дорогие отцы, братья и сестры, представители Римско-Католической Церкви, представители государственных властей! Сердечно благодарю Вас за братское приглашение посетить Святейшую Польскую Православную Церковь. Рад был вновь ступить на польскую землю, рад видеть в добром здравии Ваше Блаженство и возлюбленных собратьев-архипастырей, со многими из которых меня связывают долгие годы добрых братских отношений, и вместе с вами вознести совместную молитву под сводами этого прекрасного собора во имя равноапостольной Марии Магдалины, где прежде мне неоднократно довелось бывать. Однако в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я здесь впервые. Более того, впервые Патриарх Московский и всея Руси посещает Польшу. Тем не менее, наши связи имеют давнюю и славную историю. Как на Русь, так и в Польшу христианство восточной традиции принесено было учениками святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Эта восточная христианская традиция преобладала во многих землях Польши в то самое время, когда Великий князь Мешко I объединял земли в единое государство. На долгом историческом пути Православия в Польше — пути не всегда простом, нередко связанном с исповедничеством — суждено было долгое время Православию Польскому быть в органическом единстве с Русской Православной Церковью. Именно Русская Церковь-Мать положила начало становлению в Польше Православной Церкви, чтобы затем ввести ее как свою честнейшую Сестру в семью Поместных Православных Церквей. Отрадно, что Польская Православная Церковь свято хранит традиции, принятые ею у Русской Православной Церкви. Наше единство запечатлено и в церковном строе, и в архитектуре храмов, и в языке богослужения. Вместе с тем, эти русские традиции получили в Польше и самостоятельное творческое развитие, что нас очень радует. Испокон веков мы почитаем одних и тех же святых. Земная жизнь некоторых из них связана и с Польшей, и со странами Святой Руси. Их память и почитание соединяет наши сердца в любви к Подвигоположнику Господу Иисусу Христу. Такими святыми стали для нас преподобный Моисей Угрин и преподобноисповедница Параскева Дмитровская. Так же близок и дорог нам уроженец Холмщины, наш общий небесный заступник и ходатай священноисповедник Роман Медведь — клирик Русской Православной Церкви, который явил непоколебимую твердость веры во время жестоких гонений на Церковь Божию. Ныне он почивает своими святыми мощами в одном из храмов града Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2409897.ht...

пустынь посетил исполняющий должность наказного атамана ген.-майор Н. А. Иванов, вскоре писавший игум. Митрофании, что «пустынь, с воспитательным при ней заведением... образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на двести питомиц - гражданок, временно в нем находящихся... поставлено высоко, в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени». Но вместе с письмом к настоятельнице он сообщил командующему войсками гр. Н. И. Евдокимову, что недопустимо надолго оставлять девиц при мон-ре. Он обратил внимание командующего на то, что девушки, проживающие в обители с ранних лет, отлучены от родителей и светской жизни «навсегда». По словам Иванова, вместо блага для казачьего населения, обитель будет лишать его лучших женщин, к-рые проведут всю жизнь в монастыре, сначала воспитанницами, потом монахинями. Иванов рекомендовал принять решение, чтобы девушек по достижении 16-летнего возраста по соглашению с родителями и инокинями из обители отпускали (ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2885. Л. 1, 7-7 об.). На протяжении 1861 г. игум. Митрофания писала письма в Канцелярию наказного атамана с просьбой создать при обители жен. пансион. Военный совет, рассмотрев обращения настоятельницы, рекомендовал пансион при М. М. м. не утверждать, поскольку «пустынь еще не достигла надлежащего содержания». Военный совет также принял решение: впредь, при отдаче детей в школу при мон-ре, необходимо брать с родителей подписку, что по достижении 16-летнего возраста последние обязуются забрать детей из обители. После этого решения в Кубанской обл. в основном стали учреждать жен. станичные сельские учебные заведения, а не монастырские. В 1861 г. в М. М. м. архим. Герасим освятил домовый храм во имя равноап. Марии Магдалины с примыкающим настоятельским корпусом. Летом 1884 г. еп. Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий) , совершая обозрение церквей Кубанской обл., прибыл в М. М. м. и 21 июля в сослужении 12 священнослужителей, в т.

http://pravenc.ru/text/2562014.html

Так сказано в Апокалипсисе о святых Божиих угодниках, и я лишь свидетельствую, что эти слова Ангела в полной мере относятся и к матушке схиигумении Марии. В этой душеполезной книге я постарался передать благочестивому читателю все, что у меня осталось от рукописи подвижницы (многое было утеряно еще при ее жизни), и лишь только малое и самое необходимое дополнил от себя, дабы своими слабыми словами не умалить величие ее подвига и сияние ее чистейшей души. Очень теперь сожалею, что во время моего послушания у матушки Марии я не вел дневник с записями ее душеспасительных и богомудрых наставлений и поучений. Выражаю глубокую благодарность издателю, уповая на то, что, выпустив в свет эту книгу, он снискал на всю жизнь горячую молитвенницу пред Престолом Божиим. И, наконец, скажу: очень многое можно было бы еще написать про подвиги, чистоту души, богодухновенность суждений, жертвеность горячей любви к Богу и людям. Многое можно было бы написать еще о приснопамятной подвижнице благочестия, но… некому. Уже ушли из этого мира те, которые жили под ее духовным руководством, остался я один и, что было по силам моим, написал. Макариополский епископ Гавриил 2000 г. СХИИГУМЕНИЯ МАРИЯ (ДОХТОРОВА) (1896—1978) Память 8 мая Сведения о жизни и подвигах схиигумении Марии почерпнуты, во-первых, из ее рассказов мне для моей духовной пользы, во-вторых, из ее письменных воспоминаний «Годы странничества», в-третьих, из личных наблюдений в течение шести лет жизни под ее старческим руководством (из них пять лет я жил у нее в скиту преподобной Параскевы в Болгарии), в-четвертых, из рассказов монахинь и знавших ее духовных лиц и благочестивых мирян. Схиигумения Мария (имя в честь святой равноапостольной Марии Магдалины), в миру Лидия Николаевна Дохторова, родилась в 1896 году в Киеве, происходила из интеллигентной семьи среднего достатка. Ее родители воспитывали детей строго, приучая их к послушанию, скромности и трудолюбию. Так, она вспоминала, как однажды ей не позволили два часа слезать с детского стула, пока она не съест яйцо всмятку, которое ей не хотелось есть. Сладкого детям не давали до 4-х часов дня, хотя в доме было изобилие всяких лакомств. Для ее воспитания приглашались и гувернантки. Денег родители в руки не давали, а сами покупали, что нужно, с той целью, чтобы дети не привыкали к деньгам.

http://pravoslavie.ru/6035.html

21–31 мая 1881 г. паломничество в Святую Землю совершили братья только что вступившего на престол императора Александра III великие князья Сергей и Павел Александровичи с их племянником великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К. Р., президентом Академии наук). Непосредственным поводом к их поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (в 1880 г.) и убийство императора Александра II (1 марта 1881 г.). Великокняжеское паломничество имело огромное значение для последующего развития Русской Палестины. Был установлен добрый плодотворный контакт с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином, очень нуждавшимся в то время в августейшей поддержке; кроме того, заинтересованное отношение Сергея Александровича к русско-палестинским проблемам позволило в следующем году организовать в Петербурге Православное палестинское общество (под его председательством и покровительством). Лучшим документом, с репортажной точностью воспроизводящим подробности пребывания великих князей в Иерусалиме, является дневник архимандрита Антонина (Капустина) , большой фрагмент из которого включён в настоящий раздел (документ 37; другие фрагменты из дневника, представляющего собой уникальный источник по истории Русской Палестины, см. ниже в специальном разделе 2 тома). Семь лет спустя состоялось второе паломничество Сергея Александровича в Святую Землю, на этот раз с супругой, великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и братом Павлом Александровичем. Целью было участие в торжестве освящения русской церкви во имя Марии Магдалины, сооружение которой и место для строительства обсуждались великим князем с архимандритом Антонином ещё в первую поездку. Августейшие паломники проследовали из Бейрута морем в Хайфу, потом к святыням Галилеи (Назарет, Фавор), а затем, вернувшись в Хайфу, опять морем до Яффы и оттуда в Иерусалим. Освящение храма, построенного в память императрицы Марии Александровны, состоялось в праздник Покрова 1 октября 1888 г. Подробное описание церемонии и всей поездки содержится в корреспонденции «Правительственного вестника» (документ 38). Воспоминания о пребывании великих князей в Бейруте оставила Мария Александровна Черкасова, основательница и заведующая пятью бейрутскими школами Православного палестинского общества (документ 39). Завершают раздел аналогичные воспоминания директора назаретской мужской учительской семинарии Александра Гавриловича Кезмы (1860–1935), посвящённые галилейскому эпизоду паломничества (документ 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Имя этой святой знакомо многим, но подробности жизни известны не всем. Часто смешивают жития Марии Магдалины, Марии Египетской и Марии - сестры Лазаря. Святая Мария происходила из палестинского города Магдалы. Она тяжко болела и никто не мог ее вылечить, так как она была бесноватая, т.е. одержимая бесами. Услышав о чудесах, творимых Иисусом Христом, она пришла к Нему с мольбой о выздоровлении и получила исцеление. Не только чудо исцеления, но и чудо самой этой встречи заставило Магдалину уверовать в Иисуса Христа Спасителя и стать верной Его ученицей. Святая Мария не отреклась от Него даже во время страшных испытаний, ареста и суда над Учителем. Даже когда апостолы испугались и покинули Его. Она была свидетельницей Распятия, смерти и погребения Христа. И она же стала очевидицей потрясающего чуда - Воскресения Спасителя из мертвых. Это произошло на третий день после Распятия. Мария вместе с другими женщинами пришла к могильной пещере, чтобы воздать последние почести Учителю, умастив Его Тело миром - драгоценным благовонным маслом. Но к их ужасу Христа в гробнице не было... Горе женщин было настолько велико (и, наверное, слезы им мешали), что они приняли двух ангелов, сидевших на камнях гробницы, за людей и молили сказать, куда унесли их Учителя. И даже когда перед Магдалиной появился Сам Христос, она не узнала Его. Она подумала почему-то, что это садовник - и вновь спрашивала о пропавшем из гроба Иисусе. Тогда Христос назвал ее по имени - и Мария вдруг поняла, Кто это, и какое чудо вошло в мир!.. Их стали называть " женами-мироносицами " - не оттого лишь, что святая Мария и ее спутницы несли драгоценное масло к могильной пещере. А потому что как драгоценнейшее миро понесли эти женщины людям Весть о Воскресении Спасителя... А люди не верили, не хотели, а часто и не принимали этой Вести. И даже ближайшие ученики Христа - апостолы - не сразу поверили тому, о чем так убежденно говорили им жены-мироносицы. Святую Марию называют равноапостольную именно потому, что ей пришлось наравне с апостолами утверждать среди людей христианскую веру. О том, какими путями ей пришлось пройти на этом поприще, мы можем лишь догадываться по различным преданиям.

http://foma.ru/ix-zovut-maryami.html

Много мест связано с этим святым. Прежде всего, это городок Брэдуэлл-Он-Си, где до сих пор в хорошем состоянии сохранилась впечатляющая монастырская церковь святого Кедда – «церковь святого Петра-на-Стене». Эту церковь построили святитель Кедд и его помощники, используя камни, сохранившиеся от древней римской крепости. Ее местоположение на римской дороге рядом с «Широким ручьем» (ныне река Блэкуотер, или Пант), у самого моря, дает нам возможность предположить, что святой Кедд переправлялся с Линдисфарна по морю в Эссекс и высадился на причале римской крепости Отона для учреждения монастыря. Возможно, некоторые помощники святителя Кедда были выходцами из Кента, поскольку церковь была построена в римском стиле, присущем Кенту: с апсидой, двумя портиками и крыльцом (папертью), что не соответствовало кельтскому стилю севера. Неф этой церкви имеет 60 футов в длину, 30 футов в ширину и 20 в высоту. Второй монастырь святого Кедда в Тилбери (а точнее, в Восточном Тилбери) находился на другой римской дороге, ведшей к известной переправе через Темзу, напротив Хайхема на берегу Кента. В средние века здесь стояла больница Святой Марии, вероятно, точно на месте монастыря святого Кедда. В Западном Тилбери была найдена древняя купель диаметром в 3 фута раннесаксонской работы, в которой крестили полным погружением . Когда-то эта купель стояла при входе в церковь святого Иакова в Западном Тилбери. Удивительно думать, что это, может быть, та самая купель, в которой святой Кедд крестил жителей Эссекса. И Брэдуэлл, и Тилбери были стратегически важными местами для основания здесь монастырей. В Эссексе существуют и другие места, связанные со святителем Кеддом. Во-первых, в этом графстве есть деревня под названием Чадуэлл-Сент-Мери, в которой, согласно местному преданию, святитель Кедд и его многочисленные последователи крестили народ в «Холодном источнике». Во-вторых, около старой дороги, севернее Тилбери, находится деревня Грейт-Берстед («Большое укрепленное место»), в которой существовала церковь VII века во имя Марии Магдалины, основанная, скорее всего, святителем Кеддом.

http://pravoslavie.ru/30590.html

Впервые имя благовещенского протопопа Андрея появилось в летописях, как видим, при описании военного похода. Встречаются сообщения о нем и в дальнейшем, причем круг источников начинает расширяться. Протопоп Андрей был один из тех, через кого преподобный Максим Грек в 1553 году передал свое не благословение, выздоровевшему от «огневой» болезни, царю на его путешествие в Кирилло-Белозерский монастырь 13 . Однако царь все-таки поехал. По возвращении из поездки благовещенское духовенство в присутствии своего настоятеля-протопопа сообщило ему о еретичестве Матвея Башкина 14 . Еще раньше к протопопу Андрею, как к иконописцу, обращался царский дьяк Иван Висковатый со своими недоумениями о написании икон 15 . В 1554 году в Чудовом монастыре было совершено крещение царевича Иоанна, «а принял его от купели митрополит Макарей всея Руси, а священная деял Андрей протопоп Благовещенский» 16 . Почти через год было совершено торжественное посвящение первого Казанского архиепископа, когда, по выражению летописца, служило в Успенском соборе 76 человек, «опричь подъяков». Среди них назван и царский духовник – участник казанского похода. «Летом того же года в Москву был принесен образ святителя Николая Великорецкого, который вместе с митрополитом Макарием «поновлял Андрей протопоп Благовещенский». Перед тем, как митрополит Макарий совершил крещение второй жены Иоанна Грозного – Марии Черкасской, ее «Андрей протопоп Благовещенский огласил ко крещению и нарек ей имя во имя святой Марии Магдалины» 17 . При переговорах с литовскими послами протопоп приносил царю «крест вздвизалный на пелене, положен на блюде» для целования при утверждении заключаемых договоров 18 . В Псковской летописи говорится, что за два года до возведения в митрополиты протопоп Андрей принял постриг в Чудовом монастыре 19 . Таковы различные свидетельства о протопопе Андрее до избрания его в митрополиты на Всероссийскую кафедру. Их может дополнить Повесть о кончине митрополита Макария († 31 декабря 1563 г.). Когда святитель заболел, то царь велел навещать его «духовнику своему старцу Афанасию» 20 . Он же участвует в совершении таинства Елеосвящения над больным митрополитом. Незадолго до кончины святитель Макарий пожелал уйти на покой в место своего пострижения – в Пафнутиево-Боровский монастырь, о чем написал царю. «И писмо то ко государю посла старцем Афанасием з духовником» 21 . Перед своей кончиной митрополит послал «по духовника государева», который, придя, уже не застал в живых святителя. «Старец

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Император Александр III и его братья приняли решение о том, чтобы увековечить память своих родителей строительством двух храмов: Спаса на Крови в Петербурге в память об Александре II и храма Марии Магдалины в Гефсимании, в Иерусалиме, в память об императрице Марии Александровне. Оба царских храма строились в русском стиле, притом что в обоих случаях, казалось бы, это не соответствовало архитектурной традиции обоих городов. В 1885 году иерусалимский патриарх Никодим благословил закладку храма. По общему мнению, это красивейший из русских храмов Святой Земли. Несмотря на непривычный для Иерусалима русский стиль, храм вписался в ландшафт города, став одним из его архитектурных символов. То, что храм строился царской семьёй, а не просто Русской миссией, вызывало большие возможности. Руководил всеми работами о. Антонин (Капустин), хотя участок был куплен на имя консульства, а затем передан во владение ППО. Как это отличалось от тех лет, когда предыдущие начальники миссии даже не допускались к участию в возведении Троицкого собора и русских подворий вокруг него! А здесь великий князь Сергий Александрович так писал о. Антонину в октябре 1884 года: «Высокочтимый Отец Архимандрит, (…) вполне уверен, что Вы, в личное Мне одолжение, не откажете в Вашем просвещённом содействии в этом деле и примите на себя главное руководство и наблюдение при постройке означенной церкви» (Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том 1. Стр. 411). Как всегда на Святой Земле, перед началом строительства церкви о. Антонин провёл археологические раскопки. Были обнаружены погребения, древнееврейские и христианские, а также клад времён крестоносцев — более тысячи серебряных монет иерусалимского короля Балдуина. Затем началось строительство. Проект храма создал петербургский архитектор Давид Гримм. Так уж получилось, что храмы в русском стиле часто строили русские немцы — лютеране! Гримм был одним из создателей неовизантийского и русского стиля в архитектуре того времени. Им были построены храмы в Женеве, Херсонесе, Тифлисе, Копенгагене и множестве других городов как в России, так и за её пределами. За строительство Владимирского собора в Херсонесе он получил звание академика. Храм в Гефсимании стал отчасти образцом для более поздней архитектуры в русском стиле: на него весьма похожи русские храмы рубежа XIX–XX веков в Ялте, Флоренции, отчасти в Ницце. Одновременно с Гефсиманским храмом Д. Гримм строил Покровскую церковь в Гатчине (в Мариенбурге), очень его напоминающую, хотя и более простую.

http://bogoslov.ru/article/6174575

Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В более древние, византийские времена почитание первомученика совершалось в другом месте – за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. А эта церковь в долине Кедрона была построена Иерусалимским Патриархатом лишь в прошлом веке, в 1969 г. Справа от здания сохранилось несколько каменных ступеней древней, шедшей с горы Елеонской лестницы, служившей для религиозных процессий в ветхозаветные времена и в эпоху Христа Спасителя. По средневековым свидетельствам, таких ступеней можно было сосчитать 195 от Золотых ворот до Кедрона и 537 – от Кедрона до вершины горы. В 1931–1934 гг. русским археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено возле храма Стефана 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории Гефсиманского монастыря во имя Марии Магдалины). В 1987 г. над этими ступенями сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим. Гробница Божией Матери В 20-е гг. в Берлине русский поэт, назвавший себя вещим именем «Сирин», сложил эти строки о Матери: Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив, Спускается толпа, виясь между олив, Подобно медленному змию. И матери глядят, как под гору, в туман Увещевающий уводит Иоанн Седую, страшную Марию Как труден Ей путь с Голгофы! Люди расступаются пред горем и ужасом смерти, чтобы завтра снова сплотиться в клевете и злобе на Воскресение. Она пройдет узкими улочками Иерусалима, поддерживаемая учениками и мироносицами, и в тот день никто еще не вспомнит о предсказаниях и не признает в Ней, скорбной Матери Распятого, Матерь Света и Источник Жизни. Только где-то, в библейской дали: «Предста Царица одесную Тебе!» – воскликнет, обращаясь к Богу, Давид, прозревая сквозь плоть и время истинное место Марии в иерархии существ. одесную Креста, одесную Славы... «Вратами небесными» пророчески назовет Ее праотец Иаков: вратами на небо для всех нас. Но Ей, Небесной, надо еще жить с нами, с людьми, в этом святом проклятом городе, отнявшем у Нее Сына, в доме апостола, усыновленного Ей с Креста, неподалеку от горницы Тайной Вечери. Сколько тайных вечеров проведет Она за Кедронским потоком – там, на горе Вознесения, где видела в последний раз Восходящего к Отцу, – в уединенной, дерзкой молитве, понятной и уместной в материнских устах: «Возьми меня, Сыне, к Себе, на небо! Нет больше сил томиться среди страха и праха мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В другом своем письме отец Стефан писал протоиерею-библеисту: “Вы возбудили во мне ревность заниматься Ветхим Заветом, да принадлежит же вам и честь поддерживать во мне оную…” 13 . А. И. Родосский, много потрудившийся над обработкой рукописных материалов библиотеки Петербургской Академии, описывает один неизданный труд отца Стефана: «Пер­вый лист — заглавный; на нем находится следующее заглавие: “Пророчества Исаии, переведенные с еврейского на российский язык и сопро­вождаемые, в случае необходимости, апологиею против критики новейших истолкователей, также герменевтическими, историче­скими, археологическими, филологическими и критическими при­мечаниями. Сочинение Копенгагенской миссии священника, ма­гистра богословия Стефана Сабинина” 14 . В 1831 году он был удостоен ордена святой Анны II степени, а через два года — награжден набедренником и саном протоиерея, хотя возведение в это высокое достоинство состоялось в 1835 году, во время приезда в Россию. В самой Дании протоиерей Стефан был принят в действи­тельные члены Королевского общества северных древностей в Ко­пенгагене. В 1837 семья Сабининых переезжает на новое место жительства в немецкий город Веймар, куда отец Стефан был назначен духовником к Марии Павловне после кончины там протоиерея Никиты Ясновского 15 . Поселилась семья Сабининых на втором этаже в доме Шарлотты фон Штейн, известной своими отношениями с великим немецким писателем Гёте 16 . На первом же располагалась домовая церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины, не­бесной покровительницы великой герцогини 17 . В 1838 году, когда Веймар посетил Российский император Николай I, отец протоиерей был награжден наперсным крестом с украшениями. Его старшая дочь Марфа вспоми­нала о рождественском Богослужении в юбилейный год (50 лет) существования веймарского храма (1854): “Вечером, в наш Рож­дественский Сочельник, у нас была елка; в тесном семейном кру­гу встретили мы праздник. На чужбине к праздникам всегда при­мешивается что-то грустное, потому что там не существует той общей, объединяющей праздничной радости, которая бывает в отечестве.

http://pravmir.ru/protoierey-stefan-sabi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010