> Дело дня: Помогите ребёнку <

имен Божиих

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Опять о музеях и Церкви : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... что в мировоззренческом плане марксизм и эстетизм коренятся в воинствующем безбожии конца XVIII века – эстетической эпохи Гете и первых социальных утопий. В ту пору появились, напомню, и первые музеи – провозвестники и выразители нового, человекобожеского исторического сознания, нового отношения к действительности как к материалу изучения, отбора и предсказуемого жизнестроения на началах Разума, Знания, Наслаждения и Красоты, которой предстояло «спасти мир». Противоположностью эстетизма, его ближайшей исторической альтернативой является святоотеческое представление о красоте как одном из имен Божиих. Высокомерные суждения искусствоведов о «церковном благолепии», о «невежественных батюшках», восходящие ко временам Бенуа и Муратова и имевшие место и на нашей встрече, являются по существу противостоянием двух пониманий красоты. Для одних это самоцельная и предельная величина, для других, по словам одного из епископов нашей Церкви, «этот мир ложно-красивый, только указывает, но не даст; научает, но не осуществляет». В. Н. Сергеев, член Союза писателей СССР Икона в Церкви и культуре: антитеза или синтез? Проблему, о которой я сегодня хочу говорить, можно определить не столько как ... далее ...
Византийская философия: философия или богословие? ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и это тоже можно понять, т. к., очевидно, автор апологии хочет внушить императору уважение к своей вере, называя ее тем именем, которое тот должен чтить. Апологет дает понять, что христианство есть некая возвышенная (= философская) и благочестивая форма жизни, расцветшая в греко-римском мире вместе с появлением империи, и как таковая эта форма жизни, мысли и богопочитания имеет право на признание и защиту государства. В Ареопагитиках о «философии по-нашему» говорится уже в ином контексте − собственно богословско-философском. В трактате о «Божественных именах», отстаивая приложимость имен Божиих, соответствующих подаваемым Богом дарам и деяниям, равно к Отцу, Сыну и Св. Духу, Ареопагит говорит, что это вовсе не приведет к их слиянию, и что в данном вопросе следует руководствоваться Речениями, т. е. Св. Писанием. Тот же, кто не хочет им руководствоваться, « тот окажется совершенно далек и от философии по-нашему, и если уж он не заботится о том, чтобы извлечь для себя из Речений богомудрие, то зачем нам заботиться о приведении (χειραγωγίας) его к богословскому знанию» (О Божественных именах 2. 2.) . На первый взгляд, в этом пассаже смешиваются богословие и философия, к ... далее ...
Русские переводы Ветхого Завета середины XIX века ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... употребившуюся со времен Кирилло-Мефодиевского перевода традицию, В. И. Кельсиев не дает и точного фонетического отпечатка, так как в этом случае ему пришлось бы применять систему транскрибирования семитских языков, употребляемую в научных изданиях. А так как заявленной целью перевода было ознакомление с библейским текстом широких масс, то нерешенность этого вопроса в переводе В. И. Кельсиева очевидна. Более того, она подчеркивает оправданность использования в СП привычных имен библейских персонажей и географических названий. Особо следует обратить внимание на передачу В. И. Кельсиевым имен Божиих hw: hy] (Я hве h) и myhla (Эло hим) . Эло hим [viii] — В. И. Кельсиев предполагает, что стоило бы перевести его словом Бука, так как оно «дает идею о страхе» (с. VII) , но, убоявшись явной несуразицы везде переводит Эло hим как «Бог», ссылаясь на традицию всех современных ему переводов на европейские языки. Я hве h Кельсиев переводит либо причастием «Сущий» либо глагольной формой Есмь ( Исх. 3, 14 ) , ссылаясь на того же Авраама Бениша, видевшего в имени Я hве h глагол hава h — «быть, существовать» в третьем лице единственного числа несовершенной формы, и потому переводившего ... далее ...
Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... тайны Троицы — в той мере, в какой это постижение вообще возможно для человека. Имена Ипостасей — не аллегории, не метафоры, не символы; они точно выражают отношения Ипостасей — не случайно прп. Ефрем характеризует их как ܚܬܝ̈ܬܐ ḥattīṯē («точные, строгие») , — но не совлекают с них покрова тайны. Они открывают разуму то, до чего он не дошел бы своими усилиями, но вместе с тем показывают ему черту, которую не может переступить ни одно творение. Понятие имени в учении о Святой Троице выполняет для прп. Ефрема ту же роль, что и его знаменитые антитезы. Наконец, есть еще одна, третья категория имен Божиих — это те имена, которые Ефрем называет «заимствованными и преходящими» ( ܫܐܝ̈ܠܐ ܘܥܒܘܖ̈ܐ, š’īlē w-‘āḇōrē ) [72]. В них Бог быстро облекается и столь же быстро их совлекается, тогда как совершенные имена, напротив, пребывают во все времена и должны быть почитаемы [73]. К числу преходящих имен относятся все те имена, которые заимствованы из человеческого языка и используются Богом в общении с человеком. Согласно Ефрему, недоступный и трансцендентный Бог облекается в одежду человеческих слов, имен и метафор (образ одежды — один из наиболее характерных для сирийской традиции) , ... далее ...
Суд над Иисусом Христом: богословский и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... 50, 5 ) . О заклинании упоминают священные писатели и в других книгах (Нав. 2, 12-13; 3Цар. 22, 18; 2Езд. 8, 92) . У вопроса была определенная цель - вызвать ответ, который послужил бы основанием для обвинения в богохульстве. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф. 26, 63 ) . Евангелист Марк опуская первые слова первосвященника приводит тот же вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? ( Мк. 14, 61 ) . Повествования евангелистов согласуются между собой, потому что Благословенный ( по-еврейски: Барух ) является одним из имен Божиих. Следовательно, в приведенном вопросе во втором Евангелии Христос назван тоже Сыном Божиим. Ответ оба евангелиста приводят по смыслу тождественный: У св. Матфея: Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам; отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26, 64 ) . Согласно св. Марку: Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14. 62) . В еврейской речи словосочетание ты сказал имеет положительно-констативный смысл, что подтверждается тождеством последовавших ... далее ...
Суд над Иисусом Христом. Богословский и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... писатели и в других книгах (см. Иис. 2, 12–13; 3 Цар. 22, 16; 2 Езд. 8, 92) . У вопроса Каиафы была определенная цель: вызвать ответ, который послужил бы основанием для обвинения Иисуса Христа в богохульстве. Первосвященник сказал Ему: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? » ( Мф. 26, 63 ) . Евангелист Марк, опуская первые слова первосвященника, приводит тот же вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? » ( Мк. 14, 61 ) . Повествования евангелистов согласуются между собой, потому что слово «Благословенный» ( по-еврейски: «Барух» ) является одним из имен Божиих. Следовательно, в приведенном вопросе во втором Евангелии Христос назван тоже Сыном Божиим. Оба евангелиста приводят тождественный по смыслу ответ Спасителя. У святого Матфея: «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26, 64 ) . Согласно святому Марку: «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14, 62 ) . В еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно констатирующий смысл, что подтверждается ... далее ...
Религиозно-философские воззрения и система ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и социальной жизни, и мистических, и религиозных видениях, когда все помыслы и дела свои он мерит заповедью Божьей и образом служения Христа, явленным в Евангельском слове, а посему в торжественном предощущении Горнего сумеет сказать «… Да что суть гордость наша, еже писаное совершаем делом. Отступися от зла, сотвори благо, се ли … гордость? » 40. Заключена же тайна в Богообщении и Боговселении и, таким образом, суть ее – в исповедании Отца и Сына и Святого Духа. Для человека начало этой тайне полагается в Таинстве крещения, далее тайна проходит через всю жизнь христианина исповеданием Имен Божиих в церковных таинствах; частное молитвенное усердие приводит к Богообщению, совершенство которого достигается степенью Боговселения ( л. 323об., 576об., 577–580 ) 41. Значимость, сила христианства – в приобщении к святым Таинствам, в которых с предложением символически употребляемых предметов (объектов) подается благодать Божия силой призывания Имени (Имен) Божия (Божиих) и осуществляется «тайна благочестия», состоящая собственно в «исповедании Имен»; использование разных символов – икон, крестного знамения и т. д. (л. 130–132об.) – есть укрепление, стимулирование, охранение ... далее ...
Суд над Иисусом Христом. Богословский и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... рассматривало отрицание Бога не только как опасную духовную болезнь, но и как тяжкое преступление. Любовь к Богу поставлена выше всех заповедей. На основе ее в древнееврейском праве было установлено несколько законов. 1. “Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” ( Исх. 20, 2 ) . Запрещалось отступничество от Господа; запрещалось верить и поклоняться идолам. В еврейском языке имеется два слова, противоположных по смыслу, но похожих по форме: Елогим («Бог») и елогим (“боги”) . Первое является одним из имен Божиих. Второе, ввиду сходства лингвистической формы и в силу принципиального отличия содержания, указывает на подмену. Идолопоклонство, запрещенное законом, есть подмена. Язычники “называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” ( Рим. 1, 22–23, 25 ) . Уклонение в идолопоклонство наказывалось смертью ( Вт. 8, 19–20 ) . 2. Продолжением этого закона было запрещение ... далее ...
«Богословие иконы в Православной Церкви». Лекция ...Искать в Источникеmospat.ru
... реликты языческой античности. Мне же представляется, что они, скорее, свидетельствует о восприятии иконописцами природы как живого организма, способного воспринимать благодать Божию и откликаться на присутствие Божие. Сойдя в воды Иордана, Христос освятил Собою все водное естество, которое с радостью встретило и приняло в себя Бога воплотившегося: эту истину и являют человекообразные существа, изображаемые на иконах Крещения Господня. Греческое слово «космос» означает красоту, добрóту, благообразие. В трактате Дионисия Ареопагита «О божественных именах» Красота трактуется как одно из имен Божиих. Согласно Дионисию, Бог есть совершенная Красота, «потому что от Него сообщается собственное для каждого благообразие всему сущему; и потому что Оно – Причина благоустроения и изящества всего и наподобие света излучает всем Свои делающие красивыми преподания источаемого сияния; и потому что Оно всех к Себе привлекает, отчего и называется красотой». Всякая земная красота предсуществует в божественной Красоте как в своей первопричине (27) . В книге с характерным названием «Мир как осуществление красоты» русский философ Н. Лосский говорит: «Красота есть абсолютная ценность, т. е. ... далее ...
Богословие красоты — Церковь и ВремяИскать в Источникеmospat.ru
... ее отрицание бо­лее соответствовало господствующему атеизму. Потому совет­ская идеология не допускала какие-либо разговоры о красоте, боялась обратить внимание на нее, дать возможность форму­лировать ее определения. Ведь именно размышления о ней за­ставляли людей неравнодушных к прекрасному искать ответы на закрытые тогда мировоззренческие вопросы. Преподобный Макарий Египетский пишет, что человек, уязвленный любо­вью к Красоте, «связан и упоен ею, погружен и отведен плен­ником в иной мир» 5. Ничто так не будит душу, как внимание к прекрасному. В христианстве Красота — одно из имен Божиих. Бог — Прекрасен Сам по Себе, и Он же является источником подлин­ной красоты. Вот лишь несколько свидетельств о Боге как Кра­соте из святоотеческого наследия. Например, удивительный гимн Красоте блаженного Августина: «Поздно возлюбил я Тебя, истинная Красота Ты был во мне, я же был вовне. Я искал Тебя во внешнем, позоря соразмерное творение Твое своим безобразием. Ты был со мной, я же — без Тебя Ты по­звал, и крик Твой прорезал глухоту мою; Ты сверкнул, и Твой блеск отогнал слепоту; пролилось благоухание Твое, и вот уже я задыхаюсь без Тебя; я отведал Тебя, и теперь я алчу и ... далее ...
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: имен Божиих
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера