В апостольском зачале Недели перед Рождеством Христовым мы слышим длинный перечень ветхозаветных имен. Церковь выбирает именно это чтение, так как в воскресенье перед Рождеством всегда празднуется память святых отец – тех людей, от которых по плоти происходил Иисус Христос. Праведники дохристианской истории вспоминаются в связи с их верой в Бога и грядущего Искупителя. Поэтому перед именами или событиями ветхозаветной эпохи стоит слово «верою». «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака» (Евр. 11:17). Или: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр. 11:20). Или: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов» (Евр. 11:33). Для чего мы вспоминаем об этих угодниках Божиих? Для того, чтобы молитвенно почтить их, т. е. поблагодарить за них Господа и попросить их молиться о нас. Еще для чего? Для того, чтобы стараться быть похожими на них. «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:7), – писал апостол Павел. Итак, мы должны подражать прославленным подвижникам, а также тем христианам, у которых чему-то можем научиться. Вообще, человеку свойственно копировать поведение какой-нибудь яркой личности. Хочет он того или нет, все равно будет стараться походить на кого-то, особенно в молодости. Это совсем не плохо, вопрос в том, на кого быть похожим. Например, в эпоху Средневековья, которую мы по своей темноте порой называем темной, идеалом для подражания был святой. Великомученица Екатерина, Святитель Николай Чудотворец, преподобный Антоний Великий, великомученица Варвара – таковы были герои Средневековья, народные любимцы того времени. Жили тогда люди по-разному, но вопрос идеалов у них был поставлен жестко и правильно, за этим Церковь следила. Одна из проблем нашей жизни в том, что у нас нет идеалов. Для церковного христианина, положим, есть, а в обществе в целом всеми признанных идеалов нет. За что можно с теплотой вспоминать последние десятилетия советского времени, так это за светлые и замечательные идеалы. Восхвалялся верный друг, честный труженик, мужественный защитник Родины, глубокомысленный ученый, тонкий музыкант, бесстрашный летчик – в общем, хорошие такие человеческие примеры, на остатках которых мы до сих пор еще как-то существуем. На кого захочет быть похожим молодой человек сегодня, непонятно. На блогера какого-нибудь? Скорее всего, вообще ни на кого.

http://pravoslavie.ru/109683.html

Исполнилось 500 лет со дня преставления преподобного Паисия Угличского Ярославская область, 21 июня 2004 г. 500-летие преставления преподобного Паисия Угличского было отмечено на его родине в селе Малое Богородское Ярославской области. 19 июня, в день памяти преподобного Паисия Угличского, Божественную литургию в Покровском храме села Малое Богородское  совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. На эту первую в многовековой истории храма архиерейскую службу собрались паломникииз Ярославля, Углича, Мышкина, а также окрестных деревень. После литургии верующие во главе с архиепископом Кириллом совершили более чем двухкилометровый крестный ход, посетив сначала поклонный крест на месте, где некогда находилась Троицкая церковь села Малое Богородское, а затем проследовав к «Паисьеву колодчику» - источнику в окрестностях села, забившему из земли по молитве преподобного Паисия. Последнюю остановку крестный ход совершил у  развалин единственного в России храма, освященного в честь преподобного Паисия Угличского. От старинного здания, в годы богоборчества переданного под сельскую школу, частично уцелели лишь внешние несущие стены, однако совсем недавно энтузиасты-краеведы из города Мышкина собственными силами взялись за восстановление святыни. Стараниями мышкинцев также установлен крест над могилой родителей преподобного Паисия – Иоанна и Ксении, погребенных у стен храма. Архиепископ Кирилл отслужил по рабам Божиим Иоанну и Ксении заупокойную литию, причем погребальные песнопения завершились троекратным исполнением пасхального тропаря. Поздравив паству с памятным юбилеем, архиепископ Кирилл сказал: «На этой земле возросло множество угодников Божиих, и в их числе не только преподобный Паисий Угличский, память которого мы совершаем. Скоро будет совершаться память священномученика Андроника, епископа Пермского, родившегося здесь совсем рядом - в селе в Поводнево. Это и родина преподобного Макария Калязинского и много можно перечесть имен святых, которые в этих краях жили и подвизались. Когда видишь эти часто совсем разрушенные храмы, как тот, у которого мы находимся, или восстанавливаемые, как храм, где мы совершали службу в селе Богородском, то зримо ощущаешь любовь, которую имел наш народ к Богу, которую он хранил в своем сердце. В этом была сила русского человека».

http://pravoslavie.ru/10222.html

Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы имели глубокую радость совершить Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где почивают мощи Первосвятителей Московских, где каждый камень говорит об истории Руси. Такая молитва в Кремле — мечта каждого православного христианина на Руси, и сегодня духовенство Московской епархии во множестве, представляя свои приходы, вместе с нами молилось за Божественной литургией. Когда открываешь церковный календарь, то от множества имен святых поражаешься, какой огромный сонм угодников Божиих на земле и в нашей Русской Православной Церкви! И житие каждого из них является живой проповедью для христиан, которые живут церковной жизнью. И сегодня мы в проповеди слышали о подвиге первосвятительского служения святителя Киприана. Мне хочется особенно сказать о том, что на примере этого святого можно говорить о значимом вкладе Христовой Церкви в дело защиты земли нашей, вкладе в культуру, искусство — всюду, где мы видим следы нашего благочестия и церковной жизни. Пусть же этот день, который вы сегодня посвятили молитве у раки, где почивают нетленные мощи всероссийского чудотворца — святителя Киприана, запомнится вам. И я уверен, что с теми молитвами, с которыми мы сегодня обращались к Богу, к предстательству святителя Христова Киприана, Господь воздаст нам Своими обильными дарами и исполнит те прошения, которые необходимы нам для нашей жизни и нашего спасения. Спасибо вам за совместную молитву. Призываю на каждого из вас благословение Божие и предстательство великого святого нашей земли — святителя Московского Киприана. Аминь!». Московская областная епархия /Патриархия.ru за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського з ключовими словами собори московського кремля   новини У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3770659...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные святые, просиявшие на Западе 14.08.2018 3364 Время на чтение 11 минут Мученица Алина Бельгийская В наши дни в Поместных Православных Церквях происходит отрадный процесс пополнения святцев: верующие узнают об угодниках Божиих, подвизавшихся в других странах, ведется изучение сведений о древних святых. Некоторых этот процесс настораживает: в почитании подвижников, имена которых по сложившемуся столетиями стереотипу связывают с католическим Западом, видят едва ли не измену Православию. Между тем, в самом страхе подобных «ревнителей» можно увидеть недостаток веры. Угодники Божии, послужившие Христу до 1054 года (времени отпадения католиков от единства Православной Церкви) были и остаются последователями истинной веры. Они - не легенда, не символ, но живые люди, ходившие по земле и ныне предстоящие Престолу Божию в вечности. Сам же процесс добавления в месяцесловы новых святых свидетельствует о том, что «жизнь жительствует» и Православная Церковь благодатью Святого Духа растет и развивается - как росла и развивалась она и в первохристианские времена, и в годы Византии и Святой Руси. Сравним это с процессом исключения имен угодников Божиих из святцев католической церкви, происходившим после Второго Ватиканского собора, когда ввиду недостаточности документальных подтверждений житий почитания католиков лишились такие столпы веры, как великомученик Георгий Победоносец, великомученицы Варвара и Екатерина и многие другие. Святитель Мартин Милостивый. Иконописец А.И. Чашкин В Русской Православной Церкви действует комиссия по составлению месяцеслова, возглавляемая митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Мы уже писали о том, что в 2017 году благодаря ее работе в русский православный месяцеслов были внесены имена таких святых, как благоверный царь Эдвард Английский, преподобная Женевьева Парижская, мученики Бландина и Понтик Римские, равноапостольный Патрикий Ирландский. В мае 2018 года в русские святцы добавились новые имена - как святых, просиявших в древности на Западе, так и угодников Божиих, почитаемых в Грузинской Православной Церкви. Это преподобные Фридолин, Колумбан и Галл, выходцы из Ирландии, проповедовавшие веру во Христа в Западной Европе в VI - VII веках, а также равноапостольные Иверские цари Мириан и Нана, известные русским верующим по житию равноапостольной Нины. Будучи сначала ревнителями отечественного язычества, царь с царицей были обращены ко Христу святой просветительницей Грузии и сами столь ревностно потрудились в распространении истины Христианства, что угодили Богу. Факт, что их имен до недавней поры не было в русском месяцеслове, можно объяснить только недостатком информации у составителей древних святцев. Хотелось бы надеяться, что со временем мы будем узнавать о все новых святых, которым молятся православные в других странах.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/14/pr...

В парижском издательстве опубликована книга епископа Илариона (Алфеева) «Имя великое и славное» 27 февраля 2007 г. 14:35 В парижском издательстве «Cerf», специализирующемся на издании религиозной литературы, вышла в свет книга епископа Венского и Австрийского Илариона «Имя великое и славное. Почитание имени Божия в православной традиции» («Le nom grand et glorieux. La vénération du nom de Dieu dans la tradition orthodoxe»). Объем книги — 330 страниц. Книга представляет собой французский перевод первой части монографии «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров» (СПб.: Алетейя, 2002), за которую автор был в 2005 году удостоен Макариевской премии. Перевод осуществлен Клер Жуньеви в сотрудничестве с иеромонахом Александром (Синяковым) и аббатом Андре Луфом. Первая глава книги посвящена почитанию имени Божия в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Как отмечает автор, «древнее понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от современного употребления имен. В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого». В древности же «к имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи». Этим обусловлен и тот смысл, который древние евреи придавали священному имени Яхве, которое воспринималось как собственное имя Божие и которое было окружено благоговейным почитанием. В то же время, лейтмотивом через все книги Библии проходит тема непостижимости и неименуемости Божества. Во второй главе книге рассматривается учение Отцов Церкви об имени Божием и об именах Божиих. Как считает автор, «в святоотеческой традиции необходимо различать три самостоятельные темы: 1) имени Божия; 2) имен Божиих; и 3) имени Иисус. Первая тема связана с библейским богословием имени, оказавшим решающее влияние на литургическую и мистико-аскетическую традицию христианства. Вторая тема, помимо библейских корней, имеет еще и античные корни: она в некоторой степени связана с теориями имен, разработанными Платоном, Аристотелем и другими греческими философами. Наконец, третья тема получила особое развитие в связи с практикой молитвы Иисусовой в византийской монашеской традиции».

http://patriarchia.ru/db/text/204260.htm...

Arhiva De ziua pomenirii sfântului ierarh Ciprian al Moscovei mitropolitul de Krutitsy i Kolomna Iuvenalii a oficiat Liturghia la catedrala „Adormirea Maicii Domnului” în Kremlin, or. Moscova 30 septembrie 2014 17:37 29 сентября 2014 года, в день памяти святителя Киприана, митрополита Московского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил утреню и Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Можайский Григорий , епископ Илиан (Востряков) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , духовенство Московской областной епархии . За богослужением пел хор Богородице-Смоленского Новодевичьего ставропигиального женского монастыря . В соборе молилась игумения Новодевичьего монастыря Маргарита (Феоктистова). На сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес клирик храма иконы Божией Матери «Донская» города Мытищи священник Олег Мумриков. После богослужения и поклонения Кресту было совершено молебное пение у гробницы святителя Киприана. Затем митрополит Ювеналий обратился к участникам праздничного богослужения с архипастырским словом: «Возлюбленные братия архипастыри, всечестные отцы, дорогие братия и сестры! Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы имели глубокую радость совершить Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где почивают мощи Первосвятителей Московских, где каждый камень говорит об истории Руси. Такая молитва в Кремле — мечта каждого православного христианина на Руси, и сегодня духовенство Московской епархии во множестве, представляя свои приходы, вместе с нами молилось за Божественной литургией. Когда открываешь церковный календарь, то от множества имен святых поражаешься, какой огромный сонм угодников Божиих на земле и в нашей Русской Православной Церкви! И житие каждого из них является живой проповедью для христиан, которые живут церковной жизнью. И сегодня мы в проповеди слышали о подвиге первосвятительского служения святителя Киприана.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3770681...

Архив Пн В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых 24 августа 2023 г. 22:17 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших ходатайств о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 63 ). Священный Синод постановил включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их кончины: священномученика Леонида Серебренникова — 25 декабря/7 января; священномученика Филиппа Распопова — 23 ноября/6 декабря; священномученика Василия Носова — 21 сентября/4 октября. Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Имена угодников Божиих будут внесены в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова — в список Собора Самарских святых; священномученика Василия Носова — в список Собора святых Челябинской митрополии . Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904-1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912-1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года — во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием (Солодчиным) в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области (ныне село Лермонтовское Хабаровского края), а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села.

http://patriarchia.ru/db/text/6052416.ht...

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых 25.08.2023 13:45:39 МОСКВА 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших ходатайств о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 63 ). Священный Синод постановил включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их кончины: священномученика Леонида Серебренникова — 25 декабря/7 января; священномученика Филиппа Распопова — 23 ноября/6 декабря; священномученика Василия Носова — 21 сентября/4 октября. Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Имена угодников Божиих будут внесены в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова — в список Собора Самарских святых; священномученика Василия Носова — в список Собора святых Челябинской митрополии. Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904-1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912-1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года — во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием (Солодчиным) в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области (ныне село Лермонтовское Хабаровского края), а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села.

http://radonezh.ru/2023/08/25/v-sobor-no...

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.      «Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия. Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес. Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть. Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

http://pravoslavie.ru/94670.html

Митрополит Никоалй (Ярушевич)      Какой славой для Православной Церкви является сонм ее святых! Какое их бесчисленное множество! Сколько тысяч их мы знаем по именам, но еще больше – нескончаемые тысячи – мы по именам и не знаем. Разве мы можем назвать поименно всех тех святых мучеников в числе 20 тысяч, которые были сожжены в Никодимии в праздник Рождества Христова нечестивым царем Максимианом? Языческий царь Максимиан (это был 302 год по Рождестве Христовом) справлял праздник победы, принося жертвы богам. На площади около язычников оказались, может быть из любопытства, и многие христиане. Когда началось кропление народа идоложертвенной кровью, то есть кровью животных, закланных в честь идолов, христиане побежали с этой площади к своему святому храму. Максимиан повелел сжечь и храм со всеми молившимися, и всех, кто находился в ограде и около храма. В этот день, 28 декабря по церковному стилю, мы прославляем этих 20 с лишком тысяч мучеников за Христа, сожженных нечестивым Максимианом. Разве мы можем знать их имена? Разве нам ведомы имена 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом вскоре после рождения Спасителя мира, – младенцев, еще не вкусивших греха и святыми своими душами прославляющих Господа в Небесном Его Царстве? В рождественские дни мы вспоминаем и эти 14 тысяч мучеников – детей, убиенных за Христа. Разве известно множество тысяч имен подвижников и пустынников палестинских, египетских, сирийских, которые от IV века христианства сияли своими подвигами в великих обителях этих стран и о которых церковные историки говорят, что каждый, кто обитал в этих святых обителях, достиг святости своими подвигами? Или имена подвижников русских монастырей? А сколько просто рабов Божиих, живших и не в монастырях и не в пустынях, а в обычных домах, но с Господом в душе, праведная жизнь которых была покрыта покровом их величайшего смирения, которые спаслись для вечной жизни, вошли в Царствие Небесное и остались или, чаще всего, не остались в памяти людей, уйдя, как верные дети своего Божественного Учителя, к Господу и ведомые только Ему Одному!

http://pravoslavie.ru/1729.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010