Молитва по прочтении прекрасных имен Бога Всевышнего «Прекрасными именами твоими молюсь Тебе, о Владыко!» Произношу из пред Тобой, Творец мой, желая заслужить благоволение Твое, Умоляя Тебя, Господи, превосходством их. Ободряемый ими ради их надеюсь получить все желаемое мною. Сего ради, по благоволению Твоему, боже, прими мое прошение: будь защитою мне в различные перевороты времени моей жизни, превышу ли. уменьшу ли когда меру должного. будь благ ко мне, прости грезы мои, будь милостив, защищай меня и помогай мне при нападениях врагов; будь благопреклонен ко мне кающемуся, руководствуй мною, устрой в пользу мою каждое дело, когда оно расстраивается. (Здесь замечу: имен у Бога много, и самые великие из них прекрасные имена, для того, кто внимательно размышляет о них: Потому, читай их, о человек, и повторяй их чтение; ты увидишь, что все для тебя будет равниною уравненною). Боже! внемли молитве моей: щедро подавай мне благодеяния Твои. обильно ниспосылая их. Боже! и утром и вечером благословляй Избранного (т.е. Мохаммеда) во все время, покуда гремят и грохочут громы. Боже! и на рассвете и во время сумрака изрекай мир Предпочтенному пред всеми, мир наилучший и совершеннейший. Боже! утром и вечером ниспосылай блага Благоугодному Тебе (разумеет Галия, 4-го залифа), который есть лучший из людей, получивший преимущество над ними. Господи! доставь ему (Мохаммеду) близость к Тебе и награди его самым лучшим из того, чем наградил Ты какого-либо пророка или посланника. А равно с пророками и род его и всех сподвижников его. Хвала Тебе, Боже, Тебе, который и конец и начало всего. Приложение 4 Зикр в переводе на наш язык значит воспоминание. Это арабское слово, и по своему корню и значению, одно с еврейским зекер ( Исх. 17:14 . Притч. 10:7 .) В исламском вероучении словом Зикр называется благоговейное произнесение какого-либо имени Божия мусульманином, как выражение благочестивого настроения души его, мусульмане, в обыкновенном житейском быте, при различных обстоятельствах, в беседе с другими, наедине, дома, в дороге, высказывают свое благоговение к Богу или Зикр различными, ходячими между ними, выражениями; каковы:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Скачать epub pdf Часть первая (догматическая). Триединая любовь божества в мире и Церкви БОГ, ЕДИНЫЙ СУЩЕСТВОМ Выводы догматического богословия об откровении Бога в Его существенных действиях. – Живое отношение имен и свойств Божества к опыту любви человеческого сердца, пребывающего в Боге. – Восприятие человеком Бога как любви, смутно предчувствуемой, и как живой, личной любви, ощущаемой в ее силе. – Явное созерцание Бога в невещественном сиянии Его Существа лицами, чистыми сердцем. – Данные Библии, церковно-богослужебных книг, святоотеческих творений и пастырско-учительных трудов по вопросу о существенном Божием свете как форме откровения Бога человеку и источнике пламенного человеческого любвеобилия. – Обожение человека, преизобильно богоозаренного. – Ступени к этому венцу человеческих стремлений. – Переход к учению о Триединстве Божественной любви. ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА. 1-й член Символа веры Основные выводы православного догматического богословия, на которых оно останавливается в учении о Боге, Едином по существу, сводятся к следующему: 1. «Бог есть Дух» (ср. Ин.4:24 ) живой, премирный и личный. Он – Первоначало всякого тварного бытия, Первожизнь, Первосила и «любовь» ( 1Ин.4:16 ). 2. Его Существо в Самом Себе непостижимо для тварного ума, ангельского и человеческого, но постижимо в действиях. 3. Божественные действия в мире показывают, что Бог в Своем существе есть Дух вечный, всеблагий, всеправедный, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, всесвятой, вседовольный и всеблаженный. Все имена и свойства Божии, отмечаемые догматикой, не суть нечто лишь умосозерцаемое, они скорее изображают особые переживания Бога, присущие всякой истинно верующей в Него душе. Больше того, на основании имен Божиих в Божественном Откровении можно различить три ступени постижения Бога людьми и, следовательно, три ступени человеческого возвышения к богопознанию. На каждой из названных ступеней боговедения люди переживают Бога неодинаково – как Любовь : а) то предчувствуемую смутно, б) то сознаваемую и чувствуемую в ее силе, в) то созерцаемую в неприступном свете, как невещественный огнь любви. А) Первая ступень богопознания

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

4) Более определенное указание встречаем в словах: 60 «Думают некоторые, что слова аль-хай-уль кайюм есть великое имя Бога. Это подтверждается тем, что рассказывает Аль-Байгакый относительно имен и свойств Божиих, передавая буквально слова Абу-имамя: «великое имя Бога, которым кто молится Ему, того Он слышит, находится в трех главах Корана: в главе: Корова, в главе: Семейство Имрана, и в главе: Тага». Я стал искать их, говорил Абу-имамя, и нашел в главе Корова, в стихе Престола: «Бог – нет другого достопокланяемого, кроме Его, Живаго, Присносущего» (Крн. 2:256); в главе Семейство Имрана: «Бог – нет другого достопокланяемого, кроме Его, Живаго, Присносущаго» (Коран. 3:1); в главе Тага: «И поникнуть лица пред Живым, Присносущим» (Коран. 20:110). Так сказано в книге Дюррюль-мансурь «Рассыпанный жемчуг». Иисус, когда хотел воскрешать мертвых, молился Богу словами: о Живый, о Присносущий!» Автор книги Мягалим-уль-якин «Признаки истинного знания» пишет: «По мнению некоторых Аль-хай-уль-кайюм «Живый, Присносущий» есть великое имя; по мнению других великое имя есть Зюль-джелали валь-икрам «Владыка славы и величия (85-ое имя в 99-ти именном списке). Бог лучше всех знает истину этого дела». 5) Не удовлетворяясь этими указаниями на великое имя Бога, большая часть исламских богословов предполагаем его в общем арабском имени Бога Аллаг. Свои мнения они высказывают и доказывают так: а) В книге Мягалим-уль-якин, указанной выше, читаем слова: «Много есть мнений о великом имени Божием: одни говорили, что оно неизвестно; другие говорили, что известно, и что имя Аллаг есть великое имя». б) В предисловии к сочинению Галия аль-Кария «Объяснение на фикги акбярь» читаются слова: «Рассказывают о Гешаме, что он говорил: я слышал о Мохаммеде, сыне Хасановом, который говорил: слышал я слова Абу-Ханифы: великое имя Бога есть это самое имя, каким мы называем Его, Аллаг. Тоже говорили Тазавий и очень многие из аскетов, посвятивших себя созерцанию Бога, так что, по их пониманию, для подвижников в аскетической жизни нет зикра выше зикра посредством этого имени 61 . Аллаг есть собственное имя Бога, первообразно составленное для означения понятия, не указывающее на какой-либо корень, от которого бы оно было взято. Этого мнения держатся очень многие; из числа их: Абу-Ханифя – благоволение Божие к нему, Мохаммед бен-Хасян, Шафий, Аль-Халиль, Заджаджь, Ибн-Кисан, Аль-Халямий, Имам-Харамейн, Газзалий Хаттабий, и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Александр Беляков Скачать epub pdf Содержание Подход Псалом 1:1–6 Синтез Выход Приложение     Работа ставит своей задачей раскрыть содержание и смысл первого псалма и показать, что Священное Писание содержит в себе развитое и систематическое богословие со своим языком и со своей единой традицией. В результате исследования выяснилось, что Псалмопевец в первом псалме учит молитве и предлагает практику усвоения заповедей Божиих. Воссоздание богословия Псалмопевца стало возможным благодаря прочтению псалма не на языке образного символизма, а на дополнительном к нему языке динамического символизма, характерного для древнееврейского языка. Предложенный метод чтения псалма соответствует тому способу вникания в закон Господа, которому учит сам псалом – относиться к слову как к орудию, направляющему жизнь души. При этом закон Божий для человека становится своеобразным камертоном, по которому, как струны в псалтири, настраиваются все силы его души. Глубину воздействия слова на душу Псалмопевец характеризует тремя уровнями. Во-первых, соглашение со словом и принятие его сердцем. Во-вторых, усвоение принятого слова в душе, благодаря чему возникают новые черты характера. В-третьих, укоренение в новом образе жизни отождествляется с обретением человеком новой природы. Если слово, принимаемое человеком, является законом Господа, то и его жизнь преображается в согласии с жизнью Божественной, а приближение к ней переживается как блаженство. Но если принимаемое слово будет советом неправедных, то жизнь такого человека расстраивается и пропадает. В Подходе подчеркивается особая роль первого псалма, служащего введением не только в книгу Псалтирь, но и в саму молитвенную практику и, таким образом, излагающего суть молитвенного делания. Для раскрытия учения Псалмопевца о молитве в Анализе исследуется текст псалма на языке оригинала, в котором важную роль играют глаголы, а содержание употребляемых имен наполняется смыслом тех глаголов, от которых эти имена произошли (динамический символизм).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

Глава 1 1Тим.1:1 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. «Павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего». Апостол дает знать ученику, что не восхитил он апостольское звание, но получил повеление от Бога предлагать всем спасительную проповедь . Вместе же с Богом наименовал и Владыку Христа, показывая Их равночестие, и Бога назвал спасением, а Христа – упованием, не разделяя, сим имен и не усвояя того одному, а другому другого, но то и другое разумея о каждом; потому что и блаженный Давид то и другое приписал одному Лицу: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли» ( Пс. 64, 6 ). 1Тим.1:2 .  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. «Тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол весьма кстати сочетал слово «вера» с именем, выражающим благоволение, потому что не природа, но вера сделала Тимофея сыном; уверовав в Божественную проповедь , удостоился он того, чтобы божественного Апостола назвать отцом. 1Тим.1:3 .  Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. 1Тим.1:4 .  И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. «Якоже умолих тя пребыти во Ефесе, идый в Македонию, да завещаеши неким не инако учити, ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере». Уверовавшие из иудеев, высоко думая о своем знании Ветхого Завета, уверовавшим из язычников предлагали некоторые вопросы, пытаясь уличить их в неведении словес Божиих и покушаясь убедить к соблюдению подзаконного образа жизни. Так, разбирали родословия от Авраама и Давида, входя в исследования, действительно ли от них родился Господь по плоти. Посему божественный Апостол повелевает чудному Тимофею заграждать таковым уста и им, искажающим правило учения, не дозволять сего, а другим наказывать, чтобы не внимали их пустословию. «Баснями» же назвал Апостол не самое учение закона, но иудейское толкование оного, называемое у них вторословием 1 , и учит, что излишние вопросы неразумны, а вера просвещает ум и открывает Божественное домостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава девятая. Хронология праотцов после потопа Кратко отметим хронологию праотцов, живших после всемирного потопа. У Ноя было три сына – Сим, Хам и Иафет. Наследником обетований Божиих стал Сим. От него происходит род праотцов. Вся древняя священная предыстория восходит до Авраама. Примечательно, что, как до потопа, так и после, Св. Писание упоминает о десяти праотцах. Итак, десять праотцов от Сима до Авраама. В связи с наличием разночтений, приведем перечень имен праотцов и времени их жизни по еврейскому масоретскому, по самарянскому и по греческому тексту Септуагинты (LXX). Первое число в таблице означает возраст праотца, при рождении им сына. Второе число – число лет оставшейся жизни и третье – полный возраст праотца. Различия древних текстов сводятся к следующему: – Самарянская Тора, в основном, совпадает с Сетуагинтой. – Масоретский текст отличается от самарянского и греческого тем, что возраст праотца, при рождении сына, на 100 лет меньше. Это от Арфаксада до Серуха. У Нахора разница на 50 лет. У Фарры разницы нет. По масоретскому тексту, праотцы рождают сыновей в возрасте тридцати – тридцати пяти лет, т.е. вступают в брак, примерно, в возрасте библейского совершеннолетия (тридцать лет). По самарянскому и греческому тексту, рождение сыновей (создание семьи) происходит на сто лет позже – 130–135 лет. – Греческий текст, в отличие от еврейского и самарянского, упоминает еще одного праотца – Каинана. Таким образом, по еврейскому и самарянскому счислению, Авраам является десятым послепотопным праотцом, а по греческому – десять праотцов было до Авраама. – По еврейскому масоретскому тексту, от потопа до Авраама прошло, примерно, три века. По самарянскому и греческому тексту – это время составляет, примерно, одну тысячу лет. Соответствующим оригиналу проф. Н.Н. Глубоковский и многие исследователи-текстологи считают древнееврейский масоретский. Хотя некоторые и отдают предпочтение тексту Септуагинты. (Смотри таблицу 6). Хронология жизни праотцов после потопа 360 Таблица 6

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Да святится имя Твое». ( Мф.6:9 ) Думая о Боге, мы не можем не именовать Его. Тем более, молитва немыслима без именования Бога. Имена Божии тысячи раз встречаются в Писании, в религиозной литературе и в литургических текстах; они служат нам средством и богообщения, и богопознания; благоговейное отношение к ним естественно для всякого верующего. Однако, далеко не все одинаково понимают смысл и значение имен Божиих. Основное направление православного богословия и мистики признает глубокое внутреннее соотношение между именами Божиими и Самим Именуемым и исключительную важность их в религиозной жизни, в то же время не смешивая человеческого слова, как такового, с Богом. Другое направление указывает, преимущественно, на несовершенство человеческого мышления и языка, особенности в отношении к Богу, и поэтому призывает в богообщении и богопознании возвышаться над мыслью и словом. Третье направление готово, напротив, отождествлять имена Божии с Самим Богом и в молитвенном призывании имени Божиего видит главное содержание религиозной жизни. Имя есть слово, слово же есть одно из сложнейших проявлений нашей духовной жизни. Прежде всего в слове есть, бесспорно, две стороны: внешняя и внутренняя; но и та, и другая сами не просты. «Внешнее слово» есть не только звук, но и некий знак, имеющий психофизическое содержание. Каждое слово-знак имеет свою историю, большей частью многовековую; почти всегда оно имеет много смыслов, – значение коренное и производное. У языка, как звукового средства выражения, есть большая самостоятельность в отношении к мысли, которая хочет им пользоваться: язык слишком часто стесняет мысль или выражает ее двусмысленно, особенно если мы вкладываем в него необычное значение… Но слово имеет и внутреннее содержание, по существу независимое от его выражения: одну и ту же мысль можно выразить разными словами не только на разных языках, но и на одном языке. По содержанию своему слово есть мысль, но и мысль может иметь разную глубину: она может быть лишь представлением, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > О современных искажениях церковного Предания Часть 5. Любовь или страх? Зачем нам Евангелие? 18.03.2023 1667 Время на чтение 20 минут Фото: Предоставлены автором Часть первая ; Часть вторая ; Часть третья ; Часть четвёртая Очень часто в проповедях современных священников и лекциях современных богословов можно услышать о том, что Бог – есть Любовь, и это очень радует нас, давая нам надежду на то, что по причине своей любви Бог не будет слишком требователен к нам, немощным и грешным. Эта цитата из Священного Писания в последнее время настолько часто и повсеместно употребляется при разговорах на тему Православной веры, что для многих это превратилось в конечное и единственно верное определение того, кто есть Бог и каков Он. Конечно же, Любовь есть истинное имя Божие, как истинно всё то, о чём говорит нам Священное Писание. Но почему же мы забываем о том, что это – не единственное имя Божие, о том, что у Бога есть много других имен, кроме этого. Почему мы, очень хорошо помня об этом Его свойстве, напрочь забываем другие Его качества и наименования? Ведь то же самое Священное Писание, которое назвало Бога именем Любви, называет Его и Творцом, Создателем, Вседержителем, Судией, Страшным, Праведным, Воздающим, Ревнителем и Мстителем, Карателем, Поражающим, Наказывающим за вину, Огнём поедающим и др.? Как маленькие дети, закрывающие ручками свои глазки, чтобы не видеть страшное, поступаем и мы, когда нам напоминают об этих именах и свойствах Божиих, которым учит нас в Священном Писании Сам Бог, и предпочитаем свои понятия о Нем ограничивать только словом «любовь». Отчего так? Не от нашего ли нежелания истинно знать свою Православную веру? Не от нашего ли желания жить по своим правилам и своим разумениям? Не от того ли, что мы не хотим знать и помнить о том, что будет Суд, что на этом Суде Господь будет каждого из нас судить по Своим законам, которые Он дал нам в Своем Евангелии, а не по нашим понятиям о Божественной любви, которые мы для себя выдумали, чтобы истинные понятия Православной веры нам не мешали жить так, как мы хотим?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/18/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эта трагедия не должна оставить никого из нас безразличным» Патриарх Кирилл совершил заупокойное поминовение погибших в авиакатастрофе и выразил недоумение тем, что в эти скорбные часы некоторые праздновали Хэллоуин 02.11.2015 752 Время на чтение 5 минут Вчера, в день, который объявлен общероссийским днем траура по погибшим в авиакатастрофе в Египте, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Черниговском Патриаршем подворье города Москвы , сообщает Патриархия.ru. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойное поминовение погибших. По благословению Его Святейшества в этот день молитва о упокоении душ всех, «в крушении самолета над землей Синайской погибших», совершалась и в других храмах Русской Православной Церкви. «Сегодня мы молились о тех, кто погиб в авиационной катастрофе на Синае — самой крупной, как говорят специалисты, авиакатастрофе в истории нашей страны. 224 человека, в основном молодые, в том числе дети, здоровые, радостные, только что отдохнувшие, возвращались домой, наверное, весело разговаривали, вспоминали свой отпуск, — и всё трагически оборвалось, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — В этом самолете могли быть многие из нас, и эта трагедия не должна оставить никого из нас безразличным. Поэтому сегодня в храмах нашей Церкви мы молились об упокоении душ рабов Божиих, в этой страшной катастрофе погибших, как и о тех, кто сегодня особенно страдает, — их родных и близких. Вчера на телеэкранах мы видели лица этих людей, и сегодня очень важно сопереживать им, даже не зная их имен, просить у Господа помощи, потому что только Он, Начальник жизни и смерти, может дать эту помощь, а вместе с ней — надежду на будущее». «В то же время меня поразило сообщение о том, что сегодня ночью в неких клубах и других увеселительных заведениях буйно праздновали чужой и малопонятный для нас праздник, называемый Хэллоуин . Помолимся, чтобы Господь не покарал тех, кто это делал, а также о том, чтобы любовь и сострадание проникли в сердца наших людей», — продолжил Предстоятель Русской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/02/et...

Пётр Сладкопевцев Древние монастыри и пустыни Сирии и Месопотамии, и подвижники благочестия, в них процветавшие Антиохийские отшельники Не в одних обителях жили и трудились для своего спасения подвижники антиохийские; целые сонмы их рассеяны были по окрестным местам, спасались в пещерах, ущельях, жили в недоступных дебрях неизвестные миру, ведомые только единому Богу, Коему отдавались и служили всем существом своим. Многих рабов Божиих случайно открывали охотники, путешественники; некоторые отшельники так и умирали в совершенной неизвестности, отходя ко Господу среди молитвы, и святое тело их нередко долго оставалось в том молитвенном положении, в каком оставляла его чистая душа, пока не предавал его погребению другой насельник пещеры или ущелья, новый подвижник, и сообщал людям об отшедшем в горний мир святом муже. Отправились мы по некоей надобности на гору Аман, рассказывал в Антиохии один старец благочестивым поклонникам Софронию и Иоанну Мосху , и когда поднялись на вершину горы, нашли в одной пещере подвижника, стоявшего на коленах с воздетыми к небу руками; длинные волосы его спускались с головы почти до земли. Считая его живым, я поклонился ему и сказал: благослови меня, отче; и так как он ничего мне не отвечал, то я подошел к нему ближе и тут заметил, что он уже преставился. В некотором расстоянии от этой пещеры я вошел в другую пещеру, в которой увидел живого старца. Он поспешил меня приветствовать и, когда я сказал ему о преставившемся подвижнике, сказал: да, брат, уже пятнадцать лет, как старец преставился. Дивное дело! казалось, как бы час только тому он преставился. 1 Немного имен отшельников антиохийских сохранилось в церковно-исторических сочинениях; из них известны только: Македоний Критофаг, Роман, Зенон, Петр и Варадат. Македоний Критофаг Македония (память 24 января), по прозванию Критофага (т. е. питающегося ячменем; такое название дала ему пища), знают все, и финикияне и сирияне, и киликийцы. Знают и сопредельные им соседи. Одни из них сами были очевидцами чудес его, другие же слышали распространившуюся о них громкую славу. Так начинает повествование свое об антиохийском отшельнике Македонии современник его бл. Феодорит Кирский . И действительно, дивный подвижник был Македоний Критофаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010