На лицах восседающих улыбки, одобрение. Возвращаюсь на место. Все ученики с любопытством смотрят на меня. Ещё бы? Получить такую награду из рук самого архиерея, да это небывалый случай! Моей радости нет предела. Я задыхаюсь от волнения. Рассматриваю книгу: «Очерки и картины из географии Азии, Африки, Америки и Австралии». Малиново-красный сафьяновый переплёт, крупные, золотые буквы, золотой обрез книги. А за первой крышкой похвальный лист. Читаю: «Ученику 3-го класса Сергею Толгскому за благонравие, прекрасное поведение и отличные успехи». Подписи членов правления, смотрителя, инспектора и всех преподавателей. Внизу дата и большая печать училища. Прекрасная книга! Никому такой не дали. Вася Базилевский получил тоже большую книгу в переплёте, но по внешнему виду хуже моей. А главное, — в руках у меня новая, рублёвая бумажка, которая хрустит, когда её разворачиваешь. И её я получил лично из рук — кого же? — самого Архиерея! Я с благоговением поцеловал книгу и рублёвую бумажку, прижав и то и другое крепко к груди. Окончилась раздача наград. Встаёт архиерей, обращается к нам и говорит: — Поздравляю вас с окончанием учебного года! Сегодняшний день принёс многим из вас радость, но есть и такие, которых он опечалил. Я желал бы, чтобы на будущий год печальных в этот день не было, а были бы одни радостные. Вы сами теперь видите, как приятно быть хорошим, примерным учеником! Так стремитесь в будущем году быть все такими! А теперь пропойте молитву. Раздался тон, и полилась радостная песнь: «Ангел вопияше… и светися, светися». После молитвы архиерей благословил нас, на что мы ответили дружным: «ис полла эти, деспота!» и сказал: — А теперь отдыхайте в домах ваших родителей, гуляйте, запасайтесь здоровьем, играйте, но не делайте таких проступков, которые чернили бы высокое звание ученика Донского духовного училища. Не отказывайтесь помогать вашим родителям в полевых работах… Итак, с Богом! — Сейчас обедать, — громко говорит инспектор, а потом уезжающие могут получить в канцелярии свои бальники и отпускные листки. Марш, попарно в столовую!

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

Чистым, звонким, музыкальным альтом начинаю: — «В Тебе надежду полагаю — (жест рукой и очи кверху), — Всесильный Господи всегда, К Тебе и ныне прибегаю, (руки молитвенно на груди), Да ввек спасуся от стыда! В просвещении моём, Зиждитель, Ты был от самых юных дней Помощник мой и Покровитель, Пристанище души моей. Превозносить Твою Державу И восхвалять на всякий час И петь Тебе одну лишь славу, — От уст да устремится глас! — (обе руки быстро кверху) Но, Боже!.. путь передо мною (голова опущена, пауза и Одним терновником повит… руки трагически падают) И беда грозит бедою И погибель мне сулит… — (пауза) В Тебе надежду полагаю Всесильный Господи всегда, К Тебе и ныне прибегаю — (обе руки кверху) Да ввек спасуся от стыда!» (громко, выкрикивая слова) Чтение производит впечатление. За столом одобрительные кивки, улыбки. — Поди сюда! Подхожу к Архиерею. Поднимает руку для благословения. Сгибаюсь и целую руку. Он целует меня в голову, улыбается и отпускает. — Раздача наград ученикам за отличные успехи, благонравие и прекрасное поведение, — возглашает инспектор и начинает по списку вызывать с младших классов. Из всего училища получают награды человек 10–12. Вызывают меня. Иду к столу, смотритель передаёт книгу, предназначенную мне, архиерею. Вижу в руках его большая книга в прекрасном переплёте с золотым тиснением. Он открывает первую крышку, за ней вклеен похвальный лист. — Сергей Толгский? — Да. — Хвалю. Вот тебе награда за успехи и прекрасное поведение. Передаёт книгу, я целую руку, принимаю её, намереваюсь уходить от стола. — Постой, постой! Это ты читал стихотворение? — Я. — И стихотворение хорошее, и чтение прекрасное. Вот тебе за него награда от меня. При этих словах он отворачивает полу лиловой рясы, лезет в карман серого шёлкового подрясника, подпоясанного широким вышитым поясом, достаёт из кармана большой лоснящийся кошелёк и, покопавшись в нём, вынимает новую, сложенную вчетверо, рублёвую бумажку. — Это тебе на гостинцы! Я с благодарностью принимаю, вторично целую руку.

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

Священник Сергий Толгский (1910) 1 Золотой вечер догорал над Иерусалимом. Прощальные лучи заходящего солнца обливали багрянцем кровлю храма и вершину башни Антония. В воздухе носилась прохлада и в узких, тесных улицах уже сгущался полумрак. Только на площади храма было ещё светло, и говор народа, шумными толпами расходящегося после вечерней молитвы, наполнял воздух неясными звуками. От одной группы, по восточному громко разговаривавшей и жестикулировавшей руками, отделился человек и быстрыми шагами направился к дому Первосвященника. Судя по его походке и его гибким, лёгким движениям, он был молод. Подойдя к портику дома, он энергично постучался. Было заметно, что он не стеснялся в этом высоком доме, и вёл себя, как свой человек. Ему отпер слуга дверь и пошёл доложить первосвященнику. Первосвященник Феофил находился в это время во внутренних покоях. Он только что окончил вечернюю молитву и принял омовение тела, и теперь был занят своим вечерним туалетом, как к нему неслышными шагами вошёл слуга. — Ибрагим? — Савл из Тарса желает видеть твоё блаженство, — доложил он, и замер в почтительной позе. — Да будет вхождение его благословенно! — засуетился Феофил и торопливо стал поправлять свой первосвященнический убор. Он уже давно знал Савла, поражался его учёностью и знанием закона, а последние события в Иерусалиме, вдохновителем которых был он, заставляли первосвященника относиться к нему чуть не с благоговением. В душе своей он сознавал, что в присутствии этого молодого учёного он чувствовал какую-то неловкость, почти робость. Он заметно волновался, но в это время в комнату вошёл Савл. Это был ещё совсем молодой человек, стройный, высокий. Его умное, энергичное лицо, слегка оттенённое первою растительностью, было очень красиво, а высокий лоб носил отпечаток умственных трудов и силы воли. Он остановился при входе, почтительно наклонив голову и прижав руки к груди. Феофил торопливо встал с мягкой подушки, на которой сидел по восточному, поджав ноги, и с радостным лицом пошёл на встречу гостю.

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

Быть же лицам разнаго чина – архиереом, архимандритом, игуменом, протопопом. Аз же единым милосердием его ж имп. величества и благоприятным изволением св. Синода, един от судей сих есмь, обаче ни единаго из вышереченных титулов не имею. Чего ради всепокорственне прошу св. пр. Синод, да удостоити благоволит мя, аще и ничтоже заслуженнаго, игуменским титулом, обаче не по обычаю греков или римлян, иже титул дают без прибытка, но по обычаю россиян, купно дающих титул с прибытком. О чем же паче молю, да милостивейшаго нашего Императора уставления исполнятся, ово в подписаниях да не явлюсь аз един без титула, ово же да не возмнится мне, яко ложне ношу монашеския одежды. Чего ради да соблаговолите меня удостоить монашеским чином в монастыре, по своему милостивому разсуждению». – 7 Февраля 1722 г. св. Синод поручил симоновскому архимандриту постричь его в монашество и потом назначил толгским игуменом. (Дела архива св. Синода, 1722 г. 444). 133 «Не могу умолчать о красе нашей Греции, знаменитейшем архимандрите Афанасии Кондоиди, муже глубоко-ученом, которому мало найдется соперников-эллинистов. Пока ученость будет иметь хоть какую нибудь цену, он всегда найдет себе славу. Афанасий образовал свои превосходныя способности в италианских лицеях. Лишь только он вышел из школьных стен и начал академическую жизнь, как все свое блаженство стал находить в приобретении познаний и начал ставить для себя священною обязанностию преподавание уроков. Сделавшись профессором и приняв на себя звание проповедника, он с таким огромным успехом занимался тою и другою филологиею, что, еще бывши юношею, наполнил славою своею всю Грецию. Он всюду находил для себя отечество, потому что всюду приносил с собою патриотическия достоинства. Патриархи и предстоятели Восточной церкви утешались, смотря на него. Любимый музами, ревнуемый мудрыми людьми, уважаемый великими государями, молдавский господарь Кантемир принял его к себе и, на самых завидных условиях, поручил ему воспитание своих детей. Отсюда он был вызван профессором в московскую греко-латино-российскую академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Описание иконы Толгская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Под Ярославлем, на берегу Волги, лежит Толгский монастырь. Обитель эта славится древней чудотворной иконой Богоматери. Чтимый список с этой иконы находится в Нежинском девичьем монастыре. В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Феодорович, явилась эта икона при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор, в схиме Трифон, произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля он приказал для ночевки пристать к правому возвышенному берегу реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епис[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Молитва первая О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифо[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богороди-це, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, Егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко ник[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, осенившей страну Российскую огнезрачным Своея иконы на Толге явлением, похвальное возглашаем пение: Ты же, о Богомати, яко имуща[...]

http://pravicon.com/icon-318

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 700-летия основания Толгского монастыря 21 августа 2014 г. 17:45 21 августа 2014 года, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Толгского Введенского женского монастыря г. Ярославля. В этом году отмечается 700-летие явления Толгской иконы и основания обители. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Феодосийский и Керченский Платон ; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ; архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин ; епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий ; епископ Костромской и Галичский Ферапонт ; духовенство Ярославской митрополии . На богослужении присутствовали помощник Президента РФ И.Е. Левитин, губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, председатель Комитета по делам СНГ Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко. За Литургией молились настоятельница Толгского монастыря игумения Варвара (Третьяк) с сестрами, члены делегации афонского монастыря Ксенофонт, игумении ряда женских монастырей, члены Попечительского совета Толгского монастыря. Пели хор московского Сретенского ставропигиального монастыря (регент — Н.С. Жила) и хор Толгского монастыря (регент — монахиня Иринарха (Ворожцова)). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Первый Ярославский». Многочисленные паломники наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3707747.ht...

Толгская икона Божией Матери. Большая «Толгская I». XIII в. ГТГ Из Ярославля происходят еще 3 ранние иконы: «Архангел Михаил», большая «Толгская Богоматерь» и малая «Толгская Богоматерь». Первая икона находилась в церкви Архангела Михаила (на реке Которосли), построенной около 1299г. Фигура архангела, держащего в руках мерило и медальон с полустершимся изображением Спаса Еммануила, дана в строго фронтальной, торжественной позе. Задумчивое лицо лишено всякой воинственности. Иконы Толгской Богоматери находились в Толгском монастыре под Ярославлем, от которого они и получили свое название. На большой иконе (так называемой «Толгской I») Божия Матерь изображена в рост, восседающей на троне, на Ее левом колене стоит Христос, Он обхватил Ее шею и порывисто прижимается к Ее щеке. Над троном представлены два парящих ангела, чьи руки скрыты под гиматиями. В Толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII в. Малая икона Толгской Богоматери («Толгская II») датируется 1314г., к которому предание относит ее чудесное явление ростовскому епископу Прохору (в схиме – Трифону). «Толгская II» представляет собой сокращенное переложение «Толгской I». Художник дал погрудное изображение Богоматери, а Христа написал не стоящим, а сидящим. Лица и манера письма также подверглись изменениям. Лицо Божией Матери с его выпрямленными линиями приобрело более скорбное выражение, а фактура сделалась более живописной и сочной. Если на большой Толгской иконе переходы от освещенных мест к затемненным носят постепенный, «сплавленный» характер, то на малой иконе эти границы обозначены резче, а пробела стали интенсивнее и динамичнее. Тем самым уже дает о себе знать приближение новой эпохи. Ист.: Лазарев В.Н. Русская иконопись от начала XVI века. М., 2000. С. 40–45. Северные письма (иконопись Северной Руси) На русском Севере иконописью занимались как побочным ремеслом представители белого и черного духовенства, посадские жители и даже крестьяне. Работая в одиночку, кустарным способом, лишенные профессиональной выучки и среды, они, естественно, не могли конкурировать с новгородскими иконописцами, а тем более не могли создать школы с четко выявленными стилистическими признаками. Поэтому к их работам вполне уместно применять термин «северные письма».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Толгская " Описания иконы Описание иконы Толгская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл. На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда [...] Икона Толгская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание.[...]

http://pravicon.com/icon-318

Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1314. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь Координаты: 57.696594, 39.82905 Проезд: На автомобиле со стороны Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. Уже на выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево). Общественным транспортом от остановки " Красная ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле со стороны Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. Уже на выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево). Общественным транспортом от остановки " Красная площадь " в Яросласле до Толгского монастыря на автобусном маршруте 34. В период навигации до монастыря от Речного вокзала г. Ярославля ходит теплоход на внутригородской линии. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1609 г. монастырь был сожжен поляками, в огне погибла почти вся братия. В конце 17 века по инициативе игумена Германа в Толге разворачивается активное строительство, возводятся каменные стены с башнями, 4 храма, настоятельский корпус, больничная палата. В 1672 были поставлены Святые ворота с надвратным Никольским храмом и двумя фланкирующими башнями. Ворота и церковь украшены висячими гирьками, изразцовым фризом, нарядными деталями в стиле нарышкинского барокко. Крестовоздвиженская церковь с трапезной были сооружены в 1670-х гг. на фундаментах более старой церкви (1625 г.). В 1735 г. пристроен северный придел, в 19 веке вся церковь перестроена в духе классицизма. В советское время находилась в руинах, но к настоящему времени восстановлена, заново расписана в 2000-2002 гг. Внутри храма покоятся мощи св. Игнатия Брянчанинова.

http://sobory.ru/article/?object=00217

Ростовский храм Иоанна Милостивого (Толгской иконы Богородицы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Содержание История [ править править код ] Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме. Иоанн прибыл в Ростов в 1571 году. Есть мнение, что родом он происходил из Германии. Сохранились источники, в которых упоминается, что он носил длинные волосы; также он не имел постоянного места жительства и на протяжении почти всей своей жизни проживал в церковных папертях и только иногда мог отдыхать у своего наставника Петра – священника храма Всех Святых. Иоанн умер в 1580 году. После его похорон возле его могилы стали происходить невероятные исцеления. В настоящее время рака с мощами святого Иоанна Милостивого хранится в Толгской церкви, при этом за ракой висит икона, изображающая житие святого. Рака украшена изящными барочными клеймами, на которых также изображено житие святого, выполненное в технике чеканки, гравировки и литья. Имеющаяся при раке икона написана в 18 столетии в самых лучших традициях своего ремесла. Иоанн Милостивый изображается с посохом и в рубище, а также держит в руках свиток. Непосредственно над ракой размещается деревянная резная сень, которая ажурно украшается витыми колоннами, вензелем и волютами. В вопросе внешнего убранства важно отметить, что оно сделано особенно лаконично и просто, ведь на оконных проемах главного объема и трапезной комнаты совсем нет наличников, а также отсутствуют полуколонки и резьба. Наиболее оживленным элементом убранства является простой карниз, который разделяет оконные ярусы и несколько приукрашивает стеновую гладь. В церкви сохранился иконостас, являющийся ровесником самого храма, для которого писал иконы знаменитый художник Харков.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_хра...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010