На ВДНХ открылся центр славянской письменности «Слово» Май 24, 2019 Комментарий , Новости , Событие Москва, 24 мая . В день славянской письменности и культуры на ВДНХ при участии мэра Москвы С.С. Собянина состоялось открытие центра славянской письменности «Слово». Центр создан в отреставрированном павильоне 58. Наряду с реставраторами над созданием центра трудились ученые и эксперты из различных областей — от древнерусской литературы до русского фольклора, привлекались художники-шрифтовики и многие другие специалисты, которые помогли сделать экспозицию поистине уникальной. Со стороны Русской Православной Церкви работу по созданию центра курировал руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин. Протоиерей Димитрий Рощин отметил, что отрадно, что центр получил именно название «Слово», поскольку это одно из имен Божиих. Именно в словах отражено развитие истории и культуры страны, рассказал представитель Церкви. «Это крайне нужное место, в которое необходимо прийти и привести своих детей. Необходимо побыть здесь самим, вспомнить всю нашу колоссальную историю. После посещения этого музея по праву хочется гордиться тем, что ты русский человек, говоришь на этом великом языке, имеешь отношение к великой русской культуре», — сказал о. Димитрий. Выставочное пространство, занимающее более тысячи квадратных метров, разделено на несколько тематических зон. Первая часть экспозиции рассказывает о возникновении и развитии письменности от древности до наших дней. Вторая — о том, как тексты связаны с духовной, культурной и политической жизнью общества. Третья зона посвящена истории и будущему главных символов письма — букв. Заключительная часть экспозиции — «Бесписьменная культура» — посвящена устной речи. Здесь рассказывается о фольклоре, языковых особенностях, невербальной коммуникации. Центр «Слово» будет не только музеем, но и научно-образовательной площадкой. Здесь можно проследить историю формирования письменности, а также узнать, как повлияли письмо и речь на различные сферы общества. В кинозале-лектории посетителей ждут образовательные программы, мастер-классы, дискуссии, связанные с историей письменности, литературы и искусства.

http://sinfo-mp.ru/na-vdnh-otkryilsya-ts...

Образ Отцовства небесного Скольких отцов мучают дети своими грехами и непристойными поступками, потому что отцы не трудились над их воспитанием! Причина в том, что мы живем в обществе массового неверия. 18 декабря, 2013 Скольких отцов мучают дети своими грехами и непристойными поступками, потому что отцы не трудились над их воспитанием! Причина в том, что мы живем в обществе массового неверия. Одно из проявлений глубинного нестроения в современном обществе — утрата того значения, которое искони имел в нем мужчина. Продолжая по привычке именовать мужчин «сильным полом», мы перестаем воспринимать их как силу и опору общества. Больней всего, чувствительней всего это сказывается на семейной жизни, на воспитании детей: само понятие отцовства размывается и теряет значение. Почему так и где выход? Об этом мы беседуем с иеромонахом Иовом (Гумеровым), насельником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали священниками. — Православные христиане называют Бога Отцом. Бог Отец — Первое из Лиц Пресвятой Троицы. А почему именно так? Почему таких именований, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, — недостаточно, почему необходимо именование Отец? — Коренным и основополагающим догматом христианства является учение о Пресвятой Троице. Бог един, но троичен в Лицах. Митрополит Макарий (Булгаков) называет этот догмат «таинством таинств». Во едином Боге три Лица, или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Будучи единосущны, три Лица отличаются по ипостасным свойствам. Отец ни от кого не имеет бытия. Он не рожден. Сын предвечно рождается от Отца. Святой Дух исходит от Отца. Рождение предполагает отцовство. Следовательно, при всей значимости таких имен Божиих, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, их недостаточно, чтобы определить главное свойство Первого Лица Пресвятой Троицы. — Читая Ветхий Завет, мы видим колоссальное значение отцовства: личность отца определяет и судьбу человека, и его положение, место среди народа. Родство считается исключительно по мужской линии, личность матери уточняется лишь при сугубой необходимости: Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею (Мф. 1, 6). Сегодня у нас в обществе отсутствует понятие рода, у нас нет ощущения связи с предками, мало кто из нас чувствует себя плодом родословного древа и стремится быть достойным плодом. На Ваш взгляд, как это обстоятельство сказывается на нас, на современном обществе, что мы теряем, теряя это родовое сознание, невозможное без понятия отцовства?

http://pravmir.ru/obraz-otcovstva-nebesn...

Одно из проявлений глубинного нестроения в современном обществе — утрата того значения, которое искони имел в нем мужчина. Продолжая по привычке именовать мужчин «сильным полом», мы перестаем воспринимать их как силу и опору общества. Больней всего, чувствительней всего это сказывается на семейной жизни, на воспитании детей: само понятие отцовства размывается и теряет значение. Почему так и где выход? Об этом мы беседуем с иеромонахом Иовом (Гумеровым) , насельником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали священниками. Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru — Православные христиане называют Бога Отцом. Бог Отец — Первое из Лиц Пресвятой Троицы. А почему именно так? Почему таких именований, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, — недостаточно, почему необходимо именование Отец? — Коренным и основополагающим догматом христианства является учение о Пресвятой Троице. Бог един, но троичен в Лицах. Митрополит Макарий (Булгаков) называет этот догмат «таинством таинств». Во едином Боге три Лица, или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Будучи единосущны, три Лица отличаются по ипостасным свойствам. Отец ни от кого не имеет бытия. Он не рожден. Сын предвечно рождается от Отца. Святой Дух исходит от Отца. Рождение предполагает отцовство. Следовательно, при всей значимости таких имен Божиих, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, их недостаточно, чтобы определить главное свойство Первого Лица Пресвятой Троицы. — Читая Ветхий Завет, мы видим колоссальное значение отцовства: личность отца определяет и судьбу человека, и его положение, место среди народа. Родство считается исключительно по мужской линии, личность матери уточняется лишь при сугубой необходимости: Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею (Мф. 1, 6). Сегодня у нас в обществе отсутствует понятие рода, у нас нет ощущения связи с предками, мало кто из нас чувствует себя плодом родословного древа и стремится быть достойным плодом. На Ваш взгляд, как это обстоятельство сказывается на нас, на современном обществе, что мы теряем, теряя это родовое сознание, невозможное без понятия отцовства?

http://pravoslavie.ru/66810.html

Татьяна. Какие святые носили это имя? Что известно о них? Есть ли что-то общее в их характере? Почему Татьянин день – праздник студентов? Татьянин день — это веселый праздник студенчества или день поминовения святых мучениц? Читайте наш материал о святых с именем Татиана. Татьянин день (празднование 25 января) Татьянин день всегда отмечается 25 января. Татьянин день в 2024 году — 25 января Татьянин день в 2025 году — 25 января Татьянин день в 2026 году — 25 января Сила веры и воли. Приношение святым мученицам, исповедницам и страстотерпицам Татианам Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих. Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения. Татьянин день С древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его. Татьянин день — святая Татьяна Римская Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире сравнительно до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.

http://pravmir.ru/tatyanin-den-25-yanvar...

Духовные упражнения. Выпуск 17. Под угрозой любви Вера – это процесс. Она находится в постоянном развитии 12 марта, 2018 Вера – это процесс. Она находится в постоянном развитии «Если ты веришь в Бога, какое из Имен Божиих для тебя сейчас самое дорогое, самое важное?»  Архимандрит Савва (Мажуко) продолжает великопостный цикл «Духовные упражнения». Архимандрит Савва (Мажуко) Вот вам сюжет, от которого должно таять сердце: он ухаживает за ней, дарит ей подарки, окутывает знаками внимания; им весело вдвоём; бейсбольный матч, он достал билеты; тысячи зрителей, острый момент, ликование трибун; и тут она видит себя на большом экране – все камеры на них, он опускается на колено и протягивает ей миленькую бархатную коробочку с чудесным перстнем; публика умиленно вздыхает, дамы не в силах сдержать слёз. Какая пошлость! В присутствии посторонних людей шантажировать девушку! А если ей надо подумать? А если она не готова? Но для неё также невыносимо обидеть этого славного парня, который всё так красиво устроил. Зачем всё это? Знойная Клава О том, что Бог меня любит, мне сообщила знакомая баптистка. Моё православное сердце кипело от негодования: — Как такое могло прийти в голову? Чему там учат у этих протестантов? Исходя из своего двухгодичного церковного опыта и консультаций с богословски подкованной старушкой Лаврентьевной, я лично анафематствовал опасное заблужденье. К тому же лицо у этой проповедницы было такое масленое и голос такой приторный. Где-то я уже видел такие лица. Ничего доброго эти сладкие речи не сулят. Фото: Ron/Flickr В школе я подвергался жестоким преследованиям. К сожалению, не из-за веры. Особенно мне доставалось от одноклассницы, которую я про себя называл «Клава». Силы были не равны. Клава была на голову выше и, думаю, раза в три больше, а я был маленький и, как у нас говорят, дробненький. Приходилось спасаться сложными манёврами или благородным бегством. Она была отчаянно влюблена в меня, и это было очень страшно. Ужас! Ужас! Ужас! – Эти три понятия как нельзя лучше описывают моё состояние, когда я увидел Клаву в пионерском лагере. Охота началась! Целью было «загнать дичь» в угол, глядеть с умилением и «плавиться», повторяя:

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

II. О великом имени Божием Великое имя Бога, по мнению мусульман, есть сотое имя Его, венчающее собою девяносто девять прекрасных Его имен. Весь мусульманский мир проникнут убеждением, что чудеса, какие совершали посланники и пророки Божии, совершались произнесением Великого Имени. В предисловии к тысяче одному имени сказано, что это имя произносил пророк Ной, и ковчег его спасся от потопления; это имя держал при себе праотец Авраам, и спасительною силою его огонь, в который он повержен был Нимвродом, превратился для патриарха в цветник 55 . Тадж-уддин, автор изъяснения на стихотворное сочинение аскетического учения, Сюбат-уль аджизин «Подпора слабых», пишет о Соломоне: «Люди, пери, птицы, насекомые, облака, ветры и все существа, какие есть между небом и землею, какие есть в глубинах морских, служили Соломону. Виновником того, что все существа были слугами его, был камень, вставленный в перстень его: все подчинялось Соломону от того, что на его перстень было изображено Великое Имя Бога Всевышнего». 56 Книга Аль-Дурруль-мансьур «рассыпанный жемчуг» заверяет, что Иисус Христос , когда воскрешал мертвых, совершал эти чудеса произнесением Великого Имен Божия 57 . И в нынешнее время это имя доставит мусульманину много добра, если он употребит его в своей молитве. В аль-Кариевой книге, Хизбуль-агзам, после перечня прекрасных имен Божиих, читаются слова: «Великое имя Бога таково, что когда им взывают к Нему, Он внемлет; когда им просят, Он подает просимое». Общее верование мусульман в великую силу Великого имени Божия выражается в таких отзывах: познавшие Великое имя Божие знают все тайны природы и свободно по своему произволу распоряжаются ее силами: могут исцелять все болезни, воскрешать мертвых; знают все языки; читают книги не раскрывая их; видят то, что для взора обыкновенных людей закрыто отдаленностью; все драгоценности земные им доступны и они могут все обращать в золото. Читать далее Источник: Сличение мохаммеданского учения о именах божиих с христианским о них учением/Сост. Г. Саблуков. - Казань : Унив. тип., 1872. - IV, 220, IV, 197, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Таинственность великого имени Божия Великое имя Бога, по мнению мусульман, было в каждой из откровенных Богом книг, в Законе, Псалтири, Евангелии; оно есть и в Коране, но какое из многих имен Божиих, переданных им, есть великое имя, Коран прямо не указал. Отыскать, узнать это имя, угадать в каких буквах, в каких звуках этой книги таится оно, брались многие из исламских богословов, из их аскетов, посвятивших свою жизнь созерцанию Бога; но задача остается доселе неразрешенною. И как Коран прямо не указал на это имя, то все изыскания, все толкования, все мнения исламских ученых о нем, руководствующихся намеками неясного, темного предания, заканчиваются одними догадками, предположениями, разделившими мусульманский мир на два отряда. Одни из мусульман, видя неясность, неопределенность указаний на это имя, колебание самих ученых в верности своих изысканий, решили, что великое имя ныне никому неизвестно: тот лжет, кто говорит, что знает его. Другие, напротив, верят и доверчивых уверяют, что они постигли великое имя Божие. Из этих последних одни говорят, что великое имя заключается в числе тысячи и одного имени; другие говорят, что оно кроется в одном из девяносто девяти имен; по словам иных, оно заключается в стихах или словах Корана, какие указывают они. Некоторые за великое имя принимали арабское имя Богу Аллаг; но не все соглашаются и на это, может быть, потому, что не видят от него той чудной силы, какая приписывается великому имени. Есть писатели, которые передают это имя в каких-то не понятных словах, а один прямо изобразил его в каких-то чертах или письменах, но таких, которых звуки и смысл остаются неизвестными, которые умел ли прочитать и сам тот, кто писал их – сомневаются. Чтобы оценить достоинства исламских исследований великого имени Божия, видеть сколько близки они к истине, или сколько далеки от нее, и их познания о великом имени, в каком отношении стоят к христианским позаниням о нем – нам следует пересмотреть их здесь. Читать далее Источник: Сличение мохаммеданского учения о именах божиих с христианским о них учением/Сост. Г. Саблуков. - Казань : Унив. тип., 1872. - IV, 220, IV, 197, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

В праздник Собора Белорусских святых митрополит Минский Вениамин совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска 4 июля 2022 г. 12:47 3 июля 2022 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Белорусских святых, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков и клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Виталия Соболевского. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира. За Литургией митрополит Вениамин рукоположил диакона Николая Кулинку в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес клирик Свято-Духова собора протоиерей Игорь Латушко. По окончании Литургии был совершен молебен всем Белорусским святым. Владыка Вениамин поздравил духовенство и мирян с праздником и обратился к ним со словом. В тот же день Патриарший экзарх совершил молебен на месте погребения блаженной Валентины Минской на сельском кладбище в Дзержинском районе. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель храма святителя Николая Мирликийского в деревне Станьково Дзержинского района Минской области протоиерей Александр Микицкий.   После богослужения архиерей обратился к верующим со словом назидания. 38 лет назад по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование в честь Собора Белорусских святых. В 1984 году, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, было совершено первое богослужение в честь Собора святых, благоугодивших Богу в разные времена тысячелетней истории Православия на Белорусской земле и прославленных Церковью в лике святителей, мучеников, преподобных, благоверных и праведных. Первоначально в Собор было включено 13 угодников Божиих. В последующие десятилетия их список постепенно увеличивался. Сейчас он насчитывает около 80 имен. По материалам официального сайта БПЦ Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5941956.ht...

Во всех епархиях Белорусского экзархата пройдут торжества в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира 26 декабря 2014 г. 16:09 «Память о прошлом определяет будущее. Размышления о том, как была крещена Русь когда-то, должны помочь в наших размышлениях о том, как нам не потерять веру в настоящем, как нам сохранить, преумножить и передать своим потомкам традиционные христианские ценности», — заявил 24 декабря 2014 года на встрече с журналистами председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин. Представитель Церкви рассказал о торжествах в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, запланированных на 2015 год. Праздничные мероприятия курирует Республиканский организационный комитет во главе с заместителем премьер-министра Республики Беларусь Анатолием Тозиком. В торжествах будут задействованы не только все епархии Белорусского экзархата, но также ряд министерств и ведомств, органы муниципальной власти, Национальная академия наук. «Мы с большим удовлетворением для себя обозначаем, что государство прекрасно понимает значимость изучения истории нашего народа и осознаёт, что она тесным образом связана не только с темой войн, торговли и промышленности, но и с духовной культурой», — отметил протоиерей Сергий Лепин. Ожидается, что в рамках торжеств Беларусь посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Визит Предстоятеля Русской Церкви намечен на июнь 2015 года. В октябре — декабре этого же года белорусские верующие смогут поклониться мощам равноапостольного Владимира. Маршрут принесения святыни пройдет через все епархии Белорусской Православной Церкви. Программа торжеств предусматривает праздничное богослужение на месте пересечения границ Беларуси, России и Украины. «Таким образом, мы продолжаем тему Крещения Руси, 1025-летие которого мы праздновали в прошлом году, — сказал председатель Синодального информационного отдела БПЦ. — Эту тему невозможно исчерпать, настолько она многогранна и всеобъемлюща. Однако, сконцентрировав свое внимание именно на личности святого князя, на динамике его духовного перерождения, мы сможем от " глобальных " тем с большей частотой возвращаться к теме личности, свободы, выбора, ответственности и покаяния». В белорусских городах пройдут посвященные юбилею научно-практические конференции, выставки, туристические экскурсии, кинофестивали, круглые столы, литературные чтения. Запланированы благотворительные акции для детей-сирот и людей с особенностями психофизического развития. «Память о святых в Церкви всегда имела некое историософское значение: на примере житий подвижников Божиих наши предки изучали историю своего народа, и это изучение не сводилось только к зубрежке дат и имен: оно заключалось в воспитании через приобщение к традиции святости», — подчеркнул протоиерей Сергий Лепин. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ←

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

Опубликован список подвижников благочестия, прославленных Украинской Православной Церковью в 1993-2009 годах 15 января 2010 г. 13:45 На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован список подвижников благочестия, причисленных к лику святых в соответствии с решениями Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1993-2009 годах. В сообщении на сайте отмечается, что опубликованным списком не исчерпываются имена святых Украинской Православной Церкви, прославленных в последние два десятилетия (начиная с 1988 года). Многие подвижники Украинской земли были канонизированы также в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви, Священного Синода  Белорусской Православной Церкви , а также прославлены иными Поместными Православными Церквами, поскольку земной путь этих угодников Божиих был связан не только с Украиной. «В настоящее время Синодальный информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви ведет работу по составлению полного списка подвижников Православия, которые просияли на Украине и причислены к лику святых с 1988 года разными Поместными Церквами», — сообщается на официальном сайте. Группа ссылок на объединенные сквозной нумерацией списки святых, прославленных согласно решениям 19-и заседаний Священного Синода Украинской Православной Церкви, опубликованы на странице http://orthodox.org.ua/uk/taxonomy/term/503 . Открывают сводный список священномученики Слободского края Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский (†1938), и Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940), решение о прославлении которых было принято Синодом Украинской Православной Церкви 22 июня 1993 года. Список завершается именем преподобной инокини Анастасии (вел. кн. Александры Петровны Романовой, †1900), которая решением Синода от 24 ноября 2009 года была причислена к лику местночтимых святых Киевской епархии . В числе прославленных подвижников XVII-XX веков — миряне, клирики и монашествующие, новомученики и исповедники, широко почитаемые старцы и известные церковные деятели, например, свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647), прп. Досифей Киевский (†1777), свт. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (†1961). Всего в списке на сегодняшний день значатся 249 имен подвижников благочестия. В отношении некоторых местночтимых святых Священным Синодом Русской Православной Церкви впоследствии было принято решение об их общецерковном почитании. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/996346.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010