λ от Гринв. Tel Gômel †36°34».52 †43°24».32 Djevan †36°39».04 †43°25».86 Гиппис †36°48».23 †43°18».87 Бавиан †36°47».68 †43°19».68 Ваииап †36°42».33 †43°33».02 Хардиз †36°45».76 †43°29».88 †36°44».45 †43°33».54 †36°44».83 †43°36».16 †36°44».38 †43°46».30 Бибова †36°41».71 †43°34».59 Неизвестное Хоффману селение Бибова, на восточном склоне горного хребта, недалеко от правого (западного) берега Большого Заба, в 2465 саженях (5260 me 3.568 milia passuum. Следовательно, не более 1 фарсаха) расстояния по воздушной дуге на юг-к-востоку (SgE, α­164°33») от Хурфы, – я ввел в таблицу потому, что думаю, что в Бибова сохранился остаток имени Бет-Аве, у арабов «Вâъâвау»; по данным у Таумы, обитель находилась, по меньшей мере, близ Бибовы. – Марга входила в состав «ипархии» хдайявской. – По Амру, Аврахам III имел прозвание (kunyah? как секретарь на службе при дворе халифы?) «abrâzâ» («отец тайны»?), был избран в католикоса «в пятницу 11 раби’ первого 293 г.» (­ 10 янв. 906 г.), патриаршествовал «32 года и 2 месяца» и † в «6-е воскресенье апостолов в 325 г. хиджры» (следовательно, 12 ша’бана 325=25 июня 937 г., так что, в действительности, он патриаршествовал 32 года и пят [не 2] месяцев по лунному календарю, 31 год 5 месяцев 14 дней по солнечному календарю; или же приходится читать «в 6-е воскресенье поста», что дает: 19 марта 937=3 джумада первого 325, следовательно, 32 года 1 месяц 22 дня. Я предпочитаю первую поправку в виду того, что у Амру получились только месяцы, но не дни). 191 " ъа m mnû’êl»=’Е μμανουλ. О Баладе см. под 35. Местоположение этого монастыря, «Dayr ab b â Yausep h », определяет Hoffmann, Auszüge, 211. 212. – Прямо против Эски-Мосуля, на левом, восточном берегу Тигра, лежит селение Авана в области Бет-Нухадре, «Awnâ qrît h â d h -B h êt h -Nûhd h r’». Около этого селения авва Яусеф (в VIII в. по р. Хр.) основал свою «обитель», «ъûтгâ». Этот монастырь лежит на восточном берегу Тигра на один фарсах ниже (по течению) города Балада. На основании этих подробностей должны бы получиться на карте Киперта (он указывает только Eski Mosoul) след. положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЕРЕЯ [франц. galerie, от итал. galleria], один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христ. храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход, соединяющий отдельно стоящие объемы. Используется для прохода вдоль (или обхода вокруг) основного пространства здания, в церковной архитектуре - для размещения части верующих (в ряде случаев для отделения их от общего числа молящихся) и для осуществления особых функций ( нартекс , кладбище , придел и др.). Г. обычно открыта внутрь или/и наружу здания, для чего одна (или более) из ее стен заменена колоннадой, аркадой или баллюстрадой; существуют полностью открытые Г., без кровли. Наиболее ранними в христ. архитектуре являются Г., представляющие собой проходы над боковыми нефами базиликальных храмов, отделенные от основного пространства колоннадами на уровне 2-го яруса; эти Г. ведут происхождение от дохрист. базилик (см. ст. Базилика ) и в свою очередь от греч. стои. Внутренние Г. 2-го яруса визант. и рус. храмов называют хорами , гиниконитами, матронеями, а средневек. европ. построек - эмпорами (от нем. empore - возвышение). Их назначение в служебно-литургическом строе до конца не выяснено; исследователи связывают их с местом в храме, предназначенным для женщин, новообращенных, императора и императрицы. Г. этого типа были в плане прямоугольными (базилика св. Гроба Господня, 325-326, освящена в 336; ц. св. Апостолов в К-поле, 337), И-образными, расположенными и над боковыми нефами, и над нартексом (храмы в К-поле: св. Иоанна Студита, 463; Богородицы Халкопратийской, 450-460; св. Ирины (Мира), после 532; Св. Софии, 532-537), или круговыми (ц. святых Сергия и Вакха в К-поле, 527-536). Постройки с центрическим планом окружали амбулаториями с Г. над ними (ц. св. Иоанна Предтечи (Продрома) в Евдаме, до 560), к-рые сохраняли свое значение и в крестово-купольных храмах (ц. Св. Софии в Фессалонике, 1-я пол. VII в.). Иногда Г. размещали только над нартексами крестово-купольных храмов (ц. Богородицы мон-ря Липса (Фенари-Иса-джами), 907; ц. Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) в К-поле, 1081-1087; ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028).

http://pravenc.ru/text/161519.html

Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311–325), Капитон († после 325) – память 7 марта. Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября). Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января). Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля). Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида – и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375). V век Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия). VII век Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония. VIII век Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря). Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая). IX век Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831–842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. Православные монастыри, основанные не территории будущей Российской Империи (в Крыму) до крещения Руси 629 VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви (1-Х ВВ.) 630

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Перевод Похвального слова Андрея Критского («Человече Божии и верныи рабе...») датируется примерно сер. или кон. XIV в. В нек-рых списках имеется указание на имя переводчика: Закхей Вагил. Сохранилось в 7 южнославянских списках и нескольких восточнославянских. Старшие списки: РНБ. Погод. 259, 1460-1470-е гг. Л. 66-70 об.; Рил. 4/5, 1483 г. Л. 255 об.- 260. Похвальное слово, подписанное именем Иоанна Златоуста («          ()              ()              ()                »), неверно отождествляется с Похвальным словом, приписываемым Клименту Охридскому (нач.: «Се наста...») (Иоанн Златоуст в древнерус. и южнослав. письменности XI-XVI вв.: Кат. гомилий/Сост.: Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. СПб., 1998. С. 122. 366). В действительности это разные тексты. Среди изданных греч. текстов соответствия памятнику не найдено. Старший восточнослав. список -НБУВ ИР. КДА. 415л. Четья Минея, 1489 г. Л. 197d-199a). Текст не издан. Неизданное Похвальное слово (нач.: «                                ...») известно в серб. списке XV в. и в нескольких восточнослав. списках XVI-XVII вв. Похвала Димитрия Кантакузина (нач.: «Твоихь чюдесь несказанное мно(ж)ство…») известна только в южнослав. традиции (изд.: Димитър Кантакузин. Събрани съчинения. София, 1989. С. 91-92). Похвальное слово Андрея Пресвитера («Днесь наста светоносное торжество...») - одно из немногих восточнослав. сочинений Свято-Никольского цикла, имеющее указание на автора: «                            ()  ()        ()    ()        » (РГБ. Овчин. 286, XV в. Л. 214). Сохранилось в неск. списках кон. XV-XVI в. Во всех рукописях приурочено ко дню памяти перенесения мощей 9 мая (изд.: Барсов Е. Вновь открытое «Слово» пресв. Андрея в списке XVI в.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 2. С. 5-8; Похвальное слово свт. Николаю Мирликийскому (по ркп. XV в.)/Подгот.: архим. Макарий (Веретенников)//АЕ за 1998 г. М., 1999. С. 351-353). Перенесение мощей Н. Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. мон-ря Эски-Гюмюш в Каппадокии, Турция. Сер. XI в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

По всей Европе и на отвоеванных крестоносцами территориях Ближнего Востока тамплиеры построили сеть неприступных замков. Они стали использоваться для хранения сокровищ ордена, а сам орден превратился в финансовую корпорацию. Рыцари стали банкирами королей и Римских пап, торговали реликвиями и принимали их в качестве залога под ссужаемые деньги. Так что у ордена были средства для приобретения похищенной кем-то из крестоносцев Плащаницы. Вождь крестоносцев Бонифаций Монферратский, сделав своей резиденцией Фессалоники, тотчас же построил там церковь во имя Нерукотворного Образа. После взятия Константинополя в 1204 году вождь крестоносцев Бонифаций Монферратский взял себе в жены Марию Венгерскую, вдову византийского императора Исаака II Ангела, рассчитывая на свое избрание на трон Константинополя. Однако венецианцы, финансировавшие поход, провели своего кандидата Балдуина Фландрского. В качестве компенсации Бонифацию были переданы византийские области к западу от Босфора и Крит. Своей резиденцией он сделал Фессалоники. Примечательно, что там незамедлительно была построена церковь во имя Нерукотворного Образа: «Ахейропоэтос» (теперь она называется Эски Кума Куми). Известно, что Бонифаций пожертвовал расположенные в центральной Греции Сидони и Равенники ордену тамплиеров. Когда в 1207 году он умер, его вдова, будучи регентом после смерти мужа, чинила препятствия собственности ордена. Затем Мария в третий раз вышла замуж за крестоносца француза Николя де Сент-Омер (умер до 1219), который правил Фивами и Биотией и позднее вступил в орден тамплиеров (по другим данным, в орден вступил их сын Вильгельм. Напомним, что один из основателей ордена был также из рода Сент-Омер). Таким образом, прослеживается прямая связь между завоевателями Константинополя и орденом тамплиеров, однако доказательств того, что этим путем Плащаница попала в орден, нет. Вильсон полагает, что первоначально тамплиеры хранили Плащаницу в сокровищнице ордена в Акре. Перед захватом Акры арабами в 1291 году ее переносят сначала в Сидон, затем на Кипр , а в 1306 году в Марсель. Туда ее мог перевезти гроссмейстер ордена Жак Бернар де Моле вместе с другими сокровищами ордена. Из Марселя сокровища переправляют в замок Тампль в Париже. Там перед ней совершали тайные службы для самого узкого круга руководителей ордена.

http://pravoslavie.ru/70025.html

СПб., 1837; Хартахай Ф. А. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864; Арсений (Иващенко), архим. Готская епархия в Крыму//ЖМНП. 1873. Т. 165. Янв. Отд. науч. С. 60–86; он же. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Р. Х. до 1879 г. СПб., 1880; Струков Д. М. Древние памятники христианства в Тавриде. М., 1876; De Boor C. Nachträge zu den Notitiae episcopatuum//ZKG. 1894. Bd. 14. S. 573–599; Латышев В. В. Сб. греч. надписей христ. времен из Юж. России. СПб., 1896; Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии в Крыму в VIII в.//ЖМНП. 1898. Ч. 315. Февр. Отд. науч. С. 173–202; Репников Н. И. Партенитская базилика//ИИАК. 1909. Вып. 32. С. 3–52; он же. Остатки укреплений Эски-Кермена//ИзвГАИМК. 1932. 12. С. 181–212; Бертье-Делагард А. Л. Исследование нек-рых недоумённых вопросов средневековья в Тавриде//Изв. Таврич. УАК. 1920. 57. С. 1–135; Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. Camb. (Mass.), 1936; Якобсон А. Л. Средневек. Херсонес (XII–XIV вв.). М.; Л., 1950. (МИА; 17); он же. Средневек. Крым. М.; Л., 1964; Домбровский О. И. Фрески средневек. Крыма. К., 1966; Ševenko I. The Date and Author of the Socalled Fragments of Toparcha Gothicus//DOP. 1971. Vol. 25. P. 117–188; idem. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 113–131; Darrouzès J. Listes épiscopales du Concile de Nicée (787)//RÉB. 1975. T. 33. P. 5–76; Huxley G. On the Life of St. John of Gotthia//GRBS. 1978. Vol. 19. 2. P. 161–169; Богданова Н. М. Церковь Херсона в X–XV вв.//Византия. Средиземноморье. Слав. мир. М., 1991. С. 19–49; Байер Г.-В. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии по данным просопографического лексикона времени Палеологов//Византия и Средневек. Крым. Симферополь, 1995. С. 65–76; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь, 1995; Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь, 1997; Айбабин А. И. Этническая история ранневизант. Крыма. Симферополь, 1999; он же. Города и степи Крыма в XIII–XIV вв. по археологич. свидетельствам//МИАЭТ.

http://pravenc.ru/text/543737.html

Это тот же план, который свойствен и другим большим и знаменитым базиликам времен Константина – Вифлеемской, римским Петра и Павла. В этих последних базиликах также были памятники, помещенные приблизительно таким же образом, как и в базилике Гроба, только имевшие иной вид. Таким образом, если реставрировать план древней базилики Гроба, на основании высказанных соображений, то он будет следующий: все направление здания идет от востока к западу; вход в него на восточной стороне открывался пропилеями или входным портиком; далее следовал продолговатый четырехугольный двор, обнесенный портиками, где находилось и место обретения креста; затем следовала пятинефная базилика, замкнутая с западной стороны обширным полукругом, в центре которого стоял памятник воскресения; поперечного корабля по-видимому не было; боковые корабли были двухъярусные, а потолком служил, может быть, каменный коробовый свод. Эта реставрация находит себе оправдание и в раскопках. Граф Вогюэ в конце 50-х годов настоящего столетия открыл в местности, принадлежащей русскому посольству и прилегающей к нынешнему храму воскресения, остатки пропилей Константиновой базилики, на том самом месте, где они должны быть по реставрированному на указанных основаниях плану 187 . Из древних восточных базилик V в. ныне довольно хорошо известны две, сохранившиеся в Фессалоники, базилика Димитрия Солунского и другая, известная ныне под названием: Эски-Джума, т. е. старая пятница, или как у греков: св. Парасковия. Базилика св. Димитрия построена была в самом начале V в. (412–413) и до сих пор существует приблизительно в том же виде, не смотря на то, что много раз страдала то от пожаров (584 г.), то от неприятельских нашествий, наприм., норманнов (1185 г.) и особенно турок (1397 и 1430), которые неоднократно превращали ее в мечеть. Базилика эта пятинефная с полукруглым абсидом, с поперечным кораблем, внутренним притвором и двором. Двор квадратной формы и имеет в средине колодезь, обнесенный кругом аркадою, утвержденною на 8 колоннах; Из этого двора в древности был ход прямо в базилику через притвор, но теперь ход этот заложен и устроен новый в южной стороне притвора, к которому здесь примыкают два небольшие дворика, тоже вероятно позднейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

532 Долгое время на последнем месте оставалось археологическое изучение ближних и тем более дальних окрестностей раннесредневекового Херсона. Как исключение можно рассматривать раскопки в 1928 г. силами Гераклейской экспедиции Херсонесского музея большого архитектурного комплекса площадью около 350 м2 в балке Бермана, в 2 км от Георгиевского монастыря, где оказались небольшая церковь и несколько помещений с материалами вв. внутри древней античной ограды из массивных каменных блоков 533 . Также случайно продолжали смотреться в 1951 и 1953 гг. разведки и раскопки могильника ранневизантийского времени у высоты Сахарная головка, хотя они дали очень выразительные находки, свидетельствующие о связях местного ромеизированного населения с Херсоном 534 . Разведки поселений в Байдарской, Инкерманской долинах, в окрестностях Эски-Кермена и Мангупа предпринял в 1953 т. заведующий античным отделом Херсонесского музея С. Ф. Стржелецкий, который вынужден был констатировать, что эти объекты оказались «абсолютно полностью за рамками археологического изучения древнего и средневекового Крыма» 535 . Единственным почти целиком исследованным раннесредневековым кладбищем стал обширный могильник преимущественно вв., раскопанный на месте каменного карьера экспедицией под руководством Е.В. Веймарна в 1959–1960 гг. с восточной стороны С. Скалистое, в 2–3км от большого укрепленного поселения Бакла, причем публикация его материалов появилась с задержкой в три десятилетия 536 . Ситуация стала несколько исправляться лишь с 1970-х гг., когда стараниями начальника Севастопольской археологической экспедиции Херсонесского музея О.Я. Савелей были предприняты разведки и исследования разнообразных памятников ранневизантийского времени и вв. на территории Севастополя, Гераклейского полуострова, Килен-балки, Инкермана, Балаклавского района, у с. Оборонное, Морозовка (Алсу), на высоте Безымянной (поселение Гасфорт), в западной части долины р. Бельбек, в Ласпинской котловине (поселения Шабурла, Хаспио, Приморское, последнее – с постройками в технике opus mixtum) 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только эллинский народ сам себе поможет, обходясь собственными средствами. Решимся ли мы урезать войско или средства на его содержание? В обоих случаях мы лишь поможем врагам. Это вот истинная правда. Царь рассыпается в красноречивых уверениях о своей преданности интересам Церкви и своему царственному долгу. И Феодор был прав. Покоя от врагов и ему не было. В ту же весну 1256 г. ему пришлось выступить против болгар. Михаил Асень с половцами вторгся во Фракию и опустошил ее до Димотики. Оставленные Феодором знатные начальники, Мануил Ласкарь и Маргарит, вопреки царскому запрещению выступили против половецкой конницы и были наголову разбиты; Ласкарь ускакал, прочие архонты попали в плен. Узнав о том, Феодор в один день прошел с войском 400 стадий и прибыл к Болгарофигу (Баба-Эски). Болгары бежали при его приближении; часть их под Визою была рассеяна и перебита. Михаил Асень решил просить мира и подослал для переговоров «русса Ура» (Акрополит), или «князя руссов» (письмо царя Феодора). Этот греческими историками не названный по имени русский князь, как теперь разъяснено, не есть Урош Венгерский, ни сербский король Урош, но действительно русский князь Ростислав, сын св. Михаила Всеволодовича Черниговского; в молодости он воевал из-за Галича, затем женился на дочери венгерского короля и управлял с титулом бана Славонией и дунайской областью Мачвой, включавшей в себя область Белграда и Северную Боснию. Ростислав выдал свою дочь за болгарского царя Михаила Асеня (а другую – за чешского короля Перемысла II Оттокара) и стал играть большую самостоятельную роль в болгарских делах 56 . Переговоры князя Ростислава с греками закончились уступкою Феодору не только всех земель, только что захваченных сыном Иоанна Асеня II, но и Чепены, которую греки никак не могли взять. Царь Феодор был восхищен своим успехом, оповестил о нем своих подданных в восторженных выражениях как о новом подвиге эллинской доблести и даже подарил Ростиславу 20 000 подарков: коней, кусков материи и т. п. Но через месяц царю донесли, будто бы Михаил Асень отказался признать договор, заключенный от его имени Ростиславом и скрепленный взаимною присягою сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ БАР КЕФА [В западносирийском произношении Муше бар Кифо; сир.      ] (ок. 813 или (более вероятно) 833, Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак) - 12.02. 903, мон-рь Мар-Саргис (?)), епископ Сирийской яковитской Церкви , богослов и писатель . О М. б. К. известно из 2 жизнеописаний (первое, BHO, N 779, сохр. в 2 редакциях - краткой X в. и более пространной XII в., изд. с нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26, 362-364; второе, BHO, N 780, изд.: Sachau E. Verzeichniss der syrischen Handschriften. B., 1899. S. 685-686. (Die Handschriften-Verzeichnisse der Königlichen Bibliothek zu Berlin; 23), нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26), а также из упоминаний о нем в анонимной сирийской хронике, доведенной до 1234 г. (Chronicon ad A. C. 1234 pertinens/Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 207. (CSCO; 354. Syr.; 154)) и в «Церковной истории» Григория бар Эвройо ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 1. Col. 393-396; T. 3. Col. 215-218). М. б. К. обучался в расположенном неподалеку от Мосула мон-ре Мар-Саргис (св. Сергия), где в возрасте 20 лет принял монашество и впосл. с именем Севир был избран епископом городов Бет-Раман и Бет-Кийонайе (южнее Мосула). Источники упоминают его также как епископа Мосула, однако под этим, вероятно, подразумевается окормление им в течение 10 лет проживавших в Мосуле уроженцев Тагрита (ныне Тикрит, Ирак) - на этот факт есть указания в его жизнеописаниях, к тому же имя М. б. К. отсутствует в сохранившихся списках западносирийских епископов Мосула. Известно, что М. б. К. скончался в возрасте ок. 90 (согласно некоторым рукописям - 70) лет, на основании чего вычисляется примерная дата его рождения. Погребен в монастыре Мар-Саргис. В средние века, возможно, почитался в Сирийской яковитской Церкви как святой. М. б. К. приписывается большое количество сочинений: экзегетические (почти на все книги ВЗ и НЗ), философско-богословские и литургические, а также проповеди, комментарий к трудам свт.

http://pravenc.ru/text/2564002.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010