«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Главные направления древне-церковной мистики «Главные направления древне-церковной мистики» Минина — общепризнанная богословская классика, безусловно одна из лучших работ по данной теме. Краткая, сжатая, но ёмкая работа. Автор прослеживает историю святоотеческой мистики от Климента Александрийского до Симеона Нового Богослова. Не вредя деталям и конкретике создает крайне убедительную и цельную картину тысячелетней истории церковной мистики. Опирается как и на первоисточники, так и на современную ему литературу (м. б. единственный недостаток этой книги — её возраст, патрология и смежные с ней дисциплины продвинулись далеко вперед по сравнению с нач. XX века). Главные направления древне–церковной мистики I. Xpucmuahckaя и внехристианская мистика Всякая религия, поскольку она цель человеческой жизни полагает в тесном общении с Божеством и это общение понимает, как глубоко–интимное переживание, содержит в себе мистический момент. Христианство не составляет исключения. Напротив, некоторые стороны его учения особенно благоприятствуют зарождению среди его последователей мистики. Его учение о душе, как образе Божием, о воплощении ради спасения человека Сына Божия, о сокровенном возрождении людей силою Духа Святого, его призыв человека к богосыновству и к единению с Богом, подобному единению Сына с Отцом (Иоан. 17, 21–23), его эсхатологический идеал (да будет Бог все во всем, — 1 Кор. 15, 28), все это образует ту почву, на которой весьма рано произросла и весьма скоро достигла пышного расцвета христианская мистика. Особенно видное место заняла мистика в жизни и учении древней греко–восточной церкви. Основная идея греко–восточного богословия — идея»обожения»( theosis), которая»была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которой вращались все вопросы догматики, этики, мистики [   ], — в большей части своего содержания, если не всецело, — опытно–мистического происхождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Как видим, цитаты г. Керенского, отрывочные и тенденциозные, не дают правильного представления о книге Востокова, а нам доставляют только лишние хлопоты – рассказывать читателям содержание книги, приводить длинные отрывки из неё и т. д. Эта история неизменно повторяется почти с каждой цитатой В. Керенского , как достаточно видели это раньше, на протяжении всего его ответа, – какая египетская работа вести полемику при таких условиях! Конечно, во всякой книге путём такой отрывочной цитации и цепляньем за неточные фразы, можно найти, что вам будет угодно. Неудивительно поэтому, что своё „средневековое воззрение“ В. Керенский находит также и в книге А. Муравьева „Слово кафолического православия Римскому католичеству“ (Москва 1853), совершенно однородной по воззрению и духу своему с „Записками“ А. Востокова, но ещё чище отражающей на себе идеи Филаретовского „Разговора“, а также „Правда Вселенской Церкви“. Совершенно достаточным способом установить взгляды Муравьева здесь г. Керенский считает ссылки также на выражения, где упоминается „отпадение западной церкви от вселенского единства“, и на „заглавие его сочинений: „Правда вселенской Церкви“... „Слово кафолического православия римскому католичеству“, потому что, добавляет В. Керенский , он (Муравьев) ведёт в них речь от лица древне-нераздельной и православно-восточной церкви“ (Отв. 453). Во всех отношениях удивительное добавление, —465— способное поставить в недоумение человеческий разум своим непостижимым смыслом! Если „речь ведётся от лица древне-нераздельной церкви“, то как это доказывает „исключительное вселенство“ современной восточно-православной церкви?! Ещё непостижимее это „и“ у г. Керенского, в силу которого речь ведётся одновременно и от древне-нераздельной церкви, в состав коей предполагается восточная церковь , и от этой последней в то же время! „Потому-то“, продолжает В. Керенский , „предисловие своей „Правды“ он (Муравьев) начинает словами“ и т. д. (Ibid.). Сдаётся мне, что мой оппонент, знакомящий нас с „Правдой“ Муравьева, далее заглавий и предисловия сам не пошёл, и потому удовольствовался в рассуждениях о книге ссылками на отдельные слова и выражения, неточность коих всегда возможна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Допуская брачную жизнь для духовных лиц, древне-христианская церковь однако же требовала, чтобы эти лица, начиная с диакона, вступали в брак или прежде зачисления в клир или, если и после, то во всяком случае на низших ступенях чтецов и певцов (26-е Ап. прав.). Правда, собор Анкирский 10-м правилом отступил было от этой практики, дозволив диаконам вступать в брачную жизнь и после рукоположения, однако же Юстиниан целым рядом правил (530 г., 535 г. и 545 г.) ослабил значение этого правила, восстановив в полной силе 26-е ап. правило и даже обезопасив значение его строгими правилами. В виду однако же того, что и после указанных распоряжений Юстиниана упомянутая практика была нарушаема, ее снова восстановил собор Трулльский (пр. 3 и 6-е) 557 . Останавливаясь на дисциплинарно-юридической стороне, существующей в американско – епископальной церкви, следует отметить ее малую разработанность. Указанная церковь , как мы уже видели, например, имеет лишь две формы наказаний для духовных лиц: 1) admonition – увещание и 2) suspension или degradation – низложение. В данном случае рассматриваемая нами церковь прежде всего противоречит практике, существовавшей в древне-вселенской церкви, каковая церковь, помимо двух высших наказаний для духовных лиц – извержения из сана (Ап. 25) и отлучения от церковного общения (Ап. 29–30; Неок. 1), – имела много других наказаний, менее тяжких, напр., лишение навсегда права священнослужения с оставлением имени и чести, запрещение священнослужения на время с оставлением права пользоваться материальными доходами с места, лишение права проповедовать, совершать поставление клириков, лишение права на производство в высшую степень священства и проч. И вместе с тем американско-епископальная церковь далее отличается в данной области и от церкви православно-восточной, в которой точно также существует очень подробная градация церковных наказаний для духовных лиц, имеющая для себя основание в дисциплинарно-юридической практике древне-нераздельной церкви. Таковы: 1) лишение священнослужителей сана (degradatio), соединяемое с исключением из духовного ведомства; 2) низложение (depositio) или лишение сана с оставлением в духовном ведомстве; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от места и с правом занять должность в другом месте; 4) перевод с одного места на другое и более мелкие наказания: 5) надзор, 6) денежное взыскание, 7) поклоны, 8) выговор, 9) внушение и проч. 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Общеизвестно, что в ту пору были закрыты большинство православных храмов по всей России. Интересно, что Древне-Успенский храм вовсе не был закрыт, как большинство храмов, обычным решением президиума горсовета и облисполкома. Богослужения в церкви продолжались вплоть до 1938 года, пока здание не было заперто по акту санитарной инспекции " во избежание загрязнений источников водоснабжения " . Неподалёку от храма в ту пору били родники (ключи) святого источника, а сегодня находится охранная зона водозабора. Конечно, абсурдность такого решения очевидна. Святость места, напротив, способствует поддержанию источника в чистоте. Скорее, будет загрязнён брошенный источник, оставленный без присмотра, нежели источник вблизи действующего храма. В 1940 году в Липецком горисполкоме составлена " Справка для Липецкого УНКВД от 26. 01. 40 г. за 27 " . В ней записано: " Всего в Липецке до революции было 10 церквей, из них: Древне-Успенская, решений президиума Горсовета и облисполкома о закрытии нет. Отправление религиозных обрядов прекращено, и церковь заперта по акту саниспекции в 1938 году. Церковь является памятником старины " . В 1938 году храм был опечатан и не использовался ни в каких целях. Для самой старой церкви Липецка настали самые трудные времена... Окрестности заполнялись дикими зарослями, ветшала и разрушалась кровля, дождевая и талая снеговая вода вымывала стены, замерзала зимой в трещинах, лёд и перепады температур ускоряли разрушение. Известно, что здания с протекающей кровлей разрушаются во много раз быстрее. Время от времени к зданию, имеющему статус памятника старины, соответствующие инстанции проявляли интерес. В 1957 году на предмет древности, памятник исследовали сотрудники Воронежского государственного университета. В отчёте сообщается: " ...на ул. Салтыкова-Щедрина сохранилась постройка Древне-Успенской церкви, бывшей " Поройской пустыни " , основная часть зданий которой, по определению специалистов, относится к постройкам XII-XIII веков, а надстройка - к XVI-XVII векам.

http://sobory.ru/article/?object=00984

Однако разбор со стороны трёх полемистов раскольнического заблуждения не помешал автору «Пом. Отв.» представить снова «Феодоритово Слово» в доказательство двуперстия. У Денисова это свидетельство приведено в таком виде: «Древний греческий учитель блаженный Феодорит , поучает и протолкует: сице благословите рукой окреститься, три персты вкупе имети, во исповедание святой единосущной Троицы; а двумя перстами образовати оба естества во Христе, Божество и человечество, еже о сем самого Феодорита богословное писание во многих древне-церковных старо-печатных и старо-письменных книгах, ясно засвидетельствует» 116 . Приведением этого свидетельства Денисов и ограничился, не вдаваясь ни в какие разъяснения. Помимо других соображений, отчасти одинаковых с прежними полемистами, доказывающих ложность и несообразность ссылки на Феодорита Кирского в вопросе о двуперстии, как вопросе не возбуждавшемся, и, следовательно, неизвестном в древне-христианской церкви, Феофилакт приводит, в опровержение Денисова, характер сочинений Феодорита, с которым (характером) не может иметь никакого соотношения означенное свидетельство ни по предмету, ни по способу исследования. «И так ли Феодорит пишет и глаголет (как написано «свидетельство Феодоритово» в форме голословного повеления)? – говорит автор «Обличения». – Посмотри в его книги, прочти хоть едино слово (!), увидеть, каково у него сочинение, каково витийство, каково богословие! Не обрящешь слова без утверждения, не указы он пишет, по крепкие доводы». Определением характера сочинений Феодорита Кирского Феофилакт обнаруживает знакомство с древне-отеческой литературой. – К новым соображениям, ослаблявшим свидетельство из «Слова Феодорита» в принадлежавшем лично Феофилакту, относится то, что последнему удалось отыскать в Патриаршей ризнице в Москве один рукописный сборник, в котором находился вложенный и средину книги отдельный листок, заключавший в себе указание св. Феодорита о том, как подобает креститься, т. е. известное «Слово Феодоритово». По мнению Феофилакта, этот листок написан «от некоего малоумного суеверца и в помянутую книжицу вложен, на прельщение другим нерассудным людям» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Так я и не добился от него толку; а в городе Вольске Клюшин Иван Васильевич считался в то время самым главным руководителем старообрядцев беглопоповской секты. Он был богач. В его доме попы наши находили себе приют и жили привольно. С ним ведались беглопоповские общества, разных мест и вели переписку. Словом это был у нас глава беглопоповщины!. И он-то сам ничего не знал и ничего не мог сказать мне на самые существенные вопросы о беглых попах! С большим огорчением рассказал я потом Якушеву обо всем этом, и он не мало торжествовал по сему случаю. – Нет, брат, переходи лучше к нам, начал говорить он; наша вера самая истинная, древне-отеческая. Тут Якушев дал мне почитать несколько книг, на писанных в беспоповщинском духе. Это были: «Поморские ответы», «Меч духовный», «Защита древнеправославного христианина в Поморье пред Никонианином и другими именуемыми старообрядцами»; и эти и другие от него полученные книги поразили меня бесчисленными хулами и ругательствами на Православную Церковь , – указанием бесчисленных ересей, которыми она будто бы заражена. Удалив меня еще больше от Церкви, эти книги дали мне в тоже время высокое понятие о Поморцах. Я стал думать, что их вера есть самая настоящая, православная, хотя перейти в неё я опасался. Что-то страшило и пугало меня... Впал я в тяжелое раздумье.... Решился наконец посоветоваться со своим ближайшим другом, Малининым. Он предложил мне попоститься трое суток и помолиться, а затем решить посредством жребия: какая вера православнее – беглопоповская или поморская? Совет его мне понравился. Взял я два жребия. На одном написал: «беглопоповская вера»; на другом: «поморская». Положил их к иконе Спасителя и начал поститься и молиться, полагая каждый день 2700 земных поклонов и усердно прося Господа указать мне истинную, древне-православную веру. На четвертый день, окончив свой пост, я с молитвой развернул один из билетов. Достался билет с надписью: «поморская вера». Я принял это за указание Божие и решился ему последовать; стал к тому же уговаривать свою семью: мать и жену... Эго стоило мне великого труда ... Ибо и жена и особенно мать никак не желали расстаться с беглопоповством. Однако же я успел, наконец добиться своего: и они дали согласие перейти в беспоповство. После этого мы немедленно отправились к Якушеву в сад и стали просить его, чтобы принял нас в свою древне-православную веру и просветил святым крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Тот и другой обряд служат символом верности обрученной своему мужу и постриженного своему обету. Лишившись волос–лучшего своего украшения, женщина становится как бы обезчещенною в глазах света, теряет одно из преимуществ своего пола и тем побуждается крепче и сильнее прилепляться к своему небесному Жениху. С течением времени это древнее церковное правило стало приходить в забвение, особенно между женщинами северных стран Европы, но на юге и на востоке, где еще не совсем исчезли древне-классические предания, оно поддерживается по-прежнему. Вообще же от древне-церковной практики осталась в настоящее время лишь одна черта: женщины являются в церковь с покрытою головою, между тем как для мужчин считается обязательным обнажать голову при входе в церковь. В настоящее время на западе, за исключением квакеров, присутствующих на своих собраниях в шляпах, все суицествующие христианские сектанты стоят в церкви с открытою головою, и только больные и очень старые люди, из боязни простудить голову, употребляют для прикрытия небольшие шапочки и повязки. В настоящее время стали выходить из употребления шапочки, прежде составлявшие одну из принадлежностей пасторского орната в католической церкви. Если и теперь встречается немало духовных, которые с самою скрупулезною точностию снимают ее с головы, произнося ангельское славословие, Отче наш, имя Христа и Богородицы, так что вся жестикуляция в проповеди ограничиваются надеванием и сниманием шапочки, за то другие, из опасения забыть об этом правиле в минуту проповеднического одушевления, проповедуют с открытою головой. Диаметрально-противоположное объяснение рассматриваемому нами обычаю древне-христианской практики предлагает известный археолог Августи. Он также исходит из мысли, что христианство , сделав обязательным для мужчины молиться с открытою головою, поставило новый, отличный от иудейства и язычества принцип, но в развитии своей мысли он уклоняется в область остроумного исторического экзегеза. Он говорит, что на востоке, как и в классическом мире, головная повязка служила символом свободы и независимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Подобный подбор и систематизация мнений и толкований из различных авторитетов без всякого критического отношения к делу в VII веке стал так широко распространяться, что Трулльский собор (692 г.) вынужден был специально издать правило, которое бы ограничивало этот выбор и сводку мнений только общепризнанными церковными писателями 1086 . Однако это распоряжение собора мало могло изменить дело. Желание жить и думать традицией не исчезло; стали появляться сочинения, в которых анонимно приводились выдержки из творений древних писателей, и в работах подобного рода стали встречаться богословские суждения Феодора Мопсуэстийского в соседстве, с Аполлинарием, св. Епифания Кипрского со св. Иоанном Златоустом , Оригена с его непримиримыми врагами 1087 и т. п. Появление книгопечатания вносит новую фазу в положение литературных памятников древности. Указанные сочинения компилятивного рода, благодаря своей массе и сравнительной близости по времени своего происхождения, прежде всего, конечно должны были обратить внимание любителей древне-церковной письменности открывшейся эпохи книгопечатания. С XVII-XVIII b. начались усиленные работы европейских учёных над изданием древне-церковных литературных памятников в Антверпене, Лондоне, Лейпциге, Париже, Флоренции. Ричард Симон, Сирмонд, доминиканец Комбефиз, бенедиктинец Монфокон и др. стяжали себе славное имя в этих научных изданиях. Найденные ими рукописи перепечатывались в своём содержании целиком или из них извлекались творения, принадлежащие одному какому-нибудь церковному писателю. Разумеется, для этих работ требовалась многосторонняя учёность. Однако славные учёные далеко не обладали всем, что было необходимо для всестороннего исследования и распознавания извлекаемых манускриптов. Вот почему печатные издания этой эпохи мало чем отличались от хорошей рукописной копии до изобретения книгопечатания. В первой половине XIX века эта работа по изданию и установке текста древне-церковных произведений продолжалась. Май 1088 , Питра 1089 Кремер 1090 проникают в обильные хранилища древних рукописей, возвращаются оттуда нагруженными различными манускриптами и сборниками, но научная критическая работа их над этим литературным материалом по-прежнему остаётся крайне несовершенной и слабой.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Не менее решительно у отцов и учителей древне-нераздельной церкви утверждается необходимость для каждого верующего и таинства покаяния. И в данном случае эту необходимость рассматриваемого нами таинства они обосновывают прежде всего на повелении Господа. По мнению Тертуллиана , мы должны прибегать к покаянию не только потому, что оно само в себе есть нечто благое, но и потому, что Сам Бог повелел им пользоваться как средством спасения 385 . С другой стороны необходимость таинства покаяния, как и таинства миропомазания, св. отцы и учители древне – нераздельной церкви обусловливают необходимостью его для духовного совершенствования человека. „Каждый из вас, возлюбленнейшие братия, пишет св. Киприан, да исповедует свой грех, пока согрешивший еще находится в сем мире, пока исповедь его может быть допущена, пока.... отпущение, совершенное чрез священника, угодно пред Господом“, памятуя, что „на небе может быть разрешено то, что разрешено здесь в церкви“... Поэтому св. Киприан советует каяться даже в малых грехах 386 . Тоже самое утверждает и Ориген . Призывая верующих к принятию таинства покаяния, он обусловливает необходимость его во 1-х тем, что человек чрез указанное таинство получает отпущение грехов как обвинитель себя самого, во 2-х тем, что на душе человека, принявшего это таинство, становится легче, подобно тому, как легче становится человеку физически после того, как удалена неудобоваримая пища 387 . Вполне естественно поэтому то, что отцы и учители древне-нераздельной церкви поставляют таинство покаяния на одинаковый уровень с таинством крещения. Эту мысль выражает, напр., Тертуллиан , когда пишет: „Бог и по заключении омовения дозволил еще нечто отворить, поместив в предверии второе покаяние, которое бы отверзало вход для стучащихся“ 388 …. И блаж. Августин считает покаяние врачевством грехов, одинаковым с омытием их в крещении 389 . Соответственно этому необходимость таинства покаяния для каждого верующего признавалась и соборною властью. Видно это уж из одного того, что V-й Карфагенский собор называет покаяние вторым крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

—42— 15 . О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в св. землю, Рим и Царьград. – «Богосл. Вестн.» 1894, 3, 446–462; 4, 63–88. 16 . Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней»... – «Радость христ.» 1894, кн. V, 40–46. 17 . Молитва к Святой Троице от преп. отца Сергия, Радонежского чудотворца. – «Радость христ.» 1894, кн. VI, 135–139. 18 . Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии. – «Богосл. Вестн.» 1895, 4, 120–140, и 297–317. Отдельно: Сергиев Посад, 1895, стр. 41. Ц. 50 к. 19 . О молитвенных храминах и открытых христианских храмах первых трех веков. – «Богосл. Вестн.» 1896, 3, 351–369. 20 . Древне-христианская символика Воскресения. – «Радость христ.» 1896, кн. V, 25–36. 21 . О древнейших изображениях Божией Матери. – «Богосл. Вестн.» 1897, 1, 25–48. 22 . «Флорищева пустынь. Историко-археологическое описание». В. Георгиевского . – «Богосл. Вестн.» 1897, 362–367. (Библиограф. заметка). 23 . Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. – «Богосл. Вестн.» 1897, 4, 68–91. 19 и 23 соединены и изданы отдельной брошюрой под заглавием: «Места молитвенных собраний христиан I–III вв.» Серг. Пос. 1898, стр. 43. 24 . Из истории древне-русской иконописи. – «Душеполезн. Чт». 1897, 5, 4–13; 552–570; 9, 8–24; 175–181: 360–374. Отдельно: Москва, 1897, стр. 56. Ц. 50 к. 25 . Из истории празднования нового года. – «Душепол. Чт.» 1898, 165–174. 26 . Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 1899, кн. II. Отдельно: Москва, 1899, ХХ+270. Ц. 1 р. 75 к. 27 . Надписание гробное преп. отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу. – «Душепол. Чт.» 1901, 9, стр. 3. 28 . Чиновники Холмогорского Преображенского собора, с предисловием и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 190З, кн. IV. Отдельно: Москва. 1903, XLII+286. Ц. 2 р. 25 к. 29 . Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древне-церковного обряда. – «Богосл. Вестн.» 1903, 499–515. (Речь, произнес, на акте М. Д. Акад. 1 окт. 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010