Святыни Ярославской земли Фоторепортаж о паломнической поездке насельников московского Сретенского монастыря по Ярославской епархии. За два дня, 18-19 сентября, братия посетила несколько древних русских городов и монастырей и поклонилась святыням края. Собор вмч. Феодора Стратилата Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском Переславль-Залесский. Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Собор Свято-Троицкого Данилова монастыря. Лик Спасителя осквернен пробоинами от большевицких пуль Храм Преображения Господня в Переславле-Залесском. XII век Мощи св. блгв. князя Александра Невского Воссозданный собор Никольского монастыря в Переславле-Залесском Владыка Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, встречает братию Сретенского монастыря Храмы Спасо-Яковлевского монастыря У мощей святителя Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевский монастырь Ростовский кремль. Архиерейский двор Ростовский кремль На звоннице Ростовского кремля Поклонение мощам свт. Леонтия, еп. Ростовского, поминаемого на св. Проскомидии Могила прп. Петра Ордынского Здания Петровского монастыря преврщены в мастерские и жилые помещения Троице-Сергиев Варницкий монастырь Учащиеся варницкой гимназии Рака с мощами св. блгв. князя Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля У мощей священноисповедника Агафангела. Ярославль, Казанский монастырь Икона Иоанна Предтечи - Ангел пустыни Учащиеся ярославской православной гимназии Вверх по Волге Вид Толгского монастыря с Волги У мощей свт. Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря Мощи свт. Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря Молитва у Толгской иконы Божией Матери Кедровая роща Толгского монастыря, основанная Иоанном Грозным Тутаев. Колокольный завод Тутаев. Колокольный завод Лития на могиле архимандрита Павла (Груздева) Глава Иоанна Крестителя в тутаевском храме Иоанна Милостивого На пароме, соединяющем Романовскую и Борисоглебскую части Тутаева Чудотворный образ Спаса Всемилостивого в Воскресенском храме Тутаева

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery8.h...

12 октября 1993 г. весь комплекс Николо-Перервинского монастыря был передан Русской Православной Церкви. Постепенно стали восстанавливаться разрушенные храмы обители. Больно было видеть надвратную Толгскую церковь: полуразрушенной, без купола, в аварийном состоянии. 7/20 августа 1995 г. состоялсь первое всенощное бдение в надвратном храме Толгской иконы Божией Матери. Еще один храм Николо-Перервинского монастыря ожил и огласился церковными песнопениями. В то время еще не отреставрированный, краска облупилась, повсюду стояли леса, алтарная преграда и царские врата были пока деревянными, временными, храм этот - небольшой, теплый и уютный - вернулся к жизни... 8/21 августа в надвратном храме была отслужена первая Божественая литургия, после которой состоялся крестный ход. С этого времени вседневные богослужения совершаются в храмах Преподобного Сергия и Толгской иконы Божией Матери. 7/20 августа 1998 г. был освящен и поднят на надвратный храм новый купол с крестом. Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря Толгской иконы Божией Матери в Николо-Перервинском монастыре церковь (Шоссейная улица, дом 82). Выстроена над северными вратами обители в 1733–1735 гг., в 1892 г. возобновлена. В 1920-е гг. храм закрыли и обезглавили. К 1998 г. церковное здание восстановили, и в нем начались богослужения. Его помещение небольшое, но высокое, освещено двумя рядами окон. В алтаре и на западной стене сохранились небольшие фрагменты старинной росписи. В межоконных простенках находятся иконы XIX в. и начала XX в. и новонаписанные. С восточной стороны восстановлены ворота. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05403

«…Направляемся в церковь, где находится чтимая святыня. Проникнуть в переполненный до крайней тесноты храм невозможно. Пришлось остановиться в окружающей храм галерее, против открытых входных дверей церкви. Служба слышна хорошо, видны священнослужители. Служит Владыка Архиепископ с сонмом белого и монашествующего духовенства… Истовое служение величавого старца Святителя, благоговейное, отчетливо слышимое во всех уголках храма произношение им молитвенных возгласов, стройное, красивое пение клира, масса богомольцев, усердно молящихся Скорой Заступнице рода христианского, все это придавало богослужению необычайное благолепие и торжественность, производило неотразимое впечатление на грешную душу, невольно заставляя ее отрешиться от житейских попечений и вспомнить о Боге, о небе. Певчие запели “Задостойник”. Какая дивная в своей простоте музыка!.. Дивно звучит в исполнении хора Многолетие Священному Синоду, служащим Архипастырям и их хранимой Богом пастве, – Многолетие старинного напева, т. н. “патриаршее”. Полная торжествующей жизни и захватывающей возвышенной радости мелодия, добавочные слова: “Кирие элейсон… сохрани Господи”, – все это сообщает Многолетию особую прелесть и слушается с особым наслаждением…» Торжественные богослужения в эти праздничные дни совершались во всех храмах обители. В Крестовоздвиженском храме Всенощное бдение пели монастырские певчие, а Литургию – «Вахромеевский хор» ярославского Спасо-Пробоинского храма под управлением диакона Михаила Великорецкого. Это был большой образцовый хор численностью до 40 человек. «Хор звучал стройно, собранно и слитно в отношении тембров в голосовых партиях» По окончании Литургии и крестного хода в архиерейских покоях, куда собрались участники торжеств, архиерейский хор прекрасно исполнил юбилейную кантату «600-летие явления Толгской иконы Божией Матери», слова и музыку которой написал отец Василий Зиновьев. Слова ее текста вылились из сердца глубоко верующего человека, большого русского патриота. Широкий свободный размер кантаты напоминает былинный стих, повествующий об истории земли ярославской, Толгской обители и чудесах Богородицы:

http://bogoslov.ru/event/6165666

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 700-летия Толгского монастыря 22 августа 2014 г. 02:13 21 августа 2014 года, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 700-летия основания Толгского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья, сестры, высокие представители государственной власти! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником 700-летия Свято-Введенской Толгской обители. Когда мы оперируем таким понятием, как век, нам кажется, что это очень продолжительное историческое время. Когда мы говорим, что прошло полтысячи лет, мы также констатируем нечто выходящее за пределы нашего опыта, то, что мы познаем только через книги, летописи, рассказы других людей. Толгской обители 700 лет. Если вдуматься в эти цифры, мы поймем, что прошла не одна эпоха. Сколько всего изменилось! Наверное, если бы сейчас здесь оказались насельники того Толгского монастыря, который был заложен на этом месте, то им было бы трудно опознать в нас похожих на них людей. Ни язык, ни одежда, ни нравы — ничто не соединяло бы их с нами, но лишь до тех пор, пока мы бы не помолились вместе. Потому что всех нас соединяет вера православная. Нас соединяет с предшествующими поколениями — теми, кто жил и пятьсот, и семьсот, и тысячу лет назад, — то, что все мы члены одной Церкви. Они там, на небесах, в Церкви торжествующей, мы здесь, на земле, в Церкви земной, — но все мы собираемся вокруг одного престола Божиего. Церковь является не только хранительницей исторической памяти, — она есть реальность, объединяющая поколения. А это означает, что подлинные ценности предыдущих поколений не умирают, если они включены Церковью в ее жизнь. Что осталось бы от этих стен, если б это не были церковные стены? Мы знаем, что на протяжении 700 лет много бед постигало обитель, но, наверное, самые тяжкие произошли в ХХ веке, когда обитель была разорена и здесь находились в заключении малолетние преступники. Еще живы люди, которые помнят колючую проволоку, помнят эти казематы. Казалось бы, это место уже не могло возродиться, но оно возродилось — именно потому, что Церковь не умирает, ибо это учреждение Богочеловеческое, и, как сказано в слове Божием, врата ада, то есть врата смерти, разрушения, небытия, греха, безумия никогда не одолеют Церковь и не разрушат ее (см. Мф. 16:18).

http://patriarchia.ru/db/text/3708429.ht...

Ярославские иконописцы были монументалистами – умели и понимали, как надо работать с крупными монументальными формами, поэтому их постоянно вызывали к государевым работам в Московский Кремль. Например, они поновляли или что-то писали заново в Успенском соборе. Ярославцы чувствовали монументальную форму даже в небольших иконах. Если увеличить даже небольшое изображение, его запросто можно было бы перенести на стену.  Обилие охры Краски делались из местных пигментов, и колорит ярославских икон отличается от колорита других культурных центров. Цвета в иконах ярославских мастеров – от желтого до темно-коричневого; очень горячего оттенка красные; мягкие, не очищенные, а полные оттенков белые; очень характерный изумрудно-зеленый.  Редкие сюжеты Еще одна особенность ярославской иконописной школы. Например, икона преподобного Сергия Радонежского со сказанием о Мамаевом побоище – это единственная икона, где изображена Куликовская битва. Изображая события Куликовской битвы, для победы в которой Русь объединилась, иконописец наверняка вспоминал недавние события Смуты, преодолеть которую получилось только с помощью единения, напряжения духовных сил народа. В иконах Ярославля нашли отражение сказания о местных чудотворных иконах. Например, чудотворная икона Божьей Матери «Толгская», чудотворная икона Божьей Матери «Казанская». Надо сказать, что ярославские художники были образованными людьми и эта грамотность позволяла им глубоко и очень серьезно осмыслять самые разные литературные источники – от библейских и евангельских до текстов житий и святоотеческих поучений, которые сложно иллюстрировать. Богоматерь Толгская со Сказанием Вот Богоматерь Толгская с клеймами «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» (1655). Икона Божьей Матери «Толгская», связанная с ярославскими землями, по преданию, явилась в 1314 году ростовскому архиепископу Трифону на берегу реки Толги, протекающей недалеко от Ярославля. Иконописец XVII века знаком не только с иконографией этой иконы, но и с литературным источником – «Сказанием о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». И, изображая в клеймах сюжеты чудес от иконы, он представил в том числе чествование иконы в Ярославском кремле.  Расширение образцов

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-i-reki-z...

В настоящем виде существующая с 1803 года церковь села Казаков неизвестно когда построена раньше. Из хранящейся в храме грамоты Тихона 3-го, епископа Воронежского и Елецкого, от 17 марта 1786 г. видно, что прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с пределом Великомученика Георгия. Но когда это произведено в исполнение сведений нет. В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостенова устроен в трапезе второй придел во имя Толгской Божьей Матери, освященный 3 ноября того же года. В 1842 году храм был увеличен распространением стен в настоящей, а в 1886 г. в трапезной части. Все три иконостаса по мере нужды возобновлялись и освящены: Вознесенский – 3 ноября 1874 г., Толгской – 26 ноября 1883 г. и Георгиевский – 11 октября 1886 г. В настоящей главной церкви иконостас пятиярусный, а в трапезе – трехъярусные. В 1902 году в церкви устроено паровое отопление. По этому теперь служение зимой совершается во всем храме, тогда как раньше главный предел Вознесения Господня на зиму затворялся.  В церкви есть чудотворная икона Толгской Божьей Матери, пожертвованная строителем иконостаса этого имени, помещиком Голостеновым. Из надписи на подаренной им же книге – от руки напечатанной службе Толгской Божьей Матери видно, что икона эта более 500 лет находилась в роде Голостеновых и была написана в год явления чудотворной иконы: святителю Трифону на р. Толге. При церкви стоит двухэтажное здание с каменным низом для приема на ночлег странников, и с деревянным верхом, где помещается церковно-приходская школа. Здание построено и освящено в 1893 году. Капитал церкви составляют два билета вечного вклада, 200 р. каждый, и билет 2-го внутреннео выйгрышного займа, проценты с которых идут на церковные нужды. 7-го июля 1883 года церковь посетил ныне покойный епископ Симеон, служивший здесь литургию, а в 1892 году – епископ Мисаил " . По преданию, село существует более 6 веков. Первыми его поселенцами были три казака, раненые в битве с татаро-монголами на реке Воргол летом 1395 года. Поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых поселенцев.В отказных книгах 1628 года упоминается, что основано село Казаки в конце XVI века елецкими казаками.

http://sobory.ru/article/?object=17261

Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:приблизительно не ранее 1700. Адрес: Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь Координаты: 57.69754, 39.82753 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1553 году посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни царь Иван Грозный. Он совершал паломничество в северные земли: «ездил в Кирилов монастырь, и бе в то время болен ногама, и ехаша ис Кирилова в судех по реке по Волге, и приехаша ко Пречистой Богородице з желанием исцеле от болезни своея и бысть здрав, и поиде в путь свой радуюся». Благодарный монарх «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь не малу на хвалу Богу каменну повеле соградити и обитель ту честну учинити. Даде же и вкладу ту не мало» Кроме того, царь Иван Васильевич преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в обители как местночтимая святыня в построенной деревянной церкви. Каменная Спасская церковь с больничными палатами была возведена в начале XVIII века на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного. В трапезной храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный на средства графа Александра Ивановича Остермана уже во имя святителя Дмитрия Ростовского. Стены храма были украшены живописью. Т.А.Рутман «Храмы и святыни Ярославля», 2-е изд., 2008 г. Построен в конце XVII — начале XVIII века. Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя был построен в середине XVI века после посещения монастыря Иоанном Грозным. В числе подарков, сделанных царем в благодарность за исцеление у Толгской иконы, был Нерукотворный Образ Спасителя. Эта икона стала святыней монастыря и почиталась как чудотворная.

http://sobory.ru/article/?object=05722

Толгская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Толгская икона Божией Матери - Толгская икона Богородицы чудотворная икона Богородицы, яви­лась 8 ав­гу­ста 1314 го­да Ро­стов­ско­му свя­ти­те­лю Про­хо­ру (в схи­ме Три­фо­ну). С Толгской иконы Божией Матери сделано множество списков, которые разошлись по разным уголкам Святой Руси. Один из списков находится в Свято-Введенском монастыре города Нежина. Этот древний список XVII века передала в дар Нежинской обители настоятельница Толгского женского монастыря Ярославской области игуменья Варвара (Третьяк), уроженка с. Дремайловки, которое находится недалеко от г. Нежина. Содержание История [ править править код ] Эта икона явилась в 1314 году при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор (в схиме Трифон), производя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря в свой кафедральный город Ярославль. За 7 верст до Ярославля он приказал пристать к правому возвышенному берегу реки для ночевки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, в месте, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб, а также идущий к нему через реку мост. Архипастырь помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на другую сторону реки, он увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епископ стал со слезами молиться: - Владычице, Ты призираешь на людей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе? После горячей молитвы епископ, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно, вошел в свой шатер и уснул до утра. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о совершившемся.

http://azbyka.ru/palomnik/Толгская_икона...

Башкатово. Церковь Толгской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ц. Толгской Пресвятой Богородицы 1844 г. Расположена на восточной окраине села, замыкая перспективу сельской улицы. Деревня Башкатово впервые упоминается в писцовой книге 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева В это время она входила в состав Каменского стана Орловского уезда. Свое название деревня получила по фамилии служилых людей Башкатовых, владевших здесь земельными угодьями и крестьянскиими дворами. В этой же книге упомянут и погост, на котором стояли «Церковь Офонасей Александрейской, древяна клетцки, а в церкве образы, и свечи и книги, и всякое церковное строение приходных людей»... Рядом с храмом находились дворы попа, пономаря и келья, где жили нищие — «питаютца от церкви Божьи». В 30-е гг. XVII в. в селе местными вотчинниками и крестьянами Афанасьевского и Покровского приходов для обороны от татарских набегов была поставлена небольшая крепостица — Каменский острожек, укрепленная частоколом с бойницами и надолбами. По «татарским вестям» в острог собиралось кроме вотчинников со своими семьями около полусотни крестьян, вооруженных пищалями. В последующем церковь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских в с. Башкатово упоминается в ведомости церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. Архитектурные древности Орловщины По материалам одноименной книги В.М. Неделина, В.М. Ромашова Добавить комментарий Комментарии и обсуждение На данный момент восстановлен левый предел в честь епископов Александрийских Афанасия и Кирилла, в ближайшее время планируется отслужить божественную литургию. 1 сентября 2010. Божественная литургия уже была,и не одна. Службы в этом храме не было с 1934 года. За время, пока в храме не было служб, было совершено убийство и изнасилование. Местные жители потихоньку возвращают иконы принадлежащие когда-то этому храму. Настоятель, молодой священник о.Максим, делает все возможное для восстановления храма. Да поможет ему БОГ!!! 11 февраля 2011. подскажите пожалуйста как можно помочь восстановлению Церкви? есть координаты или телефон? 1 мая 2011. 8-920-808-88-21 8-980-368-49-21 настоятель храма Толгской иконы Божией Матери. о.Максим 23 июня 2011. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08063

Чебоксары. Троицкий мужской монастырь. Церковь Толгской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Толгской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1713. Адрес: Россия, Республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. Константина Иванова, д. 1А Координаты: 56.15167, 47.253704 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Толгской Божьей Матери - одно из старейших монастырских сооружений – построена в 1713г. Внешний вид здания дошел до нас практически без изменений, хотя внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Трапезная церкви, ставшая со временем ее Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей. В настоящее время из особо чтимых святынь в храме имеются образ Иверской Божьей Матери и икона целителя Пантелеймона с мощами. Святой Великомученик Пантелеимон почитается Православной Церковью как небесный целитель недугов. Этот святой образ был изготовлен в 1912 году братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря и привезен из в дар российскому императору Николаю II. В 1995 г. Святейший патриарх Алексий II передал ее архиепископу Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве. В устроенных мощевиках благоговейно хранятся частицы святых угодников Божиих: святителя Иоанна Златоуста, великомученицы Варвары, великомученика Феодора Стратилата, апостола Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, святителя Димитрия Ростовского, святого равноапостольного князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Феодора Тирона, мученика Трифона, мученика Авраамия Болгарского, преподобномученицы Параскевы и многих других. Среди особо чтимых святынь кипарисовый крест с частицей Животворящего Древа Господня. Особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16-го века передана монастырю Владыкой Варнавой в 1994 году. Раньше эта икона находилась в одном из храмов Чувашии (с. Буртасы Урмарского района), а с его закрытием в 1950-х гг. на хранении в запасниках краеведческого и художественного музеев. Эта древняя икона очень почитаема жителями города и республики, о чем свидетельствуют многочисленные приношения, свидетельствующие о полученной благодатной помощи и исцеления от Пресвятой Богородицы в различных болезнях и житейских нуждах. Информация с сайта монастыря http://www.stpmm.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06827

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010