2013 Герцен А.Г. Византийско-хазарское. пограничье в Таврике//История и археология Юго-ЗападногоКрыма. – Симферополь, 1993. – С. 61–62; Герцен А.Г. Эпоха средневековья//Греки в истории Крыма. – Симферополь, 2000. – С. 19; БайерХ.-Ф. Идеология... – С. 462–465. Впрочем, с не меньшим основанием можно считать, что хазарский топоним Кут, упомянутый в письме хагана Иосифа около середины X в., имел отношение к Чуфут-Кале или к любому другому хазарскому опорному пункту в Юго-Западном Крыму на отрезке между Алубихой (Алупкой) и Манкутом (Мангупом). Определенно ясно лишь, что это был конкретный пункт Готфии, а не название, тождественное всей Готфии, на чем ошибочно настаивает Х.-Ф. Байер. 2014 Веймарн Е. В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена (опыт реконструкции)//История и археология древнего Крыма. – М., 1958. – С. 53; Веймарн Е. В. «Пещерные города» Крыма//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 165. 2015 Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 151–152; ср.: Хвольсон Д.А. Еврейские древности в Крыму//Труды I Археологического съезда: В 2 т. – М., 1871. – Т. 2. – С. 853–859; Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей из Крыма. – СПб., 1884. – С. 276. 2016 Лебедев В.В. К источниковедческой оценке некоторых рукописей собрания А. С. Фирковича//ПС. – 1987. – Вып. 29. – С. 57–61. 2017 Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 46–47; Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – С. 40–44. 2018 Паршина ЕА. Торжище в Партенитах//Византийская Таврика. – К., 1991. – С. 93; ср.: Айбабин А.И. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7. А.И. Айбабин противоречит себе, когда отмечает, что извлеченные из слоя «северопричерноморские амфоры 1–3 типов второй половины VIII–IX вв., гончарные фляги и византийские монеты Михаила I (811–813 г.), Василия I с соправителем Константином (869–879 г.) демонстрируют гибель усадеб в более позднее время» (Айбабин А.И. Этническая история... – C. 210), 2019 Панченко Б. Шесть моливдовулов из Партенита//ИАК. – 1906. – Вып. 18. – С. 161–162, рис. 2–3; ср.: Романчук А.И., Шандровская В.С. Введение в византийскую археологию и сфрагистику. – Екатеринбург, 1995. – С. 79–80, рис. 26. Выражаю благодарность Е.В. Степановой за консультацию по поводу уточнения содержания и датировки этих печатей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

168. 9–10, §284; С. 186, комм. 20). Принятие этой поправки снимает надуманную необходимость возводить епархию Готфия в ранг некой огромной церковной митрополии, ибо таковой она впервые упоминается только в XIII в., а для второй половины VIII в. проблематична даже как автокефальная епархия (Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. – С. 110–112; Могаричев Ю.М. Иоанн Готский и образование Готской епархии. – С. 24–25). 2026 Следы пожара археологически прослеживаются в средней части плато, у Лагерной балки, недалеко от большой мангупской базилики, но они с трудом поддаются датировке по причине невыразительности слоев. Определенно можно лишь сказать, что они относятся к концу раннего Средневековья (подр. см.: Хвольсон Д. А. Еврейские древности в Крыму. – С. 858; Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей... – С. 276, Айбабин А. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7; Герцен А.Г. Система оборонительных сооружений Мангупа: Автореф. дис.... канд. ист. наук. – Л., 1984. – С. 20; Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 135, 137; Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 58; Баранов И.А. Административное устройство раннесредневекового Херсона//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 141; Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 64; Герцен А.Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Симферополь, 1995. – С. 87; Герцен А.Г. Мангуп. Город в крымском поднебесье. – Симферополь, 2001. – С. 13, 28–29). Х.Ф. Байер предполагает участие в этой перестройке некоторых укреплений Дороса также и готов, которые, по его мнению, оставались друзьями хазар «...в течение многих веков после подавления готского восстания в конце VIII в.» (sic!) (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 106–107; ср.: Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 465–466). 2027 Веймарн Е.В., Аобода И.И., Пиоро И С., Чореф М.Я. Археологические исследования столицы княжества Феодоро//Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – К., 1974. – С. 137–139. 2028 Герцен А.Г. Ранневизантийские крепости Юго-Западной Таврики//Византия и Крым: Междунар. конф. – Симферополь, 1997. – С. 34; Герцен А.Г. Мангуп. – С. 29. 2029 Герцен А.Г. Между Боспором и Херсоном: Хазары в Доросе. – С. 63; Герцен А.Г. Хазары в Доросе-Мангупе. – С. 33 2030 Показательно, что на некрополе Эски-Кермена зафиксировано лишь одно несомненно салтовское погребение (Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 25, мог. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен. – С. 46). Похоже, это городище, как и крепость на Чуфут-Кале, никогда не было хазарским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остается неясной и судьба расположенной в пяти километрах к западу от Дороса одной из главных крепостей Готфии на Эски-Кермене, которую хазары, возможно, именовали Кут (татарское Куттелей) 2013 . Е.В. Веймарн отмечал на этом городище следы сильного пожара, датировку которого он произвольно увязывал с концом VIII в. 2014 И.А. Баранов, опираясь на опубликованный востоковедом Д.А. Хвольсоном пересказ переписки на полях Пятикнижия из собрания караимского коллекционера Авраама Фирковича, утверждал, что крепость была уничтожена хазарами в 804–805 г., после того как они отняли ее у готов, якобы угнетавших местных иудеев 2015 . Однако подлинность этой переписки, где речь идет о Мангупе, как показали исследования, проведенные по инициативе хранителя коллекции Фирковича, вызывает серьезные сомнения 2016 . Невозможно говорить о разрушении городища и его оборонительных сооружений в ходе подавления вооруженного выступления сторонников Иоанна Готского, поскольку вырубленные у южных ворот Эски-Кермена пещерные церкви с усыпальницами в районе подъемной дороги и въезда в городище были сооружены, судя по корреляции датировок обнаруженных здесь в могилах вещей и истории развития некрополя, не ранее конца IX столетия и не могли служить помехой для защитников крепости, будучи расположенными внизу скального массива 2017 . Как показывают раскопки Парфенита, главный очаг восстания отнюдь не имел вид «руин», о которых упоминает А.И. Айбабин 2018 . Те усадьбы, что сгорели, были быстро отремонтированы, возобновлены. В целом, жизнь эмпория не испытала экономического спада, а сохранение его политической ориентация на Византию прослеживается в находках ромейских моливдовулов некоего Ипата (это могло быть имя, а не титул) и даже стратига Фракии, важнейшей фемы, прикрывавшей столицу Империи, причем наличие на одном из них крестообразной инвокативной монограммы, которая может расвшфровываться и как «Господи, помоги», и как «Богородица, помоги», в дополнение формулы «рабу своему» (to so doulo), а также характер крупного продолговатого шрифта указывают скорее на VIII – первую половину IX в., но никак не на время Константина Багрянородного, как полагал издатель печатей Б.А. Панченко 2019 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позже, в период «темных веков» в баптистерии были проведены ремонтные работы, после чего в возведенном втором алтарном полукружии появился мозаичный пол., а к юго-востоку от крещальни была сооружена еще одна однонефная и одноапсидная церковь (13,5 х 4 м) 24 . Рис. 180. Квадровая кладка оборонительной стены Эски-Кермена. VI–VII вв. (по А. Л. Якобсону) Судя по склепу, примыкавшему к южной стороне другого однопасидного, прямоугольного в плане мангупского храма (7,4 х 4,3 м, толщина стен 0,6 м), это сооружение тоже было воздвигнуто не ранее второй половины VI в. 25 . Еще какая-то культовая постройка невыясненного назначения, не исключено, баптистерий, входивший в комплекс Мангупского кафоликона – центра по управлению хорионами, паройкиями обширной церковной области Доранта, был сооружен неким Григорием, иереем – попом (рарап) и одновременно анагностом – низшим церковнослужителем, чтецом священных книг во время литургии 26 . В надписи на обломке известнякового фриза, найденного при раскопках базилики, было указано лишь, что «Эта [постройка] честные дары святого Иоанна». Скорее всего, она относилась к раннесредневековому периоду, а не к XI в., как полагает А. И. Айбабин, поскольку обращение «отец» («папа») по отношению к любому клирику было усвоено гораздо раньше этого времени и не исчезло из употребления в VI–X вв. 27 . Рис. 181. Квадровая кладка Сюйренской крепости. VI–VII вв. (по А. Я. Якобсону) При всех расхождениях, «эллинистическую» трехнефную Эски-Керменскую базилику (24 х 13 м) с поперечным притвором, тремя гранеными снаружи апсидами и, что важно подчеркнуть, все еще стропильным деревянным перекрытием датируют «не позднее VIII в.», когда в Таврике стали сооружать «восточные», сводчатые храмы, причем лишь апсидная часть, судя по разнице в технике кладки, была результатом поздней перестройки (рис. 183; ср.: рис. 38) 28 . Такое сочетание деревянного перекрытия и трехапсидной формы алтаря, по точному наблюдению Л. Г. Хрушковой, указывает на то, что строение относилось к редкой переходной форме, какая пришлась на VI в., когда старые и новые черты сосуществовали 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эски-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. храм " Судилище " у главных ворот Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он. Координаты: 44.606716, 33.738611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка.. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Судилище у главных ворот Пещерный храм, так называемое " судилище " , вырублен с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к главной улице. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15 x 17,5 х 2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов. С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные. В северо-восточной части - резервуар для сбора воды (по Н.Репникову) или остатки крещальни. Вода по желобку в стене стекала вниз через потолок в резервуар. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке - горло древней, очевидно раннесредневековой, зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями. Апсида подковообразная размерами 3 х 2,3 х 2м. В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине.

http://sobory.ru/article/?object=14901

1310 Istoria syntomos ta kata ton makarion Martinon gegonota papan Romes kai ton osion Maximon kai ton syn auto (no cod. Vaticanus gr. 1671, X в.)// Епифанович С. A. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима исповедника . – К., 1917. – С. 14, sec.3; Anastasii Bibliothecarii Collectanea. Hypnomesticon de Gestis S. Maximi, etc. Sholion sive Hypomnesticum//PL. – 1853. – T.129. – Col. 684 D. 1311 См.: Якобсон A.A. Раннесредневековые поселения Юго-Западной Таврики//МИ А. – 1970. – – С. 192–193; Якобсон А.А. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – 1973. – Вып. 10. – С. 136; Баранов И.А. Памятники раннесредневекового Крыма//Археология Украинской ССР. – К., 1986. – Т. 3. – С. 244–245 Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1991. – С. 148; Сорочан С. Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике VII–IX вв.//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 117–118; Сорочан С. Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка. – С. 348. 1312 Ср.: Филиппенко В.Ф. Каламита-Инкерман: крепость и монастырь. – Севастополь, 1997. – С. 21, 53. 1313 До 20 архонтов, управлявших этими городами и областями, понесли одинаковое наказание с херсонскими протевонами и «вынуждены были задумать» вместе с прочими жителями кастра против Юстиниана II, обратившись за военной помощью к хагану хазар (см.: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения...– С. 41, 64,156, 164–165). 1315 Ср.: Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – А., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 117; Харитонов С. Ecki-Kepмeh. Загадкова apxeoлoriчha пам’ятка cepeдhьobiчhoro Криму//Хрошка 2000. – К., 2000. – Вип. 33. – С. 250,253–254. 1316 См.: Зубарь В.М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 293–294; Лосицкий Ю.Г., Паршина Е.А. Эски-Керменская базилика//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 99–113. «Пещерные» сооружения высечены на месте «постелей» крепостной стены, которая была разобрана как и протехисма перед южными воротами. Один из трех маршей дороги, ведшей к воротам, был срублен, а затем восстановлен вымосткой. Вообще, весь южный оборонительный узел был со временем, не ранее IX в., заменен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12) «Молебное пение в память св. кр. Стефана дечанского» стр. 33. Белград 1850 г. 8 ч. Страдание св. ИГНАТИЯ. Преп. Игнатий, в крещении Иоанн13), родился в селении Эски-Загора епархии терновской. Родители его, Георгий и Мария, переселясь в Филиппополь, отдали здест сына учиться грамоте. Имея хорошие способности, он скоро выучился тому, чему учили. С молодых лет он почувствовал стремление к пустынной жизни и удалился в обитель преп. Иоанна рыльского. – Старец попался ему человек жестокий; шесть лет жил он у этого старца, выполняя должность чтеца в храме и с веселием незлобия перенося от старца брань и побои. Наконец, когда гневный старец бурею гнева подверг опасности жизнь послушливого Иоанна, тот вынужден был убежать от него. В то время шла война между сербами и турками. Магометане принуждали отца Иоаннова идти на войну в звании тысященачальника, как человека сильного и храброго, но он отвечал, что не может воевать против единоверцев и единоплеменников. Дикари прокололи ему бок и потом лишили его головы. Недовольные тем, в бешенстве фанатизма захватили жену и двух дочерей страдальца и страхом принудили потурчиться. Иоанн, переодевшись, скрылся в доме доброй старушки; его искали здесь, но не угадали переодетого. Добрая старушка выпроводила его в Валахию. Переходя из одного места в другое, попал он в Бухарест и здесь подружился с блаж. Евфимием14). В Бухаресте и тогда жил разврат. – Иоанн, опасаясь соблазнов, решился пробраться в Афон. Дорогою был он в Шумле и здесь к скорби узнал о падении друга своего Евфимия. Между тем разбойничья шайка турок, производя грабеж, захватила Иоанна и принуждала его потурчиться. -   13) Страдание его из ркп. Предтечевой обители напеч. в афонском патерике 2, 306-318. 14) См. о нем афонский патерик 2, 271-305. Иоанн дал обещание принять исламизм и оставленный на свободе убежал из Шумлы в Эски-Загоры. Отсюда с одним афонцем обители Григориевой пришел на Афон и поселился в Григориате. Пробыв здесь и в других местах несколько времени, пришел в скит Анны к блаженному Василию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Пещерные храмы то устроялись уже в готовых пещерах, бывших в скалах, то нарочито выдалбливались в скале и существовали то в связи с жилыми помещениями, то отдельно от них. Пещерными храмами усеяны, можно сказать, почти все, кроме Чуфут-кале, более или менее замечательные скалы и горы: Инкерман, Тепе-кермен, Мангуп-кале, Качи-кальен, Эски-кермен, Черкес-кермен. Об Инкермане будет сказано ниже, а в 15 верстах от него, близ селения Шули, в верхней части скалы иссечен ряд малых пещерных помещений, сгруппированных около малого храма. В Тепе-кермене видны остатки малого пещерного храма. В Мангуп-кале, стоящем в средине между Инкерманом и Чуфут-кале, в некоторых пещерных храмах даже сохранились на стенах следы иконописи. В Качи-кальене много разнообразных пещер, в которых сохранились следы христианских храмов, а у подошвы скалы, недалеко от берега реки Качи, где ныне стоит каменный храм, был Анастасиевский монастырь. В Эски-кермен – множество пещер в несколько этажей, соединенных между собою тонкими стенками; в некоторых из них также заметны следы храмов. В Черкес-кермен, недалеко от Бахчисарая, среди пещер, тоже видны следы храмов. В бахчисарайском Успенском скиту богослужение и доселе совершается в храмах, выдолбленных в скале. 493 На поверхности земли особенно было много древних храмов в феодосийском и ялтинском уездах, именно там, где были древние греческие епархии, почти по всему южному берегу. В феодосийском уезде. В самом городе Феодосии сохранилось несколько древних церквей, о которых сказано будет в своем месте. Недалеко от Феодосии, близ деревни Коктебель – развалины двух церквей. В Судаке – также развалины нескольких церквей, из которых одна обращена в лютеранскую кирку. Около судакского лимана, при подошве горы Сокол, остатки Георгиевского монастыря, близ которого из расселины камня вытекает ручей с чистою водою. Близ деревни Топлу – фундамент церкви св. преподобномуч. Параскевы, а в 300 саженях от нее к востоку на кургане другая церковь во имя той же преподобномученицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Софии; сюда приходил он искать успокоения. Она остается в своём первоначальном виде. Потом мы пошли осмотреть третий Текелли-Даш, что на Таук-Базаре, или Птичьем рынке, близ бань Валидэ и Посольского хана. Столб этот так высоко поднимается в воздухе, что на него трудно смотреть; он треснул от огня и потому стянут железными обручами. Рассказывают, будто какие-то евреи наговорили одному султану из османлисов, что греческие императоры скрыли в нем сокровища, почему султан велел поджечь его и он треснул. Опасаясь, чтобы оп не упал ночью, его опоясали железом сверху до низу. Нам сообщали греки, что этот Текелли-Даш, или столб, тот самый, который воздвигнул император Константин Великий , положив под его основание двенадцать черепов и нечто из святынь Господа нашего Иисуса Христа. Затем мы пошли дальше осмотреть столб на Аврет-Базаре, или Женском рынке. Этот столб величайший изо всех, упомянутых нами, сделан из белого мрамора, с изваянными изображениями крестов, ангелов и святителей, от вершины до основания 39 . Внутри он пустой и место его падения (?) Махаллэ-Ассамата. Мы спросили греков о местонахождении храма свв. Апостолов и они ответили нам, что он находится внутри Эски-Серая, или Стараго Сераля, который предназначен исключительно для женщин. Мы видели этот святой храм, когда еще были на море близ Галаты, и из окрестностей Скутари, ибо он высок и примечателен по своим двенадцати куполам. Нам казалось, что он находится близ Сулейманиэ, и однако, когда я пришел и искал его близ этой мечети, то не мог найти. Причина этому та, что окружные стены Сераля чрезвычайно высоки, а храм внутри их стоит на вершине холма, одного из семи холмов, заключенных в окружность стен Константинополя; оттого верхушка храма видна из Галаты и Скутари, будучи значительно выше купола и главы Св. Софии, как мы и полагали, когда впервые увидели его при въезде в Стамбул. При новых расспросах о нем, я добился дальнейших сведений от портного вышеупомянутого Эски Серая, что храм существует там в своем первобытном виде и что образа и картины Премудрости еще целы на стенах его; но решительно никому не дозволен вход в этот дворец без доказательству что имеешь там знакомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По заливу Золотой Рог: ворота Палатия, или Кинегия (Балат-капусу); ворота Фара (Фенер-капусу); ворота Петрийские, или Сидеро-Порта (Петри-капусу); ворота Святого Феодосия (Эски-Айя-капусу); Йени-Айя-капусу; ворота Путейские (Джибалы-капусу); ворота Плата Меса, или Фарина (Ун-Капаны-капусу); ворота Друнгария (Одун-капусу); ворота возле церкви Предтечи (Зиндан-капусу); ворота Еврейские (Чифут-капусу); ворота Неория, или Евгения (Бахчэ-капусу); ворота Святой Варвары (Топ-капусу). Ворота морских стен Пропонтиды: Дейирмен-капусу, ворота Святого Лазаря; ворота императорского дворца; ворота Морские (Чадлады-капу); ворота Кантоскала; ворота Вланги (Вланга-капусу); ворота Святого Емельяна; ворота Псамафийские (Саматья-капусу); ворота Святого Иоанна (Нарлы-капу). К л. 50. ...от церкви Бакчи... – Видимо, это церковь Иоанна Предтечи, которая находилась возле ворот Зиндан-капусу. К л. 51. Янычары – регулярная турецкая пехота, составлявшая основу войска в Османской империи и находившаяся на жаловании. Первоначально комплектовалась из пленников-рабов, затем путем насильственного набора мальчиков из христианского населения империи. Янычары участвовали в завоевательных походах, несли гарнизонную и караульную службу. Янычарский корпус был распущен в 1826 г. султаном Махмудом II. ...царской двор к Византии... – Византия – Старый сераль (Эски-сераль), здание которого было построено султаном Магомедом II Завоевателем (1430–1481) и служило государственной резиденцией. Дворец византийских императоров занимал часть садов сераля. ...Византия подобен нашему Кремлю... – Кремль – древнейшая часть Москвы, ее главный общественно-политический и историко-художественный центр. Название «Кремль» появилось не ранее XIV в., хотя деревянная крепость существовала значительно раньше, занимая юго-западную оконечность Боровицкого холма при впадении реки Неглинная в реку Москва. При князе Юрии Долгоруком (XII в.) ее территория была увеличена в 5–6 раз; во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010