Наконец, была создана ликвидационная комиссия, которой были изъяты для передачи в Гохран все драгоценные металлы и камни, украшающие иконы и другие вещи, «местному УНО для музея – все исторические ценности», для передачи в Госфонд изъяты 17 медных колоколов разных размеров из церквей монастыря в Шенкурске, колокола из церкви в Уздринской пустыни и 6 колоколов – в Макарьевской пустыни. Монахини разъехались кто куда. После переустройства Свято-Троицкой церкви в 1926 г. в верхнем этаже разместили «кино» «Революция», в нижнем – краеведческий музей. Т. Шунина, научный сотрудник краеведческого музея. Источник: газета " Важский край " 10.01.1990 года  и информация с сайта  " Емьская гора " Троицкий Шенкурский монастырь, заштатный, в городе Шенкурске, основанный в 1664 году. В 1765 году он был упразднен; в 1778 году восстановлен и стал мужским; в 1865 году обращен в женский. В нем хранится чтимая икона Божией Матери Троеручицы; в день празднования этой святой иконы (12 июля) и в день Святой Троицы вокруг монастыря совершается крестный ход, а 25 июля в Макарьевскую пустынь. При монастыре странноприимный дом и мастерские: иконописания, золотошвейная, рукодельная и пр. К монастырю приписаны: 1) Макарьевская пустынь, в 16 верстах от него, основанная в 1676 году; сначала была мужской, в 1865 году обращена в женскую; здесь находится древняя икона пр. Макария Унженского (см. 25 июля), принесенная в пустынь в 1671 году; 2) Уздринская или Уздренгская пустынь, близ впадения реки Уздры в реку Пую, в 112 верстах на юго-запад от города Шенкурска, основанная в XVII веке. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь основан иеромонахом Ионою в городе Шенкурске в 1637 г., и изначально являлся мужским. Монастырь располагался на возвышении в восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья. Главным храмом первой обители была церковь вмц. Екатерины, а второй храм Троицы Живрначальной. Екатерининский храм построен мирянами в 1604 году (возможно, на месте более древнего храма) и служили там священники из монахов. По грамоте патриарха Иоасафа I иеромонах Иона в 1637 году возле Екатерининского храма и возвел Троицкую церковь, так о образовался монастырь. До появления Архангельска Шенкурск был важным и богатым городом через, который проходили торговые путь по Двине и Ваге.

http://sobory.ru/article/?object=21352

Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб. в честь иконы Свенской Пресвятой Богородицы, которая тут и находится; празднество ей совершается 3 мая и 17 августа. 2) Соборная ж, Успения Богородицы, она построена первоначально деревянная Князем Романом в 1288 году, и потом воздвигнута по повелению царя Иоанна Васильевича, в 1567, каменная. В этом храме погребен и основатель обители, кн. Роман Михайлович. 2) Теплая, Сергия Радонежского. При этой обители бывает ежегодно значительная ярмарка, начинающаяся 15 августа и оканчивающаяся 15 сентября. ОДРИН-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 8 верстах от уездного города Карачева, на реке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Чудотворца Николая. О времени, когда последовало это явление, а с тем вместе и основание обители, сведений нет. Здесь ныне три каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца; заложена 1707, а освящена 1710 года; в ней находится и означенная явленная икона. 2) Знамения Богородицы, построена в 1764 году. 3) Сергия Радонежского, над св. вратами; существует с 1700 года. При этих церквах пять приделов. В этот монастырь совершается ежегодно в четверток восьмой недели по Пасхе крестный ход из города Карачева; а 9 мая бывает ярмарка. БЕЛОБЕРЕЖСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, общежительный, в 15 верстах от уездного города Брянска, на урочище, издревле называемом Белые берега. Основан около 1661 года священником Симеоном, который принес сюда явившуюся 28 июня 1661 года, икону Божией Матери Троеручицы; потом возобновлен, 1721, Брянского Петропавловского монастыря архимандритом Питиримом. Число монашествующих здесь было сначала только 5 человек, а в 1817 году, по указу императора Александра I, штат увеличен до 30 иноков. В сей обители церковь Соб. Николая Чудотворца, в которой находится и вышеупомянутая явленная икона, празднество коей совершается 28 июня. ПОЛБИНСКАЯ-ПРЕДТЕЧЕВСКАЯ пуст. муж. в 9 верстах от уездного города Брянска. О времени основания оной сведений нет; известно только, что построил оную бывшего Петропавловского Брянского монастыря игумен Даниил. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Живоначальной Троицы, с приделом Иоанна Предтечи, внизу Владимирской Богородицы; 2) Праведных 3ахария и Елисаветы, над св. вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Территория монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями передана Брянской Епархии 14 января 2004 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года (Журнал 42) мужской монастырь Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был возобновлен. Настоятелем назначен иеромонах Глеб (Шматов). В настоящее время на территории Пустыни Брянской Епархией ведутся ремонтно-восстановительные работы. Сведения взяты из статьи " Монастыри и храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления) Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, заштатная, общежительная, на урочище Белые берега, при реке Снежоти. в 15 верстах от города Брянска, в 30 верстах от города Карачаева. Основана около 1661 года иеромонахом Серапионом (в схиме Симеон). Здесь находится принесенная им Белобережская икона Божией Матери Троеручица, прославившаяся многими чудесами. Кроме 28 июня, в честь этой Святой иконы совершается празднование 18 июля. В память избавления от холеры в 1831 году, эта святая икона приносится в города Карачаев, Брянск и другие места. При монастыре больница с амбулаторией и с бесплатной для бедных выдачей лекарств; в 4 верстах от пустыни на монастырском хуторе при деревне Малое Полбино — школа грамоты и одноклассное училище. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Иоанно-Предтеченская Белобережская Пустынь Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. Во многих источниках указывается, что Белобережская пустынь возникла в начале XVIII века, когда Nemp-I, ввиду подготовки города Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В.Д.Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский. Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. В 1989 г. А. м. был возвращен Воронежской епархии РПЦ и 4 нояб. 1990 г. открыт как женский. Восстановлены двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывш. Воскресенский, освящен 4 нояб. 1990 г. во имя свт. Алексия Московского, нижний, бывш. Алексиевский,- 21 нояб. 1991 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери; также восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Построены часовня для водосвятных молебнов, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. В 1992-2000 гг. в А. м. засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма, вмч. Пантелеимона, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, Питирима Тамбовского. При мон-ре имеются детская воскресная школа, благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье. Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 г. перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX вв.: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина) , Серафима (Аретинского) , Вениамина (Смирнова) , Анастасия (Добрадина) сщмч. Тихона (Никанорова) . Настоятельница с апр. 1992 г.- игум. Варвара (Сажнева); в штате мон-ря 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц. Лит.: Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-69; Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря/Сост. архим. Иларион (Боголюбов). Воронеж, 1859; Яворский Ф. К. Алексеевский Акатов монастырь//Воронежские ЕВ. 1869. 9. С. 373-382; 10. С. 410-424; 11. С. 448-464; 12. С. 481-497; 13. С. 517-528; 14. С. 558-570; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 44-45; Вып. 2. С. 207-213; Зверев С. Е. Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря//Воронежские ЕВ. 1892. 21. С. 842-847; [Поликарпов Н. И.] Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»//Воронежская старина. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 30-32; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 103-113; Мирошкина В. Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление//Воронеж-Липецк православный. 1997. 8 (8). С. 3.

http://pravenc.ru/text/63812.html

В 1920 г. сгорел усадебный дом, и остатки его были разобраны на хозяйственные нужды местным населением. От старого усадебного комплекса сохранились 2 каменных флигеля (используются под жилье), каменная церковь с 2 колокольнями (действующая), артезианский колодец (двухэтажный прямоугольник со срезанными углами и восьмискатной крышей, первый этаж каменный, второй деревянный) – редкий образец инженерного сооружения в усадьбах (используется по первоначальному назначению). Сохранились поредевшиие регулярный (аллеи его ухожены) и пейзажный парки. В последнем в 1960-е гг. проведена подсадка деревьев в шахматном порядке, что нарушило его первоначальную композицию. Сохранилось значительное количество старых деревьев; наряду с дубами, липой, кленом, ясенем, березой, елью и сосной, встречаются и экзотические виды: пихта сибирская, туя западная, карагана древовидная, рябинник рябинолистный и др. Вдоль северо-западной границы парка к реке идет живописная аллея из могучих елей, с обхватом более 2 м. Сохранились в парке и оба озера. Лит.: Русская старина, 1904. – 5. – С. 455-480; Васильева Л.П. Старые парки Смоленщины. – М., 1981.  Каменный храм во имя Преображения Господня с приделами во имя Святителя Николая чудотворца и Святого архидиакона Стефана построен в 1797 г. на средства лейб-гвардии поручика Александра Федоровича Хомякова. Богослужение в храме возобновлено в 1947 г. В интерьерах храма сохранилась клеевая роспись конца XVIII – начала XIX вв., подновленная в ХХ в. маслом. Над сохранившимся классическим иконостасом конца XVIII в. на своде написана " Троица Новозаветная " на фоне клубящихся облаков. В алтаре над престолом сень на высоких колоннах в форме ротонды, украшенная резной драпировкой с кистями. В храме находится икона Божией Матери Троеручицы, почитаемой в Л. и окрестных селах как чудотворная. Раньше у деревни Медведково, у источника, была часовня, посвященная иконе Божией Матери Троеручице. В 50-е гг. часовня была разобрана жителями, перенесена в деревню и в ней был устроен жилой дом.

http://sobory.ru/article/?object=06805

Другая чтимая святыня обители - икона Божией Матери " Троеручицы " . Около храма обращает на себя внимание столпообразный домик с часовым циферблатом на лицевом фасаде. Расположенный внутри часовой механизм изготовлен в 1858 г. в Париже и является старейшим в Киеве. Богослужение возобновлено в 1991 г. и до 1995 г. Ионинский был скитом Киево-Печерской Лавры. В 1995 г. одновременно с местной канонизацией прп. Ионы монастырю был возвращен статус самостоятельного. 12/25 июля 1999 г. установлен и освящен Крест на месте явления Божией Матери прп. Ионе. Общецерковное прославление прп. Ионы было совершено 22 октября/4 ноября 1999 г. Входила в комплекс построек Троицкого (Ионовского) монастыря, основанного в 1866 г. Расписана в начале XX в. (художник Г.А. Золотов и др). Церковь кирпичная прямоугольная в плане с разновеликими объемами по углам. Над центральной частью помещен восьмигранный барабан с барочной главой. Перекрытия балочные. В угловых помещениях западной части церкви расположены лестницы. Территория, на которой находится церковь, является исключительно интересной в археологическом отношении. Вблизи раскопками 1911-1914 г.г. (археологи А. Эртель и И. Каманин) выявлены и частично исследованы пещеры бывшего Зверинецкого монастыря, основанного в Х в. Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Строитель», 1983 г., т. 1. Монастырь возродили в третий раз. Здесь восстановлен фасад храма, крыша, перекрытия, стены вновь украшают росписи, звучат колокола. И все это – без копейки дотации, хотя за последние годы здесь перебывало немало чиновников самого высокого ранга. Они, конечно, оставляли пожертвования, но основная финансовая нагрузка легла на плечи обычных людей. Именно благодаря им удалось полностью восстановить монастырь, который к началу 1990-х г.г. являл собой грустное зрелище. За всю историю существования – а построен он был в конце XIX в. – храм закрывали дважды. В 1930-х г.г. его помещение отдали детской колонии, а священников сослали. Старожилы еще помнят, как в здании жарили пирожки.

http://sobory.ru/article/?object=05636

К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники. В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб. С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии. В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г. Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно. Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492. Лит.: Болховитинов Е. Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр.

http://pravenc.ru/text/154005.html

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

1803 - 1808 годы: пристроена ризница и возведена часовня. 1834 - 1872 годы: основательно переделана архитектура и интерьер церкви: разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, ветхое заменено новым, шпиль был покрыт новым железом и крест вновь позолочен. Возведена ризница, пристроен новый придел, по проекту инженера Георгия Винтергальтера расширен храм, переделан купол. Во время проведения реставрации прихожане молились во временном деревянном здании. 17 октября 1871 года: освящен придел иконы Божией Матери «Троеручица», которую, по преданию, при наводнении 1777 года принесло водой на паперть. Эта икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Ныне находится в Никольском Морском соборе. 1905 год: проводился очередной ремонт храма проводился. Тогда на колокольне были восстановлены куранты. В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. Часть икон была передана в музейный сектор Ленсовета, чтимые – в Знаменскую церковь. Перестройки и утраты особенно коснулись церкви в 1940-1941 годах. В 1951-1954 годах здание реставрировано. Во второй половине 1950 годов в Церкви был размещен отдел проектирования гидроэлектростанций Ленинградского филиала проектного института Оргэнергострой. По всей площади Церкви и под куполом стояли кульманы с чертежами будущих машин, узлов и агрегатов для ударных строек от Иркутской ГЭС до будущих – Красноярской и Усть-Илимской. В 1980-е годы здание реконструировано под Музей метеорологической, геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. С весны 1991 в частично возвращенном верующим храме начаты богослужения. По договоренности с Ленсоветом и Управляющим Епархией, Высокопреосвященным Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) принято решение храм возвратить верующим. Освещение Храма состоялось 1 января 1995 года митрополитом Иоанном. С 1996 по 2013 год была проведена масштабная реставрация здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_правв....

В 1867 г. храм вторично подвергся переустройству по ходатайству ктитора П. А. Сергеева, пожертвовавшего на это 20 000 руб. На этот раз трапезная часть опять распространена по новому плану, утвержденному епископом Поликарпом, а в следующем году церковь внутри и снаружи оштукатурена. В 1871 г. устроена колокольня. В 1891 г. грозою колокольня была повреждена, в ней выбито до 400 кирпичей, а на храме крыша настолько испортилась, что стала протекать. Это вызвало крупный ремонт в 1892 г., когда была исправлена наружная штукатурка, сделана новая крыша, восстановлена с северной стороны ограда, принятая в 1867 г. по случаю расширения трапезной, и вся церковь покрыта масляною краскою. Внутренность храма тоже неоднократно ремонтировалась. Главный иконостас поновлен и позолочен в 1860 г., а придельные заменены новыми в 1895 г. Одновременно обновлена вся трапезная часть храма: для нее приобретена медная позлащенная утварь стоимостью в 2 750 руб., стены и потолок покрыты масляною краскою и украшены живописью, а деревянные полы заменены цементными. В церковной ограде в 1893 г. разведен сад ктитором А. Сергеевым, а в 1902 г. к Преображенской церкви причислена часовня, устроенная в 1882 г. обществом ремесленников в память мученической кончины Императора Александра II. Прихожанами особенно почитаются иконы Божией Матери Тихвинской и «Троеручицы» в сребропозлащенных ризах. За клиросом трапезной части находится древняя икона «Воскресения Христова и сошествия Его в ад». В Преображенскую церковь ежегодно 9 августа совершается крестный ход из Вознесенского Собора, неизвестно когда и почему установленный. На содержание храма поступает треть арендной платы с каменной лавки, пожертвованной в 1797 г. местным купцом И. В. Шапошниковым, а остальные деньги идут в пользу причта; кроме того, церкви принадлежит капитал в 1 269 руб. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=02128

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010