В " Ленинградском мартирологе " помещен рассказ о епископе Макарии (Опоцком), 140-летие со дня рождения которого исполняется 28 ноября. Имя основателя Новгородского братства долгое время было незаслуженно забыто. Год назад удалось восстановить жизненный путь исповедника веры. Настоятель храма в Новгородской губернии основал братство и стал готовиться к епископской хиротонии, понимая, что его ждут репрессии. Владыка пережил несколько арестов, заключений и ссылок. Детские страницы журнала с " Дошкольным богословием " на этот раз посвящены ангелам. Название любимого многими праздника ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - вряд ли понятно малышам. Но можно сказать проще: праздник всех ангелов. А кто они такие и зачем нужны? Встречаются ли ангелы в повседневной жизни или их могут увидеть только святые? Об этом юные читатели узнают из материала Анны Гольдиной " Вестники неба " . " Времена трудные - потому что легкие " журналиста Михаила Фатеева с одним из самых известных в мире кинорежиссеров Кшиштофом Занусси.  Как сегодня говорить о вере? Говорить о ней надо, ведь мир стал слишком благополучен, и Европу пора евангелизировать заново, считает режиссер. Рядом с Иоанновским монастырем на Карповке в необычном домике по вечерам прихожане монастыря, засучив рукава, валяют шерсть. Они готовят изделия к благотворительной выставке " Дети нашей Родины - святому праведному Иоанну Кронштадтскому " в поддержку восстановления родины святого, села Сура в Архангельской области. Об этом в материле " Объединенные делом " рассказывает Мария Сухова. Перед приходом святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске вопрос " куда приложить силы " не стоял. Обилие социальных учреждений в пригороде Санкт-Петербурга говорит само за себя. Стоял другой, сложный вопрос - как свое присутствие в этих учреждениях сделать желанным и полезным для проживающих. Начиналось с того, что вслед идущему причащать священнику кричали: " И сюда попы пришли головы людям морочить!.. " О проблемах, радостях и трудностях в заметках " От страха к радости " ведет рассказ руководитель социально-волонтерской службы храма Юлия Рубцова.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=248...

Если кто когда имел «всю славу... внутрь», совершенно удаляясь от всякой славы внешней: то паче всех Она. Что может быть выше и полнее внутренней славы Ее, – Ее беспримерной чистоты, Ее духовного совершенства, Ее святости? Но все сие, во всю жизнь Ее на земле, покрыто было почти непроницаемым покровом, – Ее глубоким смирением. Все, что могло прославить Ее пред человеками, Она или скрывала, или устраняла от Себя. Славное благовещение Архангела о воплощении от нее Сына Божия Она скрыла от всех так, что даже хранителю Ея Иосифу должен был открыть сие Ангел; и единомысленной с Нею праведной Елисавете не Она сие открыла, но Дух Святой. Чудесные знамения, окружившия рождение Иисуса Христа, как заметил поздно уже писавший Евангелист, Она «соблюдаше... слагающи в сердце Своем» ( Лyk. II. 19 ), а не износя устами в слышание другим: и потому-то, конечно 754 , иудеи знали только Его явление из Назарета, и не знали Его рождения в Вифлееме. Когда Иисуса, «славы от человек не приемлющаго» ( Uoah. V. 41 ), тем не менее прославили чудеса Его и Его Божественное учение: тогда Его Матерь, если являлась близ Его, то для того, чтобы разделять Его страдания, как на Голгофе при кресте Его; а где могло бы пасть на Нее светлое отражение славы Его, как например, при Его царском входе в Иерусалим, там Ее не видали. После того, как Он видел Ее страждущую при кресте и утешил Ее, возможно ли, чтобы Он не утешил Ее преимущественно пред другими Своим явлением по воскресении? Однако сие не прославлено в Евангелии, подобно видениям Магдалины и других; и предание о сем неполно, конечно, в следствие смиренной сокровенности, которую Мариам имела правилом Своей жизни. Будучи беспрекословно первою дщерию открывшейся Церкви Христовой и Матерью всех верующих, которых Божественный Сын Ее 755 нарек «братиею Своею» ( Иоан. ХХ. 17 ), Она и в сие время продолжала Свою сокровенность и уклонение от всякой славы и почести: и в книге Деяний Апостольских, которая есть история первенствующей Церкви Христовой, только однажды встречаем имя «Марии... Матери... Иисусовой» ( Дeяh. I. 14 ), и то после имен Апостолов. Наконец, Матерь Царя Христа, Матерь и Царица верующих, преставляется от земной жизни в небесную: что осталось после Ее? Остались ли царские чертоги 756 , великолепные одежды, драгоценные 757 украшения, сокровища? – Ничего такого: остались только две одежды, и притом такие, которые годились только в подаяние двум нищим вдовам. Воистину «вся слава Дщере Царевы внутрь». Дивитесь, разумеющие, полноте внутренней славы, не требующей никакого дополнения отвне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Или еще часто духовную холодность стараются ныне оправдать, слагая вину на Церковь и ее пастырей: благодаря будто бы самой Церкви в лице ее пастырей общество охладевает к религии, которую пастыри Церкви сделали совсем недоступною людям «как свет и радость» ( В. Розанов , «Около стен церковных»). Но одни ли пастыри Церкви действительно повинны в духовном охлаждении общества? Прежде чем обвинять Церковь Христову и ее пастырей, не должно ли было бы общество спросить себя, какой оно ищет радости от религии, той ли, к которой призывает людей Христос, или обычной чувственной, без примеси которой вера во Христа кажется ему скучною и мертвою? Не слишком ли легко хочет общество снять с себя вину в своей духовной холодности, жалуясь на то, что его не увлекают пастыри Церкви? Разве оно лишено свободной воли, чтобы его увлекать как-то против воли и без его собственных усилий? Делает ли оно эти усилия? Разве и доселе «Премудрость (Христос) не взывает... к сынам человеческим... на возвышенных местах, при дороге, на распутиях» ( Притч. 8, 1, 2, 4 ), то есть непрестанно и повсюду? Не закрывает ли общество добровольно от себя главнейший источник огня духовного Слово Божие, почти ему неизвестное, или еще менее известные огнедухновенные песни церковные и повествования о великих подвигах святых, очищенных огнем благодати Святого Духа? Если так, то всегда ли в силах и пастыри Церкви собрать рассеянных чад ее, или если и встретят объединенное внешним образом во имя религии собрание общества, то и тогда не является ли нередко великим трудом вывести из рассеяния самые души? Поэтому не будем слишком легко оправдывать своей духовной холодности, в которой сами, прежде всего, повинны. Потщимся усердно и сами собирать лучи духовного света и тепла, как стекло собирает лучи света и тепла вещественного, чтобы сердце наше горело от этого сосредоточения лучей! Сколько, например, лучей света и тепла могли бы мы собрать из воспоминаний о подвигах святых, память которых святая Церковь праздновала в ближайшие дни! Она вспоминала Илию, который «ревнуя ревновал о Боге Вседержителе», когда Израиль вместо Единого истинного Бога начал поклоняться идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

— Мои родители переехали в Среднюю Азию из России, потому что там было как в сказке: всегда тепло, ярко, много фруктов. У них родились мы — четыре дочери. Я, когда выросла, вступила, как теперь называется, в смешанный брак. И только когда все рухнуло, я поняла, что выходить замуж за мусульманина для христианки — большое испытание,— с грустью рассуждает моя собеседница. Когда начался разлад в семье, случилось то, чего больше всего боится каждая мать. Из дома ушла младшая дочь-подросток. — Я искала ее повсюду, бегала к знахаркам. Как потом выяснилось, она связалась с плохой компанией, начала употреблять наркотики. Это был настоящий ад. Как это часто бывает, только заглянув в бездну, Людмила вспомнила о Боге. В Средней Азии, в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, куда она начала ходить, батюшка наложил епитимью за то, что она обращалась за помощью к знахаркам. Ей можно было находиться только в притворе храма, она не допускалась к Причастию. — По совету батюшки я написала письмо правящему архиерею той епархии, и накануне Пасхи получила от него очень теплое письмо, которым он снимал с меня епитимью. Я помню, как была счастлива тогда — вошла в храм, показала это письмо прихожанам, и все были так рады за меня! На Пасху причастилась. Помню, как ощутила, будто оказалась в теплых лучах, почувствовала себя под защитой. Больше никогда мне не пришлось испытать ничего подобного,— с волнением рассказывает моя собеседница. Позднее этот храм был сожжен националистами во время праздника жертвоприношения — вместе с находившимися там двумя монахинями. Матушки Мария и Еликонида поддерживали Людмилу Александровну в ее горе. Теперь она всегда поминает их в своих молитвах. — Господь помог мне: я нашла дочь, переехала в Россию. Почти сразу нашла работу. Все устраивается потихоньку с Божией помощью: сейчас живем большой семьей, все здоровы. Старшая дочь работает за границей. Младшая оставила наркотики безо всякого лечения, родила второго ребенка. Разве это не чудо? — улыбается Людмила Александровна.— Надеемся обзавестись собственным жильем: я получила сертификат на покупку квартиры от государства. Сумма не очень большая, но старшая дочь обещала помочь выплатить ссуду, которую я надеюсь оформить.

http://pravmir.ru/chtoby-stalo-bolshe-sv...

С большим удовлетворением хотел бы отметить, что ваш университет стремится развивать теологическое образование и тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью. Только что я встретился с преподавателями кафедр теологического профиля. Нужно заметить, что пока наличие подобных подразделений в светском университете России скорее исключение, чем правило. Между тем, практически во всех гуманитарных вузах Европы традиционно функционируют факультеты и кафедры теологии, причем официально носящие статус католических, протестантских, иногда православных. Государство само финансирует эти факультеты, но при этом они управляются, точнее сказать соуправляются не только чиновниками образовательных ведомств и университетскими советами, но и церковной властью. Нам в России далеко до этого. Но ваш университет подает достойный пример другим высшим учебным заведениям нашей страны, способствуя развитию теологического образования в России. Отрадно, что под сводами вашего университета существует домовый храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Церковь с таким же названием действовала в этом здании в дореволюционное время, но после революции 1917 года она была ликвидирована. Знаю, что труды по восстановлению этого места общей молитвы после падения богоборческого коммунистического режима легли на руководство и профессорско-преподавательский состав университета. Рад, что храм воссоздан в первоначальном виде. Язык зеркало души Впервые посещая лингвистический университет, я хотел бы основную часть своего выступления посвятить теме языка. Язык важнейшее средство общения людей между собой. Язык это зеркало истории и культуры народа. Не случайно в лингвистике используется понятие «языковая картина мира», которое отражает исторически сложившуюся в обыденном сознании народа и отразившуюся в языке совокупность представлений. По сути, это коллективная философия, выраженная языковыми формами. Надо сказать, что язык это еще и инструмент, без которого невозможно представить нашу жизнь. Но этот инструмент может служить и благу, и злу. Язык дает возможность как созидать, так и разрушать. Используя слово, человек создает произведения искусства, которые обогащают национальную и мировую культуру, а также производит обычные канцелярские документы, от которых зависит нормальная жизнедеятельность общества и государства. Посредством мысли, облекаемой в слова, мы ведем разговор с Богом в молитве, творим добро, утешаем ближних. Но словом также можно оболгать, оскорбить, обмануть, спровоцировать конфликты, столкновения как на бытовом, так и на международном и межгосударственном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/1144057.ht...

Действительность являет нам далеко непривлекательные стороны в жизни многих матерей-христианок: поставляя целью своей жизни исключительно чувственные удовольствия, она и гоняется за ними не только в годы своей молодости, но и в преклонной старости; посещения знакомых, приёмы гостей, общественные развлечения, гулянья – всё это настолько неминуемые и необходимые для неё предметы, что из-за них духовное и материальное благо детей предоставляется рукам наёмничьим, от них она требует материнской любви и самопожертвования к детям, чрез них думает положить в душе своих детей начатки всякого добра. Для подобного рода матерей дети составляют нравственное бремя, так как они являются препятствием в погоне за наслаждением, почему они стараются и не видеть их, как бы отучить от себя, заставить их забыть, что у них есть матери. Несчастные подобные при родителях дети-сироты. Мало видят они нежной ласки своей матери, некому сказать им искренно-приветливого слова, некому сложить рученьки их для молитвы, имя Христа Спасителя чуждо для их сердца до того времени, когда они сами достигнут самосознания, – беспечная мать их, возвратившись с торжища удовольствий, спит до полудня после вечера, или в ожидании его; только в исключительном каком-либо случае обратит она своё внимание на рождённое ею чадо и за неимением других удовольствий возьмёт его на руки, чтобы потешиться им, позабавиться как живой игрушкой, а задать себе труд – принять нелёгкую, но святую и священную обязанность тщательного воспитания дитяти – к этому у неё нет ни охоты, ни времени. Иные предпочитают религиозно-нравственному водительству детей хлопоты по домашнему хозяйству, – разнообразные приготовления кушанья, сластей, пресыщения ими поглощают всё время женского труда, – заботы о детях – дело далеко второстепенное; третьи – не могут и не хотят сносить детских капризов, их жалобных криков в болезненной немощи, вопиющей о помощи, а потому держат себя подальше от подобных, потрясающих душу картин; – некоторые же бросают этих ангелоподобных существ, наследников вечных благ, из-за страсти к постоянному и беспорядочному чтению или из-за тщеславного стремления к высшему образованию, не сознавая, что быть многоучёной – не удел и не первая обязанность женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Из соображений здравого смысла мне казалось сомнительным, чтобы многие поколения людей, живших до нас ( включая великих композиторов и писателей, ученых и художников ) являлись по сути наивными недотепами, поверившими в сказки недобросовестных священнослужителей… Ну не может такого быть. Моя вера началась как бы с отрицания атеизма, вернее всего того, что вытекало из атеизма. Прошел я и этап «своей веры» — когда я с юношеским максимализмом решил, что я знаю лучше, как организовать христианство. Всё это было еще до Крещения… А крестился я при довольно странных обстоятельствах. Я только-только закончил университет (и остался работать на родном физфаке МГУ), когда вдруг в нашу лабораторию вбежала знакомая девчонка, и сказал: «Слушай, хочешь в Польшу поехать?» Какая Польша? Я в жизни не был за границей, шел 1990 год, вокруг перестроечная разруха и полная неясность перспектив. Оказалось, что через комитет комсомола организовалась какая-то поездка в Польшу на неделю, по обмену — в общем, подробности некогда было выяснять, ибо я никогда не был большим поклонником комсомольских идей, но тут образовалось лишнее место, а поскольку шли студенческие зимние каникулы, то единственным, кто был «под рукой», оказался я. Я ведь уже закончил факультет, и работал без каникул. Я, разумеется, согласился. И вот компания из 6 человек села в поезд Москва-Варшава. Мы приехали в Варшаву, всё было очень интересно — хоть и банальная Польша, а все ж заграница! И, не помню уже почему, мы оказались рядом с чуть ли не единственным православным храмом на всю Варшаву. Это был храм святой Марии Магдалины. Мы зашли — в храме пусто, только какое-то один мужчина поставил пару свечей и вышел из храма. Разумеется, появление в дверях сразу шестерых молодых людей и девушек не осталось незамеченным. К нам подошел батюшка, мы обменялись какими-то дежурными «здрасьте», и, узнав о том, что мы из Москвы, батюшка просто весь засветился радостью. Я помню его имя — отец Владимир. Он был очень открытым и общительным, и все время повторял «Красота и благолепие» — похоже, этой присказкой он снабжал всё, что вызывало в нем радость. Он долго расспрашивал нас о России, очень переживал все перестроечные казусы, а потом спросил как бы между прочим: «Ребята, а вы сами-то крещеные?» Мы стали пожимать плечами — оказалось, что 4 из 6 человек не крещены, а двое были крещены в детстве. Батюшка воскликнул — «Так давайте мы вас покрестим!» Мы были не готовы к такому повороту событий, но батюшка не отставал. «Ребята», — сказал он, — «Приходите завтра с утра, не бойтесь, народу не будет, мы ради вас храм откроем, это будет красота и благолепие!». Он еще много всего говорил — я уже не помню его фраз, но помню, что мы вышли из храма с четким желанием придти утром креститься.

http://pravmir.ru/oshhushhenie-kresta-po...

Церковь св.мироносицы Марии Магдалиы бла построена в 1746-1748 гг. при усадьбе княгины М.Д.Кантемир, дочери молдавского господаря Д.Кантемира и сестры первого русского сатирика А.Д. Кантемира (по легендам, тайной любовницы Петра Первого). Храм в стиле барокко представлял собой двусветный восьмерик, с высоким купольным сводом. В 1835-42 гг. к храму были пристроены трапезная с приделами иконы " Всех Скорбящих Радости " и свт. Николая Чудотворца (освящен позднее). Церковь славилась богатством деревянной резьбы в отделке интерьера. В 1934 (35) гг. храм был закрыт, снесены завершения и утрачена внутренняя отделка. В 1960-х гг. были снесены трапезная и колокольня. Здание использовалось под клуб, затем под магазин. С 1998 г. церковь была возвращена верующим и восстанавливается. В 1999 г. в храм была возвращена святыня - икона святой Марии Магдалины, которые долгие годы пребывала в храме с.Гребнево. Использованы материалы сайта " Храмы России " , справочника " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Марии Магдалины, по адресу: Щелковский район, д.Улиткино, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Современный адрес: с/п Анискинское, д.Улиткино, ул.Центральная, д.24А. Кирилл Аминов, 25 мая 2015 г. Церковь во имя св. Марии Магдалины каменная построена в 1748 г. Княжна Мария Дмитриевна Кантемир – владелица села Улитина (Улиткино) в прошении, поданном в Московскую Духовную Консисторию, 2 июля 1746 г. писала: «в Московском уезде, в Боховом стану, в вотчине ее, в сельце Улитине имеется дом, да 13 крестьянских дворов, а то сельцо Улитино приходом состоит села Гребенева к церкви Николая чудотворца расстоянием в 4 верстах, в вешнее и осеннее время, за болотами и за лесами, крестьянам к церкви ходить и ездить никак невозможно, и просила, чтоб в том сельце Улитине построить вновь каменную церковь во имя св. Марии Магдалины, а под строение церкви попу с причетники поступает пашенной земли 15 четвертей в поле, сенных покосов 15 копен». Того же 1746 г. из Московской Духовной Консистории выдан указ о строении каменной церкви в сельце Улитине.

http://sobory.ru/article/?object=12134

Богослужения в храме прекратились вскоре после Октябрьской революции 1917 г. В 1923 г. в музейный фонд были вывезены ампирный иконостас с иконами, еще семь икон, подсвечники, шесть больших картин, серебряный крест с чернью начала XIX века и другое церковное имущество. Остальные иконы и церковную утварь отвезли на склад Мосфинотдела на Покровку. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Храм святой Марии Магдалины был устроен при ремесленном училище, предшественнике МГТУ, стараниями императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Павла I. Священниками в училищном храме становились, как правило, выпускники Московской духовной академии. В середине XIX века настоятелем храма был протоиерей Димитрий Кастальский, отец знаменитого церковного композитора Александра Кастальского. Последним настоятелем храма перед его закрытием стал священник Сергий Виноградов. Богослужения в домовом храме были запрещены после 1918 года. Исключение сделали лишь в марте 1921 года, когда отпевали отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского. Сегодня внутреннее помещение храма сохранилось, в нём располагается Учёный совет вуза. Тем не менее уже почти год при МГТУ существует православная община святой Марии Магдалины, объединяющая преподавателей и студентов, аспирантов и выпускников, деканов и рядовых сотрудников. Домовая церковь Коммерческого училища первоначально была размещена на втором этаже в помещении, где раньше располагалась спальня. Церковь освятили зимой 1817 года во имя святой Марии Магдалины, в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, под чьим патронажем находилось тогда училище. Во время грандиозного ремонта, который проводился в 1854 году, эта домовая церковь была перенесена в другое, более подходящее помещение, а в 1919 году она была ликвидирована большевиками. Впоследствии здание неоднократно передавали для размещения в нем различных учебных заведений. До середины 90-х годов двадцатого века Мариемагдалининская домовая церковь была скрыта от посторонних взглядов толстым слоем штукатурки и краски, нанесенных прямо на расписанные стены. В ее помещении, расположенном напротив актового зала, проходили заседания ученого совета университета. Когда от ветхости, штукатурка осыпалась, глазам изумленных зрителей открылись иконы и библейские сюжеты, выполненные в технике станковой живописи. Эксперты-искусствоведы, приглашенные из Третьяковской галереи и Пушкинского музея, предполагают, что эти росписи могли быть созданы знаменитыми художниками Васнецовым и Нестеровым.

http://sobory.ru/article/?object=26617

К 150-ти летию начала Крымской войны был восстановлен храм-памятник св. Марии Магдалины и облагорожена территория Братского кладбища русских воинов. Недалеко от храма находится святой источник св. Марии Магдалины. Погибших в Крымскую войну 1853-1856 годов офицеров, врачей, сестёр милосердия, полковых священников хоронили на городском кладбище. Нижние чины обретали последний приют на Братском кладбище русских воинов, располагавшемся в двух верстах от города, в районе так называемой Петровской балки. Здесь было похоронено свыше 36 000 солдат, умерших в симферопольских госпиталях и лазаретах. В их память на народные пожертвования в некрополе был установлен обелиск с надписью: " От граждан Симферополя над местом погребения воинов Крымской армии, павших за Веру, Царя и Отечество в 1854 и 1855 годах. Октября 5-го дня 1887 года " . В 1868-1869 годах на Братском кладбище по инициативе императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны построили часовню во имя святой Марии Магдалины, где в Троицкую родительскую субботу - день особого поминовения усопших православных христиан - служили панихиду. Каменное здание имело прямоугольную в плане форму (9,1х7,7 м), с двускатной крышей. Общая высота (с крестом) - около 13 м. Главный фасад был симметричный, акцентированный перспективным порталом полуциркульного завершения. Боковые фасады были симметричные, акцентированные перспективными оконными прорезами полуциркульного завершения. Вертикальное членение всех фасадов подчёркивалось пилястрами, горизонтальное - чётко выраженным цокольным выступлением, тягами, аркатурным поясом, который и венчает массивным профилированным карнизом. Материал - тёсаный инкерманский камень-известняк. Крыша деревянная, стропильной системы. Покрытие металлическое. Внутри помещение было оштукатурено, а главная восточная стена расписана фресками. В 1901 году был установлен дубовый иконостас и престол с иконами на цинке (работа художественной мастерской общества Постникова в Москве). В 1887 году освятили ступенчатую пирамиду из диорита, увенчанную крестом. В конце XIX века на Братском кладбище заново построили из альминского камня ограду, обновили насаждения.

http://sobory.ru/article/?object=20427

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010