Шулдан, гора. Шулдан, мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Республика Крым, г.Севастополь, Балаклавский р-н. Координаты: 44.591217, 33.771831 Проезд:от шоссе Севастополь - Ялта по указателю на Хмельницкое, и далее, за Терновку. Монастырь виден с дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Шулдан расположен в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20. Первые подробные сведения о монастыре привел Д. Струков. Он опубликовал описание главной церкви и план ее алтарной части «В скале близ селения Шули, в пятнадцати верстах от Инкермана, в вершине скалы изсечен ряд малых помещений, соединяющихся с храмом. Храм 6 арш. шириной и 10 арш. длины: над стенами изсечен свод: алтарь отделен от храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш, с одним входом по средине, следов жертвенника не видно, но из алтаря есть выход к югу, в особое помещение, где у восточной стены в нише выдолблено помещение, высотою 1 арш. 5 верш., удобное служить жертвенником, куда есть еще отдельный выход из помещения комнат. Престол высотою 1 арш. 6 верш., шириною 14 верш., в верхней стороне углубление, удобное для вложения св. Мощей; по сторонам престола по полукругу сопрестолие, высотою 1 арш. 4 верш.: ниже — седалище для священнослужащих высотою 9 верш.             На северной стене храма сохранилась фресковая живопись, изображающая Богоматерь с Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во весь рост». (1876, с. 31).             Обратил внимание на Шулдан и А. Бертье-Делагард. Главный храм он справедливо считал похожим на «храм с крещальней» в Инкермане, а малую церковь — «одной из наиболее простых», близкой церкви у ст. Инкерман-1.             Детально Шулдан был обследован В. Бабенчиковым (1935), проводившим здесь зачистки помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного храма, и выполнены архитектурные обмеры. Характер фресок, по мнению В. Бабенчикова, аналогичен росписи храмов «Трех всадников» и «Успения» на Эски-кермене, которые он датировал концом XII-XIII вв. Причем, по мнению исследователя, фрески в храме Шулдана имели несколько слоев.

http://sobory.ru/article/?object=04749

Готия (согласно написанию ромейских источников, Готфия) – название обширной области, принятое преимущественно в церковной литературной традиции со времени не ранее конца VIII в. (Науменко В. Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 695). Лежала к северу и востоку от византийского Херсона и охватывала в раннее средневековье значительную часть Юго-Западного, Горного и Южного Крыма. Центром ее являлось укрепленное городище-убежище Дорос (Дарас, Дору), называемое в византийских источниках VI и IX вв. термином фрура или кастра. Большинство исследователей отождествляет его с Мангупом (по прямой 23 км от Радиогорки напротив Херсона) – крупнейшим из так называемых «пещерных городов» юго-западной части Внутренней (Второй) гряды Крымских гор. Другая видная крепость Готфии находилась на плато Эски-Кермен (в 5 км от Мангупа). Третья – на 20 км к северо-востоку, на плато Чуфут-Кале (в 5 км от окраины Бахчисарая), в районе, который, судя по данным средневековых письменных источников был заселен преимущественно ираноязычными аланами, выходцами с Северного Кавказа («страна асов»). Среди прочего местного населения доминировали если не численно, то по своему влиянию, восточные германцы, впрочем, как и остальные обитатели Готфии, подвергшиеся грецизации и христианизации. В XV в. их именовали «готоаланами» – народностью, которая в обиходе пользовалась простонародным греческим языком – димотикой, но не забыла унаследованный от предков «тевтонский» язык, если только здесь нет путаницы с похожим по звучанию еврейским языком. Имеются основания полагать, что византийцы не позже, чем с конца VIII – начала IX вв. стали отождествлять «архонтии», области, местности, административные районы Готфии с так называемыми «климата», расположенными между Херсоном и Боспором. В Житии Иоанн назван «епископом Готфии» (Episkopos en Gotthias), однако в нотициях и актах вселенских синодов вплоть до 787 г. такая самостоятельная епископия не фигурирует, да и в актах Никейского синода этого года нет полной уверенности видеть подпись именно епископа Крымской Готфии, во всяком случае, представителя Иоанна Исповедника (см.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–121; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. – Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 95–115). Отнесение именно ко второй половине VIII в. моливдула из Херсонеса с крестообразной инвокативной монограммой воззвания к Божьей помощи и именем Иоанна, епископа Готфии, проблематично: такой сфрагистический тип известен и в IX в. (ср.: Пятышева Н. В. Печать Готского епископа в коллекциях ГИМ//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свои закономерности наблюдаются и в расположении престола в алтарной зоне. Во всех храмах класса I престол имеет форму отдельно стоящего столика, причем, во всех церквях типа I.2 он помещается на очень небольшом расстоянии от восточной стены апсиды. В двух храмах типа II.1 престол пристенный, а в двух других – со стеной, вероятно, соприкасалась его крышка. Храмы типа II.2 знают только пристенные престолы. Наоборот, в типах II.3–4 мы встречаем лишь отдельно стоящие престолы, часто с синтроном за ним. Логику такого местоположения можно реконструировать следующим образом: первоначально, отдельно стоящий престол имитировал формы наземной архитектуры. В небольших апсидах храмов-триконхов он придвинут ближе к стене; это относится и к небольшим храмам типа II.1. Когда протесис перешел в алтарь, престол пристраивают к стене, чтобы создать внутри алтаря свободное пространство. Наконец, с появлением зоны алтарного протесиса, он отодвигается в расширенную северо-западную часть алтаря, а св. престол обретает свое прежнее место по центру алтаря. В такой ситуации становится возможным создание синтрона, который из храмов II класса есть только в храмах типов II.3–4. Интересный материал для анализа дают и припрестольные конструкции. Если запрестольное отверстие в храмах 1, 2, 17, 24, 28, вероятно, использовалось для установки запрестольного креста, то об устройстве с водостоком за престолом «Большого» храма у подъемной дороги городища Эски-Кермен 4) можно сказать лишь, что оно, видимо, служило для сбора воды из св. источника, тогда как загадочное устройство в полу перед престолом храма 27 еще ждет своей интерпретации. Литература Бобровский Т.А. Заметки о культовой скальной архитектуре юго-западного Крыма//Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. Симферополь, 2001. Виноградов А. Ю., Гайдуков H.E. Тропа над пропастью. Пещерный монастырь на северном обрыве городища Тепе-Кермен//Сугдейский сборник. К. – Судак, 2004. С. 13–35. Виноградов А. Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Российская Археология. M., 2005. 1. С. 72–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Покинутый своей армией, оставаясь только с двадцатью человеками, император подвергался лично большой опасности. Трое пеших Печенегов бросились на него; один схватил его за ногу, двое других держали узду его лошади. Сильные мышцы спасли Алексея: один из врагов потерял руку, другой, пораженный ударом, повалился на землю, третий обратился в бегство. Протостратор Михаил Дука, оглянувшись кругом и не видя нигде поддержки, приглашал императора позаботиться о своей жизни. Алексей с жаром отвечал, что он предпочитает смерть постыдному бегству. Но, получив напоминание о долге императора, который не имеет права жертвовать своею жизнью, как простой солдат, и от жизни которого зависит судьба государства и самая возможность поправить беду в будущем, Алексей последовал общему примеру. С большим трудом, с опасностью на каждом шагу, после нескольких встреч с преследующими Греков Печенегами, при чем Алексей снова доказал силу своего плеча и ловкость в управлении своим мечем, удалось ему с протостратором Михаилом избегнуть плена, отделавшись неопасною, хотя оставившею надолго сильную боль контузией. 113 Он принужден был, для сохранения драгоценной святыни, которая в сражении служила ему знаменем, спрятать омофор Богородицы в густой траве на пути своего бегства. 114 Ночью прибыл император в Голою, по другую сторону Балкан, а через день явился в Верое. Когда в столице узнали о печальной развязке похода, то между гражданами распространилась ироническая поговорка: «От Дерстра до Голои хорошая станция, Комнин». 115 В Верое (Эски-Загра) явился к Алексею один из вернейших его друзей и советников, Георгий Палеолог, отставший во время бегства. Палеолог рассказывал, что он обязан спасением своей жизни только чуду. Его загнанная лошадь пала, Печенеги преследовали его по пятам, но в самую критическую минуту какое-то сверхъестественное существо явилось ему в образе одного епископа (Халкидонского) и подвело ему коня, на котором Палеолог и успел ускакать от погони. Чудесный конь был потом все-таки убит под беглецом печенежскою стрелой, и Палеолог более десяти дней скрывался в горах у одной бедной вдовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Из числа многих таковых чудес приведем здесь следующее. Одна женщина, одержимая нечистым духом, пришла в монастырь, где погребен был преподобный Герасим, помолиться над его гробом в надежде на его помощь изгнания из нее беса. А так как сия несчастная пришла в обитель уже в глубокий вечер, то и осталась заночевать до утра в монастыре. Но в полночь диавол, живший в несчастной, видя скорое свое изгнание, захотел погубить свою жертву, а потом ввергнул ее в колодец в намерении утопить оную. Но в то же самое время вдруг инокини услышали в своих кельях необычайных голос преподобного Герасима: «спешите, спешите скорее, беснуемая находится в крайней беде и нуждается в помощи». Инокини поспешили в ту келью, в которой оставили беснуемую, но ее там не было, стали искать по всему монастырю, и когда взглянули в колодец, то к удивлению всех увидели одержимую бесом, стоящую ногами на поверхности воды. Когда ее вытащили из колодца и стали спрашивать, каким образом она попала в колодец и сохранена от утопления, тогда она со слезами отвечала: – Как только по действу диавола я упала в колодец и погрузилась в воду, то в этом время увидела преподобного Герасима, который, взяв меня за руку, вытащал из воды, и потом, будучи поддерживаема невидимой силою, я осталась стоящею поверх воды, как бы на твердой земле, и с того часа совершенно освободилась от мучившего меня диавола. Все, видевшие это чудо, прославили Бога, творящего дивные чудеса святыми Своими, воздавая достойное благодарение и угоднику Его преподобному Герасиму, который и поныне источает чудеса всем, с верою призывающим его в помощь. Преподобный Герасим по внешнему виду был подобен святому Феодосию Киновиарху, только у святого Герасима борода была немного Молитвами преподобного Герасима, благодатию же Господа нашего Иисуса Христа, да сподобимся и мы получить части избранных Его. Аминь.   Житие и страдания святого нового преподобномученика Местом родины святого преподобномученика Игнатия было селение Эски-Загра, Терновской епархии, населенное болгарами.

http://isihazm.ru/?id=1831

За весь последний год, как и прежде, – кругом кишмя кишели враги, росли зависть и злоба, и он болезненно чувствовал свое одиночество, жаловался на то, что около нет близкого, дорогого человека… Скорбная нотка звучала иногда и в самые лучшие и светлые минуты его жизни. – Дела впереди еще много!..-говорил он мне в Москве. – …Наши силы нужны… Всем следует сплотиться и отстаивать свое… Враг со всех сторон идет; неужели вы не понимаете, что Россия теперь вся на Малаховом кургане? – Как это? – Да так: мы отбиваемся опять от коалиции… Отовсюду нахлынули недруги… Разве это не войну они ведут с нами… Да, еще понадобятся наши силы… Одно страшно, жутко… – Что это? – Как вспомню, что опять начнут валиться под пулями да под штыками мои солдаты… Знаете, разумеется, надо… Сознаю, что надо… Лес рубят, щепки летят… Да ведь в каждой такой щепке целый мир… Ведь каждая такая единица, из которой мы складываем цифры убитых и раненых, носит в душе своей и радости, и страдания… Ведь сколько мук опять… Да, знаете… я люблю войну, она моя специальность. Но в то же время я ненавижу ее… – Они думают, – говорил он нам, – о том, что для меня нет ничего лучше, как вести за собой войска под огонь, на смерть… Они думают, что я это из эгоизма… Ради личной славы? Нет, если бы они увидели меня в бессонные ночи… Если бы могли заглянуть, что творится у меня в душе… Иной раз самому смерти хочется, жутко, страшно… Так больно за эти бесчисленные жертвы!.. Между прочим, на совести туркестанских офицеров лежит то, что до сих пор мало известно подробностей об этом замечательном походе. Давно бы пора появиться воспоминаниям о нем. Письмо Михаила Лаврентьевича Духонина. Майор Калитин убит при защите Эски-Загры во главе болгарского ополчения, с его знаменем в руках, в тот момент, когда под напором бесчисленных таборов Сулеймана горсть наших войск должна была отступить. I Громадная, молчаливая толпа перед гостиницей Дюссо. Обнаженные под палящим солнцем головы, заплаканные лица, растерянные взгляды… Со всех концов Москвы собралась и стоит она, храня благоговейную тишину.

http://azbyka.ru/fiction/skobelev/?full_...

Рис. 182. Мраморная капитель с мягким аканфом из Рогуз-Дере близ Мангупа (по А. Л. Якобсону) Тоже самое можно сказать о времени строительства монументальной Парфенитской базилики. Во всяком случае, монастырский храм свв. Апостолов Петра и Павла, судя по свидетельству Жития Иоанна Готского, к третьей четверти VIII в. уже существовал, даже если он не соответствовал известной базилике и находился в стороне от нее 30 . Не исключено, что здесь можно подозревать два, а то и три периода строительства, когда каждое последующее сопровождалось кардинальным обновлением храма. Ранняя же Парфенитская базилика, очевидно, не восточного, сводчатого, а «эллинистического» типа, с одной полукруглой апсидой и двумя рядами мраморных колонн с ранневизантийскими капи-телями вполне могла быть сооружена из инкерманского известняка херсонской артелью ремесленников-икодомов во второй половине VI или в начале VII вв. 31 К VII–VIII вв., если верить результатам раскопок В. П. Бабенчикова в 1937 г., относится базиликальный храм на территории крепости Каламита, у южного обрыва Монастырской скалы 32 . Несколько раньше шло храмовое строительство в юго-восточной части посада городища Баклы, напротив северо-восточной стены цитадели, где пролеживаются выразительные остатки крупного христианского культово-погребального комплекса. Они включают следы небольшого одноапсидного храма с одним наосом и нартексом, сложенного из квадров известняка на плотном известковом растворе, фрагменты мраморной алтарной преграды с изображением хризмы, прочие архитектурные детали из известняка и находившееся по соседству с церковью искусственное подземное сооружение, возможно, мартирий с нишей-аркосолием 33 . Рис. 183. Базилика на Эски-Кермене Другой пример строительных работ иного характера – усадьба, расположенная на западном берегу Камышевой бухты (на месте античного земельного надела Жизнь здесь продолжалась долго, с V до XIII вв., причем, судя по стратиграфии строительных остатков, за это время сменили друг друга три здания, в том числе и периода VII–IX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лаодикия, о которой идет речь, называется теперь у турков Эски-Гиссар. Она была удостоена митрополичьей кафедры, которой подчинялись двенадцать епископов, и отстояла на шесть или восемь миль от Иераполя, согласно Мелетию (География. С. 459). Из этой Лаодикии написано Первое послание к Тимофею, что видно из конца Послания. Поэтому многие, обращая внимание на то, что в гл. 4 Послания к колоссянам Павел пишет: Распорядитесь, чтобы... и то, которое из Лаодикии (послание. – Прп. Н.), прочли и вы (См. Кол.4:16 .) недоумевают, не зная, что это – Первое послание к Тимофею, как мы сказали. 148 Иные считают, что этот Собор состоялся в 365 г., иные – в 357 г., а иные – в 368 г., при Римском папе Дамасе I (во 2-м т. «Синодикона»). 149 Ясно, что эти отцы собрались не только ради изложения настоящих правил, но и по другой причине. Она заключалась в том, что некоторые в Асии и упомянутой Фригии-Пакациане спорили и недоумевали по поводу догматов веры, не исповедуя Пресвятую Троицу Единосущной. Поэтому царствовавший тогда благочестивый Валентиниан, узнав об этом, приказал созвать собор в Иллирике и послать епископам названной Фригии исповедание веры, одобренное и утвержденное на нем, как тождественное с Никейской верой. Обо всем сказанном пишет Феодорит (кн. 4, гл. 6–8): «Узнав же, что в Асии и Фригии некоторые вступают в споры о божественных догматах, он приказал, чтобы в Иллирике состоялся Собор» (Theod. Cyr. Hist. eccl. IV, 7//PG 82, 1133А.) (данный Собор был в 365 г., согласно указателю во 2-м т. «Синодикона» (с. 1019), т. е. одновременно с Лаодикийским собором). Этот же император отправляет во Фригию еще и божественное послание, надписанное таким образом: «Самодержцы великие, досточтимые, победители, августы – Валентиниан, Валент и Грациан – епископам Асийского диоцеза, Фригии, Карофригии-Пакацианы о Господе радоваться» (Ibid.//PG 82, 1133B.). Равно и Собор в Иллирике, отправляя послание во Фригию, надписал его так: «Епископы Иллирика Церквам Божиим и епископам Асийского диоцеза, Фригии, Карофригии-Пакацианы о Господе радоваться» (Ibid., 8//PG 82, 1137C.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Об образе внесения статей долгом считаем предъявить, что не все писания будут вносимы сполна. Многое гораздо удобнее представить в извлечении. Это и будет делаемо иногда в каком-либо систематическом порядке, а иногда без него в виде отдельных изречений. Но самые наставления отеческие всегда будут предлагаемы их собственными словами. Предлагается читателям первая книга Добротолюбия, в новом его составе. В нее входят: 1) писания св. Антония; 2) извлечения из бесед св. Макария; 3) слова Исаии отшельника; 4) писания Евагрия монаха; 5) наставления св. Марка подвижника . В таком порядке статьи идут и в греческом Добротолюбии. В нашем вносится только св. Макарий, а св. Кассиан, стоящий там между Евагрием и св. Марком, отлагается в новом до следующей книги. Против св. Антония, по времени и значению, стоит св. Пахомий, от коего имеем устав общежительный. Устав сей перенесен на север восточной церкви св. Василием Великим . Он же изображается и в писаниях св. Кассиана. Положив во второй книге поместить уставы св. Пахомия и Василия великого , законным сочли мы отложить туда и устав св. Кассиана. К ним по сродству приложен будет еще устав св. Венедикта. И этим закончится состав второй книги. Еп. Феофан. Письмо 1051. Нужды славян и арабов и мысль об учреждении общества для удовлетворения этим нуждам Добрейший Н-лай В-вич! Бог в помощь! Спасайтесь! Много обрадован вашим письмом. Господь да воздаст вам за вашу любовь и заботу о христианах – здешних. Много нужд! Полагаю, что много найдется сочувствующих в доброй России; но нет голоса, который бы огласил всех и возбудил дремлющую доброту. Пусть пока идет речь во главе – Питере, – оттуда перейдет к сердцу – Москве и так далее. Это подготовка! Без общин нам ничего сделать нельзя. У правительства своих много нужд. А тут с миру по нитке, голому рубашка. Нужны школы для мальчиков и девиц. У болгар по местам есть и то и другое: им нужно поощрение, содействие, покровительство. Стоит только первоначально завесть: – увидят, что хорошо и начнут сами поддерживать. В настоящее время нужно бы организовать два заведения, которым усердные болгары положили уже начало. Это пансион – в Константинополе – и шелководская школа в Эски-Загре. О первой заботится Изворский, – вторую устрояет К. Тот и другой получают пособие от нашего правительства, но не достаточное на все. Поставить бы на ноги эти два заведения! Потом они пойдут уже сами собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Солдайи//Архитектурно-археол. исследования в Крыму. К., 1988. С. 81-97; он же. Таврика в эпоху раннего средневековья. К., 1990; он же. Застройка визант. посада на участке главных ворот Судакской крепости//Византийская Таврика. К., 1991. С. 101-121; Рудаков В. Е. Христианские памятники Баклы: Храмовый комплекс X-XIII вв.//АДСВ. 1984. [Вып. 21]: Античная и средневек. идеология. С. 35-57; Богданова Н. М. К вопросу о городском управлении в Херсонесе в нач. XIII в.//Социальные группы традиционных обществ Востока. М., 1985. Ч. 1. С. 42-63; она же. О времени взятия Херсона кн. Владимиром//ВВ. 1986. Т. 47(72). С. 39-46; она же. Церковь Херсона в X-XV вв.//Византия, Средиземноморье, славянский мир. М., 1991. С. 19-49; она же. Херсон в X-XV вв.: Проблемы истории визант. города//ПричернСВ. 1991. Вып. 1. С. 8-172; Романчук А. И., Лосицкий Ю. Г. Квартал XIII-XVIII сев. района Херсонеса в XII-XIV вв.: (Опыт соц. реконструкции)//АДСВ. 1985. [Вып. 22]: Проблемы соц. развития. С. 102-122; Диатроптов П. Д. Распространение христианства в Херсонесе Таврическом в IV-VI вв.//Античная гражданская община. М., 1986. С. 127-151; idem (Diatroptov P. D.) The Spread of Christianity in the Bosporus in the IIIrd-VIth Cent.//Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. Leiden, 1999. Vol. 5. N 3. P. 215-244; он же. Еще раз к вопросу о датировке росписей херсонесских христ. склепов//Церковная археология юж. Руси: Сб. мат-лов междунар. конф. «Церковная археология: проблемы, поиски, открытия» (Севастополь, 2001 г.). Симф., 2002. С. 34-37; Зубарь В. М., Павленко Ю. В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. К., 1988; Лосицкий Ю. Г. Опыт реконструкции крестообразных храмов Херсонеса//Архитектурно-археол. исследования в Крыму. К., 1988. С. 27-36; Николаева Э. Я. К вопросу о христианстве на Боспоре Киммерийском//Научно-атеистические исслед. в музеях. Л., 1988. C. 14-16; Паршина Е. А. Эски-Керменская базилика//Архитектурно-археол. исследования в Крыму. К., 1988. С. 36-59; Рапов О. М. Еще раз о датировке взятия Корсуни кн.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010