В церкви Чарыкли горки на фреске Преображения словно копируют каппадокийский пейзаж, а одежда пастухов в сцене Рождества Христова напоминает об одеяниях местных земледельцев. Лики и жесты святых всегда очень выразительны, поэтому даже в поврежденном виде они оставляют сильное впечатление. Наиболее сохранные росписи IX–XII веков находятся в храме монастыря Гюмюшлер (или Эски-Гюмюшлер), недалеко от города Нигде. Это редкий в Каппадокии случай, когда на фресках полностью сохранились лики и глаза святых. Вероятно, благодаря тому, что этот монастырь был обнаружен лишь в 60-х годах ХХ века, до нас дошли прекрасные фрески с изображением Богоматери и святых, а также сценами некоторых двунадесятых праздников. Здесь находится удивительный и очень любимый даже турками образ улыбающейся Богоматери. Легкость и творческая свобода — это тоже особенности каппадокийских росписей. Здесь можно увидеть самые невероятные направления и школы — от экспрессивной, почти коптской манеры письма до классической византийской стенописи XII века. Плоские низкие своды часто украшают большие кресты в окружении орнамента. Каппадокийские орнаменты могли бы стать предметом прекрасного исследования, настолько богат и выразителен их язык. Характерным мотивом местных мастеров стали крупные виноградные гроздья, давшие некоторым церквям наименование Юзюмлю (виноградные). Но больше всего меня поразила маленькая церковь Али Рейс, расположенная недалеко от Ортахисара. Мы долго ее искали. Узкие улицы с традиционно глухими стенами не предвещали присутствия храма, но каково было наше удивление, когда за обычной дверью в глухой стене мы увидели во дворе маленькую пещерную церковь, больше похожую на часовню. Хозяин этого двора использовал ее в качестве склада, и нам пришлось разворачиваться среди штабелей стульев, чтобы удобнее рассмотреть остатки росписей на стенах. Фресок сохранилось совсем немного, но росписи эти были прекрасны, при всех утратах. Купол церкви, видимо, был обрушен, и вместо него свод поддерживали нагромождения досок.

http://pravoslavie.ru/54201.html

Чанлы-килисе в Гюмюшлере. Нач. XI в. Чанлы-килисе в Гюмюшлере. Нач. XI в. Недалеко от Гюльшехира находится поселение Ачиксарай, где сохранилось не менее 7 крупных скальных жилых комплексов X - нач. XI в. Большинство из них построено вокруг внутреннего двора и имеет выступающие крытые галереи с парадными залами по оси. Среди основных типов помещений часовни практически не встречаются. Комплекс определенно имеет немонастырский характер; чаще всего его описывают как летнюю резиденцию землевладельца или военный лагерь. Жилым, светским был также комплекс Халлач-манастир. Он организован вокруг внутреннего двора, имеет галерею по фасаду и парадный зал. По одну сторону от основной оси комплекса располагается кухня, по другую - большая крестово-купольная часовня; на краю комплекса - площадка для погребений. Комплекс Эски-Гюмюш в Гюмюшлере построен в сер. XI в. Комнаты расположены по 4 сторонам внутреннего двора, с крестообразным переходом на входе. Большая крестово-купольная церковь украшена росписями в схематичном стиле. К востоку от нее находится зал с цилиндрическим сводом и прямоугольной апсидой (не трапезная). Его небольшая верхняя комната расписана иллюстрациями к басням Эзопа. Считающийся традиционно монастырским комплекс не имеет характерных признаков мон-ря, кроме наличия большой церкви, остальные детали указывают на его светское предназначение. В Чанлы-килисе каменная крестово-купольная церковь, расположенная в центре поселения, датирована нач. XI в. и по внешнему виду напоминает архитектуру к-польских храмов. Она возведена в технике смешанной кладки из камня и кирпича, перекрыта высоким куполом (обрушился в 50-х гг. XX в.), фасады и апсиды декорированы пилястрами и полуколоннами. Церковь была расширена в XI в. за счет 2-этажного нартекса, он связывал здание с пещерным комплексом, расположенным к северу, и погребальной часовней, достроенной в XIII в. Росписи сохранились плохо (фрагменты надписи указывают, что храм построен неким стратигом, т. е. военным командующим, вероятно, одной из фем в К.).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

– С. 68; Айба6ин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. –1991. – Вып. 2. – С. 44 – 45 – Айбабин А.И. Этническая история... – С. 114, Айбабин А.И. Византийская крепость на горе Эски-Кермен в Крыму//Россия–Крым–Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 177–178; Герцен А.Г., Махнева-Чернец O.A. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь, 2004. – С. 120–142; Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. Раннесредневековое название крепости неизвестно. Л. Колли полагал, что Эски-Кермен значился как Воеоп в атласе, созданном в 1570 г. Известным антверпенским географом и путешественником Авраамом Ортелием (1527–1598). В словаре названий местностей, прилагаемом к атласу, было сказано, что это oppidum mediterraneum Tauricae Chersonesi, то есть укрепление в средней части Таврики, – весьма расплывчатый ориентир (Колли Л.П. Из средневековой географии//ИТУАК. – 1910. – – С. 26). По мнению А.Г. Герцена, Эски-Кермен фигурируете письме хазарского царя Иосифа под названием Кут А.Г. К вопросу о территории Хесонесской фемы//Проблемы исследований античного и средневекового Херсонеса: Тезисы докл. конф. – Севастополь, 1988. – С. 22). 664 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – A., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 132; Веймарн Е.В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена: (Опыт реконструкции)//История и археология средневекового Крыма. – М., 1958. – С. 34–45. 667 Веймарн Е.В., Лобода И.П., Пиоро И.С., Чореф М.Я. ФеодальнаяТаврика. – К., 1974. – С. 125,139, рис. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997. – С. 56–59. 669 Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «Готской земли» в Крыму//Восток-Запад: межконфессиональный диалог. – Севастополь, 2003. – С. 37; ср. прочие версии: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения... – С. 124–125. 670 Якобсон A.A. Раннесредневековые стены Мангупа//КСИИМК. – 1949. – Т. 29. – С. 55–64; Герцен А.Г. О крепостном строительстве на Мангупе: (Тезисы докладов XI Всесоюзной сессии по проблемам византиноведения и средневековой истории Крыма)//Архив НЗХТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Архитектура Эски-Имарет-джами не имеет ничего общего с раннекомниновским зодчеством вопреки старым представлениям, основанным на отождествлении этого сооружения с кафоликоном П. Х. м. ( Ousterhout. 1992), а является характерным примером столичной архитектуры рубежа IX и Х вв. Ближайшая аналогия - кафоликон мон-ря Константина Липса (907/8). Оба строения являются храмами типа вписанного креста на 4 колонках сложного извода, с апсидиолями в торцах нартекса и с тетраконхиальными пастофориями с собственной «вимой»; различия между храмами касаются устройства 2-го яруса: в Эски-Имарет-джами есть только П-образные хоры, но нет надстроек над вост. угловыми ячейками. В Эски-Имарет-джами сохранились также тыквообразный купол и некоторые мраморные детали. Как предположила Л. Тайс ( Theis. 2005. S. 74-82), у Эски-Имарет-джами первоначально были галереи с деревянным перекрытием, следы к-рого в кон. XIII в. заделали с помощью керамопластической декорации; тогда же, вероятно, был пристроен экзонартекс (однако не именно в 1293-1294, как считает В. Кидонопулос, см.: Kidonopoulos. 1994. S. 29-30). Лит.: Πασπτης Α. Γ. Βυζαντινα μελται τοπογραφικα κα στορικα. Κωνσταντινοπλεως, 1877. Σ. 313-314; Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople. L., 1912. P. 212-218; Ebersolt J., Thiers A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 171-182; Engin O. Fatih I.mareti Vakfiyesi. I.stanbul, 1945; Janin. Eglises et monastères. 1969. P. 513-515; Mathews Th. F. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographical Survey. L., 1976. P. 59-70; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion - Konstantinupolis - Istanbul bis zum Beginn des 17. Jh. Tüb., 1977. S. 120-122; Restle M. Konstantinopel//RBK. 1990. Bd. 4. S. 514-523; Ousterhout R. Some Notes on the Construction of Christos ho Pantepoptes (Eski Imaret Camii) in Istanbul//ΔΧΑΕ. 1992. Τ. 16. Σ. 47-56; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profan- und Sakralbauten. Wiesbaden, 1994. S. 28-30; Mango C. Where at Constantinople was the Monastery of Christos Pantepoptes?//ΔΧΑΕ. 1999. Τ. 20. Σ. 87-88; Talbot A. M. Typikon of Theodora Palaiologina for the Convent of Lips in Constantinople//BMFD. 2000. P. 1254-1286; Theis L. Flankenräume im mittelbyzant. Kirchenbau: Zur Befundsicherung, Rekonstruktion und Bedeutung einer verschwundenen architektonischen Form in Konstantinopel. Wiesbaden, 2005. S. 74-82; Asutay-Effenberger N., Effenberger A. Eski Этагет Camii, Bonoszisterne und Konstantinsmauer//JÖB. 2008. Bd. 58. S. 13-44; Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople: 9th to 15th Cent. Camb., 2014. P. 138-142.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

7 Тош лаваларга ёзилган амрлар, яъни эски ад етакласа ам, улар шунчалик улуворликка эга эдики, Мусонинг улуворликдан порлаётган юзига Исроил хали тик арай олмаган эди. улуворлик шунчалик порло экан, 8 Ру орали тузилган ад келтирадиган улуворлик андай порло аида бир 9 укмини келтирадиган эски ад улувор экан, инсонларни олайдиган ад ундан ам улувор 10 Энди бу ажойиб улуворлик олдида олдинги улуворлик еч нарсадай олди. 11 эски ад улувор экан, боий бу янги ад наадар улувордир! 12 Шундай умидимиз борлиги учун ам жасорат билан Хушхабарни айтамиз. 13 Биз Мусога Юзида порлаб турган улуворликни Исроил хали учун Мусо юзини ёпган эди. 14 Исроил халининг али олганди. Бугунга адар эски ад худди бир парда уларнинг онгини турганга Бу пардани фаатгина Маси олиб ташлайди. 15 а, озир ам Мусонинг онуни уларнинг онги 16 Аммо Эгамизга юз бурган инсоннинг онгидан парда олиб ташланади. 17 Бу ерда Эгамиз деганда, Муаддас Руни назарда тутяпман. Эгамизнинг Руи аерда ерда эркинлик бор. 18 Биз аммамиз очи юзимиз билан Эгамизнинг улуворлигини турибмиз. Биз бора–бора эканмиз, янада улувор Эгамизга Буларнинг аммаси Эгамизнинг Руи орали содир   4–БОБ   Сопол идишлардаги улу хазинамиз   1 Биз Худонинг марамати билан янги аднинг хизматкорлари учун тушкунликка тушмаймиз. 2 Аксинча, сирли ва уятли ишлар илишдан, макр–ийла ишлатишдан бош тортиб, Худонинг каломини бузмай гапирамиз. аиатни очи–ойдин айтиб, Худонинг узурида боша одамларнинг укмига топширамиз. 3 Хушхабаримиз сирли, парда ортида тургандай туюлса, у алок учун шундай туюлади. 4 Бу дунёнинг худоси имонсизларнинг онгини илиб Шунинг учун улар Хушхабарнинг нурини олмайдилар. Бу Хушхабар Худонинг ани тасвири Масининг улуворлигини 5 Биз аимизда эмас, Раббимиз Исо Маси аида ваъз иламиз. Исонинг сизларнинг хизматкорингизмиз. 6 Худо дунёни яратганда билан зулматдан нур яратган эди. Энди У нури билан бизнинг юракларимизни ам ёритди, Исо Маси сиймосида порлаб турган улуворлигини бизга

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Эски-Кермен расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси север-юг. Длина плато 1040 м наибольшая ширина – 170 м. Северный и восточный склоны имеют крутые обрывы до 30 м по вертикали. В конце VI в. здесь была основана византийская пограничная крепость, в которой находился гото-аланский гарнизон. Крепость была прекрасно укреплена. На пологом южном склоне в скале вырублена дорога, ведущая к главным городским воротам. Особенно был усилен южный узел обороны у главных городских ворот, в противоположном конце плато был устроен Северный дозорный комплекс, по краю над обрывами расположены казематы, помещения для стражи, контролировавшие подходы к крепости. В VIII в вспыхнуло восстание против хазар – как утверждают историки из-за притеснения местного христианского населения иудеями. Но после непродолжительного сопротивления сами защитники крепости открыли городские ворота. Эски-Кермен захватили хазары, вероятно, разрушившие систему обороны. К концу X-XIII вв. Эски-Кермен представлял собой небольшой город с прямоугольными жилыми кварталами, наземными и пещерными христианскими храмами. На самом высоком месте плато стояла базилика, построенная в VI в. и погибшая вместе с городом в конце XIV в. во время набега на Крым Едыгея, именно кочевники-ордынцы полностью уничтожил христианское население города. … Подготовительные работы продолжались три дня – все это время на скале работали профессиональные альпинисты – готовили место, чтобы основательно закрепить православный символ. Крест из моренного дуба получился тяжелым – больше четырехсот килограммов. Скалолазы при помощи специального снаряжения соорудили лебедку. Через ущелье на высоте семидесяти метров перекинули навесные мосты из крепких веревок. По ним казаки вскарабкались на вершину… Осторожно, чтобы не уронить святыню, православные на руках пронесли крест к скале, закрепили тросы. Почти два часа понадобилось, чтобы поднять его на высоту и намертво закрепить над обрывом.

http://pravoslavie.ru/36757.html

  10 Билип алгыла, Адам Уулунун жер бетиндеги кнлрд кечирг бийлиги бар! Анан шал кишиге:   11 — Сага айтам: тур, тшгд ал да, й жн! — деди.   12 Шал оорулуу киши ошол замат тура калып, тшгн алды да, баарынын кз алдында сыртка чыгып кетти. Баары жакаларын кармашып:   — Ой, тобо, эч качан мындай нерсени кргн эмес элек! — деп, Кудайды дакташты.   Лебинин шакирттикке тандалышы   13 Ыйса кайрадан Галилея клнн жээгине барды. Ошол жерге келген элдин баарына таалим берди.   14 тп баратып, салык жыйноочу жайда олтурган Алпейдин уулу Лебини крд да ага: — Менин жолума тш, — деди.   Леби ордунан туруп, Ыйсаны ээрчип жнд.   15 Кийинчерээк Ыйса шакирттери менен бирге Лебинин йнд конок болуп, дасторкондун чекесинде жамбаштап жатты. Ыйсанын артынан ээрчип жргн кп салыкчылар жана башка кнкрлр да Аны менен бир дасторкондон тамак жеп жатышты.   16 Ыйсанын салыкчылар жана кнкрлр деп четке кагылган адамдар менен бирге олтуруп тамак жеп олтурганын кршкн фарисей тобундагы дин мугалимдери Анын шакирттерине: — Эй, эмне чн бул салыкчылар менен кнкрлрг кошулуп, бир дасторкондон тамак жейт? — дешти.   17 Муну уккан Ыйса:   — Дарыгер дени сактарга эмес, оорулууларга керек. Мен такыбааларды эмес, кнкрлрд ниеттерин згртг чакырганы келдим, — деди.   Орозо тутуу маселеси   18 Жакыянын шакирттери жана фарисейлер орозо тутуп жршкн. Ошондуктан кээ бир кишилер Ыйсага келишип:   — Жакыянын шакирттери менен фарисейлердин шакирттери орозо тутушат, а эмне чн сенин шакирттери тутушпайт? — дешти.   19 Ыйса аларга мындай жооп берди:   — йлнп жаткан жигит тойго чакырылган коноктордун арасында жргнд, алар орозо тутушабы? Кй бала араларында турган кезде, аларга орозо тутууга болбойт! 20 Алардын арасынан кй бала алына турган кндр келет, алар орозону ошондо тутушат. 21 Жаы кийимден алынган жамаачыны эски кийимге эч ким жамабайт, анткени жаы жамаачы эски кийимди айрып, жыртыгын мурдагысынан да чо кылып коёт. 22 Эч ким жаы шарапты эски чаначтарга куйбайт. Эгер куйса, жаы шарап чаначтарды айрып, з да тглт, чаначтар да жарабай калат. Ошондуктан жаы шарапты жаы чаначтарга куюш керек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

О них мы не будем специально рассказывать, так как сейчас это «мертвые города», которые привлекают к себе много людей языческого и оккультистско- го толка, для них это «места силы». Это отно-сится не только к древним городищам, но и к подземным пещерам, которых очень много в Крыму (зафиксировано 1 300 пещер, а есть и еще не обследованные). Нам же в этой книге интересны только святыни, воздвигнутые в честь в Троице Славимого Бога, а не нечто «таинственное» и магическое, потому вернемся к теме «Святого Крыма». На самой «спине» горы Старой Крепости с 1930х годов ведутся раскопки базилики, предположительно VI века. Базилика, как и расчищенная археологами находящаяся рядом с ней древняя усадьба, была уничтожена пожаром, датируемым XIII веком. По результатам работы археологов в городе обнаружено еще шесть пещерных церквей, а также гробницы и усыпальницы. Нужно провести много времени на Эски- Кермен, чтобы успеть осмотреть все закоулки этого города-крепости. В настоящее время на-ходятся экстремалы, которые проводят тут свой отпуск, ночуя в спальных мешках на каменных ложах и питаясь едой, приготовленной на костре. Новое «заселение» пещерных городов Крыма стало повальным явлением, особенно популярен в этом отношении Эски-Кермен. Может быть, поэтому здесь не было попытки возрождения монашеской жизни. Но если идти от Мангупа в сторону, противоположную знаменитой Эски-Кермен, можно попасть в ныне действующие монастыри на горе Шулдан и на Кара-Кобинской долине. Надо ска-зать, что они продолжают традицию, которая существовала в Крыму и во времена древние: монастыри были небольшими, и в них проживало небольшое число монахов. Этого же принципа придерживался восстановитель монашеской жизни в Крыму в середине XIX века владыка Иннокентий: хорошо, если найдется один или два, а может быть, и три монаха, которые стремятся к особенной отшельнической жизни, им можно поручить поддержание жизни в древних обителях. Несколько таких обителей подчинялись одному киновиарху в сане архимандрита. Крымская епархия выпустила четыре документальных фильма, посвященных своей истории и дню сегодняшнему.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

18:28 - Бир кмш теге жумушчунун бир кндк эмгек акысына барабар болгон. 21:5 - Бул аяттын мааниси: Ыйса Иерусалимге ат минип, аскер катары эмес, согушка колдонулбай турган жаныбар — эшекти минип, ал тургай коделекти минип тынчтык менен келет дегенди билдирет. Ышая 62:11, Закир 9:9. 21:9 - Тп нускада бул жерде «осанна!» деп берилген эврей сз сзм-сз «куткара кр» дегенди билдирет, бул сз кийин урматтоону, мактоону билдирген чакырыкка айланып кеткен. Забур 117:25–26. Матай 23:14 - . Кээ бир кол жазмаларда 14–аят бар: «Дин мугалимдери менен фарисейлер, силерге кайгы! Силер эки жздср! Жесирлердин ырыскысын жеп, йлрн тонойсуар да кзг тш чн узакка сыйынымыш болосуар! Ушундай кылганыар чн силердин жазаар оорураак болот». Бул аят э эски, э ишенимд кол жазмаларда жок. Кийинки кол жазмаларда болсо ал же 13–аяттан кийин, же 13–аятка чейин жайгашкан. Мунун з эле аяттын тп нуска текстинде жок болгонун жана Марк 12:40тан же Лука 20:47ден алынганын айгинелеп турат. 24:33 - Же: Адам Уулунун. 3:18 - Улутчул диний партиянын мчс 3:22 - Бээлзебул - шайтандын дагы бир аты. 6:37 - Ошол убакта бир кмш теге жумушчунун бир кндк эмгек акысы болгон. Марк 11:26 - . Кээ бир кол жазмаларда 26–аят бар: «Эгер силер башкаларды кечирбесеер, анда асмандагы Атаар да силердин каталарыарды кечирбейт». Бул аят э эски кол жазмалардан табылбайт. Аны текстти Матай 6:15ке окшош кылыш чн кошушкан болушу керек. 13:29 - Же: Адам Уулунун. Марк 15:28 - . Кээ бир кол жазмаларда 28–аят бар: «”Ал каракчылар менен кошо эсептелди” деп жазылганы иш жзн ашты». Бул аят — Ышайа 53:12ден келтирилген цитата. Ал э эски жана э ишенимд кол жазмаларда жок. Бул аят Лука 22:37ден алынып, адегенде негизги тексттин чекесине жазылган болуу керек. Кийин кчрмчлр байкабай, аны негизги текстке кошуп салышкан днт. 1:5 - Арундун тукумдары диний кызматчылар болушкан. Абыя Арундан тараган бир уруунун тпк атасы болгон. 1:22 - Ийбадаткананын ичиндеги динкызматчылар гана кире ала турган атайын блм

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010