Проделав эту работу, я пошел дальше, поскольку начали выявляться имена не только ректоров, но и преподавателей семинарии. Я составил их полный синодик, в который вошло 300 имен дореволюционных преподавателей. Однако это мне тоже показалось недостаточным. Я понял, что нужно заниматься биографией каждого отдельного преподавателя. Есть задумка издать два отдельных труда: «Ректоры Томской духовной семинарии. Исторические портреты» и «Биографический словарь всех преподавателей Томской духовной семинарии». Обе эти работы готовятся параллельно. В Томской духовной школе я преподаю Библейскую археологию, которую полюбил еще со студенческой семинарской скамьи. По правде сказать, в мою бытность семинаристом такого предмета у нас и не было. Репрессивные органы, под бдительным оком которых осуществляла свою деятельность Московская семинария, не допускали преподавание таких предметов, в которых необходимо было знакомиться с новейшими научными данными. Тем не менее, какие-то интересные сведения, которыми я был очень увлечен, хоть и в небольшом объеме, но получить было возможно. Интерес мой со временем не прошел. И впоследствии, в то время, когда стали доступными многочисленные исторические источники, как печатные, так и электронные, я стремился все это изучать и преподавать нашим семинаристам. Библейская история оживает, когда рассматривается через призму небиблейских источников и памятников. Многие студенты, особенно из светских вузов (а меня нередко приглашают читать там лекции), начинают относиться к предмету куда более серьезно, когда им преподают сведения о последних научных открытиях. — 3 февраля состоялось наречение нового епископа в Казахстан: епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским избран архимандрит Амфилохий (Бондаренко), который является выпускником Томской духовной семинарии... — Очень рад этому обстоятельству. Его обучение происходило на моих глазах. Отец Амфилохий поступил в Томскую духовную семинарию во время моего ректорства и прошел у нас весь курс обучения. Примечательно, что с Усть-Каменогорском Томскую епархию связывает история, которая уходит своими корнями в дореволюционный период. Многие студенты дореволюционной Томской духовной семинарии впоследствии пострадали за имя Христово и причислены к лику святых угодников Божиих. Среди них мы встречаем и пастырей казахстанской земли, как, например, настоятель Воскресенского собора г. Усть-Каменогорска, протоиерей Александр Догаев.

http://patriarchia.ru/db/text/2007052.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Подлинный христианин – тот, кто достойно несет на себе имя Христово. В имени Господа Иисуса Христа, учит свт. Григорий, заключены все прочие Божественные имена, и если христианин достойно носит имя Христово, он именуется и всеми прочими именами Божества. «…Если кто принимает на себя имя Христово, а того, что умопредставляется с этим именем, не являет в жизни, тот ложно носит это имя». «Не может быть и христианином тот, кто не обнаруживает в себе общения с этими именами» 10 . Это так, поскольку «христианство есть подражание Божескому Естеству» 11 . Молитва и Имена Божии Молитва – это призывание и исповедование достопоклоняемых Божественных Имен. Поэтому тот или иной взгляд на природу имени как такового, и на природу имен Божиих, имеет самое непосредственное отношение к молитве, а, значит, к повседневному опыту христианской жизни. Свт. Григорий Нисский принял самое активное участие в разрешение теоретико-философских и богословских проблем Божественных имен. Развитие христианского учения об именах вообще и об именах Божиих проходило в ходе спора, развернувшегося в IV веке между Великими Каппадокийцами и радикальным арианином (аномеем) Евномием. По теории Евномия, все имена и слова выражают божественные идеи вещей, или сущность вещей. Имена существовали прежде создания вещей и людей. Все имена вещей открыты людям Богом, и благодаря именам мы можем постигать сущность вещей. Имена Божий, будучи выражением сущности Божией, даны Богом Самому Себе. Людям эти имена открыты Самим Богом: кто знает подлинное имя Божие, тот знает и естество Божие 12 . Настаивая на том, что имена Божии выражают сущность Божию, Евномий не считал необходимым рассматривать эти имена как объект богослужебного почитания. «Тайна благочестия, – писал он, – состоит собственно не в священных именах и не в особых обычаях и таинственных знаках, а в точности догматов» 13 . Против него и его идей боролись лучшие и сильнейшие антиарианские богословы той эпохи: Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуетский, но более всех – Великие Каппадокийцы: свт. Василий Великий , свт. Григорий Богослов и свт. Григорий Нисский .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Возражая Евномию, утверждавшему познаваемость Божественной Сущности в понятиях, святой Григорий Нисский решительно отстаивает непостижимость Бога, доходит до отрицания всякой реальности имен, видя в них лишь искусственные обозначения. Такие полемические крайности не соответствуют, однако, духу учений великих каппадокийцев. Уже Василий Великий, утверждая непостижимость Сущности, отличает от Нее «действования» Бога, которые до нас нисходят и в которых Он познается. Святой Григорий Назианзин, отрицая возможность познания «первой» и «несообщимой» Природы, признаёт постижимость «последней», «до нас достигающей»; это то, что видел Моисей, «задняя Божия», «великолепие», являемое в творениях, «после Бога дающее познание о Боге». Григорий Нисский, наряду с утверждениями о полной непостижимости Бога, приводящими к номинализму в вопросе о Божественных именах, развивает учения святителей Василия Великого и Григория Назианзина о теофании (явлении Бога), приближаясь к устранению противоречия непостижимой Сущности и имеющих реальное значение имен Божиих. Однако не ему суждено было разграничить отрицательное и положительное богословие. Эта задача выпала на долю таинственного автора «Ареопагитических творений», соединившего в своем богословствовании оба отмеченных нами течения.    В отличие от неоплатоников и Оригена, для которых отрицательное богословие не противополагается положительному, служа путем к соединению с Единым, Которое, как Единство, все же может быть положительно определено, автор «Ареопагитик» отрицает всякую определимость Бога, даже характер предмета познания или незнания. С другой стороны, в отличие от Климента Александрийского и отчасти от великих каппадокийцев, он настаивает на реальном значении Божественных имен, обосновывая положительное богословие.    Противоположность отрицательного и положительного богословия не означает недостоверности одного из этих путей; она имеет реальным основанием различие между Божественными соединениями (henoseis) и разделениями (diakriseis), между сокровенной Сущностью (hyparxis, ousia) и открывающимися происхождениями (proodoi).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

§3. Самый древний и достойный глубокого уважения обычай в Церкви христианской состоит в том, чтобы давать младенцам имена тех святых угодников, память которых празднуется в день рождения дитяти. Но по желанию родителей, или восприемников не возбраняется нарицать младенцам имена и тех святых, каковых они пожелают. Надобно только при этом положительно избегать давать имена новорожденным младенцам в честь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери. Вместе с этим, особенно сельские священники не должны давать также имен трудных, не удобных для произношения; ибо, не привыкнув к таковым, народ весьма часто коверкает их до того, что даже иногда трудно бывает узнать в них имена угодников Божиих. Совершенно также должен быть оставлен этот, во всех отношениях недостойный, обычай, в силу которого некоторые священники стараются, так сказать, заклеймить память незаконнорожденных младенцев наречением им имен святых угодников неудобных для произношения и вообще не принятых в общежитии. Это самое опасное оскорбление святыни: как будто имена угодников Божиих могут служить для кого наказанием, и тем более употребляться когда, так сказать, для укоризны и посмешища! §4. Есть в некоторых местах нашего отечества обычай, по которому женщины, страдающие трудным ношением младенцев в утробе, обращаются иногда к священникам с просьбою выдавать им церковные пояса, употребляемые на литургии при облачении, которыми они подвязываются, в надежде на помощь Божию. Священнослужители должны относиться к этому обычаю с самою серьезною осторожностью, и если уже нельзя где вполне прекратить оный, то выдавать для этой цели пояса не иначе, как ветхие, выходящие из употребления, и потом уже никогда не надевать их при священнослужении. Всего лучше в этом случае поступают те священники, которые для желающих освящают приносимые пояса, надевают их во время службы, и потом уже вручают по принадлежности. Но как в том, так и в другом случае священники должны строго наблюдать, чтобы женщины, опоясывающиеся подобными поясами, не носили их без особенной надобности и употребляли всегда только в крайних случаях, и то не иначе, как с истинным благоговением, подобающим святыне. По миновании надобности эти пояса всего лучше сжигать, и для этой цели они должны быть возвращаемы священникам, которые могут уничтожать их другим образом, или же хранить для других подходящих случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

До сего времени повторяются ошибочные утверждения, что имя усопшего встречается, например, в Соборе Вологодских святых, будто бы учрежденном епископом Вологодским Иннокентием (Борисовым; 1800–1857). Следует усвоить тот факт, что традиции учреждения Соборов епархиальных святых в Российской Православной Церкви не было, и массово они стали учреждаться в советский период, один из самых темных и невежественных периодов нашей церковной истории. В действительности епископ Иннокентий всего лишь освятил Крестовую церковь Вологодского архиерейского дома во имя всех святых угодников Вологодских и написал в их честь тропарь, кондак и молитву, что совершенно не означало учреждения такого институционально нового явления в Русской Церкви, как Собор епархиальных святых. Или ссылаются на то, что имя усопшего находится в Соборе Ростово-Ярославских святых, учрежденном в 1964 году. Действительно, в 1964 году было установлено празднование Собора Ростово-Ярославских святых, в который в это время были внесены имена 30 канонизованных подвижников, но с 2005 года в него стали вписываться десятками имена неканонизованных усопших, и таких было внесено 84 имени и 1200 человек безымянных. В 1983 году был составлен список имен Собора Сибирских святых. Имена в этот список вносились неквалифицированной в области агиологии монахиней Евгенией (Волощук) и утверждались епископом Омским и Тюменским Максимом (Крохой). После того, как епископ Максим был переведен в Тульскую епархию и вместе с ним туда переехала монахиня Евгения, ею таким же образом был составлен список Собора Тульских святых, в который были массово включены имена неканонизованных усопших; список этого Собора был также одобрен епископом Максимом. Можно лишь предполагать, что люди, действовавшие таким образом и включавшие имена усопших в епархиальные Соборы святых, считали их канонизованными, то есть, что они поступали так исключительно по невежеству. Но плодом этого невежества стала угроза разрушения Церковного Предания и непреднамеренный обман церковного народа, когда о неканонизованных усопших стало утверждаться, как о прославленных Церковью угодниках Божиих.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2012/10/20, 17:53:44 Дорогие афонские братья! Прошу Вас помолиться о мои детях рабе божьей Виктории и рабе божьем Василии.Пусть господь наставит их на путь спасения и пошлет благодать,смирение и исцеление от невротических болезнейСпаси нас господи. Фотиния 2012/10/20, 13:27:54 ДОРОГИЕ ОТЦЫ И БРАТИЯ! Смиренно прошу Ваших молитв о р.б.Ларисе со чадами, сердечно прошу Ваших святых молитв об избавлении от колдовских и магических воздействий и прошу Вашей молитвенной помощи для учащегося отр.Дионисия, ему тяжело дается учёба .Спаси вас Господи! р.б.Лариса 2012/10/20, 12:27:09 Дорогие Отцы и Братия Афонские! Слезно прошу Ваших святых молитв об избавлении от пьянства сына моего Вячеслава, о прощении моих и его грехов. Спаси Вас, Господи. р.Б. Надежда 2012/10/20, 12:20:26 Пожалуйста о духовном здравии р. б. Веры со чадом. Спасибо 2012/10/19, 20:22:15 Святые отцы! Прошу ваших молитв о здравии рабов Божиих: Александра, Елены, Анастасии, Марии. И о примирение рабов Божиих Владимира и Валентины. Спаси Господи! Александр 2012/10/19, 20:18:12 Благословите! просим ваших молитв о здравии рабов Божиих: Елены, Владислава, Ирины, прот. Игоря, прот. Стефана. Спаси Господи! 2012/10/19, 19:37:42 братия кто сможет помолитесь о здравии р.б. павла о помощи в работе с клиентами о защите от врагов заранее спасибо 2012/10/19, 16:31:23 Благословите. Дорогие Отцы и Братия Афонские! Пожалуйста, помолитесь за меня, тяжкоболящую р.б.Надежду, болящую р.б.Екатерину ,р.б.Анну, р.б.Дмитрия, р.б.Ирину, р.б.Татьяну, р.б Павла, р.б.Владимира. Спаси господи! Благодарю Вас от всего сердца ! Надежда 2012/10/19, 15:33:38 ДОРОГИЕ ОТЦЫ И БРИТИЯ!ПРОШУ ВАШИХ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ ИГОРЯ И БОЛ.ВАЛЕРИЯ.ЕЩЕ ПРОШУ МОЛИТВ ЧТОБЫ НАЙТИ СПУТНИЦУ ЖИЗНИ МНЕ(ИГОРЮ)СПАСИ ВАС БОГ!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=382

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2013/10/26, 09:43:17 Дорогие отцы и братия! Прошу ваших святых молитв о здравии, укреплении и защите от всякого зла рабов Божиих Сергия и Марины, Димитрия и Елены, мл. Ильи, мл. Елисаветы, Нины, Иоанна и Елены, Димитрия и Неониллы. Спаси, Господи! Марина 2013/10/26, 07:26:49 Прошу Ваших Святых Молитв за младенца Виктора. Его скорейшее исцеление (головочки и лоханочек). Прошу, чтобы все показатели были в норме и головка не росла так быстро. Умоляю помогите!!!!! Татиана 2013/10/25, 19:00:08 Pomolites " za moego otza -KonstantinMOLITVOI OT raka... NATALIAproshu ochen " 2013/10/25, 17:29:13 Прошу святых молитв об упокоении рабов Божиих: монахини Иоанны, Филарета, Марии, Павла, Иулия, Александры, Анастасии, Людмилы, Николая, Виталия, новопреставленного Василия, Ирины, Владимира, Людмилы, Анны, Григория. Владимир 2013/10/25, 17:23:49 Дорогие отцы и братья Святой горы Афон! Благословите! Благодарю вас за ваши неусыпные молитвы за нас многогрешных! Прошу вас я, недостойная и грешная раба Божия Галина, помолиться о здравии и спасении рабов Божиих: иерея Игоря, матушки Натальи со чадами, иерея Константина, матушки Фотинии со чадами, бол.Виктора, бол.Владимира, бол.Галины, Нины со чадами, Александра, Дмитрия, Натальи со чадом, Елены со чадами, Анны со чадом, бол.Лидии со чадами, бол.Анны, Марии. Низкий поклон вам за ваши молитвы. Спаси и помоги вам Господи! Галина 2013/10/25, 14:41:05 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон, Слезно прошу ваших молитв о моем здравии, у меня рак меланома, есть метастазы, и в головной мозг, осложнение - тромбоз, у меня маленькие дети, очень прошу ваших молитв о здравии протоиерея Виктора, Александра, мл. Михаила, мл Анны, бол. Веры, бол. Татианы, бол. Татианы. Спаси Господи.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=337

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2014/06/09, 11:13:45 Прошу Молитв о здравии болящего рб.Юрия,путешевствующаго,об умягчения злых сердец рб.Анастасии.СПАСИ ГОСПОДИ! 2014/06/09, 08:40:21 Дорогие отцы и братья святой горы Афон! Прошу Вас помолиться за мою сестру Татьяну- она плохо видит после аварии, за моего брата Сергея-ему предстоит очень дальняя поездка. О душевном и телесном здравии Вячеслава, Любови, Николая, Виталия, Михаила и Леонида. Храни Вас Господь. Любовь 2014/06/08, 18:57:50 Святые Отцы и Братья святой горы Афон! С праздником Вас! Прошу вашей молитвы о вразумление моего мужа. Чтоб перестал блудить и вернулся в нашу семью. Чтоб гордыня его и величие отступило от него, чтоб вновь он стал ценить меня, вспыхнуло в нем чувство любви нелицемерной. Чтоб наша семья вновь воссоединилась. Спасибо за вашу молитву. р.б. Иоанна 2014/06/08, 17:55:46 Дорогие Отцы и Братия Святого Афона, прошу Вас помолиться о здравии рабов Божиих певчей Марины и Сергия. Мне нравится девушка, но она далеко живет. Поет на клиросе в архиерейском хоре. Сказала, что у нее никого нет. Я ей понравился. Мы с ней переписываемся по Интернету. Помолитесь, чтобы мы были вместе, если есть Воля Божия! Знаю, что Господу все возможно! Спаси Христос за молитвы! Поздравляю Вас с днем Святой Троицы! Отец, и Сын, и Дух Святой да пребудут с Вами в эти чудесные дни! Пусть Ваша жизнь наполнится солнечным светом и счастьем! Сергий 2014/06/08, 12:07:33 Отцы и братья Святой Горы, поздравляем Вас с праздником Святой Троицы! Прошу Вас помолиться о мире во всем мире. Пусть люди образумятся, перестанут уничтожать друг друга. Помолитесь о здравии и исцелении от тяжелого недуга рабов Божиих Елены, Надежды, Армена, Тиграна и Беллы. О здравии духовном и телесном рабов Божиих Александра, Элеоноры, Александра, Любови, Валентины, Ивана, Инги, Веры, Давида и Артура. Господи прости нам прегрешения наши и укрепи нас на путях твоих. Спаси Господи!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=293

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2012/08/20, 09:29:50 Дорогая Братия! Прошу вас помолиться о здравии иероманаха Дамиана, о рабе Божием Владимире, чтобы Господь направил его на путь исстиный, о заблудшем Владимире, о рабе Божией Елене, чтобы Господь дал ей мужа и ребенка, о упокоении души рабы Божией Надежды. Спаси вас Господи! 2012/08/20, 03:41:44 Дорогие Отцы и Братья Афонские! Просим помолиться о детях наших, которые в пути и в отъезде сами без родителей. За рабов Божьих-- Артемия, Алексия, Андрея, Марии. Низкий поклон и благодарность. Екатерина 2012/08/19, 22:22:37 Дорогие отцы и братья Афонские, прошу ваших святых молитв о р.Б.Анны и Анастасии об обретении семьи и работы, если на то воля Божия. Спасибо за вашу помощь и храни вас Бог! р.Б.Анастасия 2012/08/19, 20:43:45 Благословите, святые отцы! Просьба о молитве за здравие души и тела болящего раба Божия Константина и сродников, у него рак 4 стадии легкого. Харьков. Валентин. Помолитесь и о нас, а мы за вас. С Праздником Преображения Господнего! Валентин 2012/08/19, 19:46:10 Благословите, досточтимые афонские отцы!Смиренно прошу Ваших молитв об исцелении рабов Божиих .вразумения- Владимира,Артемия,поддержки Божией матери и терпения - Анны,Марины. Спаси Вас Господи и простите нас грешных. Фотиния 2012/08/19, 18:23:36 Благословите, честные отцы! Поздравляю вас с праздником Преображения Господнего. Прошу помолитесь о сохранении мира и благополучия в семье рабов Божиих Татианы и Юрия, а также о даровании нам ребёнка. Искренне верим и на Господа нашего уповаем, Господи, помилуй нас грешных. Аминь. Татиана 2012/08/19, 10:12:38 Здравствуйте. Дорогие бртья Афонские! Прошу Ваших молитв за р. Б. Николая, Александры, Игоря, Татианы, Марии, Екатерины.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=388

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010