Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни. Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

http://pravoslavie.ru/1993.html

Церкви и часовни Деревянная одноэтажная одноглавая церковь в связи с колокольней освящена в 1894 году в честь святителя Стефана Пермского - просветителя зырян. Каменный пятиглавый храм заложен в 1905 году, освящен в 1911 году во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Придельный престол – Воздвижения Креста Господня. Облачения и утвари в церквях достаточно. Деревянная часовня стоит в 1 версте от монастыря, внутри её – колодец. В часовне находятся иконы, писанные сестрами на железе: святителя Стефана Пермского и преподобных Зосимы и Савватия и деревянный крест - распятие. Святыни монастыря 1. Деревянный крест, до построения церкви стоявший на берегу Кылтовки, сделан Пестеревым в 1826 году. 2. Икона Божией Матери «Троеручица», подаренная создателем монастыря Афанасием Булычевым. 3. Икона Божией Матери «Знамение», подаренная игуменьей Филаретой. 4. Икона «Воздвижение Креста Господня», подарок монастырю от игуменьи Филареты. Материальное обеспечение монастыря 1. Основные средства - проценты с вечного вклада, сделанного Афанасием Булычевым при основании монастыря. На 1 января 1913 года в банке хранились ценные бумаги на сумму 252252 рубля, на 1 января 1915 года – на сумму 254582 рубля. 2. Приношения граждан наличными и не только.В 1912 году большое пожертвование сделала госпожа Тур: 900 десятин лесной дачи и дом в Усть-Сысольске. Дача находилась в 25 верстах от Усть-Сысольска, в 100 км от монастыря. 3. Церковные доходы: кошельковые сборы, кружечные сборы, деньги за просфоры, свечи, иконы, крестики, нравственные листки; пожертвования на поминовение годовое или сорокоустное. 4. Доход от гостиного двора. 5. Доход от ремесел. 6. Доход от полеводства и животноводства. Земли у монастыря - 2500 десятин, из них под огородами и пашней - 47 десятин, под сенокосами - 42 десятины. Климат суров, труд сестер тяжел. Поэтому освоение земли идёт медленно. Высеваются рожь, ячмень, лен, конопля. Хлеб монастырь покупает, своего не хватает. Сенокосов тоже не хватает, приходится арендовать у крестьян. Сестры заготовляют белый мох для крупного рогатого скота и осиновый лист для овец. В монастырском хозяйстве - 15 лошадей, 2 жеребенка, 35 коров, 3 быка, 9 телок, 45 овец. Небольшое количество молока и масло монахини продают, но, в основном, используют для себя и богомольцев. Продают мясо, кожи и скот.

http://sobory.ru/article/?object=20671

Еще одна икона «Всех Скорбящих Радость» - без оклада, в каноническом изображении. О первоначальном её местонахождении нет сведений, но известно, что её, как весьма чтимую в округе, часто возили по деревням. Во время одной из таких поездок лошадь стала. Отпустили вожжи, и лошадь пришла к воротам храма с. Ненашевское. Когда этот храм закрыли, икону перенесли в Новое. В 1995 г. её с некоторыми другими драгоценностями храма похитили, но милостию Божией воры были задержаны, всё возвращено. Икона «Скоропослушница» - афонского письма (вероятно, из с. Волствиново, в 3-х километрах на северо-восток от с. Новое), икона «Боголюбская» из с. Симы – точная копия с чудотворного первообраза. Особо почитаются такие иконы «Троеручица» (из с. Семьинское) и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. По преданию, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от стоящих живых людей. В начале XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов. Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии. Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось – вновь застроилось и заселилось. В послереволюционные годы оно разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х г.г. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю. В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма – в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан. В конце 1920-х гг. старостой храма был Иван Тарасович Матвеев. Когда власти стали закрывать храмы, он, поняв, что ему не удастся отстоять храм, положил на сходе ключи. Взял их Григорий Ильич Семёнов (отец Антонины, которая впоследствии, при о. Гедеоне, стала старостой). Многое ему пришлось претерпеть: заставляли выплачивать огромные налоги, грозили высылкой в Сибирь, отняли зерно и корову, отняли всё (а у него было 9 детей). Но он мужественно всё терпел. На одном из вызовов сказал: «Хоть режьте, а ключи не отдам» Гонения усиливались. Тогда он на общем собрании прихода положил ключи на стол и сказал, что отстоять храм не сможет, и если ключи никто не возьмёт, то он бросит их в пруд и оставит храм на волю Божию. После ухода из старост Григорий Ильич стал пастухом, затем лесничим; скончался в 1949 г.

http://sobory.ru/article/?object=00204

В настоящее время в монастыре, помимо храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов и Троицкого со бора, действуют храмы во имя преподобного Симеона Столпника (в колокольне) и преподобного Серафима Саровского – в подклете бывшего больничного корпуса. Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, находится в резиденции патриарха московского и всея Руси. Из сокровищ древнего храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов сохранилась Владимирская икона Божией Матери с акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В 1984 году колокольня Свято-Данилова монастыря была восстановлена в прежних формах. Ее высота – 45 метров. На колокольне 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжья. Самый большой из них, отлитый в 1886 году в Ярославле, весит 221 пуд. Троицкий собор – самый большой и величественный храм Свято-Данилова монастыря. После реставрации интерьер Троицкого собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . Главная святыня Троицкого собора – хранящаяся в деревянном ковчеге частица мощей благоверного князя Даниила. По преданию, эта драгоценная святыня принадлежала настоятелю Данилова монастыря в 1917–1930 годах архиепископу Феодору. Духовные чада святителя бережно хранили частицы святых мощей преподобного князя. Впоследствии эти святыни попали в Америку. Данилову монастырю они были переданы в 1986 году предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке блаженнейшим Феодосием, архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки и Канады.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей. Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Современное состояние [ править править код ] В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Афонские подвижники особо почитают Богородицу. Когда я первый раз посетил Святую Гору, я спрашивал у разных монахов, почему Афон закрыт для женщин. Почти все они связывали эту традицию с любовью к Богородице. Они говорили мне, что смысл запрещения заключается в оказании особой чести Пресвятой Богородице, чьим уделом является Гора Афон. Возможно, некоторые женщины возмущены тем, что их не допускают на Святую Гору, однако нигде так не почитается женщина в лице Матери Божией, как на Афоне. Каждая икона Богородицы имеет свое название, потому что она связана с чудесным явлением или знамением. Когда паломник попадает на Афон, он встречает множество таких икон и видит, с каким великим почтением монахи относятся к Богородице, явившейся завершением домостроительства Ветхого Завета и началом нового творения во Христе. Я назову лишь некоторые из икон: «Достойно есть», «Кукузелисса», «Экономисса», «Ктиторская (Алтарница)», «Отрада, или Утешение», «Закланная», «Елеоточивая», «Вратарница», «Троеручица», «Акафистная Зографская» 532 , «Мировлитиса» (Корень Иессеев), «Всемилостивая Заступница», «Геронтисса (Настоятельница)», «Услышательница», «Скоропослушница», «Одигитрия», «Провозвестительница». Одни эти названия свидетельствуют о великой любви афонских монахов к Богородице, а также об особом покровительстве Матери Божией насельникам Святой Горы. Старые монахи рассказывают о частых явлениях Пресвятой Богородицы. Одни из них уверены, что именно Матерь Божия привела их на Афон; других Она утешила и защитила от различных опасностей, третьи верят, что Она спасет их на Страшном суде, если они пребудут в Ее уделе. Они отчетливо ощущают Ее присутствие и помощь. Святой Силуан Афонский пишет так: «Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице 533 за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

http://schwarzze.livejournal.com/234792.html Кирпичная церковь построена в 1815 году опочецким купцом 1-й гильдии Алексеем Даниловичем Порозовым, строить её начали 9 мая 1812 года. Одновременно в связи с церковью построена кирпичная колокольня. На ней было пять колоколов, два из них весили более 25 пудов каждый, остальные три не имели обозначения веса и были небольшими. Престолов было три. Кроме главного, справа был престол Святого Апостола Фомы, слева престол Святого Димитрия митрополита Ростовского. В церкви находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Эта икона принесена опочецкими стрельцами в давние времена из местечка Друя Виленской губернии (ныне Витебская область Белоруссии). На ризе иконы была надпись: «…75 года февраля в 4-й день построен сей образ по обещанию опочецких стрельцов десяти человек Григория Колосова с товарищами, которые были в Польше, и сей образ взяли в городе Друе». Празднование этой иконы совершается 12 (25) июля. А.Д. Порозов был похоронен в построенной им церкви. На его могиле была установлена плита с надписью: «На сем месте погребено тело опочецкого 1-й гильдии купца и создателя храма сего Алексея Даниловича Порозова, скончавшегося 1 февраля 1816 года на 65 году жития своего». В Троицкой церкви 21 декабря 1818 года молился император Александр I. В Опочке он был проездом, пока на станции меняли лошадей, император молился в этой церкви, ближайшей к станции. Его встретил священник Симеон Молочковский, который вовсе не ожидал увидеть императора, ведь его ждали в приготовленном для высокого гостя доме, в другом месте. Возможно, в этой церкви бывал А.С. Пушкин, другие знаменитые путешественники – недалеко от церкви находилась почтовая станция. Дочерью генерал-майора Любовью Александровной Чеченской пожертвован капитал в пользу церкви и на ограду вокруг кладбища Скудельня. Её отец Александр Николаевич Чеченский был сыном чеченского мурзы, в детстве привезен в Россию, крещен по православному обряду. Его жизнь была посвящена армии, службу в которой он начал вахмистром. Александр Николаевич участвовал в осаде Дербента, в подавлении бунта кабардинцев, Отечественной войне 1812 года. Купец П. Песьяцкий также жертвовал средства на украшение храма.

http://sobory.ru/article/?object=41713

А святитель Николай (Велимирович) так сильно любил русских, что призывал своих соотечественников никогда не осуждать русских. Даже самого последнего пьяницу просил сербский святитель не осуждать, поскольку он, этот русский, является представителем того великого народа, который осуществил подвиг самопожертвования в годы Первой мировой войны, спасая Сербию от уничтожения. Икона преподобного Иустина Челийского с частицей мощей, икона святителя Николая Сербского пока без частицы его мощей, но, как заверил наместник Лавры владыка Назарий, мощи обещают доставить в ближайшее время, о чём уже имеется договоренность с правящим архиереем Валевской епархии Сербии. Сербские иконы пополнят число сербских святынь Александро-Невской Лавры. Ранее сербы подарили Лавре чтимые в Сербии иконы Божией МатериТроеручица и Печская. Владыка Назарий поблагодарил сербов за любовь к России, за любовь к святому благоверному великому князю Александру Невскому. Сам епископ Назарий недавно побывал в Сербии, где освятил памятник Александру Невскому в Белграде. Так что духовные связи Александро-Невской лавры с братской Сербией крепнут. Руководитель Сербской делегации Миша Бранкович в ответном слове отметил, что братские связи между русскими и сербами являются давней традицией и он очень рад, что внёс свой небольшой вклад в укрепление и упрочение этих братских связей. Рад и тому, что сербские святые, прославленные и чтимые в Сербии, которым молятся многие люди, своими иконами и мощами будут в России, «чтобы преумножалась благодать». Напомним , что в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Назарий освятил памятник учредителю и главному благодетелю Лавры императору Петру Великому. А вчера, 5 декабря, в Святодуховском центре Александро-Невской лавры открылся XVI Международный фестиваль христианского кино « Невский благовест », который в этом году посвящён 350-летию императора Петра Великого. Миша Бранкович Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов с Мишей Бранковичем и Еленой Терзич

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

Из святынь для благоговейного поклонения богомольцев собор вмещает в себе: часть мощей святой мученицы Татьяны, принесенную в дар царевной Татьяной Михайловной, 30 частей святых мощей угодников Божиих, чудотворную икону Богоматери, современную, вероятно, патриарху Никону (см. 31 марта), две прославленные чудотворениями святые иконы: одна — Спасителя, восседающего на престоле, с изображением у подножия Его святителей Филиппа, митрополита Московского, и патриарха Никона; другая — икона Божией Матери, нарицаемая Троеручицей, присланная 28 июля 1661 года патриарху Никону из Афонского монастыря и празднуемая 28 июля. Перед этой иконой патриарх Никон каждый день совершал молебное последование ко Пресвятой Богородице. Местом благоговейного поклонения служит также и гробница приснопамятного создателя храма, патриарха Всероссийского Никона; близ гробницы помещаются железные вериги, которые он носил; тут же его келейная икона Богородицы, перед которой неугасимо горит лампада. Библиотека монастыря содержит в себе немало древних книг и списков. В ней имеется более 200 рукописей и до 150 старопечатных книг, Ризница монастырская — одна из богатейших по ценности и редких по историческим воспоминаниям, хранит в себе, кроме облачений патриарха Никона, много приношений Царственных Особ, всегда благоволивших к этому монастырю и благоговейно чтивших память Никона. В ней также уцелели хорошо сохранившиеся портреты Никона, в облачении во весь рост, писанные масляными красками, евангелие — список с Остромирова, писанное на пергаменте в XV веке, древнейшие золотые сосуды царя Алексея Михайловича; замечательные собственноручные работы священных облачений царевны Татьяны Михайловны; сосуды и золотой крест с мощами, пожертвованный ею же; митры патриарха Никона (одна из которых оценена в 27,000 рублей). Кроме ризницы, монастырь имеет музей, где собраны вещи преимущественно патриарха Никона. При монастыре находятся: двухклассная школа и обширный странноприимный дом, постройка которого была начата в 1892 году, в память 500-летия со дня кончины преподобного Сергия, и скит патриарха Никона, устроенный в 1658 году в четырехэтажном здании, наподобие восточных жилых пиргов (башен).

http://sobory.ru/article/?object=00379

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010