Затем ее обвинили в колдовстве и посадили в мешок, полный голодных куниц. В результате девушка приняла страшную смерть 207 . Конечно, эти страницы ничуть не славят биографию нашего героя, но вместе с тем едва ли подобные наказания носили массовый характер – летописцы не оставили имен каких-либо иных потерпевших лиц. По-видимому, устранялись отдельные подозрительные фигуры, хотя и здесь не обошлось без ошибок. Кроме того, все приговоры санкционировал «Вселенский патриарх» Арсений – верное свидетельство тому, что царской власти действительно угрожали, и не раз 208 . Внутренние угрозы царской власти сочетались с внешними опасностями Никейскому государству. Весной 1256 г. Болгарский царь Михаил II Асень вторгся во Фракию и разбил Мануила Ласкариса, ослушавшегося приказа василевса, причем в плен попали многие видные греческие военачальники. Получив об этом известия, царь за один день сделал переход длиной 400 стадий и прибыл с войском к Болгарофигу (Баба-Эски). Болгары частично были разбиты, частично – побежали в панике, едва завидев императорский штандарт. Болгарский царь немедленно запросил мира и получил его в обмен на крепость Чепены. Могущество Никейской империи вызывало уже не просто уважение, а страх. Римский папа Александр IV (1254–1261), озабоченный спасением Латинской империи и заключением соглашения с Феодором II Ласкарисом, направил к нему в 1256 г. своего легата. Тому были даны инструкции согласиться на условия унии, которые ранее предлагал Римскому папе Иннокентию IV император св. Иоанн III Дука Ватац. За это апостолик предлагал свое посредничество между Никейским и Латинским императорами. Более того, обещал папа, если вдруг Балдуин II заупрямится, то он сам готов обеспечить удовлетворение всех требований Никейского императора. Попутно понтифик предлагал вынести вопрос о статусе Восточного патриарха на Вселенский Собор, разрешая вековой спор о полномочиях Константинопольского архиерея и Римского папы и их местах в иерархии священноначалия. Но тут же оговаривался, что лично готов признать Арсения Восточным архиереем сразу после взятия греками Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чём будет состоять это поклонение к ногам Церкви – в обращении ли к истинной вере, содержимой Церковью , или в прекращении борьбы против христианства – во всяком случае здесь указывается на торжество и победу истинной веры над усилиями заблуждения и над гонителями Церкви. Стих 10 . Другою наградою Филадельфийской Церкви за сохранение слова терпения Христова (учения об уповании на Христа) служит избавление от годины искушения (испытания), хотящие приити на всю вселенную искусити. Разумеется гонение на Христиан, которое должно было распространиться во всей Римской империи (orbem terrarum, Деян 24:5 ). Апостол мог разуметь гонение при Нероне. Стих 12 . Сотворю столпа в Церкви Бога моего. Церковь сравнивается с обширным домом, в котором поставляются столбы с надписями имени владельца, имени города, строителя и обстоятельств постройки . Поставление столпом в неодолимой Церкви ( Мф 16:18 ) показывает ничем ненарушимую принадлежность победителя к Церкви. Надпись же имени Божия на столпе означает необыкновенную славу, данную самому зданию Церкви, и особенное покровительство находящимся в храме. Стих 14 . Ангелу Лаодикийские Церкве. Лаодикия, некогда главный город Фригии, ныне бедное местечко Эски-гиссар. Тако глаголет Аминь. В начале речи к ангелу Лаодикийской Церкви Иисус Христос называет Себя истинным; теперь, подтверждая принадлежность Себе сего качества, Он называет Себя Аминь (Сравните 2Кор 1:19–20 ). Начаток создания Божия, αρχ вместо αρχν, как и в начале Откровения Иисус Христос называет себя началом и концом ( Откр 1:8 ), или как в другом месте Он называется перворожденным всякой твари ( Кол 1:15 ). Стих 15 . Ни студен ecu ни тепл, то же, что двоедушный ( Иак 1:8 ), непостоянный. Образ берётся от пищи, которая употребляется исключительно или горячей или холодной; среднее же состояние неприятно действует на вкус и часто вызывает рвоту. Прилагая к нравственному состоянию выражение: ни студен, ни тепл показывает, что члены Церкви Лаодикийской хромали на обе ноги, служили Богу и мамоне. Но так как подобное состояние хуже даже безнравственности, потому что мнимою добродетелью и принадлежностью к вере усыпляло нравственное чувство и делало их неспособными к принятию обличения, то Иисус Христос и угрожает сей Церкви изблеванием, удалением от Себя, может быть, допущением Церкви уклониться к заблуждению, ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Иоанна Богослова в Земенском мон-ре, Болгария (1354), Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387), св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). Увеличивается число изображений воинов, напр. в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Сербия (1338-1348), их 17, а в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава, Сербия (до 1418),- 14; образы св. воинов включаются в наиболее важные композиции нетрадиц. иконографии, напр. в Деисус («Небесный двор»): Христу вслед за Богоматерью (Они - в царском облачении) предстоят воины в одеждах вельмож (ц. мон-ря Богоматери Заумской в Зауме близ Охрида, Македония, 1361; ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376). Изображения Г.-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей, напр. в ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209),- Г. рядом со святыми Саввой I и Симеоном Неманей; на зап. стене ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- Г. дарует меч кор. Милутину. В основе иконографии Г. на коне лежит позднеантичная и визант. традиции изображения триумфа императора. Различаются неск. вариантов: Г.-воин на коне (без змея); Г.-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»); Г. со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком»). О том, что эти иконографические типы не дублировали друг друга, а воспринимались самостоятельно, свидетельствуют произведения, где одновременно присутствуют неск. вариантов изображения Г. на коне. В числе ранних примеров - фреска XII-XIII вв. скального храма «Трех всадников» в Эски-Кермене (Крым), где отдельными изображениями представлены фигуры (слева направо): Г.-воин (фронтально, с поднятым копьем в правой руке, со щитом за левым плечом, в левой руке - поводья), Г.-змееборец и Г. со спасенным из плена отроком, сидящим за спиной святого на крупе коня. Фреска, созданная, очевидно, греч. мастерами, являлась чтимой святыней греч. населения Крымского п-ова. В визант. искусстве образ Г.-змееборца, основанный на апокрифическом источнике, встречается редко (стеатитовый рельеф XII в., Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США; фреска в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Андрей, русский исповедник в Каире (Память 4 июля). Монастырь великомученика Георгия в Старом Каире (Эски-Масыр), хотя и редко бывает посещаем путешественниками и даже местными христианами-арабами (разве только по случаю похорон, так как там находится единственное православное кладбище с церковью в честь Успения Божией Матери): однако эта древность все-таки заслуживает внимания со стороны любознательного археолога-христианина, как по своей древности, так и по своей святыне, чудотворной иконе св. великомученика Георгия. Подле церкви этого монастыря в боковой комнате устроена маленькая часовня, где поставлена древняя икона великомученика Георгия, имени которого посвящен и самый монастырь. Как христиане, так нередко и мусульмане, в этот монастырь к заветной святыне приводят своих больных, одержимых умопомешательством и падучей болезнью. Страждущих своих привязывают они цепью к мраморной колонне пред часовенкой и, после молебна великомученику, оставляют их там на несколько дней. Узники изредка приходят в сознание и поправляются без всяких лекарств. В том же монастыре помещается и патриаршая богадельня, в которой Александрийский владыка дает убежище 12-ти бедным беспомощным старцам и старицам из местных православных. Этот малый, убогий монастырек, устроенный на стенах древней крепостной башни, памятен тем, что в нем скромно, ни для кого незаметно, подвизался бедный наш соотечественник Андрей, под именем блаженного (мархум, евлогименос). Это был редкий образец христианского смирения и непоколебимой твердости в вере. Смиренный раб Божий, изможденный варварскими пытками, он никому не поведывал о прошедших своих страданиях: знал о них только Господь, за святое имя Которого он страдал, да бедный священник, нашедший себе приют в Георгиевской богадельне, духовный отец покойного Андрея, которому он сообщил некоторые эпизоды из страдальческой своей жизни. Таково было смирение Андрея! Уже после блаженной его кончины, когда повесть о его исповедничестве сделалась некоторым известною, оценили исповедника Христова и подвижника, и вот что удалось узнать от старца-священника о приснопамятном соотечественнике нашем Андрее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во времена Христа был чуть ли не первым городом Малой Азии, так как лежал на торговом пути, соединявшем восток и Запад. Начало христианства здесь, вероятно, положено не самим Ап. Павлом (Кол. 2:1), а учителем Колосской церкви Епафрасом (Кол. 1:7). Церкви Лаодикийской Ап. Павел написал особое послание; она упоминается и в Апокалипсисе в числе замечательнейших Малоазийских церквей (3:14–22). В 360 г. в Лаодикии был поместный собор, правила которого (60) касательно порядка богослужения, поведения клира и мирян вошли в церковный канон. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен Тамерланом. Теперь лишь одни развалины на невысоком холме близ опустошенного селения Эски-Гиссара говорят о когда-то бывшем здесь древнем городе. т. е. Междуречье, древняя Сеннаар (Быт. 10:10), место рождения и жительства Авраама до выхода в землю Харран (Быт. 11:28; Деян. 7:2); Так называется пространство, лежащее между реками Тигром и Евфратом, ограниченное на юге Персидским заливом, на севере горами Армении. В более тесном смысле Месопотамией называется северная часть этой области, т. н. Эль-Джезир, тогда как южная часть области известна под именем Вавилонии, нынешняя Ирак-Араби, т. е. древняя Вавилония. В эпоху Римлян страна разделялась на две части, Озроена на западе, перешедшая к Риму в 217 г. по Р. Хр., с главным городом Эдессой, и Мигдония на востоке, с главным городом Низибидой, завоеванной в 115 г. римским императором Траяном. Начало христианства в Месопотамии положено спутником Ап. Ермы Иудою или Фаддеем — по преданию одним из семидесяти учеников Господа Иисуса Христа; Иуда основал в Эдессе церковь. В окрестностях Низибиды родился св. Ефрем Сирин (III–IV bb.); епископ Низибийский Фома Варсума был ревностным поборником несторианской ереси, учившей, что превечно рожденное от Отца Слово Божие только обитало в человеке Иисусе, пребывая с Ним в особом, нравственном соединении. В XI столетии, при нападении сельджуков и турок, Месопотамия склонилась к упадку и теперь принадлежит Турции; жители — турки, курды, арабы, армяне, сирийцы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– По моему мнению это Каср-и-Хосрау и представляет развалины резиденции Рошан-Хосрау. (Проф. Хоффман с εσανκουσδων отождествляет не только τ ’Ροσωχοσρν, во и ’Ρουσ Theophan. 320, 21  de Boor, 492 Bonn.; я очевидно не могу видеть в ουσ Рошан-Хосрау=Каср-и-Хосрау).– Третья резиденция – τ καρστ или τ κρτα τ μγα есть, по моему мнению, «Disqarta» (из Distqarta) сирийцев ( το Δισκρθας, Symeon. Metaphr. vita s. Anastasii persae, κα, Migne, S. Gr., 114, 800 D – νθα δ βασιλες Χοσρης διτριβεν), «Daskaratu-l-Malik(i)» арабов, «Dastagerd-i-Khosrau» персов, ныне развалины Эски-Багдад близ городка Шарабан (Hoffmann, 120; Nöldeke, 295). Петерман 23 сентября из Касри Ширин прибыл в Ханекин (6 1/2 часов езды), 27-го из Ханекина в Кизиль-Робат (Касрабад) (около 7 часов), 28-го из Кизиль-Робат в Шарабан («Schéhraban») (5 1/2 часов езды). Petermann, II, 269. 274. 275. – Хоффман, 252, доказывает, что и под  ν  τ Βεραμας Хосрау, и под  ν  τ προσαγορευομν Βιθαρμας Menauder Protector, p. 365,8 Bonn., и под τ ρμαν в κλευσις Ираклия в «пасхальной хронике» [cp. Nöldeke, 384] разумеется провинция Бэт-Армайе и затем резиденция Дастагерд-и-Хосрау. – Наконец четвертая резиденция – и именно зимняя – самая столица Махозэ. Так-и-Кесра на восточном берегу Тигра (Nöldeke, 353) – остаток большого дворца Хосрау («Êwàn») в Ктисифоне, Вех-Ардашир на западном берегу – место древней Селевкии. 26 Hoffmann, 120. 67. 107. 108. 113; Assemani Bibliotheca Orientalis III, 1, 471 91.93, 450;Nöldeke, 358, 385. «Блашфарр» – «весьма близко», ganz nahe, от Холвана; не на месте ли «Кала-и-Дуаб»? Впрочем, «канал Валаша» впадает в Алванд-чай к востоку от Сар-и-пуля. 27 Хоффман, 120, считает возможным, что этот монастырь св. Сергия тождествен с построенным для Ширин «в стране Блашфарр». – Другой монастырь св. Сергия в 7 милях ( σημε α) от Дастагерд-н-Хосрау быть может тождествен с тем «монастырем Ширин», из которого христиане – по Себеосу (гл. 4 стр. 50 перевода, 46 текста) – в вербное воскресенье совершали процессию ко дворцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

166 Подроб. объясн. картины в особ. соч. о стр. суде, помещ. в III т. Трудов Одесского Археолог. Съезда. 170 В древних памятниках византийских, позднегреческих и русских изображение св. Георгия имеет разнообразные формы: чаще всего он изображался в виде воина с копьем и щитом; иногда художники представляли его во дворце Диоклетиана среди стражи в момент его вдохновенной речи пред императором, или поверженным в темнице в оковах. Пытки св. Георгия (колесование), мученическая кончина (обезглавливание) и чудеса также находили свое выражение в памятниках. Все эти виды изображений описаны в греческих подлинниках; ср. русские подлинники СПБ. Дух. Акад. рукопись XVI в. 1523; строгонов. лицевой под 23 апреля и др.; ср. икону XIV в. в музее Академии Художеств, изданную с опущением некоторых подробностей Прохоровым в Материалах для истории русских одежд 1871 г. Изображение св. Георгия на коне, поражающего змия, имеет также, по всей вероятности, византийское происхождение: его мы встречаем в одной из пещерных церквей Крыма (в Эски-Кермене, рис. в собр. прот. Чепурина), в иконостасе церкви Ираклии – древнего Перинфа (икона резная, века XV): тот и другой имеют происхождение не западное; такова же и фреска староладожская и ценина Димитриевского собора во Владимире, указанная И. П. Сахаровым (Зап. отд. русск. и слав. археол. т. I, стр. 70). В основе этого иконописного перевода лежит древнее, известное почти у всех народов Европы, предание (Снегирев, Русск. простонар. праздн. III, 65 и след.), по которому св. Георгий, явившись в образе воина, поразил в стране ливийской страшного змея, требовавшего человеческих жертв, и освободил царевну и всю страну от неумолимого врага. Французский ученый Клермон Ганно сопоставляет сказания о св. Георгии с мифологическими преданиями Египта, Финикии, Греции и Рима и находит между ними заметные параллели, а изображение Георгия на коне сравнивает с барельефом луврского музея, представляющим Горуса на коне, поражающего копьем крокодила (Clermont Ganneau, Gorus et St.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Одно из ранних сохранившихся изображений В. представлено на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в.; в рост (рядом с образом Богородицы с Младенцем (тип Гликофилусы)) В. показан на 2-й юж. колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме (1130-1139). Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) В храмовой росписи наиболее многочисленными являются примеры включения В. в изображение св. отцов Церкви, украшающее стену алтарной апсиды. Большое число таких росписей сохранили церкви Каппадокии, подчеркивая особое почитание В. здесь. Он изображен, как правило, в центральной апсиде, в церквах: арх. Михаила в Ыхларе, IX-X вв.,- с юж. стороны ап. Павел, с северной - В.; «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг., представлен в юж. регистре рядом с равноапостольными Константином и Еленой, облачен в фелонь зеленого цвета; Балкан-Дереси 4 (святых Петра и Павла), X в.; в Гёреме 15а, X в.,- в сев. части апсиды; Дирекли-килисе, кон. X - нач. XI в.; Карабулут-килисе в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в.,- в нижнем регистре открывает с сев. стороны ряд святителей (8 фигур), к-рые одной рукой благословляют, в другой держат кодекс (В. в розовой фелони, борода белого цвета, закруглена на конце); Чарыклы-килисе (Св. Креста) в Гёреме 22, XI в.; св. Феодора в Тагаре, XI в.; мон-ря Эски-Гюмюш, 2-я или 3-я четв. XI в.; «Бородатых святых» близ Соганлы, 1106 или 1021 г.; в Ыспыдыне, XI в.,- вместе со свт. Поликарпом Смирнским; Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме, 3-я четв. XI в.,- вместе со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Мирликийским, борода В. остроконечная; Кирк-Дам-Алты-килисе (св. Георгия), между 1282 и 1295 гг.,- в юж. части апсиды рядом со св. Афиногеном, также особо почитаемым в Каппадокии; Токалы 2 в Гёреме, XIII в.,- в сев. апсиде вместе со св. Никандром, оба седобородые старцы в епископских одеждах. Такое же размещение фигуры В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

1088 Вирап – глубокая яма, ров. По преданию, Григорий Просветитель был брошен Трдатом III в яму. На месте мучений Григория был построен Хор-Вирапский монастырь. 1093 См.: Г. Алишан. Нерсес Шнорали и его эпоха. На русск. яз. см. об этом: К. С. Тер-Давтян-Аревшатян. Армянская житийная литература XI-XV вв. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван, 1975. 1094 Тачкастан – Иконийский, или Румский, султанат, сельджукское государство в Малой Азии (конец XI – начало XIV вв.). 1097 Кесария – Кесария Каппадокийская (Мажак, Мазака) – столица Каппадокии, ныне именуется Кайсери. 1098 Понт – речь идет о территории северной Малой Азин, по которой тянется цепь северо-анатолийских, или понтийских, гор. Здесь в 302–301 г. до н. э. было основано Понтийское государство. Пало в 64 г. н. э. 1100 Владения ементийцев – западнее Себастии в древности находилось поселение Евменис. Возможно, слово «ементийцы» у автора связано с Евменисом. 1101 Трапизон (Трапезунд) – портовый город в Турции. До геноцида 1915 г. в Трапезунде проживало 15 тысяч армян. 1102 Карнокалак – один из древнейших городов исторической Армении. Именовался также Феодосиополем. Ныне – Эрзерум в пределах Турции, административный центр одноименного санджака. 1104 Даранали – одна из областей исторической Армении, сопредельная области Екелеац. Ныне – Камах, в пределах Турции. 1105 Мелитена – город в исторической Армении, ныне Эски-Малатия в Турции. В средние века близ Мелитены был основан город Малатия. 1108 Область Гамирк – от названия селения Гамирк, ныне Кемери в пределах Турции (см. С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 46). 1109 Меркурий, или Меркериос, – согласно церковной традиции, жил при римском императоре Деции (249–251). «Мученичество Меркурия» в древнеармянском переводе см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 47–57; М. Авгерян. Указ. соч., т. IX, с. 188–202. 1110 Гордий – согласно церковной традиции, жил при римском императоре Диоклетиане (284–305), был в его армии сотником. Сохранился древнеармянский перевод «Мученичества Гордия», имеющий ценность оригинала, который, по утверждению М. Авгеряна, неизвестен ни болландистам, ни Сириусу, ни Руфину. Они знакомы лишь с Похвалой Василия Кесарийского Гордию, которая также известна в древнеармянском переводе (см.: М. Авгерян. Указ. соч., т. I. Венеция, 1810, с. 442–446).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Абсолютно беспочвенными представляются утверждения о том, что большие военные отряды хазар в конце VII и VIII в. окружили Херсон и «на долгое время отрезали его от горных и степных районов, от сырьевых и продовольственных баз» 1761 . Это в корне противоречит общей политической обстановке в Таврике и сути хазарско-византийских отношений того времени 1762 . Для пропитания одного человека требовалось в год не менее 16 модиев хлеба (около 200 кг зерна) 1763 . Значит, только для внутренних потребностей 6–7-тысячного населения города надо было получать около 1200–1400 т зерна, не считая фуражных запасов. Херсониты могли перекупать часть урожая (хлебных излишков) у местного населения. Натурой получала часть доходов от своих патримониев и херсонская церковь . Какая-то доля шла на нужды стола епископа, содержание нескольких сот клириков, раздачи бедным, но остальное сбывалось на рынке. Сами горожане и представители духовенства, недостаточно обеспеченные сельскохозяйственной продукцией собственного производства, должны были жить за счет рынка. Примечательно, что местные производители сельскохозяйственной продукции сохранили именно пшеницу в качестве главной хлебной культуры, очевидно, в расчете на покупательный спрос и не заменили ее менее прихотливой рожью. С высказанным выше наблюдением вполне увязываются вырубленные в крепостях Внутренней и Главной гряды Крымских гор комплексы скальных ям-хранилищ, имевших колоколообразную или пифосообразную форму, вместимостью от 0,3 до 4,8 тонн, подобные обнаруженным вдоль восточного и западного края плато Эски-Кермен (см. рис. 40), на котором находилось одно из таких городищ – перевалочных пунктов (polis-maton или kastron), укрепленных уже к концу VI в. 1764 Обычно хранилища располагались гнездами, по нескольку десятков единиц. Любопытное предположение в отношении этих ям, закрывавшихся каменными крышками, было высказано Ю.М. Могаричевым, полагающим, что устроенные таким образом крупные склады раннесредневекового периода были предназначены для хранения зерна или даже гораздо более выгодной для транспортировки муки, которые крестьяне свозили из долин под защиту крепостных стен, в свое время воздвигнутых с помощью византийских икодомов, после чего собранный груз переправляли в «столицу» византийской архонтии – портовый Херсон 1765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010