Старинный Толгский монастырь. Тут есть всё: и захватывающая история (как легенды, так и факты), и первоклассная архитектура, и чудотворная святыня - да какая святыня!. Толгской Введенской обители более семисот лет. " Сказание о явление и чудесах иконы Богоматери Толгской " датирует её 1314 годом. Согласно преданию, через эти края в тот год проезжал епископ Ростовский Прохор из Белоозера. Остановился на ночлег на правом берегу Волги, там, где в неё впадает речка Толга. И вот, проснувшись глубокой ночью, вдруг увидел за рекой столп света. А вместе с ним - чудесно появившийся мост на другой берег. Взяв в руку посох, Прохор отправился по мосту смотреть, что это за свет. На другом берегу Волги в воздухе висела икона Богородицы. Епископ помолился перед ней и пошёл обратно. Всё явленное ему он счёл великим таинством, поэтому решил спутникам до поры ничего не рассказывать. Пора настала слишком быстро: уже наутро Прохор хватился посоха. Оказалось, там, за рекой, он его и оставил. В той самой роще, где висел в воздухе чудесный образ Богоматери. Икона оказалась на том самом месте. Там же и была срублена часовня, а позже основан монастырь. Это предание. Первые документальные сведения относятся к XV веку. Известно, что в то время обители покровительствовал великий князь Московский Василий II. Процветание продолжилось и в следующем столетии. А 18 мая 1609 года Толгский монастырь сожгли поляки. Обитель подверглась тода жестокому испытанию - отряд поляков захватил монастырь, осквернил и разграбил его. 46 иноков, скрывавшихся в храме, были перебиты. На пепелище, оставшееся после Смутного времени, вновь вернулись монахи. Самыми энергичными из них были игумены Иоиль и Гордиан, не только восстановившие обитель (при них были выстроены каменный собор с колокольней, святые ворота и стены с башнями - главные архитектурные сокровища монастырского ансамбля), но и всемерно способствовавшие прославлению Толгской иконы и её чудес по всей России. А икона действительно - особо чудотворная. Она непостижимым образом не горела в пожарах, как минимум дважды спасала ярославцев от эпидемии и один раз от засухи, исцелила царя Ивана Грозного, когда тот занедужил ногами. Иван IV был, кстати, далеко не единственным русским монархом, приезжавшим поклониться Толгской иконе Божией Матери в 1553-м году. В 1862-м году сюда приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов), а в 1883-м монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.

http://sobory.ru/article/?&object=00217

44. Мелкая монета. 45. Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46. Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47. Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49. 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. 1. Город Синоп — на южном берегу Черного моря. 2. Кончина священномученика Фоки последовала в 117 году. 3. 22 июля празднуется перенесение его честных мощей из Понта в Царьград. 1. Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовник. 2. Сие было около 320 года. 3. Здесь разумеются магометане — турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую). 8. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (12:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Две лепты вдовы Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом. 2 марта, 2013 Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом. Лк 20:45 b –21:4 (зач. 103): Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы). Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

http://pravmir.ru/dve-lepty-vdovy/

Ведутся археологические исследования здания подворья Толгского монастыря 3 июля 2020 г. 14:17 Исследования здания подворья Толгского монастыря, расположенного в Ярославле на площади Челюскинцев, ведет экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Викторовны Энговатовой. В результате этих исследований были установлены причины тяжелого технического состояния дома, построенного в 1808 году. Виной всему оказался древний ров XI века глубиной более шести метров и вал, построенные еще основателем города благоверным князем Ярославом Мудрым. На основании археологических исследований  доказано, что в XIII веке, когда фортификация на этом месте по мере роста города потеряла свое значение, ров стал заполняться разнообразными мусорными и строительными слоями, в том числе органическими остатками. В шурфах археологами был получен интересный материал, характеризующий быт жителей Ярославля, начиная с XIII века. Был найдет сланцевый крест. Подобные кресты называют корсунскими по месту производства (Корсуни). На кресте видна аккуратная дырочка, в которую продевался шнурок для ношения. Датирован крест по многочисленным аналогиям XIV веком. Другой интереснейшей находкой является обломок золотоордынской чаши XIV века. В Ярославле чаша просуществовала недолго, была разбита и один из ее обломков попал в культурный слой. Это свидетельствует о культурных и торговых связях того времени, и о статусе этого участка города, поскольку в нем проживали люди, которые пользовались подобными чашами. Еще одной удивительной и крайне показательной находкой являются мелкие обломки стеклянных браслетов домонгольского периода. Археологи по ним довольно четко определяют хронологический период, поскольку массовое производство подобных браслетов в Византии, Киеве и других южных городах практически прекратилось к концу XIII века. Судя по довольно большому количеству обломков стеклянных браслетов в культурном слое, эти украшения были крайне популярны. В нижних обводненных слоях древнего рва прекрасно сохраняются древесина, кожа, кость — уникальной находкой является целая деревянная ложка, найденная в одном из шурфов. Ее сохранность отличная и она дает представление о том, какими ложками пользовались жители Ярославля 700 лет назад. Археологами получена многочисленная коллекция обломков керамической посуды, а по составу глины и по форме венчиков специалисты с точностью устанавливают, какой посудой пользовались древние ярославцы и как она была произведена. В результате проведенных археологических работ установлено, что аварийное состояние здания Толгского подворья обусловлено его расположением на месте древних оборонительных сооружений Ярославля. Предстоит серьезная работа по инженерному укреплению фундаментов и наземных конструкций памятника архитектуры. Ярославская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Молитва первая О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Пребла-гословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любо-вию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред линем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аше токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва вторая Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravicon.com/info-998

Файл : Толгской иконы Pocmob.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 400 × 300 (92 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 20D Время экспозиции 1/125 с (0,008) Число диафрагмы f/5,6 Светочувствительность ISO 400 Оригинальные дата и время 21:02, 13 июля 2007 Фокусное расстояние 45 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS Windows Дата и время изменения файла 11:40, 27 февраля 2008 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 21:02, 13 июля 2007 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 6,9657897949219 Диафрагма в APEX 4,9708557128906 Компенсация экспозиции −0,66666666666667 Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 704 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 3959,3220338983 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3959,3220338983 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 400 пикс. Высота изображения 300 пикс. Дата последнего изменения метаданных 14:40, 27 февраля 2008 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Толгской_...

Займусь и сам, надо же повторить, хотя знаю всё от крышки до крышки. А билетик красив, буду беречь его. Только что он означает?.. Вот окончились и экзамены. Мы свободны. Чрез день акт. Что-то он нам скажет? Кто перешёл, каким учеником, нам неизвестно. Баллы от нас скрывают. Торжественное заседание… Мёртвая напряжённая тишина. Все в сборе и ученики, и учительский персонал, дальше члены правления — важные солидные, в богатых рясах, батюшки. Архиерея нет. Поднимается инспектор, длинный худой человек, в руках у него списки. Мы затаили дыхание. — Ученики, — начинает он звучным, приятным баритоном (он поёт в нашем хору). — Ученики, окончившие полный курс Донского духовного училища, и удостоенные перевода в 1й класс Московской Духовной Семинарии. Разряд первый: Толгский Сергей. (Что такое? Что такое? Я ушам своим не верю.) Базилевский Василий. Молчанов Сергей. Протопопов Александр. Разряд второй… Да что же это такое? Я первый ученик? А Вася? На моё место? Почему? Я с недоумением смотрю по сторонам. Товарищи, иные с улыбками, иные вопросительно, смотрят на меня. — Толгский Сергей! — снова раздаётся голос инспектора, — пожалуйте к столу. Подхожу. — За отличные успехи и отличное поведение вы награждаетесь книгою «Пчела» Щербины. Смотритель, улыбаясь, передаёт мне прекрасную, толстую книгу, в переплёте с тиснёными золотом словами. Кланяюсь и принимаю. За первой крышкой вклеен похвальный лист. Тут же вложен и бальник. Придя на место, разглядываю подарок. Подарок богатый, очень ценный, на корешке внизу вытиснено «8 рубл.» Это небывалая цена для книги. Рассматриваю бальник. Круглые пятёрки по всем предметам. Недалеко Вася вертит в руках свою награду. — У него в бальнике по арифметике четыре, а у тебя пять, — говорят товарищи. — Он говорит, — шепчет один товарищ с улыбкой, — подвели нули, не надо бы их ставить. Придя в класс, я вспомнил и про бабки и про билетик. Так вот что это всё означало. Теперь мне ясно. Я достал катехизис, стал искать розовый билетик, никак не могу найти. Я перелистал всю книжку по листочку, — нет его! Ведь, хорошо помню, положил его в середину, и вдруг — нет! Так и пропал билетик! Наказан и помилован

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

вотчины села Еремеева Ярослав. у.), 602 (м-рю принадлежала дер. Бордогина; архим. Киприан Скрипицын); III, 1723 г, 251 (донош. архим. Киприана о перечислении м-ря из ведом. Ростов. епископа в Синодальн. область), 253 (м-рю принадлежало село Никольское), 273 (тоже село Еремейцево), 399 (архим. Киприан назначен настоятелем Воскрес. Истрин. м-ря, а на его место определен игум. Толгского м-ря Афанасий с возвед. на сан архим.), 579 (м-рю принадлежало село Левашево); IV, 1724 г., 61 и 82 (вызов архим. Афанасия в СПб. для присутств. в св. Синоде), 85 (прошение архим. Афанасия о взыскании 419 руб. с Толгского м-ря), 443 (прош. архим. Афанасия об удалении от должн. комиссара Яросл. провинции Алекс. Всеволожского и монаст. крестьян о взимании с них оброч. денег по переписн. книг. не 1678 г., а 1709), прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 10 чугун. пушек, 1.148 ядер и 2.000 желез. рогулек); VI, 1726 г., 411 (в 1724 г. определено быть здесь архимандрии), 494 (в 1723 г. м-рь изъят из ведомства Ростов. епархии, но в 1726 г. снова подчинен ей); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2031 (межев. книга 1698 г. вотчинной земли м-ря в пустошах Тимошкине, Агафонове и деревнях Оксенове, Бучеве и Ставиславке, Кистемского стана); II, 3458 (межев. кн. 1666 г. вотчинн. земли м-ря в селе Семеновском и дер. Студеной Закоторжского стана), 3468 (межев. кн. 1674 г. вотч. земли в дер. Васильевской и пустоши Кузнецовой, того же стана), книги дозорн., переписн. и проч., 74 (архим. Иларион 1687 г.); IV, грамоты и акты, 140, 147 (подтвердит. жал. гр. 1463 – 78 г. В. кн. Ивана Вас. архим. Христофору об освобожд. монаст. людей на соловарницах у Соли Великой от платежа всяк. пошл.), 149 (жал. гр. 1466 г. архим. Христофору на дер. Денисьевскую и Борисоглебскую, Романов, у.), 145, 197 (Жал. гр. 1478 года кн. Ивана Конст. архим. Христофору на Березинскую варницу, Сольвычег. у.), 149, 253 (правая грам. 1495–97 г. архим. Венедикту на влад. пожнею Крестцы, Яросл. у.), 254 (тоже на влад. наволоками Татьяниным и Сабельничим), 150, 257 (грам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Файл : Толгской иконы Pocmob3.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 536 (339 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Название изображения SONY DSC Производитель камеры SONY Модель камеры DSLR-A300 Автор Picasa Время экспозиции 1/400 с (0,0025) Число диафрагмы f/10 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 17:27, 27 июля 2013 Фокусное расстояние 18 мм Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Дата и время изменения файла 09:19, 31 июля 2013 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Пейзажный режим (для пейзажных снимков, с фоном в фокусе) Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 17:27, 27 июля 2013 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 8 Яркость в APEX 10,25 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,61 APEX (f/3,49) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 797 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 27 мм Тип сцены при съёмке Ландшафт Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Номер изображения (ID) a90ee67dd1edabe9e86b7df53f8b10e5 Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Толгской_...

В семидесятые годы национальная школа и датировка вновь были поставлены под сомнение хранителем отдела живописи Лувра, а ныне его директором Пьером Розенбергом. Он предположил, что “Крест живой” является поздней иконой греческого или критского происхождения. Ее иконография явно была чужда французской стороне. В результате в каталог Лувра 1981 года “Крест живой” из музея Бон вошел с атрибуцией “итальянская школа, XVIIbek” 9 . Нет ничего удивительного в том, что картина была признана иконой восточного происхождения. Сама ее изобразительная форма противоречива, и это противоречие рождает предположение о вторичности памятника по отношению к некоему более раннему образцу. В то же время русские варианты данной композиции всегда вызывали ассоциации с западной иконографией и желанием найти первоисточник среди западноевропейских памятников. Можно отметить, что средневековая христианская символика к концу XIX века была основательно забыта в среде получивших светское образование и далеких от церковной жизни ученых и в России, и в Европе. Рубеж веков ознаменовался для них почти одновременным открытием собственной культуры, имевшей в своих истоках христианскую традицию. На Западе появляется целый ряд научных сообщений и книг, посвященных памятникам христианского искусства и его изобразительным символам. В России этот интерес вылился в собирательство икон, издание иконописных подлинников, капитальных трудов по иконографии и активную работу церковных археологов 10 . Публикация Н. В. Покровского вызвала живой резонанс и способствовала появлению ряда публикаций 11 , связанных с новооткрытыми ико­нами данного извода. Оказалось, что они вовсе не так редки на русской почве, как предполагалось вначале, а их происхождение из монастырей (Соловецкого, Макарьевского Унженского 12 , Толгского и других) не вызывало сомнения в их каноничности. Одна из публикаций несохранившейся, как полагают, старообрядческой иконы уникальна: она издана в 1927 году Обществом краеведения на Соловках 13 . Затем последовал длительный перерыв, нарушенный лишь в 1983 году появлением в альбоме Свердловской картинной галереи иконы “Распятие” западно-украинской школы, оказавшейся вариантом интересующей нас иконографии 14 , и в 1992 году архангельским исследователем Т.

http://pravmir.ru/krest-zhivoy-v-zapadno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010