Так объясняют это действие святые отцы. Так объясняет святой Исидор Пелусиот ; так толкует блаженный Симеон Солунский . Данный пример раскрывает, какое значение придает Святая Церковь чтению Слова Божия. Когда читается Святое Евангелие, то присутствует и глаголет Сам Господь Иисус Христос, поэтому Слово Божие и является благодатной силой, преображающей и освящающей нашу душу. Вот почему у каждого христианина должно храниться Святое Евангелие, и в течение дня нужно прочитывать из него хотя бы понемногу. Вот один из видов Пищи с большой буквы, о которой говорит Иисус Христос в Евангелии: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4, 4 ). Но в Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит еще и о другой Пище, необходимой для души человека. Если вы читали Святое Евангелие от Иоанна, то вы обратили внимание на слова, произнесенные Господом Иисусом Христом после того, как Он совершил величайшее чудо – насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Он сказал: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ин. 6, 26–27 ). И далее говорит: хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру ( Ин. 6, 33 ). Какой же это хлеб? Господь Иисус Христос открывает в дальнейших словах великую тайну. Он говорит, что хлеб Божий, хлеб, сходящий с неба и дающий жизнь миру, есть Он Сам: Аз есмь хлеб животный ( Ин. 6, 35 ) – Я есмь хлеб жизни. Если Господь Иисус Христос называет Себя Хлебом жизни, то этим Он указывает, что без такого Хлеба мы не можем жить. Как все живое не может жить без солнца, так все духовное не может жить, не питаясь тем Хлебом, который есть Спаситель. Как мы можем питаться Хлебом с большой буквы, как мы можем питаться тем Хлебом, о котором Господь Иисус Христос говорит, что этот Хлеб есть Он Сам? Это великая тайна. И совершается она в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. Сам Господь Иисус Христос установил это великое Таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Икона, которую раскрыли, научились реставрировать в целом, которую поновили от копоти, от грязи, от потемневшей олифы – эта икона засияла старыми новыми красками. И вследствие этого и появилась, если можно так выразиться, мода на икону. Прием мода не только российская, но и всемирная. До тех пор пока не начали этот процесс реставрационный, до тех пор пока не открыли современные способы раскрытия, так сказать, иконы, икона была, по выражению нашего известного писателя Солоухина Владимира, покойного уже, «черными досками». И икона так и воспринималась, как нечто черное, закопченное, через что только проступает какой-то лик. И эта икона, конечно, не могла быть воспринята как произведение искусства. Но вот икона уже раскрытая, в частности икона святой Троицы, которая, как мы знаем, стояла в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которая была символична для Руси вообще. Эта икона тоже была, на самом деле, мало известна. Несмотря на то, что ученик преп. Сергия Епифаний Премудрый, который написал житие преп. Сергия, говорил о Троице вообще и об иконе в частности, что преп. Сергий видел в этой иконе некоторое символическое единство, не только единство Лиц Святой Троицы, но и то единство, как говорил Епифаний Премудрый, которое побеждает ненавистную рознь века сего. Это вот как раз об иконе Святой Троицы. И долгое время икона Святой Троицы несмотря на то, что она была богато украшена, различными ризами (тот, кто бывает в Троице-Сергиевой лавре и заходит в музей Троице-Сергиевой лавры, прекрасно знает, какие богато украшенные ризы до сих пор хранятся ризы, которыми была украшена Святая Троица), ну конечно, саму роспись, саму иконографию этой иконы очень было трудно определить под ризой. Смотрели в основном на богато украшенную ризу, на драгоценные камни, на золото, искусно сделанную финифть, филигрань, а сама икона, в общем, была спрятана. И только темные-темные лики Ангелов трех, расположенных вокруг стола, на котором чаша с вином и хлеб, незримо смотрели.

http://radonezh.ru/2023/11/01/voprosy-o-...

И я счастлив глубоко, что мои мысли о тесном единении славянских Церквей получили добрый отклик в сердцах прочих дальневосточных иерархов. Даст Бог , пробьет срок, Богом назначенный, и это единение осуществится, являясь залогом тесного единения всех славян в общей нашей будущей работе по созданию великих памятников нашей единой великой славянской культуры, о которой так пламенно мечтали, так пламенно молились в течение веков лучшие русские люди. Приложение. Древняя сербская песнь о Косовской девойке Встала рано девица-косовка, В день великий встала, в воскресенье, В воскресенье прежде красна солнца, Засучила рукава сорочки, Засучила вплоть до белых локтей, Положила на плечи хлеб белый, Взяла в руки два златых сосуда, Налила в один воды студеной, А другой вином налила красным, И пошла она Косовским полем; Посреди побоища проходит, Славного побоища царева, Витязей оглядывает мертвых, А кого найдет еще живого, Чистою водой его умоет, Напоит его вином червонным И потом накормит хлебом белым, Глядь – лежит в крови удалый витязь, Добрый витязь, молодой Орлович, Молодой царев знаменоносец. Он в живых в ту пору оставался, Только был он без руки без правой, Без ноги без левой до колена; Тонки ребра были перебиты, И виднелась белая печенка. Подняла его красна девица, Подняла она его из крови, Чистою водой его умыла И вином червонным напоила. Ожил витязь, удалой Орлович, Говорит он девице-косовке: «Ах сестра, сестра моя ты дорогая! Что тебе такая за неволя Здесь в крови людей ворочать мертвых? На побоище кого ты ищешь – Сына дядина, родного ль брата? Иль отца отыскиваешь старца?» Отвечает девица-косовка: «Милый брат, неведомый мне витязь, Не лежат мои родные в поле, Не ищу я дядиного сына, Ни отца родимого, ни брата. Али ты не знаешь, как царь Лазарь Причащал свое большое войско У святой у церкви Грачаницы? Три недели причащал он ровно, И с ним было тридцать калугеров. Причащалось сербское все войско, А за войском наши воеводы, Самый первый – воевода Милош, А за Милошем – Иван Косанчич,

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Остаток этот потом идёт для домашнего употребления тех, у кого в квартире совершается преломление. Хлеб для преломления берётся из булочной, простой, обыкновенный, белый, иногда просто розанчик в 3 коп. Будет ли хлеб круглый или продолговатый, это не имеет значения. Когда хлеб обойдёт всех участников преломления, тогда я или другой берём бутылку с вином, наливаем его в стакан, ставим стакан на тарелку, подаём ближайшему к нам „брату“ или „сестре“, те отпивают немножко и передают стакан с вином, вместе с тарелкой, следующему лицу, пока стакан с вином обойдёт всех. Вино употребляется тоже не всё, и от него обыкновенно остаётся немного. Вино берётся виноградное, лёгкое, иногда сладкое, иногда с кислотой, какое придётся, но непременно красного цвета. Тарелка как с хлебом, так и с винам, обойдя всех, возвращаются затем мне или другому, кто первый подал её, и мы последние употребляем хлеб и вино, но тоже не весь хлеб и не всё вино. – В том способе, какой употребляется у нас при раздаче хлеба и вина участникам преломления, мы следуем Евангелию от Луки (гл. 22 ст. 17), где говорится, —174— что Спаситель, на тайной вечери, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и „разделите между собой“. лянам, гл. 3 ст. 23–29, гл. 5 ст. 1–6, гл. 8 ст. 1–5, в Посл. к Ефесянам, гл. 2 ст. 4–17, в Посл. к Титу, гл. 3 ст. 4–7, в Посл. к Евреям, гл. 2 ст. 11–13, гл. 10 ст. 9–10:16–18, гл. 13 ст. 11–16, и в Откровении Иоанна, гл. 3 ст. 21–22. Общий смысл всех этих мест слова Божия ясно показывает, что так как искупленный и освящённый кровью Иисуса Христа человек пребывает в Господе, носит Его в сердце своём, то он не может грешить; а если он не может грешить, – в чём же он будет каяться? В 1 Посл. Иоанна, в гл. 3 в ст. 9, прямо говорится, что всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя, т. е. слово, Его пребывает в нём, и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Но так как и ежедневный личный наш опыт, и история жизни пророков и апостолов, даже таких великих из них, как Илии, избившего лжепророков царя Ахава и жены его Иезавели, царя Давида, коварно завладевшего Вирсавией, женой военачальника своего Урии, апостола Петра, трижды с клятвой отрёкшегося даже от знакомства с своим Господом, свидетельствуют, что духовная сторона человека хотя и освящена присутствием Господа, но плотская сторона, по слабости, по духовному младенчеству призванного ко спасению, способна к падениям, преткновениям в своём шествии к нравственному совершенству, и по плоти впадает в ошибки, или даже в проступки, то, чтобы освободиться от угрызения совести за них и восстановить мир в ней, мы искренно, от всей души, каемся в ваших падениях перед Господом в сердцах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ты знаешь, что Литургия – это не просто молитва. Литургия с самого своего начала стремится к торжественному концу, Причащению. Родители рассказывали тебе, что происходит в алтаре. Вот священники берут хлеб, берут вино – и молятся. А потом с этими хлебом и вином, обычной земной пищей, соединяется непостижимым, чудесным образом Господь наш Иисус Христос. Вся Литургия – это молитва о таком соединении. Хлеб и вино остаются хлебом и вином, но теперь они несут в себе силу Божию, через них мы соединяемся со Христом. Когда ты молишься в храме, ты можешь про себя молиться своими словами. О том, чтобы Господь помог тебе исправиться, чтоб Господь сохранил родителей, всех родственников. …И вот наступает миг Причащения. Крестообразно сложив руки на груди, потому что Христос был распят на Кресте и мы почитаем Его Крест, даже носим крестик на груди, мы подходим к Чаше. У Чаши нельзя разговаривать, смотреть по сторонам, можно лишь еще раз вспомнить о своем недостоинстве и о любви Божией, которая готова тебе все простить, лишь бы ты становился лучше. Подходя к Чаше, назови свое полное имя: Михаил, Елизавета, Александра. Твое имя, как бы тебя родители ласково ни называли: Лизонька, Санечка, – имя святого подвижника веры, жившего, может быть, столетия назад, родители рассказывали тебе о его жизни… И, назвав имя, открывай уста. Священник специальной ложечкой – лжицей – положит в рот частицу Тела Христова с Кровью. А потом, не разговаривая, все прожевав и проглотив, подойди к специальному столу, где после Причащения запивают . Чтобы во рту не осталось ни капли святыни, тебе дадут в кружечке теплую воду (может быть, с вареньем) и кусочек просфоры. Скоро Божественная Литургия окончится. Верующие выйдут из храма и отправятся по своим делам. Нужно постараться не растерять то состояние мира, радости, покоя, желание жить доброй христианской жизнью, которые дал Господь молящимся. И ты выйдешь из храма. Но, что самое главное, с Богом ты не разлучишься! Впереди – целый воскресный день. И замечательно, что начал ты его с молитвы…

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Делать же свою неспособность понимать то, как хлеб и вино может претворяться в Тело и Кровь Христовы, причиной неверия, совершенно безумно. Мы даже в окружающем нас мире многого не понимаем, как хорошо сказал о том великий ученный во многих отраслях священник Павел Флоренский , что рационалистическая оболочка всех естественных наук есть только «тоненькая корочка над пучиной огненной лавы иррациональности» . И к такому выводу приходят все настоящие ученые. Еще меньше мы постигаем Бога, Который несравненно выше нашего ума. Разве мы понимаем тайну Троицы – как единый Бог существует в трех Лицах? Расселисты, например, на основании неспособности человека объяснить Троицу, отвергли к своей погибели это учение. Вот так поступают и протестанты в отношении Таинства Евхаристии: не понимая, как Тело и Кровь Христа могут на вид и вкус быть хлебом и вином, они отвергли этот великий и спасительный догмат, оставив себя вне Христа, лишив себя причастия Ему. Вот из-за такой гордыни и надмения «плотским своим умом» (ср. Кол.2:18 ) и уходят люди на вечные муки. В связи с этим было очень неожиданно найти у П. Рогозина такое не типичное для протестантизма признание: «Не может быть сомнения, что и там, в горнице, Христос мог совершить ещё одно чудо. Он мог пресуществить вино и хлеб, предметы последнего ужина, в действительную плоть и кровь, сделать хлеб тождественным той плоти, в которой Он в данный момент находился...» – вот так и нужно думать протестантам, эта мысль истинная! А дальнейшее прибавление Рогозина «однако мы не встречаем в Св. Писании никаких указаний о какой-либо перемене, происшедшей с хлебом и вином после слов Его благодарственной молитвы» – уже от лукавого и духовной слепоты, ибо Библия достаточно ясно говорит о том, что верные причащаются не хлеба и вина, а Тела и Крови Христа (см. абз. 7–28). В главе «Евхаристия» П. Рогозин делает ещё одно удивительное для протестанта заключение, сделанное, как и вышеприведенное, по всей видимости, под влиянием прочитанного из православной или католической литературы: «Каким образом происходит в душе человека это незримое приобщение «телу и крови Христовой», мы не знаем. Эта тайна будет открыта верующему только в вечности. Отрицать тайну духовного воссоединения души человеческой с Богом и не признавать благодатного воздействия Вечери Господней на духовную жизнь верующего, значит впасть в… крайность…». Вот именно! Здесь Рогозин очень близко приближается к православному пониманию Таинства Причастия. Мы не можем познать до конца 583 , как Христос преподаёт нам Себя в виде хлеба и вина, как приобщает нас к Своему Телу, как делает нас Самим Собой («и будут двое одна плоть»). Всё это – великая и удивительная тайна, но из-за того, что мы её не понимаем, мы не должны отвергать её и извращать до учения о символическом причастии, как делают это протестанты!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Правило 15. Единство Слова и плоти 59. Крепче всего держись и нисколько не сомневайся, что плоть Христа не без Божества была зачата в утробе Девы, прежде чем была воспринята Словом. Сам Бог Слово был зачат [через] восприятие Своей плоти, сама же плоть была зачата [благодаря] Воплощению Слова. Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином 60. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся в том, что Сам Единородный Бог Слово, ставший плотью, предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф 5:2). Бог Слово, Которому со Отцем и Духом Святым патриархи, пророки и священники во времена Ветхого Завета жертвовали животных, и Которому ныне, то есть во времена Нового Завета, со Отцем и Святым Духом (с Которыми у Него одно Божество), святая кафолическая Церковь не перестает приносить жертву вином и хлебом в вере и любви по всему миру. В тех жертвах животных был прообраз (significatio 16 ) Плоти Христовой, которую за наши грехи, будучи Сам без греха, Христос принес (в жертву), и Крови, которую Он излил во отпущение наших грехов. А в этой жертве есть действие благодати (actiogratiarum) и напоминание о Плоти Христа, Которую Он за нас принес в жертву, и Крови Его, Которую за нас излил Сам Бог. Об этом говорит блаженный Павел в Деяниях Апостолов: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян 20:28). В тех (то есть ветхозаветных) жертвах образно показано то, что нам должно было быть дано; в этой же Жертве явно показано то, что уже дано нам. В тех жертвах предвещается Сын Божий, должный умереть за нечестивых. В этой же возвещается Он умершим за нечестивых. По свидетельству Апостола, Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим 5:6), и будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим 5:10). Правило 17. Человечество Христа 61. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Слово, ставшее плотью, всегда имеет ту же самую истинную плоть, в которой Бог Слово рожден от Девы, в которой Он был распят и умер, в которой воскрес и взошел на небеса, и сидит одесную Отца, и в которой также грядет судить живых и мертвых (2 Тим 4:1). Потому и Апостолы слышали от ангелов: вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:11). И блаженный Иоанн сказал: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают 17 пред Ним все племена земные (Откр 1:7).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Вот иконы, которые говорят об особенной близости Богородицы к Ее Сыну, — вот икона Казанской Божией Матери, которую мы чтим сегодня; на этой иконе особенно изображена нежность Богородицы к Младенцу. Эта нежность, может быть, и заставляет так особенно чтить эту икону. Вот икона «Сладкое лобзание», на которой изображена Богородица, целующая Младенца. Затем икона «Призри на смирение», где Богородица изображена в венце, со скипетром. Эта икона говорит о том, что Ее смирение увенчано Божественной славой. Это все иконы радостные, а есть и такие, которые говорят о скорбях, о страданиях Матери Божией. Вот икона «Недреманое око» — на ней мы видим лежащего Богомладенца, над Ним Богородица, вверху ангел, несущий орудия страстей. Эта икона говорит о том, что с самого рождения Младенца Матерь Божия предвидела оружие, которое пройдет Ее сердце. Богоматерь склонилась над Младенцем и как бы защищается от семи направленных на Нее стрел. Почему семи? Потому что семь слов сказал Христос на кресте, и каждое из них ранило сердце Его Матери смертельной скорбью. Поэтому скорбь Матери и Сына символизированы семью стрелами. Икона называется «Семистрельная». Вот икона «Страстная», особенно почитаемая в московском Страстном монастыре. На ней изображена Богоматерь с Младенцем и ангелы, несущие орудия страстей. Затем икона, говорящая о том же, — «Не рыдай Мене, Мати». Вы видите, братья и сестры, как тайна жизни Богоматери отображается на всех этих иконах. Но не только об этих горних тайнах Богородицы говорят нам иконы. Они говорят также и об отношении Матери Божией к человеческому роду, к падшему человеку, к его грехам и его страстям. Иконы Богоматери свидетельствуют о непрестающей, непрекращающейся заботе Ее о роде человеческом. «Скоропослушница» — вот как именует Церковь одну икону. «Целительница», «Избавительница», «Милующая» — вот наименование икон Матери Божией. А есть наименования, говорящие об особых дарах Матери Божией людям. Вот, например, икона «Подательница ума». Эта икона говорит о том, что мы должны обращаться за мудростью не только к книгам, не только к мудрецам человеческим, а прежде всего должны обращаться к Матери Божией, Которая источает из Себя чистоту Божественного света. А вот икона «Спорительница хлебов», написанная по предложению оптинского старца Амвросия, который установил особый праздник этой иконе 15 октября и сам скончался в этот день. Эта икона говорит о том, что всходы земные, которые колосятся по лицу земли, тоже растут по благословению Матери Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   Но в Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит еще и о другой Пище, необходимой для души человека.    Если вы читали Святое Евангелие от Иоанна, то вы обратили внимание на слова, произнесенные Господом. Иисусом Христом после того, как Он совершил величайшее чудо — насытил пятью хлебами пять тысяч человек.    Он сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин. 6:26-27).    И далее говорит: «Хлеб Божий есть тот, который, сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33).    Какой же это хлеб?    Господь Иисус Христос открывает в дальнейших словах великую тайну. Он говорит, что хлеб Божий, хлеб, сходящий с неба и дающий жизнь миру, есть Он Сам: «Аз есмь хлеб животный» (Ин. 6:35) — «Я есмь хлеб жизни».    Если Господь Иисус Христос называет Себя Хлебом жизни, то этим Он указывает, что без такого Хлеба мы не можем жить.    Как все живое не может жить без солнца, так все духовное не может жить, не питаясь тем Хлебом, который есть Спаситель.    Как мы можем питаться Хлебом с большой буквы, как мы можем питаться тем Хлебом, о котором Господь Иисус Христос говорит, что этот Хлеб есть Он Сам?    Это великая тайна... И совершается она в Таинство Причащения Тела и Крови: Христовых. Сам Господь Иисус Христос установил это великое Таинство.    Иисус Христос, живя на земле, был как бы простым человеком, не имеющим внешних отличий от других людей. У него было то же тело, что у человека, но тело это было как бы покровом, за которым скрывалось Его Божество. Точно так же мы под видом хлеба и вина воспринимаем истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа.    В Ветхом Завете есть одно место, где говорится, что кровь животного неразрывно связана с его душой: «Кровь бо есть душа его» (Вт. 12:23). Поэтому древним евреям запрещалось употребление крови.    Точно так же, когда мы причащаемся Тела и Крови, то все наше существо входит в тесное соприкосновенно с душой Господа Иисуса Христа, потому что душа Его пребывает в Его Теле и Крови.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это не то, что образовала природа, но то, что благословение освятило, а сила благословения выше силы природы: ибо благословением и самая природа изменяется... Посему взирай не просто, как на хлеб и как на вино; потому что, по Владычнему изречению, они – тело и кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою несомненно удостоверься, что сподобился ты тела и крови Христовых… Видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен вкусу, но тело Христово, и видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но кровь Христова... Не телесной гортани предоставь суд; нет, не ей, но неколеблющейся вере» 462 . § 373. Основания – из свящ. Писания Но и из Владычного изречения, настоят лютеране, следует, что Он присутствует в евхаристии чрез сопребывание своим телом и кровию с хлебом и вином, под хлебом и вином, в хлебе и вине, а не чрез преложение хлеба и вина в тело и кровь свою; ибо изречение это, говорят, а) равносильно изречению: Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 , которое толкуется: Слово вселися в ны ( Ин. 1:14 ), в том живет всяко исполнение божества телесне ( Кол. 2:9 ), Бог бяше с ним ( Деян. 10:38 ), Бог бе во Христе ( 2Кор. 5:19 ) и под., а б) так именно разумел св. ап. Павел, когда, отклоняя христиан коринфских от участия в языческих жертвах, писал: хлеб, егоже ломим... вси от единаго хлеба причащаемся... елижды аще ясте хлеб сей... Иже аще ясте хлеб сей недостойне... да искушает человек себе и тако от хлеба да яст ( 1Кор. 10:16, 17. 11:26, 27, 28 ) 463 . § 374. Опровержение их I. Последуя божественным отцам, мы единогласно исповедуем единого и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в божестве и совершенна в человечестве, истинно Бога и истинно человека, единосущна Отцу по божеству и единосущна тогожде нам по человечеству, единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем , и якоже сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ отец наших 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010