http://www.pravenc.ru/text/2578223.html Село Одрино отстоит г. Орла на 80 верст, а от уездного г. Карачева в 7 верстах. В состав Одринского прихода входят девять деревень: Одринская слобода, Кукуевская слобода, Ильинка, Кульнево, Каменка, Теребиново, Нарышкино и два Семеновки. Всех дворов в приходе 375, а число душ муж. пола 1333, жен. 1348. Церковь в селе Одрине на настоящем месте построена в 1851 г. настоятелем Одрино-Николаевского монастыря игуменом Серапионом и, как говорят старожилы, по следующему случаю. До 1851 г. Одринская приходская церковь находилась на том месте, где теперь стоит Одрино-Николаевский мужской монастырь, и была она небольшая каменная. Приходская церковь скоро стала мешать быстро возрастающему по своему влиянию и объему монастырю, и настоятель обратился с просьбою к Одринским прихожанам уступить церковь монастырю, обещая выстроить им вместо этой церкви другую, в другом месте. Прихожане согласились, и Серапион, сломав каменную приходскую церковь, выстроил для Одринского прихода другую, деревянную. Во вновь выстроенной приходской церкви два престола: в настоящей холодной – во имя свят. и чудотв. Николая, а в приделе – во имя преп. Сергия Радонежского. Вместимостью Одринская церковь была на 250-300 человек. В 1895-96 гг. в церкви производился капитальный ремонт; стены и потолок настоящей церкви были вновь оклеены холстом и окрашены масляной краской, живопись была поновлена и иконостас вновь выкрашен, снаружи вся церковь была окрашена масляной краской. В 1900 г. в селе Одрине на средства местного церковного старосты крестьянина Ивана Кожанова построена церковно-приходская школа, деревянная, крытая железом. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Основанный в начале XV века карачевский Николо-Одринский монастырь — одна из главных православных жемчужин Брянщины. В обители хранится святыня — икона Божией Матери «Споручница грешных», поклониться которой приезжают верующие из разных уголков страны. На протяжении десятилетия силами монастыря восстанавливается разрушенный в 30-е годы каменный соборный храм Святителя Николая. 20 марта в день памяти иконы «Споручница грешных» над храмом был установлен и освящён один из четырёх боковых куполов. Ещё три планируется установить в течение года. Помогает в благом начинании обители АО «Транснефть – Дружба».

http://sobory.ru/article/?object=57120

В 1792 году на месте деревянного обветшавшего к тому времени храма, на средства Василия Максимова, крестьянина деревни Степанцево, была построена ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строил храм московский архитектор Евфимий Фёдоров. По преданию, новую каменную церковь хотели возводить в людном месте, но приготовленные стройматериалы вдруг исчезли. Чудесным образом они оказались на месте бывшего монастыря, их обнаружил пастух, искавший пропавшее стадо. Ещё одним указанием свыше на это место было появление иконы Успения Богородицы на берёзе, растущей на берегу Яузы. В приделе храма и поныне пребывает особо чтимая икона Божией Матери " Успение " на фрагменте берёзового дерева, на котором и было явление этого образа в те далёкие времена. В память о деревянной церкви на том месте был сначала поставлен кирпичный столб, а в 1900 году - часовня. Из старого деревянного в новый каменный храм перенесли особо чтимые иконы: складную, покрытую слюдой, икону Успения Богородицы с образами свт. Николая Чудотворца и св. муч. Антипия на боковых створках, а также иконы Спасителя, Страстной Богоматери и Сошествия Господня в ад. Новопостроенная церковь - это каменная церковь типа " восьмерик на четверике " в стиле позднего барокко. С востока к основному объёму примыкает гранёная апсида. Основной объём с запада связан небольшой бесстолпной трапезной с трёхъярусной шатровой колокольней, верх которой перестроен в 80-е годы XIX века. В 1880-е годы производилась ремонтные работы под надзором московского архитектора Виктора Ивановича Веригина. Кирпичная церковная ограда с трёхпролётными западными воротами была построена во второй половине XIX века. К тому времени относится и стоящая в ограде хозяйственная постройка. За алтарём Успенской церкви сохранилось бронзовое надгробие в память крестьянина деревни Степанцево Петра Матвеевича Ионова, попечителя храма. В 1847 году его стараниями при священнике Дмитрии Лебедеве и церковном старосте Иване Семенове на пожертвования помещика С.

http://sobory.ru/article/?object=08581

В летнее время окружающий воздух пропитан благоуханием смолы и всегда полон таинственного шума могучего, векового бора. Внутренняя жизнь иноков течет по уставам древнего пустынножительства, с целодневными стояниями в храме, со столповым пением и псалмодическим чтением. Обитель строго общежительная и ни один насельник ее не имеет копейки собственности. Славу и драгоценность ее составляет чудотворная икона Казанской Божией Матери, глубокочтимая и ежегодно, по просьбе и желанию верующих, обносимая по всей Тамбовской епархии для поклонения. Русский народ любит пустынь и в летнее время целыми массами стекается сюда. Недаром, еще служа в Тамбове, Преосв. Феофан заметил, полюбил ее и по его выражению «краше Выши нет ничего на свете». Поселившись же в обители и близко ознакомившись со внутренними распорядками ее, он пишет: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно-монашеские. Из братии есть лютые подвижники... Образчик – 80-летний старик – никогда не присядет в церкви и ворчит на других за это. Служб у нас соберется часов на десять. Начинаются с 3 ч. утра. Последняя бывает в 7 часов вечера. Пение саровское (столповое)» 51 . Строй иноческой жизни каждой обители по убеждению святителя прежде всего держится настоятелем ее; в частности и в особенности он говорил это про тогдашнего и (настоящего) Вышенского архимандрита о. Аркадия. «У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен... и, кажется, приял дар непрестанной молитвы. Спаси его, Господи, и дни его жизни преумножи» 52 . Близь монастырской ограды виден двухэтажный флигель. В нижнем каменном помещается монастырская просфорня и две братских келлии. В верхнем деревянном – комнаты-келлии затворника. Вот более, чем скромная внутренняя обстановка их. Стены деревянные, без обоев, несколько потемневшие от времени. Мебель из самого простого дерева и довольно подержанная, каждый экземпляр которой при описи по смерти владыки оценен в один или несколько рублей. Шкаф с угольником сосновый – 1 р., комод – 2 р., железная складная кровать – 1 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В монастырской записи говорится, что перенесение обители произошло от литовского разорения. После Стрешневых новым благотворителем мещовского Георгиевского (снова ставшего мужским) монастыря стал Ф.А.Лопухин, бывший царским тестем и владельцем села Серебрино. Он построил для себя близ села большой каменный дом, соединив его с монастырем галереей. Ныне ни дом, ни галерея не сохранились. Благодаря усердию благотворителей, монастырь был богат, а в его кладовых хранилось имущество Лопухина и других помещиков. Естественно, что при этом монастырь служил отличной приманкой для разбойников из брынских лесов и Серпейского уезда. В 1719 году шайка в количестве 80 человек напала на монастырь. Прорубив ворота и разбив замки у церкви и ризницы, они похитили все деньги и ценные вещи из поставленных на хранение сундуков. Грабители удалились только, когда Мещовские жители, услыхав набат, поспешили к монахам на выручку. В 1724 году к Мещовскому монастырю были приписаны три соседних монастыря: Драгошанский в селе Зимницы, Юхновский и Городеченская пустынь, которые и пробыли в его ведении до 1727 года. В том же 1724 году в Георгиевский монастырь была переведена братия закрытых монастырей: Николаевского, Серпейского, Боровенского и Луганского. Ризница этих обителей также была передана в Мещовский монастырь. А в 1764 году дошла очередь и до самого Георгиевского монастыря; он был оставлен за штатом, его владения и все льготы были отобраны, и он страшно обеднел. Говорят, скудость дошла до того, что при богослужении не было свечей, и приходилось пользоваться лучиной. В 1789 году в обители, некогда богатой, было только 5 монахов, влачивших крайне нищенское существование. Монастырь начал оправляться только после 1800 года, когда из городской придорожной часовни была перенесена в обитель икона Скорбящей Божией Матери, весьма почитаемая горожанами. А в 1812 году в средней восточной башне монастырской ограды был погребен Андрей Юродивый. Он происходил из крестьян села Клитино (Клетино), говорил мало, во все времена года ходил нагой с топориком и четками в руках, питался подаянием только от добрых, по его мнению, людей. Память его чтится в Мещовске, и над его могилой часто служатся панихиды. В 1833 году громом была разбита угловая башня, а в 1836 году повреждены все здания.

http://sobory.ru/article/?object=01762

В сентябре 1823 года на торжественном богослужении в церкви Михаила Архангела на Орлике присутствовал император Александр I, а меньше чем через два с половиной года, 21-22 января 1826 года, в этой церкви покоилось тело императора – на время остановки в Орле, когда его везли из Таганрога в Петербург. Был сооружен балдахин с короной вверху, под сенью которого покоился прах государя (балдахин покрывал главный престол храма до 1918 года). Храм на 800 человек к середине XIX века уже не может вместить всех богомольцев, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширяется, становится четырехстолпной и объединяется с отдельно стоящей колокольней. Надо отметить, что Н. Ефимов был автором крупнейших культовых сооружений на Орловщине. По его проектам в эклектическом русско-византийском стиле в г. Орле построены Смоленская церковь (1859-1908 гг.), Покровская церковь (1853-1904 гг., не сохранилась), Троицкий собор Успенского мужского монастыря (1860-1879 гг., не сохранился). Трапезная была вновь расписана: на западной стене – библейские сцены, на пилонах арок – евангелисты, над хорами – пророки, на куполе церкви – «Явление Троицы». Расписана церковь была и снаружи: стеновая живопись занимала общую площадь 260 кв. м. В конце XIX века церковь подновлялась по фасадам, в 1905 году вместо деревянного иконостаса устроен мраморный. Самой почитаемой иконой в храме была Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе. Церковь владела двумя домами, в одном располагалась церковно­приходская школа для неимущих, в другом доме была богадельня для престарелых. В 1918 году предметы культового обихода, представляющие собой материальную ценность, реквизируются, в 1923 году в церкви устраивается музей религиозных искусств, а трапезная оставляется для богослужения. Перед Великой Отечественной войной церковь закрывается и после войны используется под склад. В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в интерьере церкви. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Пробив стену, в церковь въезжает экскаватор и вырывает котлован глубиной 5 метров с выемкой грунта 1400 куб.м. Бетонными перекрытиями второго этажа уничтожается живопись интерьера.Объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью...»

http://sobory.ru/article/?object=07376

Во время немецко-фашистской оккупации, начиная с 1941 г., церковная жизнь края возродилась во многом благодаря клирикам, вернувшимся к церковному служению: прот. Елеазару Юзепчуку из Овруча (1-й благочинный Овручского окр. после его восстановления в 1941), прот. Евфросину Данилевичу из Народич, прот. Даниилу Кузьменко из Малина, настоятелю возобновленного Рождество-Богородичного храма в пос. Фрунзе на окраине Коростеня прот. Стефану Гринюку. Возобновилось богослужение в древнейшем приходском деревянном храме края - Покровском в Коростене (XVII в.), его настоятелем в 1942 г. стал свящ. Владимир Гусак; в нач. 50-х гг. Покровский храм сгорел. В 1942 г. в Житомирском Полесье появилось неск. благочиннических округов, их возглавили благочинные из числа новорукоположенных клириков: Иоанн Кульчицкий (Барашевский окр.), Николай Самборский (Емильчинский окр.), Алексий Левитский (Брусиловский окр.), Петр Медына (Чоповичский окр.), Николай Закусило (Базарский окр.), Алексий Хотын (Олевский окр.), Гавриил Почтовый (Лугинский окр.), Борис Шулькевич (Радомышльский окр.). Почти все открытые во время оккупации общины были перерегистрированы после освобождения края. При Васильевском соборе в Овруче в послевоенный период были зарегистрированы 2 общины: монастырская под рук. прот. Елеазара Юзепчука, возрожденная во время оккупации, и приходская во главе со свящ. Иоанном Хряковым. В 1946 г. мон-рь добивался от патриарха и от Совета по делам РПЦ упразднения прихода при соборе. Тем не менее Васильевский храм женского мон-ря решено было и далее оставить в статусе 2-го кафедрального собора Житомирско-Овручской епархии (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 29. Л. 16-25). В 1958 г. овручский Свято-Васильевский жен. мон-рь, только что отремонтированный епархией, был закрыт. В 1960 г. из Успенского храма в с. Ступище Народичского р-на в Центральный краеведческий музей Житомира была передана местночтимая чудотворная Ступищанская икона Божией Матери (в кон. 80-х гг. XX в. возвращена верующим). В ходе кампании 1958-1964 гг. закрылись десятки сельских храмов. Активно сопротивлялись закрытию и сумели избежать прекращения деятельности своих приходов настоятель Николаевского прихода в Радомышле прот. Сильвестр Бойко, настоятель Николаевского храма в с. Левковичи и благочинный Овручского р-на прот. Владимир Желюк (снят с должности благочинного в 1963), свящ. Ростислав Бобровницкий из с. Белокоровичи Олевского р-на и др. В 1962 г. в с. Девошин Овручского р-на группа верующих остановила снос храма (жительница села М. Ф. Можаровская за участие в акции была приговорена к 5 годам тюремного заключения).

http://pravenc.ru/text/2578157.html

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых. Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям. Преемник о. Иоанна - священноиерей Филарет - служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза. И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн. После Победы нашего народа над немцами верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг.,  настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=12137

Икона оказалась чудотворной. Она и стала главной святыней монастыря, получившего имя Свято-Духов по новому храму, который построил проезжий купец Раткевич в благоговейном порыве после виденного им одного из чудотворений иконы. Событие это произошло предположительно в 1670-1675 годах. Деревянная Свято-Духовская церковь была построена на берегу Двины, рядом с бывшими там деревянными храмами свт. Николая Чудотворца и св. Георгия Победоносца. Земельные владения монастырь тоже получил в дар. В 1710 году в Якобштадте стояли русские войска с генерал-фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметевым во главе. В ознаменование годовщины победы в Полтавской битве граф подарил монастырю фольварк Пелит с землей (80 га) и походную войсковую святыню – икону-складень Знамения Божией Матери. Новому монастырю пришлось противостоять распространению Унии, наступавшей из Латгалии. В 1680-е годы униаты совсем рядом с православным монастырем, на той же улице стали строить свой монастырь. После смерти герцога Якоба начались притеснения православных, были отменены все их права и свободы, школы переданы униатам. Им удалось обратить в Унию приход Никольской церкви. После Северной войны (1700 – 1721) униаты отобрали у обители все земли, начали открытую войну с православными монахами. Их подвергали насилию, били, заключали в униатскую монастырскую темницу. Настоятели монастыря неоднократно жаловались на притеснения в городскую ратушу и русскому министру, жившему при дворе курляндского герцога в Митаве. Жалобы оставались без последствий. Весь 18 век обитель находилась в бедственном положении, число монашеской братии было небольшим. В 1769 и 1773 годах в Якобштадте бушевали пожары, сгорел деревянный униатский монастырь, сгорела Никольская церковь. В 1774 году Никольскую церковь (униаты?) восстановили в камне. В 1795 году, после присоединения Курляндии к России монастырю были возвращены его земли, оживилась экономическая жизнь города, материальное положение монастыря укрепилось. В 1812 году Якобштадт был варварски разорен французами.

http://sobory.ru/article/?object=09083

Инокиня Аркадия получила свое имя, можно сказать, в честь самой матушки Таисии, которая в иноческом постриге носила имя Аркадия. Мы решили таким образом почтить игуменью Таисию, назвав нашу новопостриженную инокиню ее иноческим именем. Получается, что оба имени, полученные постриженницами, носят символический характер. По окончании пострига все батюшки, игуменьи, монахини и прихожане подходили к новым инокиням и по традиции спрашивали у них: «Что ти есть имя?» И новопостриженные отвечали: «Грешная инокиня Ангелина. Грешная инокиня Аркадия». При постриге мы достали все святыни, которые за эти годы были собраны на Леушинском подворье: икона Иоанна Богослова с благословением святого Иоанна Кронштадтского Леушинскому подворью; его наперсный крест; иконы, надписанные благословением самой матушки Таисии (Архангела Михаила и Казанский образ Матери Божией). Этот постриг полагает начало возрождению Леушинской обители в самом центре Санкт-Петербурга. С совершением пострига все переменилось. Я служу здесь долгие годы, но теперь и храм, и стены, и коридоры - все воспринимается иначе, возвращается дух монастыря. Это особая, тонкая материя - благодать обители. 27 августа была совершена литургия, на которой новопостриженные впервые причащались с новыми именами. Всю первую ночь после пострига они находились безвыходно в храме, читали молитвы, псалтирь, акафисты, службы суточного круга - это уставное правило. После литургии мы с новопостриженными инокинями поехали на Смоленское кладбище, где несколько дней назад мы обрели могилу леушинской монахини. Для нас было большим утешением, что накануне пострига известный историк, краевед Вячеслав Савицкий рассказал, что ему известно, где находится могилка последней казначеи Леушинского монастыря монахини Серафимы (Пыхтенковой). Это была одна из самых близких к игуменьи Таисии подвижниц обители, умершая в 1903 году. Интересно, что ее могила находится вблизи от часовни блаженной Ксении Петербургской, ее отделяют от часовни метров пять. Сколько раз я бывал у часовни и не замечал этой могилы. По-видимому, нужно было, чтобы совершился первый постриг и началось возрождение Леушинской обители, чтобы эта, дорогая для нас, могилка, открылась нам. Мы отслужили там панихиду впервые за 80 лет после кончины матушки Серафимы. Как будто леушинские монахини подают нам знак из иного мира о том, что они тоже радуются этому постригу, первому, но, надеюсь, не последнему на Леушинском подворье.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/29/ch...

— Общая протяженность границы Белгородской области с Украиной — 540 километров, а вся граница России и Украины — 1100 километров. Это накладывает свой отпечаток на все. У нас есть приграничная двадцатикилометровая зона, где находятся 58 храмов, некоторые храмы нужно восстанавливать. Например, храм Архангела Михаила в Журавлевке: туда попало два снаряда, снесло крышу, и снаряд попал рядом с иконостасом, но ни одна икона не треснула. Стояла на престоле дарохранительница под стеклом — даже она не треснула, а крыши нет. Этот храм в Журавлевке заново надо отстраивать. Мы перевезли оттуда иконы в строящийся храм Песчанской иконы Божией Матери в Таврово и там уже служили перед ними на Рождество. Несмотря на то, что он тоже близко к границе, мы его строим, потому что строительство храма дает надежду на будущее. — Вы продолжаете строить храм, несмотря на риск его разрушения в случае прилета? — Одновременно храм выполняет и гуманитарную миссию. Есть люди, которые не выехали из приграничных сел, и поддержка им нужна и важна. В этом году мы планируем его достроить, несмотря на то, что он тоже очень близко к границе. Совершаешь богослужение, а в это время прилет, но никто не бежит из храма, все наоборот сосредоточенно молятся. Храм Святой Троицы в селе Муром, например, обстреляли из минометов, но так как это постройка XIX века — там полутораметровые стены, их не так-то просто прострелить. Но следы на храме такие же, как фильмах о Великой Отечественной войне. Мне губернатор рассказывал, что он посещал село Муром, и вдруг видит: идут бабушки по дороге, хотя все должны были выехать. Губернатор останавливается и спрашивает: «Вы откуда идете?» «Со службы», — отвечают. Он интересуется, много ли людей в храме было. «Сегодня много — 12 человек, сегодня праздник большой», — говорят бабушки. Если раньше были десятки и сотни людей, то теперь каждый человек в таких храмах на богослужении — это уже явление. Где-то в приграничье на 80% сократилось количество прихожан в храмах, а где-то на 40%. Мы эту динамику отслеживаем, потому что надо батюшкам помогать. Рядом с границей в храмах сейчас нет вечерних служб, в темное время суток светящиеся окна — это всегда цель. На Пасху в этих храмах я благословил служить с утра, потому что мы боялись провокаций.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6002895...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010