Иннокентий благословил и говорит: « У тебя грудь хорошая, голос свежий, приятный; не кури и не пей и он долго тебе послужит и будет служить знаком свежести и чистоты души. (Странник 1888 г. Апрель, стр. 708). 8 Верность или правильность церковно-славянского чтения требует, что бы слова произносились так, как они напечатаны: вода должно читать вода, а не вада; его – его, а не ево; богатого – богатого, а не богатова; все – все, а не всё; мое – мое, а не моё и т. д. 11 Благоговение и умилительность церковного чтения зависят не только от разумения, но и от проникновения читающего тем, что он читает, от его глубокого, искреннего, религиозного чувства и частию от способности его к разнообразной и выразительной интонации. В этом отношении полезно вспомнить слова просвящ. Иннокентия, архиепископа Херсонского, сказанные тому же новопоставленному диакону, о которых мы уже говорили раньше. «Я не мог не заметить, сказал ему архипастырь, что ты приготовился к чтению. И впредь положи себе за непременное правило: как бы твердо не знал «положенного» Евангелия, но прочитай его и раз, и два, а мало тебе знакомое – и того более, пока божественные слова не проникнут во всю глубину твоего сердца, до мозгов костей твоих. А чтобы читать тебе с должным благоговением и в назидание к предстоящим, во спасение душ их, помни и помни твердо, что ты читаешь пред Богом, и устами твоим грешными говорит Сам Бог . Прошу тебя именем Бога: запечатлей в своей памяти последние слова мои: благовестник Святого Евангелия в храме читает пред Богом и устами Самого Бога». О, да пронесутся, замечает Полимсестов, эти глубокосодержательные слова богомудрого иерарха от конца до конца широкого православного русского царства! (Странник 1888 г. Апр.) Что же касается способности голоса к разнообразной и выразительной интонации, то она зависит от упражнения в церковном чтении. 12 Пособие к изучению Уст. Богослужения православной церкви священ. Никольского. Изд. – 3, С-Пбрг., 1884 г. стр. 192. 15 Полутоном называется такой перелив голоса от которого не замечается резкого повышения или понижения голоса: наша обыкновенная речь в спокойном состоянии вращается в полутонном колебании голоса. Читать далее Источник: Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения, а частию на основании письменных памятников древне-церковного чтения, преподавателем церковного пения в Подольской духовной семинарии, псаломщиком Евфимием Богдановым, при содействии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Илии Лебедева. - Москва : Синод. тип., 1891. - 42 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако так думать было бы неосновательно. Полемика его не выше по достоинству полемики алогов и вызывалась догматическими основаниями в связи с полемическим задором. Евсевий не нашел, очевидно, ее достойной внимания историка. В самой римской церкви она, конечно, не имела ни малейшего успеха. Викторин Петавийский Конец третьего века дал первого в латинской церкви толкователя Апокалипсиса – Викторина Петавийского в Паннонии († 303 г.). Сирийская национальная церковь в Едессе Весьма оригинальным является Новый Завет сирийской церкви в Едессе. Сведения о нем мы получаем из сирийской легенды, которую издал Phillips под заглавием The Doctrine of Addai, 1876. Этот литературный памятник, по мнению Zahn’a, появился ок. 250–300 г. Фиксированный в нем канон священных книг Нового Завета не имеет ни Апокалипсиса, ни соборных посланий 84 . Вообще мы не имеем никаких следов существования Апокалипсиса в древне-сирийской церкви и имеем право предположить, что его и совсем не было в древне-сирийском переводе. Объяснить этот факт мы затрудняемся. Он делается более или менее понятным лишь в том случае, если согласиться с Нагпаск’ом, что канон сирийской легенды появился в Едессе лишь в III веке 85 , хотя в данном объяснении остается темный пункт в факте отсутствия в этом каноне всех семи соборных посланий. Кроме того, еще указанное объяснение Нагпаск’а предполагает не вполне обоснованный, но весьма радикальный тезис, что первоначальный канон древне-сирийской церкви состоял только из одного Диатессарона 86 . Можно ограничиться здесь указанием на тот несомненный факт, что Новый Завет церкви Едесской действительно отличался оригинальностью и неустойчивостью даже в то время, когда в греческой и латинской церквах он был более или менее определенно фиксирован. Объясняется это, вероятно, слабостью греческого влияния на эту окраинную церковь . Африканские церкви. Тертуллиан и Киприан Африканские церкви. Тертуллиан (род. ок. 160 г. – перешел в монтанизм – 213 г.) и Киприан († 14 сент. 258 г.). В Африке большое значение имели две церкви: Карфагенская и Александрийская.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

– власти " терпели " действующий храм, когда под предлогом загрязнения прихожанами расположенного рядом водозабора наконец-то решились потребовать прекращения в нём службы. Однако ещё некоторое время продолжалась борьба верующих за свою церковь и в ней проходили богослужения. Официальное же закрытие Древне-Успенского храма состоялось " по акту санинспекции в 1938 г. во избежание загрязнения источников водоснабжения " . С этого момента началось неизбежное разрушение здания. Вначале был уничтожен иконостас. Так, в конце 1930-х гг. самый древний и благодатный храм города оказался на грани уничтожения. Летом 1944 г. Липецк и его окрестности с целью обследования памятников, числившихся на государственной охране, посетила экспедиция 16 Московского архитектурного института в составе архитекторов Н.П. Кукина, С.В. Васильева и Г.Л. Яковлевой. Их глазам предстала церковь, " …почти целиком закрытая разросшимися вокруг неё тополями. Кладка стен сохранилась, но есть трещины, очевидно, совсем недавно разворочали пол и часть стены снизу, вероятно в поисках чего-то, рядом стоит сундук, а в развороченной части стены – ниша, где стоял сундук, по видимому, замурованный. Металлические связи и решётки окон сохранились. Железная кровля сохранилась только на главе, на остальной части церкви не сохранилось ни покрытия, ни перекрытий. Каменная лестница, ведущая к церкви и от неё, разрушена. Иконостаса, росписей нет. Охранная доска установлена " . Во время Великой Отечественной войны в закрытом храме, по некоторым сведениям, размещался морг, а затем здание приспособили под склад водоканала. К концу 1950-х гг. глазам горожан представал заброшенный, лишённый кровли и полуразрушенный храм. Не спасло его даже то, что 31 марта 1949 г. Липецкий горсовет подтвердил статус памятника для Древне-Успенской церкви. Лишь стараниями первого исследователя памятников истории и культуры Липецкой области архитектора Георгия Ивановича Гунькина (30.06.1911–29.12.1993) постановлением Совета министров РСФСР 1327 от 30.08.1960 Древне-Успенский храм был поставлен под охрану как памятник федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00984

2006.01 марта. URL: (дата обращения 05.01.2015). 14. Соколов И.И. Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX-XV вв. Спб. 2005. 15. Соловьев В.С. Духовные основы жизни//Социальное значение религиозной личности. Вышний Волочек. 1903. 16. Федотов Г.П. Социальное значение христианства. Париж. 1933. 17. Хомяков А.С. Всемирная задача России. М.: Институт русской цивилизации. 2008. Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [Электронный ресурс]// Православие.Ru/  Интернет-журнал. 2008. 26 июня. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/27002.htm (дата обращения 5.01.2015) Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинского-Истрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. Т. 2. С.128. Печалование духовенства за опальных в первенствующей Церкви Греко-Российской вообще и в древне-русской по преимуществу//М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876. С.61. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинского-Истрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. Т.2. С.227. Печалование духовенства за опальных в первенствующей Церкви Греко-Российской вообще и в древне-русской по преимуществу//М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876. С.60. Барсов Т.В. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. Спб. 1878. С.279-280. Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати//Памятники литературы Древней Руси. XI век. М. 2003. С.51. Соловьев В.С. Духовные основы жизни//Социальное значение религиозной личности. Вышний Волочек. 1903. С.125. Печалование духовенства за опальных в первенствующей Церкви Греко-Российской вообще и в древне-русской по преимуществу//М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876. С.52.

http://bogoslov.ru/article/4484093

102 Учение 12 апостолов, гл.8 (рус. пер. К. Попова , Киев, 1885). 103 1 Тим. 2:1; ср. Фил. 4:6. 104 Lange, I . Theologisch – homiletisches Bibelverk. Die Pastoralbriefe. v. con Oosterzee , Biel. u Leipz. 1874. S. 29. 105 Еф. 5:19 и Кол. 3:16. 106 Иак. 5:19. 107 Goltz E . Das Gebet in der ältesten Christentheit, Leipz. 1901, S. 183. 108 Ср. 1 Кор. 14:26: «егда сходитеся, кийждо вас псалом имать». 109 В древне-славянских апостолах: «в песнях и в хвалах и в гласех (или: славах) духовных». 110 Migne, Patr., s. gr. 62, col. 363. Богдашевский Д . Послание св. ап. Павла к Ефесянам, Киев 1904, стр. 621—622. 111 Goltz, D. Gebet 184. 112 Еф. 2:20. 113 1 Сол. 5:27. 114 Кол. 3:16. 115 Лк. 1:1. Смирнов , Богосл. апост. времени. Труды Киев Дух. Ак. 1873, II, стр. 96. 116 Иак. 3. 117 Евр. 13:7. 17; 1 и 2 Тим. и Тит. многие места. 118 Иак. 2:2—5. 119 Об Александрийский синагоге, построенной Осиею IV, Талмуд говорит: «там стояла 71 кафедра соответственно 71 старцы (синедриона) и стоили они 25 мириад. Молящиеся не сидели смешанно, но золотых дел мастера отдельно, серебрянных дел мастера отдельно, кузнецы отдельно, ткачи отдельно». Талмуд. Succa IV, I. 120 1 Кор. 14:16. Обе цитаты и у Дмитриевского А . Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам (По поводу кн. А. Никитина под загл. Синагоги иудейские) Казань 1893. Авторитетнейший литургист в этой брошюре решительно отрицает, вопреки А. Никитину, какую-либо архитектурную зависимость христианского храма от синагоги, но допускает широкое влияние синагогального богослужения на наше: стр. 42 и д. 121 1 Кор. 16:13; 14, 35. 122 Фивейский М. свящ . Духовные дарования в первоначальной церкви. М. 1907, стр. 21—23. 123 1 Кор. 11:20. 124 Иуд. 12. 125 В параллельном месте 2 Петр. 2:13 вместо γαπαις стоит παταις (слав. «питающеся лестьми своими, ядуще с вами»); но ряд кадексов и так имеет γαπαις (Ватик. Вульг. перев. ефиоп. Пешито и др.). Batifoll (Agape в Etudes d’histoire et de théologie positive, Paris 1902), отрицающий существование агап, читает и в Иуд. 12 παταις (по нек. кодексам). Действительно, это единственное место в Н.З. и во всей тогдашней литературе, где слово γαπη имеет такой технический смысл. Везде в В.З., у LXX, в Н.З., у самого ап. Иуды (1 и 21 ст.) и у Филона (только один раз γαπη ) γαπη означает только любовь. Соколов П . Агапы или вечери любви в древне-христианском мире, Серг. пос. 1906, стр. 73—75.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Поэтому-то во все моменты исторического существования Церкви, в особенности, когда течение жизни почему-либо выбивается из своей обычной колеи, и вопросы существенной жизненной важности настойчиво требуют своего разрешения, мы видим неизменное обращение к прошлой, преимущественно первоначальной истории Церкви с целью постигнуть дух Древне-церковной жизни, неизменно сохраняющийся в Ней от Божественного Основателя и Апостолов, для правильной оценки наличной Церковной действительности и определения нормального, согласного с духом и задачами истинной Церкви строя Церковной жизни при современных условиях. Здесь обнаруживается то стремление «пристать к древности», необходимость которого отметил еще Викентий Лиринский (Commonitorium, 3). Где же искать указаний на этот дух Древней Церкви? Где найти ясное и непосредственное отражение Ее жизни во всех ее проявлениях с освещением внутреннейших основ ее? Зеркалом жизни того или другого народа в различные периоды его существования, совершенно справедливо, признается его литература. Поэтому и в отношении Древне-церковной жизни в ее разнообразных проявлениях наиболее полного и непосредственно осязательного отражения ее необходимо искать в дошедших до нас памятниках письменности, в творениях Древне-Церковных писателей, особенно тех, которых Сама Церковь признает преимущественными свидетелями и выразителями Своего учения, называя «отцами Церкви». Они были первыми преемниками Апостолов, продолжателями их дела, подражателями их ревности, строителями Вселенской Церкви в первые века Ее исторической жизни. Истина, из-за которой они боролись и страдали, не была для них простой абстракцией: она была для них светом, просвещающим их разум, жизнью, из которой они черпали необычайную энергию в служении Церкви. Они любили эту животворную истину, питали ею свои души, стремились передать ее своим братьям по вере и чуждых ее привести к ней. По требованию обстоятельств своего времени они раскрыли, и осветили почти все существенные вопросы Церковного учения и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Наконец, религиозная мысль в соединении с повышенным религиозным чувством влекла некоторых писателей, обладающих поэтическим даром, к выражению их в стихотворной форме и в гимнах, вошедших в Церковное употребление. Эта богатая и разнообразная Древне-Церковная литература представляет обширное поле для исследования, и вследствие единства почвы, из которой она выросла, и единства проникающего ее Церковного духа обработка ее должна получить совершенно самостоятельное значение в особой научной дисциплине. Значение изучения древне-церковной литературы Необходимость специального научного изучения Древне-церковной литературы имеет свое глубочайшее основание в Православном понимании Церкви, способов сохранения и распространения Христианского вероучения и нравоучения, раскрытия и уяснения внутренней Церковной жизни. Церковь при самом основании приняла Слово Божие во всей необходимой для спасения всего человечества полноте; новых откровений Она не получает, и задача Ее – не изобретать новые учения, а хранить и из рода в род передавать неизменным Христово Откровение, постепенно раскрывать его неисчерпаемое содержание, проводить в сознание и жизнь людей, усвояя каждому совершенное Христом спасение в той форме, какая соответствует личному характеру и развитию каждого! Верность основным началам своего исторического существования, положенному в Ее основу учению, соблюдение существенных форм установленного строя – для Нее безусловно обязательны, так как в противном случае Она перестала бы быть Церковью Христовою и оказалась бы чисто человеческим учреждением. Конечно, это не значит, будто Церковь должна представлять окаменелость, с буквальною точностью воспроизводя во все времена и при всяких условиях все подробности строя Церковной жизни какого-нибудь определенного периода древности: Она обязана принимать во внимание постоянно изменяющиеся формы и условия жизни человечества и отдельных народов, но всегда оставаясь верною существенному содержанию Своего Божественного учения и основным началам Своего строя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

4 «Заметки о древне-русском иконописании: св. Алимпий и Андрей Рублёв» (Спб. 1901. 4°). Ранее этого много данных собрал в своём «словаре» Н.П. Собко. Осенью 1906 года появился новый труд А.И. Успенского: «Древне-русская живопись», в котором имеется глава о Рублёве. 6 М.И. и В.И. Успенские, 1. с., стр. 75. Чтен. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., 1865 г., т. II, прил., стр. 40. 9 В.П. Гурьянов: «Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой Лавры и их реставрация» (Москва. 1906. 4°), см. стр. 6. 10 См. В.Н. Щепкин: «Эпоха новооткрытой Троицкой фрески» (М. 1902. 4°). Фреска по времени написания отнесена к XVII столетию. 18 В примечании автор говорит о том, что, по его мнению, слова «письмо Рублёва», «письмо Петра митрополита» значат – «списаны с иконы Рублёва» или «с иконы Петра митрополита». Замечание глубокомысленное и, как кажется, совершенно верное. До нас дошла прорись иконы Петровской Божьей Матери – «письмо Петра митрополита», которую 5 декабря 1614 года иконник Назарей Истомин сын променял Никите Григорьевичу Строганову. Прорись даёт точные и несомненные указания, что икона была отнюдь не XIV столетия, а тонких, так называемых, «строгановских» писем. 19 «С меньшею основательностью», заключает Д.А. Ровинский свои замечания, «приписывают Рублёву образа: Спас, на Рогожском кладбище (поясной), Казанская Божья Матерь, у Г.Т. Молошникова, Спас-Эммануил – у К.Т. Солдатенкова, отличного письма; Донская Божья Матерь у Е. Афанасьева; Донская же – у Рахмановых; Владимирская Божия Матерь – у Глотова; София Премудрость – у С. Кузмина. Во всех этих иконах лица темно-жёлтого цвета с зеленоватыми тенями. Многие любители, по моему мнению, весьма основательно относят их к московским старым письмам». 20 Образцы Ушаковских писем не приводятся, как составляющие переход к фрязи. Превосходны примеры работы Ушакова, данные А.И.Успенским в его «Древне-русская живопись» (М.1906. 4º.), с местных икон церкви св. Григория Неокесарийского в Москве (Божья Матерь и Спас Вседержитель). Очень интересен тип Спаса Вседержителя на Деисусе собрания графа Уварова (см. «Каталог», М. 1906)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

5 . Св. Лев Великий : «Кроме важности обычая, который, как знаем, дошел до нас через апостольское предание, и Св. Писание открывает, что когда, по повелению Св. Духа, апостолы посылали Павла и Варнаву проповедовать Евангелие язычникам, тогда «постившеся и помолившеся, возложиша руки на ня» ( Деян. 13:3 ), да научимся, с каким благоговением должны стараться и дающие и приемлющие, чтобы таинство толикого благословения не совершалось небрежно» 286 („Epist. ad Diosc.» LXXX, с. 1).   286 Примеч. Древне-христианский взляд на сложение духовного сана священнослужителями. Вопрос о сложении духовного сана священнослужителями по собственной их воле в настоящее время есть один из самых животрепещущих и с тем вместе серьезных вопросов, касающихся русского православного духовенства. Таким своим значением данный вопрос обязан известному, ныне действующему у нас, законоположению 1839 года, в силу которого оставление священнослужительского сана по собственному желанию неизбежно должно соединяться с известного рода лишениями для лиц, решающихся на переход из звания священнослужителей в звание мирян, светских членов общества. В виду такого современного интереса данного вопроса, полагаем, для многих не безынтересно будет проследить этот вопрос исторически по тем памятникам, которые предлагает древне-вселенское и наше отечественное, как церковное, так и гражданское законодательство. Итак, что же находим прежде всего в узаконениях древне-вселенской церкви по данному предмету? Для решения этого вопроса приходится обратиться прямо к половине 5-го века (451 г.), к канонам четвертого вселенского собора – Халкидонского, потому что правила церкви ранее этого времена не касаются предмета вашего исследования. Такое обстоятельство, как совершенное отсутствие за указанное время церковно-юридических постановлений известного рода, может быть объясняемо, более чем предположительно тем, что в первые века христианства, если и были случаи совершенного оставления священнослужителями своего сана, то они были не более, как весьма редкими исключениями, потому что тогда – в древности, по замечанию одного из авторитетных исследователей – писателей о церковных древностях, все лица, принадлежащие к иерархии, обязывались на всегдашнее служение церкви ( Bingh.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После обычного приветствия, радости и готовности отвечать на вопросы Неофита, а не разглагольствовать, в «Предисловии» излагаются общие причины отделения старообрядцев от единения и общения с всероссийской церковью. В массе многословия и повторения одного в того же в «Предисловии» можно различить три главные причины отделения старообрядцев. Это: 1) допущенное исправление старопечатных книг и происшедшие отсюда новшества, изменившие порядок, состав и даже содержание древнерусского богослужения и веры, 2) преследование тех, его отказался от принятия вновь исправленных при патриархе Никоне книг вместо старых и 3) положенные на старообрядцев и на самые обряды осуждения и клятвы на Соборах 1660–1667 годов. «От Никона патриарха и прочих по нём пременишася, приложишася и отложишася древле церковная многая содержания: еже о крестном персты знаменовании, еже о печатовании креста на просфорах, еже о аллилуйя, еже во многих чинах и славословиях и тайнодействиях церковных, еже старопечатные книги отложишася, еже с жестокими клятвами нововводства укрепишася, еже с гонением и мучительством на древне-церковное содержание тая проповедашася» 81 . После изложения причин отделения от церкви следует изложение вероисповедания поморского общества. «Не новины какие затеяхом, не догматы своесмышленные нововнесохом, не за своевольная предания утвержаемся: но готовая древне-православной церкви предания содержим, по готовым священным книгам службу Богу приносим, еже есть, в готовой древле православной церкви пребываем, по божественному Златоусту: церковь есть не стены и покров но вера и житие; не стены церковные, но законы церковные» 82 . «И аще от апостольских времён в нужные случаи во святой Божьей церкви, кроме видимых церквей и священников, такоже и в пустынях пребывающе тако благоугождаху Богу, убо и мы в нужных сих случаях, древне-православные церковные предания соблюдающе, спасение можем получить и святой Божьей церкви не отлучены быть»… Об отношении поморцев к православию в «Предисловии» говорится следующее: «Православно-кафолическую веру исповедуем и все евангельские и апостольские заповедания всеверно приемлем, святоотеческие наказания благоговейно почитаем; святых соборов предания и поучения всепокорно лобызаем; вся таинства церковные, содеваемые по преданию святых апостол и святых отец, всеверно исповедуем и всеговейно приемлем и почитаем; и аще чего за нужными случаями не можем получити, обаче всеверно веруем и желаем и исповедуем и в тех случаях тако пребываем, якоже древле святые во времена нужные пребываху».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010