В то время шла война между Сербами и Турками. Магометане принуждали отца Иоаннова идти на войну в звании и тысященачальника, как человека сильного и храброго; но он отвечал, что не может воевать против единоверцев и единоплеменников. Дикари прокололи ему бок и потом лишили его головы. Недовольные тем, в бешенстве фанатизма захватили жену и двух дочерей страдальца и страхом принудили потурчиться. Иоанн, переодевшись, скрылся в доме доброй старушки; его искали здесь, но не угадали переодетого. Добрая старушка выпроводила его в Валахию. Переходя из одного места в другое, попал он в Бухарест и здесь подружился с блаж. Евфимием 129 . В Бухаресте и тогда жил разврат. – Иоанн, опасаясь соблазнов, решился пробраться в Афон. Дорогой был он в Шумле и здесь в скорби узнал о падении друга своего Евфимия. Между тем разбойничья шайка Турок, производя грабёж, захватила Иоанна и принуждала его потурчиться. – Иоанн дал обещание принять исламизм и, оставленный на свободе, убежал из Шумлы в Эски-Загору. Отсюда с одним Афонцем обители Григориевой пришёл на Афон и поселился в Григориате. Пробыв здесь и в других местах несколько времени, пришёл в скит Анны к блаженному Василию. С ним вместе по надобности отправился он в Солунь; здесь при них пострадал за Христа препод. Давид; – твёрдость страдальца одушевила Иоанна желанием пролить кровь свою за веру Христову. По возвращении в скит старец скоро заболел и умер. Иоанн перешёл в такой же строгий скит Кавсокаливский. Скит св. Анны на восточном скате горы Афона; «тут же неподалёку скит Кавсокаливский и третье отшельническое место – Каруля. Все эти высшие школы подвига устроены в местах диких, трудных и едва доступных путнику. – Восточная оконечность Афона до сих пор верна первому образцу Афонского подвижничества, оставленному на горе св. Петром». Так говорит недавний посетитель Афона 130 . В Кавсокаливском скиту Иоанн узнал, что друг его Евфимий совершил мученический подвиг. Радуясь блаженной доле друга, Иоанн ещё более стал желать мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кто только ни был в Крыму: тавры, мидийцы, древние греки, персы, скифы, киммерийцы, римляне, византийцы, гунны, сарматы, готы, аланы, хазары, караимы, половцы, русские, генуэзцы, евреи, татаро-монголы, крымские татары, армяне, турки, немцы-колонисты! Бывали эти народы и в других местах исторической России, но чтобы вот так, все вместе, на небольшом клочке земли!.. В двадцати минутах от Бахчисарая, ханской ставки, - древний Успенский православный монастырь, высеченный в горе, а напротив него, по ту сторону долины, горный город Чуфут-кале, бывшая византийско-аланская крепость, а потом оплот караимов-иудаистов... Взойдите на Чуфут-кале, и что увидите вы? Пещерный город Тепе-Кермен на правильной, неправдоподобно ровной вершине Столовой горы. А с Тепе-Кермена - Качи-кальон, древний горный монастырь. А с Качи-Кальона - гору Мангуп, где была столица средневекового православного княжества Феодоро, последнего осколка Византии в Крыму. А с Мангупа - Эски-Керменскую цитадель... Можно продолжать до бесконечности... Где такое встретите вы? И еще: из всех описаний Крыма, даже если их оставил представитель древнего народа, обязательно следует, что и до этого народа кто-то жил в Крыму, и не просто жил, а еще и крепости строил, землю обихаживал... Крым, оказывается, вообще изучен только на 25 процентов, и это относится не только к истории и археологии, но и, что меня особенно поразило, географии! Например, в знании о пещерах и пещерных городах Крыма мы недалеко ушли от русских путешествен­ников, посетивших Крым в конце XVIII века и сразу понявших, что земля эта, хотя и небольшая и находится не так далеко от России, но совершенно фантастическая и неведомая, Терра Инкогнита! Что же касается " белых пятен " в истории Крыма, то приведу характерный пример: все мы знаем, что такое Чонгарский вал и неоднократно видели его в фильмах о разгроме Врангеля, но знаем ли мы, кто его построил около тысячи лет назад? Сегодня немногие даже из так называемых воцерковленных людей понимают, а почему, собственно, мы - Третий Рим? Только потому, что переняли от Рима Второго, Византии, Православие? Имперскую идею? Или потому, что Иван III привез из Византии жену, Софью Палеолог? В Крыму, среди развалин его византийских церквей и крепостей, начинаешь, наконец, понимать, почему. Узкий перешеек, отделяющий Крым от материка, есть, в сущности, мост между Вторым Римом и Третьим. И ответ на вопрос, почему Россия православная - надо начинать искать здесь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Везде, где они появлялись, – в Сицилии, Малой Азии, Грузии, Крыму – ими создавались пещерные монастыри и храмы. Породы камня не выбирали, врубались в любые. В Малой Азии в огромных валунах – монолитах гранита высекались храмы с дивной настенной росписью, частично сохранившейся до сих пор. Гранит легко колется и долбится, зато чрезвычайно трудно отесывается и режется. Чтобы сделать гладкой бугристую поверхность сводов и стен гранитного храма, нанести на них роспись, требовались невероятные усилия. Крымские известняки, напротив, легко режутся и отесываются, зато трудно колются и почти не поддаются долблению. Чтобы продолбить в крымских скалах достаточные пространства для келий, церквей, усыпальниц, нужны были титанические усилия. Кажется, в пещерном строительстве иконопочитателей сила веры, двигавшая людьми, преобразовалась в мускульную, физическую силу, выразилась в метрах и сантиметрах продолбленной, прорубленной породы. Нужно видеть эти пещерные города и храмы, чтобы хотя бы отчасти ощутить величие необычайного подвига православных. Внутрискальные помещения создавались не обязательно в труднодоступных высоких горах, но и в легкодоступных местах, а иногда в долинах, при этом, как уже говорилось, наряду с обычными, сложенными из камней наземными постройками. Так что объяснить их возникновение в названных колониях Византии только желанием иконопочитателей обезопасить себя от внешних врагов не представляется возможным. Здесь явно просматривается определенная тенденция, выражение какой-то идеи иконопочитателей тех времен, являющейся пока загадкой. Множество пещерных храмов и монастырей было создано иконопочитателями в Крыму: Успенский монастырь, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие. Но переселенцы VIII – начала IX века высекали свои монастыри и церкви и в других, до них уже обжитых поселениях и городах – на Мангупе, в Эски-Кермене, Каламите (Инкермане) и т. д. 13 В Крыму развернулась деятельность одного из выдающихся исповедников Православия святителя Иоанна, епископа Готфского, возглавившего мощное антихазарское восстание крымского населения в 787 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходим к изложению событий в северо-восточной части Балканского полуострова. Уже в первые годы после начала болгарского восстания Исаак Ангел должен был признать за Петром и Асенем некоторые права воюющей стороны. Так, в 1187 г. имел место договор или по крайней мере соглашение, по которому в Константинополь был передан в заложники брат повстанцев Асеней по имени Иоанн. Можно думать, что вместе с этим Византия молчаливо допустила самостоятельность части Болгарии от Ловча до Черного моря. Во время тревог и волнений, вызванных немецкими крестоносцами в 1189–1190 гг., хотя болгаре не стояли в открытой войне с Византией, но не были и сторонниками ее, ибо находились в союзе с Неманей и вместе с тем поддерживали опасные для империи переговоры с Фридрихом Барбаруссой, которые внушали грекам много тревог. Не иначе как во враждебном смысле следовало понимать и бегство из Константинополя болгарского заложника Иоанна Асеня. Таким образом, уже весной 1190 г. Исаак должен был предпринять поход в Болгарию, которой угрожало двойное движение – извне со стороны половцев, внутри от повстанцев, предводимых братьями Асенями. На поход возлагались великие надежды, как это выразил придворный оратор: «Пропонтида покроется военными судами, и река Дунай, рассекаемая ромэйскими веслами, понесет стоны и крики врагов»; между тем все предприятие имело весьма печальный исход. Неприятели оказались лучше приготовленными, чем это думали в Константинополе, осада городов вовсе не входила в расчеты Исаака, и в довершение всего стали доходить слухи, что куманы угрожают вторжением из-за Дуная. Поспешное отступление от Тырнова через один из Балканских проходов к Веррии, ныне Эски-Загра, было гибельным для византийского войска. Оно было перебито, по выражению историка Никиты Акомината, как скот, запертый в хлев. Краткие и сухие известия летописи о византийско-болгарской войне разъясняются, как мы видели выше, похвальными и церковными речами. Главнейше имеем в виду речь Евстафия Солунского , в которой находим одну из лучших характеристик половцев, или куман 216 , и которая трактует о походе 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Сопоставляя данные хронологические, получим и для той и другой техники IX века – начало арабских изделий и их распространения по Северной Европе; и изумрудная эмаль, и чернь обе должны быть персидского происхождения. 156 Укажем ясные слова летописи, Полное Собрание, I, 113: «аще и золотом шито оплечье будет, Оплечье – superhumerale, вид паллиума, epaulieres с изображениями; scapulae ex utraque parte in modum scuti rolundi, т. е. те же бармы, но епископские. 157 Независимо от матерчатых оплечий, у варваров южной Европы в эпоху переселения народов были в употреблении и оплечья из тонких и гибких металлических листов, богато украшенных и очевидно составлявших высший знак отличия воинского. Таково золотое оплечье, найденное в Венгрии и хранящееся в Пештском музее, имеющее в длину пол аршина и бывшее прежде сплошь украшенным гранатами в виде простейшей геометрической выкладки, как в Чулецком кладе. Далее, такой же золотой маниак с ажурным бордюром, набранным гранатами, стеклом, ляпис-лаэули в известном кладе из Петроссы в Бухаресте. Подобный найден в окрестностях Эски-Загры в Болгарии. 158 От персидского берме (?), по Далю – древнее обрамье (?) обраменье, от рамо (?), по Прозоровскому – от порамница, древне-областное: барама , брама; ряз. Барама – оплечье архиерейской ризы, смл. Барма – риза священника, бармица – отложное ожерелье, зерцало, броня; брамы в Киевской и Чернигов. губ. – деревянные ворота. А. Оленин, Рязанские древности, Спб. 1831, стр. 18 – 20, предлагая имя вещам бармы, доказывает, что происходит не от неизв. , но, быть может, от – малые щиты, упоминаемые у Полибия VI, 20 (прибавимъ: у Иоанна Лидийского, ed. Вопп. 129, 11), персид. пермун, пейрамен, украшение, круг, берм – стража, защита. Д. Ф. Беляев во II книге своих Byzanmina: Ежедневные и воскресные приёмы византийских царей и праздничные выходы их в храме Св. Софии в IX – X веке, Спб. 1893, на стр. 213 – 215, во-первых, выводить оплечье из той части византийского лора, которая обвивала шею и перекрещивалась на груди, – вывод, с которым можно согласиться с тою оговоркой, что, конечно, автор этого почтенного труда допускал и самостоятельное происхождение оплечья от военных накидных или пристяжных воротников, ставших никогда инсигниями высших военных чинов; и во-вторых, попутно, касается с большими данными в руках вопроса о бармах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Старый Крым носил разные названия: 1) Кареонполь: так называли греки если не настоящий Старый Крым, то древний город, стоявший на его месте. 2) Крым: это, вероятно, было первое название его во время татарского владычества от татарского слова Кермен – укрепление. Может быть, татары назвали Крымом сперва только столицу крымских ханов, а потом стали называть так и весь полуостров вместо прежнего названия: Таврида. Когда же ханская столица перенесена была (1428 г.) отсюда в Бахчисарай, тогда уже они город Крым стали называть Эски-Крым, т. е. старый, бывший Крым. 3) Солгат или Солкат: так он назывался преимущественно в средние века. 651 4) Казарат: так называли армяне. 5) Левкополь (белый город): так он назван был русскими по взятии Крыма, и 8 февраля 1784 г. сделан уездным городом; уезд назывался левкопольским, но недолго: 2 апреля, вместо него, назван уездным городом Феодосия. Ныне Старый Крым, прежде важный и многолюдный город, больше походит на деревню, чем на город: в нем есть завод кирпичный, кафельный, кожевенный, свечной, мыловарный, есть несколько лавок с мелочною торговлею; но постройка невзрачная и улицы неопрятные. 652 Церковь , каменная, построена прихожанами в 1832 г. и освящена в честь Успения Божией Матери; в 1866 г. она возобновлена, а в 1881 г. построена каменная колокольня. Метрические книги хранятся с 1819 г., а исповедные – с 1829 г. – При церкви с 1870 г. существует приходское попечительство, но действия его едва заметны. В приходе 2 каменные часовни: Георгиевская при г. Агармыш и Троицкая в деревне – Старый Крым: первая построена в 1879 г., последняя в 1884 году. В Старом Крыму, как известно, имели пребывание епископы Феодосийские и мариупольские, викарии екатеринославской епархии. Церковь для них и для их свиты была Успенская: это была сперва армянская церковь , потом обращена во дворец, а затем в православную церковь. Она сгорела 27 января 1825 г. 653 и подле развалин этого сгоревшего храма и построена настоящая церковь . Причт: священник и псаломщик. Содержание – от прихожан 480 р. и 2 дес. 470 ½ саж. земли. Помещение – в церковных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

            Главная церковь монастыря по форме и устройству апсиды имеет аналогии с храмом южного монастыря Мангупа и с «храмом с крещальней» в Инкермане (в последнем, как и в Шулдане, имеется баптистерий). По своим пропорциям (значительная высота — 3,65 м) церковь ближе всего к главному храму монастыря св Софии (5,5 м) и базилике св. Георгия (4 м) в Инкермане. Вообще рост объемов церквей вверх характерен именно для палеологовского времени. Отметим, что в базилике св. Георгия имеется и двухступенчатый синтрон. Фрески в церквах Эски-кермена датируются не XII-XIII вв., как считал В. Бабенчиков, а концом XIII- XIV вв. Таким образом, среди архитектурных аналогий церкви Шулдана — памятники XIV-XV вв.             Важными для датировки являются и упомянутые находки из засыпи первоначальной крещальни. Наличие их в слое позволяет датировать время засыпки не ранее XIV-XV вв. Следовательно, главный храм Шулдана и современная крещальня могут датироваться XIV-XV вв.             Вторая церковь по своей форме напоминает церковь в 4-м ярусе Чилтера, храм у станции Uhkepмah-I и часовню в оконечности Тешкли-буруна на Мангупе, то есть памятники, также появившиеся не ранее XIV в.             Таким образом, история монастыря в обрыве скалы Шулдан представляется в следующем виде. Первоначальный монастырь мог здесь возникнуть в XIII-XIV вв. Скорее всего, он был небольших размеров, а часть комплекса находилась в гроте к западу от современного и была уничтожена в результате обвала На месте современной главной церкви находилась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней, от которой сохранилась лишь купель со ступенькой, вырубленной в полу. В период Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горнего места, монастырь, скорее всего, был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что он был одной из резиденций митрополита. Напомним, что Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы Феодоро. По-видимому, в XIV- XV вв. сооружаются и остальные помещения монастыря. С конца XV в., вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.

http://sobory.ru/article/?object=04749

древности особенно процветали города этого острова Крезос, Пирра, Митилена. ( < < back 1) ( < < back 2) Армянин царствовал с 813–820 г. ( < < back 1) ( < < back 2) г. Митилене, на острове Лесбосе, митрополитами были два Георгия. Первый из них, о котором написано настоящее житие, претерпел изгнание в царствование Льва Армянина в 816 г., второй же Георгий — брат Симеона прозорливца. Он был рукоположен в пресвитера первым Георгием, в царствование Константина и Ирины (в 762 г.), на престол же вступил в царствование императора Михаила Косноязычного (820–829 г.), который по воцарении даровал свободу православным. Сей второй Георгий был изгнан за православие иконоборческим императором Феофилом (829–848 г.); по смерти же Феофила блаженная царица Феодора (842–865 г.) со святейшим патриархом Константинопольским Мефодием утвердила православие и в 842 г. возвратила второго Георгия из изгнания; после богоугодной жизни он скончался мирно на своем престоле. ( < < back 1) ( < < back 2) Касситер управлял патриархиею с 815–821 г. ( < < back 1) ( < < back 2) или Корсунь — греч. колония, важнейший из городов Херсонеса Таврического, близ нынешнего Севастополя — место крещения великого князя Владимира. ( < < back 1) ( < < back 2) Страдание святого мученика Каллиопия в древности часть малоазийского побережья, заключенная Ликией и Киликией и пролегавшая вдоль Памфильского моря (ныне залив Адалия). Разделяя исторические судьбы всей Малой Азии, Памфилия была последовательно под Персидским, Македонским и Сирийским владычеством, затем вошла в состав Персидского царства и в 120 г. до Р. X. сделалась Римской провинцией. Население, представлявшее смесь туземцев с пришлыми киликийцами и греками, нравами и обычаями напоминало киликийцев и в широких размерах промышляло морским разбоем. Важнейшие города этой гористой по преимуществу страны, наполненной системою Тавра: Аталейя (Адалие), Сиде, (Эски-Адалии), Кибира, Аспеид, Пергия, Солион. были в Риме лица знатного происхождения; сенатор — должностное лицо, замещавшее высшее служебное место в государстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Т. 46. – С. 12; Айбабин А.И. Хронология могильников раннесредневекового Крыма IV–VII вв.: Автореф. дис..„канд. ист. наук. – К., 1987. – С. 13; Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского ираннесредневекового времени. – С. 68; Айба6ин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. –1991. – Вып. 2. – С. 44 – 45 – Айбабин А.И. Этническая история... – С. 114, Айбабин А.И. Византийская крепость на горе Эски-Кермен в Крыму//Россия–Крым–Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 177–178; Герцен А.Г., Махнева-Чернец O.A. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь, 2004. – С. 120–142; Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. Раннесредневековое название крепости неизвестно. Л. Колли полагал, что Эски-Кермен значился как Воеоп в атласе, созданном в 1570 г. Известным антверпенским географом и путешественником Авраамом Ортелием (1527–1598). В словаре названий местностей, прилагаемом к атласу, было сказано, что это oppidum mediterraneum Tauricae Chersonesi, то есть укрепление в средней части Таврики, – весьма расплывчатый ориентир (Колли Л.П. Из средневековой географии//ИТУАК. – 1910. – – С. 26). По мнению А.Г. Герцена, Эски-Кермен фигурируете письме хазарского царя Иосифа под названием Кут А.Г. К вопросу о территории Хесонесской фемы//Проблемы исследований античного и средневекового Херсонеса: Тезисы докл. конф. – Севастополь, 1988. – С. 22). 664 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – A., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 132; Веймарн Е.В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена: (Опыт реконструкции)//История и археология средневекового Крыма. – М., 1958. – С. 34–45. 667 Веймарн Е.В., Лобода И.П., Пиоро И.С., Чореф М.Я. ФеодальнаяТаврика. – К., 1974. – С. 125,139, рис. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997. – С. 56–59. 669 Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «Готской земли» в Крыму//Восток-Запад: межконфессиональный диалог. – Севастополь, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010