В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны. На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския». Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери. Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.

http://sobory.ru/article/?object=01399

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание храмов монастыря. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный - 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный - 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном - во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Источник: http://i-nventory.ru/index.php?id=847 Цареградская икона Божией Матери История Цареградской иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. Чудотворная икона была встречена братией и, возможно, Евфрасином на дороге около монастыря. На месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским. По исследованиям игуменьи Елисаветы, за четыре столетия до разделения Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051 или 1071 года как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию, в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

http://sobory.ru/article/?object=05400

По упразднении монастыря часть церковной утвари была передана в ризницу Владимирского кафедрального Успенского собора. В 1770 г. каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя и чудотворца Николая обращена в приходскую. Первоначальный причт из двух священников, диакона, дьячка и псаломщика впоследствии был сокращён до священника, диакона и пономаря. В конце XIX века на своё содержание причт получал в год не более 850 рублей при 1320 прихожанах, проживающих в 400 дворах. В Успенской церкви хранилось немало старинных икон и церковной утвари, оставшейся с монастырских времён. Самой почитаемой была большая храмовая икона Успения Божией Матери письма XVII века. Оклад и венцы на ней были серебряными, покрытые золотом. Другая икона Смоленской Божией Матери по преданию была перенесена чудесным образом в храм из лодки купца, проплывавшего по Клязьме и заночевавшего у Любца. На образе был серебряный оклад, но в 1830 г. его перенесли на список с этой иконы, а к оригиналу тайным советником Михаилом Леонтьевичем Тихонравовым была приложена бархатная риза с нанизанными на неё пятьюстами жемчужинами. Также от монастыря в церкви сохранялся старинный медный крест, покрытый серебром. В богатой храмовой библиотеке хранилось Евангелие печати 1634 г., а также Триоди постная и цветная московской печати 1693 г. и Апостол 1694 г. С середины XVII века известна Успенская ярмарка, проводимая при монастыре. Для этого у его ворот были поставлены «восемь шалашей» для торговли в них, «а пошлины собирают на монастырь». В 1741 году эти пошлины с купцов составляли 83 рубля 80 копеек. С упразднением монастыря Успенские ярмарки не прекратились и даже наоборот с течением времени их размах увеличился. В 80-х годах XVIII века в Любец съезжалось до 1000 человек, среди них были купцы из Шуи и Суздаля. В середине XIX века Успенской церкви принадлежали более 65 торговых лавок, стоящих на церковной земле. В конце XIX века ярмарка в Любце стала проходить в два дня. На продажу выставлялась мануфактура, железный и кожевенный товар, рогатый скот и мёд. Его привозили особенно много. Тогда всего товара доставлялось на сумму до 10000 рублей. В начале 1930-х гг. Успенские ярмарки в Любце прекратились.

http://sobory.ru/article/?object=03225

Иконостас столярной работы, старого устройства, из трех „тяблов " (поясов, ярусов), сохранился в первобытном виде. Антиминс храма освящен архиепископом Гавриилом. В углах его лики 4 евангелистов, в середине - четвероконечный крест, а под ним картина Тайной Вечери. Антиминс освящен в 1775 лето, декабря 13 дня. В храме достопримечательны: два небольших, четырехконечных креста, лежащих на престоле ; икона Спасителя, по правую сторону Царских врат, в позолоченной раме, за стеклом, в серебряной ризе весом в 12 фунтов. Риза сделана маркизою де Траверсе; образ Тихвинской Божией Матери, по левую сторону Царских врат, в такой же раме, в серебряной вызолоченной, с драгоценными камнями ризе; икона Знамения Божией Матери, в алтаре, на северной стене, без ризы, с старинными серебряными венцами... Под церковью погребены: адмирал Михаил Кондратьевич Макаров, скончавшийся 1813 г. августа 6-го дня; строитель храма Ефим Назарьевич Елагин, умерший в 1799 г. на 64 году от рождения, и жена его. Метрические книги хранятся с 1799 г. До 1843 г. причт составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; с 1843 г. - священник и дьячок. До штатов причт содержался на общих основаниях. Со времени штатов получал по 6 разряду- 220 руб. сер. в год. Доходов получается до 100 руб. в год. Земли при церкви пахотной 31 дес. 383 квадр. саж., сенокосной 2 саж. и здворочной 1 дес. Священник живет в собственном доме, дьячок - в доме, построенном госпожею де Траверсе. При церкви есть сторожка. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. 478 и 535 женск. пола. Грамотных в приходе немного. До 1863 г. была школа в деревне Бор, но она закрыта за неимением дома для помещения такового училища. В 1879 г. в Роптях помещик Александр Александрович Половцев открыл школу, в которой учатся до 20 мальчиков. В небольших школах и у крестьян учится до 80 человек. Кроме общих праздников, прихожане празднуют: Покрову, Флору и Лавру, Варлааму Хутынскому, Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божией Матери. На кладбище при церкви погребен морской министр, адмирал Иван Иванович маркиз де Траверсе, умерший в 1831 г. мая 19-го дня. Часовни находятся в Роптях, в Бору и в Штрешеве. Попечительство открыто в 1873 г., председатель его - поручик Владимир Александрович Паткул. Собираемые попечительством деньги тратятся на ремонтировку церковного дома и церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01183

Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.). Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб. В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» ( Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

На иконе сохранился убор кон. XIX в. Серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики; из того же материала выполнены венцы на головах и рама, обрамляющая икону по краю. Икона вложена в раму-киот с широкими исходящими лучами и венцом в верхней части. События первой мировой войны прервали историю Леснинского монастыря на Холмщине: в 1915 г. проживавшие в мон-ре (более 600 учащихся и учителей и ок. 500 монашествующих) были эвакуированы. Л. и., подготовленную к эвакуации еще в кон. 1914 г., отправили в Петроград на Леснинское подворье; часть сестер нашла приют в Новодевичьем в честь Воскресения Христова и в прп. Иоанна Рильского мон-рях в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 г., взяв с собой главную святыню мон-ря, они были вынуждены бежать в Кишинёвскую епархию в Жабский женский мон-рь (в совр. с. Жапка Флорешсткого р-на, Республика Молдова), в 1920 г. нашли ненадолго пристанище в мон-ре Кувеждин, затем - в мон-ре Хопово на Фрушка-Горе (Королевство сербов, хорватов и словенцев; совр. Сербия), с 1943 г.- в Белграде. К 1949 г. положение обители в Белграде осложнилось настолько, что было принято решение искать новое убежище. На вывоз иконы за пределы Югославии требовалось разрешение правительства. Во время осмотра Л. и. представителями специальной художественной комиссии в домовом храме обители игум. Феодора призвала сестер к молитве: задержание святыни делало невозможным перемещение мон-ря. Разрешение было получено, и летом 1950 г. сестры отбыли во Францию, сначала в Фуркё под Парижем, а в окт. 1967 г. в Шовенкур-Провмон (деп. Эр). Икону поместили в часовню при доме монастыря, в 1968 г., в день празднования Л. и., приходящийся на Воздвижение Креста Господня, был освящен монастырский храм, куда и была перенесена икона. В наст. время Л. и. пребывает в специально устроенном деревянном резном киоте справа от клироса. Сведения о Л. и. вошли в общецерковный оборот только в кон. XIX в. В 1665 г., т. е. до явления иконы, был опубликован 1-й свод правосл. икон (архиеп. Иоанникий (Галятовский), «Небо Новое»), к-рый стал основой для последующих подобных работ 1-й четв. XVIII - сер. XIX в. В этот период икона находилась у католиков в условиях, когда большая часть населения Холмщины была склонена в униатство; т. о., вплоть до 80-х гг. XIX в. практика почитания православными иконы была пресечена и возобновилась только после возврата чудотворной святыни в 1875 г. и учреждения в Лесне правосл. мон-ря. С этого времени информация о Л. и. появилась в отдельных изданиях, посвященных монастырю, и в сводах икон (см., напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 661).

http://pravenc.ru/text/2463593.html

Упоминание образа без изложения его истории содержится в тексте «Описание во граде Владимире, где положены святые мощи в соборной церкви» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 226. 80-е гг. XVII в.; Путь к граду Китежу. 2003. С. 38) в связи с описанием погребения свт. Максима «в пределех у святаго Пантелеймона», хотя автор текста не говорит, что она находилась у гробницы. Судя по древнейшим описям Успенского собора 1693 и 1695 гг., «образ пресвятые Богородицы Одигитрия в подножи моление Максима митрополита» стоял в местном ряду главного иконостаса, 4-м справа от царских врат, перед юж. дверью алтаря; как и др. местные иконы, был в ветхом басменном окладе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 3, 45 об.- 46). Эти сведения соответствуют указанию на «листе» для гробницы свт. Максима, согласно к-рому образ «и до сего дни всеми видим на правой стране у южных дверей». К 1708 г. икона находилась в юго-зап. части собора, у гробницы святителя, в приделе вмч. Пантелеимона или рядом с ним, у столпа: «Образ местной же пресвятыя Богородицы видение Максима митрополита грека поновлен вновь оклад серебреной венец чеканной золочен. На Максиме митрополите венец чеканной золочен киота столярная гладкая вызолочена». При этом на самой гробнице стоял список с древней иконы: «Да на гробе же Максима митрополита греченина образ пресвятыя Богородицы в молении Максим митрополит» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 2764. Л. 10 об.- 11). Состоявшееся в кон. 90-х гг. XVII в. или в нач. XVIII в. перенесение образа к погребению святителя, его поновление, создание нового оклада и списка, очевидно, связаны с распространением почитания свт. Максима и решением соединить икону и гробницу. Тем не менее в то время древняя икона не была перенесена к гробнице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. она находилась уже над самим погребением. Образ был украшен серебряным золоченым окладом, сделанным на средства и по заказу госпожи Безобразовой в 1790 г. ( П. П. Е. 1914. С. 9). В описи Успенского собора 1894-1896 гг. (ГА Владимирской обл. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41) упомянуты серебряные венец, риза и оклад с камнями, жемчужный убрус и ожерелье иконы. Очевидно, при поновлениях и изготовлении оклада тыльная сторона иконы была покрыта 3 слоями ткани: холст, синий рытый бархат и лиловый бархат были обнаружены в 1918 г. (Мат-лы Комиссии. 2006. С. 249). Список образа, упомянутый в описи 1708 г., в нач. XX в., очевидно, хранился в храме странноприимного дома при Успенском соборе (Там же. С. 250, 286. Примеч. 21 (указано, что ныне эта икона находится в иконостасе Георгиевского придела Успенского собора)).

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Как и др. известные мастера того времени, Е. выполнял не только самостоятельные композиции, но и копии древних икон. Из Феодоровского собора в Царском Селе происходит икона «Покров Пресвятой Богородицы» - список новгородской иконы нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 176-178. Кат. 392); справа внизу на лузге текст: «Копировалъ Н. Емельяновъ 1915 г.» (ГМИР). Подписной образ мучеников Кирика и Иулитты нач. XX в. (частное собрание) восходит к иконе этих святых с сюжетами жития 80-х гг. XVII в. предположительно работы Гурия Никитина из ц. во имя прор. Илии в Ярославле (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия. М., 2007. С. 106, 190. Кат. 89). Икона прп. Серафима Саровского на фоне пустыньки в лесу, предположительно написанная Е. ок. 1910 г. на металлической пластине (частное собрание; подпись: «Пис. [Н.?] Емельянов»), отличается живописной манерой письма, вставлена в серебряный оклад-ковчег фирмы Хлебникова с углублениями для реликвий. Владельческая надпись связывает бытование памятника с семьей офицера Д. Н. Ломана, старосты Феодоровского собора в Царском Селе. Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества В. П. Гурьяновым , братьями М. О. и Г. О. Чириковыми , М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Е. участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914; архит. С. С. Кричинский ). Иконографическая программа убранства верхнего храма принадлежала проф. Н. В. Покровскому , проект 5-ярусного резного иконостаса был сделан Кричинским (образцом для верхних рядов послужил иконостас ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери на Варварке в Москве, для нижнего - иконостасы ярославских храмов, см.: Зодчий. 1914. 11. С. 122-123), осуществлен И. М. Дикарёвым, позолоченная серебряная и латунная басма для икон и иконостаса выполнена товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья». Е. написал в 5-й, праотеческий ряд главного иконостаса 12 икон праотцов Адама, Авеля, Еноха, Сифа, Мафусаила, Ноя, Сима, Авраама, Мелхиседека, Исаака, Иакова, Иосифа и, по-видимому, центральный образ Саваофа (все в собрании ГМИР). Его кисти принадлежит также 12 фронтальных изображений архангелов Рафаила (с Товией), Иегудиила, Селафиила, Варахиила, Уриила, ангела-хранителя, 2 ангелов Господних, ангелов начала Господня, власти, господства, престола (ГМИР), созданных для последнего, 5-го яруса придельных иконостасов (по 6 образов в каждом). Возможно, Е. также является автором икон для царских врат этих иконостасов (ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 6). Однако в др. документах есть упоминания, что врата в левый придел писал М. И. Дикарёв, а в правый - братья Чириковы (Там же. Ф. 826. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 7-7 об.).

http://pravenc.ru/text/189927.html

Престольный праздник Грузинской иконы Божией Матери отмечался 22 августа (ст. ст.). В ближайшее воскресенье после этого праздника на площади перед великовской церковью проходила Грузинская ярмарка. На ней торговали воском, мелочным и красным товаром, кожаными изделиями, глиняной посудой, железными и чугунными товарами, игрушками, книгами, иконами Холуйского письма. Также можно было купить на ярмарке различную одежду и обувь, льняное и постное масло, пшеничную муку, пшено, соль и сальные свечи. Для поддержания ярмарочного веселья там же торговали вином и мясной закуской к нему, калачами, орехами и пряниками. Но среди ярмарок Ковровского уезда великовская считалась второстепенной, сумма проданных товаров не превышала 2000 рублей. Следующим великовским священником стал о. Иоанн Остроумов, в 1877 г. награжденный скуфьей от Св. Синода. Его сын Алексей Иванович Остроумов (помощник регента архиерейского хора и учитель пения во Владимирском духовном училище) родился в 1860 г. в с. Великово на Тальше, умер в 1910 г., похоронен в селе Великово на Тальше. Остроумова сменил священник Федор Петрович Борисовский (1864 - 29 июня 1913), брат священномученика митрополита Ярославского и Ростовского Павла (Борисовского), бывшего епискола Суздальского. Член ковровского отделения епархиального училищного совета, имевший архиерейские награды до наперсного креста включительно. При церкви колокольня и каменная ограда. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Грузинской Божией Матери и в теплом приделе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. муч. Параскевы. Из священных церковных предметов заслуживали особенное внимание: а) два серебро-позолоченные креста, из коих в одном находятся частицы св. мощей мучеников Сергия и Поликарпа; б) икона Святителя и Чудотворца Николая также с св. мощами; в) древняя икона Грузинской Божией Матери; г) хрустальный потир. Церковные документы хранились в целости: копии метрических ведомостей с 1802 г. и исповедные росписи с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десят., пахатной 23 дес. и неудобной 7 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: за требоисправления 500 руб., от хлебных и других сборов 30 руб., от земли 80 руб. и процентов с причтового капитала 30 руб. 40 коп., а всего в год 640 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

http://sobory.ru/article/?object=02494

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010