Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: " ...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи " . В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену. В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска. В Николин день в монастыре проходила ярмарка. Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич. После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери. После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром. При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

http://sobory.ru/article/?object=14878

 - Да, батюшка, и кому это знать, как не Вам, потому что Вы же были много раз в Чечне. Эта замечательная женщина, раба Божия Галина, Галина Андреевна Толкачеева, она родилась и жила в Грозном, теперь видите, как она все это хорошо понимает.  - У нас звонок. Алло, добрый вечер.  - Здравствуйте, батюшка, благословите. Меня зовут Анна, у меня такой вопрос. Вот, Божия Матерь, если посмотреть на историю, всегда являлась нам защитницей в трудные минуты. Так было и во время Первой мировой войны, перед воинами явилась Богородица, и в честь этого написали Августовскую икону. Она еще, кажется, покровительница казаков. Я слышала, что в Вашем Александро –Невском храме есть придел с этим Августовским образом Божией Матери. А ведь скоро будет день памяти этой иконы. Я хотела спросить, батюшка, у вас действительно есть такой придел? А 14сентября - день ее памяти?  - Спаси Господи, Бог благословит, благодарю сердечно за вопрос. Надо сказать, что хотя в храм я ходил еще с начала 80-х годов, но об этом образе никогда не слышал. Образ этот, действительно явившийся русским воинам, казакам и кирасирам в 1914 году в Августовских лесах, изображает Матерь Божию, Которая не только вывела их из окружения, но дала силы одержать победу в Августовском сражении. Это сражение имело результатом такой перевес в пользу русского оружия, что многие историки склоняются к мысли: если бы не революция, предательский Брестский мир- то победа была бы, конечно, за Россией. Император - мученик, страстотерпец Николай II велел собрать тогда же, в самом начале I мировой войны, все документальные сведения, показания свидетелей, очевидцев, которые видели это явление Царицы Небесной. И когда были собраны сведения, документально было подтверждено, что множество русских воинов видели явление Божией Матери, когда оказались в окружении в Августовских лесах. Им не оставалось уже надежды ни на что, как только на молитву и на помощь свыше. И тогда же была создана эта икона, вернее, тогда было сделано изображение, его часто печатали на бумаге и отправляли по фронтам.

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-poet...

В Голосеево подвизались такие святые, как свт. Филарет (Амфитеатров; (1857), его духовник прп. Парфений(1855), прп. Алексий Голосеевский (1917), Христа ради юродивые Феофил ( 1853) и Паисий (1893). Пустынь упразднили в 1926 г. Все храмы и здания, кроме летнего дома митрополитов были разрушены. В 1993 г. обитель открыли как скит Лавры. В том же году были обретены мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского, и открыт храм в честь прп. Иоанна Многострадального. В 1996 г. обитель стала самостоятельной. Восстанавливается монастырское кладбище и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», службы в котором проходят с Пасхи 2005 г. Голосеевская пустынь выступила как возобновитель скита в Церковщине и как строитель самой молодой из киевских обителей — Николо-Тихвинского женского монастыря. Святыни - Мощи прп. Алексия Голосеевского,Киевского. Иконы с частицами мощей вмч. Ио-анна Сочавского и сщмч. Николая Искровского. В 1999 г. в храме обновились две иконы: икона Пресвятой Богородицы «Плачущая» и образ Господа с Богородицей, Архангелом Михаилом и вмч. Георгием. http://angela.org.ua/ Находится среди Голосеевского леса в долине Ореховатского ручья к юго-востоку от комплекса Национального аграрного университета. Местность Голосеево с небольшим хутором, принадлежавшим Выдубицкому монастырю, впервые упоминается под 1541 г. впоследствии переходит в собственность Киево-Печерского монастыря, архимандрит которого и одновременно Киевский митрополит Петр Могила основал здесь 1631 г. пустынь с небольшой деревянной церковью св. великомученика Иоанна Сочавского (перевезенная из Молдавии часть мощей этого святого хранилась в храме). В 80-е г.г. 17 в. архимандритом Варлаамом Ясинским сооружена церковь во имя Преподобных Варлаама и Иоасафа индийских, 1764 г. – третья деревянная церковь – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 18 в. в пустыне насаждается липовая роща и фруктовый сад, что превратило ее в излюбленное место летнего отдыха киевских иерархов. После секуляризации монастырских имений (1793) пустынь приходит в упадок и возрождается только во 2-й четверти 19 в. мероприятиями Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). В 1840-х г.г. возведены кирпичные дома: митрополита, кухни и трапезной с глубоким сводчатым погребом для хранения продуктов и два деревянных корпуса келий. Кирпичная, однобанная Покровская церковь с западной колокольней (1848-1850) и Дом митрополита (1840) запроектированы епархиальным архитектором П. Спарро в переходных формах от классицизма к русско-византийскому стилю.

http://sobory.ru/article/?object=02896

В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска. В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская. Современное состояние [ править править код ] Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин). Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии. В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь. В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». При реставрации на пожертвования прихожан был сделан новый оклад. Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью. 15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг. 31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_П...

Вспоминаю свое первое посещение собора еще в 80-е годы. Зайдя под эти величественные своды, я был поражен разрухой, которая открывалась взору. Но уже тогда я подумал: а ведь наступит день, когда собор приобретет свою первозданную красоту. И как в годы его строительства не иссякал энтузиазм и не иссякала вера, так и в наше время, в годы лихолетья и в последующие годы века XXI-ro, никогда не иссякала вера в то, что собор явит свою первозданную красоту, чему мы сегодня являемся свидетелями». Святейший Владыка призвал казаков быть верными лучшим традициям предков: «Храните в памяти все, что произошло с этим собором. Огромными трудами он был построен и не меньшими трудами восстановлен. Этот собор должен наполняться людьми и, в первую очередь, казаками. Он для них был построен, и если их нет в этом храме, значит, что-то не то происходит с нашим казачеством. Казаки — это те, кто в первую очередь должен каждый воскресный день наполнять этот собор. Тогда современное казачество будет реальным преемником того благочестивого русского казачества, которое построило этот великий памятник мужеству защитников Отечества. Вот мой наказ казачеству, в первую очередь, донскому, в первую очередь тем, кто живет здесь, в Новочеркасске и его окрестностях: это ваша святыня. Будьте верны своим предкам, построившим ее, будьте верны вере православной, и тогда Господь приклонит к вам Свою милость». В дар новоосвященному храму Святейший Владыка преподнес Порт-Артурскую икону Божией Матери, напомнив, что этот образ был святыней всей Сибири и Дальнего Востока, в том числе во время русско-японской войны и героической обороны Порт-Артура. «Давайте вспомним: а кто присоединил Сибирь к Руси? Это были казаки Ермака, это они были первопроходцами, это они без карт и компасов шли навстречу восходящему солнцу и прошли тысячи и тысячи километров без дорог, без мостов, не зная, куда идут, движимые верой и любовью к своему Отечеству. Икона Божией Матери " Порт-Артурская " стала покровительницей казачества, которое присоединило к Руси великие просторы Сибири. И подумалось мне, что этот величественный образ должен постоянно находиться здесь, в главном всеказачьем войсковом храме Вознесения Господня в Новочеркасске», — заявил Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/4244412.ht...

После Второй мировой войны в храме долгое время не совершались богослужения, а церковь некоторое время использовалась как склад. В более поздний период богослужения совершались редко. Во время восстановительных работ в монастыре Ждребаоник, во второй половине 80-х гг. XX века, мощи святого Арсения Сремца около года находились в храме святой Феклы. Церковная жизнь в этом храме возобновилась в начале 90-х годов прошлого века, а в 1997 году первым бессменным приходским священником был назначен протоиерей Драголюб Пантелич. Последняя значительная реконструкция храма проводилась в 2000-2001 годах, когда главой храма был священник Драган Томич: при устройстве фасада храма заменили крышу, заново оштукатурили церковь, сделали каменную дорожку к храму и плато перед входом, и фонтан (чесму) на северо-восточном углу здания. Тогда же в алтарной апсиде иконописец Владимир Бата Кидишевич написал большую фреску Богородицы Оранты «Ширшая Небес». Затем один из треснувших колоколов был заменен новым, изготовленным на литейном заводе в Сербии благодаря семье Вукович из Даниловграда. Также в 2005 году в церкви был установлен новый резной иконостас с иконами в византийском стиле и приобретены епископский трон, трон для иконы Божией Матери, аналой для праздничной иконы и паникадило (хорос с иконами). Подсвечник был перенесен за пределы церкви к северной стене. Святыни [ править править код ] Самая главная святыня, хранящаяся в церкви, – это частица мощей святой Феклы , которую приход Даниловграда получил в дар от митрополии Дабро-Босанской, так как десница святой первомученицы равноапостольной Феклы хранится в Старой Церкви в Сараево. В честь преподобной Параскевы-Петки Сербской , чей праздник является славой всех Белопавличей, в храме есть частица ее мощей; также в храме св. Феклы находится часть одежд святителя Арсения Сремца , хранившаяся на его мощах до переоблачения в конце 1980-х гг. В храме также находится большая чтимая икона Божией Матери, копия чудотворной Лепавинской иконы Богородицы .

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. Кон. 80-х гг. XX в. (Благовещенская ц. в пос. Лальск Кировской обл.) Согласно «Сказанию...», Л. род. в крестьянской семье. В трудах дореволюционных историков названы имена родителей святого - Филипп и Екатерина, а также год рождения - 1551-й ( Верюжский. Вологодские святые. С. 668), однако эти сведения не подтверждаются другими источниками. Духовный путь Л. был определен явлениями Пресв. Богородицы. Впервые Пречистая Дева явилась подвижнику в 1603 г. (в позднем списке - в 1592) в Благовещенском приходе Щекинской вол. Пошехонского у., повелев ему перенести икону Божией Матери «Одигитрия» из Моржегорской Николы Великорецкого пуст. Холмогорского у. на Туринскую гору в Устюжский у., там построить храм для иконы и жить при нем до самой кончины. Л. не сразу последовал Ее велению, посчитав откровение случайным сновидением («никому видение не поведа и себе недостойна именова»), но прежде принял постриг в Кожеезерском монастыре на Лопском п-ове, где прожил год (в «Сказании...» нет упоминаний об основателе мон-ря прп. Серапионе Кожеезерском († 27 июня 1611) и о прп. Никодиме Кожеезерском, находившемся в обители в 1601/02 (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 8, 20-е гг. XVIII в.; см.: Полетаева. 2011. С. 146), но сообщается о ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рая была построена в 1608 ( Верюжский. Вологодские святые. С. 669)). В недатированных статьях Вкладной книги Кожеезерского мон-ря вместе с игум. Авраамием (1607/08-1632/33) упоминается келарь Леонид, возможно Л. (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 93, 126). В Кожеезерском мон-ре Пресв. Богородица вторично явилась Л., после чего он направился в Соловецкий мон-рь и прожил там 3 года, трудясь в пекарне. Здесь Божия Матерь явилась подвижнику в 3-й раз, и он пошел в Моржегорскую пуст., где провел год. Явившись старцу, Пресв. Богородица вновь напомнила ему о Своем повелении. Тогда Л. поведал строителю и братии о видении и, наконец, получил от них икону.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

С сев. стороны площади находится резиденция игумении (в наст. время реставрируется). Здесь хранились произведения искусства поствизант. периода (напр., рус. плащаница 1558 г.) и монастырские реликвии: деревянное распятие с частицей Честного Креста Господня, мощи великомучеников Меркурия и Георгия, прп. Илариона, св. Параскевы, прп. Иоанна Кукузеля, мч. Полиевкта, прп. Иоанна Рильского, икона Божией Матери «Одигитрия» с флагманского корабля К. Канариса - дар его внучки, принявшей постриг в К. с именем Мелания, а также Евангелие в серебряном окладе (1850) - вклад греческой королевы Ольги Константиновны. Временно эти реликвии размещены в здании больницы, напротив резиденции игумении. Справа от резиденции находится ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с чтимой фреской Богоматери Катогиотиссы. С юж. стороны площади в церковной лавке продаются иконы, книги и предметы монашеского рукоделия. В здании б-ки, отреставрированном в 2001 г. (рядом с ц. мц. Христины), хранится 2 тыс. книг, в т. ч. 36 рукописей (Номоканон 1618 г., Анфологион 1665 г., Анастасиматарий-Анфологион 1751 г. и др.). Рядом с библиотекой расположен музей, где выставлены иконы (в т. ч. «Св. Иоанн Предтеча» Михаила Дамаскина, «40 Севастийских мучеников», «Распятие», «Снятие с креста» и др.), церковная утварь и т. д. С кафоликоном соприкасаются существовавшие с визант. эпохи церкви св. Иоанна Предтечи и Св. Троицы. К северо-востоку от кафоликона сооружена ц. мц. Христины (50-е гг. ХХ в.). В юго-вост. углу монастырского комплекса стоит прежний кладбищенский храм во имя св. Таксиархов. К келье прп. Пелагии примыкает церковь во имя этой святой, построенная в 1972 г. Церковь мч. Христины мон-ря Кехровуниу. 50-е гг. XX в. К. издавна следует особножительному уставу. Каждая келья управляется своей герондиссой (старицей), в подчинении которой находятся от 1 до 3 послушниц. Экономически кельи являются независимыми. Общими делами монастыря руководит игумения с советом из 3 избираемых монахинь. В нач. ХХ в. число сестер в К. достигло 120 чел., в нач. 70-х гг. XX в.- 80, в наст. время в мон-ре подвизается 35 насельниц, игумения - Иулиания (Ригопулу).

http://pravenc.ru/text/1684291.html

Но совет советом, а собору был нужен главный хранитель. Сначала обязанности хранения взяла на себя староста, но она не специалист, а без азов музейного дела на такой должности не продержаться. Владыка обращался к сотрудникам Новгородского объединенного музея-заповедника с просьбой стать хранителями собора — все отказались. В это время в музее появился молодой сотрудник — искусствовед Татьяна Юрьевна Царевская, недавно окончившая аспирантуру, специалист по монументальной живописи. «В 1993 году владыка предложил мне попробовать взять на себя функции хранителя Софии. Я сомневалась, но потом подумала, что отказаться легче всего, и решила попробовать. — Татьяна Царевская, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, является хранителем Софийского собора уже 17 лет. — Я оказалась перед этим гигантским памятником в довольно “зеленом” возрасте, все эти годы мне приходится постоянно учиться». Главная задача хранителя собора — отслеживать сохранность памятника, координировать работу специалистов, руководить реставрационными и ремонтными работами. В случае с Новгородской Софией хранитель — не сотрудник музея, как, например, главный хранитель Успенского собора Московского Кремля, а сотрудник епархии. Все средства — на реставрацию, исследования, зарплату — в Софии выделяет епархия. «С 1993 года музей оставил за собой только право проведения экскурсий. Все остальное целиком было на Церкви, даже охрана, — рассказывает Царевская. — До 2003-2004 годов государство никак не помогало, деньги собирались по крохам». Бабушки высшей квалификации В 1000-летней Софии Новгородской есть что хранить. Здесь уже 20 лет находится величайшая святыня — икона Божией Матери «Знамение» XII века. В соборе два древних иконостаса: один огромный, другой малый с иконами XIV и XVI веков; знаменитый список XVI века Тихвинской иконы Божией Матери; двое древних входных врат — Корсунские XI века, Магдебургские XII века; бронзовое паникадило XVI века; основная роспись стен собора XIX века, но сохранились и уникальные фрески XI и XII веков. Все эти памятники требуют неусыпного внимания! В последние годы в соборе на средства епархии были завершены археологические раскопки — сейчас в части одного из приделов храма, в Мартирьевской паперти, пол понижен на 1 метр 80 см — это уровень пола XII века, найдены уникальные захоронения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010