредине старинного кладбища на западной окраине города. Церковь была освящена во имя иконы Владимирской Божией Матери и имела приделы Святой Великомученицы Екатерины и Святых Апостолов и Святой равноапостольной Марии Магдалины. В народе храм чаще называли Екатерининским, почему и кладбище носит то же название.

http://sobory.ru/article/?object=01012

В XVII веке в Голландию приезжают на учёбу греки из Османской империи, в числе которых был ближайший помощник будущего Патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса. В 1698 году Голландию посетил Пётр I. Практически каждый день его пребывания подробно описан, поэтому мы знаем, что были богослужения и на дому, и на барже. В домике в Заандаме, где жил царь, устроили молельную комнату. Отправляясь домой, Пётр I оставил священника, который окормлял русских, оставшихся на практику. Так в стране появилась первая православная община. Потом, как мы знаем, в Россию уехали и практиканты со священником. Пётр I вернулся через 15 лет со свитой, певчими, диаконами и священниками, и богослужения возобновились. А через несколько лет русские моряки и греческие купцы основали в Голландии первую православную церковь. В центре Амстердама в небольшом домике на третьем этаже появилась церковь, освящённая во имя святой великомученицы Екатерины. Эта небольшая община, состоявшая из русских и греков, просуществовала до второй половины XIX века. Ей интересовались голландские учёные, изучавшие православное богослужение. В XIX веке Литургию перевели на голландский язык. Более крупная община православных появилась в Голландии 200 лет назад, когда в 1816 году будущая королева Нидерландов Анна Павловна вышла замуж за принца Оранского. Сначала супруги поселились в Брюсселе, а затем в Гааге. Анна Павловна была очень набожным человеком: при ней всегда были священник, диакон, певчие и пономари. В каждом своём дворце она открыла церкви. Когда Анна Павловна узнала об амстердамском храме, она стала оказывать ему покровительство. Мы знаем, что в день своей коронации она перед самим торжеством отправилась в эту церковь, где отслужили молебен. До наших дней сохранился храм в честь святой Марии Магдалины, основанный Анной Павловной. Сохранился и приходской архив, самая ранняя запись в котором датируется 1816 годом. Надо сказать, что эту церковь посещали не только русские. При разборе архива мы обнаружили брачные документы русских, сербов, греков и даже голландцев, принявших Православие.

http://azbyka.ru/way/svjashhennik-hildo-...

С первых дней пребывания в Святой Земле архимандрит Антонин убедился, что сложность положения, унаследованного им от предшественников (невыясненность статуса миссии в «треугольнике» между Синодом, консульством и Палестинской комиссией), не оставляет какой-либо свободы в деятельности начальника РДМ и что, более того, при недоброжелательном отношении петербургских «сфер» он легко может разделить их участь. Наиболее эффективным способом приложения сил, а равно и укрепления статусного положения миссии, он счёл борьбу с Палестинской комиссией её же методами – приобретением собственных недвижимостей, причём на своё имя (или на своих сподвижников), что делало его с течением времени почти неуязвимым для петербургских светских и церковных чиновников. Когда в 1870-х годах Синодом ставился неоднократно вопрос о перемещении Антонина (в том числе, с возведением в сан епископа и назначением куда-нибудь подальше, в Америку) и/или о запрещении ему приобретать земельные участки и ликвидации имевшихся недвижимостей, МИД высказался против, не считая возможным утрату каких-либо российских имуществ и позиций за рубежом. Все документы, относящиеся к истории приобретения и закрепления антониновских недвижимостей, сосредоточены в специальном разделе «Наследие архимандрита Антонина» (см. документы 99–157). В 1880-е годы Антонин обрёл надёжную поддержку в лице новосозданного Православного палестинского общества, с самого начала поставившего вопрос об усилении (и расширении штата) РДМ и готового взять на себя частично связанные с этим расходы (см., например, документ 57). Этому во многом способствовало личное общение архимандрита с братьями императора великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами, совершившими дважды паломничество в Святую Землю – в мае 1881 года и в сентябре-октябре 1888 года. Отношения одно время были настолько тёплыми и доверительными, что великий князь Сергей Александрович, председатель ППО, полностью доверил Антонину как раскопки на Русском месте (в составе будущего Александровского подворья) в 1863 году, так и руководство с 1884 года строительством церкви Марии Магдалины в Гефсимании (см. соответствующие разделы первого тома). 12 мая 1890 г. по ходатайству Сергея Александровича Святейший Синод принял постановление о расширении штата Русской духовной миссии в Иерусалиме. Содержание миссии было при этом доведено до суммы 30 тысяч золотых рублей в год (документ 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

13.02.2005 года, в праздник памяти Новомучеников Российских, женскую общину посетил Архиепископ Викентий. Был сделан ряд замечаний и даны ценные советы. И уже 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Архиепископа Викентия началась работа по подготовке документов для рассмотрения на заседании Святейшего Синода возможности присвоения общине статуса монастыря. Спустя три дня – 20 апреля – в жизни общины произошло радостное событие. Святейший Синод РПЦ принял решение об образовании женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Литургии совершаются по воскресным дням и праздникам. Еженедельно служится водосвятный молебен с крестным ходом вокруг здания монастыря. 17 июля 2006 года на заседании Святейшего Синода была утверждена настоятельница монастыря - монахиня Олимпиада (Тетёркина). 20 ноября монастырь получил регистрацию Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области. 7 апреля 2007 года настоятельница совершила незабываемую поездку на Святую землю – в Иерусалим. Она посетила женский монастырь с храмом Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, где ей была передана частица мощей преподобномученицы Елисаветы. В этом же году при монастыре официально открывается Богадельня (неофициально существующая с 2000 г.). С ноября месяца начинается разработка Генерального плана развития монастыря. С 2008 года активно ведется издательская деятельность монастыря: выпускаются различные листовки, например детская " Колокольчик " , женская " Слава Богу за все " , и др. В истории города происходит знаменательное событие: 16 апреля 2010 г. на места трагической гибели Великокняжеских мучеников приезжает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 июля 2010 г. В Мемориальной комнате Напольной школы выступила известная исполнительница, композитор и автор православных песен и стихов Светлана Копылова. Осенью этого же года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий утверждает проект строительства Храма в честь святой преподобномученицы Елисаветы на территории монастыря рядом с Напольной школой. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

6 июля 1905 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры рукоположил Ивана Алексеевича во священника . Отец Иоанн был назначен настоятелем храма святой равноапостольной Марии Магдалины при Императорском коммерческом училище в Москве и стал в нем законоучителем. В 1911 году отец Иоанн получил звание профессора богословия и был назначен заведующим кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии, а также настоятелем домового академического храма во имя святых апостолов Петра и Павла . В 1916-1917 годах он читал лекции по богословию студентам Рижского Политехнического института, эвакуированного в то время в Москву. На епархиальном съезде в 1917 году отец Иоанн был избран членом Поместного Собора от Московской епархии. На Соборе он принимал активное участие в работе отделов богослужения и преподавания богословия в высших учебных заведениях. После революции, в начале 1918 года, кафедра богословия в Петровской сельскохозяйственной академии была упразднена, но храм еще не был закрыт, и отец Иоанн продолжал в нем служить. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея. В ночь с 16 на 17 августа 1922 года отец Иоанн был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. 18 августа состоялся допрос. Следователя интересовали сведения о возникавших тогда кружках христианской молодежи, а также обстоятельства, при которых священником было прочитано послание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей. Отец Иоанн сказал: «В православном кружке христианской молодежи – студентов бывал около пяти раз в качестве гостя в конце 1921 года и начале 1922 года. Руководителем его я не был. В одно из воскресений Великого поста, перед изъятием ценностей, мною было без всяких комментариев прочитано послание Патриарха Тихона... Сознательно я никогда во время проповедей не касался политических тем, но возможно, что иногда приходилось указывать на тяжелое положение страны, голод и прочее» . Следователь заметил ему, что за содеянное он может быть выслан за границу, и отец Иоанн написал заявление, что просит разрешить ему добровольный выезд в город Ригу за свой счет.

http://fond.ru/kalendar/118/ioann/

8 сентября Русская Православная Церковь празднует память священноисповедника Романа (Медведя). Родился 1(14 по н.с.) октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии, учился в Холмской духовной семинарии, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх. Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Живя в Петербурге, познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения. В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия. Назначен сначала помощником инспектора, а потом инспектором Виленской духовной семинарии и прослужил в этой должности до 1900 года. В 3 марта 1901 года рукоположен во священника, а в 1902 году назначен в храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. Во время его служения здесь образовалась многочисленная духовная община, и было организовано общество трезвенников. В 1907 году отец Роман был назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным над храмами всех береговых команд Черноморского флота и вскоре произведен в сан протоиерея. Весной 1918-го, после ареста настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, Патриарх Тихон назначил на его место отца Романа и благословил его на создание Братства союза ревнителей и проповедников Православия, которое он возглавлял затем около десяти лет. В 1919 году власти закрыли храм Василия Блаженного, и протоиерей Роман стал настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского в Глинищевском переулке. 16 февраля 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали протоиерея Романа и около тридцати членов Братства. Отец Роман был приговорен к 10 годам заключения в концлагере. 26 июля 1936 года протоиерей Роман был освобожден как тяжело больной. Супруга батюшки перевезла его в Малоярославец. Летом 1937 года из НКВД вновь пришли с ордером на арест. В это время у больного открылось легочное кровотечение. Забирать умирающего в тюрьму не стали. Протоиерей Роман скончался 8 сентября 1937 года и был погребен на городском кладбище в Малоярославце. 3 августа 1999 года мощи священноисповедника Романа перенесены в Москву, в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-101-...

http://www.encspb.ru/object/2804010262?lc=ru Каменную церковь по проекту архитектора И.Е. Старова строили на пожертвования прихожан - с 1798 по 1812 год. Главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 30 сентября 1812 года; Иоанно-Предтеченский (правый) - 1 ноября 1808 года; левый - во имя святой равноапостольной Марии Магдалины - 20 ноября 1808 года. Здание представляло собой массивное сооружение с одним куполом. Его главный, западный, фасад украшал внушительный дорический портик, над которым возвышалась двухъярусная колокольня. Церковь отличали четкость объёмов, строгость и благородная простота архитектурных форм. Торжественное впечатление производил её интерьер, оформление которого строилось на сочетании грузных пилонов и легких пилястр. Центральный неф замыкал довольно интересный иконостас, в основном сохранивший первоначальную форму, традиционную для ампирных иконостасов начала XIX века. Он был сооружен по проекту Петрова. Образа для иконостаса выполнены академиками братьями Малковыми. В 1814-1816 годах, по проекту архитектора В. П. Стасова, церковь была обнесена железной оградой с двумя часовнями. При реконструкции в 1849 году были сделаны боковые пристройки, в которые перенесли придельные алтари. Храм вновь был освящен в 1852 году. После перестройки в 1899-1902 годах, по проекту гражданского инженера С.П. Кондратьева, все приделы стали одинаковыми. При церкви имелось три каменных дома. Причт состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Они не получали жалованья и существовали только на доходы от совершения приходских треб и пожалования прихожан. В 1899 году числилось прихожан - 3443 мужчины и 4531 женщина. В 1922 году храм относился к Петроградской автокефалии, затем, до июля 1923 года, был обновленческим. 21 августа 1932 года храм был закрыт. Снесен в 1936 году. 29 мая 1998 года состоялась церемония открытия памятного знака на месте разрушенного храма. На знаке помещена мозаичная икона Божией Матери и выгравированы слова молитвы ко Пресвятой Богородице.

http://sobory.ru/article/?object=35617

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010