Но это - приточное слово, которым не позволение упиваться дано, но поддерживается жизнь человеческая. Не говорю уже о загадочном смысле сего изречения, по которому под вином разумеется умственное веселье; и по первому представляющемуся в речении смыслу не малое выражается в нем попечение о том, чтоб безутешные и горько плачущие, предавшись слишком плачу, не вознерадели о пище, но чтобы, как хлебом укреплялось сердце любителя грусти, так вином поддерживались упадшие силы. А винолюбцы и пьяницы не печаль утоляют, но обменивают одно зло на другое, и став какими-то неблагонамеренными посредниками, одни душевные болезни меняют на другие. Подражая тем, которые уравнивают тяжести на весах, они столько же убавляют печали, сколько прибавляют сластолюбия. Впрочем думаю, что вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того наливаться вином, чтобы оно производило помрачение рассудка; потому что скорбь не вытекает вместе с вином, а между тем в душе является новое зло - пьянство. Если же рассудок есть врач печали; то крайним злом будет пьянство, препятствующее врачеванию души. Но совокупи в уме все по порядку мною сказанное, и найдешь возможность и пользу апостольского узаконения; поймешь, как тебе всегда радоваться, следуя здравому разуму, как непрестанно молиться, как о всем благодарить, каким образом утешать скорбящих, чтоб во всем быть тебе совершенным и уготованным при помощи Святого Духа, и при обитающей в тебе благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков! Аминь. Примечания. 1. Сия святая Мученица пострадала в начале IV-ro века по Р.Х. Святая Церковь празднует память ее 31-го июля. 2. Сей закон издан при Диоклетиане в 303 г. по Р.Х. Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности Два рода искушений; потому что, или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания. Ибо одинаково трудно - сохранить душу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни, и не превознестись до наглости в положении блистательном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

А та земля, на которой вращаются камни есть та, о которой мы читаем: Пойте Господу, вся земля ( Пс.95:1 ) и: Вся земля да поклонится Тебе и да поет Тебе ( Пс.65:4 ). LXX: Ибо если что добро и если, что благо от Него, [это] пшеница юношам и вино, благоуханное для отроковиц. – Говорят, что Маккавеи одержат с Божьей помощью победу, бегая туда и сюда, для того, чтобы по изгнании Македонян из земли Израиля храм был очищен, заповеди Закона были соблюдаемы, и изучение Св. Писания плодотворно орошало отроковиц, т. е. народы, верующие во единого Бога, а прежде бывшие оскверненными идолослужением. Под хлебом избранных, т.е. baurim ( ) они хотят понимать не юношей, как перевели Семьдесят, но избранных и наученных мужей, которые заслужили вкушать пшеницу, т. е. закон Божий. Вместо слова вино, – что по-еврейски выражается словом thiros ( – Акила перевел οναν, что также может быть относимо к плодородию виноградника. Таковы мысли Иудеев. Наконец, мы под пшеницей избранных, или юношей, и под вином, оплодотворяющим дев, или вином, благоуханным для дев, понимаем Господа Спасителя, Который говорит в Евангелии: Если зерно пшеницы, падающее в землю, будет мертво, то оно остается одиноким; если же оно не умрет, то приносит многие плоды ( Ин.12:24 ). Из этой пшеницы получается тот хлеб, который нисходит с неба, и который укрепляет сердце человека ( Пс.103:15 ). Этот хлеб вкушают те, которые крепки во Христе, и которым говорит Евангелист Иоанн: Пишу вам, юноши, ибо слово Божие в вас [или: нас] пребывает, и вы крепки, и победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Тот, Кто есть хлеб избранных, или юношей, есть также и вино, веселящее сердце человека; его пьют и те девы, которые святы и телом и духом, так что, упившись и радуясь, они следуют Церкви и говорится им; Приведутся для Царя девы вслед за нею, ближние ее принесутся Тебе, принесутся в веселии и радости ( Пс.44:15–16 ). В самом деле каким образом не будут иметь радости те, которые, упившись от чаши Спасителя, преобразуется в дев и дерзают говорить: Введите меня в кладовую для вина, укрепите меня благовонными мазями ( Песн.2:4 ). Вино это благовонное, почему в той же песни говорится: Напоишь меня вином благоуханным, изобильною влагою гранат [или: сынов] твоих ( Песн.5:1 и дал.). Этим вином напоены те, которые следуют за Агнцем всюду, куда Он ни идет, одетые в белые одежды, потому что они не осквернили себя с женщинами, ибо остались девственными ( Апок.14:4 ). Глава X

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Писанием всегда и постоянно веровала, что в таинстве евхаристии действительно присутствуют тело и кровь Иисуса Христа. 2) Отсюда уже предрешается отчасти и второй вопрос. Если в таинстве евхаристии Иисус Христос присутствует своим телом и своею кровию, то воззрение Кальвина, что Иисус Христос присутствует в евхаристии не телом и кровию, а динамически, своею божественною силою, очевидно не верно. Не понимая, каким образом так многие могут принимать одно и притом целое тело Иисуса Христа, Кальвин допускает только духовное причащение: «в евхаристии, говорит он, нет тела и крови Иисуса Христа, но причащающийся принимает такую силу, как если бы с хлебом и вином причащался тела и крови». Но эта мысль опровергается Евангелием. Иисусу Христу возражали, как может Он дать плоть свою ясти? И Иисус Христос не только не устраняет этого недоразумения, а подтверждает свое учение положительно и отрицательно: плоть моя, говорит он, истинно есть брашно…, аще не снесте плоти сына человеческаго, живота не имате в себе. После того, весьма странно говорить, что в евхаристии мы причащаемся тела Христова не реально, а по одним только умопредставлениям, и притом причащаемся не все, а только истинно верующие (т. е.предопределенные), – странно тем более, что последняя мысль, будто тела и крови Иисуса Христа, хотя и духовно, причащаются одни только истинно верующие, а все остальные, след., принимают простой хлеб, противоречит словам апостола: ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет. Не за что было бы и наказывать, если бы недостойный принимал только простой хлеб и простое вино. Притом, апостол прямо говорит, что недостойно причащающийся потому и виновен, что причащается тела и крови Христовых; след., присутствие этого тела и этой крови в евхаристии обусловливается не верою принимающего, а силою священнодействия. Неверно и воззрение лютеран, что тело и кровь Иисуса Христа в евхаристии присутствуют вместе и рядом с хлебом и вином. В подтверждение этого своего воззрения лютеране пользуются словами ап. Павла: хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть? Но слово общение – κοινωνα в Свящ. Писании означает теснейшее общение, напр. христианина с Духом Святым, с Богом, человека – с плотию, а отнюдь не средство или орудие, как толкуют лютеране. Потому, как замечает Иоанн Златоуст , апостол не сказал μθεξις – причастие, а κοινωνα, дабы означить теснейшее общение, в какое мы входим чрез евхаристию с Иисусом Христом и между собою. Притом, апостол изъясняет сам свое выражение – κοινωνα, когда говорит: яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся. Что же касается, наконец, выражения: хлеб, егоже ломим, то выражение это отнюдь не означает того, что в евхаристии хлеб остается хлебом, а есть метафора, означающая всю вечерю любви, как это объясняется в книге Деяний апостольских, где о новокрещенных говорится, что они бяху терпяще во учении апостол и во общении и в преломлении хлеба ( Деян.2:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

(об. 18) Да покровец, Агнец на тафте на алой шиты шолкы, а около обложен тафтою синею, а по углом четыре херувимы, шиты —194— шолкы и подпись шолком же. Да другой покровец распятье Христово, с сторону Пречистая да з другую Богослов, на тафте на богровой шит шолком, а обложен тафтою алыю, по углом 4 еваггелисты да подпись болшая шолком же шита. Да в сударе ж лежит (была пелена Феодо (л. 19) сьевскые иконы) камка куфтер червчета; крест на ней, дробниц 10 серебрены позолочены, а обсажены дробници кругом жемчюгом, а подпись жемчюгом же сажена, да кругом всее пелены в две верви жемчюгом сажено, да в две верви золотом шито. Да индитья на тафте на червчетой, три святых образы шиты: Наоум да Феодор Стратилат да Мина, да обложена тафтою черныю, а по тафте шиты 12 праздников, а венцы у всех золотом шиты. Покровы на старце Иосифе три: два новы, а третей ветчян (на поле: образ шит его); ве(об. 19)нци у них и подпись золотом шиты. Да верхних покровов с кресты: покров бархат черн, а крест на нем серебром шит, да покров отлас лазорев, обложен камка си (ня?), крест на нем тафтян; покров отлас богров, крест на нем тафта червчета; покров отлас дымчет без креста; да покров ветчян отлас черн; да покров отлас богров, крест на нем тафта зелена. Да в олтаре, в книгохранилници, два блюдца цининные да миска цининна ж да кружечка камена, а покрышка оловяная. Да шесть кандей болших, что о велице (л. 20) дни звонят на обедне перед евангелием, да кружечка оловяная Осифова. (л. 21) В Богоявлении, в теплой церкви, деисус стоячей, девять икон, на гладком золоте, письмо Володимерово, Денисьева сына, да ученика их Тучково. Да восемь пророков на четырех иконах тех же икон, что в болшей церкви четыре пророкы стоять в старом приделе. Да две иконы местные, локотници болшие: святое Богоявление Феодосиева письма, обложена серебром и золочена, манастырская, а окладывал Марко старец. Да у тое ж иконы пелена бархат ал, обложена камка куфтерь; крест на пелене камка бела з золотом. Да другая пелена у тое ж иконы отлас зелен, обложена тафтою тауси(об. 21)нныю; крест на пелене на пояске на тканом прошит золом. Да другая икона Пречистая Одигитриа Дионисьева письма, манастырская ж, обложена серебром, а окладывал Марко старец. Да у тое ж иконы пелена бархат богров на червчете земле, обложена узенко бархатом черным, да на пелене крест шит золотом. Да третья икона в трапезе стоит Пречистая Одигитриа письма Дионисьева, обложена серебром, а окладывал Иона Смолиньской. Да три иконы местные болшие, на гладком золоте, а на них писаны образы преподобных. (л. 22) На тябле икон пядниц, на гладком золоте: икона Троица святая, икона О Тебе радуется, икона въскресение Христово, икона распятье Христово, икона Спас седячей, икона Пречистая Одигитриа – те обе Денисьева письма. Икона архааггел Михаил, икона стара Благовещение святыя Богородици, икона Сава Освященный, икона мученик Еустратий, икона невеличька Матфей евангелист, икона Данил Столпник, икона Алеξей чюдотворец, икона Алеξандр игумен,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По правую сторону царских врат: икона Спасителя, икона св. Благоверного князя Владимира, икона преподобного Андрея Критского и св. пророка Осии. По левую сторону царских врат: икона Божией Матери, икона св. Архангела Гавриила, в алтарной двери икона преподобного Мардария Печерского. Иконы во втором ярусе, над царскими вратами: Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе во Емауссе. С правой стороны: Рождество Христово, Воздвижение Честного креста и сошествие св. Духа на апостолов; с левой: Благовещение Пресвятыя Богородицы, Вход Господень во Иерусалим и Воскресение Лазаря. Иконы в третьем ярусе, посредине: Господь Вседержитель, сидящий на престоле. По сторонам оной, с правой: св. апостол Иаков и св. апостол Иуда. С левой: св. апостол Матфей и св. апостол Фома. В клеймах над третьим ярусом, с правой стороны: св. пророк Даниил, с левой – св. пророк Исаия. Пред иконостасом, на солеи, железная решетка с дверцами, соложенная медным поручнем, с такими же шариками. Иконостасы и иконы в других местах храма На столбах четыре резных киота одинакового стиля и характера, украшенные резьбою и виноградными колонками по сторонам; в них иконы: на первом столбе от иконостаса, с правой стороны храма – икона святителя и чудотворца Николая, писанная масляными красками по золотому чеканному фону, работы художника С. Сутьбинского. В верху киота, в клейме – икона Казанской Божия Матери. На втором столбе, по той же стороне храма – икона Успения Божией Матери в апликовой ризе. Одежда на Божией Матери низана по бархату мелким жемчугом и украшена простыми каменьями. В верху киота, в клейме – икона Архангела Гавриила. На первом столбе от иконостаса, с левой стороны храма, икона Боголюбской Божия Матери. Риза на ней сребропозлащенная, весом – 1 пуд 38 золотников. В верху киота, в клейме – икона Спасителя. На втором столбе, по той же стороне храма, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в апликовой ризе. Одежда на Богоматери, шитая по бархату и белому глазету серебром и золотом и украшена цветными каменьями. В верху киота икона Ангела, приносящего молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выше всех окрестных гор Фаворская гора, уединенна от других гор, и стоит посреди равнины очень красиво, как умело сделанный стог, круглый и очень высокий, великий окружностью. Высота горы выше, чем человек может с нее четырежды пустить стрелу, а если вверх стрелять, то и за восемь раз не дострелишь до ее верха. Гора вся каменная, всходить на нес по камням трудно и опасно, приходится руками на нес лезть, путь очень тяжек. Едва мы на нее влезли, с третьего по девятый час добирались до самого верха, хотя шли быстро. На самом верху горы, к северо-востоку, есть место высокое, как горка каменная, небольшая, островерхая. На этом месте произошло преображение Христа. Здесь создана церковь во имя Преображения, а другая церковь - во имя святых пророков Моисея и Ильи - создана подальше, на север от Преображения. О месте, где Христос преобразился Место преображения прочно ограждено каменной стеной с железными воротами. Вначале здесь находилась епископия, ныне же католический монастырь. Перед этой стеной на верху горы красивая площадка с водой. Это чудное и дивное Божье устроение на такой высоте. На самом верху горы много воды, нивы, добрые сады, деревья плодовые. Видно с нес очень далеко. О пещере Мелхиседека На Фаворской горе есть пещера чудная, ровная, как небольшой погребец, высеченный в камне, с небольшим оконцем на верху пещеры. На востоке в пещере создана трапеза. Дверцы малые, влезать в пещеру с запада по ступеням. Перед дверьми растут небольшие смоковницы и различные деревья. В прошлом около пещеры был большой лес, ныне же малые и захудалые деревца растут. В этой пещере жил Мелхиседек. Сюда приходил к нему Авраам и трижды воззвал: " Человек божий! " Мелхиседек вышел, вынес хлеб и вино, устроил жертвенник в пещере, сотворил хлебом и вином жертву, и тотчас же жертва была взята на небо к Богу. И тут благословил Мелхиседек Авраама, который остриг его, обрезал ногти (будто бы был космат Мелхиседек). С этого и началась служба хлебом и вином, а не пресным хлебом. Об этом пророк говорит: " Ты священник на века по установленному Мелхиседеком порядку " . Эта пещерка расположена вдали от Преображения, на запад, на расстоянии полета стрелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

В связи с этим Церковь считает возможным выдавать особые папские грамоты – индульгенции (лат. indulgentio – «милость») об отпущении грехов их владельцам. Отличительной чертой К. является сформировавшийся с XII в. догмат о непорочном зачатии Девы Марии – Божьей Матери ее матерью Анной (Православная Церковь также всегда особо почитала Богородицу, превознося ее выше небесных духов, но никогда не допускала догмата о ее непорочном зачатии). Для католиков церковный брак считается незыблемым и не может быть расторгнут, тогда как православие допускает возможность развода и повторного бракосочетания (в данное время при Римской Курии существует специальный суд по делам брака, ежегодно рассматривающий до 300 дел о разводах). Кроме догматических существуют и канонические отличия католиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны христианства. Так, в отношении католического духовенства существует принцип целибата (лат. caelebes – «неженатый») – обязательного безбрачия (православное же духовенство делится на черное – придерживающееся этого принципа, и белое – состоящих в браке священников). Принцип целибата был утвержден в практике Католической Церкви Папой Григорием VII (1073–1085 гг). Католики совершают святое крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается ими не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 7–8 лет и обязательно епископом. Хлеб для Причастия у католиков пресный, не квасной (как у православных). В православии причащаются хлебом и вином и миряне, и духовенство, а в католицизме миряне причащаются только хлебом (правда, после II Ватиканского собора мирянам было разрешено по желанию причащаться и хлебом, и вином). В отличие от православных, которые крестятся тремя пальцами – большим, указательным и средним сверху вниз и справа налево, католики крестятся пятью пальцами сверху вниз и слева направо. Главным католическим богослужением является месса. Она значительно короче православной Божественной литургии, отличается от нее также составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоакиму 288 , как жалел он, что вообще ввязался в него, и почему так жестоко в конце концов обошелся с Медведевым – старец был действительно страшен властям поддержкой всех, склонных к старине, пусть даже и не прямых старообрядцев, хотя, конечно, вряд ли сам, как обвиняли его, злоумышлял на жизнь патриарха и собирался занять его место. Но патриарх помнил 1682 год 289 . Помнили его и другие. И все же, прежде чем перейти к собственно аргументам сторон, следует заметить, что, для того чтобы братья Лихуды на диспуте с Белободским свой первый вопрос задали именно о времени пресуществления евхаристических Даров, было по меньшей мере еще два повода. Первый – частный: по дороге в Москву Лихуды имели во Львове диспут с иезуитом Руткой 290 , и там этот вопрос также поднимался. Быть может, в ходе диспута Рутка защищался тем, что вся русская Церковь согласна с латинянами в этом вопросе, и Лихуды решили по горячим следам проверить услышанное. Второй повод – общий: то было время европейских евхаристических споров. В частности, против гугенотов в защиту учения о пресуществлении Святых Даров выступили, как уже упоминалось, янсенисты, которым это кроме прочего позволяло заявить о своей «кафоличности». Спор, однако, вышел за границы Франции. Таким образом, вопрос о пресуществлении был тогда для людей, находившихся в курсе европейских событий – а Лихуды, безусловно, были таковыми, – вполне актуален, чем и объясняется его первенствующее место в диспуте. Как бы то ни было, вспыхнувший пожар не утихал пять лет – только в 1690 году ересь хлебопоклонников была окончательно осуждена. Нетрудно догадаться, что стороны исчерпали свои аргументы гораздо раньше, а поскольку уступать никто не хотел и слышал, как это чаще всего бывало в XVII веке, только себя, то развитие полемики с обеих сторон шло по пути изобретения все новых бранных эпитетов друг для друга, а потому и были не восприняты те слова, которые могли бы привести к взаимопониманию. Считается, что полемиканачалась с написания Медведевым небольшого сочинения «Хлеб животный», построенного в виде диалога учителя с учеником, где вопрос о времени пресуществления был далеко не единственным. Вообще, книга представляет собой не полемическое сочинение, но скорее просто изложение учения о Евхаристии. Там говорится: «Пречистое тело и пречистая кровь пресуществляется Христовыми словесы, глаголемыми от иерея при божественней литургии над хлебом: “приимите, ядите”... и проч. ... теми бо словесы истинно хлеб прелагается в тело Христово, вино в кровь Христову. Инако же словеса иереа вместо самого Христа глаголющаго, не были бы истинны, аще во изречении том “сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя” и по сказовании десницею над хлебом и над вином, хлеб единако пребывал бы хлебом и вино вином, о чесом Св. Иоанн Златоуст в слове на великий четверток явственне глаголет тако: “сие есть тело Мое рече: Сей глагол предложенная претворяет сиречь пременяет естество хлеба в естество тела Христова...”» 291

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

3. Храмовая же икона Владимирской Божией Матери древнего письма в бархатной низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад басемной, цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною. 4. Казанская икона Пресв. Богородицы – Строгановского письма, оклад серебряный вызолоченой басемный, венец и убрус украшены жемчугом; кругом иконы писаны чудеса от нее. 5. Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус писан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери. 6. Образ Благовещения Пресв. Богородицы – древнего письма. 7. Икона Пресв. Богородицы Неопалимые Купины. 8. Икона Успения Пресв. Богородицы в серебряном золоченом окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресв. Богородицы. 9. Небольшой серебряный крест, в нем часть древа креста Господня и частицы св. мощей – Николая Чудотворца, Иоанна Многострадального, Марии Египетской, Гурия Казанского, Даниила Столпника и др. – Под крестом подвешена маленькая икона Грузинской Божией Матери в серебряном окладе. Икона эта была домашней святыней князей Ромодановских; сохранился ковчежец, в котором носилась эта икона, вместо стекла вставлена слюда; икона носилась на груди. 10. Две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах. Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В теплой Владимирской церкви древняя икона – Иоанна Предтечи, который изображен с крыльями. – Сохранились две иконы местной иконописи XVIII века: а) Владимирская икона Божией Матери писана в 1762 г. и б) Шуйская Смоленская икона Божией Матери 1769 г. Имеются еще резные из дерева иконы: 1) св. в.-муч. Георгия Победоносца, 2) Николая Чудотворца Можайского. 3) другая такая же икона. 4) И. Христос в темнице и 5) глава Иоанна Крестителя. Кроме св. икон в Мстерских церквах сохраняются еще следующие свящ. предметы древности. 1. Напрестольное Евангелие изд. 1644 г. в серебряном вызолоченном окладе на верхней деке, с надписью по листам: «Лета 1669 сие Евангелие обложено серебром и золотом с камением дал боярин кн. Вас. Гр. Ромодановский в свою вотчину в Богоявленскую слободу в монастырь Богоявления Господа И. Христа и Успения Пресв. Богородицы по деде своем кн. Петре и Евфимие и по отце своем кн. Григорье, иноке-схимнике Геннадие и по матери своей по кн. Ульяне и по своей душе и прочих родителей. А кто сие Евангелие исхитит или отдаст кому и на тем будет страшный суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Тамо мя научиши. Христос – Равви, Учитель, а верные Его – ученики. В Доме Матери, во Святой Церкви учит Христос учеников Своих. Учит не как книжники и фарисеи, а как власть имущий, власть всесильной любви. Тамо, то есть в Церкви, учит Христос, а вне её всякое учение скоро обращается в ересь. Тамо, то есть в доме души. «Вникай в себя и в учение» ( 1Тим. 4:16 ), – наставляет апостол Павел своего ученика Тимофея. Тамо – в сердце, на нерукотворных, некаменных скрижалях пишет Господь тростию Святаго Духа Свое учение. Там учит Он, только бы мы внимали Его научению. Делатели умной и сердечной молитвы научаются помазанием Духа учению Господню внутри себя. Это таковым сказано: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно...» ( 1Ин. 2:27 ). Войдя в дом матери Невесты, Жених научает её правде Божией, она же Жениха приветствует: напою тя от вина с вонями строенаго, от воды яблок моих. А я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих . Бл. Феодорит так поясняет слова Невесты: «С вонями строеным вином нарицает невеста учение, исполненное Божественной благодати, яко некиими вонями и ароматами облагоуханное, водою же яблок, пользу происходящую от плодов любви». Или под вином, как и под гранатовыми яблоками , можно разуметь любовь Невесты к Жениху. Вином, в таком случае, означено веселье сердца, производимое любовью, а гранатовыми яблоками – единство в любви, прообразованное подогнанными одно к другому зернами гранатовых яблок. То и другое (виноград и яблоки) имеют красный цвет, чем означено огненно-пламенеющее свойство любви. Вино к тому же растворено с ароматами (с вонями строенно), которыми означены благодать и дары Духа Святого. Ароматы духовных дарований, веселье и единение в любви приуготовила Невеста Жениху, предлагая Ему, по вхождении в дом ее, это сладостное упоение. Ах, как часто горечь и смрад ждут Жениха, если войдет Он в душу нашу. Приготовь же, душа, Ему «вино, ароматы и яблоки»!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010