И мир грешный удостоился узреть среди своих дщерей преблагословенную в женах Деву-Матерь воплотившегося на спасение миру Сына Божия. Честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов, Она стала святейшим идеалом для всех жен христианского мира. Богу было благоугодно, чтобы и воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца первыми узрели и самим Апостолам принесли первую весть воскресения тоже жены. И везде, где воссиявал свет Христова учения, почти всюду первыми благовестницами его являлись святые жены, потому и именуемые равноапостольными. Женское сердце скорее воспринимало благодатные семена евангельской истины и быстро приносило плод живой веры не только себе, но и другим во спасение. Имена Марии Магдалины, других евангельских Марий, Марии, сестры Лазаревой, равноапостольных: царицы Елены, Нины, нашей Ольги, Людмилы Чешской и многих других вечно будут сиять светлыми звездами на духовном небосклоне Церкви Христовой, а имена славных великомучениц, удививших языческий изнеженный мир своим терпением мук за имя Христово, будут вечным украшением Церкви Божией и ее похвалою. Как жаль, что наши женщины и девушки не читают жизнеописаний хотя бы только тех святых жен, имена коих они сами носят! Как жаль, что ныне никто не заглядывает, разве кроме иноков, в чудные, полнея духовной недосягаемой красоты и поэзии Четии-Минеи! Есть эти книги теперь и на русском языке, есть и отдельные книги, посвященные памяти святых жен, например, святой Павлы. Увы! Не там ныне ищут идеалов, где они блещут, как яркие звезды небесные; не туда обращены взоры именующих себя пока еще христианами и христианками. Скоро, кажется, и совсем забудут все, чем возвеличило человека учение Христово, чем жив идеальный человек. В последнее время, точно туча откуда-то из-за леса, надвигается на нас язычество, и тот буддийский храм, что завершается постройкой на окраине Петербурга, в сущности, есть символ грядущего язычества, и уже чувствуется смрад каждений пред идолами в оном, каждений, совершаемых не природными идолослужителями, а бывшими когда-то христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр. Серафимо-Дивеевский монастырь В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым). В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия. После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская). К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

С 1 сентября 1907 года законоучителем института и настоятелем Марие-Магдалининского храма становится иерей Сергий Ильменский (с 1911 года — в сане протоиерея). Замечательный саратовский проповедник, редактор «Саратовского духовного вестника», сподвижник святого епископа Гермогена (Долганёва; †1918), отец Сергий окормлял институт до своего монашеского пострига в 1914 году. Впоследствии архимандрит Феофан (Ильменский) получил архиерейскую хиротонию с назначением Соликамским викарием Пермской епархии. 11 (24) декабря 1918 года, при отступлении красных войск из Перми, святитель Феофан, бывший временно управляющим Пермской епархией, был замучен богоборцами в проруби на реке Каме.  2 июля 1998 года священномученик Феофан был прославлен в лике святых Новомучеников и исповедников Российских. В начале 1918 года все учебные заведения были отделены от Церкви, и в связи с этим храм во имя святой Марии Магдалины был преобразован в приходской. Община верующих взяла на себя все расходы по его содержанию.  «Церковь эта обособлена и имеет отдельный ход, почему уже с мая месяца образовалось в институтском районе общество богомольцев, предполагавших иметь свой приходской храм», — сообщается в одном из документов, найденных саратовскими архивистами. Однако в том же 1918 году железнодорожная комиссия, устроившая в бывшем институте рабочий клуб, «взяла курс» на уничтожение Мариинской церкви. Мариинская церковь была закрыта. В учебном корпусе института была размещена средняя школа а в пристройке, где находился храм, был размещен клуб имени Карла Либкнехта. В помещении, где размещался в предреволюционные годы институтский храм, был устроен концертный зал, причем сцена была размещена на месте алтаря. С 1998 года в части помещений бывшего клуба железнодорожников был размещен ночной клуб «Карамболь», а в оставшихся помещениях Губернский театр хоровой музыки. Храмовое помещение, номинально оставаясь концертным залом Театра хоровой музыки, практически не использовалось и начало приходить в запустение. Еще с начала 1990-х годов верующие начали борьбу за возвращение Церкви поруганного храма. Однако подвижки в этом вопросе наметились лишь в конце 2004 года.

http://sobory.ru/article/?object=14810

уезда Вятской губернии, сын сельского священника. 13 июня 1903 года закончил Вятскую духовную семинарию по 1 разряду. 5 октября посвящен в сан диакона, а 8 октября 1903 года посвящен в сан иерея епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским). С октября 1903 года по ноябрь 1904 года служил священником Троицкого собора города Котельнича Вятской губернии. 19 ноября 1904 года перемещен в Никольскую церковь города Котельнича Вятской губернии, где служил священником по июль 1908 года. Нес обязанности депутата на Епархиальном съезде духовенства и мирян в 1906 году. С 1903 по 1908 год преподавал Закон Божий в женской гимназии и 4-х классном училище города Котельнича Вятской губернии 1 . 11 сентября 1908 года принят в число воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии 2 . В июне 1912 года закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия 3 . 8 августа 1912 года определен на вакансию священника к церкви святой Марии Магдалины Общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя на Сергиевской улице, 52 4 . 21 июня 1913 года распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения назначен на вакансию священника к Феодоровскому Государеву собору с возложением исполнения пастырских обязанностей по Собственному Его Величества Конвою 5 , 6 . С 28 августа 1914 года по 1917 год безвозмездно исполнял пастырские обязанности в лазарете Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевцы, что при Феодоровском Государевом соборе 7 . С 1912 по 1917 год законоучительствовал в Первом женском 4-х классном городском училище Петербурга и мужской гимназии в Царском Селе 8 . Награжден: – набедренником к Пасхе 1905 года, – камилавкой к Пасхе 1913 года, – наперсным крестом от Святейшего Синода 13 июня 1914 года, – золотым крестом (из кабинета Его Императорского Величества) 12 апреля 1916 года 9 . Возведен в сан протоиерея в 1922 году митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). С 1922 года – настоятель Феодоровского собора в Царском Селе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

На каждом заседании Священного Синода в ее состав включаются новооткрытые приходы, созданные трудами и молитвами наших соотечественников, проживающих вне пределов исторической родины» ( Свят. Патр. Кирилл (Гундяев). С. 45.). Традиционно большая часть приходов К. е. находится на территории Франции. Здесь располагается епархиальный кафедральный собор - храм во имя Трех святителей в Париже, исторический центр К. е. Службы в соборе проводятся ежедневно, в воскресные и праздничные дни собор едва вмещает всех верующих. В 2011 г. РПЦ был возвращен старейший правосл. собор во Франции - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Ницце, основанный в 1903 г. и с 1931 г. пребывавший в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов К-польского Патриархата . 25 дек. 2013 г. был принят проект строительства нового кафедрального собора, а также русского культурного и духовного центра в Париже на набережной Бранли. Официальное открытие центра состоялось 19 окт. 2016 г. А 4 декабря того же года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) возглавил освящение храма Святой Троицы в Париже. С появлением с кон. 90-х гг. ХХ в. новых общин РПЦ в Италии, Швейцарии, Испании и Португалии они стали включаться в К. е. Особенно активно развивалась правосл. церковная жизни на территории Италии, в связи с чем решением Синода РПЦ от 27 дек. 2007 г. итальянские приходы Московского Патриархата были выделены из состава К. е., однако временно оставались под архипастырским окормлением Корсунского архиерея до 16 июля 2013 г. В Испании, где в наст. время насчитывается 11 действующих храмов и 14 общин, центрами правосл. жизни являются приход Благовещения Пресв. Богородицы в Барселоне, храм во имя св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде, при котором также существует культурный центр «Русский дом», и ц. арх. Михаила в Альтеа. В Португалии действуют 6 храмов и 7 общин. Среди португ. приходов центральную роль играют Всехсвятская ц. в Лиссабоне и приход св. Ксении Петербургской в Фару. В Швейцарии К. е. принадлежит храм Воскресения Христова в Цюрихе и приход во имя св.

http://pravenc.ru/text/2458747.html

Глубокий духовный интерес к Святой Земле проявился в деятельности В. Н. Хитрово задолго до основания общества. Летом 1871 г. была совершена им первая – ещё полутуристическая, полупаломническая – поездка в Палестину. Увиденное во время этого путешествия: и тяжёлое, беспомощное положение русских паломников, и безотрадное состояние православной арабской паствы Иерусалимского патриархата произвели на вполне благополучного петербургского чиновника столь сильное впечатление, что весь духовный мир его изменился, вся дальнейшая жизнь его была посвящена делу укрепления поэзии Православия на Ближнем Востоке. После того первого путешествия он ещё шесть раз посетил Святую Землю. В 1880 г. – собирая материалы для доклада «Православие в Святой Земле», ставшего отправной точкой по мобилизации российского общественного мнения в пользу создания Палестинского Общества. В эту поездку он особенно сблизился с архимандритом Антонином (Капустиным) , в котором нашёл – во многих, хотя не во всех вопросах – единомышленника и соратника. Конкретный опыт и неустанный труд Антонина по созиданию Русской Палестины стали образцом и примером для В. Н. Хитрово на все последующие годы. 21 мая 1882 г. осуществилась его мечта: Православное палестинское общество, устав которого двумя неделями раньше был высочайше утверждён Александром III, открыло свою деятельность. Это было началом каждодневной тяжёлой работы, которую добровольно принял на себя В. Н. Хитрово – первоначально почётный член общества и помощник его августейшего председателя великого князя Сергея Александровича. В 1884–1885 годах мы снова видим его в Иерусалиме, в связи с подготовкой строительства и закладкой храма во имя святой Марии Магдалины, в 1888 году – в связи со строительством нового подворья, получившего впоследствии название Сергиевского. С 1889 года, когда Обществу были переданы полномочия прежней Палестинской (Мансуровской) комиссии и присвоено почётное именование Императорского, Василий Николаевич стал его секретарём, а практически до самой своей смерти – единственным бессменным руководителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К тому же мы знаем не только о паломничествах, совершаемых по завещанию Элис Кук из Хорстеда, что к северу от Нориджа, и из Меттинхэма на юге, но и об изображении святого Вандрегизила в часовне Иоанна Предтечи при церкви святителя Николая в Грейт-Ярмуте – на востоке. В сохранившихся до наших дней отчетах о доходах церкви говорится, что изображение святого Вандрегизила было весьма почитаемым. Существовали и другие изображения, которые, скорее всего, были уничтожены; кроме того, есть и еще завещания , из коих явствует, что в период позднего средневековья церковь святого Вандрегизила в Биксли была широко известным центром почитания этого святого. К каким святыням, хранившимся в этой церкви, приходили паломники, остается загадкой – «благодаря» Реформации с ее иконоборчеством, а кроме того, церковь была существенно перестроена в XIX веке. Однако нет никаких сомнений в том, что церковь до Реформации хранила реликвию святого Вандрегизила, обладавшую, по мнению многих, чудодейственной силой. Важно отметить, что почитание святого Вандрегизила было характерно не только для Восточной Англии, но и для других районов страны – еще до норманнского завоевания. Нам известно, что имя святого Вандрегизила было включено в как минимум три англо-саксонских календаря на юге Англии, вероятно, после возвращения святителя Дунстана Кентерберийского из ссылки в монастырь святого Петра в Генте в 956–957 годах, куда реликвии святого Вандрегизила были перенесены еще до разорения монастыря Фонтенель викингами. Между монастырями в Кентербери и Генте на протяжении X–XI веков существовали прочные связи, поэтому можно предположить, что в то время частицы мощей святого Вандрегизила передавались в значимые духовные центры. Так, нам известно, что частица мощей святого находилась в Кентербери и в монастыре Абингдон рядом с Оксфордом. Хотя до сегодняшнего дня из освященных во имя святого Вандрегизила английских храмов сохранился лишь храм в Биксли, исторические документы свидетельствуют, что святому Вандрегизилу была посвящена не только эта церковь. Из перечня храмов, действовавших в Лондоне до Великого пожара 1666 года, явствует, что и в английской столице был храм во имя святого Вандрегизила – на улице Олд-Фиш-Стрит, близ собора святого Павла. Однако к 1181 году эта церковь уже была посвящена не святому Вандрегизилу, а святой Марии Магдалине, чья память, как и память святого Вандрегизила, тоже празднуется 22 июля.

http://pravoslavie.ru/56436.html

Согласно святителю Иоанну Златоусту, святость и добродетель души проявляется в том, насколько она ценит молитву. Забота о ежедневной молитве и совершение ее со всей надеждой и усердием, только это может научить святые души все свое доверие возлагать на единого Бога. По этому повторял святой Иоанн Златоуст: «Нет знака более ясного, чтобы узнать о добродетели человека, чем то, насколько ценит он молитву». Святые Хуста и Руфина были душами чистой молитвы. Они ежедневно принимали участие в литургии и причащались во все дни, когда имели возможность. Но кроме этого, как все святые, следуя заповеди Христа, они проводили много времени в тайной молитве дома, так чтобы никто об этом не знал. В молитве они укреплялись духовно и чувствовали в себе огромное желание принять мученичество за Христа, чтобы тем уподобиться Господу в любви. Сестры приносили Богу жертву поста и покаяния, и все свои сбережения отдавали наиболее нуждающимся беднякам, вспоминая слова Спасителя: «Все, что вы сделаете нищим во имя Мое, хотя бы это был стакан воды, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ». В те времена Испания была провинцией Римской империи. Римляне были язычниками, поклонявшимися большому количеству языческих богов, идолов. Можно сказать, что они коллекционировали идолов, потому что, чтобы каждый из богов был доволен, каждому из них строили алтарь и приносили жертвы. И дошло до такой крайности, что чтобы кого-нибудь не забыть воздвигались алтари для неведомых богов. Примечателен случай, который произошел с апостолом Павлом в Афинах, который воспользовался этим обстоятельством, чтобы проповедовать Христа, сказав язычникам, что он пришел говорить им об этом неведомом Боге, Которого не знали они и Которому возвели алтарь. Безусловно, самым известным идолом у язычников была богиня Венера. Богиня Саламбона была той самой Венерой, которая оплакивала смерть Адониса. В те времена в месте Санлукар ла Майор был лес и храм, посвященные богине Саламбоне. В Севилье тоже был храм Венеры, на месте которого ныне стоит храм во имя святой Марии Магдалины. Идол был сделан из обожженной глины, пустой как кувшин, поддерживающийся изнутри железным каркасом. Чтобы идол заплакал, ему в глаза закладывали свинец и когда к глазам подносили огонь, он начинал плавиться и появлялся на щеках из отверстий глаз в виде жирных слез. Собравшийся на эту церемонию народ сопровождал ее криками и напускным плачем.

http://pravoslavie.ru/1683.html

В современной агиографической науке, то есть дисциплине, изучающей жития святых, «дерзновение» – это самый характерный признак святости. Без дерзновения трудно представить облик святого. Но ведь не все святые были проповедниками. В расширительном смысле παρρησα – это открытость, храбрость, ревность, энтузиазм. Каждый святой – по-своему ревнитель Бога, подвижник, превзошедший самого себя ради стяжания Божественной любви. При таком понимании очень уместно считать «дерзновение» одной из ключевых категорий понятия о святости, тем более что апостол Павел в Послании к Евреям писал «имея дерзновение входить во святилище» ( Евр. 10:19 ). Святилище – место, куда могли войти именно святые, предельно очищенные от грехов и страстей. Приведём Флорилегий с подборкой текстов, где говорится о «дерзновении» святых – ради более детального уяснения вышесказанного. Житие святой Марии Магдалины «Какую славу, какое сияние, какое дерзновение приобретут святые, когда услышат от Христа: “Хорошие добрые, верные рабы, в малом вы были верны, над многим Я поставлю вас. Вступите в радость Господа вашего. Вступите в царствие Мое” 5 . В будущем Царствии святые будут в большей степени, чем сейчас, созерцать Божественную славу, созерцать Божественный свет, и будут укрепляться в собственном дерзновении». Житие святого Аверкия епископа (II век) Здесь говорится о святом Аверкии, чудотворце, просветителе. «Всё более сбегались к нему люди со всей местности. И многих верующих каждый день крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. И в остальное время с дерзновением проповедовал слово» 6 . Дерзновение – это также характерная черта проповеди . Ориген. Толкование на пророка Иеремию Ориген в толковании на пророка Иеремию говорит об Адаме как о святом человеке. «Святой не скрывается, но имеет сердце вместе с дерзновением в соответствии со святым жительством по Богу. Потому что, если наша совесть не претыкается, она имеет дерзновение к Богу. И то, что мы просим, получаем от Него» 7 . Получается, что Адам в первозданном состоянии до грехопадения пребывал в состоянии открытой святости, в дерзновенном состоянии. И имел силу, в первозданном раю просить у Бога, и Бог исполнял любую его просьбу. И святые в будущем веке будут иметь такое же дерзновение, такую же силу просить у Бога и получать просимое. Житие святого Агафоника (III век)

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

При сей церкви положены настоятель и псаломщик. Настоятелем состоит священник Иоанн Янушевский, священствует с 1846 г., а при настоящем месте состоит с 1868 г.; имеет камилавку. И. д. псаломщика состоит диакон Мартин Гомолицкий, в должности с 1857 г. Церковного дохода в течение года поступает до 165 руб. и никаких-либо других оброчных статей, приносящих доход церкви, не имеется. Причт, кроме штатного жалования и небольшого кружечного дохода, поступающего в некоторые праздничные дни, пользуется церковною землею и церковным помещением. Вся земля расположена в двух участках: в одном пахотная, а в другом сенокосная, оба не в далеком расстоянии от усадьбы, расположенной в самом местечке. Усадебной земли считается около 1 дес., пахотной 67 дес. и сенокосной 10 дес.; план на землю составлен поверочною комиссию в 1866 г. и владение происходит бесспорное. Строения для помещения причта сгорели в 1872 г. за исключением ветхого дома, предназначенного для помещения псаломщика. По настоящее время дело о возведении новых построек на место сгоревших не разрешено. Священник временно помещается в каменном доме Марии-Магдалинской церкви. При церкви существует церковно-приходское попечительство, штатное народное училище с такою же женскою сменою, а также в разных деревнях прихода несколько отделений народной школы, в которой обучаются приходские дети. «Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г. Есть сведения, в которых сообщается, что на том месте в Столбцах, где теперь стоит каменная церковь Святой Анны, в 1765 году стояла другая, но деревянная церковь в честь Преображения Господня. Униатская церковь имела три алтаря: главный посвящён был Преображению Господня, боковые - в честь Святой Троицы и во имя Святой Елены. Прихожанами тогда числилось порядка 2500 человек как из самих Столбцов, так и из окрестных деревень. Храмоустроителем церкви являлся владелец местечка - князь Август Александр Чарторыйский, воевода и генерал.

http://sobory.ru/article/?object=11496

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010