Посмотрим теперь, как тот архимагир разоряет Иерусалим. Он разоряет его огнем и ниспровержением стен до основания. Нам же из этого следует усмотреть, что так в конец ничто не разоряет душу, хотящую работать Богу, подобно прекрасному Иерусалиму, как именно архимагир, то есть, пресыщение, сластоядение и чревоугодие. Разоряет он и огнем, то есть, греховным распадением, разжигая сластолюбивую и страстную плоть на скверный грех, ибо поистине за сластоядением следуют плотские страсти, греховное распадение, которое если в ком умножится и усилится, как пожар, то все добродетели его, которыми украшал свою душу, превратит в пепел, подобно тому, как архимагиров огонь сжег всю красоту Иерусалима. Недаром святый Златоуст говорит: «Где пьянство, там диавол, там скверные слова; а где пресыщение, там ликуют демоны». Хорошо, значит, что Господь напитал следовавших за Ним и слушавших слова Его не иным каким-либо сладким хлебом, но жестким, ячменным. Этим Он учит нас не сластоядению, но воздержанию. «Не имамы зде, токмо пять хлеб». Толковники Божественного Писания, духовно толкуя сие, под теми малыми хлебами подразумевают различные духовные вещи. Одни называют хлебом слово Божие, имея в виду слова Бога из пророчества Амоса: «Послю, – сказал Он, – глад на землю, не глад хлеба, но глад слышания слова Божия» ( Ам. 8:11 ). Другие называют хлебом святое покаяние, основываясь на словах Давида, кающегося в своих грехах и говорящего: «Пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях» ( Пс. 101:10 ). Некоторые же милостыню, творимую нищим, называют духовным хлебом, вечно воздаваемым от Бога, что видно из слов Екклезиаста, говорящего: «Посли хлеб твой на лице воды, и во мнозех днех обрящеши его» ( Еккл. 11:30 ). Вечное наслаждение на небесах, которое будет происходить от лицезрения Бога, также есть хлеб духовный: «Насыщуся, – сказано, – внегда явитимися славе Твоей» ( Пс. 16:15 ). Иные, наконец, духовным хлебом называют тело Христово, которое под видом вещественного хлеба, питающего плоть, освящается на Божественном престоле, ибо оно питает и оживляет наши души и соединяет их как с Самим Христом, так и друг с другом, согласно словам святого апостола Павла, который говорит так: «Хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, и едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба (тела Христова) причащаемся» ( 2Кор. 10:16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вслед за возложением венцов читается Апостол ( Ефес. 5:20–35 ), в котором говорится о важности таинства брака и об обязанностях мужа и жены, и Евангелие ( Иоанна 2:1–11 ) о чуде Иисуса Христа на браке в Канне Галилейской; читается просительная ектения и поется молитва «Отче наш». В это время приносится чаша с вином. Священник благословляет ее троекратно и дает пить из нее новобрачным в знак того, что они связаны навсегда, и должны иметь все общее, желания и намерения, радости и горе. Вслед затем священник соединяет руки новобрачных и ведет их кругом аналоя, в знак неразрывности их союза, при пении следующих молитв: 1. Исайе ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем. 2. Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим. 3. Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвало, Мучеников радование, ихже проповедь, Троица Единосущная. Обошедши три раза вокруг аналоя, священник снова ставит новобрачных перед аналоем, снимает с них венцы и приветствует их напутствием на жизненный путь словами: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». Обращаясь к невесте, священник говорит: «и ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог». После благословения на жизненный путь новобрачных бывает отпуст, и исполняется существующий обычай совершать молебствие Господу Богу. 143. Таинство Елеосвящения Елеосвящение есть таинство, в котором при семикратном помазании освященным елеем больного человека (а иногда и здорового) призывается на него благодать БожИя, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это Таинство имеет целью возбудить веру больных и окружающих родных и знакомых, которая привела бы исцеляющую благодать Св. Духа. Елеосвящение соединяется с Таинством покаяния и сопровождается разрешением грехов. Для совершения Таинства Елеосвящения ставится стол, на столе полагается Св. Крест с Евангелием и блюдо с пшеницею, в которую водружается 7 свечей, во образ семи Даров Св. Духа, и 7 стручков, обернутых на концах хлопчатою бумагой или ватой для помазания; наконец, в пшеницу же ставится сосуд с елеем и вином. «Пшеница» служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, Св. Церковь как бы говорит, что как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни и оно может дать в свое время росток, так и в иссохшем от болезни теле есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле, или после всеобщего суда и воскресения. Елей бывает соединен с вином, потому что благодетельный самарянин врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом с вином ( Луки. 10:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И инъ Ангелъ вслдъ иде, глаголя: паде, паде Вавилонъ градъ beлukiй, зане от вина ярости любoдяhiя своего напои вся языки. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Другой Ангел возвещал падение Вавилона, под которым понимается обычно царство зла и греха в мире. Некоторые толкователи понимали под этим «Вавилоном» древний языческий Рим, напаявший все народы «вином блужения», или идолопоклонства. Другие видят под этим символом лжехристианскую Империю, а под «вином блужения» – ложное учение религии (ср.: Иер. 51:7 ). Откр. 14:9–12. И mpemiй Ангелъ вслдъ его иде, глаголя гласомъ великимъ: иже аще кто покланяется зврю и икон его и npieмлemъ haчepmahie на чел своемъ или на руц своей, и той имать пити от вина ярости Бoжiя, вина нерастворена (bлiяhha нерастворена) въ чаши гнва Его, и будетъ мученъ огнемъ и жупеломъ предъ Ангелы святыми и предъ Агнцемъ: и дымъ мyчehiя ихъ во вки вковъ восходитъ, и не имутъ покоя день и нощь nokлahяющiucя зврю и образу его и npieмлющiu haчepmahie имене его. Зд есть mepnhie святыхъ, иже соблюдаютъ заповди Бoжiя и вру Иисусову. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Третий Ангел угрожал вечными муками всем тем, кто служит зверю и поклоняется ему и образу его, и примет начертание его на челе или руке. Под «вином ярости Божией» надо понимать тяжкие суды Божии, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, не растворенное водой. Поэтому гнев Божий, по своему сильному действию, уподобляется здесь нерастворенному вину. Нечестивые будут подвергнуты вечным мучениям, а святые спасутся своим терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но и они от вина не узнали, и от опьянения заблудились; священник и пророк не узнали от опьянения; поглощены вином, заблудились в опьянении , не узнали Видящаго, не уведали суда, или чрезвычайно. Ибо все столы наполнены блевотиною и нечистотами, так что не было более места. LXX: В тот день Господь Саваоф будет венцом надежды, связанным с славою, для остатка народа. Они будут оставлены в духе суда на суд и крепость, с воспрещением убивать. Ибо они прельщены вином: блуждают по причине сикеры; священник и пророк обезумели от сикеры; поглощены вином, поколебались: это есть привидение (φσμα). Проклятие пожрет это предприятие, ибо это предприятие существует по причине сребролюбия. Когда вся земля Самарии, то есть десяти колен, будет разорена наводнением ассириян, и венок гордости пьяниц Ефрема будет попран ногами и поглощен на подобие преждевременно созревшей смоквы: тогда сам Господь будет победным венцом остатка народа Израильского, то есть двух колен, Иуды и Вениамина, и духом суда для сидящего на судилище, без сомнения, для Езекии, царя Иудейского, и крепостию тех, которые, по опустошении всей страны, возвратившись с битвы, заключили себя в городе. Об этом мы будем читать у этого самого пророка (Ниже гл. 37), когда сто восемьдесят пять тысяч вооруженных из ассирийского войска были истреблены поражающим ангелом. Но и они, то есть Иуда и Вениамин, упоены вином идолопоклонства, и, презревши богослужение в храме, стали почитать изображения демонов, и не познали видящего Господа, который все рассматривает. Ибо все столы их и все богослужение наполнены блевотиною и нечистотами, так что не только в храме, но и на вершине гор, и в лесистых местах они наполнили все мерзостями идолослужения, и Господь не имел у них места обитания. Это изъяснено в буквальном смысле. Затем относительно иносказательного значения последуем прежнему разумению, но не оставим неприкосновенными и LXX толковников. Ибо по поглощении пастию диавола еретиков, восшедших на весьма тучную гору гордости, Господь будет венцем славы дли тех, которые остаются в Церкви и, в сравнении с количеством весьма многих заблуждающих, малы числом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еранист . Против сего доказательства ничего сказать нельзя; потому что оно утверждается на апостольском свидетельстве. Православный . Итак, не укоряй меня в изобретении новых имен. Но я представлю тебе и другое свидетельство, именно пророческое, которое плоть Господню прямо называет ризою и одеянием. Еранист . Если оно не покажется гадательным и обоюдным, то я нисколько не буду противоречить оному, и останусь благодарен. Православный . Я постараюсь, чтоб ты сам засвидетельствовал истину обетования. Ты знаешь, что патриарх Иаков, благословляя Иуду, последним пределом власти его поставил рождение Господа: «не оскудеет», говорит, «князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков» ( Быт. 49, 10 ). А это пророчество, ты сам согласился прежде, относится ко Христу. Еранист . Так. Православный . Итак, вспомни следующия за сими слова. Ибо он так говорит: «на пришествие Его языцы уповают. Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое» ( Быт. 49, 11 ). Еранист . Об одеждах сказал патриарх, а не о теле. Православный . Так укажи же, где или когда Он кровию виноградною омочил одежду? Еранист . Но докажи и ты, что Он обагрил ею свое тело. Православный . Прошу тебя, отвечай сокровеннее, поелику здесь есть может быть непосвященные в таинства. Еранист . Ответы мои я буду соразмерять с тем, что от тебя услышу. Православный . Ты знаешь, что Господь назвал себя лозою? Еранист . Знаю; Он сказал: «Аз есмь лоза истинная» ( Иоан. 15, 1 ). Православный . А плод, выжатый из виноградной лозы, как называется? Еранист . Вином. Православный . А когда воины пронзили копьем ребра Спасителя, то что текло из них, по свидетельству евангелистов ( Иоан. 19, 34 )? Еранист . Кровь и вода. Православный . Итак, кровию гроздовою патриарх назвал здесь кровь Спасителя. Ибо если Господь назван лозою, и плод гроздовый называется вином, а потоки крови и воды, истекшие из тела Господня, распростерлись вниз по всему телу, то совершенно справедливо и благоприлично предсказал патриарх: «исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое» ( Быт. 49, 11 ). Ибо, как мы таинственный плод лозы после освящения называем кровию Господнею, так патриарх кровь истинной лозы назвал кровию гроздовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

    Еранист. Против сего доказательства ничего сказать нельзя; потому-что оно утверждается на апостольском свидетельстве.     Православный. Итак не укоряй меня в изобретении новых имен. Но я представлю тебе и другое свидетельство, именно пророческое, которое плоть Господню прямо называет ризою и одеянием.     Еранист. Если оно не покажется гадательным и обоюдным, то я нисколько не буду противоречить оному, и останусь благодарен.     Православный. Я постараюсь, чтоб ты сам засвидетельствовал истину обетования. Ты знаешь, что патриарх Иаков, благословляя Иуду, последним пределом власти его поставил рождение Господа: «не оскудеет», говорит, «князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков» (Быт. 49:10). А это пророчество, ты сам согласился прежде, относится ко Христу.     Еранист. Так.     Православный. Итак вспомни следующия за сими слова. Ибо он так говорит: «на пришествие Его языцы уповают. Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое» (Быт. 49:11).     Еранист. Об одеждах сказал патриарх, а не о теле.     Православный. Так укажи же, где или когда Он кровию виноградною омочил одежду?     Еранист. Но докажи и ты, что Он обагрил ею свое тело.     Православный. Прошу тебя, отвечай сокровеннее, поелику здесь есть может быть непосвященные в таинства.     Еранист. Ответы мои я буду соразмерять с тем, что от тебя услышу.     Православный. Ты знаешь, что Господь назвал себя лозою?     Еранист. Знаю; Он сказал: «Аз есмь лоза истинная» (Иоан. 15:1).     Православный. А плод, выжатый из виноградной лозы, как называется?     Еранист. Вином.     Православный. А когда воины пронзили копьем ребра Спасителя, то что текло из них, по свидетельству евангелистов (Иоан. 19:34)?     Еранист. Кровь и вода.     Православный. Итак кровию гроздовою патриарх назвал здесь кровь Спасителя. Ибо если Господь назван лозою, и плод гроздовый называется вином, а потоки крови и воды, истекшие из тела Господня, распростерлись вниз по всему телу, то совершенно справедливо и благоприлично предсказал патриарх: «исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое» (Быт. 49:11). Ибо, как мы таинственный плод лозы после освящения называем кровию Господнею, так патриарх кровь истинной лозы назвал кровию гроздовою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

- В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено? - Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: " Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию " (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, " внутреннюю теплоту " . А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы. - С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить? - Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. - А что такое " красовуля " ? - Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: " У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного " (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: " ...пьяницы Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6, 10). - Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Мясо давали не раньше тринадцати лет, хотя оно появлялось на столе и у небогатого ромея. Причем чаще его употребляли в деревне, нежели в городе. Судя по количеству костей домашних животных, встреченных во время раскопок, в пишевом рацине предпочтение отдавалось мясу молодых овец и коз. Мясо взрослых козлов не годилось в пищу, да и баранов разводили главным образом для получения шерсти. За этими домашними животными по числу находок следуют коровы и свиньи, примерно в равном количестве. Особенно любили жареные свиные ножки, а также окорок и ветчину. Согласно Книге Эпарха, для торговцев свининой – хирэмпоров существовали определенные правила, как и места забоя животных – хортоволы в пределах города. Резали их и на собственых дворах. Надо полагать, соленая свинина была самым распространенным консервированным мясом. Следы резки иногда присутствуют на костях собак, что может свидетельствовать об их употреблении в пищу. Впрочем, это было редкостью. Копченое мясо, колбасы, которые изготовляли тарихевты, а тороговали тарихополы, считались грубой едой и не относились к числу деликатесов. Но куда важнее другое – при многочисленности предписанных Церковью постных дней, – более 200 в году, – мясо не являлось основным продуктом, составляя незначительный приварок. Недаром баранину в Константинополе предписывалось продавать только с Пасхи до Троицы, то есть в течение 40 дней. Видимо, только с XIII в. мясо стали употреблять более широкие круги населения и в большем количестве. К дням литургического года был ближе всего рацион византийских монахов. Видимо, таким же он был и у наиболее набожных ромеев. Аристон принимали достаточно поздно, днем, подавая хлеб, вареные овощи, тушеные бобы с оливковым маслом или густой рыбный суп, сыр, яйца. Все это запивали разбавленным вином, но не более трех кружек. Дипнон вечером состоял из хлеба со свежими овощами, фруктами и вином. Мясо можно было вкушать только по большим религиозным праздникам. В канун таких праздников и в пост ели один раз в середине дня, около трех часов. В такие дни рыба, сыр, яйца не полагались, поэтому трапеза состояла из двух блюд – овощей и бобов без масла, запиваемых разбавленным вином на травах. В первый и четвертый дни недели полагалось получать чечевичную похлебку, соленую рыбу без масла и пять сушеных фиг. Во второй, третий, пятый и шестой день недели ели вареную соленую рыбу и орехи, запивая анисовым вином с добавкой тмина и перца. Даже фрукты в эти дни были запрещены. В сравнении с монахами западноевропейских монастырей византийские иноки ели меньше на одну треть, если не больше, и уж точно – менее калорийно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда гости начали уже собираться на пиршество, мать того плененного юноши, придя в храм (бывший неподалеку от ее дома), со слезами упала здесь на колени и горячо молила святого – избавить сына ее из плена судьбами, какими самому святому было ведомо. Ее горячая молитва была услышана. Когда она, окончив свою молитву, возвратилась к гостям на пиршество, то в тот момент, когда муж ее, призвав молитвенно святого великомученика и восхвалив его, как помощника и заступника, уже собирался чествовать гостей, и виночерпии уже стояли наготове, вдруг в это мгновение юноша тот был взят святым Георгием из места пленения своего и принесен в дом его родителей; при этом юноша держал в руке своей сосуд с вином, которое и предлагал матери своей. Оказалось, что в эту минуту юноша тот, находясь на Крите, прислуживал начальнику агарян, вкушавшему пищу, и уже приготовился подать ему вино, как внезапно, подобно древнему Аввакуму, был восхищен на воздух и перенесен на остров Митилен с сосудом, наполненным вином. Все, сидевшие за столом, увидев юношу того, сильно изумились и в один голос спросили его: – Где ты был, откуда пришел и каким образом оказался здесь? Он же ответил им: – Я наполнил этот сосуд вином, чтобы подать его моему начальнику. Но в это мгновение был внезапно взят каким-то славным мужем, сидевшим на коне, который посадил меня также на коня. Одною рукою я держался за пояс этого мужа, а в другой я держал вот этот сосуд с вином и потом оказался здесь, как вы видите сами. Услышав это, все удивились о столь преславном чуде и, встав из-за стола, воздали благодарение Богу и Его угоднику, святому великомученику Георгию. с. 45–48]. Подобное же чудо, произошедшее с сыном священника Подобное этому чуду рассказал также и Косма-монах: – В царствование греческого царя Василия (я был тогда еще юношей) начальник мой, воевода, у которого я служил, был послан царем на остров Кипр. Придя сюда, мы услышали повесть о чуде, сотворенном святым великомучеником Георгием в храме, созданном во славу и честь его имени, в день праздника его, именно: сын священника, служившего в этом храме, был пленен сарацинами – ныне же, в день памяти святого Георгия, оказался близ отца своего во время совершение литургии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Другой раз Господь открыл преп. Алексию день смерти Государя Александра 2-го. 1-го марта 1881 года о. Алексий совершал божественную Литургию в сослужении иеродиакона Тихона в пещерной церкви Преп. Антония. По совершении проскомидии перед покрытием дискоса и чаши покровцами взор отца Алексия остановился на частице, вынутой в честь Государя Александра 2-го: частица показалась ему не белой, какими были все прочие частицы, а светло-коричневой, как бы облитой вином. Тогда о. Алексий подзывает иеродиакона Тихона и, не говоря ничего о замеченном изменении частицы, спрашивает его, не облил ли он нечаянно при влитии вина в чашу частиц. Иеродиакон заявил, что он вина при влитии его в чашу не проливал. Когда же о. Алексий указал ему на частицу Государя и сказал, что она пропитана вином, иеродиакон, посмотревши на частицу, также сказал, что она в вине. О. Алексий замолчал. Здесь же в алтаре случился в это время бывший тогда в Лавре на покое игумен Мелхиседек (раньше – московский протоиерей Михаил, кандидат Московской Дух. Академии). О. Алексий обращает и его внимание на частицу, но она ему показалась вполне белой, как и прочие частицы, а потому он заявил о. Алексию: «Это просто у Вас в глазах что-то неладно, а частица ничем не отличается от других». К Литургии пришёл иеросхимонах Исихий, духовный отец о. Алексия. Тогда о. Алексий подозвал к жертвеннику о. Исихия и показал ему частицу Государя, не говоря ничего о том, что сказали по поводу частицы иерод. Тихон и игум. Мелхиседек. Иеросхимонаху Исихию частица показалась не белой, а такой же, как и о. Алексию казалось – светло-коричневой. Он взял даже её в руки, чтобы лучше рассмотреть. После осмотра частицы он заявил: «Это её иеродиакон облил вином». В великом смущении и скорби о. Алексий начал божественную службу. Теперь он не сомневался, что частица не была облита вином, а это великое Божие чудо, предзнаменующее какое-либо событие в жизни Государя Александра 2-го. Этим событием оказалась смерть Александра 2-го, который в этот именно день был убит в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010