Подробное житие святого Климента и историю основанного в VIII веке Инкерманского монастыря можно без труда найти в православной литературе и на сайтах. Сосланный в 94 году в Инкерманские каменоломни за обращение ко Христу многих язычников-римлян, священномученик Климент не оставил своей вдохновенной проповеди и уже в ссылке обратил в христианство сотни язычников, за что был утоплен по приказу императора Траяна в 101 году в бухте, носящей ныне имя Казачьей. Мощи священномученика Климента ­стали первой святыней, которую после крещения привез из Херсонеса в Десятинную церковь в Киев святой князь Владимир. С храмом Святого Климента соединены общим коридором два храма — святого апостола Андрея и святого Мартина, епископа Римского (сосланного в Херсонес императором Константином II за осуждение монофелитства, здесь он и умер в 653 году). Инкерманский монастырь пришел в упадок во времена османского владычества, восстанавливаться начал в 1852 году. Вплоть до Октябрьской революции в обители было семь церквей. В советское время монастырь закрыли. В Великую Отечественную войну уцелели только пещерные храмы, которые были переданы Церкви в 1992 году. Среди святынь монастыря: часть мощей священномученика Климента, епископа Римского, частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, великомученика и целителя Пантелеимона2.  Святыни горного Крыма Пещерные храмы и монастыри расположены преимущественно в горном Крыму, где от окружающего великолепия природы захватывает дух. Это поистине духовное и археологическое сокровище полуострова: Качи-Кальон (Крестовый корабль), Эски-Кермен (Старая крепость), Шулдан (Отдающий эхо), Чилтер-Мармара (решетчатая, Мармара — название деревни), Мангуп-Кале (крепость Мангуп) с прекрасным озером у подножия горы и другие. По данным ученых, они основаны византийскими монахами, бежавшими сюда от преследований иконоборцев в VIII веке. Даже полуразрушенные, а местами с сохранившимися фресками (Эски-Кермен, Мангуп-Кале), они представляют собой уникальную страницу христианской мировой истории. В монастырях Шулдан, Чилтер-Коба, Свято-Успенском Бахчисарайском и Анастасьевском скиту в Качи-Кальоне сегодня возрождается монашеская жизнь.

http://e-vestnik.ru/history/krym__pravos...

Памятник интересен и тем, что, возможно, для приготовления хлеба и вина к Литургии служило помещение, вырубленное в соседнем валуне к западу от храма, где сохранились следы тарапана, стола и скамьи и изображение креста на стене. Определенной аналогией такому помещению служит пещера с храмом «Успения» на Эски-Кермене, где церковь сосуществует с тарапаном и другими хозяйственными устройствами. Класс II. Храмы с протесисом Поскольку эволюция евхаристического чина оказала влияние на положение протесиса в объеме храма, оно является основным критерием для выделения нескольких типов пещерных церквей внутри класса II. При этом расположение стола протесиса вне алтаря указывает на создание храма во время формирования этого обряда (до XIII в., т.е. VIII (?) –XII вв.), перемещение протесиса в алтарную апсиду – во время его сакрализации (XII-XIII вв.), выделение для протесиса отдельной зоны внутри алтаря – на время окончательного выделения обряда протесиса в фактически самостоятельную службу и его заключительной кодификации (с XIV в.). II.1. Храмы с протесисом в наосе. Протесис в этих храмах всегда помещен в северном плече восточной стены наоса. Это храмы: (9а) «Донаторов» в Черкес-Кермене (1-й период истории храма); (10) боковой при храме «Судилище» на Эски-Кермене; (11) между третьим и четвертым гротом на Качи-Кальоне; (7b) подземный в Херсонесе (в настоящем состоянии). В протесис с течением времени был перенесен внутрь алтаря (перемещение протесиса встречается и в каппадокийских пещерных церквях: например, в храме св. Стефана в Джемиле ниша протесиса пробила первоначальную фресковую роспись алтаря IX в. – Teteriatnikov, 1996, P.38. и устроен по образцу храмов типа II.2, так что здесь была записана позднейшей фреской не только старая ниша протесиса, но и паз для крепления верхней плиты (Гайдуков, 2002. С.72,73). Возможно, также, что в протесисом могла служить на каком-то этапе ниша в западной части северной стены. II.2. Храмы с протесисом в алтарной апсиде. Первоначально перенесение протесиса за алтарную преграду никак не влияло на конструкцию алтаря: темплон продолжал совпадать с линией апсидной (так называемой триумфальной) арки. Протесис (в виде столика или ниши) находится у северной стены апсиды. К типу II.2 относятся храмы: (12) св. Евграфия в Инкермане (не сохранился; см.: Могаричев, 1997. С.16,17); (13) ап. Андрея («часовня») Климентовского монастыря в Инкермане (не сохранился; см.: Могаричев, 1997, с.96); (14) боковой храм-парэкклисий (так называемый 3-й) в скиту св. Софии в Инкермане; (15) Георгиевского монастыря на мысе Фиолент; (16) «в карстовой пещере» на Мангуп-Кале; (17) главный храм Чилтер-Мармары; (9b) «Донаторов» в Черкес-Кермене (2-й период истории храма); (1b) «с баптистерием» на Тепе-Кермене (последний период истории храма); (18) храм («часовня») на Бакле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

II, стр. 89), за исключением монастыря Голия, построенного супругою молдавского господаря, в подражание монастырю, сооруженному господарем (вып. I, стр. 56), где в самом верхнем четвертом ряду – пророки со Св. Троицей в средине» (вып. I, стр. 58), а не с Владычицей 126 . В труде архидиакона Павла, помимо описания архитектурных храмовых построек, их внутреннего украшения, мы находим весьма важные сообщения о таких храмах, которые имеют интерес и в отношении исторической давности, и в смысле важности местонахождения святынь, виденных в разных местах нашим автором. 1) «Между Сералем и Св. Софией есть малая церковь во имя св. Иоанна Крестителя, сооруженная Императором Юстинианом, до построения Св. Софии: она остается в своем первоначальном виде» (вып. 1, стр. 24). 2) Греки сказали, что внутри Эски-Серая находится храм Св. Апостолов. «При новых расспросах о нем я, – говорит архид. Павел, – добился дальнейших сведений от портного вышеупомянутого Эски-Серая, что храм существует там в своем первобытном виде и что образа и картины Премудрости еще целы на стенах его» (вып. I, стр. 25). 3) У Агия-Капу, или врат св. Евфимия, Павел посетил знаменитую церковь св. Николая. Эта церковь обращена в мечеть. Потом осматривал церковь Владычицы; в ней есть агиасма, или святой источник, исцеляющий всякие недуги» (вып. I, стр. 29). 4) О церкви Макаристи, т. е. Богоматери «Преблаженной» Павел передает, «что ее переделали в патриаршие палаты, а позднее – в храм св. Апостолов. Теперь это красивая мечеть, заключающая в себе несколько древних колодцев» (вып. I, стр. 30). 5) В Махалле-Ассамата 127 есть церковь имп. Константина В. «Мы сподобились приложиться к правой руке имп. Константина: это кость желтая, как золото» (вып. I, стр. 31). 6) В одной из церквей Саматы путешественники «прикладывались к мощам св. Анастасии, которая избавляет от чарований» (вып. I, стр. 32). 7) Пройдя через Топ-Капу, или Пушечные ворота, путешественники отправились на христианское кладбище, где находится агиасма, или святой источник, называемый в синаксарии зоотокопиги, т. е. Живоносный Источник, посвященный Богоматери, празднество которому совершается в пятницу Пасхальной недели. Теперь оно называется святой Источник в Балыклы, или церкви рыб» (вып. I, стр. 32). 8) В обители Успения Богоматери (Босфор) над целебным источником есть «чудотворная икона Богоматери Пантанаса (Вседержительницы), прославленная исцелением болезней» (вып. I, стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предание гласит, что в византийскую эпоху в окрестностях Фессалоники, на горе Хортаит и плодородной равнине Каламарии, было основано более 24 монастырей, один из которых – монастырь св. Андрея на Перистерской горе, назывался «великой лаврой». Древнейшими церковными сооружениями города были церковь св. Георгия (500 г), переделанная из римской постройки конца IIIhaчaлa IV в., и церковь св. Параскевы (Ахиропойитос, V в., при турках – мечеть Эски-Джума). В первой половине VII в. была построена базиликальная церковь св. Димитрия, в VIII в. – храм св. Софии, в XI в. – храм Панагии Халкеон и церковь Девы, покровительницы котельщиков. В XIII в. Фессалоника стала столицей Фессалониксого королевства Латинской империи и Эпирского государства Фессалоникской империи, впоследствии отвоеванной при Палеологах. В конце XIII в. был сооружен храм св. Екатерины, в XIV в., когда Фессалоника играла ведущую роль в культуре Македонии и Сербии – церковь св. Апостолов (13121315). От ранневизантийской эпохи сохранились остатки городских стен, крепость и «замок с семью башнями», возвышающиеся над городом. До нашего времени дошли также некоторые памятники иконоборческой эпохи: остатки фресковой росписи IX в. в виде фризов, инкрустированных крестами и растительным орнаментом в арках храмов. Сохранилось мало мозаик и фресок Палеологовской эпохи. После завоевания Фессалоники турками (1458 г.) многие церкви были превращены в мечети. «Физиолог» (греч., лат. – естествоиспытатель) – анонимный сборник естественнонаучных знаний на греческом языке, созданный, как предполагают, александрийскими учеными IIIII вв. н. э. на основе книг Ветхого и Нового завета, а также Талмуда. В нем сообщались сведения о реально существующих и фантастических животных, и давались религиозноаллегорические истолкования их свойств. «Физиолог» постоянно дополнялся, расширялся и переводился на другие языке: в IV в. – на латынь, в VII в. – на сирийский язык. К этому времени книга состояла из 50 глав, в которых сообщалось о различных реально существующих и фантастических (кентавры, горгона, сирены, василиск, феникс, единороги, драконы и др.) животных, птицах, насекомых, минералах и т.д., об их свойствах, сопоставляемых с характером человека и присущими ему добродетелями и пороками. Безымянные составители этого сборника стремились популярно изложить основные моральные нормы и главные догматы христианского вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Якобсона. Разработал типологию и хронологию археологического материала раннесредневековых памятников Крыма, много лет вел раскопки раннесредневековых могильников и поселений в юго-западном Крыму (у с. Лучистое, Бакла, Эски-Кермен), на месте Боспора. Главное внимание в своих исследованиях уделяет этнокультурной и политической истории Крымского полуострова с IV по Х вв., когда здесь присутствовали такие мощные силы как Византия и хазары. Айналов Дмитрий Власьевич – профессор Московского университета, российский византинист конца XIX – начала XX вв., специалист в области византийского искусства, архитектуры. Автор известных монографических работ «Эллинистические истоки византийского искусства» (1900–1901), «Развалины храмов» (1905), зачинатель изучения христианской, церковной топорафии византийского Херсона. Акакия – другое название – анексикакия (грен.); инсигния, принадлежность парадного императорского облачения – узкий полотняный мешочек с прахом, который византийский император держал в левой руке во время особо торжественных процессий, выходов в церковь как символ бренности всего земного, напоминание о собственной смерти. Аканф (акант) – род растений из семейства акантовых, произрастающий в Средиземноморье. Его лист с несколькими острыми концами напоминает медвежью лапу и в стилизованном виде широко встречался в греческой, римской и византийской архитектуре, искусстве. Акаталепта – монастырь в Константинополе, известный в эпоху Палеологов своей школой. См.: Максим Плануд. Акатия – челнок, небольшое парусное судно, которое могло служить как перевозки грузов, так и для военных нужд. Акафист (от грен. akathistos – «несидящий») – вид церковного хвалебного песнопения-молитвы в честь Христа, Богоматери и святых, при исполнении которых во время службы молящиеся должны стоять. А. создает у верующих чувство соучастия в службе. Акведук (от лат. aqua – «вода» и ductus – «веду») – водопровод, перекрытый сверху для предохранения от загрязнения и испарения. В местах понижения уровня земной поверхности, в долинах пролагался на характерных арочных пролетах из камня и кирипича, иногда высотой до 70 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополиты Варны: Мефодий (1325), Маркел (1327), Мефодий (ок. 1347), Алексий (1373-1380), Гавриил (1469), Каллист (1484), Акакий (1572-1594), Мелетий (1604), Феоклит (1604-1605), Матфей (1606), Митрофан (1622), Порфирий (1624), Парфений (1624-1632), Мелетий (1635), Парфений (1639), Анфим (1649-1654), Даниил (1656-1657), Никодим (1662), Митрофан (1672), Григорий (ок. 1698), Каллиник (1720-1726), Неофит (1774), Филофей (1780-1797), Паисий (1799-1806), Григорий (1806), Захарий (1817-1821), Филофей (1821-1829), Каллиник (1830), Иосиф (1835-1846), Порфирий (1847-1864) и Иоаким (с 1864). На момент объединения епархий включала Варненский, Балчикский, Мангалийский, Добричский и Провадийский округа, 3 мон-ря на побережье (Димитриевский, Константиновский и Тузлата близ Балчика). Основание кафедры в Преславе связано с Крещением кн. Бориса ок. 865 г. Первоначально кафедра находилась в Плиске близ Преслава, в 870 г. была возведена в ранг архиепископии. Первым архиереем был архиеп. Иосиф, прозванный исповедником. В 893 г. княжеский и архиерейский дворы были перенесены в Преслав. В 927 г. Болгарская архиепископия была возведена в ранг Патриархии (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). В кон. Х в. город был захвачен византийцами и сожжен. С приходом к власти Асеней в кон. XII в. был восстановлен. Преславская епархия входила в число епархий Тырновской архиепископии, стоит на 1-м месте при перечислении болг. епархий в Борила царя Синодике . Известны митрополиты Преславские Савва (1263/64), Виссарион (1276/77) и Дорофей (1359). После завоевания Болгарии Османской империей в XIV в. и установления К-польской церковной юрисдикции Преслав оставался одним из епархиальных центров, в 1832 г. был возведен в ранг митрополии. В 1861-1868 гг. Преславской митрополией управлял митр. Анфим I (Чалыков) , активный сторонник независимости БПЦ от К-поля, в 1872 г. ставший 1-м экзархом Болгарского Экзархата. Перед объединением епархия включала Шуменский, Эски-Джумайский (Тырговиштский) и Осман-Пазарский (Омуртагский) округа.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о. Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству». За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля о. Раевский возведен был в сан протоиерея, награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и золотым крестом на Георгиевской ленте, а также и камилавкою. Священник Московского гренадерского полка Симеон Якубович, участвовавший в 1807 г. в сражениях против французских войск 26 и 27 января при местечке Прейс-Эилау, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован от ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА золотым наперсным крестом, украшенным эмалью, на Георгиевской ленте. Священник драгунского Таганрогского полка о. Стефан Алексеев, за подвиги в 1810 г. в делах с Кубанскими горцами. Священник Олонецкого пехотного полка о. Иоанн Ящуринский, за отличие во время генерального сражения в 1813 г. при городе Лейпциге. Священник Шлиссельбургского пехотного полка о. Кондрат Лукашевич, за отличие в сражениях под Лейпцигом. Священник 6-го Егерского полка о. Лаврентий Сущинский, за отличие в 1810 г. при взятии штурмом города Базарджика. Ранее этого времени о. Сущинский с 104-м пехотным Устюжским полком совершил походы в 1789 г. в Австралию; в 1799 г. в Италию, где во всех движениях войск находился, не отставая ни на шаг, за что пожалован был скуфьею и наперсным крестом из кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, украшенным алмазами. В 1805 г. опять был в походе в Австрию и в Баварию, за что награжден был орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом, что в тогдашнее время было почти исключительным явлением. Священник 31-го Егерского полка о. Петр Андреевич Евланов, 1828 и 1829 гг., за понесенные труды и претерпенные раны, в 1829 г. 5 мая в сражении при местечке Эски-Арнаут-Ларе, где среди жестокого боя, при исполнении своих пастырских обязанностей, был ранен в правое плечо ружейною пулей и в левое кинжалом, в голову пикою и кроме того, получил в левый бок три штыковые раны, причем был схвачен в плен, в котором находился до конца военных действий и мировых договорных трактатов по 28-е число сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ Ермолая входит в декорации мн. храмов на Балканах: ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209 и ок. 1235), ц. Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); капеллы архидиак. Стефана ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (1263-1268); ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); ц. свт. Николая в Псаче, Македония (1365-1371). Изображение Ермолая включалось в житийные циклы вмч. Пантелеимона; один из ранних образцов - житийная икона вмч. Пантелеимона (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) с образом Ермолая в сценах обучения и крещения вмч. Пантелеимона (1, 2, 5, 6-е клейма). В поствизант. живописи иконография Ермолая не претерпела существенных изменений. Как старец с седыми волнистыми или прямыми волосами до плеч и недлинной бородой Ермолай представлен на фресках ц. Преображения в Като-Хора на о-ве Китира (кон. XV в.); кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи); ц. апостолов Петра и Павла в Кастории (1561). На иконе «Святые Ермолай, Фалалей, Пантелеимон» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) Ермолай, облаченный в хитон и плащ, в правой руке держит узкогорлый сосуд для лечебного масла. На Руси изображения Ермолая известны с домонг. времени. Предположительно рядом с прп. Сампсоном Странноприимцем он изображен в юго-зап. части основного объема под хорами в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), рядом с мучениками Киром и Иоанном - на фресках (ок. 1161) Спасского собора полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня жен. мон-ря. Надпись с именем Ермолая сохранилась возле утраченного изображения в храме «Донаторов» в Эски-Кермене в Крыму, к-рое датируется XIV - нач. XV в. ( Гайдуков. 1997. С. 40-46). В древнерус. иконописи изображения Ермолая встречаются нечасто, в основном среди избранных святых на иконах, выполненных по заказу частных лиц, и на минеях. Свидетельством распространения отдельных изображений Ермолая служит упоминание его имени на иконах-мощевиках: на серебряной наперсной иконе-мощевике (1409/10, ГММК, Благовещенский собор), выполненной по заказу нижегородской кн. Марии. Большой образ Ермолая находился в освященной в его честь московской церкви на углу Б. Садовой ул. и Б. Козихинского пер., построенной в 1610 г. и связанной с патриархом Ермогеном (до принятия иночества он носил имя этого святого). Мощи патриарха во время его торжественного прославления как священномученика были покрыты мантией с вышитыми на скрижалях изображениями мучеников Ермолая и Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190207.html

2366 , как раз укладываясь в период наиболее оживленного возведения оборонительных рубежей, так называемых больших стен, а затем отдельных кастра, фрур в Инкермане, на Эски-Кермене, Мангупе, Бакле и в других местах «хоры Дори» йли «архонтий» – зависимых от Империи административных областей Таврики, оказавшихся во власти верховного имперского чиновника-дуки. Позже, с правления Льва III Исавра (717–741), ерминевтов (ton basilikon ermeneuton), диерминевтов как имперских чиновников можно обнаружить включенными в ведомство логофета дрома, которое занималось внешними связями, отправкой своих и приемом чужих посольских миссий, сбором разведывательной информации, следило за состоянием дорог, организовывало обмен или выкуп пленных 2367 . Следовательно, эти лица не имели отношения к «местному самоуправлению». На время наиболее напряженных отношений с тюрками в 70–80-е гг. VI в. приходятся моливдовулы императоров Тиверия Константина и Маврикия Тиверия, а еще одно послание Маврикия было отправлено в Херсон не ранее 590 г., когда ситуация в Крыму стабилизировалась и имперские чиновники, Церковь , городская община активно взялись здесь за организацию общественного строительства, в том числе, можно думать, самых крупных христианских храмов 2368 . Впрочем, все это едва ли существенно изменило уже сложившийся к середине VI в. имперский статус города, поэтому верховную власть дуки над ним и, видимо, некоторыми другими центрами, архонтиями Таврики нельзя рассматривать в качестве некоего новшества, свидетельствующего о наконец-то состоявшемся правовом включении здешних земель в состав Империи. С точки зрения византийцев это была провинция уже давно, едва ли не с часов Диоклетиана, живущая по имперским законам, повинующаяся повелениям императоров, их наместников и населенная «подлинными подчиненными василевса ромеев» (autous ypekoous tes Romaion basileias) 2369 . Искать формальный момент такого включения херсонитов в число граждан Империи – дело безнадежное, поскольку оно представляло собой не единовременный акт, а стадию длившегося столетиями, постепенного вживания в этот статус с одновременным, как и в других ромейских городах, размыванием, забвением полисной, «приличествующей свободы» (o te dexias eleutherias), не осуществимой на деле уже в условиях вв., не говоря о более позднем периоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сераль, названный на плане gynaetium, представляет одно большое здание с аркадами в верхней его части, окруженное киосками; на СВ. от него небольшая церковь с портиком из 3 аркад. Следует св. София и за нею витая колонна, – представляющая Ипподром; на ЮЗ. – Кучук – Ая – София, в схеме довольно верной (однако, названа ц. храмом Луки); ниже к морю еще купольная церковь . На СЗ. от Софии какое – то большое здание вроде венецианского дворца дожей, из двухэтажного массивного корпуса, возвышающегося над нижним в виде открытых портиков, должно, несомненно, представлять собою дворец и приходится как раз на том месте, где находится цистерна 1001 колонны 189 . На ЮЗ. от цистерны видны две обломанные колонны и обелиск, сюда попавший или по ошибке, или же изображающий здесь Ипподром (на перспективе витая колонна названа ипподромом); за ними к берегу руина из двухэтажных аркад, весьма похожая на ту, с которой мы даем снимок, как с юго – западной субструкции Ипподрома (см. таб. 9). Далее по берегу, но внутри стен с шестью башнями, виден порт (или доки), и в нем два судна, и порт окружен рыбачьими навесами: нынешнее Кадрига Лимани – древний Софийский порт. Еще дальше видна Вланга, поросшая деревьями, и несколько на СЗ. от нее руина, стоящая поперек улицы, здесь проходящей над самою Вланкою, т. е. над древней гаванью Феодосиевой или Элевфериевой, следовательно заступающей место триумфального пути; эта руина представляет замечательное сходство с Киевскими золотыми воротами и приходится как раз в том месте, где древние Золотые ворота Константина должны были находиться. По той же улице видна какая – то высокая башня, значение которой мы определить не можем, а в северо – западном направлении от нее витая колонна на площади есть колонна Аркадия в Аврет – базаре. План оканчивается в углу Семибашенным замком и лагерем за городом – castrum novum. По сухопутным стенам на плане кратко обозначены лишь трое ворот и вблизи первых древняя церковь и большое огороженное место, которое, может быть, должно означать место древнего кладбища св. Луки, ныне застроенного. В углу виден palatium Consmanmini–mpexъяpychый Текфур Сарай и за ним вне города две мечети. Спускаясь затем, по берегу Золотого Рога, под буквою С встречаем мечеть Фетхие – джами, которая в боковой надписи объяснена – Wohnung der Patriarchen. Ниже виден холм Пантократора с аркадами, и напротив мечеть, вероятно, Эски – Имарет (см. ниже), а мечети Феодосии нет вовсе, как сплошь по берегу до Сераля только дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010