Что особенно ценно, в Рукумии продолжает жить традиция монастырского православного книгописания. В 1989 году здесь увидела свет первая книга, посвящённая Косовской битве. С того времени Рукумия не раз объявляла о выходе новой православной литературы. Остаётся добавить, что сам настоятель монастыря игумен Симеон известен своей огромной любовью к России. Богослужения он проводит исключительно на церковно-славянском языке и не приветствует никаких " новомодных " течений. Игумен не скрывает своих монархических убеждений, веря в грядущее возрождение Русского и Сербского Царства. Не удивительно, что в наши дни Рукумия - один из самых посещаемых русскими паломниками монастырей Сербии. Современное состояние [ править править код ] Рукумия связана с Сибирью. Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» , написанная в Рукумии, была передана в дар Тарской епархии игуменом монастыря иеромонахом Симеоном. После этого было принято решение создать общество русско-сербской дружбы «СЕРБИРИЯ», а в поселке Саргатское Омской области было устроено подворье в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] В XIV веке начались массовые переселения монашествующих в Сербию, и не только с Афона , но и из других монашеских центров. Это переселение и мудрая политика царя Лазаря и его последователей способствовали тому, что за короткий период появилось множество духовных центров. Первым из них стал монастырь Раваница . За ним последовали другие церкви и монастыри: Лазарица, Введения в Ждреле ( Горняк ), Йошаница, Нова Павлица, Дренча , Наупара, Любостыня в Алексинце, Сисоевац, Копорин , Велуче, Петковица , Жупаневац и другие. Многие из них уже не были общежительными, как прежде, но возникали пустынножительные поселения, подобно синайским и святогорским скитам. Такое поселение появилось около монастыря Раваница, в районе Любостыни и Мойсиня, а ущелье Ждрела превратилось в малую Фиваиду с центром в монастыре Горняк , где подвизался Григорий Синаит Младший.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Вокруг обеих церквей Никольской и теплой преп. Иоанна Дамаскина каменная, старинной кладки ограда, очень обширная. Эта ограда спускается вниз церкви по косогору, к лугу. В ограде, как видно из множества могильных насыпей, старинное кладбище; впрочем, ныне погребают здесь более значительных прихожан, как-то: помещиков, благотворителей храма. Есть фамильные кладбища, огражденные решетками, помещиков Решетовых, Савельевых, Писаревых, Бородиных и др. Здесь же погребен церковный староста И. Абанин, на свои средства перестроивший каменную Николаевскую церковь. За алтарем каменной церкви могилы большей частью священников, служивших при сей церкви. Под колокольней – родовая усыпальница помещиков села Ксизова – Бехтеевых. Близ ворот, ведущих в ограду со стороны села, устроена каменная часовня, в которой находится свято чтимая прихожанами старинная икона св. Николая-путеводителя. Перед иконой неугасимая лампада. В храме замечательна местно почитаемая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери; эта икона приобретена в храм Бехтеевым, старинной живописи. В честь ее устроен левый придел, в иконостасе которого она помещена. На иконе шелковая пелена и риза серебряная, унизанная драгоценными камнями; на ней есть разного рода привески, свидетельствующие об исцелении больных. Перед сею иконою преимущественно молятся об исцелении глазных болезней. Начало прославления этой иконы относят к 1820 г. Икона Божией Матери Троеручицы в главной церкви вышита шелком, она украшена жемчугом и драгоценными камнями. Замечательны по старинному письму иконы: Нерукотворенного образа Спасителя в алтаре главного престола преп. Евсевия Самосатского и преп. Иоанна Дамаскина. Из недавно приобретенных икон замечательна икона Божией Матери, присланная из Афонской горы. В деревне Замятиной на месте прежде бывшей деревянной церкви в честь вмч. Георгия устроена каменная часовня, в ней находится древняя свято чтимая икона свч. Георгия. Ежегодно 23 апреля в этой часовне совершается молебен св. великомученику. Село Ксизово – родина профессора Киевского университета по кафедре гражданских законов Александра Алексеевича Федотова Чеховского. Отец его о. Алексей был духовником императора Александра I, возведенный в сан протоиерея и впоследствии переведенный в С.-Петербург ко дворцовой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02078

Указом имп. Екатерины I от 6 февр. 1727 г. Б. п. была восстановлена, 9 февр. мон. Серапион был утвержден в звании строителя, а Петропавловскому мон-рю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Б. п. пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского у. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 дес. «пустовой благовещенской земли». Впосл. вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. В 1732-1735 гг. в Б. п. был возведен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. мч. Иоанна Воина и свт. Николая Чудотворца. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Б. п. «по обещанию по родителей своих». Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные в 1728 г. царицей Евдокией Фёдоровной (Лопухиной). После кончины в 1741 г. строителя Серапиона наместником Б. п. стал иером. Антоний (Горский), к-рый начал возводить храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах (освящен 11 авг. 1759). Вместо прежнего Владимирского храма был построен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в окт. 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Необходимые для этого средства (2 тыс. р.) были пожертвованы имп. Елисаветой Петровной во время ее паломничества в 1744 г. в Киево-Печерскую лавру . В результате учреждения штатов в 1764 г. Б. п. подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пуст. сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Б. п. была оставлена на своем содержании. Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в к-ром указывал, что Б. п. является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. Б. п. была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. В 1777 г., при строителе Серапионе (1774-1778), Б. п. была приписана к Петропавловскому мон-рю и до нач. XIX в. находилась в ведении то Площанской пуст. Орловской губ., то Петропавловского мон-ря, что привело к ее запустению. В 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

http://pravenc.ru/text/77920.html

Оставляя Дамаск, св. Иоанн взял с собою и чудотворную икону, пред которою получил исцеление; и эта икона с его времени от половины VIII даже до XIII века, оставалась неподвижною в Лавре св. Саввы Освященного, то есть, до прибытия туда знаменитого Саввы, архиепископа Сербского, которому она была дарована от Лавры в благословение, по особенному на то соизволению Божией Матери. Отправляясь из Палестины, св. Савва икону Троеручицы взял с собою в Сербию, где она и находилась, долго ли, коротко ли, – нет положительных сведений, известно только, особенно по живописным и Хиландарским памятникам что, при возникших смутах в Сербии, икона Троеручицы была возложена на осла, а осел пущен на волю странствующей на нем, Своею божественною иконою, Царицы Небесной. Осел без всякого водительства со стороны людей, под непосредственным их наблюдением издали, прошел до святой горы Афонской, и пред Хиландарским монастырем стал как вкопанный 4 . Братия торжественно приняли к себе икону Богоматери и поставили ее в алтаре соборного храма 5 . Неизвестно, сколько времени стояла икона Троеручицы в алтаре; одно обстоятельство вызвало ее оттуда. – Раз в Хиландаре умер настоятель; избрание нового стоило многих и сильных волнений – в братстве одни хотели того, а другие иного, так что монастырь разделился на две партии; возникли неудовольствия и распри. Смуты братства потревожили и Богоматерь, имени Которой посвящен монастырь. Она сама вступилась в спорное дело братии; по обыкновению, собравшись к утрени, увидели, что икона Троеручицы не на своем месте в алтаре, а на игуменском. Отнеся это к тайнодействиям экклисиархов, братия отнесли икону в алтарь, но на следующий день, она опять появилась над игуменским местом; ее поставили снова в алтаре; а между тем были приняты все меры предосторожности, двери церкви освидетельствованы, наложены на них печати; но на третий день икона опять была над игуменским местом. Пока еще братия дивилась этой странности, является известный всем затворник, единственный между ними по святости жизни, и рассказывает видение, в котором Богоматерь благоволила сказать чтобы братия не трогали иконы Ее с игуменского места, потому что в устранение несогласий и в настоящее и на будущее время, при избрании игумена, Она сама хочет занять это место Своею божественною иконою и непосредственно управлять монастырем. С той поры не выбирают, и нет там действительного игумена из братии, а есть только проигумен, то есть, наместник, заведывающий монастырем, и место игуменское, над которым стоит икона Троеручицы, всегда остается праздно в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери " Нечаянная Радость " восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года. Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима. Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане... Мир праху его... Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=03395

Тогда же были устроены придельные иконостасы. Трапезная с Никольским и Ильинским приделами и шатровая колокольня построены вновь в 1840-1847 гг. К 1858 г. стены и потолки в пристроенных приделах святителя Николая и пророка Илии были расписаны. В советские времена храм не закрывался. В Ильинском приделе находится одна из главных святынь храма - икона Божией Матери " Страстная " . В начале XIX в. ее перенесли сюда из Страстного монастыря в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. С иконой совершались крестные ходы вокруг сел, перед ней служились молебны, и заступничеством Пречистой люди были избавлены от беды. С XVIII в. почитается как чудотворная икона Божией Матери " Троеручица " . Расчищен и восстановлен святой источник в честь иконы Божией Матери " Страстная " . Освящен в 2000 г. митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием. В комплекс источника входят: декоративный шар из искусственного и природного камня, внутри которого по деревянному лотку сливается железистая вода, купальня, бассейн, стела с распятием Христа, два колодца с куполами, крытыми деревянной «чешуей». ,  http://www.ramblagochinie.ru/bogor.htm , http://svyato.info/ Церковь Рождества Богородицы в с.Верхне-Мячково известна каменной с 1680 г., капитально перестраивалась в 1764-72 гг. на средства прихожан и причта. Трапезная с приделами Илии Пророка и Николая Чудотворца с шатровой колокольней реконструировалась в кирпиче в 1840-1858 гг. по проекту арх. И.П. Лутохина. Представляет ряд храмов " мячковской округи " , своей архитектурой восходящих к формам московского посадского зодчества 2 пол. XVII в. (Колычево, Зеленая Слобода). Храм не закрывался. Святыни церкви: образы Божией Матери " Страстной " и " Троеручицы " , мощевик с частицами мощей угодников Божиих. Церковь Рождества Богородицы в с.Верхнее Мячково является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Источники: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2, М., 1975.

http://sobory.ru/article/?object=04006

В 1989 году храм возвратили церкви, тогда же здесь было совершено первое богослужение. В настоящее время в церкви действуют главный престол в честь Святой Троицы и придел во имя иконы Божией Матери «Страстная». К храму приписаны молельные комнаты, расположенные в больнице и СИЗО города Козьмодемьянска. Свято-Троицкий храм был отстроен и освящён в 1733 году на средства прихожан с использованием старых фундаментов Христорождественского собора 1658 года постройки. Церковь в честь Живоначальной Троицы была освящёна как однопрестольная, холодная. В 1825 году к основному объёму церкви пристроили тёплую трапезную с Благовещенским приделом с южной стороны, так как в том же году была разобрана рядом стоящая одноимённая церковь. В 1827 году возвели трёхъярусную колокольню, храм обнесли каменной оградой с железной решёткой. 28 ноября 1893 года с северной стороны в трапезе освятили придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Троицкий храм считался городским собором до того, как в 1872 году был построен Смоленский собор. На колокольне Троицкой церкви до революции имелось 7 колоколов: Большой весом 108 пудов, Полиелейный в 50 пудов, Часовой в 10 пудов, Будничный и два Зазвонных - в 3 пуда и 1 пуд соответственно. Большой колокол имел надпись: " Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова " . Средний отлит в 1869 году на заводе потомственных почётных граждан саратовских 1-й гильдии купцов, братьев Гудковых и имеет надпись: " Благовествуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу " . Один из приделов, который освятили уже в наши дни, посвящён иконе Божией Матери " Страстная " (первоначальный - иконе Божией Матери Одигитрии). В Троицкой церкви с незапамятных времён хранился чудотворный список с этого образа. Ежегодно с 4 по 18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. В храме также хранилась икона Божией Матери " Троеручицы " , списанная с чудотворного образа, хранившейся на святой горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим иконописцем и принесена в дар патриарху Никону в 1664 году, а затем перенесена в Козьмодемьянск.

http://sobory.ru/article/?object=05914

          В документах Иверского монастыря сохранено подробное описание создания для России великого дара -  иконы Иверской Божией Матери. Архимандрит Пахомий собрал всю братию для совершения великого молебного пения с вечера до утра. Святили воду со святыми мощами и этой водой обливали чудотворную икону монастыря, а после ею же обливали новую кипарисную доску, на которой и писали  точный список Иверской иконы. Краски разводили этой святой водой. Писал благочестивый монах Иамвлих Романов. Во время работы он употреблял пищу только в субботу и воскресенье. Братия совершали постоянные всеношные службы и литургии.     Икона была принесена в Москву 13 октября 1648 года и встречена самим царем Алексеем Михайловичем. Отныне день 13 октября (26 нового стиля) празднуется как  день Иверской иконы. А еще 12 (25) февраля. А еще во вторник Светлой недели. Вот каким вниманием почтена  Афонская святыня в России.     Надо ли говорить, как нехватало Москве и Отечеству Воскресенской (Иверской) часовни при входе на Красную площадь, где помещается икона Божией Матери Афонского письма теперь уже нового времени. И полное ощущение, что и часовня и икона стояли тут веки вечные.       Примерно в это время в России началось строительство Нового Иерусалима. Оно было одобрено монахами Афона и поддержано ими посылкой Патриарху Никону иконы,  именуемой «Троеручица» из монастыря Хиландар. Это важно заметить, так как и доселе бытуют мнения, что  строил Никон Новый Иерусалим от своей великой гордыни, что от старого Иерусалима,  при императоре Тите,  не осталось, по предсказанию Спасителя «камня на камне», что и Новый Иерусалим ждала та же участь. Что, кстати, и сбылось при большевиках. Сейчас, слава Богу,  монастырь на Истре возрождается. Патриарх Никон затевал строительство, как думается, по двум причинам: первое – показать русским людям, а особенно тем, кто не мог, по достатку или по здоровью,  посетить Святую Землю то, как выглядит Земля обетованная, и второе – исполнить предсказания духоносного старца Спасо-Елеазаровского монастыря Филофея о том, что Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/19/...

Иконописец Иоанн, которому отдана была икона на поправление, имел у себя младенца, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил сею водою больного младенца, болезнь оставила его. Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной силе. Одно из них особенно замечательно по своей исторической достоверности. Жена генерала Вейделя, Елизавета, приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни; это для тебя не нужно; ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим все твоё имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам все имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На сие Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их покровительницею. А ты чрез пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, не медли раздать имение по церквам и нищим, дабы творили молитвы о твоём спасении». После сего Матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, чрез пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала их замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева. Чудотворная сия икона находится в Харьковской губернии, в городе Ахтырке, в Соборной Церкви. На сей иконе изображается Божия Матерь, молящаяся пред распятием. 2.07. Пожайская В десяти верстах от города Ковно, на живописном берегу р. Немана, находится Пожайский Успенский мужской монастырь, основание которого относится к 1662–1674 годам. Монастырь устроен на урочище Пожайске, почему и называется Пожайским. Замечательнейшая драгоценность монастыря заключается в чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Пожайскою. Изображение Божией Матери на холсте написано превосходно; на Её лице выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим, прибегающим к Её помощи и заступлению. Икона в овальной золочёной раме находится за левым клиросом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010