Святой отец пишет, что Евхаристия – «не обыкновенный хлеб» и «не обыкновенное питие». Православных богословов никогда не смущали эти слова. Ведь в них нет желаемого для протестантов смысла, что Евхаристия по сущности есть хлеб и вино, только символизирующие Христовы Тело и Кровь или соединившиеся с ними. При таком понимании выходило бы как раз то, что и хлеб, и вино оказались бы именно «обыкновенными», по естеству тождественными прочей пище этого рода. Выходило бы, что Святые Дары – всего лишь освящённые хлеб и вино, которые никак нельзя в прямом смысле назвать Плотью и Кровью Христа. Получилось бы, что Дары подобны хлебу и вину, освящаемым на литии в церковные праздники в православных храмах. Но такие хлеб и вино остаются простыми, хоть и освящёнными; остаются именно хлебом и вином. А Евхаристия, напротив, есть в прямом смысле Плоть и Кровь Христа. Кстати, утверждение, что хлеб в Евхаристии не следует разуметь «простым», мы встретим потом у Кирилла Иерусалимского и у других отцов, учение которых перетолковать в смысле impanatio и евхаристического символизма сложнее. Святой Иустин понимает слова Спасителя: «Сие есть Тело Мое... Сие есть Кровь Моя», – буквально. А это, в свою очередь, предполагает как раз существенное претворение хлеба в Плоть и вина в Кровь. При этом сохраняющиеся вид и вкус хлеба и вина давали возможность древнейшим авторам, жившим до VII Вселенского Собора, в том числе Иустину, иногда именовать Евхаристию «хлебом» и «питием», но именно «необыкновенными» хлебом и вином, вопреки евхаристическому символизму и консубстанциализму. Для данного святого отца Евхаристия «есть Плоть и Кровь... воплотившегося Иисуса Христа». И этого утверждения вполне достаточно для богослова II века, поскольку тогда ещё не было евхаристического антиреализма, по подобию протестантского. Нелепо требовать от святого отца полемики с тем, чего ещё нет. В начале процитированного высказывания святой Иустин называет Евхаристию «хлебом» и «питием», поскольку говорит именно о вкушении («мы принимаем...»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Иконостас стоит на невысокой солее – в две ступени. Форма иконостаса треугольная, верхушку его венчает икона Святой Троицы. Состав иконостаса классический: в местном ряду разместили иконы святых великомучеников Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона, как одних из самых почитаемых святых. Всего икон тридцать. На четвёртом ярусе расположены иконы Божией Матери «На престоле», а по левой и правой стороне её - иконы ветхозаветных пророков Исайи и Иезекеиля. Святые архангелы Михаил и Гавриил находятся в третьем ярусе иконостаса, рядом с иконами Пресвятой Богородицы и Крестителя Господня Иоанна. Окружают Царские врата иконы Спасителя и Божией Матери «Оранта». На южных и северных вратах иконы святых: первомученика диакона Стефана и мученика архидиакона Лаврентия. Иконостасу гармонирует запрестольная икона «Великий Архиерей», выполненная местным иконописцем в том же византийском стиле. Икона большого размера, примерно 2х1,5 м и её хорошо видно, когда открыты Царские врата на восхищение всех прихожан. Храмовой иконой является икона святого великомученика Георгия Победоносца, написанная палехскими мастерами. Стены храма на высоте двух метров от пола отделаны однотонным гранитом. Пол также облицован шлифованным гранитом и имеет красивый мозаичный геометрический рисунок, изображающий круг. Около центра этого круга стоит аналой с праздничной иконой. Это создаёт особую правильность и красоту всему интерьеру храма. Вход в храм предваряет возвышенная паперть, а далее идёт большой притвор, который прилегает к внутреннему пространству храма и увеличивает его объём. Святыни храма: ковчег с частицей мощей Святого Великомученика и Победоносца Георгия; икона с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского; икона с частицей мощей святителя Иннокентия Московского; икона с частицей мощей святителя Луки архиепископа Симферопольского; икона с частицей мощей святых мучеников Вифлеемских младенцев; икона с частицей мощей преподобного Долмата Исетского; икона с частицей мощей св. благоверного князя Петра Муромского; икона с частицей гроба свв. преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары; икона с частицей гроба преподобного Амвросия Оптинского; икона с частицей мантии преподобного Серафима Саровского; икона с частицей покрова с мощей святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца; икона с частицей гроба преподобного Германа Соловецкого. Украшением храма стала икона Божией Матери «Скоропослушница», которая была подарена храму. Икона была написана на святой горе Афон в 1895 г. и освящена в Свято-Пантилеимоном русском монастыре. Изначально эта икона находилась в одном из храмов Татарстана, когда начались советские гонения на Церковь, икону спасли верующие храма, сохранили ее и затем передали в дар Свято-Георгиевскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=13195

3. Глагольная пара ελογσας – γισας (постоянно в таком порядке) изначально принадлежала к эпиклезе, и через посредство эпиклезы она была введена также и в повествование об установлении Евхаристии (institutio). В этой связи наибольший интерес представляет повествование об установлении Евхаристии в I армянской версии анафоры свт. Василия, так как здесь имеется только «благословил» (к которому прибавлено вторичное «возблагодарил»), но всё еще нет глагола «освятил (γισας)»! Это позволяет предположить, что первоначальный глагол в повествовании об установлении Евхаристии, засвидетельствованный во всех версиях анафоры свт. Василия в связи с хлебом, – это глагол «благословил (ελογσας)», а не глагольная пара ελογσας – γισας, которая была взята из эпиклезы [или ελογσας – εχαριστσας (только в Ι армянской версии анафоры свт. Василия)]. Очевидное заключение состоит в том, что первоначальный глагол в связи с хлебом в анафоре свт. Василия – это «благословил (ελογσας)», что соотносится с ранней сирийской традицией, где глагол, ассоциированный с хлебом, – это только «благословил» (и не «возблагодарил»), как, например, в ΙΙΙ сирийской версии анафоры Петра (==Sharrar) или сирийской версии анафоры Феодора Мопсуестийского. III. Анализ слов над чашей 1. Армянские версии сознательно (поскольку в армянской практике евхаристическое вино не разбавляется) опускают всякое упоминание о смешении (κερσας) вина с водой, так что текст анафоры отражает здесь отдельную традицию. 2. Присутствие глагольной пары ελογσας – γισας обязано своим появлением эпиклезе, где глагольная пара имела свое изначальное «Sitz im Leben». 3. Дополнительный глагол «вкусил (γευσμενος)», присутствующий в египетской версии анафоры свт. Василия ++ сирийской версии анафоры свт. Василия, – это вторичный элемент, который был введен для того, чтобы получилась строгая симметрия по отношению к глаголу «преломив (κλσας)» над хлебом. [Собственно, слова Господа над хлебом и вином были взяты, в первую очередь, из Мф.26:26–28 (с прибавлением некоторых элементов из Лк.21:19–20 ++ 1Кор.11:24–25 ).]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение 2 (т.е. вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю 4 » (лист 425об, стр. 858). В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9й час). Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение). В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и начал благодарить Бога, что в такой своей бедности начал терпеть еще большую нищету. Когда же наступило время созревания винограда, Вонифатий, по обыкновению, поставил сторожа и повелел оставшиеся кисти винограда бдительно охранять. В один день он велел пресвитеру Констанцию, своему внуку, вымыть все имевшиеся в епископском доме сосуды для вина и по обычаю засмолить. Пресвитер, услышав это, весьма удивился тому, что он, не имея вина, приказывает приготовить винные сосуды. Не осмеливаясь спросить, для чего нужно готовить сосуды, но, исполняя приказание, он сделал все по обычаю. Вонифатий, войдя в виноградник и собрав кисти винограда, снес их в точило [ 5 ] и повелел всем оттуда выйти, а сам остался с одним отроком, которому велел все эти немногочисленные кисти выжать в точиле. Когда вино понемногу начало течь из точила, святой взял его в сосуд, и разлил понемногу во все приготовленные кувшины, чтобы благословить их, разделив все вино так, что сосуды едва омочились вином. Таким образом, Вонифатий благословил все сосуды, призвал пресвитера и велел созвать нищих, чтобы по обычаю пришли и взяли нового вина, находящегося в сосудах. Тогда вино в точиле начало умножаться, так что все принесенные сосуды нищих наполнились. Святой, видя, что всем пришедшим достало вина, велел отроку выйти из точила, хранилище же с вином затворил, приложил печать и ушел в церковь. Через три дня Вонифатий призвал пресвитера Констанция и, помолившись, отворил дверь в винное хранилище, и увидел, что все сосуды и кувшины, в которые для благословения понемногу было налито вина, переполнены пенистым вином, так что оно лилось, через края, даже земля напиталась вином, и если бы епископ немного замедлил войти в хранилище, то вся бы земля была покрыта вылившимся вином. Когда пресвитер, видя это, весьма удивился, то святой запретил ему говорить кому-либо об этом, боясь и избегая суетной человеческой славы. В другой раз, когда праздновалась память святого мученика Прокла [ 6 ], один благородный муж из того же города, по имени Фортунат, просил святого Вонифатия, по совершении службы святому мученику, придти в дом его и преподать благословение, святой не отказал ему, потому что Фортунат просил его об этом с верою и истинною любовью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отвечаю: воду надлежит смешивать с предлагаемым в этом таинстве вином. Во-первых, по причине учреждения, поскольку есть все основания полагать, что Господь, следуя обычаям той страны, установил это таинство в разбавленном водою вине, в связи с чем читаем: «Пейте вино, мною растворенное» ( Прит. 9, 5 ). Во-вторых, потому, что это сообразуется со страстями нашего Господа, в связи с чем папа Александр I говорит: «В чаше Господней не должно предлагать ни одно вино, ни одну воду, но то и другое вместе, поскольку нам сказано, что то и другое истекло из Его бока во время Страстей». В-третьих, потому, что это должным образом обозначает следствие этого таинства, в связи с чем папа Юлий говорит: «Мы видим, что люди обозначены водой, а кровь Христовавином. Поэтому когда в чаше вода смешивается с вином, люди делаются едиными с Христом». В-четвертых, потому, что это соответствует четвертому следствию этого таинства, а именно вступлению в жизнь вечную, в связи с чем Амвросий говорит: «Вода стекает в потир и течет к жизни вечной». Ответ на возражение 1 . Как говорит Амвросий, жертва Христа была обозначена не только приношением Мельхиседека, но и водой, которая истекла из камня в пустыне, согласно сказанному [в Писании]: «Все... пили из духовного последующего камня» ( 1Кор. 10, 4 ). Ответ на возражение 2. При крещении вода используется ради очищения, а в этом таинстве она используется ради укрепления, согласно сказанному [в Писании]: «Он... водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою» ( Пс. 22, 2, 3 ). Ответ на возражение 3. Хлеб делается из воды и муки, и потому как вода смешивается с вином, так и этот [хлеб делается] не без воды. Раздел 7 ПРИСУЩЕ ЛИ ЭТОМУ ТАИНСТВУ ДОБАВЛЕНИЕ ВОДЫ? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что добавление воды присуще этому таинству. В самом деле, Киприан пишет Цецилию: «Таким образом, чашу Господню не составляет ни одна вода, ни одно вино, но то и другое вместе, равно как и телом Господним не может быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое вместе в составе одного хлеба». Но для этого таинства необходимо смешение воды с мукой. Следовательно, точно так же [необходимо] и смешение воды с вином.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Но кто в состоянии внушить это людям преданным пьянству? Голова у них тяжела от опьянения, они дремлют, зевают, видят как в тумане, чувствуют тошноту. Потому не слушают учителей, которые взывают им: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5 , 18); и еще: невинно вино, укоризненно же пьянство (Прит. 20 , 1.); а не послушав их, вскоре собирают плоды пьянства. Тело у них отекает, глаза влажны, уста сухи и горят. Уста пьяниц, пока налиты вином, полны и влажны, а едва оно протекло чрез них, оказываются сухими и лишенными влаги; непрестанно же насилуемые и наливаемые вином без меры, теряют и жизненную влажность. Ибо какое человеческое сложение так крепко, чтобы противиться всем худым последствиям пьянства? Есть ли какое средство телу, которое непрестанно разгорячается и всегда бывает напитано вином, не сделаться слабым, хилым, истощенным? От сего происходит дрожание и расслабление. Поскольку от излишнего употребления вина дыхание прерывается, нервы теряют свою напряженность; то происходить трясение во всем составе тела. Для чего же навлекаешь на себя Каиново проклятие, трясясь и вертясь всю жизнь? Ибо тело, когда нет у него естественной опоры, по необходимости колеблется и шатается». «Долго ли будет это вино? Долго ли это пьянство? Есть наконец опасность, что из человека сделаешься ты грязью. Так весь ты растворен вином, и перегнил с ним от ежедневного опьянения, издавая от себя запах вина, притом перегорелого, подобно сосуду, ни на что уже негодному. Таких людей оплакивает Исаия: горе востающим заутра, и сикер гонящим, ждущимъ вечера: вино бо сожжет я: се гуслъми бо и свирельми вино пиют; на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют (Ис. 5 , 11–12), У Евреев в обычае называть сикером всякий напиток, который может произвести опьянение. И так людей, которые с наступлением дня назирают, где пирове бывают, заглядывают в места продажи вина и в корчмы, принимают друг друга, чтобы вместе пить, и на заботы о подобных вещах истощают все душевное попечение, пророк оплакивает за то, что они не оставляют себе ни малого времени на размышление о чудесах Божиих. Ибо не дают очам своим досуга воззреть на небо, изучить красоты его, рассмотреть всё благоустройство существ, чтобы из стройного их чина уразуметь Создателя».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Что же касается запрета Ветхого и Нового Завета на употребление крови, то сказанное в абз. 104 о каннибализме имеет отношение и к крови животных. Бог запрещает употреблять кровь животных (по причине того, что в ней их душа, а человеку не нужно приобщаться низменной души скотов), кровь мёртвую: животворящая же и святейшая Кровь Христова не имеет никакого отношения к мёртвой и низменной крови животных... Нельзя и здесь не обратить внимание на то, что сама постановка таких вопросов, само сопоставление Причастия и запрета вкушать кровь животных показывает, насколько протестанты плотские, и какие только нелепости они не согласятся изобрести, лишь бы удовлетворить потребность своего духа противиться и поносить учение Церкви. Возражение 9. П. Рогозин пишет: «Заметьте, что после того, как Христос вознёс к Отцу молитву благодарения (после которой, полагают, и произошло пресуществление), Он всё же продолжает называть виновином и хлебхлебом, говоря: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 )» . Для начала заметим, что Рогозин явно ошибается: Христос нигде не называл после благодарения «хлебхлебом». А что именно (и когда) Господь назвал «плодом виноградным», проясняет евангелист Лука, который описывает этот момент Вечери подробнее других синоптиков: «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:14–20 ). То есть, согласно Луки, Христос 1) сначала благословил обычную ветхозаветную пасхальную трапезу, потом 2) сказал о том, что не будет пить от плода сего виноградного, и лишь затем 3) опять взял хлеб и чашу с вином (на что указывают также слова « после вечери ») и вторично воздав благодарение, вновь дал вкушать их ученикам, назвав их уже Своим Телом и Кровью. Таким образом, Христос назвал вино «плодом виноградным» тогда, когда оно было ещё обычным вином ветхозаветной пасхальной трапезы, а после второго благодарения (когда и совершилось пресуществление), Он назвал вино уже Своей Кровью. И хотя это очень просто понять из Евангелия, протестанты не хотят этого знать, и продолжают вместе с П. Рогозиным повторять этот аргумент, рассчитывая на то, что не многие удосужатся сравнить Матфея и Марка с Лукой и разобрать суть дела.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

– Скажи-ка, Миша, как Иисус Христос установил эту жертву? спросила мать. – Иисус Христос, продолжал Миша, установил эту жертву за день до Своих страданий и смерти в четверг. Он взял белый хлеб, благословил, разломил, и, подавая его ученикам, сказал. Приимите, едите, сие есть тело Мое. Потом взял чашу с красным вином, благословил ее, и, подавая ученикам, сказал: Пийте от нее вси: сия есть кровь Моя. А после того прибавил: вы делайте это и после Меня, в воспоминанье Мое. – Мама, мы слышали, батюшка говорит эти слова Иисуса Христа, когда служить обедню, сказал Коля. – Обедня-то и есть новая жертва, которую Иисус Христос установил перед Своею смертью, вместо прежних жертв, сказала мать. – Мама, когда причащаются, то батюшка из чаши дает тоже хлеба и вина и называет их телом и кровью Иисуса Христа, заметила Лиза. – Да, мои милые, на обедне священник помолится над хлебом и вином, Дух Святой сойдет на них, и они делаются телом и кровью Христовою, только тайно, так что, когда мы причащаемся, то они нам кажутся обыкновенным хлебом и вином, сказала мать, и затем спросила Мишу: – А что можно бы сказать брату с сестрою об иконостасе? – В иконостасе, сказал Миша, поставлено много икон для того, чтобы тем, кто приходит в церковь , молиться перед ними. Иконостас по-русски значит: место, где поставлены иконы. – Еще что? спрашивала мать. – Еще? Можно еще сказать, отвечал Миша, что там представлена вся история спасения людей. Тут мы видим в самом верху Бога Отца со святыми людьми, которые жили вначале, пресв. Богородицу с Пророками, которые предсказывали рождение Спасителя от Нее, – Самого Иисуса Христа с Апостолами, которые проповедовали по всему свету Его веру; жизнь Иисуса Христа с Его Матерью, Богородицею, как-то: рождество Ее и Его, крещение, преображение Христово, успение Богородицы. – Мама, мы все это видели, говорили Коля и Лиза. Когда ты рассказывала нам об этом, то показывала нам и картины; точно такие же картины мы видели и в иконостасе. – Да, там все это есть, отвечала мать. Теперь скажи, Миша, брату и сестре о престоле и жертвеннике в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Писании предметы, имеющие иную сущность, называются и такими именами, которые заимствованы от тех образов, в каких они представлялись внешним чувствам человека. Так, медный змий, вознесенный Моисеем в пустыне, называется змием ( Ин. 3:14 ); подобным образом ангелы, являвшиеся людям в образе человеческом, называются мужами ( Быт. 19:5, 8 ). Известно, наконец, и то, что в свящ. Писании именем хлеба называется всякая вообще пища, какого бы рода ни была она. Так, о манне говорится в нем: рече Господь к Моисею: се аз одождю вам хлебы с небесе ( Исх. 16:4 ). И одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им ( Пс. 77:24 . св. Прем. 16:20 . Ин. 6:31 ). Посему и в том, что св. ап. Павел называет евхаристический хлеб хлебом, ничего нет благоприятствующего лютеранам: он называет его так или потому, что он заимствован от хлеба, или потому, что представляется чувствам нашим хлебом, или же потому, что служит для нас сверхъестественною пищею ( Ин. 6:55 ). Так и в прав. Церкви хлеб сей называется на литургии хлебом же и по освящении его 473 : однако она верит, что тогда он есть Агнец Божий, причащающыяся освящаяй. А что так именно верил и св. ап. Павел, это видно из того, что он хлеб евхаристический, еще не освященный, называет хлебом безусловно (αρτος: 1Кор. 11:23 ), а когда он освящен уже, то называет его хлебом с присовокуплением или определенного члена () или же местоимения сей (ουτος), т. е. благословленный, освященный, преложенный ( 1Кор. 10:16, 17. 11:26, 27, 28 ). То же самое видно и из того, что если бы он почитал евхаристический хлеб хлебом же и по освящении его, то не сказал бы: иже аще яст хлеб сей недостойне, повинен будет телу и крови Господни ( 1Кор. 11:27 ). Ядый бо недостойне, суд себе яст, не разсуждая тела Господня ( 1Кор. 11:29 ) 474 . 2. О совершенстве евхаристии Отвергаем, как чуждое христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место только во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемого в таинстве: будто, вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении, остается простою вещию).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010