Однако, с этой стороны оно может быть оправдываемо и защищаемо на том основании, что с точки зрения той задачи, какую ставит себе Патрологическая наука, на все памятники Древне-церковной письменности имеют одинаковое значение, и что последнее определяется доказанным и очевидным влиянием тех или других произведений Древне-церковной письменности на современную и последующую жизнь Церкви, а также, в связи с этим признанием имеют, если не исключительно, то во всяком случае преимущественно – ο γκριτοι τη ς κκλησας πατρες они именно в Патрологической науке и составляют главный и существенный предмет изучения. Критическое исследование произведений древне-церковной литературы а) Необходимость такого исследования . Произведения Древне-церковной литературы должны подлежать исследованию в Патрологии с именем тех авторов, которыми они действительно написаны, и по возможности в том виде, в каком они вышли из их рук; только подлинные произведения и не поврежденные тексты могут дать искомую истину, а потому должна получить подобающее место и значение патрологическая критика, которая в основных положениях совпадает с историко-литературной критикой вообще. Настоятельная необходимость применения критического исследования к произведениям Древне-церковной литературы обусловливается следующими соображениями. Памятники Древне-церковной литературы имеют более, чем тысячелетнюю историю. В течении этого времени они прошли чрез тысячи рук и испытали многоразличную судьбу, что сопровождалось неизбежными в таких случаях изменениями. Но есть несомненные факты и намеренных искажений, и подлогов. Уже под именем Апостолов выпускались в обращение неподлинные произведения, почему Апостол Павел вынужден был собственноручно писать заключительное приветствие, как знак подлинности Послания ( 2Фес. 2:2; 3:17, 18 ), а Иоанн Богослов заканчивает Апокалипсис грозным предостережением всякому, кто прибавил бы или убавил бы слова его пророчества (22:18, 19). Так случалось и с некоторыми отцами Церкви. Подлинные произведения оказывались искаженными извращением отдельных слов и выражений, произвольными прибавками и пропусками, опубликовывались иногда под именем известных Церковных писателей произведения, принадлежащие перу других авторов, составлялись новые произведения по давно известным, изготовлялся оригинальный якобы текст по существующему древнему переводу и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Липецк. Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Древне-Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая древняя постройка на территории города. Расположена она на бывшей слободе “Монастырка”, получившей название по монастырю “Паройская пустынь”, основанному в начале XVII века. Древне-Успенская церковь по своей архитектуре весьма необычна. Храм бесстолпный и бесколокольный, построен в стиле русского барокко, стоит над святым источником, где, по древнему поверию, явилась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Древне-Успенским храм стал называться после сооружения в 1839 году на западной окраине Липецка кладбищенского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Во времена Советской власти в Липецке, драгоценная утварь храма была изъята. В 1996 году здание церкви было отдано верующим. В 2003 году Древне-Успенскую церковь преобразовали в Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь. С февраля 2008 года монастырь находится под опекой мэрии Липецка. Древне-Успенская бесприходная, бывшая Паройская пустынь, находится в слободе Монастырке. Местное наименование церкви от бывшего в этом месте монастыря – «Монастырская церковь» или просто «Монастырка». Церковь каменная, настоящая – холодная, придельная – теплая. Императорским Российским Археологическим Обществом отнесена к числу памятников первой половины XVII века. Престолов два: в настоящей - Успения Божией Матери и в приделе – св. Николая чудотворца. Самостоятельный причт при церкви открыт в 1875 г. Имеются: местно-чтимая за чудотворную икона Божией Матери «Живоносный Источник», Евангелие издания 1694 г., крест старинный, кипарисовый, с мощами преподобной Евфросинии, октоих в двух книгах 1699 г. и месячные минеи 1705 г. На юго-востоке от церкви, под горой, деревянная часовня, построенная вновь в 1878 году над источником, при котором, по преданию, чудесно явилась икона Божией Матери «Живоносный Источник».

http://sobory.ru/article/?object=00984

Митрополит Евгений (Болховитинов) в 1800 г. писал о Древне-Успенской церкви бывшего монастыря следующее: " Осталась только каменная церковь с храмом Живоносного источника и святого Николая. Ныне оная уже зделана приходскою церковью близ живущих к ней поселян " . Подробнее рассказывает о монастыре один из отдыхавших на Липецких водах в первый курортный сезон 1803 г.: " Ходили мы прогуливаться к монастырю… Сей монастырь построен почти на берегу пруда во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и сказывают, что был мужеский и отсюда переведён в Тамбов, а церковь сделана приходскою. Она каменная; колокольня при ней деревянная, да ещё часовня, а другова строенья уже нет более никакого. В середине колокольни колодезь обделан деревом и довольно глубок, с двух сторон в иструбе по окошку с задвижками для удобнейшаго доставания воды, текущей из него ручьём. Внизу колокольни много родников, которые соединяясь вместе составляют небольшое озерцо нарочитой глубины и величины. Вода его так чиста, что все камешки на дне видны. Вкусом она отменно хороша Любопытство побудило нас взойти на колокольню по крутыми ветхим её лестницам с немалою опасностию, за что награждены мы были приятным зрением на окрестности Видны большой заводской пруд, простирающийся до самой колокольни, оба завода Влево, увидя в каменной скале пещеру побуждаемы любопытством, кое как вскарабкались на скалу кто-то начал высекать в камне пещеру, но работа его оставлена неоконченною. Отсюда пошли мы по тропинке на крутую гору, покрытую густым лесом”. В записках князя Н.М. Кугушева 1804 г. и некоторых документах более позднего времени также говорится о храме как о приходском. А на плане Липецка 1811 г. Древне Успенская церковь обозначена уже как не имеющая своего прихода, так как была " отдана в приход слободе Студёнке " . Сама церковь сперва предназначалась к сносу, " ибо стоя на пустыре всякую осень её окрадывают и уберечь невозможно " . Затем было решено перенести храм на другое место. Но намерение это по каким-то причинам так и осталось невыполненным. Некоторое время в 1820-х гг., во время закрытия Христорождественской церкви села Студёнок, связанного с переносом её на вновь отведённое кладбище, Древне Успенская церковь являлась приходским храмом этого села. В 1843 г. благочинный г. Липецка, настоятель Христорождественского собора протоиерей Андрей Иванович Калугин поднимал перед духовным правлением вопрос о том, что Древне Успенская церковь, стоящая на городской земле, не должна принадлежать Христорождественской церкви с. Студёнок. Но тогда вопрос о храме так и не был решен. До 17 ноября 1869 г. церковь упоминается в документах как приписная к Христорождественской церкви пригородного села Студёнки. С этого момента и по 1875 г. Древне Успенская церковь была приписана к городской соборной церкви Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00984

В итоге представители советской власти насчитали 43 предмета, которые потом были отняты у храма. Конфискация ценностей Древне-Успенского храма была проведена 29 марта 1922 г. Были изъяты серебряная и золотая утварь весом 10 фунтов 50 золотников 45 долей, украшения с икон из драгоценных камней, в том числе 31 бриллиант, 39 алмазов, 144 жем чужины. Отнятые “сокровища”, пожертвованные несколькими поколениями липчан на украшение храма, были оценены в 3 400 000 рублей. Святотатцы не остановились даже перед ограблением особо почитаемой верующими чудотворной иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Проявив рвение, они вытащили из её венца даже древние, потрескавшиеся от времени 20 жемчужин, которые прихожане просили возвратить, как не представляющие материальной ценности. 24 марта 1922 г. верующие письменно обращались по этому поводу в комиссию по изъятию церковных ценностей: " При изъятии ценностей из Древне-Успенской монастырской церкви сего марта 19 дня мы, как представители верующих, заявили, что желаем заменить некоторые изъятые священные предметы " , в том числе крест весом 80 золотников " возвратить нам 20 жемчужин на чудотворной иконе Божией Матери " Живоносный источник " . Конечно же, просьба верующих осталась без ответа. В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения Успенская церковь как одна из древнейших построек губернии была включена в список памятников, подлежащих государственной охране. Всё это время в храме продолжались службы. Вместе с настоятелем о. Стефаном Востоковым служили другие священники Липецка и округи, уже лишившиеся своего прихода по причине закрытия и уничтожения храмов. В конце 1920-х–начале 1930-х г., особенно после закрытия кафедрального Христорождественского собора, в Древне-Успенской церкви часто служил и первый епископ Липецкий Уар (Шмарин). В декабре 1931 г. местные власти собирались закрыть и Древне-Успенскую церковь, решив приспособить здание под водонапорную башню. К счастью тогда этого не произошло. Еще несколько лет – до осени 1936 г.

http://sobory.ru/article/?object=00984

Англосаксы были язычники, и распространение христианства в Великобритании на некоторое время было ими задержано, бриттов христиан они сильно притесняли. Только спустя более чем столетие англосаксы стали принимать христианство. В конце 6 в. король Кента , одного из англо-саксонских королевств, Этельберт , женился на христианской принцессе из франкского дома, Берте . Папа Григорий Великий (Двоеслов) воспользовался этим обстоятельством и отправил в Британию целую миссию под начальством аббата Августина . При содействии Берты миссионерам удалось обратить самого Этельберта, а за ним стали обращаться и его подданные. После этого Августин отправился во Франкское королевство, где его рукоположение во епископа и, после возвращении в Британию, основал свою кафедру в Кенте. Из Кента христианство проникло и в другие англо-саксонские королевства, в которых также были учреждены епископские кафедры. До обращения англосаксов среди древних обитателей Великобритании распространялось христианство с обрядами и учреждениями восточных церквей; с обращением же их проникло сюда христианство с обрядами и учреждениями Римской церкви. Таким образом, в Великобритании образовалось две церкви – древне-британская и ново-английская , долгое время не имевшие общения одна с другой. Представители ново-английской церкви, начиная с Августина (ум. в 605 г.), стремились всеми мерами, даже насильственными, подчинить древне-британскую церковь Римскому престолу; но последняя, получившая свое начало непосредственно или посредственно с востока, не хотела считать Римскую церковь своей митрополией и поставить себя в зависимость от нее. Обрядовые разности, например, во времена празднования Пасхи, а также национальная ненависть бриттов к пришельцам-завоевателям, англо-саксам, еще более отделяли древне-британскую церковь от ново-английской. Соборные совещания англо-саксонских епископов с древне-британскими, вследствие притязательности первых, не приводили к согласию. Только к концу 7 столетия между обеими церквами установились более мирные отношения, но окончательное объединение их последовало вместе с объединением древних обитателей Великобритании с англосаксами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Е. Богданов Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения Источник На основании обычного древне-церковного чтения, а частью на основании письменных памятников древне-церковного чтения Преподавателем церковного пения в Подольской Духовной Семинарии псаломщиком Евфимием Богдановым. При содействии и участии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Ильи Лебедева Содержание От составителей 1. О Церковном чтении 2. Виды церковного чтения 3. Чтение молитв и псалмов 4. Чтение стихир и тропарей и кондаков 5. Чтение разного рода канонов 6. Чтение Наречий 7. Чтение Апостола 8. Произношение прокименов перед чтением Апостола 9. Произношения наименования священных книг перед чтениями разного рода паремий 10. Чтение Евангелия диаконом 11. Правила для чтения двух апостолов, двух евангелий и трех паремий вместе с советами для чтецов названых чтений 12. Чтение Евангелия священником, вместе с пояснениями 13. Чтение священником, разного рода молитв 14. Чтение Великого канона Андрея Критского 15. Произношение диаконом и священником разного рода ектений с присоединением тех возгласов, которые произносятся во время Богослужения как диаконом так и священником вместе, с пояснениями к ним 16. Возгласы, произносимые только священником на литургии, всенощном бдении и вообще на торжественных Богослужениях, вместе с пояснениями к ним и историческими заметками 17. Произношение священником возгласов на часах, на вседневной вечери и вообще на Богослужениях менее торжественных 18. Чтение акафистов     От составителей Предлагаемое «Пособие к церковному чтению» составлено главным образом на основании церковного чтения, слышанного составителями в следующих епархиях и следующих годах: Новгородской, напр., в Софийском соборе в Новгороде, в первоклассном Юрьевом монастыре, Тихвинском монастыре и других церквах в 70-х годах; Петербургской – в Александро-Невской лавре. Троице-Сергиевой пустыни и других церквах–в 80-хъ годах; Владимирской – в Рождественском архиерейском монастыре и Успенском кафедральном соборе в г. Владимире и в других городах и благоустроенных церквах в 60-х. 70-х и 80-х годах; Киевской – преимущественно в Киево-Печерской лавре в 80-х годах: Волынской – преимущественно в Почаевской лавре в 85 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как же не выпали бы резец и кисть из рук художника... Однако полудуховный получувственный человек все-таки невольно ощущал потребность в чувственных формах для выражения сверхчувственных идей и стремился к таким формам, чтобы запечатлеть наглядно, в образах представить то, что евангелие представляло духовному взору в богодухновенном слове. Церковь не могла отвергнуть столь глубоко коренящейся в природе человека потребности и отклонить предложение искусства – в этой непритязательной форме послужить христианству. И вот, с конца второго века все больше и больше входят в употребление в христианской церкви различные изображения – сначала чисто символические, потом полусимволические и полуисторические и, наконец, исторические в строгом смысле, на которых развивалось и вырабатывалось древнехристианское искусство, и которые в целом своем объеме представляют богатый цикл образов для позднейшей иконографии. Научное изучение художественных представлений или образов древне-церковного изобразительного искусства, начиная с самых простых графических знаков до более или менее сложных художественных композиций, по сохранившимся литературным известиям и особенно памятникам, лучший ответ на вопрос: были ли в древней церкви в употреблении иконы или нет, и какой характер имело древне-церковное чествование икон. Научное изучение памятников древне-церковной иконографии, как и памятников древне-церковного искусства вообще, началось лишь в новое время, т.е. со времени реформации и в различные времена принимало различные направления. С начала реформации до половины XII века иконы вызывают критику со стороны протестантов и, вместе с тем, служат им оружием в полемике против папства (в Германии); с другой стороны, становятся предметом систематического изучения (в Нидерландах и Италии). Изучение Св. Писания, особенно критика греческого текста, которою началась реформаторская эпоха богословия, естественно привели к знакомству с древними рукописями и притом такими, которые украшены были миниатюрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Петр действительно составлял для иудеев религиозные стихотворения, то подлинное зерно их могло бы уцелеть и в древне-иудейских пийютимах, приписываемых синагогальным преданием Симеону Кефе. Сообщая эти пийютимы и древне-иудейское предание о творчестве Симеона Кефы в области богослужебной иудейской поэзии, мы имеем две более скромные цели: во-1-х, публицистическую – познакомить широкую читающую публику с давно уже известным в науке фактом, что за своим синагогальным богослужением современные иудеи молятся, по их же собственному древне-литургическому и синагогальному преданию, вдохновенными словами первоверховного христианского апостола Петра или Симеона Кефы. При единстве нравственно-религиозного веросознания (идея единобожия, нравственного возрождения или спасения, чаяние Утехи и Примирителя всех народов и пр.) между Новым Заветом и Ветхим, в его не омраченной раввинистическо-теологическою схоластикою чистоте, предание о синагогальных пийютимах Симеона Кифы, беспристрастно и должным образом сознанное как иудеями, так и христианами, может послужить одним из средств к расчищеннию прохода чрез разрушенное Христом средостение ограды ( Еф. 2:15 сл.) и к скорейшему и полнейшему осуществлению возвещенного великим «Евреем от евреев, по закону фарисеем» ( Деян. 23:6 ср. Флп. 3:5 ) Павлом, апостолом народов ( Рим. 11:13 ; Гал. 1:7 ), возрождения иудеев из ветхого, душевно-плотского и смертного человека в нового, духовно-блаженного и бессмертного, по образу Христа Богочеловека, когда «весь Израиль спасется» ( Рим. 11:2526 ). Во-2-х, специально-научную: для православной новозаветной исагогики в древнеиудейском предании об ап. Петре, как «главе певцов» и «великом мудреце», создавшем множество богослужебных стихотворений и составившем даже целый чин богослужения дня очищения, – дается новое и внецерковное удостоверение подлинности литературной, так сказать, личности апостола Петра. Таким образом христианских скептиков и отрицателей само древне-иудейское предание удостоверяет в том, что апостол Петр, как новозаветный писатель посланий, не есть миф или подлог, но подлинная действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Несомненно, в небольшой данной работе охвачены не все догматические темы древней церковной литературы Руси, и потому хочется завершить ее словами «Повести о некоей брани»: «Елико могох, толико и написах. Прочее же воздадим хвалу и благодарение Превечному Царю» (21, 159). И еще хочется добавить из Киево-Печерского Патерика: «Если кому покажется невозможным то, что я пишу, пусть почитают Жития святых отцев наших Антония и Феодосия, основателей русского монашества, и тогда уверуют. Если же и тогда не поверят – должно сбыться притче, сказанной Господом: «Вышел сеятель сеять семя свое, иное упало при пути, другое в терние» – иже заботами житейскими подавлены. О них пророк сказал: «Окаменело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат». И еще: «Господи, кто поверит слышанному от нас?» (13, 297). «Блажен человек во истине пребывая» («Слово св. отец» – 3, 85). Источники и литература 1 . Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Выпуск первый, содержащий поучения: Луки Жидяты, митроп. Илариона, Феодосия Печерского и Кирилла Туровского . Издание журнала «Странник», под редакцией проф. А.И. Пономарева. СПб., 1894. V+200 с. 2 . Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Выпуск второй: Славянорусский пролог. Часть первая. Сентябрь-декабрь. Издание журнала «Странник», под редакцией проф. А.И. Пономарева. СПб., 1896. LXVI+224 с. 3 . Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Выпуск третий: 1. Поучения о разных истинах веры, жизни и благочестия. 2. Слова на св. Четыредесятницу. 3. Поучения против язычества и народных суеверий. Издание журнала «Странник», под редакцией проф. А.И. Пономарева. СПб., 1897. XVIII+330 с. 4 . Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Выпуск четвертый. Славяно-русский пролог. Часть вторая. Январь – апрель. Издание под редакцией проф. А.И. Пономарева. СПб., 1898. VII+228 с. 5 . Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. Выпуск 1. М., «Худож. лит.», 1978. 413 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Особенное место в истории русской гомилетики на рубеже XIX-XX вв. занимает фигура ректора Санкт-Петербургской духовной академии, будущего первенствующего члена Святейшего Синода и правящего архипастыря столицы Российской империи – митрополита Антония (Вадковского) . Его недолгий период ректорства (1887–1892) оставил о владыке память, как о самом любимом ректоре за всю историю учебного заведения, а пять лет в конце XIX века уже многие современники считали золотым временем Петербургских духовных школ 76 . С точки зрения искусства проповеди это время ознаменовалось коренным переломом в подходе к задачам и практике гомилетики. На посту ректора столичной Академии владыка продолжил научные изыскания в том же направлении, которое он избрал в годы своей учебы и преподавания в Казанской духовной академии 77 . Его научные и публицистические статьи публиковали журналы «Православный собеседник», «Православное обозрение», «Странник», «Христианское чтение» и «Церковный вестник». Изданные статьи в 1892 г. были собраны в одну научную работу и опубликованы отдельной книгой «К истории христианской проповеди. Очерки и исследования» 78 . Труд владыки Антония носит более исторический характер и состоит из трех крупных разделов: «Из истории древней христианской проповеди», «Из истории древне-болгарской проповеди» и «Из истории древне-русской проповеди». Первый раздел включает в себя главы о проповеди апостолов и мужей апостольских. Завершает раздел рассмотрение проповеднических трудов Василия Великого . Второй раздел посвящен истории древне-болгарской проповеди, где автор детально рассмотрел фигуру болгарского епископа Константина и его «Учительное Евангелие», оценивая его роль в истории славяно-русского проповедничества. Третий раздел труда освещает историю древне-русской проповеди. Здесь подробно разобраны «Поучения Феодосия Печерского к народу русскому», история проповеди и проповедников в домонгольский период, поучения митрополита Киевского и всея Руси Фотия, а также гомилетика Иоаникия Галятовского в связи с характеристикой южнорусской схоластической проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010