— Ситуация сложилась так, что к шестому курсу мне пришлось переехать в Ярославль и перевезти туда жену с детьми. Так что дипломную работу я делал, регулярно катаясь из Ярославля в Петербург. Диплом  защитил летом 1997 года. К 1998 году я стал участвовать в различных выставках и меня рекомендовали на вступление в Союз художников России. И одновременно получилось так, что у меня возникали различные душевные скорби, на которые духовник говорил: надо рукополагаться. А я, честно говоря, не мог решиться, не представлял себя священником: боялся ответственности. Дьяконом – другое дело, мне нравилось петь в храме .  Это было понятно, и ответ нужно было держать только за себя, а не и за паству. Но духовник сказал: пока не рукоположишься, внутренние скорби не прекратятся. И вот 21 мая, в день Толгской иконы,  я был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем. А в Союз я вступил, уже будучи диаконом… О самореализации — Ваша матушка – тоже художник. Насколько важно, чтобы у супругов были одинаковы интересы? — Мне кажется – очень важно. Это я могу как раз говорить исходя из опыта своей семьи. Но все-таки самое главное, что у нас со Светой – одинаковое отношение к религии, к вере. Вообще то, что я ее встретил — Божественное благословение! Только познакомившись со Светой, я понял, какой это замечательный человек. Но я даже, честно говоря, не ожидал, НАСКОЛЬКО прекрасным человеком она окажется в дальнейшем. Конечно, были у нас какие-то моменты разногласий. Например, где-то после двух лет брака Света впала в уныние , ее огорчало, что я мало бываю дома (а я и учился, и работал, ведь на мне лежала ответственность за семью), что она одна дома с ребенком, да еще не в очень хороших условиях! Мы снимали какие-то квартирки, а одно время — дом. Но дом был – оно название: ветхий, трухлявый, со всех сторон дует. Почувствовав, что Света испытывает некоторые напряжение, я ей предложил сходить к духовнику. Она буквально 10 минут поговорила с отцом Иоанном Мироновым, уж не знаю о чем, но вышла с совершенно другим лицом, чем вошла. И больше уже никогда не было таких моментов уныния.

http://pravmir.ru/protoierej-vasilij-shi...

Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещен в священнослужении. Немиров пренебрег запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили — приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя. Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, — тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак». Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду».16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка. «Власть Патриархом передана мне» После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведен обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего». 14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Сегодня Русский Север — это природные национальные парки и удивительной красоты города с уникальной архитектурой — Кострома и Вологда, Великий Устюг и Тотьма, Ярославль и Каргополь… Сюда едут и чтобы увидеть уникальную северную природу, и чтобы окунуться в мир удивительных народных традиций, которые сохранились здесь в своей архаичности, как, пожалуй, нигде больше в России. Традиционная народная культура во всем ее многообразии: песни и пляски, народный костюм и ремесла, деревянная архитектура, национальная северная кухня, быт, кружева, вышивка, ткачество, береста, плотницкое и кузнечное дело, былины, сказания, сказки, огромное количество музеев и фондов… Правда, заброшенных, мертвых деревень с потрясающей красоты домами, у которых сквозь проваленные крыши давно проросли березы, все больше, а зарплаты у людей, сохраняющих и возрождающих народные традиции, все ниже, да и самих этих работников все меньше — старые уходят, а молодых учить негде… Русский Север — это еще и развитая промышленность. Порты и верфи Мурманска и Архангельска, вологодское масло и ярославские краски, костромская «ювелирка» и великоустюжское чернение по серебру, сыктывкарский ЛПК и онежские трактора… Правда, на строительство и ремонт дорог в отдаленные поселки и деревни финансирования не хватает, поэтому где-то — ямы и колдобины, а где-то до сих пор асфальта ждут… И от того и безработных хватает, и молодежь из «бесперспективных» населенных пунктов уезжает в города… Впрочем, как и по всей России. Наконец, Русский Север — это по-прежнему один из центров духовной жизни России. Туристов и паломников ждут на Соловках и на Валааме, монахи трудятся и молятся за нас в Кирилло-Белозерском монастыре и в Ферапотово, в монастырях Толгском и Варницком, Артемиево-Веркольском и Введенском, Горицком и Стефано-Ульяновском и многих других. Строятся и восстанавливаются храмы в городах и селах… Общее дело Правда, немало мест вдали от магистралей и мегаполисов, куда не так-то просто добраться. Когда-то там жили люди, создавшие необыкновенной красоты храмы и часовни, которые, будь они где-нибудь в столицах, считались бы достопримечательностью и национальным достоянием. Но дерево — нестойкий материал, и без человеческого участия, без вложения сил и капиталов эти церкви и часовни разваливаются… Опять — честь и хвала добровольцам, и верующим, и неверующим, которым не безразлична судьба памятников архитектуры и которые выезжают на реставрацию деревянных северных храмов.

http://sever.foma.ru/russkij-sever-8-nai...

Но все же огрехи и непростительные ошибки и бестактности еще встречаются. В одном фильме крупным планом были показаны обрубки ног человека в инвалидной коляске. Этот план сопровождался текстом: «Хоть у него и отрезаны обе ноги, но камни он шлифует авторам не хватает знания церковных реалий, другим вкуса и чувства меры. Но вопрос об уровне общей культуры и необходимости обладания богословскими знаниями и личной воцерковленности, очевидно, еще долго будет оставаться предметом серьезного беспокойства.    Вцелом фестиваль оставил очень хорошее впечатление. Благодаря заботам владыки Кирилла, губернатора Лисицина и мэра … все прошло в атмосфере братской любви и творческого подъема. То, что участники и члены жюри провели 3  незабываемых дня в Толгском монастыре, окруженные добрым вниманием и любовью матушки настоятельницы Варвары и монастырских сестер, привнесло особую атмосферу духовной радости. Перед началом работы фестиваля перед чудотворной Толгской иконой Божьей матери был отслужен молебен. К  иконе прикладывались утром, перед тем, как отправиться к зрителям. нас замечательно встретил и проводил. Встречи с областным и городским руководством, общественностью и журналистами прошли в здании городского художественного музея – палатах ХУ11 века, заключительный вечер – в самом старом театре России – драматическом театре имени Волкова.                                               Наиболее точно суть происходившего в Ярославле определил в своем приветственном послании Святейший Патриарх Алексий: «Благородная миссия фестиваля, направлена на сохранение духовного наследия русского христианского искусства…. Мы видим пропаганду в СМИ нравственного релятивизма и попытки разрушить традиционные нравственные нормы. Это чревато угрозой окончательной утраты народом духовной и культурной идентичности, и так уже подвергшейся разрушительной атаке в эпоху господства тоталитарного Тем большее значение сегодня приобретает исполнение христианами завета Спасителя – " Идите, научите все народы " (Мф. 28:19), и тем большее значение приобретает труд тех работников СМИ, которые свои профессиональные знания и мастерство употребили для противодействия господствующему духу времени и для служения делу христианской ежегодные встречи не только свидетельствуют о росте профессионального мастерства, укрепляют творческие связи, но и стали серьезнейшим вкладом в общее дело единения и духовного просвещения России. Уверен, что XII Международный фестиваль " Радонеж " , призванный содействовать христианской миссии в современном мире, станет заметным событием в духовной и культурной жизни России…»

http://radonezh.ru/analytics/festival-ra...

Я кончил учение в начальной школе с похвальным листом за отличные успехи. И мне было предложено учиться в Солигаличском уездном училище с получением субсидии от Уездного земства без возврата. Но отец мой не согласился меня отпустить, хотя я желал учиться. Значение школьного воспитания 25 февраля 1952 г. Значение школьного воспитания юношества остается на всю жизнь. Это я вижу по себе. Для меня наш учитель, Николай Аниподистович Сибилев, остаётся примером и идеалом по сие время. Его выдержанность и строгость к себе передалась и мне, потому что я по сие время не позволяю себе произносить нехорошие и ругательные слова, хотя имею себе 75 лет от роду. Стараюсь избегать ссор с другими и быть лгуном пред ними. После школы я не пил крепких напитков до 30-ти летняго возраста ни одной капли. И после этого возраста ни одного разу не напивался пьяным или полупьяным. Очень в редких случаях позволял себе выпить не больше 2-х рюмок водки для возбуждения работы желудка. Никогда не курил я и не курю табаку и папирос по сие время. Любовь к учению и чтению полезных книг осталась навсегда. Мне тяжело было исполнить волю и желание своего отца – отказаться от учения в Солигаличском уездном училище, но я решил продолжать, расширять и укреплять свои знания, полученные в школе, чрез самообразование. Я продолжал брать книги для чтения из школьной библиотеки, брал их у местного священника о. Венедикта Толгского и брал их у тех граждан, у которых они оказывались. Но выписывать книги из книжных магазинов я не мог: у меня не было средств до указанного ниже времени. При отце я недолго жил. Он умер от водянки на 54-м году своей жизни. Мне было в то время не больше 13-ти лет. Он старался держать меня при себе и научить рубить дрова, боронить на лошади пахоту, косить траву, возить снопы разных культур из поля, помогать при посадке их в овин для просушки и при молотьбе, участвовать при уборке зерна в амбар после провеяния его. При сушке снопов в овине по ночам я был постоянным спутником отца, при этом всегда брал с собою книгу для чтения.

http://azbyka.ru/fiction/iz-vospominanij...

Одежды и нимбы шиты золотной пряденой нитью с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). Контуры нимбов, перекрестье на нимбе Христа, звезды на очелье и плече Богоматери прошиты золотной нитью. По сторонам нимбов на фоне золотной нитью шиты монограммы мр у и іс хс, на нимбе Христа – он. Нимб Богоматери заходит на верхнюю кайму. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми «по веревочке» золотыми полосами по тому же малиновому атласу, что и на среднике, пряденым серебром вязью с наличием узорных букв шит тропарь: заступнице христиномъ непостыдна ходатаице ко творцу непре//ложьна не презри гршных молени гласы но пре//двари ко благии помощь нашу врно вопиющих ти ускори//на млтву и потщис на умоление заступающи присно бце чтущихъ т. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка у пелены отсутствует. На оборотной стороне произведения обнажен подложенный под малиновый атлас фона белый холст, на котором видно шитье цветными шелковыми некручеными и кручеными нитями. СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном, ткань фона сечется, загрязненность, подкладка утрачена, концы фона неровно выступают за контуры пелены. Гвоздевые отверстия по краям. ИКОНОГРАФИЯ 625 По иконографии и композиции изображение Богоматери с Младенцем на пелене точно повторяет чудотворную икону Богоматери Толгской, святыню Толгского монастыря под Ярославлем (сравни изображение рук, ступней ног Младенца, представленного в движении – широко шагающим) 626 . Возможно, пелена предназначалась для какого-то чтимого списка чудотворной святыни. Не исключено, что эта пелена входила в комплекс драгоценного убора иконы «Богоматерь Умиление Толгская» из Архангельского собора Московского Кремля 627 . Изображения Богоматери Толгской в шитье встречаются редко 628 . АТРИБУЦИЯ Отсутствие оттенений в личном при довольно сложных золотых швах и характер надписи склоняют к датировке пелены концом XVI – началом XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

—4— чение учебного года, внесенные ими деньги не возвращаются (§ 145). 14) Плата за содержание в академическом общежитии в предстоящем 1914–1915 учебном году будет взиматься в следующем размере: с пансионеров – по 300 р. и с полупансионеров (имеющих пользоваться исключительно помещением и столом, с обязательством в первое же полугодие пребывания в Академии обзавестись на собственные средства форменною одеждою установленного образца) – по 210 р. в год. – Независимо от сего, студенты I курса, поступившие в академическое общежитие как пансионерами, так и полупансионерами, обязаны в сентябре месяце, сверх полугодичной платы за содержание, внести еще по 30 р. каждый – на первоначальное обзаведение. 15) С разрешения Епархиального Архиерея Ректор Академии может допускать к слушанию академических лекций и посторонних лиц, известных ему своею благонадежностью и окончивших среднее учебное заведение. Эти лица не пользуются, однако, правом участвовать в практических занятиях и репетициях студентов, подавать третные сочинения и представлять диссертации для получения академических ученых степеней или звания и подвергаться переходным и выпускным испытаниям (§ 147). Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам [XXVIII–LI] (Продолжение 593 )/Сообщил М. А. Новоселов//Богословский вестник 1914. Т. 1. 3. С. 429–449 (3-я пагин.). —429— Письмо XXVIII ( XVIII ) Ваше Высокопреподобие! Возлюбленнейший о Господе Отец Варфоломей! Воистинну Воскресе Христос! Приятнейшее письмо Ваше от 6-го Майя я получил, и усерднейше благодарю за Вашу откровенность, которая служит верным признаком истинного благорасположения и которой и впредь прошу не лишить меня. О. Иоанникий Оптинский, выехавший на днях из С. Петербурга, намеревался быть в Вашей Святой Обители, и расскажет с подробностию о моих обстоятельствах, о коих здесь уведомляю Вас вкратце. Точно – был воспрещен мне выезд из монастыря, но по причине совсем другой, нежели о коей Вы пишите. Это за знакомство мое с посланником Короля Французского, что Государь Император нашел неприличным и достойным наказания, и к чему я принужден был насильственно Синодальным чиновником. Сие последнее обстоятельство Государю неизвестно, и я не нахожу нужным приводить в известность. О выходе некоторых из братий ночью из монастыря и отпоре ворот распространял здесь слухи О. Нафанаил Толгский; когда сии слухи дошли до меня, я тотчас произвел строжайшее исследование; – оказалось, что была при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая. Кондак 12 Благодати Божия святое и непорочное жилище, Мати Господа вышних сил, облагодати наш помысл, благочестно воспевати Твоя чудеса, на Толге от честныя иконы Твоея явленная, и Твоим невечерним сиянием озари наша темныя души, приводящи их к свету Трисияннаго Божества, идеже радость и блаженство вечное уготовано всем праведным, поющим немолчную песнь Вседержителю: Аллилуиа. Икос 12 Поем песнь хвалы и благодарения Тебе, Богорадованная Дево, проповедуем велегласно величие чудес Твоих и богатство милости Твоея, на нас и Отечествии нашем явленных, и от глубины сердечныя приносим Ти со смирением и верою сия похвальныя дары: Радуйся, благая Мати всех любовию чтущих Тя и покланяющихся честному образу Твоему; радуйся, добрая Младопитательнице дев и безматерних сирот. Радуйся, мира христианскаго крепосте несокрушимая; радуйся, державы Российския защищение необоримое. Радуйся, Святыя Православныя Церкве многопетая славо; радуйся, святителей и священников благодатное удобрение. Радуйся, иноком благоподвизающимся Ходатаице вечнаго радования; радуйся, и в мире благочестно живущих не лишающая Твоего заступления. Радуйся, телеса наша врачующая от недугов многоразличных; радуйся, души наша избавляющая от врагов невидимых. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая. Кондак 13 О Всепетая Мати, рождшая радость вечную – Господа нашего Иисуса Христа, земным и небесным Спасителя! Приими благоугробно молебное пение наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и благоговением Тебе возносимое, и всесильными молитвами Твоими избави нас от временных бед и вечныя муки, сподоби же в благочестии и правоверии пожити зде, в земном житии, тамо же, в будущем веце, в радости райстей со всеми святыми вечно воспевати Создателю нашему: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел земный...» и 1-й кондак «Избранной Воеводе...». Молитва О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая херувимов и серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, свеще Богоприемная, темноту душ наших озаряющая; Радуйся, заре невечерняя, мглу грехов наших разгоняющая. Радуйся, чудно приявшая Христа Бога, яко угль горящий с Небеснаго Жертвенника; Радуйся, Купино Неопалимая, законоположником Моисеем предзримая. Радуйся, столпе огненный, Новаго Израиля путеводящий; Радуйся, облаче росоносный, зной страстей наших утоляющий. Радуйся, Предстательнице Всемогущая, тучи гнева Божия от глав наших отводящая; Радуйся, Заступнице Усердная, от погибели вечныя нас избавляющая. Радуйся, образ Твой честный в залог спасения нам даровавшая; Радуйся, огнезрачным явлением его на Толге страну Российскую благословившая. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая. Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, осенившей страну Российскую огнезрачным Своея иконы на Толге явлением, похвальное возглашаем пение: Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую, от всяких бед избави нас, зовущих: Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая. Молитва 1-я О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Я напал было на след писем Преосвящ. Филофея и Филарета у одной старухи, попадьи-вдовы, но что же оказалось? Негодный сын, выгнанный из духовного училища, «извертел эти письма на цигарки!» Я опоздал годом. Ах, как досадно и жаль!» 23 ч. получено было мною письмо из Ярославля от Преосвящен. Ионафана; Преосвященный архиепископ от 21 числа писал мне: «Радуюсь успешным розыскам письменных актов Высокопреосвящ. Митрополита Филарета. Если Господь благословит, сего 26 апреля я располагаю отправиться в Киев на богомолье, и на родину в Орловскую губернию для свидания с родными. В Киеве почту обязанностию помолиться о Вашем здравии и благоденствии, – и вместе учинить розыск сочинений и писем Высокопреосвящ. Митрополита Филарета. Укажите мне путь. До 26­ всегда Вы успеете написать мне кратко в Ярославль, или же к 30 апр. в Киев. Во второй половине июня я располагаю гостить в Толгском монастыре. Очень буду рад, если Вы в это время пожалуете в Ярославль. О времени Вашего выезда из Твери благоволите меня уведомить и указать день Вашего прибытия в Ярославль, хотя приблизительно. Г. Губернатору Левшину приключилась смерть внезапно от паралича сердца. Покойный был раздражителен, – и нелегко переносил недостатки, а особенно по службе ближних своих». 25, 26 и 27 ч. совершалось в Москве торжественное празднование 25-летнего юбилея народного певца Дмитрия Александровича Агренева-Славянского. По устройству этого юбилея образован был, с разрешения Министра внутр. дел, особый Комитет под председательством Н. П. Гилярова-Платонова 381 . Комитет этот почтил меня, наряду с многими другими ценителями именитого певца, приглашением принять на себя звание Почетного члена Комитета. Но я, конечно, уклонился от такого лестного приглашения. Дело обошлось и без моего участия. Юбилейное торжество это подало повод к разнообразным газетным толкам и манифестациям, частию хвалебным, а частию порицательным и глумительным... 26­ ч. получил письмо из Петербурга от А. В. Гаврилова. Он писал от 25 числа, в ответ на мое письмо от 20:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010