Культ И. в мусульм. традиции тесно связан с Ниневией, к-рая считается местом его погребения. За вост. стеной Ниневии находится источник И. (Айн-Юнус), почитаемый как чудотворный; по преданию, И. велел жителям Ниневии очиститься его водами перед покаянием. Холм, на к-рый И. поднялся вместе с кающимся народом, носит название Талль-эт-Тауба (холм Покаяния). Вероятно, в древности там находились христ. церковь или мон-рь. По мнению М. Штрека, это мог быть несторианский мон-рь Мар-Йонан, возможно тождественный обители, основанной сир. мон. Йонаном (Ионой) в Адиабене, о к-ром повествует Ишоднах , еп. Басрский (IX в.), в «Книге целомудрия» ( J é susdenah, é v ê que de Ba ç rah. Le livre de la chasteté/Publ., trad. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " Ecole Française de Rome. P., 1896. Vol. 16. P. 239-240). В VII в. в этом мон-ре был погребен католикос-патриарх Церкви Востока Хенанишо ( Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1896. T. 1/1. P. 65; T. 2/1. P. 59-60). О почитании этих мест мусульманами свидетельствуют араб. путешественники аль-Масуди и аль-Мукаддаси (Х в.), Ибн Джубайр (XII в.), Якут (XIII в.), Ибн Баттута (XIV в.). По словам аль-Мукаддаси, 7-кратное посещение Ниневии приравнивалось к паломничеству в Мекку. Несмотря на мусульм. присутствие, христиане сохраняли за собой церковь до монг. нашествия (XIII в.), когда она была обращена в мечеть. Холм Талль-эт-Тауба, получивший, как и мечеть, название Наби-Юнус (Неби-Юнис), расположен приблизительно в 1 км к югу от холма Куюнджик и является 2-м после него по важности объектом археологических раскопок в Ниневии; в наст. время Талль-эт-Тауба входит в городскую черту Мосула. Внутри мечети, по преданию, находится гробница (кенотаф) И., над к-рой подвешена реликвия, почитаемая как зубы кита, поглотившего И. Мечеть является крупнейшим местом паломничества для мусульман Сев. Ирака, особенно суннитов; многие стремятся быть похороненными рядом с ней, что привело к образованию обширного кладбища. Недалеко от Мосула расположены руины Балада (ныне Эски-Мосул), куда, по мусульм. преданию, кит выбросил И. (др. предание локализует это событие на побережье Средиземного м. близ совр. г. Искендерун в Турции).

http://pravenc.ru/text/578248.html

Мы присоединились к обществу одного кади из Алеппо и к каравану, шедшему из этого города, и выехав в четверг, прибыли на следующее утро в Ладак (Ладик), который в синаксарии именуется Литавернией (Лаодикия?) и кроме римских построек заключает в себе великолепную церковь во имя св. Михаила и много других церквей. Мы оставили его при наступлении вечера и прибыли рано поутру в деревню, называемую Альгам (Балкам), за которой есть хаммам, или баня с горячего водой, именуемая Каблуджа (Каплыджа) 19 , а рядом другая с холодною водой. Вечером мы опять пустились в путь и на следующее утро, в субботу 18 сентября, приехали в селение, по имени Ак-Шехр, знаменитое гробницей ходжи 20 . Пропутешествовав опять всю ночь, на утро достигли Саклы (Исаклы), что было в первое воскресенье по Воздвижении Креста. В полночь поехали далее и утром добрались до Белайдона (Булвуден). Вся дорога от Исаклы до Булвудена снабжена мостами и вымощена камнем. Отправившись вечером и миновав ночью станцию Хан Беяз (Беят?) прибыли на следующий день к хану Хосрев-Паша, откуда опять выехали темным вечером и на другой день, в среду, приехали в Сейид-Гази 21 , к ночи оставили это место и в четверг, 24 сентября, прибыли в Эски-Шехр, который славится своими желтыми арбузами; они очень сладки й при своей крепости, будучи повешены, сохраняются до зимы. Здесь мы отдыхали всю пятницу и, выехав вечером под субботу, прибыли на утро в Юз-Хок (Буз-оюк). В субботу вечером мы двинулись далее и на другой день приехали в Базоджик (Беледжик?). Это было второе воскресенье по Воздвижении. Вся дорога в последний переезд от начала до конца узкая: справа – горы и леса, слева – река, на которую страшно смотреть вниз. Мы выехали вечером и в понедельник утром прибыли в Ени-Шехр. На следующую станцию, хан Ак-Бейик, приехали ночью. Здесь мы расстались со стамбульским караваном и ночевали в хане. Во вторник утром мы оставили это место и в полдень достигли многолюдного города, по имени Базавенг (Базарджик), на полпути между Епи-Шехром и Бруссой. Здесь мы пили турецкое молоко неописуемо сладкое и ели такой же превосходный хлеб и дыни. Тут есть источник пресной воды, холодной на удивление. Глава III. Брусса. – Мраморное море

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь о том же писал Дибичу 1 сентября: «...но затем, любезный друг, теперь более, чем когда-либо, отнесем все Богу и да будем спокойнее, скромнее, и великодушнее, и более последовательнее прежнего – вот слава, к которой я стремлюсь, и да хранит меня Господь добиваться иной, я же уверен, что Вы меня понимаете... Итак, если все кончено, возвращайтесь – если же нет – вперед». 12 сентября Государь, получив донесение о взятии Адрианополя, писал Дибичу: «Я не могу иначе начать мое послание, как, возблагодарив Бога, сказать Вам: браво, браво и браво. Мой ответ – св. Георгий первой степени, который Вам посылаю, Вы его вполне заслужили. Теперь еще раз благодарю Вас за Ваш образ действий, столь же твердый и искусный, сколь благородный и умеренный. Положение Ваше достойно главнокомандующего русской армией, стоящей у ворот Константинополя. В военном отношении оно баснословно, и воображением едва можно себе его представить: правый фланг, опирающийся на флот, отправленный из Кронштадта, левый – на севастопольский флот, прусский посланник, являющийся в главную квартиру и приносящий мольбы султана и свидетельство о гибели, подписанное послами французским и английским! После этого остается только сказать: велик Бог русский и спасибо Забалканскому». 2 сентября 1829 г. во дворце Эски-Сарай подписан был Адрианопольский мирный договор. Дарданеллы и Босфор открыты были для торговли всех народов. Безопасность азиатской границы России обеспечивалась присоединением крепостей: Анапы, Поти, Ахалцыка, Ацхура и Ахалкалаки. Утверждены права и преимущества Сербии и княжеств Молдавии и Валахии. Греция признана вассальным государством. Уплата Турцией военных издержек определена в 10 миллионов голландских дукатов. Князь Меншиков внес 17 сентября в свой дневник: «Государь приехал в город по случаю полученного известия о мире с турками и ездил со мною поклониться Казанской иконе в соборе». Графы Дибич и Паскевич были назначены фельдмаршалами, причем первому пожалован один миллион из контрибуции. Граф Толь получил Георгия 2-й степени и Владимира 1-й степени. Министр финансов Е. Ф. Канкрин возведен в графское достоинство. Мольтке и Веллингтон одобрительно отзывались о проведенной Дибичем кампании 1829 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

74, рис. 10,15,26,28. 1805 Шангин М.А. Некоторые надписи Херсонесского музея//ВДИ. – 1938. – – С. 83–84, Якобсон А.А. Керамика и керамическое производство... – С. 36, прим. 16. 1806 Сорочан С.Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка. – С. 302; ср.: Якобсон А.А. Указ. соч. – С. 36–38, рис. 18. 1807 Стржелецкий С. Ф. Виноделие в Херсонесе Таврическом античной эпохи//Х с б. – 1959. – Вып. 5. – С. 141,158–159. 1808 Петровский В.А., Труфанов A.A. Средневековый христианский комплекс к западу от Баклы (по материалам раскопок 1993–1994 гг.)//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 136–144. Предположение о включении винодельческого комплекса с тарапаном в состав комплекса монастыря VIII-IX вв. на городище Бакла встретило возражение Ю.М. Могаричева, который предложил иную схему развития скальных сооружений на этом участке. Он считает винодельческий комплекс предшествующим склепам, которые были позже вырублены рядом с ним. Наземный храм, по его мнению, не имел отношения к монастырю и появился не ранее X–XI вв. (Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997. – С. 93–94). Если это и так, существование здесь винодельни в предшествующее время бесспорно. Остатки тарапанов, высеченных в скале, зафиксировали в 1889 г. члены ТУАК во время своей экспедиции на вершину Баклы. А.И. Маркевич описывал их как «продолговатые, четырехугольные углубления» (Маркевич А. Экскурсия на гору Бакла и в дер. Мангуш//ИТУАК. – 1898. – – С. 112). 1810 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – 1932. – Т.12. – С. 110–111; Веймарн Е.В. О виноградарстве и виноделии в древнем и средневековом Крыму//КСИА АН УССР. – 1960. – Вып. 10. – С. 113–116; Талис Д.А. Оборонительные сооружения Юго-Западной Таврики как исторический источник//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1974. – С. 104; Якобсон А.А. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики. – С. 152–154; Даниленко В.Н. Монастырь Чилтер-Коба: архитектурный аспект//История и археология Юго-Западного Крыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4870 Архиепископ с 20.03(02.04).1931. Вторая дата – дата кончины. (Прим. M. Е. Губонина. – В последние годы жизни стал известен как издатель настольных Православных календарей и, вероятно, не без его участия, вышел в свое время единственный до сих пор классический труд об обновленческом расколе: Затворник А. Обновленцы по суду канонов Вселенской Церкви. Девять лекций против обновленческого лжеучения. Уфа, 1927 [Башглавлит 2151. Тираж 5000. Типолит. «Октябрь-Натиск» 132 с.]. По ММЛ РПИ, «...его могилу три раза разрывали воры, снимали с него облачение и в раздетом виде сажали у подножия могильного креста...» С 1930 г. в Уфе будто бы действовал “автокефальный” архиерей поставления Андрея (кн. Ухтомского), Рувим (Троицкий) (он же Брехов), арестованный и расстрелянный как “японский шпион” ок. 1937–1938 гг. 4873 Архиепископ с назначения (?). Вторая дата – дата ареста, за которым последовал осуждение и приговор по обвинению в подготовке вооруженного восстания с целью «установления в Башкирии фашистского режима». Расстрелян в Уфе 16(29)11.1937. 4875 Архиепископ. Вторая дата – определение на покой в Жировицкий Свято-Успенский монастырь в Белоруссии. 4879 Архиепископ. Пострадал в период гонения на Церковь при H. С. Хрущеве. Назначен по отбытии 3-летнего срока в ИТЛ по ложному обвинению в сокрытии доходов, а в действительности – за сопротивление закрытию церквей. 4890 «Архиепископ». Вторая дата – уволен на покой. В 1932–1935 гг. в должности настоятеля храма, в гг. Мелекес и Кустанай. 4893 Назначен 15(28))02.1922. Дата хиротонии неизвестна. Вскоре был переименован во епископа «Каменецкого» (см. Каменец-Подольская). 4895 «...Убился в Эски-Крыму (Старом Крыму) викарий Моисей...» (Херсонские Епархиальные Ведомости. 1878. 24). В действительности он был убит неизвестными злоумышленниками, однако затем появились слухи о его самоубийстве. «... Платон (Левшин . – Сост.) сам перевел слово в слово на русский прозою и напечатал сочиненную 1795 года Виноградским (впоследствии архиепископ Августин. – Сост.) латинскую Елегию на бедственную смерть епископа Феодосийского Моисея Гумилевского, безвинно убитого в Крыму и оклеветанного молвою в самоубийстве...» ( Снегирев И. М. Очерки жизни московского архиепископа Августина. M., 1841. С. 7). Полный текст Элегии на латинском языке и в русском переводе: Там же. С. 106–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. мон-ря Эски-Гюмюш в Каппадокии, Турция. Сер. XI в. Древнейшим из многочисленных слав. сказаний о перенесении мощей Н. из Мир Ликийских в Бари является Похвальное слово (нач.: «Присно убо должни есмы, братие, праздникы Божия въ честь творяще держати...»), написанное рус. автором, современником событий (изд.: Макарий (Булгаков) , митр., ред. Мат-лы для истории Рус. Церкви//ДВ. 1862. Янв. Прил. С. 1-9; он же. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 555-557; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 176-181; Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к зап. источникам. СПб., 1881. С. 3-10; Толстой Н. А. Историческая ошибка: (Новооткрытая слав. рукопись в Ватиканской б-ке)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 470-474). Среди исследователей нет единого мнения в том, является ли Похвальное слово переводом с греческого ( Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. СПб., 1881. С. 15-23; Poppe A. Opowieš o mczestwie i cudach Borysa i Gleba. Okolicznoci i czas powstania utworu//Slavia Orientalis. Warsz., 1969. Т. 18. N 3. S. 289) или лат. оригинала ( Красовский. 1874) или представляет собой оригинальное сочинение ( Thomson F. J. «Made in Russia»: A Survey of the Translations Allegedly Made in Kievan Russia// Thomson F. J. The Reception of Byzantine Culture in Mediaeval Russia. Aldershot; Brookfield, 1999. P. 331). При общем сюжетном сходстве в неск. деталях рус. Похвальное слово расходится со всеми сохранившимися зап. версиями: указан иной год перенесения мощей Н.; в качестве временного места положения мощей в Бари названа ц. Иоанна Предтечи «при мори» (сначала св. Бенедикта, а затем св. Евстратия - в лат. и в греч. версиях); рассказывается об освящении новой церкви в Бари, к-рое отнесено рус. версией к 1089 г., и об установлении ежегодного праздника 9 мая; называется дата освящения новой церкви 29 сент., не засвидетельствованная зап. источниками. Относительно времени создания Похвального слова мнения исследователей разделились, тем не менее оно единогласно считается домонгольским произведением: кон. XI в. (И. А. Шляпкин и др.), по одной версии, или 1-й четв. XII в., по другой (А. В. Поппе и др.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Ист.: Никитский А. Житие прп. отца нашего Иоанна, еп. Готского//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 25-33; Латышев В. В. Сборник греч. надписей христ. времен из Юж. России. СПб., 1896; SynCP. Col. 772-773; Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин - о том, в каких книгах об этом упоминается//ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54; Auz é py M.-F., é d. La Vie d " Étienne le Jeune par Étienne le Diacre/Introd., éd., trad. par M.-F. Auzépy. Aldershot, 1997. (BBOM; 3); Auzépy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891)//La Crimée entre Byzance et le Khaganat khazar/Éd. C. Zuckerman. P., 2006. P. 69-86. Лит.: Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского//ЖМНП. 1878. Янв. Ч. 195. Отд. 2. С. 86-154 (переизд.: Он же. Труды. СПб., 1912. Т. 2: Русско-византийские отрывки. Вып. 2. С. 351-427); Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. Camb. (Mass.), 1936; Golden P. B. Khazar Studies. Bdpst., 1980. 2 vol.; Джавахишвили И. Сочинения. Тбилиси, 1983. Т. 2: История груз. народа. С. 121, 185 (на груз. яз.); Соколова И. В. Византийские печати VI - 1-й пол. IX в. из Херсонеса//ВВ. 1991. Т. 52. С. 201-213; Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Археологические исследования храма мон-ря святых апостолов Петра и Павла в Партените на Южном берегу Крыма//Отчетная археологическая сессия Государственного Эрмитажа. СПб., 1999. С. 21-24; Гайдуков Н. Е., Джанов А. В., Карнаушенко Э. Н. Новые данные о храмовых росписях Эски-Кермена и его округи//Православные древности Таврики. К., 2002. С. 114-132; Lamberz E. Die Bischofslisten des VII. Ökumenischen Konzils (Nicaenum II). Münch., 2004; Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон, 2005; Завадская И. А. О строительных периодах храма св. Апостолов Петра и Павла в Партените//МИАЭТ. 2006. Т. 12. С. 299-320; Zuckerman C. Byzantium " s Pontic Policy in the Notitiae episcopatuum//La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar. P., 2006. P. 201-230; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 410-411; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь, 2007.

http://pravenc.ru/text/468987.html

Крестный ход в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Болгария. Фотография. 20-е гг. XX в. Впервые на болг. землях общественное празднование дня памяти равноапостольных братьев К. и Мефодия 11 мая состоялось в 1851 г. в епархиальном уч-ще в Пловдиве по инициативе преподавателя Н. Герова , к-рый также предложил назвать это учебное заведение в честь слав. просветителей ( Плачков И. П. Празникът на бълг. възраждание: Из един разговор с Н. Геров//Бълг. сбирка. София, 1894. Кн. 1. С. 54-56). 11 мая 1857 г. торжественная литургия была отслужена в болг. храме в К-поле, а 329 «Цариградского вестника» (от 18 мая 1857) с опубликованной в нем проповедью, произнесенной на этой службе, был распространен по всей Болгарии. С каждым годом число болг. населенных пунктов, где ежегодно или иногда отмечался этот день, возрастало (1857 - Шумен и, вероятно, Лом; 1858 - Велес, Видин, Калофер, Карлово, Копривштица, Русе, Свиштов, Скопье, Сопот, София, Стара-Загора и Чирпан; 1859 - Горна-Джумая (ныне Благоевград), Габрово, Елена, Казанлык, Клисура, Татар-Пазарджик (ныне Пазарджик), Панагюриште, Сливен, Эски-Джумая (ныне Тырговиште), Ямбол и др.; 1860 - Кюстендил, Нова-Загора, Самоков, Севлиево, Хаджиоглу-Пазарджик (ныне Добрич) и др.) и к 1878 г. достигло 135. За этот период в 32 болг. периодических изданиях («Цариградский вестник», «Македония», «Век», «Прогресс» (Напредък), «Стара планина», «Народность», «Дунайская заря», «Гайда», «Училище», «Независимост», «Право» и др.) было опубликовано ок. 430 статей о К. и Мефодии ( Чолаков Г. Делото на св. Кирил и Методий на страниците на в. «Право»//Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий. 1989. Т. 1. С. 265-270). Этот день назывался «второй Пасхой» и отмечался даже, как писали, более «торжественно» (България. 1859. Бр. 9, 11; 1860. Бр. 62, 63). Праздничные мероприятия начинались с литургии, после к-рой шествие направлялось в местное учебное заведение, б-ку (Бухарест, 1867, Плоешти, 1870, Александрия, 1872) или в мастерские (швейный цех в Котеле в 1860). Во время шествия участники (прежде всего учащиеся) несли иконы равноапостольных К. и Мефодия, по окончании - служили молебен. В некоторых учебных заведениях в этот день проходили экзамены (Севлиево, 1861, Видин, 1867 и др.), освящались новые храмы, в т. ч. и во имя слав. первоучителей (Варна, 1865, Бухарест, 1869, Кюстендже (ныне Констанца, Румыния), 1872), открывались учебные заведения (Варна, 1862, Бобошево, 1871, Черна-Вода, 1870, Лясковец (Главное уч-ще, 1871, Богословское уч-ще, 1874)). На службу 11 мая в болг. храм в К-поле приезжали болгары как из К-поля, так и из Болгарии, Фракии и Македонии (Македония. 1867. Бр. 24 от 13 мая). В 1866 г. в с. Родосто (ныне Текирдаг, Турция) гильдия болг. ткачей объявила 11 мая своим патрональным праздником. В 1867 г. в этот день в Софии прошел съезд 25 каази (уездных правителей).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

1187 Васильевский В.Г. Житие Иоанна Готского//ЖМНП. – 1876. – – С. 118–121, 144–148; Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С: 8; Бобринский А. Херсонес Таврический. – С. 102; Житие Иоанна Готского//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 390; Васильев A.A. Готы в Крыму//ИГАИМК. – 1927 – Т. 5. – C. 186–196; Vasiliev A.A. The Gots in the Crimea. – P.81–87; Артамонов М.И. История хазар. – C.174,195,257,305; Баранов И.А. Ранние болгары в Крыму (локальный вариант салтово-маяцкой культуры): Автореф. Дис... канд; ист.наук/ИА АН УССР.– К.: 1977; – С. 20–23; Баранов И.А. Хазары и Херсонес в VIII в.//Проблемы, исследования античного и средневекового Херсонеса. 1888–1988 гг.: Тезисы докл. науч. крнф. – Севастополь, 1988. – С. 9–11; Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1990. – С.146–-148; Новосельцев А.П. Хазарское государство. – С. 111–112; Alekseenko N.A. Un tourmarque de Gothic sur un sceau inedit de Cherson//Revue des etudes byzantines. —1996—T. 54; – P.273 Niopo I.C. Kpuмcьki готи в cbimлi icmopuko-apxeoлoriчhux та emhoлoriчhux дocлiджehь//Археология. – 2000. – 4. – С. 23; Seiht Probleme der staatsrechtlichen Stellung Chersons im 7. u. 8. Jh.//МАЙЭТ. – 20O0. – Вып; 7 – S. 304; Герцен А.Г. Мангуп. – С. 28; Алексеенко Н.А. Херсон на византийско-хазарском пограничье в начале IX в//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 22. 1188 Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. – 1991 – Вып.2 – С.46; Баранов И Л. Таврика в составе Хазарского каганата (середина VII–X вв.): Автореф. дис. д-ра ист. наук/Институт археологии НАН Украины – К. 1994; Филиппенко В. Ф. Каламита–Инкерман: крепость и монастырь. Г. Севастополь; 1997. – C. 53; Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма – Симферополь, 1999. – С. 71–224, 226–227; Приходнюк О.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходя здесь из одного места в другое, он дошел до Бухареста, где познакомился со святым преподобномучеником Евфимием и сдружился с ним так, что, казалось, в двух их телах была одна душа. Однако свободная бухарестская жизнь повлияла и на его юное сердце, и он уже стал ощущать в себе опасность впасть в беззакония, а потому решился удалиться на святую Гору Афон. Пробираясь на Святую Гору, он в Шумле встретился с другом своим, Евфимием, который несколько ранее оставил Бухарест и здесь, в Шумле, отрекся Христа. Видя друга своего в таком состоянии, Иоанн сожалел о его несчастии, однако поспешил удалиться оттуда, боясь, чтобы и с ним не случилось что-либо подобное. В то самое время, когда он занят был такими мыслями, в тот дом, где он находился, вошло несколько человек турецких солдат и начали грабить все, что только им попадалось на глаза. Увидев Иоанна, они с угрозами подступили к нему и стали принуждать его отречься от Христа. Убоявшись угроз, несчастный Иоанн согласился отречься от христианской веры и имени Господа нашего Иисуса Христа. Турки, поверив Иоанновым словам, оставили его в покое, а сами опять занялись прерванным грабежом. Тогда Иоанн, улучив удобную минуту, вышел из дома, тотчас удалился из Шумлы и, идя день и ночь, достиг своей родины Эски-Загра. Здесь он встретил проигумена Григориатской обители и вместе с ним отправился на Афон. Там он поступил в этот монастырь. Спустя некоторое время он из Григориатской обители перешел в скит святой Анны. Однажды Иоанну по какому-то делу случилось быть в Солуни и там, во время своего пребывания, он увидел святого преподобномученика Давида, который за исповедание христианской веры был повешен на дереве. Его пример воодушевил Иоанна – он стал желать мученичества. Но в то время случилось в Солуни быть одному святогорскому старцу, который отклонил Иоанна от его намерения – посоветовал ему идти обратно во Святую Гору, укрепить себя духовными подвигами и тогда уже, если на то будет воля Божия, вступить в мученический подвиг. Выслушав совет доброго старца, Иоанн согласился последовать ему. Вместе они вернулись на Афон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010